Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вальтер Беньямин и социология архитектуры




 

Вальтер Беньямин в своей знаменитой работе «Произведение искусства в эпоху его технической вос­производимости» в рамках марксистской социологии вслед за подробным анализом Марксом базиса прогнози­рует дальнейшее развитие всех видов искусств как части надстройки. Говоря об архитектуре, Беньямин рассуж­дает об ее универсальности и вечности относительно других искусств. Беньямин отмечает, что архитектура, наряду с эпосом и, в настоящее время, с кино, с древ­нейших времен была искусством коллективного вос­приятия в отличие, например, от живописи. Он пишет, что архитектура «с давних времен представляла про­тотип произведения искусства, восприятие которого не требует концентрации и происходит в коллективных формах. Законы ее восприятия наиболее поучительны. Архитектура сопровождает человечество с древнейших

времен, при этом многие формы искусства возникли и ушли в небытие. …Однако потребность человека в по­мещении непрестанна. Зодчество никогда не прерыва­лось. …Архитектура воспринимается двояким образом: через использование и восприятие. Или, точнее говоря, тактильно и оптически. …Тактильное восприятие про­ходит не столько через внимание, сколько через при­вычку» [13]. В своем «Сочинении о пассажах» Беньямин анализирует парижские пассажи как первые прообразы универсальных магазинов, созданные в период с 1822 по 1837 год, долгое время остававшиеся одной из досто­примечательностей Парижа и отражавшие «город, даже весь мир в миниатюре». Пассажи, по оценке Беньями­на, – это идеал капиталистического общества мечты, от­раженного в утопии Фурье. В пассажах Фурье увидел ар­хитектурный канон фаланстера. Фаланстер у Фурье – это город пассажей. «Этот составленный из людей механизм производит страну с молочными реками и кисельными берегами, древнюю мечту, которую утопия Фурье на­полнила новой жизнью». И как внутренним импульсом утопии Фурье было появление машин, так технологи­ческой причиной появления реальных пассажей стало использование в строительстве первого искусственного материала – металлических конструкций. Кроме того Беньямин отмечает, что общественные предпосылки для интенсивного применения стекла в качестве строи­тельного материала возникали лишь столетие спустя, а бетон открыл новые возможности пластического мо­делирования в архитектуре [14]. Архитектура пассажей у Беньямина является носителем общественной ми­фологии, в коллективном сознании ей соответствуют образы, в которых новое пронизано старым, но одно­временно стремится в будущее. «Первобытный опыт, хранящийся в бессознательном коллектива, рождает, в сочетании с новым, утопию, оставляющую свой след

в тысяче жизненных конфигураций – от долговремен­ных построек до мимолетной моды» [14].

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1426 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2476 - | 2292 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.