Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Цивилизационная социология архитектуры Питирима Сорокина




 

Одно из наиболее интересных исследований в об­ласти социологии архитектуры мы видим в рамках ци­вилизационного подхода Питирима Сорокина. В его

главной работе «Социальная и культурная динамика» на высоком уровне обобщения эмпирического матери­ала автор прослеживает на протяжении тысячелетия движение и смену друг другом трех типов культур. Идеа­циональная культура характеризуется тем, что ее глав­ные ценности нематериальные, т.е. идеациональные, их невозможно почувствовать, увидеть, понять, а можно только принять на веру [22. – C. 65]. Чувственная культу­ра, наоборот, отличается материальными ценностями, которые можно почувствовать, увидеть, измерить и ис­следовать [22. – C. 65]. Эти культуры периодически сме­няют друг друга. Когда идеациональная культура идет на спад, а чувственная нарастает, то в определенный мо­мент времени наступает идеальная культура [22. – C. 165]. Когда же чувственная культура идет на спад, то идеаль­ная культура не возникает – наступает время реакции на чувственную культуру, например, антивизуализм как отрицание визуализма, но все равно находящийся в рам­ках чувственной культуры. Это время различных измов – таких как кубо-футуризм, модернизм и пр. Архитектур­ные стили изменяются в соответствии с типами культур. Идеациональная архитектура, простая по внешнему виду, имеет богатое внутреннее содержание и направ­лена на идеациональные, религиозные цели. «Что каса­ется содержания идеациональной архитектуры, то оно устремлено к трансцедентальным ценностям... Его фор­ма пронизана символизмом» [22. – C. 190]. Б'

ольшая часть идеациональной архитектуры связана, в основ­ном, с религиозными, магическими и другими сфера­ми, когда здания возводятся ради сверхэмпирического и трансцедентального предназначения [22. – C. 191]. Чувственная архитектура визуальна по внешнему виду и имеет светское, потребительское назначение [22. –

C. 191], а идеальная архитектура соответствует своему названию. Примером лучшего образца идеациональ­

ной архитектуры Сорокин считает храм Айя-София [Софийский собор в Константинополе (Собор Святой Софии – Премудрости Божией (Стамбул) – прим. М.В.] (проста по внешнему виду со своим неповторимым внут­ренним содержанием). К образцам идеальной архитек­туры Сорокин относит Парфенон V века до н. э. и готику ХIII века. Образцы чувственной визуальной архитекту­ры – это сооружения барокко, рококо, модерна. Архи­тектура авангарда, по мнению Сорокина, это не идеаль­ная архитектура, а изм – реакция на крайний визуализм модерна и эклектики, но все равно находящийся в рам­ках визуальной культуры (эффекты все визуальные, со­держание – не идеациональное). Поскольку авангард это изм, то он довольно быстро сменился традионным возвратом к неоклассике (например, сталинский ампир в СССР). Современная архитектура небоскребов из стек­ла и бетона также находится в рамках визуальной архи­тектуры, так как желание построить самый большой дом и пр. несомненно является визуалистским подходом, не имеющим никакого идеационального содержания. Сорокин считает, что изменения, которые происходили в архитектуре ХХ века, не дают возможность прогнози­ровать переход к идеациональной или идеальной архи­тектуре в будущем [22. – C. 200].

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 778 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2202 - | 2129 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.