Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“оп представл€ет собой положение, которое рассматриваетс€ как правильное или истинное и €вл€етс€ основанием аргумента




Ќапример: У„его ищет наука в неизмеримом пространстве вселенной и в тайных хранилищах природы человеческой? Ч »стины. ”твердите, что нельз€ найти ее, вы поразите науку смертельным ударом.Ф Ёто высказывание из речи св€тител€ ‘иларета ƒроздова представл€ет собой умозаключение, в котором меньша€ посылка выражена топом: цель науки Ч истина, другой топ, который можно сформулировать следующим образом: наука существует как целесообразна€ де€тельность, составл€ет опущенную большую посылку, поэтому первый, как бы самоочевидный вывод означает: наука существует, поскольку она ищет истину. ¬тора€ часть умозаключени€ доказывает уже невозможность существовани€ науки, если не существует истины как ее цели. “опы обычно опускаютс€ в рассуждени€х именно потому, что представл€ютс€ общеизвестными, самоочевидными и не требующими обосновани€.

“оп €вл€етс€ ценностным суждением, поскольку пон€ти€, которые его составл€ют (истина, жизнь, единство, убивать), рассматриваютс€ как положительные или отрицательные ценности и принимаютс€ в качестве цели или смысла человеческих помыслов и поступков.

“опы €вл€ютс€ важнейшей составной частью аргументации. “оп выступает как критерий приемлемости умозаключени€ независимо от его логической правильности. —огласие прин€ть доводы основано на прин€тии топов.

У“опосы (буквольно УместаФ) Ч это те или иные факты жизни и мысли, которые способны сделать наш силлогизм[21] вполне убедительным, несмотр€ на его материальную нелепость или просто непон€тность.

ƒопустим, что кто-нибудь совершил какое-нибудь преступление, за которое по закону полагаетс€ определенное наказание. »ван убил ѕетра, а за убийство требуетс€ наказание смертной казнью. —ледовательно, заключает силлогистика, »ван должен подвергнутьс€ смертной казни. Ќо вот на суде, при разбирательстве дела »вана, вы€сн€етс€, что »ван страдает нарушением умственной де€тельности. “огда рушитс€ все рассуждение, и суд вместо казни »вана отправл€ет его в больницу или дает такое легкое наказание, которое ничего не имеет общего с тем, что требуетс€ по закону. “опосом в данном случае €вл€етс€ факт умалишенного состо€ни€ »вана. » защитнику на суде действительно ничего не стоит убедить суд нарушить тот абсолютный силлогизм, который требуетс€ по закону и фактически часто примен€етс€ в жизни. » делает он это только при помощи подробного доказательства сумасшестви€ »вана. ј ведь если бы наказание механически следовало за законом, то тогда и суда никакого не потребовалось бы, а все было бы €сно и без вс€кого суда.Ф [22]

Ќо на самом деле истинность или правильность топа, на основе которого строитс€ аргумент, далеко не всегда €вл€ютс€ очевидными и бесспорными. ѕоэтому при построении и при анализе аргументации важно понимать, какие именно общие места лежат в ее основании.

ќбщие и частные топы.

“опика (система топов) организована иерархически: существуют общие места большей или меньшей значимости, при этом одни топы завис€т от других.

–ассмотрим пример.

У оренное положение вс€кой истинной философии есть положение, что (1) бытие полное u независимое принадлежит одному Ѕогу, (2) все другое, что ни существует, истинно существует только потому, что находитс€ в какой-нибудь св€зи с Ѕожественным.

»так, первый и высший образ быти€ есть бытие Ѕожественного существа в самом себе. Ќо Ѕожество не остаетс€ заключенным в себе самом. (3) ќно открыеает себ€ в мире: с одной стороны, в мире физическом, с другой, в мире нравственном; в мире физическом без ведома и воли существ, в которых ќно открывает себ€, в мире нравственном Ч при посредстве их сознани€ и воли. ¬ мире нравственном мы встречаемс€ с пон€тием правды. (4) ¬ мире нравственном Ѕог открывает —еб€ как существо бесконечно св€тое u праведное. (5) —ущества нравственные сознают идею правды Ѕожественной и в своей воле осуществл€ют ее.

...  аждое нравственное конечное существо имеет различные способности: кроме способностей, относ€щихс€ непосредственно к действованию, (7) способности познани€ и (8) способности чувствовани€. ƒл€ каждого р€да этих способностей есть свое особенное совершенство, определ€емое идеей Ѕожественного в особенном ее приложении к каждому р€ду. (9) ƒолг нравственного существа есть непрерывно развиватъ в себе u в других эти способности согласно с идеей Ѕожественного и таким образом все выше и выше возводить их к совершенству. „ем полнее и совершеннее будет такое развитие, тем полнее, тем совершеннее нравственное существо будет про€вл€ть и изображать собою Ѕожественное.Ф[23]

І –ассуждение  . ј. Ќеволина вводит систему общих мест (топов), лежащих в основании права.  урсивом под номерами выделены общие места (в тексте примера подразумеваютс€ положени€: человек естъ нравственное существо, человек есть конечное существо, которые также €вл€ютс€ общими местами).  аждое из выделенных общих мест св€зано с другими таким образом, что положение (9) основано на положени€х (7), (8); последние, в свою очередь, основаны на положении (6) и т.д., вплоть до положени€ (1), которое поэтому и занимает высшую позицию в иерархии общих мест.

І Bсе приведенные общие топы €вл€ютс€ основанием частных топов права: общество есть союз нравственных существ; человек существует в обществе; верностъ человека обществу есть правда (Justitiа).[24]

≈сли мы стремимс€ найти, обосновать и оценить смысл художественного творчества, технического конструировани€, политики, воспитани€ детей и вообще любого вида де€тельности человека, а также конкретного поступка или произведени€, то будем вынуждены обратитьс€ к топам, относ€щимс€ к соответствующему виду де€тельности, а при необходимости Ч и к более высоким. “олько если в обществе существует признанна€ система общих мест, в нем возможно обсуждение и решение проблем, то есть успешна€ аргументаци€, которой обеспечиваетс€ нормальное развитие общества как единого целого.

—истема общих мест не только иерархична, но и сложно организована: существуют топы различной степени общности, различного строени€ и назначени€.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 298 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћогика может привести ¬ас от пункта ј к пункту Ѕ, а воображение Ч куда угодно © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

2027 - | 1987 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.