Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культура и интеграция национальных обществ. Майкл шадсон




Культура парадоксальным образом является как наиболее за­метной, так и самой сомнительной силой социальной интеграции. Она наиболее заметна, потому что современное национальное го­сударство с полной уверенностью в своем праве использует поли­тику в области языка, формального образования и воспитания, массового отправления ритуалов и средства массовой информации в целях интеграции своих граждан и обеспечения, их лояльности. В социальной и политической теории давно бытует постулат о том, что общества могут и должны интегрироваться с помощью общих символов, общих культурных ценностей, единого образова­ния и воспитания. В современной науке он восходит к рассужде­ниям Монтескье о гомогенности общества как важном факторе 1>.'| иштии республики. Монтескье утверждал, что социальная гомо­генность необходима, чтобы граждане смогли развить в себе чувство братства, которого требует республика. Граждане в респуб­лике* социализируются путем патриотического гражданского воспитания, проведения частых публичных обрядовых мероприятий, введения цензуры на инакомыслие и в идеальном случае — утверждения единой религии. <...>

Хоти культура использовалась вполне осознанно как инстру­мент национальной интеграции, она не была ее единственным или самодостаточным условием. Может быть, она не является даже обязательным условием интеграции. Так, Швейцарию характери­зует глубокая локальная изолированность ее кантонов; ее народ разведен по четырем основным языковым группам, и все же госу­дарство существует, хотя "швейцарцы не проявляют больших эмо­ций в отношении своего государства". Италия интегрирована лич­ными клиентельными отношениями между центральным прави­тельством и местными нотаблями, поскольку в стране нет объеди­няющего национального мифа или общепризнанной национальной культуры. Когда Италия в 1860 г. стала единым политическим объединением, менее 3% ее населения пользовалось в повседнев­ном обиходе итальянским языком. Характер и особенности прояв­ления национальных чувств у разных обществ драматически отли­чаются друг от друга.

Есть повод сомневаться в первостепенности роли культуры в процессе социальной интеграции. И действительно, все больше социологов и историков не признают культуру главным интеграци­онным механизмом государственных образований. <...> Нет ника­кой причины ставить социокультурную интеграцию над процесса­ми политического упорядочения или социальной координации как элементами, определяющими целостность общественной группы. Может быть, лучше вообще не считать, что существует несколько сил, помогающих обществу сплачиваться, а исходить из наличия неких различных путей, по которым общество интегрируется. Ведь общества могут быть объединены приказами, что будет означать, наличие в них весьма эффективного политического контроля. Они могут быть сплоченными благодаря координации усилий людей с различными ролевыми функциями, стремящихся к мирному взаи­модействию, используя для этого всевозможные формальные и неформальные механизмы. Они бывают и сплоченными сообщест­вами, где людей объединяет общая преданность универсальному набору верований и ценностей. Во всех этих способах интеграции просматривается определенный уровень культурного взаимопони­мания и наличие общепринятых средств коммуникаций, однако политический строй базируется преимущественно на организации и силе, социальная координация — на рыночно-товарных отноше­ниях и межличностном взаимодействии, а социокультурная общ­ность — на общественных связях, ориентированных на общие культурные обычаи, роли и символы.

Признавая все это, мы все же должны согласиться с тем, что феномен национального государства нельзя понять или даже опре­делить в отрыве от созданного им культурно-исторического обли­ка. Если вопрос стоит не о том, какая сила (фактор) интегрирует то или иное общество, а что определяет и очерчивает границы то­го общества, в которое сплачиваются индивиды, то самым сущест­венным оказываются черты его культуры.

Все общества фиктивны. Личностная идентификация с какой-либо группой людей, выходящей за пределы того круга лиц, с ко­торым человек сталкивается лицом к лицу в повседневной жизни (а может быть, и внутри этого круга), определяется силой вооб­ражения. Культурные импульсы могут заставить человека иденти­фицировать себя с единоверцами по религии или с земляками в данной области, с коллегами по работе или профессии, с сограж­данами в каком-то национальном государстве, с родичами по рас­ширенной племенной группе, характеризуемой этническим единст­вом. Любая из этих идентификаций есть элемент создания "воображаемой общности", как это квалифицирует Бенедикт Ан­дерсон. Чувство общности покоится на каких-то конкретных, вполне поддающихся наблюдению характеристиках. Но на каких? Задача воображения здесь как раз и состоит в том, чтобы предло­жить индивиду ту или иную группу (а иногда и сразу несколько таких групп) в качестве основной базы для личностной идентифи­кации и создания внесемейных привязанностей. <...>

Понимание культуры как интегрирующей силы или как источ­ника сопричастности людей к данному обществу требует внима­тельного рассмотрения конкретных механизмов объективизации, наследования и распространения культуры.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 690 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2604 - | 2280 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.