Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел 2. Мировая тожественная культура




мо», утверждающего полярность и взаимопереход всех вещей, идею равновесия реальности, идеи и фантазии в каждом человеке.

Самый крупный представитель немецкого роман­тизма Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776—1822) яв­лялся разносторонней личностью: он был еще талант­ливым композитором и блестящим художником. Его произведениям присущи тонкая философская ирония и причудливая фантазия, доходящая до мистического гротеска (роман «Эликсир дьявола», 1815). В своем твор­честве Э.Т.А. Гофман раскрыл глубокую пропасть ме­жду образом жизни и мышлением художника и обыч­ного человека. Героем большинства его произведений выступает музыкант-бессребреник, презирающий ма­териальные блага, находящий смысл своей жизни в любви к искусству («Житейские воззрения кота Мур-ра», 1822). Гофман— один из основоположников не­мецкой романтической музыкальной эстетики и кри­тики. Он автор одной из первых романтических опер — «Ундина» (1814).

Отрицание утилитаризма и принципов буржуазно­го практицизма, жертвой которых становилась чело­веческая личность, выражали в своем творчестве не только немецкие, но и английские романтики. Круп­нейшим среди них был Джордж Ноэль Гордон Байрон (1766—1824). Байрон, член палаты лордов, воспевал не прелести придворной жизни, а «мировую скорбь», романтический бунт одиночки против всего общества. Его поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812— 1818), философские поэмы «Манфред» (1817) и «Каин» (1821), цикл стихов на библейские мотивы, роман в стихах «Дон-Жуан» (1819—1824), лирика передают острое ощущение катастрофичности человеческого бытия, утрату старых идеалов и ценностей. Автор соз­дал тип одинокого героя, «падшего ангела», который и себя, и других ведет к гибели. Байрон был участником движения карбонариев, национально-освободительной революции в Греции (умер в военном лагере). Им соз­дан тип «байронического» рефлексирующего героя: разочарованный мятежный индивидуалист, одинокий, не понятый людьми страдалец, бросающий вызов все­му миропорядку и Боту. Творчество Байрона, явившее-

1-я важным этапом в духовном развитии европейского общества и литературы, породило явление байронизма начала XIX века, в том числе «русского».

Другой представитель английского романтизма, Перси Биш Шелли (1792—1822), в лирических драмах, ι-тихах и поэмах, трактатах по искусству отвергал любую форму политического и церковного гнета, вос­ставал против Бога и правящих классов, превозносил жизнь, освещенную свободой и осмысленную самореа­лизацией.

Великий французский писатель-романтик Виктор Гюго (1802 — 1885) создал вдохновенные романы «Со-оор Парижской Богоматери» (1831), «Отверженные» (1862), «Человек, который смеется» (1869) и др., где обличал общественные язвы и социальную несправед­ливость. Писатель доказывал, что несправедливость ведет к нищете — рассаднице преступлений и что только радикальные перемены в обществе позволят их изжить. В предисловии кдраме «Кромвель» (1827) Гюго поместил манифест французских романтиков, где выс­тупил против классического правила «трех единств» и формального разграничения жанров, сформулировал принципы новой, романтической драматургии. Гюго признавал возможным смешение трагического и ко­мического.

Пессимистический взгляд на будущее, умона­строения «мировой скорби» сочетались в романтизме со стремлением к гармонии миропорядка, с поисками новых, абсолютных и безусловных идеалов. Творчест­во выдающегося французского поэта Шарля Бодлера (1821 —1867) называют «поэзией упадка и тления». Его, приверженца теории «искусства для искусства», счи­тают основоположником символизма. Пренебрегая об­щепринятыми условностями, он выражал в своем твор­честве восхищение злом, уродством и всяческими отклонениями от норм обыденной жизни. В его поэти­ческом сборнике «Цветы зла» (1857) выражена тоска по идеальной гармонии.

Острый разлад между идеалами и гнетущей ре­альностью вызывал в сознании многих романтиков болезненно-фаталистическое или проникнутое негодо­ванием чувство «двоемирия», горькую насмешку над несоответствием мечты и действительности, возведен-






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 441 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2239 - | 2103 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.