Он имеет определенного прототипа в образе пророка Иеремии из фрески Микеланджело. Несмотря на более светлые любовные мотивы, родившиеся из темы Паоло и Франчески («Поцелуй», «Вечная весна», «Вечный идол»), концепция человеческого существования у Родена в целом достаточно драматична. «Я хочу выразить всю правду, а не только ту, что дается глазу», — любил повторять Роден.
Постимпрессионизм (от лат. post— после и импрессионизм) — художественное течение конца XIX — начала XX века, возникшее во Франции как реакция на импрессионизм. Между двумя течениями разница не только во времени. Приставка «пост» не означает, что новое направление просто следовало во времени за старым. Они расходились по принципиальным вопросам. Импрессионизм стремился уловить случайное и мимолетное, а постимпрессионизм искал постоянные начала бытия. В первом преобладали чувства и впечатление, во втором —рассудок и интерес к философским аспектам бытия. К постимпрессионистам относят П. Сезанна, В. Ван-Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, Ж. Сера, представителей неоимпрессионизма и группы «наби». Между собой они имели мало общего. Каждый из них искал свою художественную нишу: Сера осуществлял свои эксперименты с цветом в Париже. Ван-Гог уехал в Арль, городок на юго-востоке Франции, Гоген отправился на далекий остров Таити. Их творчество положило начало многим тенденциям в изобразительном искусстве XX века.
Творчество крупнейшего постимпрессиониста Поля Сезанна (1839—1906) стоит у истоков современного искусства. Он начинает вместе с импрессионистами, однако в 80-х годах отходит от них и разрабатывает новую живописную систему, которая оказала огромное влияние на развитие всего искусства XX века. Отец Сезанна, родом из Экса, был рабочим, затем торговцем шляпами, и в 1847 году стал банкиром, обеспечив, таким образом, своему сыну безбедное будущее. В 1852—1858 годах Поль получает хорошее гуманитарное образование в Бурбонском колледже в Эксе. Здесь начинается его дружба с Золя, с которым они проводят долгие часы в бурных спорах и мечтаниях. В 1858 году Сезанн становится бакалавром и поступаот на факультет права, но, воодушевленный перепиской с Золя, он вскоре решает посвятить себя живописи. Через Золя он познакомился с художниками Э. Мане, К. Писсарро, К. Моне, О. Ренуаром и др. Общение с ними, а еще больше с постимпрессионистами (прежде всего Ван-Гогом) формирует его технику аналитического геометризма. Абсолютно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны (Сезанн серьезно интересовался геологией). Излюбленный прием Сезанна — совмещение разных точек зрения на объект при его изображении. В отличие от импрессионистов, любивших изображать прогулки и пикники на природе, у Сезанна не видно людей; его многочисленные пейзажи пустынны. Сезанн занимался поиском не изменчивости цветов, а устойчивых структурных закономерностей, его рисунок очень лаконичен, а цветовая палитра небогата: в ней преобладают три цвета — зеленый, голубой и желтый.
Произведения Сезанна (а насчитывается около 900 его картин и 400 акварелей) представлены почти во всех крупных музеях мира. Получили известность его «Пьеро и Арлекин» (1888), «Берега Марны» (1888), «Игроки в карты» (1896), «Портрет А. Воллара» (1899) и др. Слава пришла к Сезанну только в конце жизни. В Экс начинается паломничество художников, коллекционеров и критиков. Воздействие его искусства сказалось на творчестве П. Гогена и художников группы «Наби», фовистов и кубистов, русских «сезаннистов» из «Бубнового валета».
Поль Гоген (1848—1903) — один из главных представителей постимпрессионизма, близкий к символизму и стилю «модерн». По материнской линии он происходил из старинного испанского рода и детство провел в Перу. В юности был матросом, затем работал в Париже биржевым маклером, одновременно занимаясь живописью. В 35 лет бросил карьеру коммерсанта, а в 40 лет, расставшись с семьей, покинул цивилизованное общество и уехал на Таити. В Париже он жил трудной, почти нищенской жизнью, но и на Таити ему пришлось вытерпеть немало: он болел, голодал, даже попытался покончить с собой. На Таити он живет жизнью туземца: изучает легенды, традиции и верования таитян. В своих картинах изображает жизнь таитян сре-