Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Воображаемые общности. Размышления о происхождении и распространении национализма. Бенедикт Андерсон




Концепции и определения

В рамках антропологии я предлагаю следующее определение нации: она есть воображаемая политическая общность, при этом воображаемая как имманентно ограниченная и суверенная.

Она воображаемая, потому что члены даже самой маленькой нации никогда не знакомы с большинством своих соплеменников, никогда не встречаются с ними и даже не слышат о них, но в то же время в голове каждого живет образ их общности. Ренан имел в виду этот акт воображения, когда писал в своей изящно пере­вернутой манере, что "сущность нации состоит в том, что все ин­дивиды имеют много общего и все многое забыли" [имеются в ви­ду междоусобицы и конфликты, предшествовавшие формированию нации. — АЛ.]. С определенной жесткостью Геллнер высказывает аналогичное суждение, когда он выносит свой приговор: "Национализм — это не пробуждение самосознания нации: он изобретает нации там, где они не существуют". Однако недоста­ток этой формулировки в том, что Геллнер настолько стремится показать фальшивые притязания национализма, что приравнивает "изобретение" скорее к "вымыслу" и "фальшивости", нежели к "воображению" и "созданию". Тем самым он предполагает, что су­ществуют некие "подлинные" общности, которые можно убеди­тельно противопоставить нациям. В действительности же вообра­жаемы все общности, крупнее исконных деревень со свойствен­ным для них непосредственным общением (а может быть, и даже они). Общности различаются не по их вымышленности или под­линности, а по способу их воображения. Яванские крестьяне всегда знали, что они связаны с людьми, которых они никогда не видели, но эти связи воспринимались частным образом, как неопределенно растяжимая сеть родства и клиентных отноше­ний. До совсем недавнего времени в яванском языке вообще не было слова для обозначения абстракции "общество". Сегодня мы можем думать о старорежимной французской аристократии как о классе, но воображать ее таким образом стали лишь недавно. На вопрос "Кто граф де X?" обычным ответом был бы не "пред­ставитель аристократии", а "правитель X", "дядя барона Y" или "клиент герцога Z".

Нация воображается ограниченной, потому что даже самые крупные из них, возможно, насчитывающие до миллиарда человек, имеют определенные, хотя и подвижные границы, за которыми на­ходятся другие нации. Даже самые мессианские националисты не мечтают о дне, когда все члены рода человеческого присоединятся к их нации так, как в определенные эпохи мечтали христиане о целиком христианской планете.

Нация воображается как суверенная, потому что ее концепция появилась в век, когда просвещение и революция разрушали бо­жественно-предписанное иерархичное династическое царство. Со­зрев на той стадии человеческой истории, когда даже самые пре­данные приверженцы любой универсальной религии неизбежно сталкивались с реальным плюрализмом подобных религий и не­совпадением онтологических притязаний и территориального рас­пространения, нации мечтают о том, чтобы быть свободными, а если и зависимыми от Бога, то лишь непосредственным образом. Суверен­ное государство представляет матрицу и символ этой свободы.

Наконец, нация воображаема как общность, потому что неза­висимо от фактического неравенства и эксплуатации, существую­щих внутри каждой из них, нация всегда мыслится как глубинное, горизонтальное товарищество. В конечном счете, именно это брат­ство в течение последних двух веков побуждало многие миллионы людей не столько убивать, сколько добровольно умирать за такой ограниченный плод воображения.

Эти смерти сразу ставят перед нами центральную проблему на­ционализма: что позволяет подобным грезам недавней (едва ли больше двух веков) истории приводить к таким колоссальным жертвам? Я считаю, что начало ответа кроется в культурных кор­нях национализма.

Культурные корни

Нет более поразительных символов современной культуры на­ционализма, чем кенотафии и могилы Неизвестного солдата. Пуб­личное церемониальное почтение к этим памятникам, оказываемое именно потому, что они преднамеренно пустые или же никто не знает, что находится в них, не имеет прецедента в более ранние времена. Чтобы осознать силу этого новшества, достаточно пред­ставить себе всеобщую реакцию на того дельного человека, кото­рый "открыл" бы имя Неизвестного солдата или настаивал бы на том, чтобы заполнить кенотафий подлинными костями. Святотат­ство странного, современного вида! Но хотя в этих могилах нет идентифицируемых бренных останков бессмертных душ, тем не менее, они ассоциируются с образами национальных героев. (Поэтому различные нации почитают такие могилы, не чувствуя никакой необходимости уточнить национальность отсутствующих там погребенных. Кем они еще могут быть, если не немцами, аме­риканцами, аргентинцами?..)

Символическое значение таких памятников становится еще бо­лее очевидным, если мы попытаемся вообразить, например, могилу Неизвестного марксиста или кенотафий павшим либералам. Мож­но ли избежать ощущения абсурда? Причина в том, что и мар­ксизм, и либерализм мало касаются темы смерти и бессмертия. А если национальные образы с ними связаны, то это наводит на мысль о близком родстве с религиозными представлениями...>

Невероятная живучесть буддизма, христианства или ислама на протяжении более тысячи лет при самых разнообразных социаль­ных формациях свидетельствует об их творческом ответе на во­прос о бремени человеческого страдания — болезни, увечьях, го­ре, старости и смерти. Почему я родился слепым? Почему мой лучший друг парализован? Почему моя дочь умственно отсталая? Религии пытаются объяснить это. Коренная слабость всех эволюционно-прогрессивных направлений мысли, не исключая и мар­ксизм, состоит в том, что на эти вопросы они отвечают пренебре­жительным молчанием. А религиозная мысль разными способами откликается на глубинные поиски бессмертия, обычно трансфор­мируя фатальность в непрерывность (карма, первородный грех и т.д.). Таким образом, она занимается связями между умершими и еще неродившимися, тайной регенерации. <...>

Я привожу эти простые наблюдения прежде всего потому, что в Западной Европе XVIII в. ознаменовал не только зарю эпохи на­ционализма, но и сумерки религиозного мышления. Век Просве­щения, рационального секуляризма принес с собой и свою совре­менную темноту. Страдания, отчасти созданные верой, не исчезли с ослаблением религии. Исчезновение рая как ничто другое сдела­ло фатальность особенно произвольной. Признание абсурдности спасения больше всего обострило необходимость другого типа продолжительности, бессмертия. Возникла потребность в светской трансформации фатальности в продолжительность, наделении слу­чайности смыслом. Как мы увидим, для этой цели больше всего подходила (и подходит) идея нации. Если широко признано, что нации-государства представляют собой "новые" и "исторические" образования, то нации, которым эти образования придают полити­ческое выражение, всегда восходят к незапамятному прошлому и, что еще более важно, будут жить вечно. Магия национализма превращает случайность в судьбу. Мы можем сказать, как Дебре: "Да, я случайно родился французом, но Франция ведь вечна".

Едва ли нужно объяснять, что я не утверждаю, будто появле­ние национализма к концу XVIII в. было "обусловлено" размыва­нием религиозной ясности или что само это размывание не требу­ет сложного объяснения. Я также не полагаю, что каким-то обра­зом национализм "вытесняет" религию. Я утверждаю лишь, что национализм следует рассматривать не в свете сознательно принятых политических идеологий, а в контексте предшествовавших культур­ных систем, из которых или вопреки которым он появился на свет.

В данном случае существенны две культурные системы — ре­лигиозная общность и династийное государство. Обе они в по­ру своего расцвета воспринимались как само собой разумеющиеся референтные рамки, наподобие национальности в наше время. По­этому необходимо рассмотреть, что обеспечивало этим системам очевидное правдоподобие, и в то же время подчеркнуть некоторые ключевые элементы в процессе их распада.

Религиозная общность

Трудно представить себе что-либо более впечатляющее, чем территориальный размах исламской уммы от Марокко до архипе­лага Сулу, христианства от Парагвая до Японии и буддистского мира от Шри-Ланки до Корейского полуострова. Великие сакраль­ные культуры включали представления об огромных общностях.

Однако представление о христианской общности, умме ислама и даже Серединном царстве <...> были возможны благодаря суще­ствованию священного языка и письменности. Достаточно рас­смотреть пример ислама: если магинданао встречались с бербера­ми в Мекке, они, не зная языка друг друга, не могли общаться устно, но понимали письмо друг друга, потому что общие для них священные тексты существовали только на арабском языке. В этом смысле письменный арабский язык функционировал подобно китайской письменности, чтобы создать общность через символы, а не через речь. <...>

Священные языки сделали вообразимыми такие общности, как христианство. Однако подлинный характер и достоверность этих общностей нельзя объяснить ссылкой только на язык: грамотные на этих языках составляли крохотные островки на поверхности неграмотного океана. Для более полного объяснения имеет смысл коснуться отношений между грамотными и обществом. Было бы ошибкой рассматривать первых как своего рода теологических технократов. Скорее они были звеном, ключевым слоем в космо­логической иерархии с божественной вершиной. Основополагаю­щие представления о "социальных группах" были центростреми­тельными и иерархичными, а не горизонтальными и ориентирован­ными на границу. Вызывающую удивление власть папства в пери­од его расцвета можно объяснить только существованием трансевропейского слоя церковников, грамотных на латыни, и концепции мира, разделяемой буквально всеми. Согласно ей двуязычная ин­теллигенция выступала связующим звеном между разговорным языком и латынью, посредником между небом и землей. (Ужас экскоммуникации отражал эту космологию).

Однако несмотря на все великолепие и силу великих религиоз­но-воображаемых общностей, их сплоченность неуклонно размы­валась начиная с позднего средневековья. Среди причин этого упадка отмечу только две, имеющие прямое отношение к уникаль­ной сакральности этих общностей.

Во-первых, исследования неевропейского мира, которые вне­запно расширили культурный и географический горизонт и, следо­вательно, представления о возможных формах человеческой жиз­ни. Этот процесс уже заметен в величайшей из европейских книг путешествий [книге Марко Поло. —А.П.]. <...>

Во-вторых, снижение роли самих священных языков. <..> Ла­тынь перестала быть языком общеевропейской интеллигенции. По­сле 1640 г. все меньше и меньше книг выходило на латыни, и все возрастало число изданий на разговорных языках. Упадок латыни иллюстрирует более широкий процесс, в ходе которого религиозные общности, интегрированные посредством сакральных языков, постепенно подвергались фрагментации, плюрализации и территориализации.

Династийное государство

В наше время, возможно, трудно в полной мере представить себе мир, в котором династийное государство воспринималось бы большинством людей как единственная вообразимая "полити­ческая" система, так как по многим ключевым параметрам "серьезная" монархия идет вразрез со всеми современными пред­ставлениями о политической жизни. Королевская власть все орга­низует вокруг одного высшего центра. Ее легитимность производ-на от божественности, а не от населения, которое состоит в ко­нечном счете из подданных, а не граждан. По современным пред­ставлениям, суверенитет государства полностью и равномерно распространяется на каждый квадратный сантиметр легально де­маркированной территории. Но в средневековом воображении, ко­гда государства отождествлялись с центрами, границы были по­ристыми и нечеткими, и суверенитеты незаметно переходили один в другой. Поэтому парадоксальным образом империи и королев­ства тех времен были в состоянии сохранять в течение дли­тельного времени власть над крайне гетерогенными, часто даже не граничившими популяциями.<...>

Однако в XVII в. по причинам, на которых здесь нет нужды ос­танавливаться, начался медленный упадок автоматической леги­тимности священной монархии. <...> Вплоть до 1914 г. династийные государства составляли большинство членов мировой полити­ческой системы, однако многие правители уже в течение длитель­ного времени по мере отмирания прежнего принципа легитимности стремились к "национальным" отличительным знакам.

Восприятие времени

Было бы неверным полагать, что нации как воображаемые общности просто выросли из религиозных общностей и династийных государств и заменили их. Вместе с упадком священных общ­ностей, языков и династий происходила фундаментальная смена восприятия мира, которая больше, чем что-либо другое, делала возможным "представлять себе" нацию.<...> Роман и газета были теми формами, которые обеспечивали технические средства для представления воображаемых общностей типа нации. Действия персонажей романа происходят в одном времени, фиксируемом ча­сами и календарем, но при этом персонажи могут совершенно ни чего не знать друг о друге. В этом новизна такого воображаемого мира, создаваемого автором в умах читателей. Представление о социологическом организме, календарно движущемся в гомоген­ном, пустом времени — это точный аналог идеи нации. <..,>

Предполагается, что в течение сорока лет, прошедших после издания библии Гутенберга до конца XV в., в свет вышло более 20 млн. томов книг, а в следующее столетие — 150—200 млн.<„.> Газета же представляет собой как бы "крайнюю форму" книги, продаваемой в колоссальных масштабах, но краткосрочной попу­лярности, можно сказать —• однодневный бестселлер. То обстоя­тельство, что газета устаревает на следующий день после ее вы­пуска, порождает чрезвычайную массовую церемонию: почти од­новременное потребление ("воображение") газеты как артефакта. Мы знаем, что конкретные утренние и вечерние издания будут в основном потреблены между таким и таким часом, в этот, а не другой день. Значимость этой церемонии (Гегель заметил, что га­зеты современному человеку заменяют утреннюю молитву) пара­доксальна. Она осуществляется в молчаливом уединении и проис­ходит лишь в голове. Но каждый участник хорошо осознает, что выполняемая им церемония повторяется одновременно тысячами, если не миллионами, других людей, в существовании которых он уверен, но не имеет ни малейшего понятия об их индивидуально­сти. Эта церемония повторяется ежедневно или дважды в день, до конца календаря. Можно ли представить себе более живую карти­ну светской, исторически-временной общности? Читатель газеты, наблюдая, как его соседи в метро, парикмахерской или квартале потребляют точные копии его же газеты, постоянно удостоверяет­ся, что воображаемый мир имеет зримые корни в повседневной жизни. <..,>





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 834 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2514 - | 2318 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.