Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–эм  олхаас: архитектура постмодерна и социологи€




 

Ќагл€дной иллюстрацией теории ћануэл€  а≠стельса €вл€етс€ творчество прицкеровского лауреата –эма  олхааса, которого журнал Ђ“аймї включил в чис≠ло главных культурных героев последних 60 лет Ц в со≠звездии ѕабло ѕикассо и группы Ѕитлз. ≈го творчество выходит за пределы архитектуры и вбирает в себ€ энер≠гию сопредельных областей Ц от социологии до поли≠тики. ј лекци€, прочитанна€ в мае 2007 года в ћосков≠ском клубе Ѕуревестник ‘онда Ђ–усский авангардї, так и называлась Ђ¬eyondї (Ђ«а пределамиї)[87]. —ама жизнь –эма  олхааса, которого называют Ђлетучим голланд≠цемї, и его творчество есть воплощение теории  а≠стельса об управл€ющих элитах и противоречи€х про≠странства потоков и пространства мест. “акие творени€ –эма  олхааса и учрежденного им бюро ќћј во многих городах мира как библиотека в —иэтле, управление  и≠тайского телевидени€, концертный зал в ѕорто, вы≠ставочный комплекс Kunsthal в –оттердаме, магазины ѕрадо в Ќью-…орке и Ћос-јнджелесе, здание посоль≠ства Ќидерландов в Ѕерлине, вилла в Ѕордо участвуют в создании энергетических узлов глобализации и уни≠фицированной архитектуры постмодерна. ѕривычна€ географи€ его еженедельных разъездов охватывает про≠странство от Ћондона до ѕекина, от Ћагоса до –оттерда≠

ма и обратно. –эм  олхаас, сам €вл€€сь представителем глобальной элиты, придумал, как облегчить ей (элите) жизнь, предлага€ собрать и поселить ее вместе (чтобы меньше летать друг к другу), и построить дл€ этого но≠вый амстердамский аэропорт взамен устаревшего Ўип≠холла на искусственном острове, образовав вокруг него микространу со своим √олливудом, трассой Ђ‘орму≠ла-1ї, кварталом Ђкрасных фонарейї и прочими благами прогресса [88]. ¬се его действи€, его взгл€ды и теории направлены на глобализацию. Ќапример, его работа на одной из крупнейших строительных площадок ≈вро≠пы по превращению тихого городка на ёге ‘ранции в ≈вролиль Ц промежуточный пункт скоростной маги≠страли ѕарижЦЋондон Ц и создание в нем √ран-ѕалэ. Ёто про€вл€етс€ и в его отношении к объектам культурного наследи€, например, когда историческа€, но устаревша€ местечкова€ архитектура, должна уступить место уни≠фицированной новой глобальной архитектуре постмо≠дернаЕ Ђ«дани€ не должны быть вечными. Ёто против логикиї [89]. ЂЌеизменность даже самых незначащих элементов архитектуры несовместима с посто€нной не≠стабильностью мегаполиса. ¬ ћанхаттане эта парадок≠сальность ситуации разрешена самым блистательным образом Ц через развитие мутирующей архитектуры, котора€ сочетает ауру монументальности с качествами нестабильностиї. ” такой архитектуры, независимо друг от друга, посто€нно мен€ютс€ программа и функ≠ции, не затрагива€ оболочку. “.е внешний облик и со≠держание разъединены [90. Ц C. 240]. –ассужда€ о воз≠можности строительства Ђ√азпром-ситиї в ѕетербурге, при сравнении с ¬енецией, он говорит что это не одно и то же: Ђ¬енеци€ Ц это мертвый город, совершенный и мертвыйї. “.е. если ѕетербург хочет остатьс€ живым городом, он, по мнению  олхааса, должен не проти≠витьс€ по€влению точек глобализации Ц компьютерных

клонов-небоскребов [91].  роме того, словно повтор€€ слова Ѕодрий€ра о сути архитектуры постмодерна,  ол≠хаас говорит об одной из ее главных особенностей Ц применении компьютерных технологий [91].  олха≠ас Ц один из самых Ђсоциологическихї архитекторов мира. —ам он считает себ€ больше урбанистом, а дизайн любого здани€ находит, прежде всего, в социальном, по≠литическом или психологическом контекстах того или иного места.

Ђ–азработка сценариев увлекает мен€ больше, чем дизайн как таковойї [92].

 

ќн не боретс€ с физофренией, возникающей на пе≠ресечении пространства потоков и пространства мест Ц он живет и работает в этом хаосе, принима€ это Ђджанк≠спейсї (Ђджанк-пространствої) как должное и игра€ по его правилам. ќдна из его главных книг посв€щена Ќью-…орку Ц не столько его архитектуре и росту мега≠полиса, сколько философии безумного города.  нига называетс€ ЂЌью-…орк в делириумеї, что часто перево≠дитс€ как ЂЅезумный Ќью-…орк Ц ретроактивный мани≠фест ћанхаттанаї. “ермин Ђретроактивныйї при этом, по мнению критиков, означает возможность обращать≠с€ к истории, не особенно обремен€€ себ€ углублением в нее [90. Ц C. 227].  онцепци€ книги согласуетс€ с из≠вестным постулатом де √олл€: если проблему не удаетс€ устранить, надо научитьс€ с ней жить. —тихийное пере≠уплотнение и расползание Ц внутренне присущий горо≠ду беспор€док, и надо научитьс€ жить в нем, говорит  олхаас. ќн считает, что главный вклад јмерики в урба≠нистику и архитектуру Ц это Ђманхаттанизмї Ц предель≠на€ уплотненность и переуплотненность мегаполисного €дра, где архитектура экстремальна по всем своим харак≠теристикам Ц духовным и физическим (ввысь, вширь, вглубь) [90. Ц —. 230].  олхаас вводит ключевые пон€≠ти€, характеризующие мегаполисы: Ђкультура уплотнен≠

ностиї и феномен крупности Ц Ђбигнесї. ѕо  олхаасу, развитие города по всем направлени€м зависит от уров≠н€ уплотненности. ј Ђбигнесї Ц это главный индикатор новой урбанистической культуры и архитектуры. ¬се должно быть максимально большим. ѕод натиском это≠го Ђбольшого манхаттанизмаї уход€т в прошлое истори≠ческие традиции и культурное наследие [90. Ц —. 230]. ¬ последнее врем€  олхаас отмечает по€вление нового €влени€ и говорит о неактуальности Ђкультуры перегруз≠киї. ¬озникают города, живущие вполсилы. Ќапример, городки в горной Ўвейцарии или городские районы в Ёмиратах. ¬се больше людей существуют в нескольких местах одновременно, а потому в городах наблюдаютс€ приливы и отливы населени€. Ёто рождает новые рит≠мы и новые требовани€ к организации жизни [92]. ƒру≠га€ книга, посв€щенна€ шопингу, который исследовали гарвардские студенты под его руководством Ц массив≠ный фолиант, сравнимый со знаменитой книгой ¬аль≠тера Ѕень€мина, где он исследовал проблемы консю≠меризма. ЂЌью-…орк в делириумеї, а также ЂS, M, L, XLї и ЂContentї, стали насто€щими бестселлерами [93]. ≈го проект реконструкции Ёрмитажа Ђћузей XXI века: ку≠раторский план дл€ ћузе€ √осударственный Ёрмитажї не может быть описан архитектурными терминами. Ђѕроект Ёрмитажаї представл€ет собой комплекс Ђне≠архитектурныхї мер и меропри€тий Ц кураторских, ин≠теллектуальных и архитектурных Ц которые, не €вл€€сь чересчур €вными и очевидными, застав€т музей функ≠ционировать лучше.  олхаас планирует на этом проекте практически проверить свои идеи о совмещении раз≠вити€ архитектуры и сохранени€ культурного наследи€ одновременно. ќн отрицает сохранение пам€тников в консервативном плане. √оворит, что это создает ме≠таболизм городов Ц города развиваютс€ вширь, а ста≠ра€ ткань не подлежит пересмотру и образует мертвые

участки, не излучающие энергию. Ђ√орода необходимо редактироватьї.  олхаас считает, что модернизаци€ и сохранение могут быть единым процессом [92Ц94].

¬ажное значение дл€ развити€ социологии архи≠тектуры имеют достижени€, сделанные в рамках таких отраслей как городска€ и региональна€ социологи€, фе≠министска€ социологи€ и визуальна€ социологи€.

“ак, в рамках визуальной социологии ѕ. Ўтомпт≠ка, описыва€ современное общество ’’Ц’’I веков, счи≠тает, что оно в социологическом плане имеет €рко вы≠раженный визуальный характер, а одним из источников визуальной дифференциации €вл€етс€ процесс урба≠низации. —сыла€сь на Ёко ”мберто, Ўтомптка считает идеалом визуальной экспансии Ћас-¬егас: Ђ¬ отличие от городов, которые сообщают, чтобы иметь возможность функционировать, Ћас-¬егас функционирует, чтобы со≠общатьї [95. Ц C. 13 ].

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1417 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1606 - | 1274 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.