Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Нации и национализм. Эрнест Геллнер




Итак, подведем итоги. Со временем [на смену аграрному. — А.П.] появилось общество, основанное на сверхмощной технологии и перспективе непрерывного роста, которое требует подвижной системы разделения труда и постоянного, частого и четкого общения между малознакомыми людьми, подразумевающего обмен точ­ной информацией, передаваемой на стандартном языке или, когда требуется, на письме. По целому ряду причин это общество долж­но быть полностью экзообразованным: каждый индивид обучается специалистом, а не только своей локальной группой, если она у него вообще имеется. Отдельные его сегменты и секции — а индустриальное общество всегда большое, изменчивое и по сравне­нию с традиционными аграрными обществами отличается очень упрощенной внутренней структурой — просто не имеют ни воз­можностей, ни ресурсов воспроизводить свой состав. Средний уровень грамотности и технической компетентности, ставший стандартным, общая понятийная база, которую необходимо иметь членам этого общества, чтобы они нашли себе применение и мог­ли чувствовать себя полноправными и действительными его пред­ставителями, настолько выросли, что их просто не в состоянии обеспечить семейные или локальные группы в их настоящем виде. Их может обеспечить только лишь нечто подобное современной "национальной" образовательной системе, представляющей собой пирамиду, в основании которой находятся начальные школы, укомплектованные учителями,' обученными в средних школах, укомплектованных учителями с университетским образованием, полученным под руководством воспитанников аспирантур. Такая пирамида является критерием для определения минимального раз­мера жизнеспособной политической единицы. Ни одна политическая единица, слишком маленькая, чтобы содержать эту пирамиду, не мо­жет функционировать самостоятельно, не может существовать. В не­которых случаях действуют законы, не позволяющие политическим единицам слишком разрастаться; но это особая проблема.

Тот факт, что мелкие объединения в большом обществе не спо­собны к самовоспроизводству, что централизованное экзообразование стало обязательной нормой, что это образование дополняет, хотя и не полностью заменяет локализованную аккультурацию (т.е. видообразование), является фактом первостепенной важности для политической социологии современного мира. Но это его зна­чение, как ни странно, часто недопонимается, недооценивается и даже не изучается. У основания современного социального строя стоит не палач, а профессор. Не гильотина, а государственная докторская степень является основным инструментом и символом современной государственной власти. Монополия на законное об­разование сейчас важнее и существеннее, чем монополия на за­конное насилие. Когда это будет понято, тогда будет понята и не­избежность национализма, его укорененность не в человеческой природе как таковой, а в определенном типе социального устрой­ства, ставшего теперь основным. <...>

Итак, с одной стороны этот образовательный механизм слиш­ком объемен и дорогостоящ для всякой организации, кроме самой большой — государства. Но помимо того, что только государство может взять на себя такую большую ношу, опять же только госу­дарству по силам осуществлять контроль над такой важной и не­обходимой функцией. Культура — больше не просто украшение, утверждение и узаконивание социального порядка, который под­держивается и более жесткими, насильственными методами. Куль­тура теперь — это необходимая общая среда, источник жизненной силы или, скорее, минимальная общая атмосфера, только внутри которой члены общества могут дышать, жить и творить. Для дан­ного общества это должна быть атмосфера, в которой все его чле­ны могут дышать, говорить и творить; значит, это должна быть единая культура. Более того, теперь это должна быть великая или высокая (обладающая своей письменностью, основанная на обра­зовании) культура, а не разобщенные, ограниченные, бесписьмен­ные малые культуры или традиции.

Но какой-то организм должен осуществлять контроль за тем, чтобы эта письменная, унифицированная культура воспроизводи­лась действительно эффективно, чтобы образовательная продукция не была низкого качества и отвечала стандарту. Только государст­во в состоянии это делать; даже в странах, где важные звенья об­разовательной машины находятся в частных руках или в руках ре­лигиозных организаций, государство следит за качеством в этой самой важной из отраслей — производстве жизнеспособных и по­лезных членов общества. Централизованная церковь, фактически игравшая роль теневого государства в ту эпоху, когда европейские государства были не только раздроблены, но и социально слабы, вела борьбу за контроль над образованием, но эта борьба не имела успеха, если церковь не действовала от лица всеобъемлющей вы­сокой культуры и тем самым косвенно — в пользу нового нацио­нального государства.

Раньше образование было домашним делом, и человека воспи­тывали деревня или клан. Это время ушло, и ушло навсегда. В об­разовании малое теперь может быть прекрасным, только если оно незаметно опирается на большое. Экзосоциализация, производство и воспроизводство людей вне тесных локальных групп теперь яв­ляются нормой и должны ею быть. Обязательность экзосоциали-зации - это основной ключ к решению вопроса, почему государ­ство и культура теперь должны быть связаны, тогда как раньше их связь была слабой, случайной, неоднозначной, неопределенной и чаще всего минимальной. Теперь она неизбежна. Вот в чем суть национализма, и вот почему мы живем в век национализма. <...>

При таких условиях, согласно нашей теории, век перехода к индустриализму неизбежно становится веком национализма, то есть периодом бурного переустройства, когда либо политические границы, либо культурные, либо и те и другие вместе должны ме­няться, чтобы удовлетворять новому националистическому требо­ванию, которое впервые заявляет о себе. Поскольку правительства неохотно расстаются со своей территорией (а каждое изменение политических границ кому-то наносит ущерб), поскольку смена культуры чаще всего воспринимается очень болезненно и посколь­ку, кроме того, существуют враждебные центры политической власти, стремящиеся подкупать людей и завоевывать новые терри­тории, то из нашей теории следует, что этот переходный период должен быть острым и конфликтным. Реальные исторические фак­ты полностью подтверждают это предположение. <...>





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 765 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2220 - | 2182 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.