Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Постструктурализм архитектуры Пьера Бурдье




В постструктурализме Пьера Бурдье нашлось ме­сто для детального анализа архитектуры традиционно­го кабильского дома. Основу построения социального пространства Бурдье составляет реляционный способ мышления, который опи сывает каждый элемент через «отношения, объединяющие его с другими элементами в систему, где он имеет свой смысл и функцию» [18. –

C. 12]. Социальное пространство, по Бурдье, связано с фи­зическим и образуется системой базовых оппозиций.

Бурдье отмечает, что «Платон в десятой книге «Государства» ассоциировал справедливых с правыми, с их движением вверх, к небу, вперед, а злодеев – с левы­ми, со спуском, с землей, с задним краем» [18. – C. 42].

Многие свои выводы Бурдье делает по результатам тщательного этнографического анализа ритуальной практики на примере кабильского общества. Приме­ром очеловечивания физического пространства может служить описание Бурдье перекрестков и развилок до­рог. Перекресток – «опасное место, точка, где сходятся, переплетаются, удваиваются два противоположных на­правления: Восток, мужское, сухое, и Запад, женское, влажное… Так, в противоположность развилке, которая «является местом, где дорога разделяется, расходится» (anidha itsamfaraqen ibardhan), т.е. пустым местом (по типу thigejdith, центрального разветвления в доме, которое должно быть заполнено asalas – главной опорой дома), перекресток утверждается как место, «где все дороги сходятся» (anidha itsamyagaran ibardhan), т.е. полное ме­сто; в противоположность дому как полному и женско­му (laämarа) и полю или лесу как пустому и мужскому (lakhla) – он [перекресток] оказывается определенным как полный и мужской...» [18. – C. 20].

Архитектура кабильского дома связана с базовы­ми оппозициями между мужским и женским началом и включенa в систему разделения труда по половому признаку. Бурдье отмечает три таковые основные оп­позиции: «оппозицию между движением внутрь (а так­же вниз) и движением вовне (или вверх), оппозицию между влажным и сухим и, наконец, оппозицию между непрерывными действиями, направленными на дли­тельное поддержание противоположностей и распоря­жение ими в их единстве, и краткими, прерывистыми действиями, направленными на объединение существу­ющих противоположностей или разделение соединив­шихся». Первая оппозиция – это оппозиция «между внутренним, домом, кухней, или движением внутрь (на­копление запасов) и внешним, полем, базаром, сходом, или движением вовне, между невидимым и видимым, личным и общественным и т.д. Оппозиция между влаж­ным и сухим дает женщине все то, что имеет отношение к воде, зелени, траве, саду, овощам, молоку, дереву, кам­ню, земле (женщина пропалывает огород босиком, она лепит глиняные горшки и внутренние стены голыми ру­ками). Третья оппозиция отделяет «мужские действия: непродолжительные и опасные столкновения с погра­ничными силами (пахота, жатва, заклание быка), для ко­торых требуются инструменты, сделанные с помощью огня, и соответствующие предохранительные ритуалы от женских действий: от вынашивания и ведения хозяй­ства, постоянных забот, направленных на обеспечение непрерывности, приготовления пищи (аналогичного вынашиванию), ухода за детьми и животными.., тканья, заготовки продуктов или просто сбора плодов, а также других видов деятельности…» [18. – C. 417].

Кабильский дом – это перевернутый мир. Внешний мир противопоставляется дому, как мужское – женскому, день – ночи, огонь – воде и т.д.

«Жизненное пространство, и в первую очередь дом, есть… противопоставление сакрального правого сакральному левому; оппозиция между nif и h'аrаm; меж­ду мужчиной, посвящающим себя добродетелям защиты и оплодотворения, и женщиной, одновременно священ­ной и наделенной пагубными достоинствами; оказыва­ется материализованным, с одной стороны, в простран­ственном делении на мужское пространство (nif): место собраний, рынок или поле, и пространство женское: дом и сад при нем – убежище h'аrат, а с другой стороны – в оппозиции внутри самого дома, где различаются части пространства дома, вещи и виды деятельности в зависи­мости от их принадлежности мужскому универсуму (су­хое, огонь, верх, готовое, день) или женскому (влажное, вода, низ, сырое, ночь)» [18. – C. 150].

«Дом – этот микрокосм, организованный в соответ­ствии с теми же оппозициями, которые организуют уни­версум, находится последним в отношении гомологии. С другой точки зрения, мир дома, взятый в его целост­ности, оказывается с остальным миром в отношении оп­позиции, основания которой совпадают с основаниями, организующими как внутреннее пространство дома, так и остальной мир и – шире – все сферы существования. Итак, оппозиция между миром женской жизни и миром мужского поселения (cite) основывается на тех же прин­ципах, что и две системы оппозиций, которые она про­тивопоставляет» [18. – C. 528].

 

«Если теперь вновь обратиться к внутренней ор­ганизации дома (кабильского), можно увидеть, что ориентация дома прямо противоположна ориентации внешнего пространства, как если бы она получилась в результате поворота на 180° по оси фасадной стены или по оси порога. Если, перешагнув порог, встать ли­цом к ткацкому станку, то стена, у которой он стоит, освещаемая прямыми лучами утреннего солнца, будет

внутренним светом (подобно тому, как женщина явля­ется внутренней лампой), т.е. востоком внутреннего, симметричным востоку внешнего, от которого свет от­ражается и падает на внутреннее (как уже отмечалось, хозяин принимает гостя со стороны ткацкого станка). Внутренняя и темная сторона фасадной стены пред­ставляет запад дома, место сна, которое оставляют по­зади себя, когда проходят от двери к kanum, т.к. дверь символически соответствует «воротам года», началу влажного сезона и сельскохозяйственного года. Точно также две несущие стены – стена хлева и стена очага – приобретают два противоположных смысла в зависи­мости от того, какую из двух сторон каждой стены рас­сматривать: внешнему северу соответствует внутренний юг (и лето), т.е. сторона дома, которая оказывается по правую руку, если входить лицом к ткацкому станку. Внешнему югу соответствует внутренний север (и зима), т.е. хлев, находящийся сзади и по левую руку, если идти от двери к очагу. Деление дома на темную часть (запад­ная и северная стороны) и светлую часть (стороны вос­тока и юга) соответствует делению года на влажный и сухой периоды. Одним словом, каждой внешней сто­роне стены (essur) соответствует область во внутреннем пространстве (то, что называют словом «tharkunt», что приблизительно означает «сторона»), которая приоб­ретает в системе внутренних оппозиций симметричный и обратный смысл. Таким образом, каждое из двух про­странств может быть получено одно из другого путем его поворота на 180° по оси порога. Нельзя понять пол­ностью весомость и символическую значимость, припи­сываемые порогу в этой системе, если не учитывать, что своей функцией магической границы порог обязан тому факту, что он является местом объединения противопо­ложностей и одновременно местом логической инвер­сии, и что, являясь обязательной точкой перехода или

встречи двух пространств, определяемых через движе­ния человеческого тела и социально определенные тра­ектории», порог оказывается местом, где мир перевора­чивается [18. – C. 538].

«В центре разделительной стены, между «домом лю­дей» и «домом животных» (хлевом), возвышается глав­ная колонна, поддерживающая несущую балку («asalas alemmas» – обозначение мужского рода) как и всю осталь­ную конструкцию дома. Таким образом, несущая балка, которая распространяет свою защиту от мужской части дома к женской, прямо отождествляется с хозяином дома, стражем семейной чести, тогда как центральная колонна, ее раздвоенное окончание («thigejdith» – обо­значение женского рода), на котором держится балка, ассоциируется с женой (согласно Монье Бени Келлили, ее называют «Masâuda» – словом женского рода, означа­ющим «счастливая»), поскольку их стыковка обозначает совокупление, которое в настенной живописи изобра­жается как союз балки и колонны двумя перекрестьями (Devulder, 1951) [18. – C. 524]. Эта точка в архитектуре дома, «где мужское вступает в союз с женским,… – един­ство женской распорки и мужской балки, которую та поддерживает, как земля – небо» [18. – C. 469].

Важное значение имеет мысль о единстве противо­положных оппозиций.

«Магическое нарушение границы, установленной в соответствии с магической логикой, не навязыва­лось бы с такой обязательностью, если соединение про­тивоположностей не было бы самой жизнью, а их разъ­единение путем убийства – условием жизни, если бы они не представляли собой воспроизводство, сущность, существование, оплодотворение земли и женщины, ко­торые именно с помощью соединения освобождаются от смертоносной бесплодности, каковой является жен­ское начало, предоставленное самому себе. В действи­

тельности соединение противоположностей не унич­тожает оппозицию, а противоположности, когда они соединены, все же противостоят, но совершенно иначе, являя двойную истину отношения, которое их объеди­няет: одновременно антагонизм и взаимодополнитель­ность, neikos и philia – отношения, которые могут пока­заться их двойственной «природой», если рассматривать их каждое в отдельности. Так, дом, который обладает всеми негативными характеристиками женского мира, темного, ночного, и который с этой точки зрения экви­валентен могиле или девственнице, меняет свой смысл, когда становится тем, чем он также является, а именно: идеальным местом сосуществования и союза противо­положностей, которое, подобно жене, «внутренней лам­пе», несет в себе собственный свет: когда заканчивают настилать кровлю нового дома, именно к супружеской лампе обращаются с просьбой дать первый свет. Таким образом, любая вещь приобретает различные свойства в зависимости от того, воспринимается она в состоянии соединения или разъединения, при том, что ни одно из этих состояний не может считаться истиной вещи, поскольку в таком случае иное будет искажено или ис­калечено» [18. – C. 412].

Далее Бурдье обобщает и переносит базовые оппо­зиции на современное общество. «Противопоставление центробежной мужской ориентации центростремитель­ной женской, лежащее в основе организации внутренне­го пространства дома, несомненно является фундамен­том и для отношения со стороны каждого пола к своему телу, а точнее, к половым функциям. Как в любом обще­стве, где доминируют мужские ценности, а европейские страны не составляют исключения, мужчине отводятся политика, история или война, а женщине – дом, романы и психология. Сугубо мужское отношение к телу и сексу­альности заключается в сублимации, символике чести,

стремящейся одновременно отвергнуть какое-либо пря­мое выражение естества и сексуальности и поддержи­вать ее преображенные проявления в форме мужских подвигов» [18. – C. 151].

Анализируя мужское господство в современном об­ществе в другой своей работе, Бурдье отмечает, что все вещи мира и все практики сводимы к оппозиции муж­ского и женского. Данная система постоянно подтверж­дается теми практиками, которая сама же определяет и легитимизирует. «Поскольку в рамках официальной таксономии женщинам атрибутируются такие свойства как внутреннее, влажное, низкое, согнутое, постоянное, постольку они воспринимают как свои все домашние ра­боты…, но также и большую часть внешних работ…, са­мых грязных, самых монотонных, самых тяжелых и са­мых унизительных. Что касается мужчин, то занимая полюс внешнего, официального, публичного, правого, сухого, высокого, прерывистого, они присваивают себе все действия, одновременно быстрые, рискованные и зрелищные» [19. – С. 294].

Отсюда можно сделать следующий вывод: если в архитектуре преобладают мужчины – то и интерпрети­ровать, следуя данной логике, ее следует с учетом муж­ского начала, их ценностей и их оппозиций.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1512 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2297 - | 2117 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.