Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬. ќсновоположени€ чистого музыкального быти€ Ц с точки зрени€ абстрактно-логического знани€ 2 страница




3. ¬ качестве примера дл€ опытного переживани€ му≠зыкального самопротивоборства может служить почти вс€кое живое вы€вление музыкального переживани€, в том числе и приведенные нами выше описани€. Ќо спе≠циально дл€ иллюстрации музыкального самопротивобор≠ства не мешает привести то описание состо€ний созна≠ни€ по поводу cis-mollТного квартета Ѕетховена, кото≠рое мы находим у –их. ¬агнера. ¬агнеру эта музыка представл€етс€ как бы Ђодним из дней жизни подлинно≠го Ѕетховена в св€зи с его глубочайшими внутренними переживани€миї. ¬се, что есть в этой музыке, есть про≠сто Ѕетховен; все это колдовство есть просто игра; гений усмехаетс€ сам себе; все, клуб€сь, стремитс€ в бездонную пучину, все это Ц само с собой, само против себ€, само дл€ себ€, само в себе и Ц в бездне.

 

Ђƒовольно длинное вступительное adagio Ц самое скорбное из всего, что когда-либо было выражено в звуках, Ц € бы назвал про≠буждением на рассвете того дн€, который Ђна всем своем унылом прот€жении ни одному желанию исполнитьс€ не даст, ни одномуї. Ќо в то же врем€ это есть пока€нна€ молитва Ц совещание с Ѕогом, преисполненное веры в вечное добро. Ц ¬зор, обращенный внутрь, видит утешительное €вление, пон€тное только ему (allegro 6/8), и желание обращаетс€ в дивно-грустную игру с самим собой: глубо≠чайшее сновидение пробуждаетс€ в отраднейшем воспоминании. » вот художник, в сознании своего искусства, словно приготовл€етс€ (короткое переходное allegro moderato) к волшебной работе; вновь оживившуюс€ силу присущего ему чародейства он заставл€ет дейст≠вовать (andante2/4) с целью приворожить по€вившийс€ прелестный образ, и затем без устали восхищаетс€ этим блаженным показателем полной душевной невинности, направл€€ на него преломленные лучи вечного света и тем придава€ своему видению все новые и новые, неслыханные формы, Ц » мы как будто уже видим, что художник, нашедший в самом себе глубокое счастье, устремл€ет теперь свой взор, несказанно про€снившийс€, на внешний мир (presto 2/2): этот мир снова перед его глазами, как в ѕасторальной симфонии. ¬се освещено внутренним счастьем художника. ќн словно сам прислу≠шиваетс€ к звукам тех €влений, что воздушно и вместе грубовато движутс€ перед ним в ритмическом танце. ќн гл€дит на жизнь и по-видимому обдумывает (небольшое adagio 3/4), как бы ему самому сыграть танец дл€ этой жизни: короткое, но сумрачное размышле≠ние, Ц словно он погрузилс€ в глубокий сон своей души. ќдин взгл€д Ц и артист снова увидел суть мира: он пробуждаетс€, про≠водит рукой по струнам и начинает играть такой танец, какого мир никогда еще не слыхивал (allegro finale). Ёто Ц танец самого мира: дикое веселие, мучительна€ жалоба, любовный восторг, высшее бла≠женство, печаль, €рость, сладострастие и горе; сверкают молнии, грохочет гром. » над всем этим Ц чудовищный музыкант, который все и вс€ покор€ет и св€зует, Ц все и вс€ гордо и уверенно в вихре и водовороте направл€ет в бездонную пучину: он усмехаетс€ на самого себ€, Ц ведь дл€ него это колдовство было только игрой. Ц Ќочь по≠дает ему знак: его день свершенї (–. ¬агнер, ЂЅетховенї).

5. ќсновоположение на основе ratio agenti

чистого музыкального быти€.

d) ћузыкальна€ вол€ и субъективное бытие

 

1. “ретий вид необходимости привел нас к утвержде≠нию механической последовательности и обусловленности в царстве субъективного быти€. “ретий вид необходимо≠сти предполагает уже данным субъективное бытие и его существенное отличие от быти€ объективного. Ќовым €в≠л€етс€ дл€ нас, в наших основоположени€х, таким обра≠зом, именно это противосто€ние субъекта и объекта. ѕо≠следовательность причины и действи€ вообще в музыке мы уже осветили в третьем основоположении. «начит, если есть какое-нибудь следование действи€ за причиной субъекта, то это следование происходит в виде сплош≠ного и бесформенного самопротивоборства. ќднако новое, что вноситс€ в это основоположение соображени€ми, почерпнутыми из ratio agenti чистого музыкального бы≠ти€, есть именно этот коэффициент субъектности.  акова роль его в чистом музыкальном бытии?

„етвертое основоположение. „истое музыкальное бы≠тие <есть> всеобще-нераздельное и слитно-взаимопроникновенное самопротивоборство субъект-объектного единства (вернее, безразличи€, единичности).

2. “олько с этим четвертым основоположением мы получаем первую более или менее законченную концеп≠цию абсолютной музыки. ƒо сих пор наши основополо≠жени€ говорили о музыке в том же роде, как мы могли бы говорить о пространстве, физической материи, вообще о бытии объективном.  акую бы характеристику мы ни давали чистой музыке, все-таки первые три основополо≠жени€ лишь мен€ют характер объективного быти€ про≠странства и физической материи, не мен€€ самого прин≠ципа объективности. ќднако все это €вл€етс€ настолько же недостаточным, насколько раньше мы видели его не≠обходимость. Ќе ощутивши в музыке своеобразного сли≠ти€ с объективным бытием субъекта, мы не можем пон€ть и сформулировать, может быть, самое интимное и цент≠ральное в музыке.

3. Ќеповторима и неуничтожима субъектна€ индиви≠дуальность. ≈е нельз€ получить ни из каких составных частей. я не состою ни из каких частей. Ќе только мое тело, множественное и многосложное, не есть мое Ђ€ї, мой субъект, но также и многосоставленность моей ду≠шевной жизни не есть об€зательна€ принадлежность мо≠его Ђ€ї.  ак бы сложна ни была мо€ жизнь, но € Ц всег≠да €, мое им€ всегда говорит о моей немен€ющейс€ и не≠раздельной сущности. я Ц во всех своих переживани€х, поступках, мысл€х и жизни, но € Ц абсолютно прост, не≠делим, во всей сложности Ц один и неповторим, абсолют≠но индивидуален и не имею частей, не состою из них. Ќе может быть никакой истинной философии без отчетли≠вого чувства своеобрази€ субъективного быти€, или, луч≠ше сказать, субъектного. »ндивидуальность и простое вещное свойство Ц две совершенно несводимые друг на друга категории; субъектное и объектное Ц абсолютно различны в своей онтологической природе. ќсилить эту противоположность при непосредственном их сравнении Ц немыслимо, не дано, неисполнимо. ќсилить эту противо≠положность можно только лишь на почве концепций иных планов быти€.

4. » вот, чистое музыкальное бытие есть план глубин≠ного сли€ни€ субъектного и объектного быти€. ћы долж≠ны здесь иметь в виду не субъективистически-психологи≠ческое растворение музыкального объекта в недрах про≠цесса личных переживаний, равно как и не простое унич≠тожение субъекта в угоду объектного безразличи€. Ќет, в абсолютном музыкальном бытии именно присутствует субъектное бытие со всей своей невыразимой и абсолют≠но простой качественностью; здесь именно присутствует и объектное бытие со всем своим предметным обсто€нием и качеством объектности. ћузыкальное бытие потому так интимно переживаетс€ человеком, что в нем он находит наиболее интимное касание бытию, ему чуждому. ≈го Ђ€ї вдруг перестает быть отъединенным; его жизнь оказыва≠етс€ одновременно и жизнью предметов, а предметы вдруг вошли в его Ђ€ї и зажили единой с ним жизнью. —луша€ музыку, мы вдруг ощущаем, что мир есть не что иное, как мы сами, или, лучше сказать, мы сами содержим в себе жизнь мира. “о, что было раньше отъединенным и дифференцированным переживанием в нашем субъекте, вдруг становитс€ онтологической характеристикой того, что раньше мы отдел€ли от себ€ и называли объектом. ћузыкальное переживание становитс€ как бы станов€≠щейс€ предметностью, самим бытием во всей жизненно≠сти его про€влений. —тоит только реально, не в абстрак≠ции представить себе музыку в виде одного сплошного субъективного чувства, как мы увидим полную неоправ≠данность такого разделени€ субъекта и объекта. —танет непон€тной и совершенно загадочной та правильность и объективное обсто€ние, которое представл€ет собой каж≠дое музыкальное произведение. –астворивши музыку в хаосе и капризах личного переживани€, мы не будем в состо€нии иметь какое-нибудь определенное музыкаль≠ное произведение, ибо ƒев€тых симфоний Ѕетховена столько же, сколько индивидуальностей ее слушают и слушали; и ƒев€той симфонии нет как ƒев€той симфонии. ≈сть субъективное воспри€тие, св€занное с услови€ми данного момента, текучее, непосто€нное, капризное и не≠уловимое; и есть субъектность, без которой немыслима никака€ музыкальна€ объектность. » вот, это полное тож≠дество быти€ и сознани€ в музыке только и спасает ƒе≠в€тую симфонию как нечто идеально-посто€нное и неиз≠менное, обусловлива€ и объ€сн€€ тем самым реально-психологическую бесконечность в разнообразии ее субъ≠ективных воспри€тий, воспроизведений и толкований. “акое же искажение претерпела бы музыка, если бы ее рассматривали как чистую объектность, не внос€ ника≠ких субъектных коэффициентов.

5. Ќашему реальному повседневному сознанию пред≠стоит завершенна€ и вполне отъединенна€, вполне сфор≠мированна€ наша собственна€ индивидуальность вместе с окружающими ее иными, уже предметными индивиду≠альност€ми. ѕри таком противосто€нии не может найти себе место чистое музыкальное бытие. Ќеобходимо раз≠рушить дотла те и другие индивидуальности; необходимо превратить в бесформенный материал, перемолоть, пере≠лить, переплавить в одно безразличное смешение все эти индивидуальности, включа€ и наше Ђ€ї. “олько тогда возникает возможность дл€ чистого музыкального быти€. „етвертое основоположение музыки и говорит о самопро≠тивоборстве этого субъект-объектного безразличи€. Ёто и есть гаЌо а^епс» абсолютной музыки. ¬ол€ Ц станов€≠ща€с€ предметность; предметы Ц этапы волевого и вооб≠ще переживательного самопорождени€. Ѕорьба быти€ с самим собой и Ц бессубъектное самочувствие безобъект≠ных обсто€ний.

6. ќсновоположени€ на основе ratio cognoscenti

чистого музыкального быти€.

е) ћузыкальна€ истинность вообще и субъект

музыкального суждени€

1. ¬ предыдущих параграфах нами была осуществле≠на абстрактна€ феноменологи€ музыкального быти€, при≠чины и действи€. “еперь нам предстоит формулировать феноменологические основоположени€ музыкального по≠знани€. –азумеетс€, мы должны иметь в виду не знание о музыке, которое ничем не отличаетс€ от вс€кого иного научного или философского знани€, но знание, осущест≠вл€емое самим музыкальным переживанием. ћы долж≠ны рассмотреть музыкальное переживание как станов€≠щеес€ музыкальное познание. ¬ чем главные черты этой ratio cognoscenti чистого музыкального быти€?

 огда мы имеем знание в пон€ти€х, то €сно, что цель такого знани€ Ц истина. ÷ель того или другого соедине≠ни€ пон€тий и суждений в нечто целое есть истина, вы≠ражаема€ в этом соединении. –азумеетс€, музыкальное знание не есть знание в пон€ти€х, но это не значит, что музыкальное познание не содержит в себе никаких мо≠ментов истинности.  аждое музыкальное произведение всегда и прежде всего оцениваетс€ нами; это значит, что в каждом таком музыкальном суждении что-то с чем-то соедин€етс€, и соединение это принимаетс€ или отвергает≠с€ в той или другой мере. ≈сть, наподобие логической истинности, сво€ особа€ музыкальна€ истинность, имею≠ща€ свою особую логику, вскрыть которую мы сейчас и хотим. Ћогическа€ истинность есть всегда отношение суждени€ к чему-нибудь к нему постороннему, будет ли то другое такое же суждение или непосредственный опыт, обосновывающий данное суждение. ƒл€ логического суждени€ должна быть где-то вне его соответствующа€ ему норма. Ѕытие и норма совершенно раздельны в ло≠гическом познании. “аков закон основани€ в пон€тийном познании.

2. –едукци€ этого вида необходимости и перерожде≠ние его в новый вид дает, прежде всего, уничтожение про≠тивосто€ни€ быти€ и нормы, основывающегос€ и основа≠ни€. „истое музыкальное бытие есть безусловное само≠утверждение, не требующее дл€ себ€ никаких иных оснований, кроме себ€ самого. Ёто значит, что музыкаль≠на€ истина равна музыкальному бытию и музыкальное бытие равно музыкальной норме. »стина = бытие = норма. «десь мы получаем одно большое основоположение, которое объедин€ет все остальные основоположени€, от≠носимые нами к группе ratio cognoscenti музыки.  ак ни странно звучало бы такое основоположение, все же оно не может не быть прин€то в нашу систему, ибо выражает простейший и очевиднейший факт воспри€ти€ музыкаль≠ного произведени€. Ёто Ц факт самоубедительности му≠зыкального произведени€ и факт оценки, неотъемлемой от цельного воспри€ти€ музыки. ћузыка говорит сама за себ€. ќна Ц сама дл€ себ€ норма. ѕочему данна€ вещь нравитс€ (разумеем не психологическую, а феноменоло≠гическую проблему)? Ќе потому, конечно, что Ђоснова≠ниемї послужило дл€ этого какое-то другое произведе≠ние. “акое утверждение было бы совершенно 'бессмыслен≠ным. ћузыкальное произведение говорит само за себ€. ќно есть само дл€ себ€ норма и закон. Ќорма = бытие = закон.

3. ѕопробуем теперь в более расчлененной форме представить это общее га(ю содпозсепа„ музыки, бази≠ру€сь на принципе модификации соответствующего кор≠н€ закона основани€.

ћы видели, что в законе основани€ две стороны Ц изо≠лированность, раздельность и Ц скованность разделен≠ных моментов. „то мы имеем в обычном музыкальном суждении с точки зрени€ закона основани€? ≈ще раз на≠поминаем, что под музыкальным суждением здесь пони≠маетс€ не логическое суждение о музыке, но суждение, которое само по себе есть музыка в сознании; музыкаль≠ное суждение есть музыка в сознании как станов€щеес€ знание. »так, что такое музыкальное суждение с точки зрени€ закона основани€?

ћожет ли быть здесь применимо в полной форме раз≠деление характеристик изолированных и сопр€женных моментов? “ак ли, как в законе основани€, приходитс€ сначала раздел€ть пон€ти€, или суждени€, а потом их со≠един€ть? ћузыкальное суждение, или музыкальное пере≠живание, не знает такой раздельности. ќно есть какое-то стремительное и напр€женное единство Ц без различи€ множественных моментов. ѕоэтому не может быть пол≠ного параллелизма в характеристике ratio cognoscenti музыки и ratio cognoscenti как вида закона основани€, где изолированность формулируетс€ в виде Ђлогических законов мышлени€ї, а сопр€женность в виде Ђзакона до≠статочного основани€ї.

“ам мы прежде всего имеем т. н. закон тождества. ћузыкальное суждение, как некое живое единство по≠знавательных и переживательных энергий, вечно себ€ са≠мо истощающее и само себ€ порождающее, не знает ни≠какого закона тождества. ќно не есть пон€тийное един≠ство, не есть оно и пространственное единство. ќно Ц во≠обще не есть какое-либо статическое единство. Ќо, будучи центром динамических взаимоотношений и живой позна≠вательной тканью, пронизанной тайными излучени€ми, музыкальное суждение не знает той механической со≠пр€женности внеположных пон€тий, из которых состоит логическое суждение. „то такое субъект музыкального суждени€? Ќе будучи пон€тием, он не есть и нечто отъ≠единенное. Ќе будучи чем-нибудь отъединенным, он ни≠когда не равен самому себе. ќн вечно изменчив и играет. Ёто какое-то посто€нное н неустанно трепещущее и внутренно-бьющеес€ единство. ¬ нем бьетс€ какой-то тайный пульс, оживл€ющий и един€ющий всю его многосоставность. ¬ нем нельз€ произвести какого-нибудь расчлене≠ни€, сопоставлени€ и сравнени€. ¬ нем нет и помину о законе тождества. —убъект музыкального суждени€ ни≠когда не равен сумме своих признаков. ѕризнаки субъ≠екта музыкального суждени€ неотличимы от самого субъ≠екта. ќн весь играет в них и переливаетс€ ими нї них. пон€тно и неизменно противореча самому себе и в противоречии этом наход€ свою жизнь. ѕотому ј здесь всегда и ј и не ј, и не одно какое-нибудь Ђне-јї, но бесконеч≠ное количество таких Ђне-јї. Ёто не закон тождества, но закон различи€ в тождестве, и притом неизменно-теку≠чего различи€. »так, вс€кое ј в качестве музыкального субъекта есть вечно-изменчивое самопротиворечие.  аж≠да€ музыкальна€ пьеса, кажда€ тема и фраза в музыке, поскольку переживаетс€ как таковое, есть вечно изменчи≠вый в своем самопротиворечии субъект музыкального суждени€. Ёто €сно уже из второго основоположени€, трактующего о живом времени в музыке, и из третьего, трактующего о музыкальном самопротивоборстве. Ѕуду≠чи схвачено в переживании, чистое музыкальное бытие оказываетс€ по сравнению с законом тождества самопро≠тиворечием Ц однако не застывшим в логической броне пон€тий, но вечно изменчивым и живущим. ≈сли под жизнью понимать 1) живое врем€ 2) чистого самопро≠тивоборства, формулированное нами выше, и видеть в этом основу вс€кого жизненного оформлени€, его плодо≠носное и животворное лоно, то можно будет так форму≠лировать наше п€тое основоположение.

ѕ€тое основоположение. —убъект музыкального суждени€ есть вечно-изменчивое самопротиворечие, дан≠ное как жизнь (или данное как чистое самопротиворе≠чие неоднородно текущего времени).

4. —убъект музыкального суждени€ и равен сумме своих признаков, и в то же врем€ не равен ей.  роме то≠го, это противоречие каждый миг мен€етс€ и, игра€, спе≠шит к неизвестной цели. «вук, неизменно продолжающий≠с€ более или менее значительное врем€, и даже проста€ пауза, более или менее длинна€, несмотр€ на физическую свою однородность в течение всего времени звучани€ или паузы, €вл€етс€ в музыкальном суждении чем-то непре≠станно мен€ющимс€, и начало паузы воспринимаетс€ со≠всем не так, как моменты, близкие к ее концу. » тем не менее одна и та же жизнь пульсирует и трепещет в этом сплошном самопротиворечии.

7. ќсновоположени€ на основе ratio cognoscenti

чистого музыкального быти€.

f) ѕризнак субъекта музыкального суждени€

1. Ћегко заметить св€зь закона противоречи€ с зако≠ном тождества. ¬ сущности, это и есть тот же закон тож≠дества, Ц но лишь в применении к признаку субъекта, а не к самому субъекту.  ак субъект логического суждени€ должен быть равен сам себе, так и признаки и свой≠ство субъекта должны быть равны самим себе, исключа€ все противоречащее. ќтсюда €сно, что одному и тому же субъекту в одно и то же врем€ и в одном и том же отно≠шении не могут быть приписаны противоречащие пре≠дикаты.

≈сли в музыкальном суждении неосуществим закон тождества, то в равной мере неосуществим и закон про≠тиворечи€. Ёто можно было бы чисто формально вывести из п€того основоположени€, формулирующего отсутствие закона тождества в чистом музыкальном бытии и заме≠н€ющего этот закон законом различи€ в тождестве. Ќо это может стать €сным и из конкретного узрени€ сущно≠сти музыкального быти€.

2. ¬ самом деле, что есть свойство музыкального бы≠ти€? „то такое признак данной музыкальной пьесы? –а≠зумеетс€, он неотделим от самой пьесы. Ќо мало того. ¬ход€ в общее живое и срощенное единство, признаки и свойства так же текучи, изменчивы, противоборственны, противоречивы и живы. Ќет никакой субстанции в чистом музыкальном бытии, котора€ была бы отлична от своих свойств и была бы их носителем.

¬се музыкальное бытие есть сплошна€ субстанци€, неизменно текуча€ и выражающа€ саму себ€ начисто в каждый мельчайший промежуток времени. Ћюбой момент есть выразитель субстанции, и центр ее повсюду. “олько чисто внешнее и поверхностное отношение к музыке мо≠жет увидеть в изолированных ее част€х и моментах под≠линные и истинно-реальные свойства.  ак музыка не со≠стоит из отдельных звуков, аккордов и т. д., а есть их жи≠вое и срощенное единство, и даже не их единство, а некое идеальное единство, в них данное, Ц точно так же и от≠дельные свойства данного музыкального быти€ даны в общем самопротиворечивом, живом и органическом един≠стве; другими словами, предикат музыкального суждени€ есть тот же субъект, но только данный в разные моменты своего быти€.

¬ особенности это €сно из такого посто€нного факта наших суждений о музыке. ѕрослушавши какое-нибудь глубоко взволновавшее нас музыкальное произведение, мы, предположим, наполнились весьма интенсивным и глубоким музыкальным впечатлением. Ёто значит, по прин€тому нами словоупотреблению, что мы переживаем известное музыкальное суждение. “еперь представим се≠бе, что мы желаем передать такое же музыкальное суждение другому лицу, не знакомому с только что прослу≠шанной нами пьесой, и делаем это самым простым спосо≠бом, т.е. напеваем или наигрываем на инструменте те или другие отрывки. Ќаиболее часто встретитс€ в таком случае тот факт, что наш собеседник или совсем не раз≠делит нашего восторга перед прослушанной пьесой и да≠же удивитс€ несравнимости тех мелких отрывков, кото≠рые вы играете, с вашим общим восторженным отзывом, или поймет вас только после прослушани€ тщательно по≠добранных и в большом количестве сыгранных отрыв≠ков. Ёто значит, что каждый отрывок музыкального про≠изведени€, будучи восприн€т как таковой, сам по себе, в полном отрыве от живой и срощенной цельности произ≠ведени€, ни в какой степени не есть свойство или вооб≠ще кака€-нибудь жива€ часть этого произведени€.  огда € высказываю своему собеседнику свой восторженный отзыв о пьесе и иллюстрирую это каким-нибудь отрыв≠ком, то эти 3 Ц 4 такта, которые составл€ют отрывок, дей≠ствительно дл€ мен€ полны жизни, полны играющих и трепещущих красок, они дл€ мен€ Ц реальный и живой момент реального и живого целого. я переживаю совер≠шенно непосредственно и глубоко место этого отрывка в целом; все дл€ мЂн€ течет и играет, бьетс€ и трепещет, передо мною жива€ ткань и нервный внутренний пульс музыки. ƒл€ мен€ это Ц свойство, признак прослушан≠ного музыкального произведени€. ƒл€ моего же собесед≠ника этот отрывок есть самозамкнутое и самодовлеющее целое; до прослушани€ всей пьесы целиком это дл€ него только то, что оно есть. ј дл€ мен€ оно Ц и оно и не-оно. », несмотр€ на полное пространственно-временное и фи≠зическое тождество отрывка, даваемого мною, и отрывка, прослушанного моим собеседником, все-таки необходимо сказать, что первое есть реальное свойство пьесы, а вто≠рое не есть какое-либо свойство пьесы. ¬ысказыва€ му≠зыкальное суждение, € предицирую субъект этого сужде≠ни€ не теми отрывками, которые впервые слышит мой со≠беседник, а теми, которые € ему наигрываю, т.е. субъект предициру€ им же самим. »бо мой отрывок отличаетс€ от слышимого другим лицом отрывка только лишь тем, что в нем присутствует и все целое, что в нем он Ц не только он, но одновременно еще и другое.

3. ќтсюда вытекает и наше шестое основоположение чистого музыкального быти€.

Ўестое основоположение. ѕредикат музыкально≠го суждени€ есть вечно-изменчивое самопротиворечие,данное как один из органических моментов жизни субъекта этого суждени€, тождественных, хот€ и различных с самим субъектом.

8. ќсновоположени€ на основе ratio cognoscenti

чистого музыкального быти€.

g) ≈динство быти€ и не-быти€ в музыке

 

1. ќднако утвердить п€тое и шестое основоположение, не дела€ из них всех выводов, так же невозможно, как утверждать законы тождества и противоречи€ Ц без за≠кона исключенного третьего. „то это, собственно, значит, что субъект и предикат музыкального суждени€ есть жи≠вое самопротиворечие? „то значит, что в музыке каждый отдельный момент ее одновременно и есть и не есть, он и не он, что значит это текучее самопротиворечие? Ёто зна≠чит, что в музыке бытие и небытие тоже слиты и вдви≠нуты одно в другое. ћежду бытием и не-бытием здесь то≠же сращение, как и везде в музыке. » это срощенное единство живет и стремитс€.

2. ¬ самом деле, что нужно дл€ различи€ быти€ и не≠быти€, что нужно дл€ утверждени€ быти€ предмета и его не-быти€? ”же ѕлатон со всей положительной греческой философией утверждал, что дл€ этого необходимо некое покойное состо€ние предмета. ƒл€ этого необходимо ка≠кое-то идеальное посто€нство и нека€ абсолютно-непо≠движна€ идеальность.  огда Ђвсе течетї, и течет сплош≠ным, непрерывным образом, тогда не может быть ника≠кого разумного познани€ в пон€ти€х; тогда правы те со≠фисты, которые из √ераклита делали рел€тивистические выводы. Ќельз€ назвать предмет, если он в каждое но≠вое мгновение делаетс€ абсолютно новым; нельз€ на≠звать Ц нельз€ отделить; нельз€ отделить Ц нельз€ при≠писать ему предикат быти€; но в то же врем€ это не зна≠чит, что здесь надо употребить предикат не-быти€. ¬о≠все не в этом дело в музыке; дл€ абсолютной музыки нет этих различий быти€ и не-быти€, хот€ то и другое в ней, несомненно, содержитс€, как все равно музыка не есть ни чисто объективное, ни чисто субъективное бытие, при не≠сомненном наличии того и другого в подлином музыкаль≠ном бытии. ≈сли субъект и объект музыкального сужде≠ни€ вечно текут, творчески мен€€сь и не подчин€€сь ни≠какому идеальному единству, то €сно, что в них нельз€ говорить о бытии и его отсутствии.

ћожно, конечно, возражать тем, что вс€кое музыкаль≠ное произведение есть всегда нечто само в себе определенное, всегда неизменное; мы ведь раньше сами гово≠рили, что музыкальное произведение не есть чиста€ субъ≠ективность, что в нем есть моменты, делающие его всегда тем, что оно есть. ќднако мы говорим не о конкретном лике музыкального произведени€, поскольку он отличает≠с€ от лика другого музыкального произведени€, когда мы его воспринимаем в его цельном, совершенно не имеющем частей и потому неделимом состо€нии. Ћик музыкального произведени€ есть в подлинном смысле, и притом в антич≠ном смысле этого термина, форма, то, что делает му≠зыкальное произведение ј именно этим самым ј и ничем другим. Ћик, или форма, музыкального произведени€ всегда есть нечто уже выделенное, уже восприн€тое или сознанное, уже как-то ставшее фактом. Ћик, или кон≠кретно сознаваема€ форма, музыкального произведени€ есть всегда нечто известным образом соотнесенное, отъ≠единенное, данное не в конкретно указываемом родстве с общемузыкальным бытием, но уже нечто дифференци≠рованное, сравнимое и сравненное, названное и отмечен≠ное. ƒругими словами, конкретный лик музыкального произведени€ дан каким-то образом пространственно-вре≠менному сознанию, как-то дан знанию в пон€ти€х, с его субъект-объектной границей. ѕотому воспри€тие цельно≠го лика есть нечто каким-то образом относ€щеес€ к по≠н€тию и эйдосу; оно уже не только течет и и самоироти-воречии находит жизнь, но в то же врем€ есть еще нечто посто€нное, к чему применим, в своей наиболее общей форме, простирающейс€, след., за пределы пон€тий, за-кон тождества и, значит, закон исключенного третьего. ќднако не об этом эйдосе музыки как ее форме мы гово≠рим, но говорим о самой той живой ткани, из которой сла≠гаетс€ эйдос музыкального произведени€ и его цельный конкретный лик. јпассионата есть, конечно, јпассионата и ничто другое, и здесь ј равно ј, и потому ј именно есть, а какого-нибудь ¬ здесь нет; јпассионата не есть ЂЋунна€ї соната. Ќо ведь јпассионата есть нечто опре≠деленное именно потому, что мы уже заранее вырвали из пучины общего музыкального быти€ какую-то колоссаль≠ную струю.*, заранее поставили ей границы, каких пет в самой пучине, извне заковали эту струю в эстетическую броню формы. ѕоэтому и оказалось возможным јпассио-нату назвать јпассионатой. Ќо стоит только попробовать мыслить то, что остаетс€ нетронутым в поставленных на≠ми границах, в этой закованной, стальной эстетической форме, а не самую эту форму, как -мы увидим то самое органическое срощение быти€ и не-быти€, то вечно игра≠ющее их живое самопротиворечие, которое видели при анализе субъекта и объекта музыкального произведени€. »так, закон исключенного третьего, вместе с другими законами, имеет отношение (и притом еще нами не про≠анализированное) к эстетической форме чистого му≠зыкального быти€, но не имеет никакого отношени€ к самому по себе чистому музыкальному бытию.

3. ѕринима€ все это во внимание, можно так форму≠лировать наше седьмое основоположение.

—едьмое основоположение. —убъект музыкально≠го суждени€ есть вечно-изменчивое срощение быти€ а небыти€, данное как жизнь, т.е. как чистое самопро-I иворечие неоднородно текущего времени.

9. ќсновоположени€ на основе ratio cognoscenti

чистого музыкального быти€.

h) ћузыкальна€ истинность и обоснованность

 

1. “ри последние основоположени€ конструированы ма основе редукции статической стороны закона основа≠ни€ в пон€ти€х. ќстаетс€ еще рассмотрение той стороны -закона познани€ї в музыке, котора€ получаетс€ после редукции необходимости обосновани€ дл€ логического суждени€, т.е. момента, сопр€гающего внеположные по≠н€ти€ в одну цельную логическую систему. »менно, за≠кон основани€ в этом пункте гласит, что вс€кое логиче≠ское суждение должно быть основано на чем-то внешнем по отношению к нему.  акова характеристика музыкаль≠ного суждени€ в сравнении с такими свойствами сужде≠ни€ логического?

2. Ќе может быть и речи о каком-нибудь основании дл€ музыкального суждени€ в чем-нибудь по отношению к нему внешнем. ћузыкальное суждение говорит само за себ€, убеждает само за себ€. ¬с€кое музыкальное €в≠ление тем самым, что оно есть, уже говорит само за се≠б€. ƒл€ него убеждать Ц значит просто быть. Ќа что мы ссылаемс€, оправдыва€ свое музыкальное суждение? ћы указываем на объективные, физические признаки пьесы. Ќо чаще мы просто думаем, что это наше субъективное мнение, сами того не подозрева€, что в этой ссылке на субъективность и кроетс€ неосознанное указание на са≠моубедительность пьесы, на полную несводимость ее к какой-нибудь норме и полную невозможность дл€ му≠зыкального суждени€ укрепитьс€ за чем-нибудь помимо себ€. ¬ то врем€ как логическое суждение, обосновыва€сь на другом суждении или вообще на чем-нибудь по отно≠шению к себе внешнем, уходит в бесконечность и никогда не получает ответа на этот вечный вопрос Ђпочемуї, Ц музыкальное суждение есть жизнь, циркулирующа€ сама в себе и дл€ себ€, сама в себе обоснованна€, и дл€ нее не требуетс€ никаких оснований, кроме собственного само≠утверждени€. “олько здесь получает свое полное и завер≠шенное выражение та основна€ иде€, которую мы поло≠жили во главу угла наших 5-го и 7-го основоположений. “ам мы говорим о тождестве быти€ и нормы, закона в музыке. “олько теперь нам видно, что музыкальное суж≠дение способно обосновать само себ€, так как мы уже знаем, что такое вообще жизнь музыкального суждени€ и какова роль его субъекта и предиката. ∆ивое самопро≠тиворечие самою своею жизнью говорит о самоутверж≠дении. Ѕудучи сама дл€ себ€ нормой, музыкальна€ жизнь есть станов€ща€с€ норма, норма в непрекращающемс€ рождении и развитии. Ѕыть музыкально истинным дл€ данного музыкального суждени€ Ц значит участвовать в этой общей жизни-игре самопротиворечи€. Ёто значит быть дл€ него обоснованным. Ћогическую систему здесь замен€ет живой организм, и Ђсвестиї суждение к дру≠гому суждению или к чему-нибудь ее обосновывающе≠му Ц значит заставить жить ее общею жизнью со всем организмом, сделать его членом этого организма.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 377 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕольшинство людей упускают по€вившуюс€ возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © “омас Ёдисон
==> читать все изречени€...

1542 - | 1317 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.031 с.