Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


XII. ѕрисущее и привход€щее




Ћюбой объект характеризуетс€ множеством особенностей, совокупность которых лежит в основе нашего представлени€ о нем. Ќо среди этих особенностей или черт выдел€ютс€ существенные и несущественные. —ущественные особенности предмета посто€нны и сохран€ютс€ в различных его состо€ни€х и отношени€х к другим предметам. Ќекоторые из таких существенных особенностей €вл€ютс€ общими дл€ классов или групп однородных предметов, другие характеризуют отдельные группировки предметов внутри классов.

ѕрисущими €вл€ютс€ те особенности предмета, которые отличаютс€ посто€нством при изменении его состо€ни€ и без которых существование предмета представл€етс€ невозможным. ѕривход€щими €вл€ютс€ переменные или необ€зательные особенности предмета.

„еловек может обладать тем или иным цветом глаз, кожи, волос, голосом; он может быть мужчиной или женщиной, ребенком, юношей, стариком. Ќо ни одна из этих особенностей не характеризует человека как такового, ибо люди отличаютс€ от всех других живых существ совокупностью черт Ч разумом, €зыком, телесностью. ќт животных люди отличаютс€ разумом и €зыком, от ангелов Ч телесностью.

¬месте с тем все люди об€зательно бывают либо мужчинами, либо женщинами; равно как либо младенцами, либо детьми, либо юношами и девушками, либо лицами среднего возраста, либо стариками. „тобы разделить людей по полу или возрасту, нужно иметь представление об особенност€х, присущих всем люд€м, а половые и возрастные признаки окажутс€ привход€щими, так как любой человек, остава€сь разумным, может быть мужчиной, женщиной, ребенком, юношей и т.д.

ќтношение присущего и привход€щего €вл€етс€ основой построени€ рассуждений. ќбобщение требует отвлечени€ от несущественных дл€ целей аргументации данных; упор€дочени€ и группировки существенных.

ѕрисущими €вл€ютс€ субстанциальные свойства. ѕод субстанцией в античной философии понимаетс€ перва€ сущность, бытие вообще или наивысший род, и в этом смысле субстанци€ противостоит природе, котора€ есть субстанци€, про€вл€юща€с€ в своих существенных признаках и обладающа€ качественной определенностью, например, одушевленность, разумность и телесность человека. [72]

УЌо св€тые отцы, отказавшись от бесполезных словопрений, общее, о многих предметах высказываемое, т.е. низший вид называли субстанцией, природой и формой, например, ангела, человека, собаку и т. п. –авным образом слова вид и форма имеют значение одинаковое со словом природа. ≈диничное же они назвали индивидом, лицом, ипостасью, например, ѕетра, ѕавла.Ф [73]

ѕривход€щее (акциденци€) Уесть то, что в предметах и бывает и отсутствует, не разруша€ предмета. » снова: акциденци€ есть то, что может одному и тому же предмету как принадлежать, так и не принадлежать. “ак человек может быть белым, а также высоким, умным, с приплюснутым носом.Ф[74]

≈сли акциденци€ €вл€етс€ характеристикой существующего предмета и как привход€щее носит частный характер, то субстанци€, как присущее бытию конкретного предмета или совокупности предметов, имеет общий и об€зательный характер и в отдельных предметах про€вл€етс€ вместе с привход€щим.

ѕоэтому УносителемФ сущности €вл€етс€ отдельный предмет, а класс мыслитс€ при условии абстракции от частных особенностей вход€щих в него индивидуальных предметов. „еловека вообще не существует: јдам был первым человеком, конкретным носителем всех существенных особенностей человеческого рода, но также и частных черт, присущих только ему Ч јдаму, и никому иному. “ак и каждый человек €вл€етс€ в той же степени человеком, как и все остальные: не бывает человека в большей или меньшей степени. „еловечество представлено конкретными людьми, каждый из которых €вл€етс€ обладателем всех существенных, присущих человеку особенностей независимо от того, каким образом и насколько эти черты про€вл€ютс€ в нем:

УЌет разумной души, котора€ по сущности была бы более ценной, чем друга€ разумна€ душа. »бо Ѕог, будучи Ѕлагим, созидает вс€кую душу по образу —амого —еб€ и производит ее в бытие самодвижущейс€. » кажда€ душа по своей воле избирает либо честь, либо через дела свои добровольно избирает бесчестие.Ф [75]

јкциденции подраздел€ютс€ на отделимые и неотделимые. ќтделимые акциденции представл€ют собой состо€ни€ или положени€ предмета (молодость, старость, болезнь, здоровое состо€ние), которые про€вл€ютс€ в тех или иных обсто€тельствах места, времени, состо€ни€. Ќеотделимые акциденции представл€ют собой особенности многих предметов (например, курносый нос, высокий рост), неотъемлемые от них.

У... мы неприкосновенно сохран€ем все церковные предани€, утвержденные письменно или неписьменно. ќдно из них заповедует делать живописные иконные изображени€, так как это согласно с историею евангельской проповеди, служит подтверждением того, что Ѕог —лово истинно, а не призрачно, вочеловечилс€, и служит на пользу нам: потому что такие вещи, которые взаимно друг друга объ€сн€ют, без сомнени€, и доказывают взаимно друг друга. Ќа таком основании мы, шествующие царским путем и следующие божественному учению св€тых отцев наших и преданию кафолической церкви, Ч ибо знаем, что в ней обитает ƒух —в€тый, Ч со вс€ким тщанием и осмотрительностью определ€ем, чтобы св€тые и честные иконы предлагались (дл€ поклонени€) точно так же, как и изображение честного и животвор€щего креста, будут ли они сделаны из красок, или (мозаических) плиточек, или из какого-либо другого вещества, только были бы сделаны приличным образом, и будут ли находитьс€ в св€тых церквах Ѕожиих на св€щенных сосудах и одеждах, на стенах и на дощечках, или в домах и при дорогах, а равно будут ли это иконы √оспода Ѕога и —пасител€ нашего »исуса ’риста, или непорочной ¬ладычицы нашей св€той Ѕогородицы, или честных ангелов и всех св€тых и праведных мужейФ. [76]

B определении ¬селенского —обора указываютс€ посто€нные и переменные акциденции. ѕосто€нные Ч предмет изображени€ на иконе, переменные Ч способы, материалы, места.

XIII. ѕризнаки.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 297 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаука Ч это организованные знани€, мудрость Ч это организованна€ жизнь. © »ммануил  ант
==> читать все изречени€...

2047 - | 1864 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.