Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социальное значение бумажной архитектуры в работах Ю. Аввакумова




 

Продолжая анализ «социологического творче­ства» современных российских архитекторов, необ­ходимо вспомнить некоторые современные архитек­турные «течения», имеющие, кроме несомненных художественных достоинств, «подталкивающих» отече­ственную архитектуру вперед, еще и ярко выраженное социальное значение. Это, прежде всего, – «бумажная архитектура».

Вот как один из лидеров «бумажной архитектуры», Юрий Аввакумов, определяет ее суть.

«Бумажная архитектура – термин, применяемый в советском архитектуроведении для обозначения фан­тастических проектов, повлиявших на дальнейшее раз­витие архитектуры. Традиции БА – это, преимуществен­но, проекты Франции и Италии XVIII века, а также авангардистские проекты в СССР 20–30-х годов ХХ века, осуждавшиеся за оторванность от реальных практиче­ских и идеологических задач советского строительства. Бумажная архитектура – жанр станкового архитектур­ного творчества, неформальная группировка молодых архитекторов (преимущественно выпускников Москов­ского архитектурного института) 80-х годов, включаю­щая более 10 творческих коллективов и 50 авторов.

БА – разновидность концептуализма в архитектуре, ори­ентированного на журнальные публикации, выставки, конкурсы идей, – представляет собой продукт нонкон­формистской рефлексии, использующей языки и обра­зы разных архитектурных стилей для создания много­значных композиций, а также претензии архитекторов на создание утопических проектных решений. В проек­тах БА обнаруживаются конструктивные идеи, способ­ные обогатить средовое и архитектурное проектирова­ние. Для БА характерен синтез выразительных средств изобразительного искусства, архитектуры, литературы и театра. БА – завершенный художественный феномен отечественной культуры 1980-х годов. Проекты БА по­лучили более 50 наград на международных конкурсах, преимущественно в Японии» [43].

Как рабочее название, термин «бумажная архитек­тура» был принят основателями движения – группой мо­лодых московских архитекторов в начале 1980-х годов, продолжают Юрий Аввакумов и Георгий Никич.

«Исторически в Советской России бумажная ар­хитектура – негативное определение, ярлык, который борцы с «групповщиной» в 1930-е годы клеили на аван­гардистов «золотого десятилетия», и позже, вплоть до нашего времени, на все, выходящее за рамки норма­тивной архитектуры. Помня об идеальном утопизме го­нимых обществом предшественников, новая бумажная архитектура в период своего становления декларирова­ла как основополагающий асоциальный принцип отказа от постановки прикладных задач в пользу архитектурно­художественных идей. По ним нельзя строить, это не ра­бочая документация, а скорее – «проекты проектов». Объединившее очень разных авторов, последнее поко­ление «строителей ничего» все же – дитя романтическо­го визионерства 1920-х годов и еnfant terrible вынужден­ной футурологии 1960-х.

Появлению бумажной архитектуры в 1980-х мы обязаны также прессу казавшейся безысходной си­туации застоя в жизни, архитектуре и строительстве в СССР и отдушине, найденной в международных концептуальных конкурсах архитектуры. Первая по­беда на одном из японских конкурсов идей пришла в 1981 году, первая московская выставка – в редакции молодежного журнала – в 1984 году, первая значитель­ная зарубежная публикация – в 1985, первая выставка за границей – в 1986 году...

Консолидировав вокруг себя наиболее талант­ливых авторов, бумажная архитектура вскоре обрела мировую известность и авторитет. На конкурсах были получены более пятидесяти призов, критика и массо­вая информация во множестве публикаций утвердили бумажную архитектуру как особый феномен современ­ного искусства; большие специальные выставки, посвя­щенные «бумажной» теме, экспонировались в Париже, Франкфурте, Кёльне, Цюрихе, Милане, Лондоне, в уни­верситетах США. Экспозиция БУМАЖНАЯ АРХИТЕК­ТУРА. ALMA MATER, состоявшаяся в Москве в 1992 году, подвела итог этому своеобразному явлению, историче­ски закрепившемуся в девятом десятилетии мировой культуры XX века [44].

Выставки бумажной архитектуры: Париж (Ла Вий­ет), Милан (XVII триеннале), Лондон (Архитектурная ассоциация), Франкфурт-на-Майне (Немецкий Музей архитектуры), Антверпен (Де Сингел), Кёльн (галерея Линсен), Берлин (галерея AEDES), Брюссель (Архитек­турный фонд), Цюрих (Архитектурный форум), Любля­на (галерея ШКУЦ), Кембридж (МТИ), Остин (галерея Хантингтон), Амхерст (Центр изящных искусств), Но­вый Орлеан (Центр современного искусства), Москва (МАРХИ), Москва (ГНИМА им. Щусева), Волгоград (Музейно-выставочный центр) и др».

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1084 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2417 - | 2165 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.