1 § 2. Художественные стили эпохи Просвещения
Эпоху Просвещения характеризует противостояние двух стилей-антагонистов — классицизма, основанного на рационализме и возвращении к идеалам античности и возникшего как реакция на него романтизма, исповедующего чувственность, сентиментализм, иррациональность. Сюда же можно добавить третий стиль— рококо, который возник как отрицание академического классицизма и барокко. Классицизм и романтизм проявили себя во всем — от литературы до живописи, скульптуры и архитектуры, а рококо — в основном только в живописи и скульптуре.
2.1. Классицизм
Классицизм (от лат. classicus — образцовый) сложился в XVII веке во Франции, а в XVIII веке он превратился в международное явление, включив в свою орбиту, по мере распространения идей Просвещения, практически все европейские страны. Обращение к античному наследию как некой норме и идеальному образцу происходило в Европе не единожды. Очередная попытка могла ничем не завершиться, если бы ностальгия по великому прошлому не упала на подготовленную рационалистической философией почву. Основываясь на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, классицизм стремился к выражению возвышенных идеалов, к симметрии и строгой организованности, логичным и ясным пропорциям, наконец, к гармонии формы и содержания литературного, живописного или музыкального произведения.
Иными словами, классицизм стремился все разложить по полочкам, для всего определить место и роль. Не случайно эстетическая программа классицизма устанавливала иерархию жанров — «высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.). В наибольшей степени принципы классицизма выражены в трагедиях П. Корнеля, Ж. Расина
I лава 7. Культура Наша времен»
и Вольтера, комедиях Ж.Б. Мольера, сатире Я. Буало, баснях Ж. Лафонтена, прозе Ф. Ларошфуко (Франция), н творчестве И.В. Гете и Ф. Шиллера (Германия), одах М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, трагедиях А.П. Сумарокова и Я.Б. Княжнина (Россия).
Для театрального искусства классицизма характерны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов. Часто XVIII столетие вообще называют «золотым веком» театра.
Основоположником европейской классической комедии является французский комедиограф, актер и театральный деятель, реформатор сценического искусства Мольер (наст, имя Жан-Батист Поклен) (1622—1673). Долгое время Мольер путешествовал с театральной труппой по провинции, где знакомился со сценической техникой и вкусами публики. В 1658 г. он получил разрешение короля играть со своей труппой п придворном театре в Париже. Опираясь на традиции народного театра и достижения классицизма, он создал жанр социально-бытовой комедии, в которой куффонада и плебейский юмор сочетались с изяществом и артистизмом. Преодолевая схематизм итальянских комедий дель арте (ит. commedia dell'arte — комедия масок; основные маски — Арлекин, Пульчинелла, старик купец Панталоне и др.), Мольер создал жизненно достоверные образы. Он высмеивал сословные предрассудки аристократов, ограниченность буржуа, ханжество дворян («Мещанин во дворянстве», 1670). С особой непримиримостью Мольер разоблачал лицемерие, прикрывающееся набожностью и показной добродетелью: «Тартюф, или Обманщик» (1664), «Дон-Жуан» (1665), «Мизантроп» (1666). Художественное наследие Мольера оказало глубокое влияние на развитие мировой драматургии и театра.
Наиболее зрелым воплощением комедии нравов признаны «Севильский цирюльник» (1775) и «Женитьба Фигаро» (1784) великого французского драматурга Пьера Огюстена Бомарше (1732—1799). В них изображен конфликт между третьим сословием и дворянством. На сюжеты пьес написаны оперы В.А. Моцарта (1786) и Дж. Россини (1816).
Классическая комедия развивалась также в Италии и Англии. И в XVIII в., несмотря на экономиче-
Раздел?. Мировая худджвственная культура
ский спад, Венеция оставалась столицей карнавалов, театров и беззаботного веселья. В этом небольшом городе работало семь театров — столько, сколько в Париже и Лондоне вместе взятых. На венецианские карнавалы тогда, как и двести лет спустя, съезжались люди со всей Европы. Здесь творил Карло Гольдони (1707—1793), создатель национальной комедии. Он осуществил просветительскую реформу итальянской драматургии и театра, вытеснив искусственный жанр комедии дель арте реалистической драматургией, с живыми характерами, остроумной критикой пороков общества. Его пору принадлежит 267 пьес, в том числе «Слуга двух господ» (1745—1753), «Хитрая вдова» (1748) и «Трактирщица» (1753). Современником Гольдони был Карло Гоцци (1720—1806). Он писал сказки (фьябы) для театра с мотивами фольклора и элементами комедии дель арте: «Любовь к трем апельсинам» (1761), «Турандот» (1762) и другие о жизни театральной Венеции.
Крупнейшим английским драматургом XVIII века был Ричард Бринсли Шеридан (1751 —1816). Наибольшую известность получили его комедии нравов, прежде всего «Школа злословия», направленная против безнравственности «высшего» света, пуританского лицемерия буржуа.
Если Мольера называют основоположником классической комедии, то родоначальниками классической трагедии считают двух других французов. В пьесах Пьера Корнеля (1606—1684) и Жана Расина (1639—1699) строго выдержано золотое правило классической драмы — единство места, времени и действия. Язык героев их произведений проникнут пафосом и патетикой. В основе большинства пьес лежит трагический конфликт страсти и долга. В трагедии «Гораций» (1640) Корнеля развивается тема государства как высшего начала жизни (воплощение разума и общенациональных интересов). В трагедиях «Митридат» (1673), «Федра» (1677) Расина дано поэтическое изображение трагической любви и противоборства страстей в человеческой душе, утверждается необходимость следовать требованиям нравственного долга. Семья, государство и монархия, по Расину, незыблемы, верность им должен сохранять каждый гражданин. Французский театр эпохи классицизма, руководствуясь вкусом придворной публики, перенес на сцену идеалы абсолютизма, создал тип героя, который преодолевает самого себя, подчиняет спои чувства интересам государства, борется за честь π славу.
Строгие правила классицизма сформулировал французский поэт Никола Буало (1636—1711) в своем «Поэтическом искусстве», где он обобщил художественный опыт французской литературы XVII века.
Поэтика Буало оказала влияние на эстетическую мысль и литературу XVII—XVIII вв. многих европейских стран, в том числе России.
В живописи тенденции классицизма намечаются уже во второй половине XVI века в Италии. Однако его расцвет наступил только во французской художественной культуре, где из разрозненных элементов он сложился в целостную стилевую систему. Основой теории классицизма был рационализм, опиравшийся на философскую систему Декарта. Принципы рационализма предопределили взгляд на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственных восприятий. Предметом искусства классицизма провозглашалось только прекрасное и возвышенное. Эстетическим идеалом служила античность. Наиболее ярко классицизм представлен работами французских живописцев п скульпторов П. Пуссена, К. Лоррена, Ж.-Л. Давида, Ж.О.Д. Энгра и Э.М. Фальконе.
Иногда специалисты различают академический классицизм первой половины XVII века и неоклассицизм конца XVIII — начала XIX вв.
Представителем академического классицизма в живописи Франции являлся Никола Пуссен (1594—1665). Иго заказчики принадлежали к кругу буржуазных интеллектуалов Парижа, увлекавшихся философией античных стоиков. Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология, история, Ветхий и Новый Завет. Герои Пуссена — люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувства долга. Пуссен явился создателем классического идеального пейзажа в его героическом виде. Пейзаж Пуссена — это не реальная природа, а природа «улучшенная», созданная
Раздел?. Мировая худджвственная культцра
художественным вымыслом живописца. Его картины, холодные, суровые, умозрительные, называли «замерзшими скульптурами». Образцом для них послужила античная пластика и мир античных героев. Клод Лоррен (1600—1682), в торжественных композициях которого «идеальные» пейзажи наполнены лиризмом и мечтательностью, считается одним из основоположников классицизма в европейском искусстве XVII века.
Через 100 лет к холодным и возвышенным идеалам античного искусства вернется другой знаменитый француз —живописец Давид (1748—1825). Возвращение классицизма получит наименование неоклассицизма. Сын крупного парижского негоцианта, Давид получает «римскую премию» как лучший ученик Академии, после чего уезжает в Италию знакомиться с памятниками античности. Будучи в Риме, он выработал строгий изобразительный стиль, основанный на тщательном изучении классической скульптуры. В «Клятве Горациев» (1784), заказанной Давиду Людовиком XVI, строго героическая интерпретация сюжета, взятого из римской истории, подчеркивает ее этическую направленность: братья Горации дают отцу клятву в верности долгу и готовности сражаться с врагами. Античной теме любви к родине посвящена известная картина Давида «Брут», на которой главный герой изображен в тот момент, когда он приказывает казнить собственных сыновей, узнав об их заговоре против государства. Давид — один из величайших исторических портретистов. Он завершает век старый (XVIII) и начинает новый (XIX).
Между двумя классицизмами — ранним (академическим) и поздним (неоклассицизмом) господствующие позиции занял стиль рококо.
2.2. Искусства рококо
Рококо зародилось в XVII веке, а превратилось в господствующий стиль в XVIII. Пожалуй, это самый характерный для французов стиль, в нем сконцентрировались особенности национальной психологии, образ жизни и стиль мышления высшего класοι. Рококо — порождение исключительно светской культуры, прежде всего королевского двора и французской аристократии. Термин «рококо», произошедший от французского «рокайль» (буквально: бриллиант и украшение из раковин), появился в конце XVIII века.
Искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства— игривое, насмешливое, вычурное, дразнящее чувство. Сюжеты — только любовные, эротические, любимые героини — нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые «триумфы» и «туалеты». Для рококо характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических и пасторальных сюжетов, эротических ситуаций. Скульптура и живопись изящны, декоративны, в них преобладают галантные сцены. Статуэтки и бюсты предназначены для убранства интерьера. Стены обильно украшены лепниной, ажурным орнаментом, позолотой и мелкой пластикой, декоративными тканями, бронзой, зеркалами. Хрустальные люстры, изящная мебель с инкрустацией дополняли впечатление праздника. Мир миниатюрных форм нашел свое главное выражение в прикладном искусстве — в мебели, посуде, бронзе, фарфоре.
Рококо можно считать лебединой песней уходящей в историю феодальной аристократии. На смену ей шла буржуазия с новыми, более упрощенными интересами и грубыми художественными вкусами. Дворянская эпоха уходила красиво, создав неподражаемый стиль утонченной изысканности. В это время, т. е. со второй половины XVII столетия, Франция и королевский двор прочно и надолго занимают ведущее место в художественной жизни Европы.
Искусство и архитектура рококо отличались особой образностью и оригинальностью. Отвергнув принцип классицистической декоративности, новый стиль предложил взамен образ элегантной фривольности. Наибольшего блеска это искусство достигло во Франции. Людовик XIV (1643—1715) отошел от торжественной пышности барокко ради более непринужденного и гедонистического искусства. Были отвергнуты и строгие правила академического классицизма последователей Пуссена: придворная аристократия явно склонялась к томам чувственного удовольствий)
и любви к роскоши. ]
Выдающимся французским представителем рококо являлся Антуан Ватто (1684—1721). Им создано* около 300 картин и рисунков. В бытовых и театралы] ных сценах, галантных празднествах, отмеченных] изысканной нежностью красочных нюансов, трепет-'; ностью рисунка, он воссоздал мир тончайших душев-; ных состояний. Его картины изобилуют причудливыми1 украшениями, криволинейностыо линий, завитками, словно напудренный парик знатной дамы или ее кавалера. Под влиянием мифологических «поэзии» Тициана и Веронезе он изображает мир покоя, идиллии, грез.
Другим ярким выразителем этого художественного стиля был Франсуа Буше (1703—1770). Сын ор-наментщика и торговца эстампами, он сделал блестящую карьеру, стал «первым художником короля», директором Академии. Бугае умел делать все: картины для богатых домов и дворцов, картоны для мануфактуры гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации, рисунки вееров, обоев, каминных часов, эскизы костюмов. Но больше всего он прославился своими декорациями и портретами, которые по-домашнему просты и естественны. Игривая обнаженность, мягкие краски, сладострастные позы женских портретов передавали истинный дух искусства рококо, атмосферу томного гедонизма, царившую при Версальском дворе.
■ Новое время включает в себя XVII — XIX вв. и начинается с эпохи Просвещения. Просвещение— необходимая ступень в поступательном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни и стремящейся бесповоротно встать на путь научно-технического и социального прогресса.
■ В разных странах эпоха Просвещения наступила в разное время. Первой в новую эру вступила Англия — в конце XVII века. В середине XVIII века центр нового мышления переместился во Францию. Просвещение явилось завершением мощного революционного всплеска, захватившего ведущие страны Запада. Правда, то были мирные революции: промышленная — в Англии, политачестя — во Франции, философско-эстетическая — в Германии. За сто леч— с 1689 но 1789 год— мир изменился до неузнаваемости.
■ Главным субъектом исторических преобразований является интеллигенция. С тех пор ни одного крупного события в Европе не проходило без руководящей роли или непосредственного участия именно этого слоя населения. Просвещение создало новый тип людей — интеллигентов, людей науки и культуры.
■ Успехи Просвещения стали возможными только потому, что на историческую сцену вышла еще одна мощная социальная сила — класс буржуазии.
■ Завершением эпохи Просвещения явилось, с культурологической точки зрения, возникновение массовой культуры. Ее следует считать низшим слоем буржуазной культуры.
■ В философии Просвещение выступало против всякой метафизики, способствуя развитию естествознания и веры в социальный прогресс. Эпоху Просвещения называют еще именами великих философов: во Франции — веком Вольтера, в Германии — веком Канта, в России — веком Ломоносова и Радищева.
■ Огромное воздействие на целую эпоху в истории культуры Германии и на развитие европейской культуры в целом оказало немецкое литературное движение 70—80-х годов XVIII века «Буря и натиск» («Sturm imd Drang»; название — по одноименной драме Ф.М. Клингера), заявившее о стремлении изменить моральные и общественные нормы (членами были И.-ф. Шиллер и И.-В. Гете).
■ Эпоху Просвещения характеризует противостояние двух стилей-антагонистов — классицизма, основанного на рационализме и возвращении к идеалам античности, и возникшего как реакция на него романтизма, исповедующего чувственность, сентиментализм, иррациональность. Сюда же можно добавить третий стиль — рококо, который возник как отрицание академического классицизма и барокко. Классицизм и романтизм проявили себя во всем — от литературы до живописи, скульптуры и архитектуры, а рококо — в основном только в живописи и скульптуре.
КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ XIX ВЕКА
В XIX веке происходит формирование индустриального общества. Оно зародилось в XVIII веке и просуществовало еще до середины XX столетия. В XIX веке на смену домашней фабрике, которая состояла из семьи помещика, слуг и крепостных крестьян либо семьи городского ремесленника, неженатых подмастерьев, вольнонаемных работников и слуг, приходит крупная промышленность с сотнями и тысячами работников на одном предприятии. Пыльные, неуютные мастерские уступают место просторным цехам, наполненным сложным оборудованием. Ведущими отраслями индустрии становятся металлургия, энергетика, машиностроение, транспорт и химическая промышленность.
Дымящие заводские трубы, быстро растущие городские кварталы, гигантские угольные разрезы, раскинувшиеся на всю страну железнодорожные сети —■ только внешние признаки этого общества. Не менее важны внутренние — переход к рыночной экономике, расширение индивидуальных свобод, развитие машинного производства и наемного труда, демократизация общества и становление гражданского самосознания. XIX век — это расцвет классического естествознания, создания единой системы наук. Появляются первые научно-исследовательские лаборатории, работающие на прямой заказ промышленности. Создание паровоза, двигателя внутреннего сгорания, применение электричества в промышленности, телефона, радио произвело переворот в науке и технике.
lam 8. Культура Еврапы XIK века
Благодаря успехам медицины, улучшению санитарных условий жизни и качества питания резко ι окращается смертность. Напротив, средняя продолжительность жизни растет. Увеличивается и численность населения. Люди со все большим желанием мигрируют из села в город в поисках более комфортной жизни, культурно разнообразного досуга, лучших по.зможностей получить образование. Урбанизация — переселение людей в города и распространение город-| к их ценностей жизни на все слои населения — становится неотъемлемым спутником другого процесса — индустриализации. Индустриализация —применение научных знаний к промышленной технологии, открытие новых источников энергии, позволяющих машинам ныполнятьту работу, которую прежде выполняли люди или животные. Переход к промышленности был для человечества такой же значительной революцией, как к свое время переход к земледелию. Благодаря промышленности небольшая часть населения оказалась в состоянии кормить большинство не прибегая к обработке земли.
Европейская культура не могла не реагировать на экономические и социальные изменения в обществе. 11 она реагировала, создавая новые художественные ценности и стили, мировосприятие и образ жизни. Художественное своеобразие культуры XIX века определяли три главных стиля — классицизм (неоклассицизм и ампир), романтизм и реализм. Только в конце столетия зарождаются новые направления определившие облик европейской культуры уже XX века.
1 § 1. Классицизм ______________________
XIX век стал периодом серьезных достижений в философии, которая была богата самыми разными течениями и направлениями.
Самым мощным направлением первой половины XIX столетия являлась классическая немецкая философия. Ее родоначальником считается И. Кант, философские взгляды которого рассмотрены выше. Другой представитель немецкой классической философии Иоганн Готлиб Фихте (1762—1814), выступил, как и ί
I_______________________________ Раздел 1. Мировая художественная цщ\
Гегель, против кантовского учения о «вещи-в-себе»
Центральное понятие учения Фихте — деятельности
всеобщего «Я», которому противостоит «не-Я» —мщ
объектов. Диалектику творческого самополагания «Я;
в переработанном виде восприняли Ф.В. Шеллинг ι
Г.В.Ф. Гегель. Философию И. Фихте считают такж)
провозвестником романтизма. ί
Титаном классической философии стал велики! немецкий мыслитель Георг Вильгельм Фридрих Гегел! (1770—1831), создатель систематической теории диа лектики, основанной на принципах объективного идеа! лизма. Согласно Гегелю, культура представляет сой бой реализацию абсолютного духа — мирового разумйщ который в разное время и в разных формах проявляет! себя и тем самым делает себя доступным познанию? человека. Сменяющие друг друга типы культур, oil античной до современной, суть разные фазы такого^ воплощения. В культуре, природе и обществе царят| одни и те же объективные законы: отрицание отрица-' ния, переход количества в качество, единство и борь--ба противоположностей. Противоречие, внутренний' источник развития, предстает в виде триады: тезис (исходный момент) — антитезис (отрицание, переход в противоположность) — синтез (отрицание отрицания). Таким способом развивается природа, наше мышление и общество. Основные сочинения Гегеля — «Феноменология духа» (1807) и «Наукалогики» (1812—1816), Кроме того, в его творческое наследие входят лекции по философии, истории, эстетике, философии религии, истории философии. Философия Гегеля оказала глубокое влияние на последующее развитие мировой философской мысли XIX—XX веков.
Идеалистическая философия Гегеля в середине столетия нашла наиболее полное воплощение в материалистической философии Карла Маркса (1818—1883) и Фридриха Энгельса (1820—1895), которые позаимствовали у него только диалектический метод. Первичным объявлялось бытие (материя), а вторичным — сознание. Природа и общество развиваются через единство и борьбу противоположностей. В обществе движущей силой выступает классовая борьба, благодаря ей, а также революционной смене одного способа производства другим общество развивается от перво-
Una 3. Культура Европы XIX века
ш.ттной формации к рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Искусство нходит в надстройку общества, определяется экономическим базисом, но не прямо, благодаря чему расцвет культуры не всегда совпадает с экономическим подъемом страны.
В противовес философии Маркса и Гегеля сформи-I ювалось несколько философских школ и направлений, г. том числе позитивизм, родоначальником которого выступилОгюст Конт (1798—1857), и философия жизни, родоначальником которой считается Фридрих Ницше (1844—1900).
! Позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus —! положительный) — учение, согласно которому I подлинным знанием может быть только эмпирическое, основанное на опыте и точном описании фактов. Различают «классический позитивизм» (Дж.С. Милль, Г. Спенсер), эмпириокритицизм (махизм), неопозитивизм (аналитическая философия). Позитивизм оказал решающее влияние на методологию естественных и социальных наук в XIX и XX веках.
В философии жизни основным выступает понятие жизни, рассматриваемой как некая интуитивно постигаемая целостность и творческое, вечно текущее начало бытия. В различных вариантах этого течения «жизнь» истолковывается как естественное начало в противо-положноспги, механическому (Ф. Ницше, Л. Клагес, Т. Лес-синг, Л. Фробениуси Αρ.), как космическая сила («жизненный порыв» А. Бергсона), как источник неповторимых образов культуры (В. Дильтей, Г. Зиммель), которая противопоставляется механической «цивилизации» (О. Шпенглер). Философия жизни повлияла на неогегельянство, экзистенциализм, персонализм и др.
Классицизм в живописи выражен ярче всего творчеством выдающегося французского художника Жана Огюста Доминика Энгра (1780—1867). Выходец из среды художественной интеллигенции, Энгр учился в Тулузской академии изящных искусств и практиковался в мастерской Давида. В увлечении античностью он пошел дальше своего учителя: то, что для одного было источником вдохновения и средством лучше разобраться в современности, для другого превратилось в культ