Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Утопическое мышление и архитектура




Наиболее сильное влияние на развитие архитекту­ры на всем протяжении истории, по мнению Иконни­кова, оказывают утопии. «Любая архитектурная задача исходит от некой идеальной модели жизнеустройства и имеет в ней свое оправдание» [39. – С. 3]. Утопии как идеальные модели будущего, по мнению автора, явля­ются неотъемлемой частью общественного мышления, мысленно (идеально) компенсируя неопределенность ситуации, что особенно характерно в периоды кризи­сов, революций, бурного развития [39. – С. 4]. Особен­но характерны утопиями и утопическим мышлением, по мнению автора, ХIХ и ХХ века с их ускоряющимися темпами развития. Фактически А.В. Иконников считает историю современной архитектуры историей утопий

[39. – С. 5]. В своих исследованиях А.В. Иконников под­робно проанализировал историю развития архитектуры через развитие социальных утопий и их ответвлений – архитектурных утопий. Само слово «утопия» произошло от названия книги лорда-канцлера короля Генриха VIII Томаса Мора и буквально означало «блаженная страна

нигде» [39. – С. 8]. Автор более подробно рассматри­вает утопии последних двух веков, но уделяет внима­ние и развитию утопий от древних времен до Маркса. Древнейшая утопия – античный миф о «Золотом веке» как альтернативе реальному бытию, воспетом еще Ге­сиодом и Овидием. Автор считает архетипом утопии, «прото утопией», «Государство» Платона, в котором идеальное государство есть отражение и продолжение идеального космоса [39. – C.17]. Иконников отмечает четыре свойства, присущие всем утопиям: уравнитель­ство и коллективные ценности, упрощение, радикализм, вневременность. К источникам утопизма в архитектуре автор относит многие философские труды, рожденные человеческой мыслью на протяжение веков, в том чис­ле немецкий перевод Нового завета Мартина Лютера, утопию Томаса Мора, «Трактат об архитектуре» Фила­рете, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы, «Новую Атлантиду» Фрэнсиса Бэкона, «Историю севарамбов» Дени Вераса д'Алле, «Завещание» Жана Мелье, тру­ды Ж.Ж. Руссо, архитектурные утопии Клода Никола Леду, архитектурные фантазии Этьена Луи Булле, тру­ды социалистов-утопистов Клода Анри де Рувруа Сен­Симона, «Путешествие в Икарию» Этьена Кабе, труды Франсуа-Мари-Шарля Фурье, Роберта Оуэна, анархиче­ские утопии Михаила Александровича Бакунина и Пет ра Алексеевича Кропоткина, «Города-сады будущего» Эби­низера Говарда, «Русскую идею» В.С. Соловьева и «Супра­морализм, или Всеобщий синтез» Н.Ф. Федорова, кото­рый главной идеей прогресса считал исполнение долга перед всеми поколениями предков – возрождение всех когда-либо живших. Но одной из главных утопий стали труды К. Маркса и Ф. Энгельса. И хотя они уже в «Мани­фесте коммунистической партии» отмежевались от уто­пизма, в дальнейшем внутри самой марксистской теории стали возникать утопии и главная из них – построение СССР. Анализируя эстетические утопии ХIX – начала ХХ века, А.В. Иконников отмечает важность идей, из­ложенных Рихардом Вагнером в трактате «Художествен­ное произведение будущего», одной из центральных идей которого была необходимость объединения всех видов искусств для синтезирования совокупного произ­ведения искусства – Gesamtkunstwerk [39. – С. 102]. Более практичными оказались эстетические утопии Джона Рескина, которые пытался перенести в жизнь Уильям Моррис. Попытки воплощения утопии в архитектуре предпринимались во все времена сущест вования утопий. Так, например, подобными попытками автор считает реконструкцию Рима в XVI веке в интересах контрре­формации и неосуществленный проект перестройки Московского Кремля В. Баженовым по заказу Екатерины

II. А вагнеровскую сценографию в архитектуру пытался перенести баварский король Людвиг II в горном замке Нойшванштейн. В России, в силу замкнутости ее раз­вития, эстетические утопии создавались под знаком по­исков национальной самоидентификации, что привело к появлению «псевдорусского» стиля, в котором создава­лись, например, произведения А.В. Щусева и В.А. Пок­ровского. С развитием техники, отмечает А.В. Икон­ников, архитектуру стали сопровождать «машинные» утопии, которые привели в созданию модернизма в ар­хитектуре с его формулой, впервые введенной главой «Чикагской школы» архитектуры Салливеном: «Форма следует за функцией. Таков закон» [39. – С. 195]. Самым целеустремленным и продуктивным среди авторов архи­тектурных утопий «машинного века» Иконников счита­ет Ле Корбюзье. Суть его утопии заключалась в том, что архитектура может влиять на общественные отношения и формировать их. А его отношение к архитектурным сооружениям выражалось формулой: «Дом – машина для жилья» [39. – С. 227]. Свой идеальный «современ­ный город» Ле Корбюзье впервые представил в книге «Урбанизм» («Планировка города»). «План Вуазен», по­казанный на Международной выставке декоративного искусства 1925 года в Париже, уже был планом преобра­зования Парижа, а «Лучезарный город» в 1935 году со­держал эскизы перепланировки Москвы. Ле Корбюзье, по выражению А.В. Иконникова, создал архетип архи­тектурных утопий «машинного века» [39. – С. 251]. Боль­шое значение автор придавал и утопическим проектам в Германии – Баухаузу во главе с Гропиусом.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1252 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2280 - | 2059 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.