противостоянии социальных закономерностей и нрав! ственного идеала, индивидуального и массового. Там! где ученый стремился оставаться нейтральным к col бытиям, как того требовал от него научный метод, xyJ дожни к-реалист проявлял страстную заинтересован! ность, желание исправить мир, решить нравственные проблемы современности.
Реализм и романтизм объединяет критической отношение к капиталистической реальности. Когда ка> питализм в середине XX века вступил в новую исторИ; ческую фазу, стал более цивилизованным, пошел на убыль обличительный пафос художников, сменились! художественные стили эпохи. От романтизма реализм] отличают методы отображения критикуемой реально-;; сти: скрупулезная работа с объективными фактами yf реалистов, углубление в субъективный мир человек ка — у романтиков.
Среди крупнейших представителей реализма в различных видах искусства XIX — XX веков числятся Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, М. Твен, А.П. Чехов, Т. Манн, У. Фолкнер, А.И. Солженицын, О. Домье, Г. Курбе, И.Е. Репин, В.И. Суриков, М.П. Мусоргский, М.С. Щепкин, К.С. Станиславский,
Выдающийся французский писатель Стендаль (1783—1842) опубликовал в 1825 году книгу «Расин и Шекспир», считающуюся первым манифестом реалистической школы. Он обладал неподражаемым мастерством психологического анализа, умением передать сложные конфликты и противоречия современного общества. Страстное обличение политической реакции и мещанской ограниченности сочетается в его романах с глубоким анализом внутреннего мира героя («Красное и черное» (1831), «Пармская обитель» (1839) и др.).
Великий французский писатель Оноре де Бальзак (1799—1850) считается основоположником жанра социально-реалистического романа. Его главное произведение, эпопея «Человеческая комедия», должно было состоять из 143 книг, отражающих все стороны жизни французского общества с 1816 по 1848 год — зарождения эпохи первоначального накопления философии денег. Своему титаническому труду Бальзак от-348 Лал все свои силы, но создал только 90 романов и
I лапа 8. Культура Европы XIX века
ιιοβολλ. Известные произведения «Шагреневая кожа» (1830—1831), «Евгения Гранде» (1833), «Отец Горио» (1834—1835) и др. — части бальзаковской эпопеи, связанные общим замыслом и многими персонажами. < 'квозные персонажи— удачный художественный прием нисателя-«социолога». Герои Бальзака изображены как различные общественные типы, поступки которых определяются классовыми интересами и противоречиями. Бальзак не только показал, но и доказал, что человек формируется под влиянием общественных отношений. Но формируется совсем не так, как хотелось бы писателю. Оказалось, что безудержная жажда богатства омрачает человеческие отношения, даже любовь она делает предметом торга, а друзей превращает во врагов.
Один из великих художников мировой литературы — Чарльз Диккенс (1812—1870), основоположник п лидер критического реализма английской литературы, выдающийся сатирик и юморист. Уже в ранних «Очерках Боза» (1836) он попытался сделать социальную диагностику различных слоев лондонского общества. А в следующем романе «Приключения Оливера Твиста» (1838) писатель изобразил капиталистический городе его трущобами и жизнью бедняков. Его герой, преодолевая многочисленные препятствия, добивается личного счастья. Роман наполнен состраданием к униженным (особенно к переживаниям детской души), неприятием социальной несправедливости.
Французский писатель Гюстав Флобер (1821—1880) почти всю свою жизнь провел в небольшом местечке Круасси возле Руана и доподлинно знал провинциальные нравы. Их-то он и описал в знаменитом романе «Госпожа Бовари» (1857). Главная героиня Эмма Бова-ри, запутавшаяся в супружеских изменах, кончает жизнь самоубийством. За хроникой местных событий писатель рассмотрел убийственную пошлость обывательской среды, бездуховность тихой и благопристойной глубинки. Власти признали книгу безнравственной (автор обличал не женщину-распутницу, а общество в целом) и отдали автора иод суд, который вынес ему оправдательный приговор. После романа о страданиях женской души, воспитанной романтической литературой и столкнувшейся с рутиной провинциальной