Некоторые важные выводы исследований А.В. Икон никова совпадают или созвучны с рассуждениями другого видного ученого – Ю.М. Лотмана. Он, например, отмечал, что «архитектура по своей природе связана и с утопией, и с историей. Эти две образующие человеческой культуры и составляют ее контекст, взятый в наиболее общем виде. В определенном смысле элемент утопии всегда присущ архитектуре, поскольку созданный руками человека мир всегда моделирует его предстваление об идеальном универсуме. Город, как целостный культурный организм, имеет свое лицо. На протяжении веков здания неизбежно сменяют друг друга. Сохраняется выраженный в архитектуре «дух», т.е. система архитектурного символизма. Определить природу этой исторической семиотики труднее, чем стилизовать архаические детали» [40. – С. 680]. Ю. Лотман считал, что архитектурное пространство живет двойной семиотической жизнью. «С одной стороны, оно моделирует универсум: структура мира построенного и обжитого переносится на весь мир в целом. С другой, оно моделируется универсумом: мир, создаваемый человеком, воспроизводит его представление о глобальной структуре мира». То есть архитектура, по Ю. Лотману, это текст в контексте. «Текст в контексте – работающий механизм, постоянно воссоздающий себя в меняющемся облике и генерирующий новую информацию» [40. – С. 676]. Ю. Лотман в своих исследованиях использует понятие «вектор пространственной ориентации» города – точка зрения на архитектуру. Так, для Петербурга – это взгляд марширующего по середине улицы солдата, а для Москвы – взгляд пешехода, идущего по изгибам
переулков. Поэтому у Петербурга прямые улицы, а расширение и выпрямление московских улиц уничтожило пространственную игру, когда «церкви и особняки поворачивались перед его (пешехода) взором как на театральном круге» [40. – С. 682]. Интересна мысль Ю. Лотмана о том, что позволяет постройкам различных веков входить в единый контекст. «Разновременность создает разнообразие, а устойчивость семиотических архетипов и набора культурных функций обеспечивает единство. В таком случае ансамбль складывается органически, не в результате замысла какого-либо строителя, а как реализация спонтанных тенденций культуры. Подобно тому, как очертания тела организма, контуры, до которых ему предстоит развиться, заложены в генетической программе, а в структурообразующих элементах культуры заключены границы ее «полноты». Любое архитектурное сооружение имеет тенденцию «дорасти» до ансамбля. В результате здание как историкокультурная реальность никогда не было точным повторением здания-замысла и здания-чертежа» [40. – С. 682]. «Архитектурное пространство, – продолжает автор, – семиотично. Но семиотическое пространство не может быть однородным: структурно-функциональная неоднородность составляет сущность его природы. Из этого вытекает, что архитектурное пространство – всегда ансамбль» [40. – С. 682].
Следует отметить, что исследования А.В. Иконникова продолжаются его учениками и коллегами. Среди них следует отметить И.А. Азизян [37. – C. 247–273], Н.Л. Адаскину [37. – C. 293–318], И.А. Бондаренко [238], Ж.М. Вержбицкого [239]. Так, И.А. Азизян активно разрабатывает тему философских основ взаимосвязи архитектуры и культуры в целом, взаимоотношения архитектуры и других видов искусств [240, 241]. В частности, ею была отмечена особенность развития
архитектуры по сравнению с другими видами искусства. Архитектура, по утверждению автора, менее подвижна и относительно стабильна на переломных этапах развития культуры. «В пределах пространственных искусств выявляется закономерность последовательности выработки новых принципов формообразования от изобразительного искусства и прикладных видов творчества, при их непосредственном и косвенном влиянии, к архитектуре. Эта последовательность обычно характеризует историко-художественный процесс на его переломных этапах. Она имеет свой прообраз, или модель, в творческом движении универсальной художественной личности от изобразительного искусства к архитектуре. Это подтверждает творческая судьба таких классических художников как Джотто, Брунеллески, Мантенья, Рафаэль, Микеланджело» [37. – С. 253].
СОЦИОЛОГИЯ АРХИТЕКТУРЫ В. ГЛАЗЫЧЕВА
Среди современных российских исследователей социологии архитектуры в первую очередь следует отметить работы В.Л. Глазычева [242]. Наиболее близка к теме исследования его статья «Социология архитектуры – какая и для чего?» [41].
Автор правильно ставит вопрос о проблемах отношений социологии и архитектуры. Социальные проблемы архитектуры остаются «над» конкретными проектами при их обсуждении для общества в целом. Конкретное же проектирование носит сугубо профессиональный характер. Автор считает такое положение неправильным и считает необходимым построение «мостиков», соединяющих разные уровни общества и конкретного проекта. Автор предлагает оригинальную трактовку предмета социологии архитектуры. Он счита
ет, что это должно быть измеримое понятие и предлагает считать им измерение уровня неудовлетворенности пространственными структурами, спроектированными и произведенными в результате деятельности архитекторов. Вот как он об этом пишет: «Значит, для социологии архитектуры архитектура является, прежде всего, производством полезных пространственных структур, обладающих ценностью, т.е. вызывающих у различных людей оценку со знаком плюс (восхищение) или минус (неудовлетворенность всех ступеней). Человек же для социологии архитектуры – создатель архитектуры и ее потребитель в самом широком смысле.
Удовлетворенность трудно измерить, неудовлетворенность – напротив – всегда ориентирована довольно четко и (путем сравнения) относительно измерима. Отсюда вполне естественно, что социология архитектуры интересуется прежде всего всеми формами неудовлетворенности, возникающей в контакте людей с архитектурой, интересуется изменением этих форм, так как именно изменение форм неудовлетворенности является очень точным показателем прогресса в культуре, ибо неудовлетворенность как зеркало отражает потребность – уже осознанную или еще только смутно ощущаемую».
Анализируя современную практику неудовлетворенности архитектурой, В. Глазычев отмечает, что если еще недавно сам факт вселения в отдельную квартиру вызывал такое чувство удовлетворенности, что блокировал все негативные реакции, то к началу 1960-х стали накапливаться неудовлетворенности размерами и планировкой квартир, а через некоторое время добавилась неудовлетворенность непосредственным окружением микрорайонного пространства и неравномерностью градостроительного комфорта в различных районах нового строительства и т.д.
Далее автор приходит к выводу, что прогнозирование неудовлетворенности, в зависимости от стиля жизни различных групп населения, не является профессиональной задачей архитектора, а должно решаться специалистами по социологии архитектуры. Особенно это важно, по мнению автора, при типовом строительстве, когда должны учитываться географические и национальные особенности. Автор пытается разобраться, почему социология архитектуры мало востребована в настоящее время, упоминает отечественных ее родоначальников (Гинзбург, Ган, Розенберг) и рассуждает о направлениях ее развития. Особое внимание отводится необходимости изучения с социологической точки зрения сферы профессиональной деятельности и организации труда архитектора, взаимодействия архитектуры и строительства, соотношения творческой и административно-технической деятельности. В целом автор считает, что социология должна стать важным инструментом самопознания архитектурной деятельности [41].