Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Язык архитектурного пространства. Антропоморфные и космогонические архетипы




Автор особо подчеркивает, что архитектура фор­мирует не только материальные оболочки для про­цессов жизнедеятельности, но и «тексты» сообщений, закодированные специфическим языком форм, позво­ляющие людям ориентироваться в физическом и куль­турном пространстве и закрепляющие системы идей и ценностей. Наследие прошлого образует при этом в городской среде подобие геологических слоев. «При­сутствие среди пластов, связанных с различными перио­дами исторического времени, делает его воплощением непрерывности человеческой культуры, а связь про­шлого, настоящего и будущего – одной из главных тем»

[37. – С. 105]. Вместе с развитием и продолжением этой летописи наращивается ее общая сложность, не позво­ляющая, по мнению автора, адекватно осуществлять пе­реводы этих значений в иные коды (в частности, созда­ние их эквивалентов средствами естественного языка). По мнению автора, это приводит к стремлению интер­претировать значения архитектур но-пространственных

форм с помощью методов и понятийного аппарата точных наук – математики, структурной лингвистики, семиотики, теории информации. Отправной точкой развития семиотических методов автор считает мета­фору швейцарского лингвиста Ф. де Соссюра о том, что «каждый элемент языка подобен колонне в антич­ном храме; эта колонна, с одной стороны, соотнесена с другими частями здания, с другой стороны, если эта колонна дорическая, она вызывает сравнение с другими архитектурными ордерами, например, ионическим или коринфским, которые не присутствуют в данном про­странстве. Первое отношение в сфере языка – синтаг­матическое, второе – ассоциативное или, как стали на­зывать его позднее, парадигматическое» [37. – С. 106].

В 1960-е годы французский антрополог К. Леви­Строс, переиначивая мысль де Соссюра, пытался рас­крыть содержание пространственных форм среды через аналогии с естественным языком, проецируя на них понятия лингвистики. Средствами семиотики изучали значения форм предметно-пространственной среды представители философии структурализма (Ро­лан Барт и Свен Хессельгрен). Эти работы получи­ли развитие в исследованиях архитектурной формы Дж. Бродбента, Франсуазы Шоэ, Умберто Эко. Автор упоминает также известные исследования архитекту­ры и ее восприятия с позиций гештальтпсихологии Р. Арнхейма [234].

По мнению А.В. Иконникова, методы семиотики себя не оправдали. Они приводили сложные логические процедуры к тривиальным выводам, которые могли быть сделаны с помощью традиционных рассуждений. По мнению автора, архитектура несомненно пред­ставляет собой систему знаков – специфический язык, имеющий свою семиотику и свой синтаксис. Но он не­сводим к естественному языку, так как напрямую зави­сит от взаимодействия в общей системе, от контекста. Например, значения архитектурных форм допускают интерпретации в зависимости от особенностей лично­сти, установок восприятия, определяемых ситуацией, что исключено для естественного языка. Отмечая зна­чение семиотики для изучения архитектуры, А.В. Икон­ников видит его в восстановлении отношения к форме архитектуры как носителю культурных значений, не свя­занных лишь с использованием объекта. Автор считает, что возможными направлениями таких исследований может быть феноменология и экзистенциальная фено­менология как освобождающие от установок на жесткое натуралистическое расчленение субъекта и объекта, по­зволяющие при изучении предметно-пространственной среды включать человека в процесс жизнедеятельности. Для адекватного раскрытия «человеческого измерения» объектов архитектуры автор предлагает использовать методы герменевтики как искусства понимания и тол­кования текстов и перевода смыслов произведений зод­чества прошлого на живой язык актуальной культуры. Необходимой составляющей любых подобных иссле­дований, по мнению автора, должен быть историко­генетический метод. Используя этот метод, автор про­водит свое исследование пространственных форм в различные исторические времена [37. – С. 109].

В рамках своего исследования А.В. Иконников предполагает, что фундаментальную основу архитек­турных языков и ценностных предпочтений состав­ляет система архетипов, сложившихся в доязыковый период из коллективного бессознательного (по Юнгу), закрепленная в мифах и пространственных формах ру­котворной среды. Архетипы определяют строение ар­хитектурного пространства и несут в себе культурные значения, отражающие ценностные установки людей, их экзистенциальную позицию. При этом автор разли­

чает символику антропоморфных (очеловеченных) ар­хетипов и сменяющих их по мере развития земледелия и усложнения общественных структур космогонических (небесных) архетипов [37. – С. 116]. Антропоморфные архетипы связывали природное и обжитое «человече­ское» пространство, его поселения. Территория посе­ления приравнивалась к дому, а дом – к искусственному телу и вместе с тем к образу социума и его окружения. Так, «голова» в системе поселка некоторых народностей была жилищем вождя или доминирующего племени, а в пределах дома – местом главы семейства. Иногда оче­ловечивание среды происходило в буквальном смысле, когда люди древних культур создавали символические изображения крупного масштаба, не охватываемые гла­зом с каких-то реальных точек зрения. Наибольшей из­вестностью пользуются геометрические фигуры и схе­матические изображения животных, птиц и растений культуры Наско в Перу и «Белая лошадь из Уффингдона» (Великобритания, Беркшир, I в. до н. э.) [37. – С. 115].

К базовым понятиям-архетипам автор относит круговую (кольцевую) планировку поселения как во­площение небесного круга (модель Вселенной); ар­хетип близнецов-прародителей как воплощение про­тивоположных начал, объединенных в нераздельную пару – символ симметрии. Автор приводит примеры символики пространственной организации поселения и ее значения для людей. Так, К. Леви-Строс при изуче­нии индейского племени бороро в Центральной Брази­лии замечает, что найденное племя упорно сопротив­лялось включению в систему чуждой им цивилизации до переселения в деревни с иной, отличной от кольце­вой, планировкой – тогда ассимиляция произошла быст­ро [37. – С. 118].

Другой пример – в конце ХVIII века в России, по­сле крестьянской войны Емельяна Пугачева, государ­ственная администрация вынуждена была осуществлять перепланировку сел с кольцевым планом в линейную, уничтожая древний пространственный символ [37. – С. 119]. Круговая планировка позднее стала генетиче­ским кодом пространственной организации городов. По мнению автора, воспроизведение в среде структуры Вселенной казалось залогом участия высших сил в судь­бе города, их покровительства. К важнейшим архети­пам автор относит символику центра поселения, прини­мавшего на себя функцию связи между Небом, Землей, Адом, становясь Осью мира (Axis Mundi). Такая связь воплощалась в образе Священной горы или Мирово­го древа. Функции Священной горы принимал на себя храм или дворец [37. – С. 120]. С идеей Оси мира свя­зывалась схема упорядочения пространства древних го­родов. От оси (центра) по четырем направлениям – сто­ронам света, определяемым движением Солнца, Луны и звезд, – брали начало ветви креста главных горизон­тальных осей. Крест в дальнейшем приводил к расчле­нению пространства на прямоугольные сетки. Таким образом складывалась прямоугольная планировка улиц в поселениях многих культур Древнего Египта, Месопо­тамии, городах Центральной Америки и в Китае. Ее раз­работка в Античной Греции, приписываемая Гипподаму Аристотелем, положила начало непрерывной традиции регулярного градостроительства на Европейском кон­тиненте [37. – С. 121].

Символика пространственной формы реализовы­валась не только в организации макропространства, но и микромира жилищ. Символика центра Мира, оси связывалась с архетипами антропоцентрического вос­приятия и становилась для человека нулевой точкой от­счета в его переживаемом экзистенциальном простран­стве. Элементами, отмечающими эту ось в доме, могли быть столб, центральная опора шатра, отверстие в зени­те, через которое выходит дым очага, или внутренний дворик [37. – С. 122]. Автор, ссылаясь на Зигфрида Ги­диона, отмечает, что по мере исторического развития архетипически можно выделить три концепции архи­тектурного пространства. Первая с древних времен до Античной Греции – архитектура как объем. Вторая, начиная с Античного Рима – архитектура интерьерного пространства внутри организованных масс. Третья – реа­лизованная на рубеже ХIX–XX веков – взаимодействие объема и интерьерного пространства [37. – С. 123].

Автор иллюстрирует эти положения примером пи­рамид Древнего Египта, называя их «овеществленными посланиями архетипической значимости», соединивши­ми в себе мегалиты с вневременными математическими абстракциями, впервые материализованными. В мифо­логическом плане пирамиды соединяли понятия Миро­вой горы и Солнца. Масса пирамиды, в человеческом восприятии, господствуя над окружающим ландшаф­том, захватывает пространство вокруг полем сил, акку­мулируя энергию, затраченную на возведение монолита

[37. – С. 127]. Центр Мира во многих культурах связан с символическим образом «Мирового дерева». В образе Вселенной средневекового христианства центр на кар­те мира – это Иерусалим, а центр города – это собор, ко­торый рассматривался как модель космоса. Важное зна­чение в средневековье придавалось символизму чисел. «Числа 3 (число Святой Троицы, символ духовного) и 4 (символ великих пророков, евангелистов, как и числа мировых элементов и времен года, т.е. материального мира), равно как их сумма – 7 и произведение – 12, игра­ли большую роль в конкретизации идеального архетипа города. Выстраивались сложные семиричные и двенад­цатиричные системы, связывавшие как число выделен­ных элементов, так и числовое выражение и соотноше­ние величин» [37. – С. 188].

Организация пространства в русском градостроительстве

Автор отмечает, что кроме архетипов на архи­тектуру в историческом масштабе оказывают влияние внутренние закономерности ее развития. Здесь автор, соглашаясь с Ю. Лотманом, относит к таким закономер­ностям неравномерность процессов развития культуры, когда моменты предсказуемой постепенности сменяют­ся «взрывом» [40. – C. 17]. Важной закономерностью является особенность территориальной истории разви­тия архитектуры различных мест и стран. К взрывным перио дам развития российской архитектуры А.В. Икон­ников относит период создания Санкт-Петербурга и начало ХХ века с расцветом авангарда. В моменты «взрыва» архитектура открыта внешним влияниям. Ана­лизируя процесс развития российской архитектуры, автор, ссыла ясь на исследования П.Н. Милюкова [235] и Д.С. Лихачева [236], отмечает асимметричность век­торов влияния на российскую культуру и архитектуру, в частности, наименьшее влияние на нее на протяжении всей истории восточного направления. На начальном этапе развития архитектуры России значительное влия­ние заметно со стороны Византии, особенно в станов­лении форм городской жизни и городского поведения. Дальнейшие рассуждения автора основаны на иссле­дованиях Л.Н. Гумилева [237] и различиях социальной и экономической активности Европы и России в зависи­мости от расположения линии положительной изотер­мы января. В странах Европы социальное и культурное развитие опиралось на наследие античности и инфра­структуру Римской империи, обеспечившую концен­трацию населения в городах – что, по мнению автора, было важнейшим фактором ускорения культурных про­цессов. На территории, населенной славянами, культур­ное развитие протекало медленнее, что определялось

отсутствием наследия древних культур и низкой плот­ностью населения. Еще более медленно шло культурное развитие в полосе степей и пустынь, где господствова­ли кочевые племена. Таким образом Россия долгое вре­мя не перенимала опыт опережающей ее в развитии Европы (хотя западное влияние все же происходило), особенно нечего было взять и у отстающих в развитии степняков, слишком обширный ареал обитания кото­рых отделил Русь от высоких культур азиатских суперэт­носов. Все это приводило к самобытности развития рус­ской архитектуры и градостроительства. Кроме базовых архетипов круговой планировки, наличия ядра и цен­тра, на развитие русских поселений и городов влияло и их расположение на обширных территориях. По наб­людениям А.В. Иконникова, для городов Руси была ха­рактерна открытость системы в отличие от западных городов – замкнутых, целостных, конечных закрытых систем. На Руси не было необходимости в уплотнении, поселения развивались вширь. Кроме того, так как стро­ительным материалом было дерево, опасность пожаров заставляла разряжать постройки. Да и русский мента­литет заставлял горожанина чувствовать себя не толь­ко частью общины, но и частью природного бытия. Во многих культурах, в том числе в западноевропейских городах, пространственная организация начинается с крестообразного пересечения главных дорог по сто­ронам света. Города на Руси не приняли не только этот крест, но и ортогональную геометрическую точность деления улиц и кварталов. С некоторым допущением можно сказать, что в русских городах, в отличие от го­родов западных, эмоциональное начало доминировало над рациональным. Наиболее распространенная систе­ма прокладки улиц – это прокладка лучевых направле­ний от центра кремля-детинца. Неортогональность архитектуры средневекового русского города проявля­лась также в том, что город развивался не по геометри­ческому генеральному плану, а как бы «выращивался» как дерево, исходя из потребностей и особенностей ландшафта. Идеальная структура, к которой должно было приводить развитие средневекового русского го­рода – радиально-кольцевая. Полного развития эта мо­дель достигла в Москве. Символически объединял систе­му образ «небесного града Иеру салима», а появившаяся в XVI веке идея «Москва – третий Рим» олицетворяла амбиции на преемственность от Византии в качестве центра православного мира [37. – С. 220]. В XVII веке в России произошли изменения, которые привели к рождению нового типа сознания, когда из безликой толпы стали выделяться личности. Становление лич­ностного самосознания сделало Русь восприимчивой к западноевропейской культуре, традиционно ориенти­рованной на личность. К концу XVII века постепенность перемен перешла к культурному взрыву при создании Санкт-Петербурга. Автор считает, что в дальнейшем естественная органичность формирования среды была заменена театральностью, что привело к отчуждению создаваемой человеком среды от него и его внутрен­ней жизни. После нового культурного взрыва в ХХ веке и после его угасания к концу последней четверти века окончательно разрушилась связь между внутренним миром человека и формами его среды. Поэтому автор считает необходимым для культурного возрождения обратиться к национальным градостроительным тра­дициям [37. – С. 226]. В качестве удачного примера раз­вития Москвы А.В. Иконников отмечает строительство высотных зданий в узловых точках плана по внешней стороне центрального ядра Москвы, решение о возведе­нии которых было принято в 1947 году. Введение высот­ных вертикалей возродило традиционную силуэтность старой Москвы, в которой множество храмов и колоко­лен образовывали систему ориентиров. Автор отмечает в связи с этим, что «возможно, следовало бы вернуться к тому, что делалось в конце 1940-х годов, и рассмотреть варианты расширения связной системы высотных ори­ентиров, выявления ими всей трассы Садового коль­ца и структурирования периферийных зон. Принцип растущего дерева, сохраняющего индивидуальность на каждом этапе роста, безусловно, плодотворен и уни­версален. Он помог решению проблем Москвы в 1940-е годы. Трансформированный в соответствии с изменив­шейся ситуацией, он может быть плодотворен и в даль­нейшем» [37. – С. 292].





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1779 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2168 - | 2125 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.