жизни, Флобер описал в романе «Воспитание чувства
(1869) историю неудач и разочарований молодого че>
ловека. Прекрасна и его историческая проза (роман
«Саламбо», 1862). Флобер оказал большое влияние на
развитие реализма в мировой литературе еще и как
блестящий стилист. \
К реализму тяготеет и творчество крупнейшего фран< цузского писателя XIX века Эмиля Золя (1840—1902), хотя литературоведы относят его к самостоятельному течению — натурализму. Натурализм (от лат. natura —ί природа) — направление в европейской и американской литературах и искусстве последней трети XIX века, теоретиком и главой которого являлся именно Э. Золя. Под воздействием позитивистских идей он! стремился к «объективному», бесстрастному восиро-. изведению реальности, уподобляя художественное по-; знание научному. Творчеству Золя присуща социально-критическая направленность, четко проявившаяся; в романах «Чрево Парижа» (1873), «Западня» (1877), «Жерминаль» (1885), «Деньги» (1891), «Разгром» (1892).
В конце XIX века реалистическое направление в английской литературе было представлено творчеством Джона Голсуорси (1867—1933), завоевавшего ми-, ровую известность. В самом известном его произведе-. нии, трилогии «Сага о Форсайтах» (1906—1921), дал эпическую картину нравов буржуазной Англии конца XIX — начала XX века, раскрыв губительную роль собственничества как в общественной, так и в частной жизни. Им созданы социально-бытовые романы, в частности «Остров фарисеев» (1904), драмы и литературная публицистика, в которой отстаиваются принципы реализма.
В последней трети XIX века мировое звучание приобретает скандинавская литература, где ведущие позиции заняли норвежские писатели Генрик Ибсен (1828— 1906) и Кнут Гамсун (1859— 1952).Ибсен — один из создателей национального норвежского театра, творец романтических драм на сюжеты скандинавских саг и исторических пьес. Гамсун в романах «Голод» (1890) и «Мистерии» (1892) раскрыл социально-психологическую анатомию городской жизни.
Реализм в живописи во Франции связан с художниками «Барбизонской школы». Этот термин обоз ii.i4.ioT живописные открытия независимых нейза-·ι· истов, работавших в 30—60-е годы XIX века в деревушке близ леса Фонтенбло,— 7". Руссо, II. Диас, >к. Дюпре, К. Коро, К. Труайоп. Они обратились к непосредственному изображению природы, света и воздуха, сыграли важную роль в развитии реалистического пейзажа.
В группе реалистов господствующее положение ыпимала блестящая личность Жана Франсуа Милле 111114—1875). Его монументальное искусство являет coin ш восхваление сельского труда, гимн природе. В своих пейзажах и «реальных аллегориях» Гюстав Курбе (11119—1877) дал обобщенные образы простых людей-гружеников. Он первый употребил слово «реализм» применительно к живописи. Курбе придал жанровым щепам монументальную значительность, которая допускалась прежде лишь в исторической живописи.
I § 4. Новые направления в искусстве _____________
Во второй половине XIX века в Западной Европе ι- ультурным центром становится Франция. Отталкивами, от реализма и романтизма, возникают новые художественно-эстетические теории, получившие большую пли меньшую популярность. В Англии в 1842 г. возник-\о «Братство прерафаэлитов» — общество поэтов и художников (Д.Г. Россетти, X. Хант, Дж.Э. Миллес), к | штиковавших с романтических позиций современную культуру. Прерафаэлиты соединяли скрупулезную передачу натуры с вычурной символикой. Они избрали споим идеалом «наивное» искусство средних веков и раннего Возрождения (до Рафаэля). Идеи прерафаэлитов повлияли на развитие символизма и стиля «модерн».
Символизм (фр. symbolisme, от греч. — знак, символ) — художественное направление в европейском и русском искусство 1870 — 1910-х годов, возникшее сначала во французской литературе. Философ-ско-эстетичсские принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера и характеризуются отрицательным отношением к материализму и позитивизму. С помощью «сверхчувственной интуиции»
I_______________________________ Раздел 2. Мировая ицдржеетвенная щщщ
«
символисты намеревались проникнуть в тайнь? мира, скрытые под внешним покровом. Символизм исходит из убеждения, что современной культуре недостает фантазии и духовности. Художник-символист создает произведения, дающие выход вообт ражению.
Основные представители символизма в литератур ре — П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме,] М. Метерлинк, А.А. Блок, А. Белый, Вяч.И. Иванов,] Ф.К. Сологуб; в изобразительном искусстве: Э. Мунк, Г.1 Моро, М.К. Чюрленис, М.А. Врубель, В.Э. Борисов-Муса-] тов; близко к символизму творчество П. Гогена и мае-; теров группы «Наби», графика О. Бердсли, работы, многих мастеров стиля «модерн». Наиболее крупны-; ми представителями французского символизма были' поэты Поль Верлен (1844—1896), Стефан Малларме, (1842—1898), Артюр Рембо (1854—1891). П. Верлен' (сборник стихов «Галантные празднества») ввел в лирическую поэзию сложный мир чувств и переживаний, придал стиху тонкую музыкальность. Для творчества О. Малларме характерен усложненный синтаксис, стремление к передаче «сверхчувственного». Его драматические сочинения проникнуты мотивами одиночества и бессилия перед жизнью. А. Рембо в своих стихах выразил разорванность мысли и реальности, стремясь путем соединения поэтических образов проникнуть в тайну действительности.
Под влиянием представителей живописи критического реализма (Курбе, Домье) появилось новое направление в искусстве — импрессионизм (от фр. impression — впечатление).
Импрессионизм обновляет изобразительное искусство всей Европы. Любовь к природе побуждает французских художников писать пейзажи с натуры. Художник-импрессионист пытается зафиксировать на холсте мимолетные впечатления от сцены, которую он видит перед собой. Крупнейшими представителями импрессионизма являются Э. Мане, К. Писсарро, Э.Дега, П.О. Ренуар, К. Моне, объединившихся для борьбы за обновление искусства против официального академизма в художественном творчестве.
Один из основоположников импрессионизма, Эду-ар Мане (1832—1883), родился в семье крупных чи-
1ш I. Научный статус н предмет культурологии
новников. Рисовать начал еще в колложо. Воснроти-нмвшись предназначавшейся ему карьере юриста, поступил в морскую школу, затем учился в Школе изящных искусств в Париже. Он много путешествовал, интересуясь секретами живописи старых мастеров, в традициях которых были выполнены его ранние картины. В 1863 году Мане пишет картину «Завтрак на траве». На ежегодную выставку художников в Париже официальное жюри принять его картину отказалось. Тогда он выставился среди неофициальных художников — в известном «Салоне отверженных». Картина произвела в Париже громкий скандал. На пей была изображена обнаженная женщина в обществе одетых мужчин. Новшеством в этой картине было то, что яркий свет переходил к тени сразу, без промежуточных градаций. Это создавало ощущение неза-першснности, резкости и одновременно угловатости. 1)тнынс Мане встал на путь разрушения традиционных канонов бытовой живописи, отказавшись от четкой сюжетной мотивировки.
Клод Моне (1840—1926) — ведущий представитель импрессионизма, автор тонких по колориту, напоенных светом и воздухом пейзажей. В серии картин «Стога сена» (1891), «Руанский собор» (1895) он стремился запечатлеть мимолетные состояния свето-воздушной среды в разное время дня. От названия пейзажа Моне «Впечатление. Восходящее солнце» произошло и название направления — импрессионизм. Наряду с Дега и Ренуаром Моне был одним из немногих художников, чьи произведения были выставлены в Лувре еще при их жизни. Критики стали считать Моне предшественником лирической абстракции, в частности абстрактного пейзажа.
Другой представитель импрессионизма Камиль Писсарро (1830—1903) является автором светлых, чистых по цвету пейзажей, для его картин характерна мягкая сдержанная гамма. Как и другие импрессионисты, Писсарро создал немало городских пейзажей, среди которых лучшими являются виды Парижа, написанные им в конце 90-х годов. Писсарро, как и большинство импрессионистов, пишет маленьким точечным мазком, сочетая его с ясно выраженным контуром предметов. Наиболее известные произ-
Раздел?. Мировая художественна» культура
ведения «Бульвар Монмартр» (1897) и «Оперный проезд в Париже» (1898).
Выходец из семьи крупной финансовой буржуазии, Эдгар Дега (1834—1917) получил классическое образование. Может быть потому его творческому почерку свойственны безупречно точное наблюдение, строжайший рисунок, сверкающий, изысканно красивый колорит. Он прославился свободным, иногда асимметричным построением композиции. Чтобы нарушить неподвижность своих картин и передать стремительное движение, Дега использовал различные приемы: под-нятиелинии горизонта, смещение центра композиции, нарушение перспективы. Значительное место в творчестве Дега занимает балет, который он показал и с праздничной, и с будничной стороны: его знаменитые танцовщицы напоминают то грациозные воздушные создания («Репетиция балета на сцене», 1874), то измученных тяжелыми репетициями полувзрослых девочек с утомленными лицами, в минуты отдыха неловкими движениями поправляющими туфельки и корсажи («Танцовщицы за кулисами», 1890—1895). Его взгляд становился еще беспощаднее, когда останавливался на женщине, занимающейся своим туалетом: вот она намыливается в тазу, растирается, выходит из ванны, вытирает затылок, тело, ноги («Ванная», 1890), а вот другая, уверенная, что ее никто не видит, садится на корточки, чешется, принимая порой довольно нелепые позы. Художник одинаково, без снисхождения изображал женщин из народа и завсегдатаев салонов. В живописи Дега продолжал социально-критическую традицию Золя. Круг тем, интересовавших Дега, был чрезвычайно широк: прачки и портнихи, цирковые представления и биржевая суматоха, похождения кокоток и жизнь борделей.
Художник создал более 2000 картин и пастелей, его зрение постепенно ухудшалось, а характер портился. Когда же слепота стала практически полной, Дега, одинокий и желчный, предпочел запереться в одиночестве и заняться скульптурой. Вместе с тем этот угрюмый молчун умел быть замечательным другом и помогать близким в трудные минуты. Однако его прозорливый ум, тонкая ирония и светская деликатность покидали его, как только речь заходила о политике. Здесь Дега проявлял себя крайним реакционером и фанатиком. Искусство Дега оказало огромное влияние на современников.
Выдающийся французский живописец, график и скульптор Огюст Ренуар (1841 —1919), сын портного из Лиможа, зарабатывая на жизнь, расписывал в Париже фарфор, веера и шторы, затем учился в Школе изящных искусств у импрессионистов. Ему охотно позировали друзья, которых он помещал под деревьями, изучая зеленые рефлексы и блики света на лице, теле и одежде. Ренуар хотел быть непосредственным в восприятии и воспроизведении натуры, он говорил об этом: «Я устанавливаю свою натуру, как мне хочется, затем беру и пишу ее, как писал бы ребенок... Я не мудрю, у меня нет ни правил, ни методов». Он создавал светлые и прозрачные по живописи пейзажи, портреты, динамичные бытовые сцены, воспевающие чувственную красоту и радость бытия: «Мулек де ла Галет» (1876), «Ж. Самари» (1877).
Импрессионисты (за исключением Дега) создают оригинальную живописную систему. Она отличается разложением сложных тонов на чистые цвета и взаимопроникновением четких раздельных мазков чистого цвета, смешивающихся не на палитре, а при восприятии зрителем — в оптических рецепторах глаза — светлой и яркой цветовой гаммой, цветными тенями. Объемные формы как бы растворяются в окутывающей их световоздушной оболочке, дематериализуются, обретают зыбкость очертаний.
Франция в конце XIX века дала миру великого скульптора —Огюста Родена (1840—1917), творчество которого относят к импрессионизму. В его скульптурах духовное содержание передавалось выражением лица и дви-жением тела, достигающим кульминации в жесте, поразительном по красоте, психологической точности и ритмической выразительности. Его любимым стилем был готический, а любимым произведением — «Божественная комедия» Данте. И вслед за Бальзаком, создавшим «Человеческую комедию», и за Бодлером, чьи «Цветы зла» поначалу носили название первых кругов дантова «Ада», Роден приступил в 1880 году к работе над «Вратами ада» для Музея декоративного искусства в Париже. Центральная фигура композиции — самое известное творение французского мастера — «Мыслитель».