Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Классическая социология и социологическая теория первой половины ХХ века об архитектуре




ГЛАВА I. ЗАПАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ АРХИТЕКТУРЫ

ЧАСТЬ 1. ОТДЕЛЬНЫЕ ВЗГЛЯДЫ, ИДЕИ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ

КЛАССИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА ОБ АРХИТЕКТУРЕ

 

При анализе развития городов и демократии в сво­ей известной работе «Город» М. Вебер не делает никаких предположений о влиянии архитектуры на социальные процессы, упомянув только в качестве необходимых атрибутов раннего города наличие крепости и рыноч­ной площади. Вот как М. Вебер дает определение города: «..город представляет собой замкнутое (во всяком случае, относительно) поселение, «населенный пункт», а не одно или несколько отдельно расположенных жилищ. В горо­дах (впрочем, не только в городах) дома тесно (а сегод­ня, как правило, стена к стене) примыкают друг к другу... С социологической точки зрения этот признак города характеризует его как населенный пункт, следовательно, поселение в тесно соприкасающихся друг с другом домах настолько велико, что в нем отсутствует специфическое для общества соседей личное знакомство друг с другом»

[5. – С. 513]. Дальнейших предположений о влиянии ар­хитектуры на социум Вебер не делает.

В социологических работах, имеющих отношение к данной теме, ссылаются на социолога Г. Зиммеля, ко­торый еще в 1908 году описал основные характеристи­ки и значение пространства для общественной жизни в своей книге «Социология». Зиммель подробно рас­сматривает качества пространства как формы, «воз­действие, которое оказывают на пространственные определения группы ее собственно социологические формообразования и энергии», в том числе размеще­ние сообщества в своем собственном «доме», значение

пустых и нейтральных пространств [6]. Говоря о про­странстве, Зиммель замечает, что так как «...вся чело­веческая деятельность происходит в обществе и ничто не может избегнуть его влияния, то все, что не является наукой о внешней природе, должно быть наукой об об­ществе. Наука об обществе оказалась всеохватывающей областью... науки о человеке» [6, т. 11. – С.14]. В работах Зиммеля находим и анализ конкретной архитектурной практики, Так, сравнивая архитектуру Флоренции и Ве­неции, он приходит к выводу, что если архитектура пер­вой является точным выражением внутреннего смысла, то во втором случае архитектура призвана скрывать ис­тинную жизнь, протекающую за фасадом. «Флоренция воспринимается как произведение искусства, так как ее образный характер связан с некоторой жизнью, хотя и исторически исчезнувшей, но все же идеальным обра­зом верно сохраняющей здесь свое внутреннее присут­ствие. Венеция же – это искусственный город. Флорен­ция никогда не может стать всего лишь маской, так как ее явление было неискаженным языком некоторой дей­ствительной жизни; здесь же [в Венеции – прим. М.В.], где все веселое и светлое, легкое и свободное служило лишь фасадом для некой мрачной, жестокой, неумоли­мо целесообразной жизни, после ее ухода остается лишь бездушная декорация, лишь лживая красота маски» [7].

Кроме того, необходимо отметить внимание к теме Эмиля Дюркгейма, который в 1895 году подразделял со­циальные факты на: морфологические, составляющие «материальный субстрат» общества (физическая и мо­ральная плотность населения, под которой Дюркгейм подразумевал частоту контактов или интенсивность общения между индивидами; наличие путей сообщения; характер поселений и т.п.), и духовные, нематериаль­ные факты («коллективные представления», составляю­щие в совокупности коллективное или общее сознание)

[8. – C. 38]. Т.е. «материальный субстрат» общества, по мнению Дюркгейма, представлял собой географиче­ское отображение социальных реалий. Характер путей сообщения и форма жилищ не могут, по мнению Дюрк­гейма, быть сведены «к образам действий, чувств и мыс­лей». Он отнес это к материальной плотности, т.е. к та­кому свойству среды, которое способно оказать влияние на развитие социальных явлений. При этом Дюркгейм так описывает устойчивость формы жилищ: «Если наше население теснится в городах вместо того, чтобы рассеи­ваться по деревням, то это потому, что существует кол­лективное давление, принуждающее индивидов к этой концентрации. Мы также не можем избирать форму наших жилищ, как и фасон наших одежд: первая обяза­тельна в такой же мере, как и последний». «Тип наших строений представлял собою лишь тот способ, которым привыкли строить дома все вокруг нас, и отчасти, пред­шествовавшие поколения»[8. – C. 39]. Дюркгейм отно­сит типы архитектуры к устойчивым морфологическим социальным фактам [8. – C. 39]. «Часто социальный факт материализируется до такой степени, что становится элементом внешнего мира. Например, определенный архитектурный тип будет явлением социальным; он во­площается в домах, в различных зданиях, которые, раз уже они выстроены, становятся самостоятельными ре­альностями, независимыми от индивидов» [9. – C. 313].

Важно упомянуть также, что Герберт Спенсер в 1868 году отмечал непосредственное влияние среды обитания на архитектурные типы и системы, принятые в конкретных обществах. Так, он писал, что «постройки в греческом и римском стилях, по высокой степени сво­ей симметрии, кажутся как бы заимствовавшими свой тип из животной жизни. В готических, отчасти нестрой­ных, зданиях идеи, заимствованные из растительного мира, кажутся преобладающими. А также совершенно

нестройные здания как замки могут быть рассматривае­мы как имеющие в основании своем формы неоргани­ческого мира» [10. – C. 162, 163]. Спенсер считал также, что письменный язык имеет прямое родство с живопи­сью и скульптурой и что все три отрасли в начале своего развития были дополнением архитектуры [10. – C. 21].

Рассуждения Спенсера можно продолжить ана­лизом Бориса Гройса, в котором утверждается, что вся история русского авангарда есть, в известном смысле, история реализации метафоры «искусство = машина»

[70. – С. 305]. «Русский авангард, как и исторический авангард ХХ века в целом, в первую очередь можно рас­сматривать как реакцию на возникновение современ­ной техники. Появление машины как искусственного объекта, не имеющего прямых образцов ни в приро­де, ни в традиции и отсылающего своей формой лишь к внутреннему принципу своего функционирования, оказало почти магическое воздействие на многих худож­ников, побудив их к попытке сконструировать произ­ведение искусства как своего рода «эстетическую маши­ну», функционирующую не в качестве знака чего-либо иного, какого-либо внешнего ей «содержания», а лишь как обнаружение собственной конструкции. Художни­ки анагарда, таким образом, поставили знак равенства между произведением искусства и машиной по общему признаку «оригинальный артефакт» с тем, чтобы таким образом инициировать и легитимировать новый тип художественной практики и завоевать независимость от господствующей художественной традиции, ском­прометированной в рамках авангардного дискурса в ка­честве «домашинной» [70. – С. 304].

Карл Манхейм, анализируя вопросы социальной дистанции и демократизации культуры, исследует влия­ние «демократизации» церковной архитектуры позд­него средневековья на аналогичную трансформацию

социальной структуры общества, приходя к выводу о на­личии прямой связи между этими явлениями. Мерой демократизации церковной архитектуры у Манхейма выступает сокращение «дистанции» между верущими, священником и «важнейшими символами и объектами веры». Аналогичные изменения параллельно наблюда­ются и в средневековых социальных отношениях [11. –

C. 206]. «Дистанция» понимается Манхеймом как общая социологическая категория и как своего рода ключ, по­средством которого можно объяснить свойственную обществу (в первую очередь современному) тенденцию к демократии. Анализируя, что за чем следует, Манхейм считает, что социальные изменения первичны по от­ношению к искусству и архитектуре, но делает вывод о том, что «вполне вероятно, что художники могут вы­ступать в авангарде социальных изменений, но если они являются «пионерами» в этой сфере, значит они просто быстрее, чем другие, реагируют на социальные измене­ния и отчетливо их выражают» [11. – C. 208].

Норберт Элиас в рамках фигурационной социо­логии в своем главном труде «О процессе цивилиза­ции…», объединив данные социологии, антропологии и психологии, анализировал процессы становления цивилизации через изменения психологии поведения представителей дворянских придворных кругов, преж­де всего Франции, и связь этих изменений с социаль­ными и политическими процессами в обществе. Раз­витие цивилизации происходит на фоне архитектуры замков французской аристократии. Замки выполняют важную социальную роль, выступая центрами создания городов и развития процессов формирования государ­ства в средние века. «Поначалу мы видели ландшафт со множеством замков и имений в ситуации, когда взаимозависимость между людьми была слаба… Затем из множества этих замков и поместий начинают возвы­

шаться те, чьим владельцам в непрестанной борьбе уда­лось на большей или меньшей территории расширить свои земли и увеличить воинскую мощь, заняв господ­ствующее по отношению к прочим рыцарям положение. Жилища победителей становятся центрами значитель­ных владений, в них стекается все большее количество людей» [12. – C. 264]. Элиас объяснял особенности развития архитектуры конкуренцией между города­ми и государствами. Так, выступая в салоне Марианны Вебер в Гейдерберге с докладом о связи готической ар­хитектуры с социально-экономическими процессами в средние века, он утверждал, например, что устремлен­ные ввысь шпили готических соборов возникали не из­за усиления религиозности горожан, а в силу возраста­ния конкуренции между городами [12. – C. 353].

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1065 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2202 - | 2130 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.