Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Семиология архитектуры Эко Умберто




Есть действительные достижения в областях, смежных с социологией архитектуры. Так, известный итальянский мыслитель Эко Умберто, автор «Имени Розы», уделил много внимания анализу семиологии ар­хитектуры. При семиологическом рассмотрении Эко Умберто видит в архитектурных сооружениях не только объекты, характеризуемые исполняемой ими функци­

ей, но и объекты коммуникации [20. – C. 257]. «В этом смысле возможности, предоставляемые архитектурой (проходить, входить, останавливаться, подниматься, садиться, выглядывать в окно, опираться и т.д.), суть не только функции, но и, прежде всего, соответствую­щие значения, располагающие к определенному поведе­нию» [20. – C. 262]. Подход к семиологии Эко Умберто позволяет увидеть в архитектурном знаке «означающее, означаемым которого является его собственное функ­циональное назначение» [20. – C. 267]. Описывая комму­никативные возможности архитектуры, автор отмечает, что «значащие формы, коды, формирующиеся под вли­янием «узуса» [от лат. usus – применение, обычай, пра­вило – общепринятое носителями данного языка употребление языковых единиц. – прим. М.В.] и выдви­гающиеся в качестве структурной модели коммуника­ции, денотативные и коннотативные значения – таков семиологический универсум, в котором интерпретация архитектуры как коммуникации может осуществляться на законных правах и основаниях. В этом универсуме не предполагается отсылок к реальным объектам, будь то денотаты или референты, а равно и к наблюдаемым актам поведения. Единственные конкретные объекты, которыми в нем можно оперировать, это архитектур­ные объекты в качестве значащих форм. В этих преде­лах и следует вести речь о коммуникативных возможно­стях архитектуры» [20. – C. 269].

Архитектура представляется совокупностью знаков и символов, денотирующих (означающих) утилитарные функции сооружения и коннотирующих его символиче­ский смысл. Умберто говорит о «функциональной» де­нотации и «символической» коннотации [20. – C. 276]. Исходя из внутреннего семиотического механизма в том смысле, что вторичные функции опираются на дено­тацию первичных, Эко Умберто предлагает говорить

о первичной – денотируемой – функции и о комплексе вторичных – коннотируемых – функций [20. – C. 276].

С течением времени первичные и вторичные функ­ции могут изменяться, исчезать и восстанавливаться, что отличает жизнь форм, будучи и обычным делом, и нор­мой восприятия произведений искусства. «Это особенно бросается в глаза в архитектуре – области, относительно которой общественное мнение полагает, что она имеет дело с функциональными объектами, однозначно сооб­щающими о своей функции» [20. – C. 280]. Для объектов потребления, существующих во времени и в простран­стве, характерно непрекращающееся преобразование первичных функций во вторичные и наоборот. Не пре­тендуя на полноту, Эко Умберто дает возможную класси­фикацию такого рода случаев. Приводим полностью:

«Некий объект потребления в разные историче­ские эпохи и в разных социальных группах может пони­маться по-разному.

 

1. А) Первичная функция утрачивает смысл. Б) Вто­ричные функции, в известной мере, сохраняются.

 

(Это случай с Парфеноном, который больше не культовое сооружение, при том что значительная часть символических коннотаций сохраняется благода­ря достаточной осведомленности о характере мироощу­щения древних греков).

 

2. А) Первичная функция сохраняется. Б) Вторич­ные функции утрачиваются.

 

(Старинные кресло или лампа, взятые вне своего исходного кода и помещенные в другой контекст – на­пример, крестьянская лампа в городской квартире – и сохраняющие свою прямую функцию, поскольку ими пользуются для сидения или освещения).

 

3. А) Первичная функция утрачивается. Б) Вторич­ные функции утрачиваются почти полностью. В) Вторич­ные функции подменяются обогащающими субкодами.

 

(Типичный пример – пирамиды. Ныне как царские могилы они не воспринимаются, но и символический, астролого-геометрический код, в значительной мере определявший реальную коннотативную значимость пи­рамид для древних египтян, также большей частью утра­чивается. Зато пирамиды соозначают множество других вещей – от пресловутых «сорока веков» Наполеона до ли­тературных коннотаций разной степени весомости).

 

4. А) Первичная функция преобразуется во вто­ричную.

 

(Это случай ready made: предмет потребления пре­вращается в объект созерцания, чтобы иронически соозначать собственную прежнюю функцию. Таковы увеличенные комиксы Лихтенштейна: изображение плачущей женщины не изображает более плачущей женщины, означая «картинку из комикса», но, помимо прочего, оно изображает: «женщину, плачущую так, как обычно плачут женщины в комиксах»).

 

5. А) Первичная функция утрачивается. Б) Уста­навливается другая первичная функция. В) Вторичные функции модифицируются под влиянием обогащающих субкодов с дополнительными оттенками значений.

 

(Например, деревенская люлька, превращенная в газетницу. Коннотации, связанные с декором люльки, преобразуются в иные, обретая смысл близости к народ­ному искусству, экзотичности, напоминая некоторые тенденции современного искусства).

 

6. А) Первичные функции не вполне ясны с самого начала. Б) Вторичные функции выражены неотчетливо и могут изменяться.

 

(Таков случай с площадью Трех властей в Бразилиа. Выпуклые и вогнутые формы амфитеатров обеих Палат, вертикаль центрального здания не указывают впрямую ни на какую определенную функцию – амфитеатры боль­ше похожи на скульптуры и не вызывают ассоциаций

конкретно ни с чем. Горожане сразу решили, что вогну­тая форма Палаты депутатов символизирует огромную миску, из которой народные избранники хлебают народ­ные денежки)» [20. – C. 280–282].

Учитывая постоянные изменения первичных и вторичных функций, Эко Умберто замечает, что с того момента, когда создатель предметов потребления на­чинает догадываться о том, что созидая означающие, он не в состоянии предусмотреть появления тех или иных значений, когда проектировщик начинает заме­чать возможное расхождение означающих и означае­мых, скрытую работу механизмов подмены значений, перед ним встает задача проектирования предметов, чьи первичные функции были бы «варьирующимися, а вторичные – «открытыми» [20. – C. 287].

Анализируя системы архитектурных кодов, Умбер­то отмечает, что чаще всего имеет в виду типологические коды, подчеркивая, что в архитектуре есть такие конфи­гурации, которые открыто указывают на свое значение: церковь, вокзал и т.д. Типологический подход представ­ляет собой только один, причем наиболее очевидный, из используемых подходов кодификации [20. – C. 292].

Отталкиваясь от разных «семантических» или «се­миологических» прочтений архитектуры, Эко Умберто предлагает классификацию архитектурных кодов:

«1. Синтаксические коды: характерен в этом смыс­ле код, отсылающий к технике строительства. Архитек­турная форма может включать: балки, потолки, пере­крытия, консоли, арки, пилястры, бетонные клетки. Здесь нет ни указания на функцию, ни отнесения к дено­тируемому пространству, действует только структурная логика, создающая условия для последующей простран­ственной денотации. Точно так в других кодах на уров­не второго членения создаются условия для последую­щего означивания. Так, в музыке частота характеризует

звучание, рождая интервалы – носители музыкальных значений.

2. Семантические коды: а) артикуляция архитектурных элементов: 1) элементов, означающих первичные функции –

крыша, балкон, слуховое окно, купол, лестница, окно...;

2) элементов, соозначающих вторичные «символи­ческие» функции – метопа, фронтон, колонна, тимпан...;

3) элементов, означающих функциональное на­значение и соозначающих «идеологию проживания» – салон, часть жилища, где проводится день, проводится ночь, гостиная, столовая...;

б) артикуляция по типам сооружений:

1) социальным: больница, дача, школа, замок, дво­рец, вокзал...;

2) пространственным: храм на круглом основании, с основанием в виде греческого креста, «открытый» план, лабиринт...» [20. – C. 295].

Автор уточняет при этом, что перечень может быть продолжен и возможно разработать такие типы как город-сад, город романской планировки и т.д. или использовать недавние разработки авангарда. Данным кодам свойственно то, что они оформляют уже готовые решения. Иначе говоря, это кодификации типов сооб­щения.

В данном смысле архитектура может понимать­ся как совокупность норм, предоставляющих обществу именно то, что общество хочет получить от архитектуры.

Дальнейшие рассуждения приводят автора к по­ниманию того, что архитектура – это «служба, в смыс­ле принадлежности к городской сфере обслуживания, водоснабжения, транспорта...». «И тогда архитектура никакое не искусство, потому что отличительная черта искусства в том и заключается, что оно предлагает по­требителю то, что тот от него не ждет» [20. – C. 297].

В таком случае коды, о которых говорит Умберто, не что иное, как иконологические, стилистические или риторические лексикоды. Они только воспроизводят го­товые схемы, закрытые и застывшие во времени формы, информативная возможность которых уравновешивает­ся привычными системами ожиданий, которые ни при ка­ких условиях не подвергаются переоценке. И тогда архи­тектура – это риторика, т.е. убеждение [20. – C. 297].

А значит, с коммуникативной точки зрения архитек­тура является одной из форм массовой коммуникации. «Деятельность, обращенная к разным общественным группам с целью удовлетворения их потребностей и с на­мерением убедить их жить так, а не иначе, может быть определена как массовая коммуникация» [20. – C. 299].

Сравнивая архитектуру и массовые коммуникации, Умберто отмечает следующие сходства:

«1) архитектурный дискурс является побудитель­ным; он исходит из устойчивых предпосылок, связыва­ет их в общепринятые аргументы и побуждает к опреде­ленному типу консенсуса (я согласен организовать свое пространство проживания так, как ты мне это совету­ешь сделать, потому что эти новые формы мне понятны и потому что твой пример убеждает меня, что живя так, как ты, я буду жить еще удобнее и комфортабельнее);

2) архитектурный дискурс является психологиче­ским: с мягкой настойчивостью, хотя я и не отдаю себе отчета в том, что это насилие, мне внушают, что я дол­жен следовать указаниям архитектора, который не толь­ко разрабатывает соответствующие функции, но и на­вязывает их (в этом смысле можно говорить о скрытых внушениях, эротических ассоциациях и т.п.);

3) архитектурный дискурс не требует углублен­ной сосредоточенности, потребляясь так, как обычно потреб ляются фильмы, телевизионные программы, ко­миксы и детективы (так, как никогда не потребляется

искусство в собственном смысле слова, которое предпо­лагает поглощенность, напряженное внимание, благо­говение перед произведением, без которых нет понима­ния, уважения к авторскому замыслу);

4) архитектурное сообщение может получать чуж­дые ему значения, при этом получатель не отдает себе от­чета в совершившейся подмене. Тот, кто видит в Венере Милосской возбуждающий эротический объект, понима­ет, что подменяет ее исходную эстетическую функцию, но тот, кто пользуется венецианским Дворцом дожей как укрытием от дождя или размещает солдат в заброшен­ной церкви, не осознает свершенной им подмены;

5) и в этом смысле архитектурное сообщение пред­полагает как максимум принуждения (ты должен жить так), так и максимум безответственности (ты можешь использовать это сооружение, как тебе вздумается);

6) архитектура подвержена быстрому старению и меняет свои значения; чтобы это заметить, не надо быть филологом; иная судьба у поэзии и живописи, а вот с модами и шлягерами происходит то же самое;

7) архитектура живет в мире товаров и подвержена всем влияниям рынка гораздо больше, чем любой другой вид художественной деятельности, но именно так, как им подвержены продукты массовой культуры. Тот факт, что художник связан с галерейщиками, а поэт – с изда­телями, влияет практически на их работу, но никогда не предопределяет сути того, чем они занимаются. Дей­ствительно, художник-график может рисовать для себя и своих друзей, поэт – написать свои стихи в единствен­ном экземпляре и посвятить их своей возлюбленной, при этом архитектор, напротив, если только он не за­нимается проектированием утопий, не может не подчи­няться технологическим и экономическим требованиям рынка даже в том случае, если он намерен им что-то про­тивопоставить» [20. – C. 299–301].

Умберто отмечает, что архитектура «все же что­то большее, чем форма массовой коммуникации (тако­вы некоторые явления, родившиеся в сфере массовой коммуникации, но покинувшие ее благодаря содержаще­муся в них заряду идеологического несогласия)…

Конечно, архитектура представляет собой убеж­дающее сообщение конформистского толка, и в то же время она обладает неким познавательно-творческим потенциалом».

«Архитектура соозначивает ту или иную идеоло­гию проживания, и, следовательно, убеждая в чем-то, она тем самым открывается интерпретирующему про­чтению, расширяющему ее информационные возмож­ности» [20. – C. 302].

Рассуждая о кодификации, Умберто предполага­ет возможность использования архитектурой и других кодов – геометрических, а также основанных на мате­матической комбинаторике или системе, предложен­ной Итало Гамберини по выделению в архитектуре не­ких «конститутивных знаков», своеобразных матриц организации внутреннего пространства. Автор остав­ляет открытой возможность использования архитек­торами системы кодификации, отмечая при этом, что «архитектура исходит из наличных архитектурных ко­дов, но в действительности опирается на другие коды, не являющиеся собственно архитектурными, отправля­ясь от которых, потребитель понимает смысл архитек­турного сообщения» [20. – C. 306].

Кроме архитектурных кодов Умберто рассматрива­ет и системы кодификации, находящиеся вне архитек­туры. Это, прежде всего, системы социальных связей, формы совместного проживания, система простран­ственных связей, изучаемые проссемикой, система род­ственных связей, изучаемая культурной антропологией

[20. – C. 308].

То, что пространство является «говорящим», Ум­берто подтверждает известным фактом: «Расстояние друг от друга, на котором случается находиться беседую­щим обитателям романских стран, не связанных между собой никакими личными интимными отношениями, в США, например, считается откровенным вторжением в частную жизнь» [20. – C. 314].

Одним из разделов проссемики являются так на­зываемые «микрокультурные манифестации», подразде­ляющиеся на фиксированные конфигурации, полуфик­сированные и нефиксированные.

К фиксированным конфигурациям относятся те, которые мы привыкли считать кодифицированными; например, планы городской застройки с указанием ти­пов сооружений и их размеров.

«Полуфиксированные конфигурации имеют от­ношение к представлению о внутреннем и внешнем про­странствах как пространствах центростремительном и центробежном. Зал ожидания на вокзале представляет собой центробежное пространство, центростремитель­ным будет расположение столов и стульев в итальянском или французском баре; к тому же типу конфигураций отно­сятся конфигурации, взявшие за образец main street, вдоль которой тянутся дома, а также площадь с окружающими ее домами, образующими иное социальное пространство».

Нефиксированные конфигурации включают дис­танцию публичности, дистанцию социальных отноше­ний, личную и интимную [20. – C. 316].

Из-за важности понятий приводим полное описа­ние дистанций.

«Интимные дистанции:

а) фаза близости – это такая фаза эротического сближения, которая подразумевает полное слияние. Восприятие физических свойств другого затруднено, преобладают тактильные ощущения и обоняние;

б) фаза удаления (от шести до восьми дюй­мов) – в этом случае и здесь зрительное восприятие неадекватно, и обычно взрослый американец считает такую дистанцию нежелательной, но более молодые склонны принимать ее. Это расстояние, на котором на­ходятся друг от друга подростки на пляже или к которо­му принуждены пассажиры автобуса в часы пик. В не­которых обществах – в арабском мире, например – оно считается расстоянием конфиденциальности. Это рас­стояние, считающееся вполне приемлемым на пируш­ке в каком-нибудь средиземноморском ресторанчике, кажется слишком конфиденциальным на американском coctail party.

Личные дистанции:

а) фаза близости (от полутора до двух с половиной футов) – это расстояние повседневного общения супру­жеской пары, но не между двумя людьми, обсуждающи­ми дела;

б) фаза удаления (от двух с половиной до четырех футов) – расстояние, на котором два человека могут при­коснуться друг к другу пальцами вытянутых рук, – это гра­ница физических контактов в строгом смысле слова. Это также граница, в пределах которой еще можно физиче­ски контролировать поведение другого. Это расстояние определяет зону, внутри которой цивилизованное насе­ление допускает если не личный запах, то запах космети­ки. В некоторых обществах в пределах этой фазы запахи из обращения уже изъяты (у американцев). На этом рас­стоянии еще чувствуется чужое дыхание, при этом в не­которых сообществах его запах является сообщением, а в других считается приличным дышать в сторону.

Дистанции социальных отношений:

а) фаза близости (от четырех до семи футов) – это расстояние внеличных отношений, например, деловых и т.д.;

б) фаза удаления (от семи до двенадцати футов) – это расстояние, разделяющее чиновника и посетите­ля, – короче говоря, это ширина письменного стола; в некоторых случаях это расстояние рассчитывается вполне сознательно. Холл упоминает об экспериментах, в которых изменение этого расстояния затрудняло или облегчало работу служащего в окошечке и приемщицы, которой незачем входить в конфиденциальные отноше­ния с посетителем.

Дистанции публичности:

а) фаза близости (от двенадцати до двадцати пяти футов) – дистанция официального сообщения (речь на банкете);

б) фаза удаления (больше двадцати пяти футов) де­лает фигуру общественного деятеля недоступной. Холл изучал эту фазу по расстояниям, на которых находился от публики Кеннеди во время своей предвыборной кам­пании. Упомянем также неизмеримые расстояния, отде­ляющие диктаторов (Гитлер на стадионе в Нюрнберге и Муссолини на балконе Палаццо Венеция) или деспо­тов, восседавших на своих высоких тронах.

Нетрудно понять, что если эти «сферы интимности», приватной и публичной, устанавливаются с достаточной точностью, то тем самым предрешается и вопрос об ар­хитектурном пространстве. Из этих рассуждений следует, что, «как и в случае с гравитацией, влияние двух тел друг на друга обратно пропорционально не только квад рату, но, возможно, и кубу расстояния» [20. – C. 316–318].

Не менее важное значение имеют культурные раз­личия. «Люди Запада воспринимают пространство как пустоту между предметами, тогда как для японца (при­помним их садовое искусство) пространство – это фор­ма среди других форм, наделенная собственной конфи­гурацией. Определение количества квадратных метров жилплощади на человека имеет смысл только внутри

конкретной культурной модели, при этом механиче­ское перенесение пространственных культурных норм из одной культурной модели в другую ведет к разруши­тельным последствиям. Различают культуры «монохрон­ные» (принадлежащие этой культуре склонны браться за одно какое-то дело и доводить его до конца, таковы, например, немцы) и культуры «полихронные», как, на­пример, романская, переменчивость и непостоянство ее представителей часто интерпретируются северя­нами как неупорядоченность и неспособность закон­чить начатое дело. Монохронная культура характери­зуется низким уровнем физического соприкосновения, в то время как для полихронной характерно противо­положное. Естественно, что при таком положении дел один и тот же феномен будет толковаться в этих куль­турах совершенно по-разному и вызывать разные реак­ции. Отсюда целый ряд вопросов, которые проссемика ставит перед градостроительством и архитектурой». К трем пространственным измерениям проссемика до­бавляет и четвертое – культурное [20. – C. 319].

«Измеренное расстояние становится смыслоразли­чительным признаком проссемического кода, и архитек­тура, которая при созидании собственного кода берет это расстояние в качестве параметра, рассматривает его как культурный факт, как систему значений. Или, скажем точ­нее, архитектурный знак превращается в означающее, де­нотирующее пространственное значение, которое есть функция (возможность установления определенного расстояния), в свою очередь становящаяся означающим, коннотирующим проссемическое значение (социальное значение этого расстояния)» [20. – C. 320].

Таким образом, Эко Умберто считает, что в семио­тическом плане для архитектора важно проектировать подвижные первичные функции и открытые вторич­ные [20. – C. 323].

В качестве итогового примера Умберто приводит город Бразилиа (архитектор О. Нимейер), который строился с нуля и задумывался как идеал демократии, а стал образцом социального неравенства в силу того, что его развитие определили ошибки в пространствен­ных решениях [20. – C. 326].

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2578 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2271 - | 2071 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.