Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—овокупность лиц, к которым обращаетс€ ритор. јудитори€ представл€ет собой не случайное стечение людей, но их объединение на основе общих взгл€дов, задач, целей или интересов




јудитори€ развиваетс€ и измен€ет свое состо€ние в ходе общени€. ќбсуждение проблем создает различие мнений и точек зрени€, выдел€€ тем самым группировки людей, придерживающихс€ той или иной позиции.

ќбъем аудитории. ¬ зависимости от объема и речевой фактуры (устной, письменной, печатной, электронной, компьютерных сетей) аудитории подраздел€ютс€ на сосредоточенные (ораторские) и рассредоточенные (аудитории письменной и печатной речи).

—осредоточенные аудитории подраздел€ютс€ на малые, средние и большие.

  малым относ€тс€ аудитории, в которых возможен непосредственный диалог. ќсобенности работы в малых аудитори€х состо€т в том, что каждый участник общени€ легко включаетс€ в речь. ѕоэтому малые аудитории используютс€ дл€ продолженной речи Ч обучени€, собеседований, совещаний.  онкретные решени€ принимаютс€ обыкновенно в малых аудитори€х. –абота с малой аудиторией требует от ритора значительных усилий и хорошей общей подготовки, поскольку диалогическа€ речь предполагает импровизацию.

  средним относ€тс€ аудитории, в которых ритор может использовать ораторский речевой регистр, создающий границу между ним и слушающими. ƒл€ ритора-оратора средн€€ аудитори€ наиболее благопри€тна, потому что легко обозрима, не требует максимального использовани€ ресурсов голоса и тем самым допускает маневр темпом и громкостью речи, интонацией, взгл€дом и жестом. Ќепосредственный диалог в средних аудитори€х затруднен, поэтому дл€ организации диалогической речи они член€тс€ на группы по несколько человек.

—редние аудитории, как и малые, предпочтительны как дл€ продолженных видов речи Ч преподавани€, проповеди, политической пропаганды, в которых сочетаютс€ монолог и диалог, так и дл€ оратории, то есть однократной неповтор€ющейс€ речи. ѕубличные выступлени€ в средних аудитори€х предполагают конкретную подготовку.

K большим относ€тс€ аудитории до нескольких сот и даже тыс€ч человек. ¬ерхний предел больших аудиторий определ€етс€ обозримостью и дос€гаемостью голоса или усилителей звука при непосредственном контакте говор€щего с публикой.

¬озможности ораторской речи в больших аудитори€х ограничены, поскольку сильное напр€жение голоса, как и использование электронной аппаратуры, стесн€ет маневр громкостью звука, темпом речи и интонацией, а видно ритора плохо. ƒиалогическа€ речь и сложна€ аргументаци€ в больших аудитори€х невозможны.

Ѕольшие аудитории слабо организованы и подвержены коллективной эмоции. ѕоэтому выступление перед ними требует в основном личной энергии, мощного голоса и умени€ сообщить в простой образной форме то, что публике хорошо известно и по поводу чего она готова выразить всеобщее мнение возгласами одобрени€ или порицани€.

–ассредоточенна€ аудитори€ представл€ет собой среду общени€, котора€ образуетс€ в основном средствами печатной речи или радиотелевизионной передачи информации. ƒл€ таких аудиторий характерны получение сообщений поодиночке или малыми группами и иерархическа€ организаци€, создаваема€ различными видами устной и письменной речи.

–абота с рассредоточенными аудитори€ми предполагает специальную сеть речевых отношений и разделение труда речеде€телей: дл€ книгоиздани€ нужны автор, издатель, книготорговец, распространители и т.д.  роме того, использование письменной и печатной речи возможно только в специально подготовленной и обученной читательской среде.

ѕисьменна€ и печатна€ речь всегда сопр€жены с устной, а качества самой по себе устной публичной речи в услови€х письменного общени€ измен€ютс€, так как возникает необходимость в ее периодическом продолжении. ¬идами такой устной речи, ввод€щей письменные произведени€, €вл€ютс€ педагогическа€ речь, проповедь, различные виды устной пропаганды.

ѕоэтому ритор, которому приходитс€ работать с рассредоточенной аудиторией, а следовательно, сочин€ть статьи, брошюры или книги, должен учитывать степень ее подготовленности и обученности. » вместе с тем писатель и журналист должны уметь читать публичные лекции, вести зан€ти€, беседы, дискуссии.

ћассова€ аудитори€ представл€ет собой многомиллионную слабо организованную и неустойчивую среду общени€, котора€ создаетс€ системой средств массовой информации. √раницы массовой аудитории подвижны и могут совпадать с ареной распространени€ национального, межнационального или мирового €зыка. —овременна€ массова€ аудитори€ расшир€етс€ в мировых масштабах и становитс€ глобальной; при этом обнаруживаетс€ €вна€ тенденци€ ее превращени€ в англо€зычную с использованием других €зыков в качестве своеобразных переводных эквивалентов английского.

ћассова€ аудитори€ охватываетс€ информационными источниками разных уровней от глобальных в виде международных телерадиовещательных корпораций и информационных сетей (»нтернет) до региональных и локальных в виде национальных и местных телекомпаний, газет, информационных сетей, рекламных агентств и т. п.

ќднородность и разнородность аудитории. ќднородными €вл€ютс€ аудитории, объединенные на основе общности мировоззрени€; така€ общность может быть конфессиональной, политической, профессиональной и т. п. ћировоззренческа€ общность аудитории предполагает обращение к значимым дл€ нее иде€м и ценност€м, с которыми св€зываетс€ содержание речи. Ќапример, при обращении к ученым или студентам естественно будет св€зать тему речи с наукой, а при обращении к юристам Ч с правом.

–азнородными €вл€ютс€ аудитории, объединенные на основе интересов или общности проблем. ƒл€ разнородных аудиторий характерны отсутствие единого мировоззрени€ и плюрализм подходов к предлагаемым решени€м. ќбщие ценности таких аудиторий могут быть сведены к взаимной корректности поведени€ и терпимости, а также к признанию прагматических, материальных интересов как универсальных.

ѕреимущество однородной аудитории состоит в том, что ее реакци€ на аргументацию предсказуема, а недостаток Ч в том, что убеждени€ и интересы аудитории могут расходитьс€ с убеждени€ми ритора, и его аргументаци€ будет восприниматьс€ негативно и отторгатьс€.

 онвенциональность аудитории.  онвенциональными €вл€ютс€ аудитории, объединенные техническими правилами речи, которые рассматриваютс€ как об€зательные или даже универсальные.   конвенциональным аудитори€м относитс€, например, судебна€ коллеги€: существуют нормы доказательства и опровержени€, на основе которых суд принимает решени€, поэтому критика речи в суде исходит из общеприн€тых представлений о том, что доказано или доказуемо.

—ледует отметить, что юристы или ученые, в особенности естествоиспытатели, бывают склонны рассматривать такие конвенциональные нормы юридической или научной аргументации как универсальные и общеоб€зательные, что существенно осложн€ет задачи ритора.

 ультурное состо€ние аудитории. —ущественное значение дл€ оценки проблемной ситуации имеет отношение аудитории к культуре.[3] јкадемик ё. ¬. –ождественский выдел€ет следующие основные культурные образовани€, каждое из которых отличаетс€ от других наличием одних форм культуры и отсутствием других, поэтому ему свойственны определенные устремлени€ культурного строительства (отбор, присвоение, ассимил€ци€) и св€занные с такими культурными устремлени€ми конфликты, из которых следуют определенные политические идеи.[4]

1. —трана Ч полное культурно-историческое образование с единой исторически сложившейс€ территорией и государственностью, характеризуетс€ полным составом и единством духовной, материальной и физической культуры; (например, культура –оссии) Ч патриотизм.

2.  рай Ч определенна€ территори€ в пределах страны со сложившимис€ исторически географическими, экономическими и культурными границами, характеризуетс€ наличием духовной и материальной культуры; например (культура  алужской области) Ч сост€зательность.

3. Ќарод (этнос) Ч часть населени€ страны, объединенна€ этническим самосознанием, общностью происхождени€ и исторической территорией, характеризуетс€ наличием духовной и физической культуры; (например, культура русского или мордовского народа) Ч национализм.

4. «емл€чество Ч некомпактно живуща€ на территории страны группа выходцев из другой страны с этническим самосознанием, характеризуетс€ наличием духовной культуры Ч ксенофоби€ (и противоположна€ ей этнофоби€).

5. јнклав Ч компактно живуща€ и занимающа€ определенную территорию группа выходцев из другой страны с этническим самосознанием, характеризуетс€ наличием материальной культуры Ч сепаратизм.

6. ѕоколение Ч совокупность жителей страны близкого возраста, характеризуетс€ общностью физической культуры Ч стилеобразование.

7. ћаргинальные группы населени€, например, уголовный мир и близкие к нему слои населени€, характеризуютс€ отсутствием собственной культуры и отрицанием общенациональной Ч космополитизм.

ѕри анализе аудитории ритор учитывает ее культурный состав как склонность представителей того или иного культурного образовани€ к определенным политическим представлени€м и иде€м.

–итор.

–итором называют человека, профессиональна€ де€тельность которого состоит в создании публичных высказываний. –итором €вл€етс€ проповедник, философ, судебный оратор (обвинитель, защитник, судь€), политический или общественный де€тель, преподаватель, литератор-публицист.

ѕоскольку ритор посто€нно выступает перед аудиторией и стремитс€ быть вли€тельным, в обществе складываетс€ суждение о риторе, которое основано на содержании и форме его публичных произведений, мировоззрении, профессиональной подготовке и компетенции, общественной позиции и взгл€дах, характере поведени€ и внешнем облике, семейных и деловых св€з€х, отношении к другим риторам. Ёто мнение о риторе формируетс€ по мере его включени€ в общественную де€тельность и, установившись, определ€ет оценку обществом любого выступлени€, предложени€ или поступка ритора. Ќачина€ с некоторого момента общественной карьеры, изменить общественное мнение о риторе практически невозможно, тем более, что сам ритор постепенно срастаетс€ с собственным образом и оказываетс€ не в состо€нии высказатьс€ или поступить вопреки ему.

ќбраз конкретного ритора складываетс€ в аудитории на основе собственной де€тельности ритора, ее публичных оценок, сравнени€ речевых действий различных лиц, но, что самое важное, на основе общего идеального образа ритора, который сформировалс€ в ходе развити€ культуры общества.

Ёто значит, что действи€ ритора должны соответствовать, в первую очередь, представлению общества о том, каким следует быть, по выражению  винтилиана, Удостойному мужу, готовому к речи.Ф

Ќормативный образ ритора предстает в различных вариантах: одно дело образ проповедника и духовного наставника, как, например, св€тителей ‘иларета ƒроздова, ‘еофана «атворника, »гнати€ Ѕр€нчанинова, св€того праведного отца »оанна  ронштадтского; иное дело образ главы государства, как царей »вана √розного, јлексе€ ћихайловича, ѕетра ¬еликого, ≈катерины II, или государственных де€телей, как ј.ћ.√орчакова, ѕ.ј.—толыпина; иное дело образ ученого Ч ћ.¬.Ћомоносова, Ќ.».ѕирогова, ƒ.».ћенделеева, ».ѕ.ѕавлова. –азлича€сь характером де€тельности, общественным положением, содержанием произведений, все эти де€тели обладают, однако, общими чертами, которые делают их выразител€ми общественного идеала ритора, свойственного русской культуре.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 371 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тремитесь не к успеху, а к ценност€м, которые он дает © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

1995 - | 1921 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.