Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Образование наций. Энтони Д. Смит




Сказав, что современный мир — это "мир наций", мы обознача­ем одновременно реальность и стремление. Национализм сегодня представляет собой легитимизирующий принцип политики и соз­дания государств, никакой другой принцип не пользуется сопоста­вимой лояльностью человечества. Даже федерации — это всегда федерации наций. И в то же время немногие государства сегодня являются нациями-государствами в строгом смысле термина. На­селение большинства государств не просто этнически смешано, так как в них имеются значительные меньшинства и глубокие раз­личия, но и сами границы этих государств нечасто совпадают с территорией расселения этнических популяций. Более того, внут­ри этих государств имеются и этнии и нации: с одной стороны, такие полноценные нации, как Каталония, Шотландия или Фландрия, и с другой — этнические группы, как галисийцы в Испании или сорбы в Восточной Германии. Между ними располагаются те этнии, которые стремятся стать настоящими нациями с собствен­ным государством или без него. Так, курды Ирака и Ирана стре­мятся преобразовать свою этнию в нацию, даже если она не бу­дет независимым государством, то же самое делают нага, друзы, сикхи, тигре, моро, а в Европе — уэльсцы, окситанцы, корсикан­цы, бретонцы, эльзасцы и, возможно, сицилийцы. Другие этниче­ские общности готовы оставаться таковыми, но хотят расширить свое влияние и привилегии в рамках большей политической общ­ности или нации-государства. В первую очередь здесь можно вспомнить о белых этниях или этнических фрагментах в США, а также черной и пуэрториканской общинах в той же Америке.

Таким образом, возникает смешанная и запутанная картина: с одной стороны, трудно провести четкую линию между этниями и нациями, но с другой — сила националистических устремлений преобразовала природу всех государств и отношения между ними, а также цели и свойства многих этний. Для националиста мир состоит из наций, каждая со своим особым и уникальным характе­ром, и вся власть исходит только от нации. В его глазах нация — это полное единство, фиксированное, но постоянно развивающее­ся, устойчивое, но полное многообразия. Поскольку это видение политической реальности превалирует на большей части планеты, в отношениях между государствами и этниями возникают все­возможные двусмысленности и напряженности. Многие люди вследствие националистического давления испытывают конфликт между лояльностью к государству, в котором они живут, и к этнии, к которой они относятся по рождению и воспитанию. Анало­гичным образом становление нации создает плодородную почву для сепаратизма, по мере того как многие этнии стремятся стать нациями.

Западные революции

Как же возникла такая ситуация? Почему "нация" стала во­площать идеалы человечества, большинства мужчин и женщин, если не было никакой неизбежности самого возникновения наций? Или же почему многие, но не вес этнии испытывают потребность стать нациями, хотя в течение исков их члены казались вполне довольными своим статусом и судьбой?

Истоки перехода к национальности (nationhood) скрываются в туманном прошлом. В принципе их можно увязать с постепенным объединением саксонскими и франкскими королями территорий, которые позже, в раннее средневековье, стали известны как "Англия" и "Франция". Также можно указать на рост объединен­ных испанского, шведского, польского государств в первой поло­вине второго тысячелетия и появление вслед за ними России, Венгрии и Голландии. Некое подобие централизованных госу­дарств существовало в исламском мире — в Египте Фатимидов, Сефевидском Иране и в меньшей степени в Османской империи. Даже в Могольской империи, как и Сунской, была центральная администрация. Но все эти "централизованные государства", даже когда они не были полиэтничными империями, ничем не отлича­лись от предшествовавших государств Ближнего и Дальнего Вос­тока, которые существовали на тех территориях с конца третьего тысячелетия до Р.Х. Так что административное объединение тер­риторий, постепенно происходившее в средневековой Европе по­средством завоевания, союзов и браков, само по себе нельзя счи­тать причиной образования наций. В лучшем случае такие объе­диненные территории создали скорлупу и рамки — возможность, но не более того — для последовавшего появления наций. <...>

Причиной, сделавшей нации, столь желанными, послужило воз­действие тройственной западной революции, или, точнее, трех ти­пов революций, происходивших на Западе в разное время в разных странах. Это — революция в сфере разделения труда, революция в контроле управления и революция в культурной координации.

Первая привлекла наибольшее внимание исследователей. Обычно именуемая "переходом (от феодализма) к капитализму", она отличалась высокими, хотя и неравномерными, темпами эко­номической интеграции. Как показал Уоллерстейн, подъем в конце XV в. центральных районов сильных государств, контролировав­ших основные потоки экономического обмена в пределах их тер­риторий, а также с периферийными и полупериферийными облас­тями, означал более высокую степень экономической интеграции во всей Западной Европе, особенно в узловых государствах. Это в свою очередь укрепило мускулы государства, получавшего доход в виде налогов, монополий, таможенных сборов и в результате кон­троля над такими ключевыми ресурсами, как добыча полезных ис­копаемых и регулирование торговли. <...>

Более интенсивная и целенаправленная деятельность государ­ства побуждала конкретные экономические центры развивать свя­зи друг с другом на территории под контролем государства. В ре­зультате региональные и городские элиты оказались объединен­ными общей экономической судьбой. Таким образом, постепенно в пределах государства формировалась единая профессиональная система, по крайней мере в зародышевом состоянии на этой фазе, и наметилась эрозия устоявшегося регионального деления. С тех пор, хотя бы теоретически, купцы и ремесленники могли зани­маться своим делом в пределах всего королевского домена при сходных экономических условиях, хотя на практике только в XIX в. регулярные коммуникации и целенаправленная политика госу­дарства создали одинаковые условия и единую легально признан­ную профессиональную систему с потенциально мобильной рабо­чей силой в масштабах всей страны. <...>

Тесно связано с этой экономической революцией было впечат­ляющее преобразование военных и административных методов контроля. <...> Способность концентрировать экономические и политические ресурсы посредством относительно стройной военно-административной государственной машины с ее обученной ин­теллигенцией далеко превосходила возможности и эффективность других государств, включая самые мощные империи — Осман­скую, Могольскую и Китайскую. Только те империи, которые пе­реняли западную модель государства, как это сделала в опреде­ленной степени послепетровская империя Романовых, могли вы­жить и сохранить свои территории. Хотя в составе государствен­ных элит и в системе эксплуатации крестьянства остались некото­рые элементы феодализма, особенно в Восточной Европе, этот но­вый тип бюрократического государства поощрял рост богатого буржуазного класса и связанной с ним интеллигенции, часто про­тивостоявших аристократии. Поэтому когда монархия лишилась реальной власти или была смещена, именно этот слой унаследовал традиции и концепции накопленного веками искусства управления государством, а также государственную машину для осуществле­ния политики в своих интересах.

Административная и военная революции не были делом рук буржуазии, хотя их опыт стал непременной предпосылкой ее осу­ществления. Буржуазия унаследовала и интенсифицировала эта­тистскую политику своих предшественников, тем самым подчерки­вая решающий характер территориального деления Европы и меж­государственной системы, созданной династиями. Иными словами, буржуазия и интеллигенция сохранили существовавшие террито­риальные и политические единицы в своих собственных целях максимизации выгоды и престижа и в результате стали жертвами системы государств и порождаемых ею войн. <...>

Наконец, была революция в сфере культуры и образования, в ходе которой церковную власть и традицию заменила новая сис­тема. В ней суверенное государство само заняло место божества, обещавшего практическое спасение, ограниченного и осязаемого одновременно и использующего инструменты земного спасения для создания общности равноправных граждан. И здесь тоже бю­рократическое "рациональное" государство играло главную роль — не как эрзац божества, а как активное начало культурных пере­мен. Монархи всегда стремились к религиозному конформизму, контролируя церковь и клир и освобождая государственную поли­тику от церковных и традиционных ограничений. С этой целью они поощряли рост интеллигенции с классическим и светским об­разованием, но лояльной в первую очередь династии и государству и получавшей награды в виде бюрократических должностей. Через смуту социальных революций идентификация этого нового слоя с государством и контролируемым им территориальным доменом способствовала совмещению государства, территории и культурной общности. Ибо в процессе идентификации бюрократы постепенно сплачивали вместе различные классы и регионы Франции, Англии (позже Британии), Испании (с некоторыми исключениями), Швеции, Голландии, Венгрии и России, хотя в последних двух случаях этниче­ская гетерогенность оказалась слишком сложным препятствием.

Однако на Западе территориальная централизация и консоли­дация шли одновременно с возраставшей культурной стандартиза­цией. Административные языки играли ключевую роль, представ­ляя собой стандартный способ коммуникаций не только на прак­тическом уровне государственных постановлений, но и более тон­ко, предоставляя возможность образованным классам вообразить свое единство и гомогенность. Как живо показал Андерсон, техно­логия печати и большой поток книг и газет, издававшихся на стандартных административных языках централизованных бюро­кратических государств, превратили расплывчатые контуры суве­ренных государств в реальные общности, хотя скорее воображае­мые, чем видимые. <...>

В действительности государство по-настоящему взяло на себя роль воспитателя во второй половине XIX в., когда массовое на­чальное образование стало нормой в большинстве стран Запада. Исследование Юджином Вебером политического и социального развития Франции того периода показывает, что лишь по мере расширения массового призыва в армию и роста массового образо­вания большинство французов начали осознавать свою "французскость" и ставить лояльность к государству — или, ско­рее, нации-государству — выше своих различных локальных или региональных привязанностей. И только тогда стало возможным завершить процесс секуляризации в политике вследствие отделе­ния церкви от государства и окончательно поставить образование под контроль государственных бюрократов, намеренных гомогени­зировать население и сделать французов сознательными гражданами. Сходным образом Kulturkampf в Германском рейхе Бисмар­ка выразил гомогенизирующий порыв государственных элит при выковывании единого национального сознания среди разных и не­давно приобретенных немецкоязычных территорий.

Таким образом, стержнем этих трех революций было становле­ние централизованных и культурно гомогенных государств. К на­чалу XX в. весь европейский континент был разделен сетью бюро­кратических "рациональных" государств, и концепции и практика государственного строительства намеренно насаждались в замор­ских колониальных территориях. Именно в этом тигле — в евро­пейской и колониальной межгосударственной системе — возник национализм и сформировались нации.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 844 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2335 - | 2117 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.