Теория символического интеракционизма и архитектура: точки соприкосновения
Летом 2006 года Рональд Смит и Валери Бани написали большую статью «Теория символического интеракционизма и архитектура» [30].
Авторы определяют «архитектуру как дисциплину, имеющую дело не с природными образованиями, а с различными спроектированными и созданными специалистами искусственными формами. К последним можно отнести здания (например, жилые дома, церкви, больницы, тюрьмы, фабрики, офисные здания, оздоровительные и спортивные комплексы); ограниченные пространства (улицы, площади, жилые районы и офисные помещения); объекты (памятники, склепы, местные достопримечательности и предметы обстановки), а также многочисленные элементы архитектурного дизайна, являющиеся его неотъемлемой частью (формы, размеры, месторасположение, подъездные пути, ландшафтный дизайн, границы, освещение, цвет, текстура и используемые материалы)» (Lawrence, Denice L. and Low, Setha M. «The Built Environment and Spatial Form»: Annual
Review of Anthropology, 1990: pp. 454. – Дениз Л. Лоуренс и Сетха М. Лоу, 1990, «Искусственно созданное окружение и пространственные формы»: Ежегодное антропологическое обозрение. 1990. – С. 454) [152].
Авторы считают символический интеракционизм одной из важнейших социологических теорий, которая способна помочь в объяснении фундаментальных взаимосвязей архитектуры с человеческими мыслями, эмоциями и поведением. Авторы утверждают, что теория символического интеракционизма способствует лучшему пониманию архитектуры по трем направлениям. Во-первых, она привлекает внимание к наличию потенциального взаимного влияния, существующего между индивидуумом и спроектированным для него материальным окружением. Во-вторых, символический интеракционизм дает «возможность понять, каким образом искусственно созданная обстановка воплощает в себе наши представления об окружающем нас мире» (Bourdieu, 1990; Giddens, 1990; Gieryn, 2000; Mead, 1934) [153–156]. «И, наконец, в-третьих, используя эту теорию, можно обнаружить, что вышеупомянутое материальное окружение представляет собой нечто большее, нежели просто декорацию, на фоне которой мы совершаем различные поступки. Как раз наоборот: некоторые искусственно созданные дома, места и объекты выступают в качестве факторов, непосредственно влияющих на наши мысли и действия, недвусмысленно приглашая нас к самовыражению» [30].
Авторы разделили статью на три части в соответствии с тремя вышеописанными направлениями. Кроме того, ссылаясь на продолжающиеся исследования, проводимые Международной Ассоциацией визуальной социологии и Обществом визуальной антропологии, авторы для развития «полагающихся, в основном, на слова и цифры стандартных методологий, исполь
зуемых общественными науками вообще и социологией архитектуры, в частности» и отображения взаимосвязей теории символического интеракционизма и архитектуры, использовали соответствующие иллюстрации и «прочий описываемый словесно визуальный материал» [30. – С. 3].
Проводя исторический экскурс, авторы предлагают за отправную точку появления социологии архитектуры принять рассуждения Георга Зиммеля о взаимоотношениях индивидуума с окружающим пространством, в первую очередь – влияние города. По мысли Зиммеля, «в то время, как, с одной стороны, жизнь в городе повышает степень личной свободы индивидуума, вынужденные защищаться от постоянно угрожающего им «перенапряжения» обитатели мегаполиса постепенно превращаются в безликую массу замкнутых, равнодушных, циничных и расчетливых существ» [157. – С. 409–424].
Авторы подчеркивают значение основателя символического интеракционизма Джорджа Герберта Мида (George Herbert Mead, 1934) в дискуссии о взаимоотношениях индивидуума с материальной средой. Мид подчеркивает, что поскольку здания – это не только функциональные объекты, но и значащие символы, имеющие значения одинаково понимаемых акторами коммуникаций, их совокупность может трансформироваться в «обобщенное другое» (обобщенный, групповой символический язык) и, таким образом, являться одним из средств коммуникации общества [158. – С. 248]. Мид отмечает возможность развития личности под действием окружающей среды, наполненной значащими символами. Мид трактует взаимодействие объектов и индивидуумов следующим образом: «Любые объекты или их наборы, одушевленные или неодушевленные, будь это люди, животные или просто материальные объекты, – все то, по отношению к чему он [человек] совершает определенные действия или то, что вызывает в нем ответную реакцию, с социальной точки зрения представляет собой элемент некоей общей сущности; принимая на себя роль этого «обобщенного другого», человек становится объектом познания для самого себя и, таким образом, развивается как личность или социальное существо» (Mead, 1934) [156. – С. 154]. Э. Дойл МакКарти (E. Doyle McCarthy, 1984), расширяя сферу приложения идей Мида до использования их в архитектуре, отмечает, что взаимоотношения личности с материальным миром всегда носят социальный характер [159. – С. 105–121].
Другой классик символического интеракционизма Ирвин Гофман (Erving Goffman, 1959) также рассматривает взаимосвязь между индивидуумом и его материальным окружением [160. – С. 11]. Гофман признает, что для «управления впечатлением» (имеются в виду попытки людей производить определенное впечатление на окружающих) кроме «команды» могут быть задействованы различные искусственно созданные объекты и пространства, играющие различные вспомогательные роли места действия переднего или заднего плана (закулисные пространства) или внешней зоны [160. – С. 126], способствуя, в том числе, «мистификации», т.е. созданию «социальных дистанций» с публикой [158. – С. 268].
О важности влияния материальных объектов на индивидуум и наличии взаимосвязей между ними говорил и Герберт Блумер (Herbert Blumer, 1969) [161], и другие авторы: Миллиган (Milligan, 1998, 2003) [162. – C. 1–33],
[163. – C. 381–403], Крис Абель (Chris Abel) [164], Кристофер Дэй (Christopher Day, 1990)[165]. В ставшем уже классическим описании способов строительства неподвластных времени объектов, Кристофер Александр (Christopher Alexander, 1979)[166] утверждает, что по
добные дома и районы живут долго лишь потому, что каждый из них несет в себе частичку личности своего создателя. Так, в конце XIX века городской архитектор Фредерик Лоу Ольмстед (Frederick Law Olmsted) создавал жилые районы и главные парки Нью-Йорка (например, Центральный парк), Чикаго, Монреаля, Буффало, Детройта, Цинциннати и многих других городов. Ольмстед пытался проектировать общественные места и жилые районы так, чтобы городские жители оказались в состоянии понять «душу города» и ощутить свое с ним родство (Olmsted and Sutton, 1979)[167].
Примеры архитектурных объектов, отражающих и/или выражающих внутреннюю сущность человека
Авторы приводят примеры архитектурных объектов, отражающих и/или выражающих внутреннюю сущность, внутренний мир человека и предоставляющих людям возможности для самовыражения. Авторы отмечают проект Майкла Арада (Michael Arad) и Питера Уокера (Peter Walker) «Отражение отсутствия» («Reflecting Absence») [168], победивший на конкурсе проектов для нового мемориала Всемирного торгового центра (ВТЦ) и проект Нормана Ли (Norman Lee) и Майкла Льюиса (Michael Lewis), назвавших свою работу «Парящие поминальные огни» («Votives in Suspension») [169]
[30. – С. 8].
Для оказания сильного эмоционального воздействия на индивидуума и выражения собственной внутренней сущности архитектурному объекту не обязательно отличаться изощренным дизайном или огромными размерами. Авторы приводят в пример Стену Плача (За
падная Стена, уцелевшие остатки Второго Храма Соломона) – главный символ еврейского народа. Это священное место напоминает верующим об их исторических и культурных корнях, способствует возникновению чувства единения у всех иудеев планеты и укрепляет их религиозное самосознание [170].
Аналогичным образом к обнаруженному в 1881 году неподалеку от древнего турецкого города Эфесус Дому Марии ежегодно совершают паломничество более миллиона христиан. Считается, что именно здесь Дева Мария провела последние годы своей жизни (Carroll, 2000) [171]. И снова, говорят авторы, мы убеждаемся, «что небольшой по размеру и незатейливый, с дизайнерской точки зрения, архитектурный объект вполне способен вызвать у посетителей массу сложных и очень личных ассоциаций» [30. – С. 9].
Авторы делают выводы, «что архитектура обладает способностью устанавливать взаимосвязь с нашим «внутренним «я», а наше восприятие различных мест и материальных объектов зачастую отображает либо то, что мы собой представляем, либо то, какое впечатление пытаемся произвести на окружающих» [30. – С. 9].
Архитектура как символическое окружение
Рассуждая об архитектуре как символическом окружении, изучая влияние искусственно созданного материального окружения на мысли и поступки людей, Бани и Смит останавливаются на двух основных моментах. Во-первых, они отмечают влияние архитектуры «скорее как потенциальное на мысли и поступки людей, нежели как фактор, непосредственно определяющий человеческое поведение» [30. – С. 10]. Вовторых, символические интеракционисты отмечают
важность спора «структура против воли», т.е характер отношений существующих «структур» и действий индивидуумов, основанных на их волеизъявлениях, являющийся двухсторонним процессом. На стороне «структуры» выступает Пьер Бурдье (1977) [172]. На стороне важности человеческой воли – Энтони Гидденс (1990) [154]. На стороне человеческой воли выступали также и основоположники символического интеракционизма Мид, Блумер и Гофман [156; 161; 160]. Томас Ф. Гирин в своей статье, посвященной взаимосвязи «структуры и воли» в архитектуре, считает, что у зданий есть «двойственная сущность», которая проявляется, с одной стороны, в том, что здания как «структуры» «определяют «порядок вещей», который, тем не менее, всегда может быть изменен вмешательством человеческого фактора» [121. – С. 41]. Признавая несомненное влияние архитектурных объектов на человеческое поведение, Гирин вводит понятие «интерпретационная гибкость», поясняя, что, во-первых, одни и те же объекты несут для разных людей неодинаковую смысловую нагрузку, а во-вторых, человек всегда может изменить свое отношение к этим объектам (Gieryn, 2002) [121. – С. 44]. Подобные взаимосвязи личности и архитектуры являются объектом изучения архитектурной семиотики. Предметом архитектурной семиотики является своеобразный язык, состоящий из скрывающихся за внешними характеристиками проектируемых форм символов и кодов (Eco, 1972) [173. – С. 97–117]. Эта научная дисциплина уделяет определенное внимание лежащим в основе этих символов и кодов культурологическим значениям
[20. – С. 106].
В 1924 году Уинстон Черчилль сумел передать «двойственную сущность» архитектуры одной простой фразой: «Мы создаем наши дома, а затем наши дома создают нас» (Churchill, 1924) [174. – С. 44–46].
Среди авторов, изучающих архитектуру как символическое окружение, Смит и Бани выделяют работы И. Гофмана. В рамках своей теории «самопрезентации» человека Гофман рассматривает с этой точки зрения несколько типов зданий.
«Символы статуса» – здания, объекты и места, выражающие человеческие представления о престижном стиле жизни; их назначение состоит в наглядной демонстрации высокого общественного положения определенной социальной группы и создании своего рода барьера между ней и другими членами общества… «Аутентичные и экзотические объекты», по Гофману, – декоративные объекты, напоминающие о других местах и временах. «Коллективные объекты», по мнению Гофмана (Goffman, 1951) [175. – С. 294–304], – объекты, отражающие представления, разделяемые отдельными членами сообщества и выступающие в качестве образцов «коллективных представлений» данного сообщества… Потсдам-Платц в Берлине, Эйфелева башня в Париже и мечеть АльХарам в Мекке – вот далеко не полный список примеров свойственных различным социальным группам «коллективных репрезентаций». «Объекты-стигматы» ассоциируются, в основном, с не самыми приятными личностями и их девиантным поведением (Goffman, 1963) [176]. Люди могут воспринимать в качестве таких «стигматов» определенные типы архитектурных сооружений: убежища бездомных, городские трущобы, старые тюрьмы, психиатрические лечебницы или образцы «сталинской архитектуры»… И, наконец, Гофман (Goffman, 1963) [176] останавливается еще на одном понятии – «дезориентирую щие объекты». «Несмотря на то, что эти объекты предназначены для передачи окружающим определенной смысловой информации, они, на самом деле, не аутентичны представляемым ими персонажам и лишь вводят окружающих в заблуждение. Дома и офисы руководящей
обществом элиты забиты неинтересными их хозяевам произведениями искусства и антиквариатом, равно как и высокохудожественными книгами, которые никто и никогда не открывал. Вся эта атрибутика используется лишь для демонстрации респектабельности и высокого общест венного положения владельца помещения, но создает ложное представление о нем как о личности» [30].
Позже, как отмечают Смит и Бани, Мэри Джо Хэтч (Mary Jo Hatch, 1997) применила теорию символического интеракционизма для объяснения основных принципов деятельности различных организаций через призму используемых ими архитектурных концепций. Автор подчеркивает, что, согласно этой теории, искусственно созданное материальное окружение излучает своего рода «информационные сигналы», постоянно напоминающие сотрудникам о возложенных на них ожиданиях. Хэтч отмечает: «Приверженцы символического подхода рассматривают материальную структуру любой организации как формирующую и поддерживающую определенную «систему смыслов», помогающую членам организации осознать свое место и функциональную роль в коллективе» [177. – С. 251].
Сами архитекторы также уделяют немало внимания символическим значениям своих проектов. Особый интерес в этом отношении представляет возникшее в 1960-х годах движение сторонников «социального проектирования», в рамках которого архитекторы и социологи объединили свои усилия по решению стоящих перед проектировщиками прикладных задач. Во времена, когда в обществе шла бескомпромиссная борьба против расового и полового неравенства, нарушения гражданских прав и регулярно наносимого ущерба окружающей среде, новое движение стремилось устранить дисбаланс, возникший между людьми и построенными для них сооружениями.
Авторы отмечают, что архитектурные формы способны служить для передачи самых разных смысловых значений – таких, как веселье и развлечение («Мир Диснея» в Орландо и отель «Мандалай Бэй» в Лас-Вегасе), добрососедство и единение (новые городки на побережье Флориды), религия и мистика (кафедральный собор во французском городе Шартр), отдых и отход от дел (Сан-Сити в Аризоне). Далее Смит и Бани анализируют примеры символического отображения трех, по их мнению, наиболее значимых задач, решаемых профессиональными проектировщиками: поддержание определенного образа мышления и действий; контроль за человеческой деятельностью и наказание людей за неподобающее поведение; содействие социальным переменам [30].
Поддержание определенных мировоззрения и действий
В качестве примера сооружений, поддерживающих определенное мировоззрение, авторы, со ссылкой на исследование Роба Шилса [178], приводят американские магазины (пассажи). Авторы утверждают, что это не просто магазины, «не просто искусственно созданные пространства для осуществления актов массового потребления, но места, укрепляющие веру американцев в систему идеализируемых ими ценностей. Они олицетворяют собой демократию, так как, теоретически, открыты для всех желающих, хотя, на практике, почти недоступны таким малосовместимым с потреблением социальным группам как, например, бездомные».
В качестве примера, полностью соответствующего анализу Шилса, авторы приводят Американскую торгoвую галерею, построенную в Блумингтоне, штат Минессота [30].
Осуществление контроля за человеческой деятельностью
Анализируя архитектуру, осуществляющую контроль за человеческой деятельностью, Смит и Бани приводят классический пример спроектированного в 1787 году Джереми Бентамом паноптикума и его оценку, например, М. Фуко [179]. Еще более ярким примером подобной архитектуры, по мнению авторов, является архитектура тюрем и лагерей для военнопленных времен Второй мировой войны. «Наиболее яркий образец подобной архитектуры – нацистский Дахау, где в период с 1939-го по 1945-й год погибли около 2,5 миллионов человек. Концлагерь представлял собой тщательно распланированное пространство с гранитной крепостью, сторожевыми вышками, неподалеку расположенной железнодорожной веткой для транспортировки заключенных, четырьмя спроектированными в виде душевых комнат газовыми камерами, четырьмя крематориями, бараками для узников, штрафными изоляторами, собачьим питомником, трудовыми лагерями и двориками для прогулок заключенных. Этот архитектурный объект предназначался для осуществления высшей формы конт роля – уничтожения евреев, цыган, гомосексуалистов, советских военнопленных и политических диссидентов»[30].
Содействие социальным переменам
Приводя примеры архитектуры, содействующей социальным переменам, Смит и Бани упоминают здания Белого дома и Конгресса США, спроектированные американским архитектором Бенжамином Латробом по поручению президента Томаса Джефферсона; германскую архитектуру «Баухауза» и ее основателя Валь
тера Гропиуса; а также «стиль Санта-Фе», представляющий собой приукрашенную версию истории региона (городок Санта-Фе, штат Нью-Мексико), способствующую развитию туризма и успеху новых деловых начинаний [30].
«Впрочем, пытаясь содействовать распространению нового мировоззрения и стараясь пробудить в людях осознание необходимости определенных социальных перемен, архитекторы, замечают Смит и Бани, нередко создают проекты различных зданий и мест, руководствуясь не столько соображениями извлечения прибыли, сколько заботой о сохранении окружающей среды. Джонсон (Johnson, 2004) описывает несколько реализованных в аризонской пустыне Соноран ландшафтных проектов, включая так называемую «Городскую окраину» (Urban Edge) Тусона… Тусонское местечко «Головокружительный аромат космоса» (Faint Fragrance of Space) приглашает всех желающих вдохнуть аромат, издаваемый после дождя пустынным креозотовым кустом. Его запах пробуждает воспоминания о красоте пустыни и заставляет задуматься о важности защиты ее природных ресурсов. И, наконец, «Граница между городом и пустыней» (City Limits/Desert Limits) предоставляет возможность увидеть точную копию городской границы Тусона, сделанную из материалов, полученных в результате переработки автомобильных шин и бутылочного стекла. Этот архитектурный объект служит своеобразным напоминанием о той потенциальной угрозе, которую бурно разрастающийся город может нести своему остро нуждающемуся в поддержке естественному окружению» [180. – С. 147–148].
Авторы обращают внимание на то, что «не стоит забывать, что, несмотря на все усилия архитекторов по приданию своим проектам определенных символических значений, результаты их деятельности могут
восприниматься различными людьми абсолютно поразному, не говоря уже о свойстве нашего восприятия изменяться с течением времени. Зачастую архитектурный объект оказывает на зрителя воздействие, прямо противоположное тому, на которое рассчитывал автор проекта. Так, например, если, по мнению одного, некое архитектурное сооружение олицетворяет социальные перемены, то для другого оно может выглядеть ничем иным, как утверждающим существующий порядок вещей образцом традиционного зодчества» [30].
Архитектура и «свобода воли»
Согласно теории символического интеракционизма, считают авторы Р. Смит и В. Бани, материальные объекты и места не просто служат пассивной декорацией или нейтральным фоном для совершения тех или иных действий: люди часто наделяют проектируемые формы способностью оказывать определенное влияние на человеческое поведение.
Интеракционисты поясняют, что люди взаимодействуют с искусственным или естественным материальным окружением в манере, весьма схожей с той, в которой они общаются с другими людьми. При этом люди постоянно определяют и постигают роли различных материальных объектов и мест, предположительно отвечаю щих им взаимностью [181. – С. 191–213]. В результате люди предоставляют проектируемым формам возможность участвовать в формировании своего поведения. Мид, отмечая безусловную значимость взаимодействия людей с неодушевленными предметами, констатирует: «Материальные предметы – это вовлеченные в акт социального взаимодействия объекты, роли которых могут быть взяты на себя людьми, но которые не способны, в свою очередь, взять на себя наши роли» [156].
Иногда люди берут на себя роли различных мате
риальных объектов и мест; взаимодействуя с окружающей средой, формируют с ней хотя и односторонние, но все же социальные отношения; материальные объекты и места оказывают глубокое влияние на формирование ответных реакций на окружающий человека мир. Авторы отмечают также, что исследующие область материальной культуры ученые также считают, что материальная среда «социально жива», и что материальные объекты, разум и поведение – понятия взаимозависимые [182. – C. 97–117].
Авторы не утверждают, что абсолютно все искусственно созданные материальные объекты и места наделяются своеобразной «свободой воли» – только за некоторыми из них признается право на обладание своего рода «внутренним голосом». Зачастую искусственно созданная материальная среда скучна и обыденна и просто не в состоянии возбудить интерес и любопытство [183; 184].
К объектам, веками воздействующим на огромное количество самых разных людей, Смит и Бани относят римский собор Святого Петра, руины храмов майя в Белизе, Гватемале и на мексиканском полуострове Юкатан, а также древний иорданский город Петра. Философ Жан Бодрийяр (Jean Baudrillard) и архитектор Жан Нувель (Jean Nouvel) в своей книге «Уникальные архитектурные объекты» (The Singular Objects of Architecture, 2002), определяют все вышеперечисленные творения (наряду с рядом других архитектурных шедевров) как совершенные, неповторимые и выдающиеся памятники материальной культуры, являющиеся для зрителя безупречным воплощением самой культуры, времени и пространства [185]. С учетом всего вышеизложенного, авторы считают, что за такими искусственно созданными формами признается право на «самостоятельную роль» в общественной жизни.
Примеры архитектуры, имеющей «самостоятельную волю»
Исследуя примеры архитектуры, имеющей «самостоятельную волю», Смит и Бани отмечают, что и архитектурные критики, и широкая общественность сходным образом объединяют ряд архитектурных объектов и мест условным общим понятием «великая архитектура». В качестве часто обсуждаемых в профессиональной литературе образцов «великой архитектуры» называются парижский Собор Парижской Богоматери (и сам город Париж), кампучийский храмовый комплекс Ангкор Ват, испанские дворец Альгамбра и сады Хенералифе, римский Пантеон, музей Гуггенхейма в испанском Бильбао, нью-йоркские Эмпайр-стейтбилдинг и здание корпорации «Крайслер», древний турецкий город Эфес, пекинский «Запрещенный город», вашингтонский Мемориал ветеранов Вьетнама, Культурный центр Жана-Мари Тжибау в Новой Каледонии, Сиднейский оперный театр, мексиканский Храм Пресвятой Девы Гваделупской (базилика де Нуэстра Сеньора де Гваделупе) и индийский мавзолей-мечеть Тадж-Махал.
Авторы рассматривают два примера того, что многими воспринимается в качестве шедевров «великой архитектуры». Первый пример – построенный в 2950 г. до н.э. Стоунхендж, представляющий собой каменное сооружение времен неолита, обнаруженное на Солсберийской равнине в Южной Англии. Второй пример, Купол Скалы (Куббат ас-Сахара; англ. Dome of the Rock) – построенная в VII веке в сердце Иерусалима исламская мечеть восьмиугольной формы с покрытым золотом куполом, почитаемая всеми тремя основными монотеистическими мировыми религиями.
Теория символического интеракционизма и профессиональные проектировщики
Далее Смит и Бани рассматривают, как символический интеракционизм влияет или может влиять на практические результаты проектирования различных объектов. Это проектирование школ, рабочих мест, жилых кварталов, домов для пенсионеров, культовых мест. Но эти практические подходы, скорее, выглядят как декларация о намерениях и призыв к использованию принципов символического интеракционизма в практическом проектировании, чем как уже достигнутые результаты.
Проектирование школ
При описании существующих подходов к проектированию школ оказывается, что многие принципы были разработаны еще в Веймарской республике и проверены жизнью. Поэтому многие из них находятся в полном соответствии с базовыми положениями теории символического интеракционизма, одно из которых гласит: зрелая личность формируется, усваивая различное отношение со стороны великого множества людей и предметов или того, что принято называть «обобщенным другим». Роль социологов авторы видят в пропаганде этих принципов и в критике негативной практики [86].
Проектирование рабочих мест
При описании проектирования рабочих мест авторы озабочены связью повышения эффективности работы и таких факторов проектирования рабочих мест как расстояния между ними, наличие закрытых зон и мест
для случайных встреч. При этом авторы сами отмечают, что взаимосвязь между искусственно созданной материальной средой и творческим потенциалом работника значительно сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Роль символичекого интеракционизма Смит и Бани видят, прежде всего, в изучении самого контингента работающих, в том числе специфических проблем в связи с повсеместным старением «рабочей силы»
[186. – С. 66–88].
Строительство жилых кварталов
При описании строительства жилых кварталов авторы предполагают, что скорее всего символические интеракционисты будут настаивать на том, что развитие и процветание городских кварталов возможны, лишь если их обитатели довольны своим материальным окружением [187. – С. 67–69]. К этому, поражающему своей новизной, выводу авторы присоединяют призывы не забывать о росте старых и строительстве новых этнических районов, улучшающих жизнь и человеческое взаимодействие иммигрантов (например «чайнатауны», «маленькие сайгоны», ирландские, итальянские и мексиканские кварталы), что поможет избежать культурологического шока и плавно приспособиться к новой социальной и культурной действительности [188. – С. 319–333].
Проектирование домов для пенсионеров. Дизайн культовых мест
При описании проектирования домов для пенсионеров авторы, в основном, обращают внимание на вопросы адаптации и создания материального окружения, вызывающего у новых жильцов положительные эмоции
и пробуждающего в них приятные воспоминания [189. – С. 1–12] [190. – С. 3–9].
При изучении дизайна различных культовых мест авторы выявили «стремление проектировщиков бережно встроить эти материальные объекты в первозданное естественное природное окружение» [191. – С. 14–25].
В заключение Смит и Бани отмечают, что «архитектура – это, в некотором роде, «мы сами»: ведь она не только отражает наши мысли, эмоции и поступки, но и оказывает на них определенное влияние. Вызывает немалое удивление существующая в среде профессиональных социологов тенденция игнорирования значимости искусственно созданного материального окружения и рассмотрения его в качестве некой незаслуживающей нашего внимания или лежащей вне границ соответствующих областей академического интереса «данности». Необходимо возродить подход, разработанный такими классиками социологической науки как Зиммель [157], Парк [192], Мид [156], Гофман [160; 175; 176] и Хоманс [193], убедительно продемонстрировавшими исключительную важность материальных форм в общественной жизни. Настало время социологии архитектуры, когда социологи, экологические психологи и архитектурные антропологи должны объединить свои усилия по изучению проектируемого материального окружения и заложенных в нем значений» [30].
НЕКОТОРЫЕ СОВРЕМEННЫЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫЕ РАБОТЫ ПО СОЦИОЛОГИИ АРХИТЕКТУРЫ
Англоязычная Википедия в разделе «Социология архитектуры» [194], в целом пересекаясь с аналогичным разделом в немецкой Википедии, ссылается также на несколько оригинальных источников [31; 122; 123;
195]. А поисковая система «АМАЗОН.КОМ» (http://www. amazon.com) при поиске литературы по социологии архитектуры, кроме перечисленных выше, а также портала Смита и Бани [138], предлагает еще несколько источников [197–199].
Экспериментальная социология архитектуры Гая Энкерля
Так, необходимо отметить работу профессора Массачусетсского технологического института Гая Энкерля (1978) «Экспериментальная социология архитектуры» (Руководство по теории, методам исследования и специальной литературе) [31].
Будучи не только социологом, но и инженеромархитектором, автор около 10 лет назад преподавал социологию студентам Архитектурного колледжа. Через некоторое время к нему пришло осознание того, что социология архитектуры оказалась на пересечении двух охваченных кризисом профессий. В процессе чтения достаточно специальной литературы, опубликованной на английском, французском и немецком языках, автору стало очевидно, что, в большинстве случаев, архитекторов и социологов отличает несколько небрежное отношение к эпистемологии, проявляющееся, например, в использовании неясных терминов, не сопровождаемых минимально жизнеспособными определениями. В итоге сложилось стойкое впечатление, что, по сути, «слепые ведут слепых» [31. – С. 1].
Тем не менее, в процессе выявления причин возникновения столь критического положения дел в двух вышеназванных профессиях, автор понял, что более основательный подход не только способен серьезно изменить сложившуюся ситуацию, но и открыть новые перспективы для развития как социологии, так и архитектуры. Подобного эффекта можно достичь, разра
ботав систему знаний, более точную и обоснованную по сравнению с теми, которые уже были предложены другими отраслями прикладной социологии.
Основная идея названной книги заключается в высказывании предположения о том, что основанная на экспериментальных данных социология архитектуры – наиболее подходящая дисциплина для предварительного научного исследования. Другими словами, это первый стратегический шаг к накоплению поддающегося проверке запаса знания для обеих дисциплин: не только для социологии, но и для того, что, в свое время, было названо «архитектурологией» (Friedman, 1975; Boudon, 1978). Последняя представляет собой область знаний, имеющую определенное сходство с медицинской наукой [31. – С. 1].
Характеризуя кризис, автор отмечает, что до наступления ХХ века узких специалистов и «архитектором», и «строителем» был один и тот же человек, один и тот же «мастер». В те времена идея, проектирование и постройка жилых домов относились к компетенции одной и той же области знания, носившей наименование «архитектурной» и включавшей в себя весьма широкий диапазон различных ноу-хау. С тех пор постройка зданий превратилась в задачу инженеров-строителей, исключив тем самым из сферы компетенции архитектора целый пласт прикладных, точных и естественных наук [31. – С. 1].
Новым поколениям архитекторов не хватало серь езных системных знаний ни в одной из тех наук, которые необходимо освоить для понимания того, как следует организовывать пространство, чтобы оно производило желаемое впечатление и было приспособлено к социальным нуждам. Проще говоря, эти архитекторы испытывали нехватку системных знаний, необходимых для эффективного использования своих собственных
профессиональных инструментов. Подобное знание включает в себя как гуманитарные, так и естественные дисциплины: физическую оптику, акустику, науки, изучающие область чувств, и теорию коммуникации
Архитектурология, по мнению автора, стала направляться догмами, отражающими очень разные принципы мышления. «Поскольку сами по себе догмы не содержат сформулированных в пригодных для практического использования терминах суждений, их невозможно проверить опытным путем, а можно лишь заставить принять на веру. Убедительность подобных доктрин зависит либо от словесного очарования самих изящных формулировок, либо от авторитетности тех, кто эти суждения озвучил (см. Mumford’s Doctrines, 1963). Сами по себе такие люди зачастую были блестящими архитекторамисозидателями. Тем не менее, они оказали нам плохую услугу, заставляя принимать плоды их интуиции за результат основанных на научных принципах изысканий, сделав тем самым невозможным передачу собственных навыков, а следовательно, и достижение сопоставимых архитектурных высот. К сожалению, многочисленные псевдонаучные доктрины в различных областях искусства всегда находили себе сторонников среди определенной легковерной части публики [31. – С. 2].
Так, например, Бенедетто Кроче утверждал, что литература, по своим художественным и структурным параметрам, представляет собой не что иное как «астрологию чисел» (соответствующее опровержение некоторых «магических формул» может быть найдено у Alexander, 1959). О том, как некоторые доктрины (такие как понятие Золотого сечения, Модулор и создание на фасадах зданий человеческих фигур с отличными от реальных пропорциями тела) выдавались за способы «гуманизации архитектуры», мы подробно поговорим в соответствующих разделах этой работы [31. – С. 2].
Строители, придерживающиеся принципов архитектурной науки, останутся безразличными к сладкой песне сирены «разговорной архитектуры» – своего рода словесного эксгибиционизма таких знаменитых архитекторов как маэстро из Ла Шо-де-Фон Шарль Эдуард Жаннере, более известный под псевдонимом Ле Корбюзье [31. – С. 3].
Тщательное изучение концепции организации пространства как архитектурного способа передачи информации выявляет целый набор прикладных гуманитарных наук, чрезвычайно полезных для применения в архитектуре, считает автор. Чтобы создать архитектурологию, или архитектурную науку, необходимо определить хорошо обоснованную с точки зрения эпистемологии стратегию научного исследования, в процессе которого приоритет будет отдаваться результатам, полученным при помощи более фундаментальных и точных научных дисциплин (например, физическая оптика против чувственного восприятия) [31. – С. 3].
Рассуждая о кризисе в социологии, автор, не вдаваясь в излишние подробности истории этой науки, отмечает, что социология на слишком длительный промежуток времени приютила слишком большое количество идей, неоднородных как по своей сути, так и по эпистемологическому обоснованию (Ankerl, 1972). Это привело к существующему «неопределенному положению дел» (иногда именуемому «неопределенным периодом межвременья») в социологической теории [31. – С. 3].
В целом среди этой неоднородной массы идей автор выделяет два основных полюса. «На одном из них – феноменологическая и историческая социология, в рамках которых исследователи были менее склонны к избавлению от различных умозрительных и субъективных веяний (при осуществлении всех подобных исследований постоянно возникают различные недолговечные
субъективные концепции – см. Hareven, 1970). На другом полюсе – социология, считающая обмен информацией эмпирической основой науки об обществе, оценивающей предметы своего исследования при помощи объективных или «определительных» (Blumer, 1954) понятий и предлагающей концепции, прямо или косвенно подтвержденные экспериментальными данными (Burgess and Bushell, 1969). Первое из вышеупомянутых социологических направлений более претенциозно в определении круга своих интересов, и его представители готовы выступать в качестве поставщиков оправдательной риторики в угоду клиентам-политикам, предлагая массу работ, изобилующих абсолютно не проверяемыми опытным путем умозрительными аргументами.
Произрастающая из демографии и теории коммуникации вторая социологическая тенденция гораздо менее честолюбива. Однако, несмотря на свою существенно меньшую броскость, обращаясь к отчетливо воспринимаемым и объективно заметным аспектам действительности, она находится на существенно более основательных с точки зрения эпистемологии позициях (Jonas, 1968)» [31. – С. 3].
Уже предлагались определенные меры, направленные на выведение социологии из состояния сегодняшнего застоя, укрепление ее парадигмы и придание социологическим исследованиям большей на учной достоверности и обоснованности, отмечает автор. «По мнению Дональда Плоча, бывшего директора социологической программы Национального научного фонда, продолжает автор, в первую очередь необходимо усиливать «математизацию» этой области (цитируется по Wiley, 1979). С одной стороны, это вынудит исследователей воздерживаться от неоднозначных заявлений (разве обещание придавать «все более и более глубокий смысл» какому-либо утверждению не является тради
цией гуманитарных наук?), налагая на них требование предлагать лишь точные формулировки. С другой – подобный подход поможет избежать опасности ложных умозаключений. Заметные шаги в этом направлении уже сделали социолог и физик Хэррисон Уайт и представители его школы, в частности, применив Марковский процесс при анализе деятельности организаций (см. также «S Theory» Stuart Dodd, 1942)» [31. – С. 4].
Безотносительно к любым проявлениям «математического формализма», главная причина отнесения социологии к гуманитарным наукам, по мнению автора, состоит в слабом обосновании ее концептуальных представлений (Gutman, 1966; Studer, 1966; Gray, 1980). «Слишком часто используемые понятия неточны, непоследовательны и, что самое главное, никак объективно не увязаны с идентифицируемыми явлениями, а посему – подвержены неоднозначной, субъективной, умозрительной интерпретации. Таким образом, любая попытка обработки многих социологических концепций с помощью сложных математических инструментов – не что иное как пустая трата времени и сил»
[31. – С. 4].
«Однако из двух фундаментальных понятий времени и пространства, используя которые мы оцениваем окружающую нас действительность, второе обладает специфическими свойствами, позволяющими очистить его от субъективизма (Whorf, 1956; Bergson, 1967) и сделать пригодным для социологического исследования. Наряду с другими авторами, Конеу (Konau, 1977) в своей краткой истории социологического использования концепции пространства особо отмечает явное пренебрежение вышеупомянутым фактом при создании социологической теории. Добавим: совершенно очевидно, что понятие пространства является в социологии архитектуры центральным» [31. – С. 4].
Каковы специфические эпистемологические характеристики концепции пространства? Какова концепция пространства в социологии архитектуры? Как она связывает архитектуру и социологию?
Концепция пространства подробно рассматривается в первой части данной работы. Вот ее схематично представленные основные идеи.
«Как и жизнь, гармония необратима. Пространственность же, напротив, существует в обратимых, объективных условиях окружающей среды.
До тех пор, пока речь идет об обычном (объемном) пространстве, при его описании может использоваться Эвклидова стереометрия. Геометрия, в отличие от математики, не только абстрактна, но и «наглядна»
(J. Picaget в L’Etpistemologie de l’Espace, 1964), и поэтому, как и эксперимент, устанавливает связь между эмпирическим подходом и обобщаемой абстракцией.
С точки зрения генетической эпистемологии, вогнутое, обертывающее, объемное пространство – главная категория окружающей нас действительности. С первого же момента своего существования человек окружен околоплодным пространством, на смену которому впоследствии приходят пространства воздушные. Пространство вездесуще и всеобъемлюще и является той системой координат, в которой расположены все воспринимаемые при помощи наших органов чувств объекты.
Еще одно эпистемологическое «преимущество» пространства проистекает из его способности к существованию в такой чистой природной форме как полость. Это делает возможным его эвристический анализ в качестве переменной X без необходимости принятия во внимание тех эффектов, которые бы неизбежно возникли, будь оно создано человеком (как в случаях с архитектурным пространством)» [31. – С. 5].
После того, как автор дает общую оценку значению социологии архитектуры для проведения научных изысканий как в области социологии, так и в сфере интересов архитектуры, он уделяет внимание некоторым положениям социологии архитектуры.
«Социология архитектуры способна основываться на экспериментальных данных и позволять накапливать результаты научного исследования лишь в том случае, если концепция архитектурного пространства будет носить исчерпывающий определительный характер. Иными словами, эта концепция должна быть сформулирована в функциональных, пригодных к практическому использованию терминах, исключающих любую двусмысленность. Вот основные идеи, перечисленные в произвольном порядке, без их расположения по степени значимости.
Под архитектурным пространством подразумевается искусственно созданная закрытая поверхность с обеспеченным в нее доступом человека. Следовательно, не все трехмерные структуры (например, транспортные средства) могут быть отнесены к архитектурным пространствам.
Архитектурная оболочка должна иметь хотя бы одну сторону, составляющую ее внутреннюю поверхность, или так называемый интерьер (пространство может находиться под землей и быть заключенным в литосферу).
Архитектурное пространство имеет объемную величину, иными словами – четко выраженные границы.
Ему также присуща точная геометрическая форма, не имеющая ничего общего с абстрактным понятием «форма», порожденным различными схоластическими концепциями (см. урбанистическая форма, надлежащий «гештальт» и пр. – Goldmeier, 1972).
В качестве оболочки закрытая поверхность материальна. Это означает, что пространство (с его объемом
и формой) воспринимается, как минимум, одним из органов чувств находящегося внутри него наблюдателя.
Учитывая многочисленность органов чувств человека, архитектор может и должен изучить и спроектировать не только зрительное, но также акустическое и осязательное пространства. При этом надо помнить, что многосенсорное архитектурное пространство может состоять из физически и геометрически различных моносенсорных пространств (дабы особо подчеркнуть мультисенсорную сложность архитектурных пространств, автор намеренно не стал включать в эту книгу фотографии, особенно – фотографии фасадов).
Прежде всего архитектурное пространство должно быть описано архитектором при помощи материальных терминов, включающих в себя все необходимые количественные характеристики, имеющие отношение к чувственному восприятию этого пространства (см. описание «извне»).
Архитектурное пространство создается не просто так, а с целью обособления некоторого количества индивидуумов для обеспечения им условий осуществления определенных видов деятельности и ограждения их от вмешательства со стороны более широкого материального и социального окружения.
• Социальной функцией архитектурного пространства является сенсорная защита права б'
ольших или меньших групп людей на близкое общение или уединение.
Поскольку общение – явление сугубо социологическое, спроектированное мультисенсорное пространство может прямо влиять на многосенсорное непосредственное общение путем создания для него определенных предпосылок. Хотя искусственно созданное место может выражать и другое содержание, вышеупомянутый набор предпосылок – его прямая социологическая функция.
Поскольку архитектурное пространство воспринимается нашими органами чувств, оно не только воздействует на личное общение через обуславливание ряда коммуникационных систем, но и прямо стимулирует коммуникантов, влияя на непосредственно передаваемый поток информации.
Архитектура – мультисенсорная среда, которую нужно оценивать с позиций передачи информации через органы чувств (без приема нет никакого информационного обмена).
Именно денотативное изображение спроектированного места (его самопрезентация) устанавливает набор архитектурных сред – т.е. совокупность элементов этого набора порождается порогами воспринимаемых между местами различий, основанных на оценке объема и формы этих пространств.
Для правильного определения области архитектурной компетенции семантическое исследование ассоциативных архитектурных значений не должно предшествовать установлению совокупности архитектурных сред. Рассуждения о «приятности» нечетко идентифицированных объектов не имеют научной ценности»
Для того, чтобы по мере изложения материала можно было двигаться от простого к сложному, в настоящей работе автором подробно освещен мультисенсорный процесс непосредственной передачи информации. Во второй части этой книги он определяется как социологическая составляющая процесса архитектурной организации пространства. Рассматривая различные системы передачи информации, автор останавливается на дистанционных и непосредственных системах ее передачи с точки зрения феноменологии, кинесики и паралингвистики. Рассматривая процессы непосредственной передачи информации органами чувств индивидуума,
автор подробно описывает передачу зрительной, звуковой, обонятельной, осязательной (тактильной), вкусовой и полисенсорной информации [31. – С. 65–145].
В третьей части работы автором подробно представляются архитектурные среды и передача информации с помощью архитектуры [31. – С. 147–439]. «Для того, чтобы перечислить все элементы, потенциально пригодные для создания архитекторами определенной совокупности вышеупомянутых сред (вне зависимости от того, окончательна такая совокупность или нет), необходимо знать правила построения морфологической конструкции. В первую очередь нужно ответить на следующие вопросы: «Каковы возможные сходство и различие между морфологией архитектурных сред и морфологией разговорной речи как части общей лингвистики? Как понятие «слово» может быть использовано применительно к архитектурному пространству? Какие элементы системы являются субморфическими? Каким образом «связанные пространства» образуют «свободные формы»? Как можно упорядочить мультисенсорную запутанность архитектурных морфем? Как использовать концепцию «сложного слова»?»[31. – С. 6].
После описания объектов языком физики, становится ясно, как можно построить эксперимент, пригодный для создания определенного архитектурного «набора». «Для достижения этой цели надо установить пространственные пороги распознавания различных сенсорных пространств, их полисенсорной совокупности, топологических, геометрических, объемных и материальных факторов, а также всего вышеперечисленного в случаях проведения статического, кинетического и динамического исследований».
В той же части книги рассматривается синтаксис – один из трех разделов семиотики архитектурных сред Морриса (1938, 1946). «Благодаря конечной при
роде пространства, оно способно к одновременному существованию во множественном числе, более того – в качестве нескольких копий одного и того же элемента совокупности и может образовывать пространственные системы и подсистемы». В связи с этим в разделе поднимаются следующие вопросы: «До какой степени лингвистические концепции применимы к синтаксической конструкции в архитектуре? Как загнать в четкие границы архитектурное содержание объекта, если он, в отличие от так называемых прикладных пространств, выступает в качестве архитектурного творения? Можно ли установить специальные правила для уже давно сформировавшихся архитектурных сентенций? Каковы прикладные и определяющие элементы создаваемой системы? Как может быть эвристически обосновано применение синтагматических операций в ущерб парадигматическим («в присутствии» против «в отсутствии»)? И, наконец, как экспериментально изучить различные возможные прочтения мультисенсорного архитектурного содержания?» [31. – С. 7].
Четвертая, и последняя, часть книги рассматривает эпистемологические, методологические и «инструментальные» вопросы, связанные с применением экспериментального подхода в социологии архитектуры. Как, например, можно решить теоретические и практические проблемы, возникающие из экспериментального исследования влияния переменной Х (архитектурного пространства – параметра, разобранного в третьей части этой работы) на переменную Y (полисенсорного потока непосредственной информации, описанного во второй ее части)? Найденные решения, считает автор, способны не только существенно помочь в накоплении точного знания в области социологии архитектуры, но и быть весьма полезными для перспектив развития экспериментальной социологии в целом [31. – С. 7].
«Автор не скрывает своего намерения придать на
стоящей работе более универсальный характер. Осмысление социологии как эмпирической науки, основанной на изучении пространственно-временн'
ых аспектов коммуникационных процессов, – это реальный шанс совершения настоящего прорыва, опередив по точности даже такие дисциплины как экспериментальная психология и экономика. Психология, не исключая психологии поведения, всегда полагается на исследование внутренних, особенно психофизиологических, процессов, а экономика всегда остается привязанной к курсу различных валют. Основываясь на демографии и теории коммуникации, социология в состоянии создать область научного знания, в центре которой находятся люди со своими системами индивидуальных ценностей. (Одним из главных эпистемологических приоритетов социологии архитектуры является проведение экспериментов как в обычной обстановке, так и в объемном пространстве с целью изучения переменной X для предметного исследования полисенсорного потока непосредственной информации). Социология архитектуры видится дисцип линой, как будто специально предназначенной для написания первой главы книги объективной, основанной на научном эксперименте социологии».
«Главное значение вышеописанного подхода – его «эпистемологичность», сближающая социологию с уже существующими точными науками. Совершенно очевидно, что целый ряд захватывающе интересных тем, активно обсуждаемых разного рода политиками и идеологами, остаются вне поля зрения социологии архитектуры. Позиция автора в этом плане осмыслена и последовательна: нельзя путать науку с обычной эрудицией. И, наконец, любая потенциально полезная (хотя и не обязательно научная) идея может лишь выиграть от того факта, что в рамках социологии существует система знаний, пусть
пока и достаточно скромных, но зато столь же надежных, как те, что позволили человеку оставить свое атмосферное пространство для исследования других миров»
[31. – С. 8].
Несмотря на то, что работа Гая Энкерля несомненно интересна и носит элементы системного подхода, переворота в социологии она не совершила и в «социологический космос» человечество не отправила.
Работа Софии Псарры «Архитектура и нарратив / создание пространства и культурное значение»
Работа Софии Псарры «Архитектура и нарратив/ создание пространства и культурное значение» (2009) рассказывает об истории пространственного и нарративного взаимодействия в литературе и архитектуре. Автор прослеживает процессы создания пространства, политики и мифа в Парфеноне и Эрехтейоне, образыотражения в Барселонском павильоне Миса ван дер Роэ. Анализируя архитектуру и нарратив в литературе, автор рассматривает произведения Борхеса – пространственные и математические путешествия в «Вавилонской биб лиотеке» Борхеса.
Представляя примеры пространственного и нарративного взаимодействия, автор приводит Соан-хаус в Лондоне: дом-музей сера Джона Соана (Sir John Soane), Музей естественной истории в Лондоне – Британский музей (англ. Natural History Museum) и Художественную галерею и музей Келвингроув (англ. Kelvingrove Art Gallery and Museum) в Глазго, Музей Шотландии в Эдинбурге и Коллекцию Буррелла в Глазго (Burrell Collection) как современный опыт выражения и исследования пространства в Музее современного искусства в НьюЙорке [198].
«Гендер и архитектура» в работе Луизы Дурнинг и Ричарда Рингли
В книге под редакцией Луизы Дурнинг (Louise Durning) и Ричарда Рингли (Richard Wringley) «Гендер и архитектура» (2000) собраны эссе об истории взаимоотношений гендерной политики и архитектуры от эпохи Ренессанса до начала ХХ века. Так, Кристи Андерсон (Christy Anderson) анализирует ключевой момент в Английской истории архитектуры, когда Иниго Джонс, будучи поклонником Андреа Палладио и Скамоцци, первым принес благородно-классицистическую манеру («палладианство») на Север Европы и укоренил ее в архитектуре Англии, создав такие произведения как Домик королевы (Куинс-хаус) в Гринвиче, капеллу Сент-Джеймсского дворца, выполнил перепланировку Ковент-Гардена и Сомерсет-хауса, Дом банкетов. Считается, что это он принес в Лондон регулярное градостроительство по итальянскому образцу, создав в Ковент-Гардене первую лондонскую площадь современного образца. Кристи Андерсон показывает, что изо всех компонентов истории архитектуры, которые не поддавались историческому анализу, наиболее характерным является вымышленная центральность классицизма в европейской архитектуре. Миф классицизма, по мнению автора, пышно разросся по причине того, что был синонимом неизбежного прогресса ценностей гуманизма. Автор считает, что классическую архитектуру характеризуют не идеалы гуманизма, а мужская культура (тип мужественности), утверждая, что возникло историческое выравнивание между особым типом мужественности и новым архитектурным стилем, также включающим значительный сдвиг в культурологическом статусе профессии архитектора [199. – С. 2].
Джоан Мосли (Joanne Mosley) исследует природу литературной архитектуры XVI столетия в работах четы
рех авторитетных авторов: двое из них – мужчины Ребле (Rabelais) и Мишель Эйкем де Монтень (Montaigne) и две женщины – Маргарита Наварская (Marguerite de Navarre) и Тереза Авильская (Teresa of Avila). Каждый из этих авторов использовал воскрешение в памяти системы взглядов и доктрин для передачи своих идей, которые в каждом случае – аспекты тем свободы и несвободы, т.е. идеи с сильно выраженными гендерными ассоциациями. Литературная архитектура в своей основе символична; различные формы духовной и интеллектуальной борьбы и высвобождения описаны с использованием метафор прочности и стойкости, замкнутости и возвышения. В этом нарративе деяний Гаргантюа (Gargantua) Рабле (Rebelais) описывает тщательно разработанный архитектурный комплекс Телемского аббатства (the Abbey of Theleme) – утопическое царство, в котором среди прочих свобод просвещения торжествует равенство полов. Несмотря на детальное описание этого сооружения, Рабле оставляет читателя в уверенности, что этот мягкий, милостивый порядок, который царит в аббатстве – лишь вымысел, плод его воображения. Для Монтеня его башня была местом уединения, убежищем – единственно возможным из-за его роли хозяина и главы семьи, позволявшей ему возвращаться к самому себе в некотором добровольном заключении. На практике это лишь значило место, куда женщина не допускалась. Для Монтеня это пространство было символичным и служило для рефлексии и созидания, пока познания этого состояния авторской независимости зависели от его прерогативы отца семейства и возможности отключения от повседневных дел семейной жизни. Поэма Маргариты Наварской «Темницы» (The Prisons) показывает путешествие от светской, мирской скованности к духовному высвобождению, изначально формулируя мысль через представление главного героя – мужчины. Это снижает авто
биографическую составляющую текста, но увеличивает его смысл и значение. Следующие одна за другой темницы возникают в языке, который затушевывает различие между фантазией и реальностью. Конструкции идеальны как в здании Познания, чьи колонны построены из книг. Только объединившись с Божественной природой, можно достичь авторской идентичности (включая неоднозначный, двусмысленный голос автора-женщины, пишущей от лица мужчины) и разрушить ограничивающую пространство темницу. Наиболее метафорично произведение Терезы Авильской (Teresa of Avila) «Внутренний замок», который сделан из хрусталя, а внутри него находится Бог в образе короля. Тереза представляет этот вымышленный замок, являющий собой душу, как средство побега из реальной, настоящей тюрьмы, которая в мирских понятиях соответствует женскому монастырю. Структура замка соотносится с тропой к духовному откровению, умозрительно измеренному пространственной близостью с Христом, по которой души (вне зависимости от пола) могут передвигаться. Мосли отмечает, что из всех этих примеров литературной архитектуры только произведения Монтеня напрямую отзываются эхом социального давления, обращаясь к мужчине и женщине. Но склонность к несвободе в сооружениях, построенных Маргаритой Наварской, может быть объяснена не столько социальной, сколько гендерной проблематикой [199. – С. 3].
Луиза Дурнинг в эссе «Женщина на вершине» рассматривает здание Леди Маргарет Буфорт в колледже Христа в Кембридже [199. – С. 45–66].
Хелен Хиллс в эссе «Архитектура как метафора тела» описывает женские монастыри в Италии в эпоху раннего модерна [199. – С. 67–112]. Танис Хинкчклифф рассказывает о взаимоотношениях женщин и французских зодчих в эпоху Просвещения [199. –
С. 113–134]. Джейн Ренделл анализирует мобильность, визуальность и гендеринг архитектурного пространства
[199. – С. 135–154]. Реина Льюис в эссе «Гаремы и Отели» рассматривает разделенные пространства, города и нарративы идентичности в работах восточных женщинписательниц [199. – С. 171–188]. Колин Родес анализирует гендеринг, примитив и значение в конструируемом пространстве практик группы художников «Мост» (нем. Die Brücke) [199. – С. 189–207].