Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел I Мировая художественная культра




и способ ухода от реальности. Энгр не участвовал в политической борьбе, полностью уйдя в мир идеально­го. В 1824 году он избирается академиком, награждает­ся орденом Почетного легиона, открывает свое ателье, становится признанным главой официальной француз­ской школы. В преклонные годы он продолжает неуто­мимо трудиться, много рисует. Классицизм он доводит до того логического предела, после которого нет раз­вития: его композиция строго формалистична, фигуры напоминают античные барельефы.

Классицизм, или неоклассицизм начала XX столе­тия называюттакже ампиром (отфр. empire —империя) или стилем Империи. Он завершил эволюцию класси­цизма и демонстрировал торжество государственной мощи. Ампир впитал в себя древнеегипетские мотивы (геометризм египетского орнамента, стилизованные сфинксы), мотивы росписей Помпей, этрусскихваз, ко­торые использовались в интерьерах дворцов. Архитек­туру отличают массивные портики с колоннами дориче­ского (иногда тосканского) ордера, военная эмблематика (орлы, лавровые венки, воинские доспехи, дикторские связки). В этот период возводятся мемориальные соору­жения (триумфальные арки, мемориальные колонны). Если рассматривать эволюцию живописи во Франции от классицизма к ампиру как единую линию, то обнару­живается что если классицизм прославлял пышное ве­ликолепие дворцовой жизни французских королей, то ампир — военные подвиги Наполеона и вкусы нарож­дающейся буржуазии. Целям прославления успехов го­сударства служила мемориальная архитектура (три­умфальные арки, памятные колонны), повторявшая древнеримские образцы.

 

1 § 2. Романтизм _______________________

На рубеже XVIII и XIX веков в Германии и других европейских странах возникло новое направление в духовной и художественной культуре, получившее название романтизм. Романтизм стал своеобразной реакцией на классицизм с его культом разума и ра­ционализма. Романтизм был первым направлением в искусстве, которое признало художника субъектом

I лапа 8. Культура Европы XIX века

творчества и провозгласило безусловный приоритет индивидуальных вкусов творческой личности. Наи-польшего развития романтизм достиг во Франции ('/'. Жерико, Э. Делакруа, Г. Доре). Крупнейшие его представители в Германии— Ф.О. Рунге, К.Д. Фрид­рих, П. Корнелиус, в Великобритании: —Дж. Констебль, У. Тернер. В России черты романтизма проявились в творчестве О.А. Кипренского, отчасти — В.А. Тропини-ΙΠΙ, С.Ф. Щедрина, ММ. Лебедева, К.П. Брюллова, Ф.А. Бруни, Ф.П. Толстого.

Романтизм противопоставил утилитаризму и ма­териальности нарождавшегося буржуазного общест-iiii разрыв с повседневной реальностью, уход в мир грез и фантазий, идеализацию прошлого. Мучитель­ный разлад идеала и социальной действительности — ненова романтического мировосприятия в искусстве. 11а смену беззаветному служению родине, воспетому Давидом, приходит служение самому себе, идеалы лич­ной независимости. Если Просвещение предлагало пороться со своими чувствами, то романтизм утвер­ждает полную раскованность. Именно их он считает нормальным проявлением индивидуальности, а рас­судительность и логику — болезнью. Романтизм — это мир, в котором царствуют меланхолия, иррациональ­ность, эксцентричность. Его следы проявлялись в ев­ропейском сознании еще в XVII веке, но расценива­лись врачами как признак умственного расстройства. I Ιο романтизм противостоит рационализму, а не гума­низму. Напротив, он создает новый гуманизм, предла­гая рассматривать человека во всех его проявлениях.

Первые признаки романтизма появляются почти одновременно в разных странах, но каждая внесла в его развитие свой вклад. Родиной романтизма счи­тается Германия, здесь были заложены основы ро­мантической эстетики. Из Германии новое течение стремительно распространилось по всей Европе. Ро­мантизм охватил литературу, музыку, театр, гумани­тарные науки, пластические искусства.

Философско-эстетическую теорию раннего ро­мантизма разработали в Германии А. В. и Ф. Шлегели, Повалис, И. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Ф. Шлейермахер, Л. Тик, творческое объединение которых, существовав­шее в 1798—1801 годах, получило название Иенских романтиков. Кружок немецких романтиков создал эстетическую концепцию новой универсальной куль­туры и помог формированию в первой половине XIX века романтической философии, к представите­лям которой относят Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775—1854), Артура Шопенгауэра (1788- -1860), Сере­на Кьеркегора (1813—1855).

Немецкий философ Фридрих Шеллинг был бли­зок йенским романтикам. Исходя из положений Кан­та и Фихте, он создал романтическую теорию, постро­енную па основе объективного идеализма. Главный метод познания у него — интеллектуальная интуиция, присущая философскому и художественному гению. Искусство — высшая форма постижения мира, един­ство сознательного и бессознательного («Система трансцендентального идеализма», 1800). В нем воеди­но сливаются все виды деятельности — теоретическая и практическая, духовная и чувственная.

Крупной исторической фигурой был немецкий философ-иррационалист Артур Шопенгауэр. Шопен­гауэр происходил из состоятельной купеческой се­мьи. Его мать обладала склонностью к изящным ис­кусствам и занималась литературным творчеством (собрание ее сочинений составило 24 тома). В Гет-тингенском университете изучал Платона и Канта, слушал лекции Ф.А. Вольфа по истории греческой и латинской литературы, Ф. Шлейермахера — по исто­рии философии, И. Фихте — по философии. В его основном произведении «Мир как воля и представ­ление» (1819—1844) мир предстает как стихийная «воля к жизни». Она — источник инстинктов и бесконечного эгоизма человека, который выражается в непрерыв­ной «войне всех против всех». Государство не может уничтожить эгоизма, поскольку оно — лишь система сбалансированных частных воль. Шопенгауэр называл существующий мир «наихудшим из возможных», а свое учение— «пессимизмом». Мировая история не имеет смысла. Страдание — наказание за первородный грех, вину обособленного существования. Преодоление эго­изма и страдания происходит в сфере искусства и морали. В основе искусства лежит созерцание идей, освобождающее субъект от власти пространства и времени. Высшее из искусств — музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непо-сродственное отражение «воли к жизни». Однако полное освобождение происходит только в сфере морали, на путях аскезы, умерщвления желаний. Влия­ние Шопенгауэра испытали в Германии Р. Вагнер, Э. I артман, Ф. Ницше, Т. Манн и др., в России— Л. Толстой, А. Фет и др.

Выдающийся датский философ, теолог и писатель (Чфен Кьеркегор создал субъективную («экзистенци­альную») диалектику личности, проходящую три ста­дии на пути к Богу: эстетическую, этическую и рели­гиозную. Домашняя атмосфера, в которой он рос, была проникнута христианским сознанием вины (его отец проклял Бога). Вероятно, от отца он унаследовал склон­ность к меланхолии, которую в ранний период скры-н.ΐΛ от себя и других под маской сарказма и иронии. Кьеркегор считал, что предназначение философии состоит в познании не какого-то абсолютного духа, но повседневного существования (экзистенции) челове­ка. Внешний мир, какой бы ни была его онтологиче­ская структура и как бы совершенен или несоверше­нен он ни был, не способен помочь человеку решить его внутренние проблемы. Внешний мир— это «раз-оитое» и бессмысленное бытие, ответом на него долж­ны быть страх и отчаяние {«Страх и трепет», 1843). Темное существование— это «жизнь в парадоксаль­ном». Философ рекомендовал индивиду полностью отдать себя на волю Бога, т. е. проводить «жизнь в религиозном». Думать «экзистенциально», т. е. исхо­дя из подлинного существования, — значит быть бес­предельно преданным христианской истине, даже если это грозит мученической кончиной. Идеи Кьеркегора повлияли на всю европейскую культуру и даже науку (п этом признавался основатель квантовой механики II. Бор).

Главными представителями романтизма в лите­ратуре считаются Новалис, ЭЛ.А. Гофман, Дж. Бай­рон, П.Б. Шелли, В. Гюго, Э. По, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев.

Немецкий поэт и философ Новалис (псевдоним Фридриха фон Харденберга; 1772—1801) являлся вид­ным представителем йенского кружка романтиков. Он пытался обосновать философию «магического идеализ-






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 354 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2242 - | 2051 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.