Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—войство Ч специфическа€ особенность предмета, неотьемлема€ от его природы и одновременно присуша€ определенному классу предметов




–ассматрива€ свойство в строгом смысле, св. »оанн ƒамаскин отмечает: У—войство есть то, что принадлежит всему виду, одному этому виду и всегда.Ф [82] B отличие от качества свойство не св€зано с количественной характеристикой предмета мысли, то есть не может про€вл€тьс€ в большем или меньшем объеме.

Ќапример:

У¬есь этот видимый мир есть лишь незаметна€ черта в обширном лоне природы. Ќикака€ мысль не обнимает ее. —колько бы мы ни тщеславились нашим проникновением за пределы мыслимых пространств, мы воспринимаем лишь атомы в сравнении с действительным бытием. Ёта бесконечна€ сфера, центр которой везде, а окружность нигде. Ќаконец, самое ос€зательное свидетельство всемогущества Ѕожи€ это то, что наше воображение тер€етс€ в этой мысли.Ф [83]

B этой статье из УћыслейФ Ѕлеза ѕаскал€ устанавливаютс€ свойства ¬селенной Ч бесконечность и сферическа€ конфигураци€ пространства Ч и свойства человеческого познани€ Ч конечность, ограниченность опыта, внутренн€€ противоречивость пон€ти€ бесконечного.

B определении Ѕ. ѕаскал€ слова Убесконечна€,Ф Уповсюду,Ф УнигдеФ €вл€ютс€ такими об€зательными эпитетами, создающими смысловую определенность уникального предмета мысли Ч ¬селенной, который, однако, сопоставим с известными и представимыми предметами; устранение любого из так называемых об€зательных эпитетов, обозначающих свойства, разрушит определение.

XVI. ќтношение.

ќтношением называетс€ така€ св€зь между двум€ или более предметами, при которой определенные особенности одних предметов предполагают наличие или, наоборот, отсутствие определенных особенностей других.

Ќапример, отношение мужа к жене предполагает наличие в том и в другой свойства быть супругом данного лица, наличие и отсутствие свойств мужского и соответственно женского пола.

—оотносительное (отношение) в строгом смысле как об€зательное совместное наличие или отсутствие чего-либо предполагает невозможность одного члена отношени€ без другого: невозможно быть отцом без детей, а учителем Ч без учеников. —оотносительное в более общем смысле предполагает фактическое наличие св€зи, которой может и не быть: можно мыслить знание без обучени€. —оотносительному противостоит пон€тие отрешенного Ч предмета или особенности, не включенных в систему отношений.

УЌо кто не знает, Ч указывает св. ¬асилий ¬еликий, Ч что те имена, которые произнос€тс€ в смысле отрешенном, о вещах самих по себе, действительно обозначают соответствующие им предметы, а те, в которых выражаетс€ применение одного предмета к другим, показывают только отношение его к предметам, к которым он примен€етс€? “ак имена человек, конь, вол означают самые предметы именуемые. ј выражени€ сын, или раб, или друг показывают единственно соприкосновение одного имени с другим, которое с ним св€зано. “аким образом, кто слышит слово "порождение", тот не обращаетс€ мыслью к какой-нибудь сущности, а разумеет только, что одно с другим св€зано, ибо порождением называетс€ порождение чье-нибудь... »бо различие —ына от других состоит не в отношении ≈го к чему-нибудь, а в особенном характере сущности, в которой €вл€етс€ превосходство Ѕога пред существами смертными.Ф [84]

XVII. –од Ч вид, индивид.

“оп €вл€етс€ одним из самых важных дл€ построени€ рассуждений и определений.

–одом называетс€ класс предметов, который содержит в себе другие классы.

¬идом называетс€ класс предметов, который содержитс€ в роде Ч более широком классе.

»ндивидом называетс€ единичный класс предметов, который содержитс€ в виде, не содержит в себе видов и характеризуетс€ качественной определенностью, неразложимостью и совокупностью акцидентных признаков вида, отличающих данный индивид от других.

¬ид св€зан с родом таким образом, что свойства или посто€нные признаки рода об€зательно содержатс€ в видах этого рода, но не все свойства вида содержатс€ в роде.

—войства рода (студенты) об€зательно содержатс€ в видах (студенты семинарии). ѕоэтому можно сделать умозаключение, что если выпускники высших учебных заведений получают высшее образование, то и студенты семинарий получают высшее образование, или что если студенты такие-то учатс€ в семинарии, то они получают высшее образование. Ќо свойства, присущие виду, не об€зательно содержатс€ в роде. Ќельз€ сделать вывод, что если студенты семинарий изучают литургику, то и студенты университетов изучают литургику.

»спользование топа рода св€зано с топами признака, качества и свойства, поскольку объединение предметов в классы основано на их группировке по признакам и на обобщенных качественных характеристиках, а отнесение таких классов к роду Ч на установлении и систематизации общих свойств предметов мысли или их классов-видов. –ассмотрим пример.

У»стина есть одна из естественных и существенных потребностей рода человеческого.

Ѕожественное ќткровение говорит в глубоком значении, что —лово Ѕожие, или истина Ѕожи€ есть хлеб жизни. Ќе хлебом единым жив будет человек, но вс€ким словом, исход€щем из уст Ѕожиих (ћф. 4:4). ѕодобно и естественный разум, хот€ и не в таком глубоком разумении, может сказать, что истина есть жизненна€ пища духа человеческого. ”ничтожьте истину, в уме останетс€ пустота, голод, жажда, томление, мука, если только он не в омертвении или не в обмороке от крайнего невежества. ≈сли вздумаете питать его образами воображени€, имеющими преход€щий блеск, но не заключающими в себе твердой истины, ему вскоре наскучит черпать воду бездонным сосудом, и жажда его останетс€ неутолимой, и мука неисцельной.

„то значит любопытство детей, их желание о всем спросить и все узнать? Ёто естественна€ жажда истины, еще не знающа€ определительно, чего жаждет, и потому стрем€ща€с€ поглотить, что только возможно.

„его ищет суди€ в законе и в судебном деле? Ч »стины. ≈сли бы вы могли уверить его, что он не найдет истины, вы уничтожили бы закон и правосудие.

„его ищет наука в неизмеримом пространстве вселенной и в тайных хранилищах природы человеческой? Ч »стины. ”твердите, что нельз€ найти ее, вы поразите науку смертельным ударом.Ф [85]

—в€титель ‘иларет использует один из самых распространенных аргументов, основанных на топе рода, Ч энумерацию (перечисление) или разделение родового пон€ти€. »стина определ€етс€ как необходима€ потребность человека и, следовательно, искание истины есть природное свойство человека. јргумент от противного основан на топе признака Ч если с уничтожением истины обнаруживаютс€ признаки смерти, то, следовательно, человек может жить только истиной.

ƒалее выдел€ютс€ два рода истины: истина Ѕожественна€ и подобна€ ей истина человеческа€; последн€€ не получает определени€, но искание истины представл€етс€ нагл€дно в качестве отдельных областей де€тельности, которые раздел€ютс€ по видам человеческой истины. Ќо поскольку вс€кий вид содержит родовые свойства, искание частной истины есть искание истины как таковой.

Ќагл€дность увеличиваетс€ тем, что исчисление оставл€ет возможность дополнени€. –итор, перечисл€€ области искани€ истины, движетс€ от общечеловеческой детской любознательности к науке, останавлива€сь далее именно на научной истине как предмете главного интереса аудитории.

–ассматрива€ пон€тие индивида, св. »оанн ƒамаскин указывает:

У—лово индивид употребл€етс€ в четырех значени€х. »ндивидом называетс€ то, что не рассекаетс€ и не делитс€: точка, теперь (момент, "квант" времени Ч ј. ¬.), единица; подобные предметы называютс€ неколичественными. »ндивидом называетс€ и то, что с трудом делитс€ или рассыпаетс€, например алмаз и подобное. »ндивидом называетс€ вид, не дел€щийс€ уже на другие виды, т.е. самый низший вид, например человек, лошадь и т. п. ¬ собственном же смысле индивидом называетс€ то, что, хот€ и раздел€етс€, однако после делени€ не сохран€ет своего первоначального вида (в смысле "образа" Ч ј. B.). Ќапример, ѕетр делитс€ на душу и тело. Ќо ни душа сама по себе не есть уже полный человек или полный ѕетр, ни тело. ‘илософы говор€т об индивиде в этом смысле, согласно которому он обозначает основывающуюс€ на субстанции ипостась.Ф [86]

“аким образом, пон€тие индивид используетс€ в специальных Ч научном и философском (минимальна€ единица научной теории, минимальный вид, конечный таксон классификации) Ч и в обще€зыковом значени€х.

XVIII. ÷елое и часть.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 410 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„еловек, которым вам суждено стать Ц это только тот человек, которым вы сами решите стать. © –альф ”олдо Ёмерсон
==> читать все изречени€...

2089 - | 1941 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.