Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социологическая теория второй половины ХХ века об архитектуре




 

Мишель Фуко изучал влияние власти, надзор и конт­роль через архитектуру тюрем, исправительных учреж­дений, казарм, больниц и фабрик, а также находящихся внутри. Он пишет, что «развивается целая проблемати­ка: проблематика архитектуры, которая создается от­ныне не просто для того, чтобы предстать взору (пыш­ность дворцов), не для обеспечения обзора внешнего пространства (геометрия крепостей), а ради осущест­вления внутреннего упорядоченного и детального конт­роля, ради того, чтобы сделать видимыми находящихся внутри. Словом, архитектура теперь призвана быть ин­струментом преобразования индивидов: воздействовать на тех, кто в ней находится, управлять их поведением, доводить до них проявления власти, делать их доступ­ными для познания, изменять их. Камни могут делать людей послушными и знающими. Старая простая схема заключения и ограждения (толстые стены, тяжелые во­рота, затрудняющие вход и выход) заменяется расчетом числа окон и дверей, глухих и пустых пространств, про­ходов и просматриваемых мест» [15. – C. 250]. Важную роль Фуко отводит идее идеальной тюрьмы (идеально­му расположению тел в пространстве) – паноптикуму, предложенной в середине XIX века Джереми Бентамом с ее принципом: один (надзиратель) видит всех, остава­ясь невидимым сам. Наблюдаемый умалишенный, боль­ной, осужденный, рабочий или школьник приводятся в состояние постоянной видимости, что обеспечивает автоматическое функционирование власти. Фуко отме­чает, что если Бентам описывал паноптикум как техни­

ческую программу, то через несколько лет Юлиус стал считать его завершенным историческим процессом

[15. – C. 316]. Древнее общество было общест вом зре­лищ с архитектурой храмов, театров и цирков, дающих возможность большому количеству людей наблюдать малое количество объектов; общество современное, на­против – общество контроля, основные элементы кото­рого уже не общественная жизнь, а, с одной стороны, отдельные индивиды и государство – с другой, и их от­ношения могут быть установлены лишь как прямо про­тивоположные зрелищу [15. – C. 316].

Современный автор Энтони Гидденс, подчерки­вая важность исследований Фуко, также отмечал, что архитектура организаций напрямую связана с их соци­альным статусом и системой власти, а офисы являются архитектурной средой внутри организаций. Гидденс от­мечает, что архитектура зданий современных организа­ций тесно связана с надзором как средством подчинения властям. Говоря об архитектурно-планировочных реше­ниях городов и отдельных кварталов, Гидденс считает, что они отражают борьбу различных социальных групп и конфликты между ними, иллюстрируя это примером реконструкции района доков в Лондоне [71. – C. 407].

Ч. Миллс, рассуждая о возможности, а точнее, невозможности решения проблемы города как струк­турного элемента, задается вопросами: «Как следует преобразовывать это удивительное чудовищное созда­ние? Разбить его на отдельные части, совместив место жительства с местом работы? Провести косметические улучшения, ничего не меняя по существу? Или, эвакуи­ровав население, взорвать старые города и выстроить новые на новом месте по новому плану? Каким должен быть этот план? И кому делать выбор, принимать реше­ние и воплощать его в жизнь?» [72. – C. 8]. Это тоже со­циологическая оценка архитек туры.

Зигмунд Бауман замечает, что «почти все элементы города взаимозаменяемы...». Города «похожи один на дру­гой до такой степени, что если ты посетил хотя бы один из них, то можно считать, что ты видел их все». «Чуже­странцу нет нужды обращаться с вопросами… – архитек­тура объясняет все на универсальном языке» [73. – C. 59 ].

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 952 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2383 - | 2250 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.