Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


В. Основоположения чистого музыкального бытия – с точки зрения абстрактно-логического знания 8 страница




Скажут на это: но ведь тут они в разных отношениях различны и тождественны; тождественны они как «не­что», а различны они совсем в другом отношении, раз­личны они – в отношении количества, раздельности. Это замечание, конечно, совершенно правильно, но оно не имеет к нам никакого отношения. Хотя числа и в разных отношениях тождественны и различны, все-таки надо сказать, что одна и та оке двойка тождественна с тройкой и различна с ней. Разные стороны двойки тождественны и различны с тройкой, но именно одна и та же двойка (ибо иной нет) тождественна и различна с одной и той же тройкой. Если две вещи тождественны в разных от­ношениях – это значит, что они просто никак не тождест­венны. А это, как сказано, нелепо. Поэтому мысль застав­ляет признать в качестве абсолютной истины то, что чис­ло составляется сразу и из категории различия и из ка­тегории тождества.

2. Во-вторых, согласившись с тем, что в понятие чис­ла входят моменты различия и тождества, могут оспари­вать выведенное нами понятие движения. Скажут: во-первых, вы сами критиковали это понятие, и даже не счи­тали возможным применять его к определению понятия времени, и тем более должны были бы отвергать его при анализе числа; во-вторых, не является ли достаточ­ной просто установка моментов тождества и различия? На это мы должны ответить так. Что касается наших предыдущих рассуждений о движении, то мы имели в виду физическое, пространственное движение. Как таковое, оно не может быть специфичным ни для времени, ни для числа уже по одному тому, что это – чисто смысло­вые категории, наше же движение есть категория физи­ческая. Когда же мы говорим о движении в целях ха­рактеристики числа, мы имеем в виду чисто смысловое движение, т.е. ту особенность данной смысловой конст­рукции, что она требует своего перехода в иную конст­рукцию или состоит из таких переходов. К сущности иного предмета отнюдь не относится то, что он составлен из переходов и движений или требует таковых в дальней­шем. Но сущность числа именно такова, что она требует категорий движения и не мыслима без нее. В самом де­ле, попробуем мыслить десятку так, чтобы она не мысли­лась составленной из десятка переходов от «одного» к «иному». Это ведь значило бы, что десятка вообще не есть число. В десятке, и именно в самой подлинной сущ­ности ее, мыслится это смысловое движение, это мыслен­ное полагание смыслов, равно как и требуется переход к дальнейшему. Говоря «десять», мы не переходим к «одиннадцати»; но к самому смыслу «десяти» относится то, что за «десятью» следует «одиннадцать». И если к данному числу нельзя прибавить еще одной единицы, то это не есть число вообще. С другой стороны, хотя десят­ка и требует перехода к одиннадцати и девяти, все-таки фактически она не переходит, и переход ее остается лишь принципиальным. Сама она фактически покоится на од­ном и том же смысловом «месте» и никуда не переходит.

Поэтому наряду с движением мы должны приписать числу также и категорию покоя. Число в силу этого есть смысловая опора и принцип вообще всякого движения и покоя и в том числе и чисто смыслового. В числе должна быть счетность, и, хотя само число и не есть просто ко­личество, все же в нем необходимейшим образом присут­ствует сосчитанность, счетность, переходность от одного к другому. Итак, числовое движение есть движение само­го смысла, необходимость перехода от одного смыслового момента к другому. Это не движение во времени и не дви­жение в пространстве. Такое движение не требует ника­ких условий времени, пространства, массы, силы, скоро­сти н т. д. Это – такой переход и такое движение, кото­рое сразу дано всегда и везде, и есть чисто смысловая значимость необходимости передвижения по отдельным логическим моментам.

3. В-третьих, нельзя оспаривать также и Первую ка­тегорию, вводимую нами в число, – категорию «сущего».

В самом деле, ни тождество, ни различие, ни покой, ни движение ничего не говорят о том, что именно тождест­венно и что различно, что покоится и что движется. Долж­но быть «нечто», о чем именно высказываются все эти категории. Без такого «нечто» нет прикрепления этих, че­тырех категорий к определенному предмету. И поскольку число есть «нечто», оно должно содержать и эту катего­рию. Только мы ее формулируем намеренно обще, чтобы не заставлять думать о какой-нибудь определенной вещи. Для числа, как мы видели, требуется именно отвлечение от всякой вещной качественности. Мы поэтому и назы­ваем такую категорию – «нечто», или «это», или «су­щее», или, если угодно, «одно». Число есть именно одно, или нечто, взятое с точки зрения своего подвижного по­коя самотождественного различия.

4. В-четвертых, в спорах по этому предмету всегда вызывает недоумение и даже удивление то обстоятель­ство, что нами намеренно берутся и отождествляются противоречащие понятия, ибо мы говорим: «подвижной покой», «самотождественное различие». Говорят: если данная вещь движется, то это значит, что она не поко­ится; а если она отлична от чего-нибудь, то это значит, что она не тождественна с ним. Однако такое рассужде­ние является в корне фальшивым, основанным на слепом преклонении перед формальной логикой и на непонима­нии подлинного метода диалектики.

Прежде всего, даже и не в диалектике, а в обыденной практике мы постоянно имеем дело с этими отождеств­лениями противоречивого. Так, я могу ехать в экипаже или в вагоне трамвая, т.е. передвигаться с места на ме­сто, и в то же время быть в полном покое относительно стенок экипажа и вагона. Двигаюсь я тут или нет? И да, и нет. Вернее сказать, я нахожусь здесь в подвижном по­кое. Разумеется, этот подвижной, покой есть в конце кон­цов не что иное, как более сложное движение. Но можно вполне сказать и так: это есть не что иное, как более сложный покой. Точно так же, когда я говорю: «наденьте на ручку новое перо», я не только отличаю перо от ручки, но в некотором вполне определенном пункте их и отож­дествляю. А именно, перо по смыслу своему содержит в себе указание на ручку и на необходимость соединения с ручкой, а ручка по смыслу своему содержит в себе ука­зание на перо и на необходимость соединения ее с пером. В моменте взаимосвязанности они совершенно тождест­венны. И выкинуть этот момент тождества значит сказать, что перо никакого отношения не имеет к ручке или имеет такое же отдаленное отношение, как и любой бо­тинок или подушки, и ручка не имеет никакого отношения к перу.

Однако то, что в обыденной жизни разумеется само собой, то самое в феноменологической диалектике долж­но быть осознано до конца и продумано до последних де­талей. Число есть именно подвижной покой и именно са­мотождественное различие. Тут – сознательный выход за пределы закона противоречия и закона тождества, устанавливаемых формальной логикой. Тут – диалекти­ческая антиномика, планомерно выводимая и преодоле­ваемая в пределах самого разума и средствами самого разума. Распространяться на тему о диалектическом ме­тоде, конечно, здесь было бы неуместно (я это делаю в подробностях в другом месте*); однако необходимо вся­чески подчеркивать сознательный и намеренный харак­тер диалектической антиномики, проводимый нами в оп­ределении понятия числа, и необходимо все время вы­двигать убеждение, что логика противоречий ничего об­щего не имеет с противоречивой логикой. Легко отвести всю эту диалектику указанием на то, что тут имеются в виду разные моменты вещей. Если я двигаюсь относи­тельно дерева, встретившегося на моем пути, то я по­коюсь относительно стенок экипажа, на котором я еду. Если десятка отлична от девятки**, то она отлична коли­чеством единиц, из которых она состоит, а если десятка тождественна с девяткой***, то тождественна она в том отношении, что и то и другое есть «нечто». Получается, что, и сущности, туг нет ровно никаких антиномий. Антитезис имеет в виду совершенно иной субъект, чем тезис. Однако мы должны всячески отрицать такую постановку вопроса Конечно, гут имеются в виду разные предикации. Но все-таки не кто иной и не что иное, а именно я, гот же самый я, и двигаюсь и покоюсь; та же самая десятка итождественна и различна с девяткой. Конечно, я движу­щийся отличен от меня в состоянии покоя и десятка не есть девятка. Но все дело в том, что во всех этих разли­чиях участвую я, тот же самый я, и фигурирует десятка как число, остающееся тою же самой десяткой. Наконец, тут не только различие, но и тождество в различии.

5. В-пятых, надо строжайше отличать число от количества. Количество уже предполагает, что есть некое число, и, самое главное, предполагает также и ма­териал, к которому это число применяется в целях сосчитывания. Когда мы говорим о числе, мы не знаем никако­го материала, к которому могли бы его применить, но со­зерцаем само число во всей его смысловой самостоятель­ности. Не важно для числа пять, имеем ли мы в виду пять быков или пять орехов. Пять есть самостоятельно, и мы созерцаем и описываем пятерку, как она есть неза­висимо от всего прочего. Количество же требует мате­риал, сосчитываемый при помощи чисел. Так, говоря «пять лошадей», я говорю о количестве пяти, а не о чис­ле «пять». Количество есть чисто формальная конструк­ция, и, как таковая, она не содержит сама в себе никакой диалектической антиномики. Я просто сосчитываю пред­меты: раз, два, три, четыре и т. д., и больше ничего. Тут, раз уж я сказал «первый», то этот «первый» не есть «вто­рой» и «второй» не есть «третий» и т. д. Условия и цели счета не таковы, чтобы требовать диалектическую антиномику во что бы то ни стало. Однако антиномика тут, ко­нечно, есть, но она есть лишь постольку, поскольку коли­чество есть отражение в том или другом материале, во­площение чистого смысла, ибо чистое число возникает только лишь в результате диалектической антиномики смысла.

6. В-шестых, может и должен возникнуть вопрос о существе самой этой диалектической антиномики смыс­ла в применении к числу. Вообще надо сказать, что диа­лектическое определение вещи, будучи определением ве­щи вообще в мысли, в разуме, требует по крайней мере трех моментов. Если вещь подлинно есть, она должна отличаться от всех иных вещей. Это есть ее тезис. Пола­гая вещь в уме, мы тем самым предполагаем, что есть нечто иное, чему эта вещь противополагается. Следова­тельно, тезис вещи в уме возможен только лишь при ус­ловии ее антитезиса. Но оставаться на этом невозможно. Если вещь предполагает иное, то это значит, что иное необходимо мыслится вместе с вещью. Отнимите из вещи ее иное, и – она перестанет от этого иного отличаться, т.е. превратится в расплывчатое пятно и для ума унич­тожится. Итак, должно быть нечто третье, в чем вещь и окружающий ее фон не только различны, но и тождест­венны. Это есть синтез, дающий примитивное определе­ние вещи в уме.

Число также, мы видели, есть нечто, предполагающее отличный от себя окружающий его фон, и этот фон дол­жен быть тождествен с ним. Что же это за синтез, в ко­тором число впервые получает для нас ясное определение свое в разуме? Мы ведь тут должны мыслить такое число, которое в самом себе содержит и свое «нечто» и свое «иное», свой фон, с которым оно, по разумной необ­ходимости, отождествляется. Это значит, что число есть некая умная фигура, некое умное целое, которое со­держит в себе части, отличные от умного (поскольку они именно – части), но и тождественные с целым (посколь­ку целое только из них ведь и составляется). Это и есть то самое, что нынешние математики именуют как множе­ство (Menge), – наиболее общая и исходная сфера, раз­вивая которую можно прийти к любому типу числа и ко­торая есть наиболее всеохватывающая область всех во­обще математических построений.

В этом числе прежде всего бросается в глаза то, что оно содержит в себе идею порядка, последования. Коли­чество же не имеет порядка, кроме чисто формального следования одного смыслового полагания за другим. Число, понимаемое нами как математическое «множест­во», характеризуется той или другой структурностью сво­их смысловых полаганий. Последние сплетены здесь в ту или иную, но всегда определенную фигурность, и от одно­го момента можно перейти к другому только в связи с тем порядком, который характерен для этих моментов во всей структуре целого. Диалектический синтез поэто­му приводит здесь к пониманию числа как умного извая­ния, как смысловой фигуры, и только здесь можно под­линно говорить о самотождественном различии (целое всегда присутствует в своих частях одинаково, но все ча­сти различны) и подлинно – о подвижном покое (всякая часть требует здесь перехода к другой части, но все це­лое – покоится, как бы вращаясь само в себе) и, нако­нец, – о сущем (ибо этот подвижной покой самотождест­венного различия есть нечто совершенно определенное, оформленное, положенное и зафиксированное).

7. Наконец, в-седьмых, необходимо сделать еще одно весьма важное разъяснение, дающее нам возможность дать окончательную феноменолого-диалектическую фор­мулу числа, на фоне всех иных, чисто смысловых конст­рукций. В самом деле, могут сказать, что не только число характеризуется вышеупомянутыми пятью категориями. Любое чисто смысловое понятие должно быть и тождест­венно с собой и различно с другим понятием; ему дол­жен быть свойствен и смысловой покой и смысловое дви­жение. Наконец, всякое понятие есть также и «нечто». Какая же разница между числом и понятием вообще?

а) Тут мы должны согласиться, что предложенная выше формула числа как единичности подвижного покоя самотождественного различия является все же слишком общей, чтобы можно было это определение перевернуть и сказать: единичность подвижного покоя самотождест­венного различия есть число. Конечно, она не только число, но еще и многое другое; и надо уметь подчерк­нуть тут тот спецификум, который создает тут именно чисто числовую, а не иную конструкцию. Дело в том, что полученная нами формула есть категориальное раскры­тие смысла вообще. Это смысл вообще требует сущего, покоя, движения, тождества и различия. Смысл – слож­ная и не первая категория в диалектической системе ра­зума. Анализируя ее, мы находим в ней более первона­чальные и уже более не разложимые категории сущего, покоя и т. д. Кто не понимает, что такое «нечто», что та­кое покой, движение, что такое тождество и различие, тот есть просто умалишенный, и с ним не нужно спорить о диалектике и логике, а нужно его лечить в психиатри­ческой клинике. Но когда начинается то или иное ком­бинирование этих первоначальных категорий и когда получаются сложные смысловые структуры, тогда начи­нается спор, и тогда не только умалишенные могут оши­баться и спорить. «Смысл» и есть такая сложная катего­рия, о которой можно долго спорить, ища конституирую­щих ее принципов. К числу таких же сложных категорий принадлежит и «число».

b) Однако вышеупомянутые пять категорий настолько примитивны и первоначальны, что их нам не миновать ни при какой смысловой структуре. Можно говорить только о разной их комбинации, но миновать их совершенно не­мыслимо. И вот первый метод варьирования этих катего­рий – это выделение какой-нибудь одной из них и рассмотрение в ее свете всех прочих. Разумеется, ни одна из этих категорий не мыслима без других. Если есть «нечто», то тем самым оно тождественно себе, тем самым оно отлично от другого, и т. д. и т. д. Если оно покоится, то тем самым оно есть нечто, и т. д. и т. д. Словом, все пять категорий даны сразу, ибо все они сразу тождест­венны друг другу и сразу отличны одна от другой. Но тем не менее мы можем выделять эти категории пооче­редно и в свете каждой из них рассматривать все прочие, с) Так, прежде всего, мы можем выдвигать категорию сущего и рассматривать единичность подвижного покоя самотождественного различия именно как нечто, как единичность, как сущее, и все перемены, которые тут про­исходят, все моменты, на которые эта единичность рас­падается, рассматривать постоянно как нечто, нечто, нечто и т. д. Ясно, что тут мы получаем смысл как неко­торую категорию, получаем то, что именно есть данная смысловая установка. Получаем эйдос.

d)Но мы можем упомянутую единичность подвижно­го покоя самотождественного различия рассматривать в свете самотождественного различия. Другими словами, отвлекаясь от того, что это есть нечто, мы в таком «этом» сосредоточиваемся исключительно только на моментах различия внутри такого «этого» и на моментах отожде­ствления. Когда мы говорили о «нечто» и фиксировали эйдос, мы противопоставляли «это» всему иному, что есть за его пределами. Теперь же мы отбрасываем кате­горию «этого» и всецело рассматриваем «это» только с точки зрения тех различий, которые царят в сфере «это­го», не переходя за пределы «этого». Тогда перед нами расстилается некая умная качественность, некое умное пространство, которое, конечно, не есть нечто физическое или механическое, но тем не менее есть все-таки некая взаимопротивопоставляемость и некая смысловая внеположность. Тут мы получаем умное пространство, или топос. Но, наконец, мы можем выдвигать также и катего­рию подвижного покоя. Пусть мы не обращаем внимания ни на то, что есть данный предмет, т.е. на эйдос, ни на то, какие различия в нем царят, т.е. на его топос. Пусть все «нечто», которое в нем есть, есть только «нечто» под­вижного покоя; и пусть всякое различие, которое в нем существует, есть только различие в смысловой подвиж­ности, в степенях подвижного покоя. Тогда мы получаем математическое число, или математическое «множество», как мы его определили выше. Если в эйдосе фиксирует­ся «что» смысла, в топосе – различенности в смысле, то в числе фиксируется, таким образом, специально подвиж­ность смысла, т.е. подвижность полаганий смысла, и их покой, т.е. та или иная определенная степень подвижно­сти смысловых полаганий. Только поэтому и оказывает­ся возможным счет.

Итак: 1) эйдос есть единичность подвижного покоя самотождественного различия, данная как именно еди­ничность;

2) топос есть единичность подвижного покоя само­тождественного различия, данная как самотождествен­ное различие;

3) число («множество») есть единичность подвижно­го покоя самотождественного различия, данная как под­вижной покой 19.

После всех этих разъяснений мы позволим себе счи­тать проблему числа решенной и последнюю формулу числа считать феноменолого-диалектически точной. Те­перь обратимся к характеристике другой стихии, создаю­щей время и, следовательно, создающей музыку.

9. Сущность времени

 

1. Мы выставили раньше положение, что всякая теку­честь предполагает нетекучее и всякая временность тре­бует вне-временности. В отношении к чистому времени этот текучий, вне-временной момент, с точки зрения ко­торого только и может происходить временное течение, есть, как мы видели, число. Что такое число – ясно из предыдущих определений. Теперь охарактеризуем точнее и ближе стихию изменчивости, без которой время не мыслимо. Предположивши, что есть только число, мы от­казываемся от всякого перехода во временной поток. То движение, которое есть в числе, представляет собою не фактически-протекающую изменчивость, но чисто логи­ческую, отвлеченно-мысленную возможность перехода одного смысла в другой, одного смыслового момента – в другой. Время есть жизнь; число же есть чисто умное, чисто смысловое построение, о котором еще неизвестно, как и с какой стороны оно будет дано во времени и как будет протекать. Во времени есть нечто иррациональное и неопределенное, чему число противостоит как послед­няя рациональная раздельность и оформленность. В чем же подлинная суть времени? Конечно, для нас, филосо­фов, этот вопрос может иметь только диалектический смысл. В чем сущность времени – это значит: какое диа­лектическое место времени, какое место занимает кате­гория времени в обще-диалектической структуре разума?

2. Время можно охарактеризовать с разных сторон. То говорят, что оно есть жизнь. И это, конечно, совер­шенно правильно, ибо время противостоит всякому хо­лодному логическому оформлению, напр., числу, как не­что живо-трепещущее, стремящееся, ищущее, словом – живое, живущее. То говорят, что оно есть творчество. И это также правильно, ибо подлинное творчество толь­ко и возможно там, где не все сразу дано и где каждый момент целого должен быть завоеван, создан, зафикси­рован, укреплен. Число живет бесшумно*, и числовые изменения совершаются внутри числа с абсолютной легко­стью, в абсолютном отсутствии всех препятствий и пре­град. Время, напротив того, живет шумно и трудно, и временные изменения совершаются вязко, затяженно, ча­сто с великими усилиями, без надежды на разрешение. Однако все эти рассуждения о времени как о жизнен­ном, творческом потоке, ставшие популярными после Бергсона, рисуя, несомненно, весьма важную, быть мо­жет, центральную стихию времени, не обладают нужной степенью феноменолого-диалектической ясности и четко­сти. Эта теория времени – биологически и психологиче­ски правильна, но не философски. Философия требует, прежде всего, ясной диалектической конструкции поня­тия времени; и биолого-психологическое учение Бергсо­на о времени способно стать только хорошим опытным фундаментом для философских конструкций, вскрывая расширенную и углубленно-жизненную стихию времени, но не давая ее подлинно философского осознания. И пер­вым доказательством нефилософичности Бергсонова уче­ния о времени является противопоставление времени про­странству. Время для него есть жизнь, а пространство почему-то не есть жизнь. Время он умеет представить жизненно, а пространство для него только однородно; и он не может представить себе, что и пространство также жизненно, также творчески-напряженно, также трепещет струями жизни. Если бы теория времени имела у него не наивно-опытный (хотя и правильный и притом глубокий) корень, а философский, он не мог бы трактовать прост­ранство в доморощенных старинных тонах Ньютоновой механики, ибо пространство содержит в себе те же пер­вичные категории, что и время, но только в новой их ком­бинации. Философия не могла бы в двух аналогичных проблемах прийти к противоположным выводам. – Итак, время есть жизнь и число есть смысл жизни, но все-таки точную формулу времени этим мы еще не дали. Где она? 3. а) Выше мы видели, как совершается всякое диа­лектическое определение. Оно требует данности, проти­воположения ее иному и синтезирования того и другого. В результате первого синтеза мы получили число. Како­ва, спросим себя теперь, будет следующая за числом диалектическая категория? Число – теперь уже как не­что целое (а не только внутри себя самого), – чтобы быть, должно отличаться как таковое от всего иного, должно с этим иным иметь определенную границу; если не будет этого, не будет и числа как такового, не состоится определение числа. Итак, число противопоставляет­ся иному. Однако по выше предложенному основному диалектическому закону должно произойти также и ото­ждествление этого числа с этим иным. Чтобы понять ре­зультат этого отождествления, т.е. новую категорию, вырастающую из диалектики числа, необходимо отдать себе строгий отчет в том, что такое это иное, противопо­ставляя которому число, мы получаем именно число, а не что-нибудь иное. Иное, если оно действительно есть иное числа, должно быть иным в отношении того самого главного, что есть в числе, т.е. иным в отношении к ко­ординированной раздельности. Если число противопо­ставляется иному, то это иное только тогда будет под­линно иным в сравнении с числом, когда оно будет пони­маться нами как сплошная и неразличимая текучесть. В синтезе, который мы получаем путем отождествления числа с его иным, обретается число, как бы покрытое или заново конструированное при помощи этой сплошной и неразличимой текучести. Другими словами, мы получаем тут время. Время и есть, стало быть, тождество числа с его иным, или алогическое становление числа. b) Более подробно сущность времени выясняется че­рез инобытийную модификацию отдельных категорий, из которых составляется понятие числа. Число есть одно, сущее, нечто, оформленность. Время, как иное числа, есть бесформенное множество, в котором всякое «нечто», всякое «сущее» расплавливается, растворяется в алоги­ческом потоке, и в этом потоке уже нет никаких «сущих». Тут «сущее» и «не-сущее» слито до полной неразличимо­сти. Далее, число есть самотождественное различие. Вре­мя, как иное числа, есть неразличимая сплошность, в ко­торой ни один момент не отличается от другого, и тем не менее они даны, будучи как бы водвинуты один в другой до полной неразъемлемости. Наконец, число есть под­вижной покой. Время, как иное числа, есть подвижная сплошность и текучая неразличимость, в которой один последовательный момент водвинут в другой, так что вместо раздельно-данного смыслового перехода от одно­го точно фиксированного момента к другому дается тут алогическая текучесть от одного неизвестного момента к другому. Время алогично именно в аспекте своей теку­чести, откуда время только тогда и возможно, когда в нем есть будущее и, самое главное, неизвестное будущее. Время, отсюда, также есть и царство случая, поскольку число, само по себе будучи четкой формой, осмысленно координированной внутри себя, переходя во временной поток, застилается неопределенно текучей инаковостью, так что осмысленная закономерность конструкции чисто­го смысла превращается в абстрактно устанавливаемую алогическую закономерность не только числом, но и слу­чаем определяемой текучести.

с) Такова точная феноменолого-диалектическая фор­мула времени: 1) время есть бесформенное множество, 2) данное как неразличимая сплошность 3) подвижной текучести 4) числа. Короче: время есть алогическое ста­новление числа. Или, подставляя категории числа, полу­чаем: время есть единичность подвижного покоя само-тождественного различия, данная как подвижной покой в рассмотрении его с точки зрения его алогического ста­новления.

4. Только теперь мы можем оценить всю внутреннюю связь и внутреннюю противоположность времени и дви­жения. Время не есть движение, как это учит нечетко мыслящая эмпирическая наука. Время есть жизнь числа, становление числа, т.е. оно относится всецело к чисто смысловой сфере и есть определенная модификация смысла, определенная его степень, именно на степени отождествления смысла с вне-смысловой инаковостью. Движение же предполагает новый и особый факт, к ко­торому применяется и с которым отождествляется эта смысловая модификация числа. Нужно гипостазировать время, овеществить время, чтобы получить движение. Движение есть такая инаковость времени, где последнее выступает в качестве гипостазированного факта, равно как и количество есть такая инаковость числа, где послед­нее выступает в качестве гипостазированного факта. От­сюда, не давая всех предыдущих категорий в подробно­стях, мы можем сказать, давая точные формулы: коли­чество есть число, данное как своя собственная гипоста­зированная инаковость; движение есть время, данное как своя собственная гипостазированная инаковость. Коли­чество требует – чистого числа и материала фактов (инаковости), к которым это число применяется и в кото­рых оно видится (становясь от этого уже не чистым, а овеществленным). И движение требует – времени и ма­териала, фактов (инаковости), к которым эта временная характеристика применяется и в которых она видится, становясь от этого уже не чистым временем, а овещест­вленным, окачествованным; тут время – пространствен­но-подвижное качество.

10. Основоположения музыкального предмета

 

Музыка как искусство времени получает, в зависимо­сти от предыдущих конструкций, совершенно определен­ную логическую структуру, и мы начинаем ясно видеть ее диалектическое место в системе разума вообще. Пусть некоторые феноменологи видят в музыке только одни животные эмоции (как будто бы животные эмоции не должны быть описаны феноменологически и как будто бы им не соответствует никакого эйдетического предме­та). Мы думаем, что музыка есть прежде всего искусст­во, и потому она имеет определенную художественную форму, отличную от форм животных эмоций и должен­ствующую получить точное феноменологическое описа­ние. Поскольку музыка есть искусство времени, для нее характерными являются те три положения, которые ха­рактеризуют время вообще, в отличие от числа.

I. Музыкальный предмет есть бесформенное множе­ство, или тождество сущего с его алогической инаковостью, т.е. с не-сущим.

II. Музыкальный предмет есть неразличимая сплош­ность, или тождество самотождественного различия с его алогической инаковостью.

III. Музыкальный предмет есть подвижная сплош­ность и текучая неразличимость, или тождество подвиж­ного покоя с его алогической инаковостью.

Эти три основоположения музыкального предмета возникают, как мы видели, в форме алогического ста­новления числа. В музыке, среди алогической стихии ста­новления, в бурях и страстях иррационально-текучей сплошности или, вернее, в глубине их видится четко оформленная, абсолютно неподвижная и абсолютно твердая в своих очертаниях граница – смысловая фигурность числа, которая незримо руководит всеми этими иррациональными судьбами музыкального предмета. На­до уметь увидеть это фигурное число, чтобы понять музы­кальное произведение; и оно предстоит как тот смысло­вой остов и скелет, на котором держится все трепещущее и играющее жизненными силами и струями тело музыки. Отсюда необходимо и четвертое основоположение музы­кального предмета.

IV. Музыкальный предмет есть чистое число, т.е. единичность (смыслового) подвижного покоя самотож­дественного различия, данная как подвижной покой.

Наконец, подобно тому как число диалектически пе­реходит во время, – время диалектически переходит в движение. Музыка есть искусство и числа, и времени, и движения. Она дает не только идеальное число, но и ре­альное воплощение его во времени, и не только реальное воплощение числа во времени, но и качественное овеще­ствление этого воплощенного во времени числа, т.е. дви­жение. Движение же предполагает материал, на котором разыгрываются числовые судьбы времени. Должно быть, кроме числа и времени, нечто иное, что является иным и для числа и для времени и что есть тот факт, который несет на себе и число и время, несет на себе их смысло­вую значимость и является фактом именно числа, т.е. количеством, и фактом именно времени, т.е. движением. Отсюда, движение есть, как мы видели, гипостазирован­ный факт (инаковость) времени, или овеществленное, вещно-окачествованное время. Таким образом, новое ос­новоположение музыки должно говорить о музыкальном движении.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 348 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2444 - | 2243 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.