Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Архитектура Ле Корбюзье и социология. Современный город




Для советской архитектуры имели большое значе­ние теоретические взгляды Корбюзье. В одной из своих

книг он изложил подходы к планировке современных городов. Корбюзье, безусловно, отдавал предпочтение геометричности городов, считая кривые улицы до­рогами ослов и символами произвола и беспечности, а прямые улицы – дорогами людей, результатом их дея­тельности и самообладания [227. – С. 7]. После подроб­ного анализа современных городов в целом, Корбюзье во второй части книги подробно описывает свой про­ект современного (идеального) города на три миллиона жителей, показанный в 1922 году на «Осеннем салоне» в Париже. Автор излагает основные четыре принципа планировки: разгрузка центра, увеличение плотности населения, увеличение количества средств передвиже­ния, увеличение зеленой площади. Город Корбюзье на­чертан при правильном шахматном расположении улиц в 400 или 200 метров. Идеальный дом Корбюзье также должен занимать 400 м2. В этом смысле идеальный го­род Корбюзье наиболее близок американским горо­дам, в первую очередь Нью-Йорку, несмотря на частую их критику автором как несовершенных. Корбюзье ви­дел отличие своего города от Нью-Йорка в большем про­сторе и вертикальном зонировании [227. – С. 91–141]. Современный город, считает Корбюзье, умирает пото­му, что он не геометричен. Архитектор подчеркивает значение прямых улиц – порядок дает свободу, – и счи­тал важным приведение современного города с его не­боскребами к человеческому масштабу. И идеальным измерителем для этого становятся деревья, которые, как и человек, в отличие от архитектуры, есть творение природы. После подробного описания жизни своего идеального города автор, в качестве частного примера, рассматривает центр Парижа. В конце книги Корбюзье отвечает на вопросы из Москвы, где уже в то время счи­тал необходимым вывести промышленность из города, основным транспортом видит для Москвы с ее погодны­

ми условиями – метро, а трамваи предлагает упразднить как транспорт, который в будущем должен превратиться в подземный или воздушный метрополитен. Рассуждая о сохранении объектов культурного наследия, замечает, например, что Кремль необходимо сохранить, но вы­вести оттуда «не присущие ему политические придатки и освободить от некоторых загромождающих его и мало­ценных зданий» [227. – С. 203]. Он говорил, что рельсо­вый транспорт имеет смысл, только если он объединен в составы [227. – С. 175–206]. Корбюзье считал идеаль­ной планировкой города систему прямоугольников по 400 и 200 метров и критиковал дезурбанизацию, так как предполагал, что расцвет наступает только при зна­чительной концентрации населения. В больших городах даже смертность, по мнению Корбюзье, ниже. В выво­дах он отмечал, что основой современной архитектуры должна быть социальная программа [227. – С. 207]. Со­временники считали, что Корбюзье разрабатывал город 2000 года. Сейчас 2009 год – в Москве по-прежнему мно­го кривых «ослиных» улиц, действительно стало мень­ше трамваев, роль основного транспорта делят метро и автомобили, «не присущие политические придатки и загромождающие и малоценные здания» по-прежнему полностью наполняют Кремль, а концентрация населе­ния стремительно увеличивается…

Если рассматривать литературное теоретическое творчество архитекторов авангарда, можно заметить в нем две тенденции. Часть авторов, таких как М. Гинз­бург и Н. Милютин в созвучии с Корбюзье (Н. Милютин, например, прямо отмечал в книге влияние на него идей М. Гинзбурга и Корбюзье), писали объемные труды, на­полненные эмпирикой, подробным описанием своих теорий и найденных ими интересных эмпирических за­кономерностей. Так, М. Гинзбург в «Жилище» подробно описал поиск оптимальных жилых ячеек типа F, жилье

переходного периода, экпериментальный Дом-коммуну и пр., а Н. Милютин наглядно рассмотрел в «Соцгороде» свою поточно-функциональную схему развития линей­ного города, приводя различные примеры и наглядные иллюстрации своих мыслей. В социологическом смысле труды Корбюзье, Гинзбурга и Милютина имеют большое значение и позволяют использовать их для детального анализа соответствующих архитектурных течений. Дру­гая тенденция прослеживается в творчестве К. Мель­никова [223] и А. Бурова [224–226]. Их произведения носят явно выраженный «литературный» характер и являются, по-сути, больше размышлениями авторов о себе и своей роли в архитектуре, чем об архитектуре как таковой. Имея несомненную художественную цен­ность, мемуары К. Мельникова и А. Бурова, с социоло­гической точки зрения, не представляют, по мнению автора, большой ценности. Интересно отметить, что оба автора склонны мечтать об архитектуре будущего в виде своеобразных социальных утопий. Так, К. Мель­ников, описывая архитектуру будущего, предвосхищает появление светопроницаемых стен, а город будущего видит полностью вертикально зонированным с движу­щимися тротуарами, наклонными домами и тентами для воздушных дорог. К. Мельников предполагает появле­ние городов-больниц, городов мяса, городов-пантеонов и пр. [223. – С. 137]. Буров, в свою очередь, мечтает о создании в Заполярье искусственных городов под ку­полом с искусственным небом, освещаемых при помо­щи реостатов в соответствии со временем суток, с кон­диционированием климата, зелеными насаждениями, бабочками и птицами. При этом Буров предлагал ис­пользовать прием планировки Помпеи, при котором со всех улиц и из всех домов виден один пейзаж – только небо. «Перистили таких домов превратятся в зимний сад с тентом-велариумом, с небом, откуда будет литься

солнечный свет. На деревьях круглый год будут зреть персики, а с перголы (беседки) свешиваться гроздья ви­нограда, будут петь птицы, жужжать пчелы, журчать ру­чей, звенеть фонтан, и в этот перистиль будут выходить жилые комнаты дома» [224. – C. 92], [225. – C. 73].

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1227 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2202 - | 2127 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.