Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Радикальный постмодернизм архитектуры жана Бодрийяра




 

Один из ведущих социологов постмодерна Жан Бодрийяр, описывая современное общество, упоми­нает как базовый процесс концентрацию населения и увеличение производства отходов [16]. Для урбани­стической проблематики Бодрийяра важны три поня­тия: «концентрация», «опустынивание» (процесс об­ратный и сопутствующий концентрации) и имеющее по его (Бодрийяра) мнению первостепенное значение понятие критической массы. Бодрийяр считает, что «у социальной сущности есть свои пределы». Суть про­блемы критической массы он видит в том, что по мере роста концентрации населения разрушается сама со­циальность. Бодрийяр сравнивает современное обще­ство и законы его развития с космологическими от­крытиями законов развития Вселенной, утверждая, что при превышении Вселенной определенного по­рога массы, большой взрыв и расширение переходят в сжатие (имплозию) – big crunch. Бодрийяр считает, что «бурный рост населения, расширение сетей контроля, органов безопасности, коммуникации и взаимодей­ствия, равно как и распространение внесоциальности» приводят к имплозии реальной сферы социального. В информационной сфере, например, обилие инфор­мации аннулируется само собой и приводит к эффекту перенасыщения информацией. Эпицентром этих про­

цессов современного общества, по мнению Бодрийяра, является современный мегаполис. В социальном плане эти процессы «порождают в индивидах безразличие и замешательство». Он сравнивает модель современно­го общества с транспортной развязкой: «Пути движения здесь никогда не пересекаются, ибо у всех одно и то же направление движения… Может, в этом и заключается суть коммуникации? Одностороннее сосуществование. За его фасадом кроются все возрастающее равнодушие и отказ от любых социальных связей» [16]. Если со­гласиться с космологическим диагнозом Бодрийяра, то остается вопрос, к чему в будущем приведет эта со­циальная сингулярность современного общества – к со­циальной «черной дыре» или появлению «сверхновой»?

Суть современной архитектуры, по Бодрийяру, за­ключается в «искусственном моделировании мира, спе­циализации и централизации функций и распростране­нии по всему миру этих искусственных построений» [16].

Для Бодрийяра современный мир представляется виртуальным, и архитектура также становится виртуаль­ной, т.е. соответствующей этому миру.

«В виртуальном мире речь уже не идет об архитек­туре, которая умеет играть на видимом и невидимом, или о символической форме, которая играет одновре­менно с весом, центром тяжести предметов и потерей этих характеристик. Речь идет об архитектуре, в кото­рой больше нет загадки, которая стала простым опера­тором видимого, об «экранной» архитектуре, которая вместо того, чтобы быть «естественным разумом» про­странства и города, превратилась, в каком-то смысле, в их «искусственный разум» (я ничего не имею против искусственного разума, за исключением того факта, что он в своем всеохватывающем расчете претендует на то, чтобы поглотить все остальные формы и свести духов­ное пространство к цифровому)» [17. – C. 22].

Современная архитектура, по мнению Бод рийяра, отражает не талант мастера и не является произведе­нием искусства, становясь воплощением технических и технологических возможностей компьютерного про­ектирования и строительства.

«Все то, что подобным образом создается при по­мощи техники и с использованием огромных возможно­стей диверсификации, приводит к появлению автомати­ческой формулы мира. Это проявляется и в архитектуре, которая полностью стала полагаться на технические возможности – при этом я понимаю не только материа­лы и конструкции, но и концептуальные модели. Следо­вательно, архитектура больше не указывает на какую бы то ни было правду, на оригинальность, а скорее лишь на техническое наличие форм и материалов. Правда, ко­торая обнаруживается в этом, уже не представляет объ­ективные условия или, тем более, субъективную волю архитектора, но отражает технические характристики и их функционирование. Это можно пока называть ар­хитектурой, но нельзя при этом ни в чем быть уверен­ным» [17. – С. 25].

Для подтверждения своих мыслей Бодрийяр ис­пользует здание музея Гуггенхейма в Бильбао, постро­енное всемирно известным архитектором Фрэнком Гери, проект которого считается примером успешного в финансовом отношении культурного проекта, так как он оказал значительное влияние на жизнь города и оку­пился всего за три года – характерный пример успешной архитектуры общества потребления.

Бодрийяр считает, что Музей Гуггенхейма в Биль­бао – «это идеальный образец виртуального объекта, про­тотип виртуальной архитектуры. Он создан на основе сведения воедино комбинируемых элементов и модулей таким способом, который может применяться при соз­дании тысячи подобных музеев, при этом изменяться

будут только программное оборудование и правила об­работки данных. И даже его содержание – коллекции и объекты искусства – полностью виртуальны. Сколь сильно удивительны его неустойчивая конструкция и нелогичные формы, столь же маловыразительны его выставочные пространства. Он является лишь символи­ческим представлением и «инсценировкой» машинного оборудования, прикладной технологии – как было уже упомянуто, не любой. Объект удивителен, но это лишь экспериментальное чудо, сравнимое с биогенетическим исследованием тела, породившим огромное количество клонов и химер. Музей Гуггенхейма – это простран­ственная химера, продукт машинных процессов, кото­рые опередили саму архитектурную форму» [17. – С. 26].

«Собственно говоря, он не оригинален. Правда со­стоит в том, что при использовании техники и аппарату­ры все теряет свою оригинальность. Все элементы лег­ко комбинируются, нужно только приспособить их для представления публике как большинство постмодер­нистских форм…» [17. – С. 26].

Музей Гуггенхейма – это не единичный пример, Бод­рийяр находит черты виртуальной архитектуры (архи­тектуры клонов) в наиболее значительных сооружениях, ставших символом современного общества, например, в разрушенных 11 сентября 2001 года башнях-близнецах.

«Лично я всегда интересовался пространством, и прежде всего такими, так сказать, «построенными объектами», которые изменяют понятие пространства. То есть мне интересны такие объекты как Beaubourg, World Trade Center или Biosphere-2, то есть здания, которые (для меня) не представляют собой архитектурного чуда. Они меня захватывают не своим архитектурным значением. Эти здания будто из иного мира – что можно, впрочем, сказать о большинстве крупных архитектурных объ­ектов нашего времени. В чем их правда? Когда я в по­

исках правды беру, к примеру, такое здание как башни­близнецы, то я вижу, что архитектура уже в 1960-е годы возвещала приход гиперреального, а может, даже элект­ронного общества и соответствующей эпохи, в которой обе башни выглядят как перфолента. Можно сегодня ска­зать, что они были клонами друг друга, якобы предвос­хищая конец всего подлинного. Являются ли они, таким образом, предвестниками нашего времени?» [17. – С. 10].

Бодрийяр сожалеет об исчезновении архитектуры, он хотел бы, «чтобы архитектура, архитектурный объ­ект оставались чем-то необычным, и чтобы их не постиг­ла та участь, которая нас окружила; не наступила бы эпо­ха виртуальной реальности архитектуры» [17. – С. 29].

«Фактически, мы уже на пол-пути к этой эпо­хе», – продолжает Бодрийяр. «Архитектура сегодня слу­жит по большей части культуре и коммуникации, то есть виртуальному эстетическому идеализированию всего общества. Она функционирует как музей, содержащий социальную форму (мы называем ее культурой) немате­риальных потребностей, которые не могут более никак быть определены, кроме как бесчисленные здания куль­туры. Когда музеефицируются люди из определенного окружения или места (в эко-музеях, где они становятся виртуальными статистами своей собственной жизни – то есть теряют свою оригинальность), они потоком на­правляются в огромные, более или менее развлекатель­ные «склады», то есть культурные и торговые центры по всему миру, или в транспортные и транзитные пунк­ты (которые на французском языке совершенно верно обозначены «lieux de disparition», то есть «пункт исчезно­вения). В Осаке, Япония, уже строится памятник комму­никации XXI века. Архитектуру сегодня поработили все эти транспортные, информационные, коммуникацион­ные и культурные функции. В этом и заключается функ­ционализм, который достиг огромных размеров и уже

не принадлежит механическому миру органических потребностей и реальным социальным условиям, а яв­ляется функционализмом виртуального мира, то есть зачастую связан с бесполезными функциями, подвергая опасности саму архитектуру, которая может также пре­вратиться в бесполезную функцию. В чем опасность? В том, что процент клоновой архитектуры по всему миру – этих прозрачных, развлекательных, мобильных, несерьезных зданий как сети виртуальной реальности – значительно может возрасти» [17. – С. 30].

«Большинство современных общественных зданий сверхразмерны и создают впечатление пустоты (не про­странства): работы или люди, которые там находятся, сами выглядят как виртуальные объекты, будто нет не­обходимости в их присутствии. Функциональность бес­полезности, функциональность ненужного простран­ства (культурный центр в Лисабоне, Grande Bibliotheque de France и так далее)» [17. – С. 32].

«Драма современной архитектуры состоит в бес­конечных клонах того же самого типа зданий в зависи­мости от функциональных параметров или определен­ного вида типичной или живописной архитектуры»

[20. – С. 34]. Взглянув вокруг, на современную архитекту­ру, в том числе и на архитектуру современной Москвы, трудно не согласиться с Бодрийяром.

В то же время Бодрийяр хочет надеяться на буду­щее архитектуры.

«Архитектура имеет будущее по одной простой причине: еще не создано такого здания, такого архи­тектурного объекта, которые могли бы положить ко­нец всем другим формам, которые предопределили бы конец пространства. Таким образом, нет такого города, который бы предопределил конец всех других городов, такой мысли, которая предопределила бы конец всех других мыслей» [17. – С. 38].

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1523 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2485 - | 2149 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.