Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


В. Основоположения чистого музыкального бытия – с точки зрения абстрактно-логического знания 6 страница




Это – сознательно устанавливаемая бессознатель­ность. Тут – не «закон основания», но закон самообос­нования. Тут предмет имеет свое «почему» – в самом же себе. Отсюда, наше четвертое основоположение гласит.

Основоположение познания. Субъект чистого музы­кального суждения есть сплошная и взаимопроникнутая слитость логического и алогического оформления пред­метности, данная как чистое самообоснование. Отсюда легко сделать вывод и относительно предиката музыкального суждения. Он также алогичен и, след., прежде всего, неотличим от самого субъекта.

Композиторы знают этот настойчиво ощущаемый синтез сознательного и бессознательного в их творчест­ве и постоянно говорят о нем.

с) Эйдос, сказали мы, в порядке интеллигенции, тре­бует воли, творчества, свободы. Он, соотнося себя с иным, полагает это иное. Но эйдос в гилетической логике есть алогический эйдос, интеллигибельный меон. Следователь­но, свобода полагания эйдосом своего собственного ино­бытия и необходимость быть ограниченным через это инобытие в гилетической логике получает значение ало­гических принципов. Отсюда, пятое основоположение будет гласить так.

Основоположение творчества. Субъект чисто музы­кального действия (творчества) есть сплошная и взаи­мопроникнутая слитость свободного полагания шюбытийного материала для творчества и необхо­димого ограничения себя этим самым инобытий-ным материалом. Или: музыка есть свободно ставшая необходимость действия алогического эйдоса и необхо-/шмо спободное действие алогического эйдоса. Или: музыка есть отождествление причины и действия, или так или иначе напряженное самопротивоборство.

Распространяться о том, что художник всегда чув­ствует в своем произведения и свою и чужую волю, я не буду. Это – примитивный факт психологии творчества, и я ограничусь лишь его констатированием.

d) Наконец, эйдос есть чувство, т.е. полагание ино­го в себе самом, но уже в определенной границе, так что тут получается, как бы круговращением самоотнесенно­сти в самой себе, тождество субъекта и объекта. В тео­ретическом разуме эйдос полагает только себя, в отли­чие от иного; в практическом эйдос полагает только иное, в отличие от себя. В чувстве, или в эстетическом разуме, эйдос полагает себя и иное как некое абсолют­ное тождество или, вернее, самотождество, так различ­ное в себе, что различие не приводит его к уходу от се­бя в иное, но лишь к вращению в самом себе. В гилетической логике тут получается, стало быть, интеллигент­ное вращение в самом себе алогического предмета, или чистая предметность чувства как алогического эйдоса. Отсюда наше шестое основоположение.

Основоположение чувства. Чистое музыкальное бы­тие есть сплошная и взаимопроникнутая слитость алогически становящегося субъекта с самим со­бою.

Только в понятии чувства мы достигаем полной ха­рактеристики того необходимого диалектического мо­мента в музыке, который мы в § 4 назвали выражением. Выражение и есть тождество логического смысла вещи с ее алогическим инобытием. В диалектической катего­рии чувства именно это и достигается, ибо только в ней и содержится необходимое тут тождество логического и алогического, внутреннего и внешнего. Чувство как смысловая предметность и есть чистая выраженность эйдоса, или интеллигентный эйдос, -взятый не сам по се­бе, но в своем самотождественном различии со всеми своими возможными вне-эйдетическими оформлени­ями 12.

6. Резюме и система

 

Теперь мы можем обозреть весь пройденный нами путь и зафиксировать его в немногих тезисах.

1. Мыслимость всякой вещи предполагает, что она есть нечто одно, отличное от всего другого. Этот резко очерченный и отличенный от всего прочего смысл также необходимо тождествен себе, ибо иначе он уже не был бы самим собой. Точно так же ему свойственны категории покоя и движения. Итак, каждый предмет мысли есть единичность (сущее) подвижного покоя самотож­дественного различия.

2. В определении предмета мысли как единичности подвижного покоя самотождественного различия можно выделить каждую из входящих в нее категорий и в ее свете рассматривать всю эту единичность. Единичность подвижного покоя самотождественного различия, – рас­смотренная как единичность, есть понятие, или смысл, точнее же и первоначальнее – эйдос; та же единичность, рассмотренная как самотождественное различие, есть топос или, говоря грубее (оттенки этого понятия нас сейчас не интересуют), геометрическая фигура; рассмот­ренная как подвижной покой, есть множество (в смысле «Mengenlehre»*) или, говоря грубее, число.

3. Эйдос (т.е. смысл, фигура и число) требует для своего определения отличия от иного, т.е. не-эйдетического, равно как и отождествления с ним. Рассматривае­мый в отличии от иного, он дает вышеупомянутые три смысловые категории. Рассматриваемый в отождеств­лении с ним, он дает становление, где как раз одно и иное диалектически сплетены в одно неразрывное целое. Становление есть иное и потому держится исключитель­но на счет самого смысла. Становление есть становле­ние смысла, или – становление понятия, фигуры, числа. Становящаяся единичность есть величина; становящее­ся самотождественное различие есть пространство; ста­новящийся подвижной покой есть время.

4. Вся эта структура понятия, фигуры и числа, или – величины, пространства и времени, как чисто ло­гическое определение смысла вещи, может заново соот­носиться со всем тем, что окружает вещь как целое, со игом алогическим, что не есть логос вещи и что ее как пи окружает, играя роль фона и определяющей грани­цы Эта соотнесенность логической структуры вещи с алогическим ее инобытием есть выраженность смысла. И мы получаем, следовательно, выраженность понятия и величины, фигуры ипространства, числа и времени.

5.Художественная выраженность понятия и величи­ны сеть поэтическая форма; художественная выражен­ность фигуры и пространства есть живописная форма; художественная выраженность числа и времени есть музыкальная форма.

6. Стало быть, в музыкальной форме содержится по крайней мере три слоя: 1) число, которое есть единичность подвижного покоя самотождественного различия, рассмотренная как подвижной покой; 2) время, которое есть единичность подвижного покоя самотождественно­го различия, данная в аспекте алогического становления и рассмотренная как подвижной покой; 3) выражение времени, которое есть единичность подвижного покоя самотождественного различия, данная в аспекте алоги­ческого становления и рассмотренная как подвижной покой, причем вся эта структура опять соотносится с инобытием, материально определяясь им и получая от него для себя как бы смысловую картинность в виде новой сконструированности.

7. Отсюда делается понятной вся многосторонняя зависимость, существующая между музыкальным и ма­тематическим предметом. К чертам несомненного сход­ства надо отнести следующее: 1) то, что оба они отно­сятся не к физико-физиолого-психологической сфере, но – к чисто смысловой и суть те или иные чисто смыс­ловые же модификации смысла; 2) в частности, музыка, как выражение алогического становления, имеет ближай­шее отношение к математическому анализу, трактующе­му в понятии числа также только его функционально-становящуюся стихию, его составляемость и разлагаемость на сплошно становящиеся, взаимопроникнутые, неотделимые друг от друга, бесконечно малые прираще­ния; 3) там и здесь, в математике и в музыке, в основе лежит чистое число – последний предмет и опора их устремлений, первичное зерно и скрепа всех их конст­рукций.

8. С другой стороны, близость и даже тождество му­зыки и математики в разных отношениях не должно за­ставлять нас игнорировать все то огромное различие, которое существует между этими двумя совершенно раз­нородными областями человеческого творчества. 1) За­легает непроходимая бездна прежде всего в формах сконструирования выраженности музыкального и мате­матического предмета. Выражение музыкального предмета основано на чистом алогическом соотнесении смысла ее* с инобытием, так что число и время, лежащие в ее основе, или, употребляя единый термин, жизнь чисел, ле­жащая в ее основе, берется, в порядке выражаемости, как соотнесенная с инобытием, и только соотнесенная, без всяких добавочных моментов, берется, как алогиче-ски-инобытийно выраженная и рассматривается только в своем алогически-инобытийном качестве. Такое констру­ирование предмета, когда и его выражение берется толь­ко с алогически- инобытийной стороны, мы называем гилетическим, и оно имеет свои твердые законы, точно выводимые путем введения алогического момента из кате­горий самого смысла. Напротив того, математический предмет выражается на основе фиксирования чисто ло­гических, смысловых, вне-выразительных моментов; ма­тематика заинтересована не в том, чтобы дать гилетическую, аноэтическую логику смысла и чтобы нарисовать картину алогического становления числа алогическими же средствами, но чтобы дать чисто логическую структу­ру числа, как в его логической, так и в его алогической данности.

9. Далее, необходимо отметить, что 2) математика конструирует как самое число вне его выражения, так и алогически-становящееся число вне его выражения, так и выражение чисел всех типов, рассматривая это выраже­ние чисто логически же, но не выразительно. Музыка же конструирует только выраженные числа, и притом числа не сами по себе, взятые в своей отвлеченной логичности, но обязательно числа, перешедшие, в результате алогиче­ского определения, во время.

10. Далее, музыка, как искусство, необходимым обра­зом конструирует 3) интеллигентную стихию смысла и 4) дает не просто выражение смысла, но художественное выражение смысла (в чем оно заключается, это – другой вопрос). Математика же конструирует числа вне их ин­теллигенции и вне художественности.

11. Имея точную руководящую нить к получению музыкального предмета как аноэтически, инобытийно-алогически становящегося выражения (или жизни) чисел, как числовой инаковости (беря последнюю в ее чистей­шей природе, без всякого постороннего привнесения), мы можем диалектически вывести, в более развитой форме, нее главные основоположения музыкального предмета, или музыкальной формы. 1) Число есть самотождественное различие. След., музыкальный предмет, как алогическое инобытие числа, есть слитно-взаимопроникнутое тождество внеположных различенностей. 2) Число есть пониижной покой. След., музыкальный предмет, по той же причине, есть слитно-взаимопроникнутое тождество текучих, или последовательных, различенностей. 3) Число м н. типичность, нечто, сущее. Музыка есть слитновзаимопронякнутое тождество бытия и не-бытия, логическо­го и алогического. 4) Моменты интеллигенции, в аспекте своего алогического ознаменования, дают – музыку как некое суждение, субъект которого сплошно и неразличимо течет в своей алогической гуще, что значит, что он вопре­ки всякому «закону основания» сам основывается на се­бе и есть сам для себя и норма и основание. Он – интел­лигентная самообоснованность. 5) Отсюда, далее, для второго момента интеллигенции мы получаем слитость и взаимопроникнутость субъекта действия с результатом и объектом своего действия, что дает слитость себя с собою в смысле действия и что заставляет его быть для себя и действием, причиной, и результатом, опричиненным. Он борется с самим собою; он есть, след., сплошно-неразличимое самопротивоборство. 6) И наконец, для третьего момента мы находим слитость и взаимопроникнутость субъекта как такового с объектом как таковым, в поряд­ке общего алогически и аноэтически нарастающего, бес­форменного множества сплошных слитостей. Тут музы­кальный предмет абсолютно сливается с самим собою, и в своем самообосновании и в своем самопротивобор­стве, превращаясь в чистую выразительность и предмет­ность чистого чувства.

12. Краткая феноменолого-диалектическая формула музыкального предмета, отсюда, такова. Музыка есть I) единичность 2) подвижного покоя 3) самотождествен­ного различия, 4) данная в аспекте алогического станов­ления и 5) рассмотренная как подвижной покой послед­него, 6) порождающая 7) сплошно-текучее неразличимое множество 8) как некое единство, 9) в результате чего получается чистая выраженность (или соотнесенность с алогически-инобытийными моментами) 10) самообосно­ванного 11) взаимопротивоборства 12) себя с самим со­бою. Еще короче: Музыка есть а) чисто-алогически выраженная (6 – 8) предметность (9) жизни (4 – 5) чисел (1 – 3), данных в аспекте чистой интеллигенции (10 – 12). Заметим, что тут еще не указывается специфически художественный момент музыки, который нет нужды рассматривать спе­циально в музыкальной эстетике, так как это – общая проблема всех искусств вообще13.

III

ЛОГИКА МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ

1. Музыкальное время и традиционная наука

 

Музыка есть искусство времени, и музыкальная форма есть прежде всего временная форма. Чтобы охарактери­зовать музыкальную форму, необходимо знать, что та­кое время. Обычная эмпирическая наука не вскрывает самого понятия времени. Она пользуется готовым поня­тием времени и не задается вопросом, что такое время в своем существе и какие предварительные категории оно в себя включает. Так, механик и физик, исчисляющий пройденный телом путь в такое-то время, очевидно, не задается вопросом о том, что такое время само по себе. Равным образом и теоретик музыки, говорящий о метрах, ритмах и тактах, равно как и практический исполнитель, отсчитывающий метры, очевидно, не решают еще этим са­мым вопроса о существе времени, а уже пользуются го­товым понятием, о происхождении которого они ничего сказать не могут. Ничего не говорят о существе времени и те философские теории, которые пользуются разными натуралистически-метафизическими методами. Так, если мы целью своего философствования о времени поставим доказательство его субъективности и, подобно Канту, бу­дем считать, что время не есть свойство вещей и не есть объективная действительность, а есть нечто, привносимое в вещи нашим субъективным сознанием, то на таком пу­ти мы тоже не разрешим вопроса о сущности времени, так как будем все говорить не о времени самом по себе, но, уже пользуясь готовым понятием времени, будем го­ворить об его том или ином происхождении. И Канту мы должны сказать: надо сначала определить, что такое время само по себе, а уже потом рассматривать, субъ­ективно ли оно или объективно. Я не знаю, что такое время: как же я могу говорить, что оно – субъективно? Не разрешают вопроса о времени и разнообразные пси­хологические теории. Психология есть наука о том, как те или иные предметы даны в психике. Но как же я могу изучать данность времени в психике, когда я не знаю, что именно тут дано? Если бы я знал, что такое время са­мо по себе, я бы мог тогда изучить, как это время пере­живается. Равным образом, наш вопрос неразрешим также ни физиологически, ни физически. Если вы не знае­те, что такое время вообще, время само по себе, – вы не можете рассуждать о том, как оно дано физически или физиологически. Словом, ни физика, ни физиология, ни психология, ни эмпирическая наука о музыке, ни натура­листически-метафизическая философия не могут нам по­мочь. Нам нужно вскрыть самый смысл времени, и уже потом откроется возможность говорить о приложениях этого смысла. Другими словами, нас интересует феноме­нология времени, т.е. изучение его в его непосредствен­но-смысловой данности. А уже какое давать физическое или метафизическое истолкование этой данности, – это нас не касается.

2. Время не есть движение и не есть мера движения

 

Однако необходимо прежде всего отбросить те урод­ливые учения о времени, которые глубоко вкоренились в современную науку, и еще не близок день, когда наука поймет всю ничтожность исповедуемого ею учения о вре­мени. Именно, популярное и научное сознание думает, что время есть движение. Этот предрассудок настолько сидит глубоко в сознании современных физиков и меха­ников, что, собственно говоря, часто оказывается беспо­лезным и возражать на него. Однако, поймут нас или не поймут, мы должны это неверное понимание отбросить. И, чтобы не повторять скучных аргументов, которые можно было бы позаимствовать у новых и новейших философов, я приведу в русском переводе следующие рассуждения на эту тему Плотина*.

В III 7, 8 мы читаем (в моем переводе):

«Невозможно, чтобы [ время ] было движением, ни в том случае, если брать все [возможные] движения и превращать их как бы в одно, ни в том случае, если брать [только] правильное движение. Ибо и то и другое выставляемое тут движением [ уже ] находится во времени. Если же некое движение находится не во времени, то оно тем более далеко отстоит от того, чтобы быть временем, так как то, в чем совершается движение, оказывается одним, а само движе­ние – [совершенно] другим. – Из [аргументов], приводимых и при­веденных [против этого воззрения, вполне] достаточен [уже] один тот, что движение может прекратиться и прерваться, время же – никогда. Если же кто-нибудь станет утверждать, что не прерыва­ется движение Всего, [вселенной], то [необходимо возразить, что] и это движение, если только имеется в виду круговое обращение [сфе­ры], в течение некоторого времени приходит в ту же самую точку, причем не в течение того [ же ]времени, которое требуется для поло­вины [круговращения], но один [промежуток времени] – половинный [по отношению к другому], другой же – двойной [в отношении к первому]. Кроме того, и движение, приходящее от одной точки к той же самой, и движение половинное, оба суть движения вселенной. Значит, движение небесной сферы вполне мыслимо как прерываю­щееся.] Так же является [для нас] аргументом и то обстоятельство, что движение самой верхней сферы обозначается как наибольшее и быстрейшее, в результате чего движение ее [оказывается] отличным от времени, [в котором она движется]. Ясно, в самом деле, что бы­стрейшим из всех движений является оно потому, что в более ко­роткое время оно проходит большее и даже наибольшее расстояние, другие же являются более медленными, так как они проходят в боль­ший промежуток времени лишь часть этого расстояния. Однако, ес­ли не движение сферы является временем, то тем менее сама [небес­ная] сфера, которую принимали за время ввиду ее движения. Неуже­ли же время есть нечто принадлежащее [обязательно] движению? Если |время есть] расстояние, [проходимое движущимся пред­метом,] то, прежде всего, не каждое движение проходит одно и то же расстояние, даже и однородное, так как движение, хотя бы и происходящее и [одном] месте, [может быть] и быстрее и медленнее. По допустим, что оба движения, и более быстрое и более медленное, измеряются одним, которое иной, скажем, назовет временем в полном смысле слова. [Спросим:] которое же расстояние из двух есть время, или, лучше, которое вообще-то есть время, если их [,движений и расстояний,] – бесчисленное количество? Если [время есть протяже­ние, расстояние какого-нибудь] определенного движения, то [это значит, что] оно – [расстояние далеко] не всякого подобного дви­жения, ибо таких движений много, так что вместе с тем окажется и много [различных] времен. Если же [время есть] расстояние [ всей ]вселенной, т.е. расстояние в самом движении [ее], то чем же иным может быть это движение, как не движением же? [При этом], конечно, оно [окажется] движением определенной величины. Но эта определенная величина будет измеряться или пространственно, по­тому что такую [именно] величину имеет пространство, пройденное движением, и это и есть [наше] расстояние, и тогда [мы получим] не время, а место [, пространство], или – движение само получит [свое] расстояние в силу непрерывности [своего проявления] и в силу того, что оно не прекращается вдруг, но все время развивается, но тогда [эта непрерывность] будет [не больше как] количеством нее того же движения. Если кто-нибудь, наблюдая движение, и обо­значит его как большое, [т.е. как проходящее большой отрезок пространства,] как можно назвать и теплоту большою, то и тут вре­мя не обнаружится [как время] и не предстанет [в качестве своеоб­разного предмета], но будет опять и опять движение, как будто бы он наблюдал всю ту же и ту же текущую воду и видел на ней [различные, проходимые ею] расстояния [в пространстве]. [Вода] вновь и вновь будет числом, [т.е. исчисляемом неподвижностью,] как двойка или тройка, а расстояние [приведет к понятию] протя­женности [,массы].

Таким образом, значит, и множество |, характеризующее дви­жение,] обнаруживается наподобие десятки или наподобие расстоя­ния, появляющегося как бы в силу [протяженной] массы движения, что [.однако,] не содержит в себе смысла времени, но получится [от этого лишь] некая определенная величина, возникшая во вре­мени. Иначе время было бы не везде, но – только в суб­страте, [понимаемом как] движение, и опять пришлось бы вернуться к: тому, чтобы время называть [только] движением. Ведь расстоя­ние находится не вне движения, но есть [ не что иное, как] не соб­ранное в одно мгновение движение. Если же собранное [опять-таки] находится во времени, то чем же будет отличаться несобранное от собранного, как не тем, что оно тоже находится во времени [,хотя, быть может, и иначе]? Таким образом, длящееся движение и расстоя­ние [,им проходимое,] само по себе не есть время» но находится во времени.

Если же кто-нибудь скажет, что расстояние, проходимое движе­нием, есть время, то [тут будет иметься в виду] не расстояние самого движения, но то, в чем само движение получает свое протяжение, как бы сопутствуя ему. Однако что же это такое – [этим еще] не гово­рится. Ясно, конечно, что это есть время, в котором совершилось дви­жение. Это и было тем, что с самого начала исследовало наше рас­суждение, [стараясь ответить на вопрос:] что собственно есть время? Получается [нечто] сходное и [даже] тождественное с тем, как если бы на вопрос, что такое время, ответили бы [,впадая в тавто­логию], что оно есть расстояние, [путь] движения во времени. Что же это за расстояние, которое, значит, называет временем тот, кто полагает его вне собственного расстояния движения? [Ответа нет.] С другое стороны, так- же и тот, кто полагает это расстояние и в сфере движения, не узнает, куда он должен будет поместить [вре­менное] протяжение покоя. Ибо поскольку движется: одно, постольку покоится другое, и можно сказать, что время и того и другого – тождественно, так что ясно, что оно отлично и от движения и от покоя. Что же это за протяжение и какую имеет природу? [Во вся­ком случае,] оно не может быть пространственным, ибо это как раз. находятся вне [его]»..

 

Эти замечательные по глубине и простоте рассужде­ния Плотина можно свести к следующем основным по­ложениям. Время не есть движение потому, что: 1) дви­жение уже предполагает время, между тем как время тре­бует не обязательно движения, а может вполне совме­ститься не покоем, а если предположить, что возможно движение вне времени, то приравнение ему времени ста­нет еще более непонятным, так как получится, что вре­мя – одно, а движение – совсем другое; 2) движение мо­жет мыслиться прерывным, будь то отдельное движение или движение всей вселенной, время же немыслимо как прерывающееся; 3) быстрейшее движение крайней сфе­ры на небе проходит наибольшее расстояние, между тем как время ее обращения – го же, что и более медленных сфер (ясно, что время отлично от движения); 4) если мы имеем два или более разных расстояний, проходимых в одно и то же время, и сравниваем их, то неизвестно, ка­кое из них есть подлинное время, так как каждое из них самостоятельно и нельзя одно выставлять критерием дру­гого, и получается, что сколько движений, столько и вре­мен; 5) но если даже мы возьмем движение всей вселен­ной, то и в этом случае движение не будет временем, так как оно, измеряемое пройденным пространством как та­ковое, есть пространство, а не время, а рассматриваемое с точки зрения своего непрерывного становления, есть только количество движения, – что тоже не есть время, но – во времени (иначе время было бы не везде); 6) если проходимое расстояние есть время, то, поскольку прохо­димое расстояние есть только размытое движение, ока­зывается невозможным определить разницу между раз­мытым и неразмытым движением, так как неразмытое движение тоже во времени (другими словами, если вре­мя есть путь, а путь – растянутое движение, нерастянутое же движение, т, е. движение, рассматриваемое вне пути, есть тоже время, то путь ничем не отличается от движения по пути); 7) если время есть только проходи­мое расстояние, то это не верно ни в том случае, если расстояние (помещать вне движения и говорить, что время есть то, в чем движение воздает свое расстояние (ибо тогда значило б» время определять как расстояние дви­жения во времени), ни в том случае, если расстояние помещать в сферу самого движения и говорить, что вре­мя есть само движение, создающее себе свой путь (ибо тогда покой не мог бы быть во времени, а на самом деле время, как нечто третье, охватывает и движение и покой). Другое неправильное учение о времени критикуется в III 7, 9:

 

«Необходимо рассмотреть, каким образом [может быть] время числом или мерой [можно было бы сказать, количеством] движения, ибо так [его] лучше [определить] вследствие того, что оно – непрерывно. – Прежде всего, и здесь одинаково возникает затруднение, как и относительно [учения о времени как о] расстоянии движения, – о всяком ли роде движения здесь идет речь. В самом деле, каким способом можно было бы исчислять движение неравное и не­равномерное и каково было бы это число или мера и с точки зрения чего [собственно] была бы это мера? Если одной и тою же [мерой измерять] то и другое движение, как и вообще всякое, и быстрое, и медленное, то [измеряющее] число и мера окажутся [тут] таковыми же, как если бы число десять измеряло лошадей или быков или как если бы та же самая мера была бы для влажных и сухих тел. Оче­видно, [если имеется в виду именно] такая мера, то [этим] говорит­ся, к чему относится время, в данном случае [именно] к движению; что же такое самое время – [этим] еще не говорится. Если ко вре­мени, понимаемому как мера, нужно относиться так же, как и к де­сятке, которую можно мыслить, беря ее и без [исчисляемых ею] ло­шадей, или как к мере, которая является мерой определенной при­роды, также и когда она [ничего] не измеряет, если время само по себе [именно] таково, как число, – то какая же разница между временем и этим определенным числом десять или каким бы то ни было числом, составленным из отдельных единиц?

Если же [скажут, что время есть] непрерывная мера, то оно окажется мерой определенного количества, как, напр., локоть. Оно, значит, станет величиной наподобие линии, которая, конечно, сопро­вождает движение [и в этом смысле может быть названа непрерыв­ной]. Но каким же образом эта линия, [только еще] сопровождаю­щая движение, будет измерять то, что она сопровождает? Почему она одно станет измерять больше, чем другое? Однако [,скажут,] лучше и вероятнее допустить, что [линия является мерой] не вся­кого [движения], но того, которое [именно] она сопровождает. Эта [мера] должна длиться, поскольку простирается линия, сопровожда­ющая движение. И надо измеряющее брать не извне и не отдельно [от движения], но – одновременно и измеренное движение. [Однако тут-то и возникает основное затруднение:] что же [собственно] ока­жется измеряющим? Движение ли, которое окажется измеренным, или величина [линии], которая измерила [движение]? И каковым из них будет время? Измеренным ли движением или измерявшей вели­чиной [линии]? Ведь время будет или движением, измеренным при помощи этой величины, или этой измерявшей величиной, или [, в-третьих,] тем, что воспользовалось этой величиной как локтем, для изме­рения того, сколь велико [пространственно] движение.

Но во всех этих предположениях, как мы сказали, вернее [пользоваться] равномерным движением, так как без равномерности и, кроме того, без единства и цельности, будет еще труднее аргу­ментировать для того, кто [время} считает той или другой мерой. Так вот, если время есть измеренное движение, и притом измеренное при помощи [понятия] количества, то, как и движение, если надо его измерять, необходимо измерять не им самим, но [чем-нибудь] другим, так же необходимо (если, конечно, движение будет иметь рядом с собою иную меру [,чем оно само,] и вследствие этого мы будем иметь нужду в непрерывной [единообразной?] мере для его измерения), необходимо, чтобы одинаковым образом в мере [нуж­далась] и сама эта [измеряющая] величина и [это – для того,] чтобы движение было измерено в своем количестве [,в своем пространствен­ном протяжении,] на основании того, что есть количество того, с точки зрения чего, производится измерение. Кроме того, время по этому учению будет числом [пространственной] величины, сопровождающей движение, но не самой величиной, сопровождающей движение. И что же это за число, не составленное ли из единиц? Необходимым обра­зом возникает трудность, как же такое число может измерять. Од­нако, если даже кто-нибудь и определит, как [такое число измеряет,] он определит в качестве измеряющего [начала] не (просто] время, но количественно-определенное время. А последнее не тождественно с временем [просто], так как одно дело сказать о времени [просто], другое – о количественно-определенном времени: прежде чем гово­рить об определенном количестве, необходимо сказать, что такое есть то, что [измеряется] этим определенным количеством. Число же, однако, измерившее движение, есть время вне движения [так же], как и число десять, примененное к лошадям, берется [само по себе,] без всякого отношения к лошадям. Что же есть это число [на самом деле], не сказано, [несмотря на то, что] оно еще до измеривания есть то, что есть, как и десятка.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 320 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2610 - | 2184 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.