Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


В. Основоположения чистого музыкального бытия – с точки зрения абстрактно-логического знания 3 страница




Таково это наше восьмое основоположение. Музыкаль­ная истинность есть не нуждающееся ни в каком другом основании самоутверждение общей му­зыкальной идеи, неизменно становящейся как живое самопротиворечие.

Отсюда следует:

1. Чистое музыкальное бытие равняется своей му­зыкальной норме.

2. Норма в музыке есть нечто непрестанно становя­щееся и, след., ничего общего не имеющее с идеальной неподвижностью логических норм.

3. Музыкальное обоснование данного музыкального суждения есть локализация его в данной живой системе, т.е. организме музыки, приводящая к общей жизни его с целым.

4. В чистом музыкальном бытии не может быть боль­шей или меньшей обоснованности, но существует боль­шая или меньшая музыкальность, т.е. большая или мень­шая степень бытия музыки, большая или меньшая напря­женность музыкальности.

5. Музыка убеждает и действует не какой-нибудь нор­мой или законом, но исключительно силой (т.е. силой музыкальности).

Ясно также отсюда, почему чистое музыкальное бытие переживается как полная анархия, беспринципность и бесцельность, как бытие, в котором нет каменной крепо­сти норм и законов, но где они расплылись и растворились во всей бездонной пучине музыки. Ясно и то, почему му­зыка в древних религиях очень часто симптом и символ оргииных радений, экстатических культов и всяческого освобождения от земных уз и законов «индивидуализа­ции» ради растворения в безумной стихии перво-жизни. Ясно, наконец, и то? почему вся эта бездна безумия и хаоса таит в своем лоне вечную и неистощимую изваянность и мерность, порядок и строй, неизбывное и резко очерченное тело. Ясно, что музыка – жизнь, т.е. и са­мопротиворечие, и самопротивоборство, и хаос, но жизнь не чего иного, как чисел. Жизнь чисел – вот сущность музыки.

10. Итог феноменологической характеристики с точки зрения абстрактно-логического знания

 

Первый и, может быть, труднейший этап нашего ис­следования пройден. Теперь остаются лишь конструктив­но-диалектические трудности, которые как ни велики, но все же «пользуются уже готовым феноменологическим со­зерцанием. Труднее всего перейти от обычного научного опыта к музыкальному, а уж все остальное – второсте­пенной трудности, хотя и столь же первостепенной важ­ности для эстетики. Прежде чем приняться за это новое, уже чисто диалектическое построение понятия музыки, подведем итог пройденному пути.

1. Абстрактно-логическое, рассудочное знание сущест­вует в силу закона основания, требующего абсолютной раздельности и дискретности всяких А и В и их внешней механической связанности.

2. Чтобы перейти от такого знания и бытия к му­зыкальному знанию и бытию, необходимо произвести ре­дукцию самого закона основания, пользуясь основным законом и господствующей здесь модификацией, сводя­щимися к тому, что вместо прежнего берется закон сли-тости и взаимопроникнутости, приводящий к новой си­стеме категорий и основоположений.

3. Получается: 1. по категории пространства – осно­воположение слитости и взаимопроникнутости внеположных частей; 2. по категории времени – основоположение неоднородной слитости и взаимопроникнутости последовательных частей, или моментов; 3. по категории причинности – основоположение самопротивоборства; 4. по категории действования – основоположение субъект-объ­ектного безразличия; 5. по категории понятия – основоположения тождества истины, бытия и нормы, закона, куда входят в качестве подчиненных основоположения – а) самопротиворечия субъекта музыкального суждения, b) самопротиворечия предиката музыкального суждений и различие его в тождестве с субъектом, с) тождеств бытия и не-бытия в музыке, d) самоутвержденности музыкальной истинности.

4. В результате всего феноменологического перехода от абстрактно-логического предмета к музыкальному мы упираемся в некое универсальное противостояние алоги­ческого хаоса и эйдетической изваянности, противостоя­ние, предстоящее тем не менее реальному взору сочините­ля, исполнителя и слушателя как неразличимое тождество, что кратко заостряется в проблему музыки как жиз­ни чисел. Феноменология доходит до этой проблемы и прекрасно ее понимает, знает, что тут, собственно, надо решать. Но решения этой проблемы она не дает и принципиально не может дать. Тут вступает в свои права диа­лектика, которая не считается уже ни с какой абстрактно-логической системой категорий и все категории выводит сама, и только таковыми, т.е. диалектически выведенны­ми, она и пользуется.

Так мы подходим к новому исследованию, которое, не считаясь ни с чем, производит всю работу заново, поль­зуясь только исходным феноменологическим созерцанием музыки, как оно было обрисовано выше, и конструируя всю систему категорий, необходимых для понятия музы­ки, заново.

С. Музыкальный миф

 

Выведенные выше основоположения достаточно ясно выражают взаимоотношение отвлеченной мысли и му­зыкального переживания. Мы направили систему отвлеченных понятий на феноменологически узреваемое бытие и показали, что такое чистое бытие музыки для мысли. Необходимо эту, как мы выразились раньше, «индуктив­ную» картину музыкального бытия усвоить как можно глубже и крепче, чтобы не сбиваться уже более ни в окончательных феноменологических формулах, ни в прочих дисциплинах, как, напр., музыкальная эстетика, вы­растающих на основании феноменологии. Необходимо также твердо помнить, что вышеприведенные основопо­ложения еще не выражают полной феноменологической картины музыкального бытия, хотя только ее и имеют своим основанием. Ведь точка зрения отвлеченной мыс­ли, на которую мы стали при характеристике музыки, диктовалась прежде всего тем, что она – вообще осно­вание всего нашего знания, и научного по преимуществу. На такую точку зрения и естественней всего было стать /1.ля уловления своеобразного устройства музыкального Пытия в сравнении с бытием, подлежащим ведению нау­ки. Однако с абсолютной точки зрения отвлеченная мысль отнюдь не является самодовлеющим началом. Она са­ма – лишь момент в других, более широких и высоких областях мысли и бытия. Поэтому точная феноменология му пики может возникнуть лишь в связи с характеристи­кой всего разума и бытия вообще, в которой и отвлечен­ная мысль и музыкальное бытие одинаково будут лишь входящими моментами. К этому мы впоследствии и обра­тимся. Однако, находясь среди засилия отвлеченной мы­сли, мы обязаны, прежде всего, почувствовать своеобразие музыки в сравнении именно с отвлеченной мыслью. Без этого мы не продвинемся ни на шаг вперед в музы­кальной феноменологии.

Движимый такими соображениями, я и хочу задержать внимание читателя на несколько новом изложении сущности музыки, привлекая уже существенно иные, а именно чисто мифологические точки зрения. В моем рас­поряжении имеется перевод, сделанный мною из одного малоизвестного немецкого писателя, на мой взгляд, достаточно глубоко понимающего сущность музыкального искусства. Что касается лично меня, то мне теперь до­вольно чужды эти безумные восторги юных лет, и я помещаю этот перевод только потому, что в эстетически-мифологическом отношении эти страницы являются наиболее ярким и искренним, что немцы писали о музыке. У нас они должны явиться мифологическим закреплением нашего отвлеченного анализа и опытным описанием того, как из океана алогической музыкальной стихии рождается логос и миф. Отвечать же за весь этот бред я, конечно, совершенно не берусь, не говоря уже о тех страницах, которые я здесь по разным соображениям им выпускаю.

 

Когда сидела Она, измученная и благодатная, за фортепиано и рождались ослепляющие светы и тайные шумы; когда чрез тонкое тело Ее алели и розовели звуки и потрясалось судорогами исступ­ленное естество ее; когда, сидя рядом с Нею, Безмерною и Ликую­щею, терял я в сознании и Сидящую и фортепиано, и все заволаки­валось огненным туманом, сквозь который виднелись то белые и тонкие пальцы, плясавшие свой мучительно сладкий танец, то трепе­щущее тело Ее, славившей своего Бога в радении и восторге, – от­крылась тогда музыка вещему моему слуху как особое, самостоя­тельное, извечное – и уж не единственное ли? – мироощущение.

Пережитое и взятое, муками засеянное, радостями светлыми взрощенное и ожигающей лаской Артиста взлелеянное и сохранен­ное, – поведаю теперь я это миру. Узнай, читатель, в этом свое ин­тимное и сокровенное, о чем молилась не раз душа твоя и выска­зать что мешали навыки повседневности твоей и боязни. Музыка как особое мироощущение – тема эта не нова, хотя никто, как мне ка­жется, не довел ее до конца и не сделал всех последовательных вы­водов. Мысль боится огня, избегает огненных прикосновений; совре­менность думает – хотя уже в несравненно слабейшей степени – все еще утвердить познание как изолированную функцию ума, опе­рирующего понятиями и силлогизмами. Разве может холодный гово­рить о музыке? Сознательно мы пойдем по другому пути. Узрение существа музыки при посредстве естества женского и безумия арти­стического, указанием на что начал я свое извещение, – это только одна из методологий, может быть, более значительных, чем общепри­нятые. Объективность и бесстрастность научного ума есть его закон инерции, дающей формулу уже предлежащему и скованному миру. Здесь нет выхода из данностей, нет трепета узнавания запредельно­го. Иных путей взалкала душа. Бог танцует во мне. Я слышу дале­кий гул и зарево горящих миров. Припавши ухом к артерии Мира, слышу стоны и зовы. Отпустите меня, друзья; не держите, враги!

 

Музыка есть исчезновение категорий ума и всяческих его опре­делений. Распадаются скрепы бытия, и восстанавливается существен­ная полнота времени. Смеется обеспредметившийся ум и ласкает свою беспринципность. Взвивается размеренное пространство и сво­рачивается в клубок, тающий от дыхания музыки. Дым и прах ос­тался от пестрого богатства его. Миллионы миров и солнц, мириады млечных путей, неизмеримая злоба холодных пространств, – что все это перед лицом Музыки и ее блаженно-капризного непостоянства, что это? Ничто, точка в волнах, забытая и случайная, блестящая фатаморгана, мираж самоослепленного воображения.

Нет рассудка и его операций. Исчезли образы и рассыпались. Образы познания расплавлены в бытии и вошли в него. Нет бытия не-образного, нет образа только мыслимого. Есть вечная Жизнь и ее цветение – и то не обязательно образное. В образе и понятии есть распадение, раскол, есть отъединенное созерцание предметности, есть упорно-одинокая и несоборная направленность на бытие; в них – усталость упований. Видящий образами видит наполовину в них себя; мыслящий понятиями, о чем бы ни мыслил он, мыслит ока­менелый и проклятый мир, сводящийся в существе к пространству и его тюрьме. Точность и определенность понятия есть послушание смерти и пространству с его абсолютным нулем. Ему неведомы во­сторги и упоение сладчайших радостей анархизма. Ускользает от него живая жизнь, и кладбище – его арена.

Болезненно и искаженно силлогистическое совокупление поня­тий. Силлогизм – болезненный нарост бытия, его грехопадение и темница. Новая организация бытия есть и новая организация зна­ния. Силлогизм или повторяет большую посылку, или придется с рас­ширением объема понятия признавать расширение, а не сужение, и содержания понятия, а это и есть надежда не на то, что сказано, а на то, что не сказано, что таится и музыкально реет под видимой безличностью и смертной скованностью слова-понятия.

Ни философски – ибо что такое философия, как не упование осмыслить данность мира, след., творчески вырваться из него? – ни психологически – ибо что такое переживание, как не анархизм потока и алогизм, текуче данный во времени как органическая цельность? – ни физиологически – ибо чем мозговые процессы лучше и выше, ду­ховнее процессов, напр., пищеварительных, раз все это с начала до конца – биология и ее обезличивающая процессуальность? – ни, наконец, физически – ибо что такое безмерность звездных про­странств, как не сумасшествие и в крайнем случае отказ от продумынания предмета до конца? – никакими средствами и методами нельзя оправдать и утвердить рассудочное познание с его пространственной базой – до конца и навсегда.

Музыка снимает и уничтожает логические скрепы сознания и ми пи. Впрочем, достаточно было бы и того, чтобы она снимала одно логическое сознание и познание, ибо за пределами последнего, очевидно, уже нет противоположности сознания и бытия, нет и бытия, о котором можно было бы говорить, нет, наконец, и этого «есть», ибо бытие не есть, но бытийствует. Говорить о бытии и говорить бытием – разделено бездной от века. Пространство и его логический коррелят – образ (а значит, и понятие) есть единственная опора и устой эмпирического мира. Только бы сдвинуть его, только чуть-чуть, на волосок, и тогда прощай все прочное и законное, все сознательное и научное! Танец в душе моей и стук. Хочется пры­гать все выше и выше, за облака, за солнце, за мораль, за людей. Блаженны не слушающие музыку, ибо скоро заснут они за чинов­ничьим столом своим! В понятии есть предметная содержательность и – формальная данность как точная (т.е. неподвижная и механи­ческая) и изолированная (т.е. систематическая и логически-строй­ная) определенность. Предметная содержательность понятия посто­янно выводит за пределы пространственного мира. Но по формаль­ной определенности всякое понятие раз навсегда есть коррелят и аналогия пространства, с его механизмом и пустотой. Если приба­вить к этому то, что время, измеряемое нами по часам, т.е. по солн­цу, есть, очевидно, не время, а опять-таки все то же пространство, то вот последняя формулировка сказанного всего выше о музыке: в музыке уничтожение пространства и времени – объективно – как природы математического естествознания, субъективно – как катего­рий и операций логических построений.

Тайная и явная радость непостоянства. Светлая безбрежность миров и вечный прибой и отбой. Воспламененная Вселенная и – Я, мое великое Я, в любовном восторге забывшееся в Ней.

Слепой для мира и глухой для земли, с танцующим Богом и ду­шой, в мучительном наслаждении горящей Вселенной, овитый тума­нами и зноями Возлюбленной, прохожу я, светлый, я, чистый, и тре­пещу.

В музыке, сбросившей пространство, вечная слитость отъединенностей, вечная coincidentia oppositorum. Пространством рвется бытие на куски; пространством механически воссозидается разъятое на ча­сти пречистое тело Вселенной. В пространстве механическое сопря­жение частей, машинное производство жизни. Музыка вся вне про­странства. Соединение тонов дает не суммы, но нечто безмерно слож­нейшее. Мелодию нельзя петь одинаково с начала и с конца, ибо она есть определенная органическая данность, а «е механическая сумма тонов. Не копия пространственно-временного мира, но копия переживания есть музыка, или, лучше сказать, переживание есть ко­пия музыки, которой звучит подлинное бытие.

Вечное становление и в то же время законченность и завершен­ность в каждый отдельный момент; динамизм и творческая из­менчивость состояний, извергающихся в небеса фонтаном, когда нет видимых причцц, и глухо молчащих, когда видимые причины нали­цо; полное исключение законов механики и физики, по которым в действии содержится не более, чем в причине; уничтожение и без­действие законов логического мышления, по которым А всегда рав­но А**; взрывность и напряжение, вечное взбухание и погашение; сплошность и слитость, органическая непрерывность и взаимопро­никновенность; отсутствие делений и систем, счета и норм, класси­фикаций и законов; вечное присутствие прошлого, и настоящее как длительность, а не одна только неуловимая точка; наличие в каждый отдельный момент всего цельного мира прошлого, настоящего и бу­дущего; наконец, вечный и неизбывный алогизм, иррационализм и хаотизм: такова картина переживания вообще, и такова же основа и сущность музыки.

Музыка сцепляется с чистым переживанием, а не с пространст­вом, и форма этого сцепленного бытия есть Время. Время, измеря­емое пространством, разбитое и разорванное на отдельные неулови­мые моменты настоящего, не есть то Время, о котором речь. Время души и музыки есть, прежде всего, не распадение бытия, но его со­бирание и слитость. Уже в нашей, человеческой действительности мы переживаем моменты, когда в незначительный промежуток сол­нечного времени в душе проносятся вихри, охватывающие многие дни и годы. Уже здесь возможно переживание не отдельного куска бытия, оторванного от Вечного Лона силою пространства, но сразу многих таких кусков, возможно цельное и синтетическое восприятие, воссоединяющее разъятые части. Так же мыслимо и восприятие Веч­ности, где полнота времен и веков соединится в едином всеохваты­вающем миге. Время кончится, как о том клянется Ангел в Апока­липсисе, и вечный миг настанет*. В таком Времени нет прошлого и будущего, – ибо эти категории порождены не самой изменчивостью, лежащей в основе Времени, а только греховным состоянием мира, который вечно убывает, превращаясь в прошлое, и прибывает, пере­ходя в будущее, – но здесь вечное всеохватывающее «теперь>, веч­ное настоящее, – однако с той же бесконечной силой творческой из­менчивости, которая есть онтологическая база Времени и живости бытия вообще. Это ие логически идеальное, вечно неизменное бытие старых метафизиков, но вечное творчество – без убыли и томления, нечно временное – без конца и смерти.

 

Когда я ощутил себя на пути восхождения к полноте веков и Памяти Божией и уже охватили меня блаженные восторги лобзаний Вечности; когда узрел белоснежные ризы Любимой и очи Ее, пол­ные ласки и скорби; когда упал и в исступлении целовал Ее ноги, Ее пресветлое и ликующее вечностью тело, – тогда узрел тайну музыки и ее соборного действа в мире, воспринял чистою страстью плутую к восстановлению Вселенную и уразумел тайные пути**.

Что скажу на смертном языке о таинстве соборных действ музыки?

Сонная, холодная, сдавленная и искривленная душа культурно­го европейца знает лишь личные радости и страдания. Начнем от­сюда, с наиболее понятного и распространенного, хотя сердце зна­ет: наибольшая понятность и вообще принцип большинства – роко­вое суеверие и убежище маленьких, искалеченных душ.

В разъятом и распятом мире пространства и времени и в лично­сти, ему послушествующей, царит всеобщее разъединение и вражда. Так, прежде всего, разъединено, хотя и неокончательно, страдание и удовольствие, неудовлетворенность и наслаждение. Бьется душа между этими роковыми пределами.

В музыке нет удовольствия и страдания. В музыке нет разъеди­нения эмоциональных движений. Попробуй, если предрассудки пов­седневности и дурные навыки ложной науки позволят тебе, попро­буй мыслить наслаждение и страдание как два не только одновре­менных и параллельных движения, и именно не как параллель, а как единое совокупное переживание, которое есть одинаково и то и другое. Попробуй в радости и наслаждении найти скорбь и тоску, неизбывные слезы и плач о мире и любви, вечную неразрешенность Абсолюта и вожделенные, страстные алкания Его. Попробуй в тоске и отчаянии, в судорогах и болях найти божественную Игру, блажен­но-капризное состояние Бытия, тайную радость страстей и касаний живого Тела. Переживать музыку – значит рыдать над розами, свет­лыми и чистыми. О, возрыдай, восплачь! Чувствовать музыкально – значит смеяться и хохотать (ибо хохот и рыдание – одно: судорога), хохотать над свежими могилами, плясать с обнаженными ске­летами, невинно и сладостно улыбаться при грохоте обваливаю­щихся миров и воспевать пожарища вселенские. Разве в тоскливой мелодии романсов Чайковского, в стонах всхлипывающей души «Лунной» сонаты, в мировой скорби 2-й части Седьмой, в трагиче­ских муках 1-й части Девятой и в трауре похоронных пений 2-й части Третьей симфонии Бетховена, – разве здесь только мука, только одна скорбь, только страдание? Разве это не есть одновременно и тончайшее наслаждение, тайный ажур песнопений хвалебных? Но правильно и другое. В наивной и мечтательной песне Шуберта, в солнечных ликованиях творений Римского-Корсакова, в строгих кон­турах органного концерта Вивальди – разве нет молитвы, слез, зу­дящего страдания, мучительных стонов и жалоб? Лукреций знал это:

Medio de fonte leporum

Surgit amari aliquid? Quod in ipsis fliribus angat.

«Из струящихся недр красоты восстает некая скорбь, тесня­щая среди самых цветов»*.

Надо до конца понять и усвоить эту срощенность, взаимную сли-тость и нераздельное единство страдания и наслаждения в музыке. Музыкальное волнение – это внутреннее, окончательное взаимное проникновение радости и скорби, удовольствия и страдания, веселия и печали; это – сладкая мука, мучительное наслаждение бытием. Хо­чется плакать, после музыки. Дрожит и трепещет вещее сердце. Есть нечто эротическое в безумиях музыки. Родное и интимное, щемяще-близкое и родственно-милое возникает. А с ним и великое, огромное, Божественное и мировое. Слезы подступают к горлу, хочется молить­ся, падать в исступлении, целовать Землю и обнимать Ее. Возлюб­ленная духа моего, белоснежная горлица, страдание и радость моя, жизнь и упование сердца, родная и родимая! Ноет грудь и стонет, сладко и страшно приближается к Тебе. Волнованиями и потрясе­ниями, восторгами и слезами, трепетанием горячего тела слышу Твою Апассионату*. Умереть у ног Твоих, взвиться фейерверком и рассы­паться в Бездне и Высоте, слиться и исчезнуть в Тебе – это Твоя музыка, ее мучительное наслаждение бытием.

 

Итак, вот первое наше завоевание после предыдущих отрицатель­ных определений. Музыка, снимая пространственно-временной план бытия и сознания, вскрывает новые планы, где восстанавливается нарушенная и скованная полнота времен и переживаний и открыва­ется существенное и конкретное Всеединство или путь к нему. Фор­мулирую первое богатство музыки как особого мироощущения: бы­тие – вечное мучительное наслаждение, взаимопроникновение радо­сти и скорби, синтез ликований и ужасов. Жить музыкально – зна­чит в скорби быть тайно светлым и радостным, а среди ликования таить вечную скорбь мира и неизбывную тоску и стенания Мировой Души.

Пойдем, друг, дальше, пойдем! Никаких остановок и компро­миссов, выше и дальше, смелей, робкий дух, привыкший повиновать­ся и носить тяжести, ввысь, вширь, к Ней, в Бездну.

Мы говорили о синтезе страдания и радости. Но разве с этого надо было начинать? Такое же богатство музыки – после погашения и упразднения пространственно-временного плана – заключается и в синтетической слитости элементов и форм сознания и познания.

Нельзя расчленять и разделять, сопоставлять и анализировать. В музыке – сплошное и чистое бытие, без всяких мысленных и иных познавательных** определений. Если качество музыкального переживания есть мучительное наслаждение бытием, то растворенность в нем элементов сознания и познания дает вихри новых универсальных определений, которыми усложнено всякое мучительно радостное со­стояние бытия.

Прежде всего, бытие, вскрываемое музыкой, в котором, как ска­зано, потушены все логические противоположности и в котором по­топлены и растворены все формы сознания, есть бытие, насквозь пронизанное сознанием. Впрочем, лучше говорить не о сознании, ибо последнее неизбежно клонится к субстанции и предполагает центр. Не субстанция и не центр, но простое качество сознательности – не осознанности, не причастности к осмысленности, не Gewusstheit, но Be-wusstheit*. Бытие, тем самым, что оно бытийствует, предполагает уже некую разделенность и единство, хотя по существу и вне-прост­ранственное. То самое, что бытие есть бытие, есть его осмысленность как бытия, его «сознательность». Музыка, уничтожая индивидуаль­ное зрение, восстанавливает высокое и всезнающее зрение. Мир, от­крываемый музыкой, есть насквозь и бытие и сознание, та первоздан­ная основа и сущность, из которой чрез грехопадение появилось, с одной стороны, индивидуальное сознание и интеллект, а с другой, оформленный и механический мир природного бытия и материи. Под тем и другим кроется Первобытно-Единое, Страстное, откуда все выросло, все незаконно оформленное, механически и враждебно соп­ряженное. Музыка погружает в Тьму Бытия, где кроются все нача­ла и концы, все рождающее и питающее, материнское лоно и естест­во Вселенной.

Итак, бытие, зримое в музыке, есть не только мучительно-слад­кое наслаждение; оно есть еще единство и синтез сознательного и бессознательного, познавательного и предметного. Все – мучительное наслаждение, и все – сознание. Впрочем, одинаково и слепота. А са­мое верное, не сознание и не слепота, но именно внутреннее взаимо­проникновение того и другого. Слепота, трепещущая светами и то­ками целесообразности. Сознание, охваченное жаром и огнем инстин­ктивных и интуитивных туманов и извержений.

О таком бытии должно еще многое сказать, раз усвоена будет синтетическая слитость в нем наслаждения и удовольствия, бытия и сознания, т.е. слепоты и интеллекта.

Бытие музыки есть вечное Стремление. Она вся в своем, не-сол-нечном, Времени. Это Время – совершенно неоднородно, – в противовес времени научному и логическому. Оно сжимаемо и расширяемо оно не форма, но само Бытие, его вечная Изменчивость и Текучесть Оно – вечное Стремление. Не только движение, но именно Стремле­ние. Музыка не знает устали. В ней вздохи и стоны приговоренного к казни. В ней ликующие просторы Полдня. В ней ласковый шепот матери над колыбелью тихо спящего младенца. И солнце, и ночь. В ней молитвы светлой кончины, проклятия бурной и преступной жизни, ласковые небеса родины и святые места первых дней. И Огонь, дразнящий, ласкающий, лукавый и неуловимый, священ­ный – во всех религиях – и очистительный, возносимый светочами к небу и нисходящий в грозе и буре; и ласковая, прозрачная, светлая, вечно подвижная стихия Вод, теряющих вдруг свою прозрач­ную ласковость и сонную гладь и извергающихся волнами и водопа­дами, дождями и ливнями, – символом неистощимой, вечно подвиж­ной и вечно шумящей Вечности; и ласковый, нежный Воздух, гла­дящий душу интимным прикосновением и вырывающий вековые деревья с корнем; и Небо, и Море, и Подземная Тьма – в музыке, в стихии ее бытия, в исступлениях музыканта и его слушателей – служителей Вечного.

Мука и радость, бытие и сознание, и вот: вечное Стремление, вечное Творчество, Неистощимость и Глубина. И многими еще, та­кими же бессильными, правда, но стоящими на пути к истине слова­ми и понятиями можно ознаменовать музыкальное бытие.

Можно и должно сказать, во-первых, что музыка есть величай­ший Хаос, или, так как, по общему принципу музыкальной синтети­ческой слитости и воссоединенности, она есть одновременно величай­ший Строй и Космос, – можно сказать, что она есть извечно стремя­щийся, мучительно самонаслаждающийся и самозабвенно погружен­ный в игру Хаокосмос. Ибо что такое соединение Муки, Радости, Бытия, Сознания и Вечного Стремления – за пределами логически оформленного мира, – как не Хаос и не Хаокосмос? Что такое му­зыкальная страсть, как не Хаос, крутящийся и клубящийся, воссо­единяющий личность с Первобытно-Единым и разрушающий всякое личное оформление?

Многолик и многообразен Хаос и его вечная жизнь. Древний Ха­ос, воспетый древними религиями и многими поэтами, черный и всеокий Хаос и Туманность, откуда рождаются миры и боги, люди и их дела, Хаос, поющий страшную песнь распыления, воссоединения 'о Всем, вожделенный и сладостные туманная и сладкая Ночь за­чатий и рождений, любви и смерти, – таковы томления рождающихся миров «Божественной поэмы», «Поэмы Экстаза» и «Прометея» Скря­бина, увертюры «Золота Рейна» и «Waldweben» из «Зигфрида» Ваг­нера. По йот бури и грохот разбушевавшегося Хаокосмоса, Вселен­ная танцующая и упоенная экстазом Восторгов и Страсти – «Полет Валькирий» Вагнера, «Шехеразада» Римского-Корсакова, многое из Листа, Скрябина и Бетховена. Есть чарующий Хаос, нежная ласка и игра формой, солнечное ликование красками и божественная невинность, алмазность чеканных форм – виртуозность в разных ее видах, начиная от колоратурных эффектов итальянского стиля и кончая блеском инструментовки Рихарда Вагнера, Скрябина, Римского-Корсакова и Стравинского*.

Можно, во-вторых, логически ознаменовать музыкальное бытие как Мировую Волю. Ведь соединение Стремления и Сознания, Соз­нания и Бытия и есть ведь не что иное, как Воля. Вечно стражду­щая, вечно радующаяся, вечно ищущая и взмывающая, взрывная и каскадная, родная, родимая, родительница и мать, темная и утробная Воля Мира к Бытию, Воля Вселенной к Хотению, вечное порож­дение и саморазрушение, воскресение и радость Бытия, новорожден­ная и седая, юная и всегдашняя, – твой я; струя Хаоса и поток Во­ли – мое естество, из музыки рожденное и в музыку идущее.

В-третьих, это же и есть и вечная Ночь и Судьба, вечная Безли­кость и Вселикость, суровый Закон и одновременно Беззаконие, еди­ное Лоно, откуда должно прийти оформление и стать спасительным началом мира. Из мрака мировой Страсти, из светлой безбрежности Страдания и Радости рождается пресветлое Тело Вселенной, слад­чайшая Плоть Мира и пречистое, благоуханное лоно грядущих ве­ков и их Благодати. Слышу загудевшее основание морей и земель, завидел охваченное пламенем здание мира. В огне и в пламени мук Апокалипсиса рождается новое Небо. Любимая, иду за Тобой, к вечному Океану Музыки и вселенских Снов, всемирных и всеединых Утверждений!

 

Выше, дальше, excelsior!*

Чистое Бытие музыки, поглотившее в себе и воссоединившие все противоположности мира и сознания пространственно-временного плана, уничтожило еще одну антитезу, универсально-человеческую и мировую – Бога и мира.

Когда я погружался в волны Вечности и плавал в океане Божест­венной жизни; когда уединенно молился и имел видения; когда ни­сходили золотые венцы и уже приближалась слава мученическая, – тогда уходил я из мира и не знал его, бежал соблазнов и радости его, топил в душе знание свое. Или, когда уходил от Бога и Востор­га моего и погружался в рассмотрение вещей видимых; когда за­мыкалась цепь стройных суждений и работал на пользу людскую, – тогда мелела душа и отходили волны, меркло солнце незакатное и в обмелевшей душе высился храм безбожественный. Между Богом и миром распята душа. Не может вместить две бездны.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 303 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2264 - | 2037 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.