В ΝΒ ___________________
■ В XIX пеке происходит формирование индустриального общества. Оно зародилось в XVIII веке и будет существовать еще до середины XX столетия.
■ Переход к рыночной экономике, расширение индивидуальных свобод, развитие машинного производства и наемного труда, демократизация общества и становление гражданского самосознания. XIX век — это расцвет классического естествознания, создания единой системы наук.
■ Художественное своеобразие культуры XIX века определяли три главных стиля — классицизм (неоклассицизм и ампир), романтизм и реализм. Только в конце столетия зарождаются новые направления, такие как импрессионизм, которые определили облик европейской культуры уже XX века.
■ XIX век стал периодом серьезных достижений в философии, которая была богата самыми разными течениями и направлениями.
■ Самым мощным направлением первой половины XIX столетия являлась классическая немецкая философия. Ее родоначальником считается И. Кант.
■ Классицизм, или неоклассицизм, начала XX столетия называют также ампиром (от фр. empire— империя), или стилем Империи.
■ На рубеже XVIII и XIX веков в Германии и других европейских странах возникло новое направление в духовной и художественной культуре, получившее название романтизм. Романтизм стал своеобразной реакцией на классицизм с его культом разума и рационализма. Романтизм был первым направлением к искусстве, которое признало художника субъектом творчества и провозгласило безусловный приоритет индивидуальных вкусов творческой личности. Романтизм — это комплекс индивидуальных реакций на социальные и метафизические потрясения. Мучительный разлад идеала и социальной действительности — основа романтического мировосприятия в искусстве.Родиной романтизма считается Германия, здесь были заложены основы романтической эстетики.
■ Реализм в широком смысле понимается как правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства.
■ В узком значении реализм представляет собой конкретно-историческое направление в искусстве, возникшее в 30-е годы XIX века. Он выражался в воспроизведении
1 лапа 8, Крыура Европы XIX века
типичных характеров и социальных конфликтов, внимании к условиям труда и быта людей, их образа и стиля жизни. В чем-то художественный реализм даже сблизился с социологией. У художников-реалистов, как и у социальных ученых, в центре внимания находилась проблема «личность и общество». У писателей она выражалась в противостоянии социальных закономерностей и нравственного идеала, индивидуального и массового.
■ В конце XIX века возникает веризм — реалистическое направление в итальянской литературе (Дж. Bepvu, Л. Капуста, Г. Деледда), опере (П. Масканш, Р. Леонканалло, Дж. Пуччипи), изобразительном искусстве (скульптор В. Вела, живописец Дж. Пеллицца), близкое к натурализму.
■ Символизм — художественное направление в европейском и русском искусстве 1870—1910-х годов, возникшее сначала во французской литературе. Философско-эсге-тические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера и характеризуются отрицательным отношением к материализму и позитивизму.
■ Импрессионизм обновляет изобразительное искусство всей Европы. Любовь к природе побуждает французских художников писать пейзажи с натуры. Художник-импрессионист пытается зафиксировать на холсте мимолетные впечатления от сцепы, которую он видит перед собой. Крупнейшими представителями импрессионизма являются Э. Мане, К. Писсарро, Э. Дега, П. О. Ренуар, К. Моне, объединившихся для борьбы за обновление искусства против официального академизма в художественном творчество.
■ Постимпрессионизм — художественное течение конца XIX — начала XX века, возникшее во Франции как реакция па импрессионизм. Между двумя течениями разница не только во времени. Приставка «пост» не означает, что новое направление просто следовало во времени за старым. Они расходились в принципиальных вопросах. Импрессионизм стремился уловить случайное и мимолетное, а постимпрессионизм искал постоянные начала бытия. В первом преобладали чувства и впечатление, во втором — рассудок и интерес к философским аспектам. К постимпрессионизму относят П. Сезанна, В. Ван-Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, Ж. Сера, представителей неоимпрессионизма и группы «наби». Их творчество положило начало многим тенденциям изобразительного искусства XX века.
Глава 9
ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА
В XX веке научно-технический прогресс неузнаваемо преобразил человеческое общество. В первой половине столетия возникло массовое (поточное) производство, которое заполнило прилавки магазинов так называемым ширпотребом — предметами широкого потребления, которые отличались невысоким качеством и низкими, доступными всем ценами. Началась широкомасштабная стандартизация производства и потребления, вкусы и предпочтения людей все больше дезиндивидуализировались. На историческую сцену вышел массовый потребитель, массовый автомобиль, массовое сознание, наконец, массовая культура,.
■ |
§ 1. Переход от индустриального к
постиндустриальному обществу_______
Во второй половине столетия развитые страны все активнее отказывались от конвейеров, из моды вышло стандартное потребление, стали популярными индивидуальность и непохожесть людей, предпочтительными ценностями считались политический плю-; рализм, культурное многообразие. Экономика от серийного, поточного производства перешла к мелкосерийному и индивидуальному, по соседству с крупными транснациональными корпорациями расцвел малый бизнес и венчурные фирмы, от громоздких бюрократических структур предприятия и учреждения перешли к гибким матричным организациям.
Наступила эпоха безлюдного производства. Главными героями стали «белые воротнички» — работник и, занятые в автоматизированном производстве, научных и прикладных разработках, а также в сфере информации. Возникла особая форма занятых — «компьютерные надомники», которые нажимают на клавиши сверхточных машин и оперируют огромными потоками информации.
Таким образом, первая и вторая полови на XX века — две качественно различающиеся социокультурные эпо-х и. В первой половине произошли две мировые войны, во второй — ни одной. Ядерная опасность, нависшая над всей планетой, заставила ощутить хрупкость человеческого существования, привела к формированию не виданного доселе типа мировоззрения, который называют планетарным мышлением. В его основе лежат вполне объективные процессы — переход наиболее развитых ι тран в 70-е годы из эпохи индустриального общества в постиндустриальную эпоху, которую также именуют «кибернетическим» и «информационным обществом». 11срсональные компьютеры, автоматическая обработка текста, кабельное телевидение, видеодиски и записывающие устройства шагнули из научных лабораторий в повседневный быт людей.
Каждый год информация в мире удваивается и утраивается, появляются все новые информационные каналы.
XX век называют самым динамичным за всю историю человечества. Процессы обновления, или модернизации, затронули все страны мира и каждого человека в отдельности. Ученые придумали теорию модернизации, а художники — новый стиль в искусстве, названный модернизмом.
В § 2. Модернизм и постмодернизм _____________
Суть модернизации связывают со всемирным распространением по земному шару таких ценностей, как рационализм, расчетливость, урбанизация, индустриализация. Однако в 80-е годы XX века появился новый термин — постмодернизм. Им начали обозначатьте тенденции в современной культуре, которые характеризуют развитые капиталистические обществаво второйполови-не XX столетия, а точнее на рубеже 70—80-х годов, когда