Поиск: Рекомендуем: Почему я выбрал профессую экономистаПочему одни успешнее, чем другие Периферийные устройства ЭВМ Нейроглия (или проще глия, глиальные клетки) Категории: АстрономияБиология География Другие языки Интернет Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Механика Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Транспорт Физика Философия Финансы Химия Экология Экономика Электроника
|
Жандармская полуинтеллектуальность и сановная интеллигентность 15 страница
| 1940 | 1960 | 1985 | ||
Инженеры и техники | 619 | 3090,8 | 15 008 | |||
Агрономы, зоотехники, ветеринары | 153,4 | 578,6 | 1702,3 | |||
Врачи и средний медицинский персонал | 627 | 1820 | 4329 | |||
Педагоги, библиотекари, клубные работники | 836 | 2440 | 6493 |
Особенно быстрыми темпами шло увеличение числа научных работников: в 1950 году — 162,5 тысячи, а в 1985-м — 1491,3 тысячи (рост в 9 раз!), в том числе 44,3 тысячи докторов и 463 тысячи кандидатов наук. Надо заметить, что возрастало главным образом число специалистов технических наук, а доля гуманитариев, напротив, несколько уменьшилась к середине 1980-х1.
Массовый выпуск дипломированных специалистов, естественно, привел к девальвации высшего образования и падению его социального престижа. СССР находился на первом месте в мире по количеству врачей, инженеров, научных работников не только в абсолютном исчислении, но и на душу населения, одновременно держа первенство по мизерности их оплаты. Обследование, проведенное в 1989 году, когда ежемесячный средний заработок по стране составлял 240 рублей, констатировало, что только 45,5 % мужчин с высшим образованием смогли превысить этот уровень (из них только 17,2 % получали более 350 рублей); среди женщин показатели гораздо хуже: 77,6 % имеют заработок ниже среднего, а к категории высокооплачиваемых (свыше 350 рублей в месяц) относятся только 5,9 % выпускниц вузов2. Ранжирование среднемесячной заработной платы по отраслям хозяйства показало, что дороже всех ценятся строительные рабочие — 1 -й ранг, инженерно-технические работники и работники науки занимали 4 и 6-й ранги; самый низкий — 17-й ранг был присвоен работникам культуры, медики обрели 16-й ранг, а служители искусства — 15-й3.
1 Советская интеллигенция: словарь-справочник / сост. В. С. Волков; под ред. Л. В. Ива
новой. М., 1987. С. 165, 196-198.
2 КостаковВ. Население. Массы. Народ//Свободная мысль. 1991. № 15. С. 13.
3 Народное хозяйство СССР за 70 лет. М., 1987. С. 43. Кстати, в царской России ум
ственный труд ценился гораздо выше, чем труд физический. В 1913 году средний заработок
рабочего составлял 258 рублей в год, а инженеры имели от 3 до 8 тысяч, учителя гимназий
900-2500 рублей, земские врачи 1200-1500 рублей, а профессора вузов в среднем 3-5 тысяч,
иногда до 12 тысяч (Волков С. В. Указ. соч. С. 14-15).
616
Глава 5. ПОКОЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕШИИ
5.3. ПОКОЛЕНИЕ ВОСЬМИДЕСЯТНИКОВ
617
5.3.1. Культурная травма восьмидесятников
Капитализм — неравенство в распределении богатств, а социализм — равенство в распределении нищеты.
У. Черчилль
Юрий Поляков (родился в 1954 г.), яркий представитель интеллигентов-восьмидесятников, написал в одной из своих публицистических статей: «"Я вырастал в глухое время..." — это сказано обо мне и моем поколении. Это в моем поколении появились бичи с высшим философским образованием. Это в моем поколении начался исход творческой молодежи в дворники и сторожа. Это в моем поколении явились миру инженеры-шабашники, которые, перекуривая на кирпичах возле недостроенной фермы, спорили о вполне реалистических, но совершенно нереальных тогда планах перестройки экономики... Все эти годы бессмысленно расходовались не только природные богатства страны, но и духовные ресурсы нации»1.
Виктор Ерофеев, духовный лидер восьмидесятников-интеллектуалов, пользуется несколько иными красками: «Редкие случаи благородного служения отчизне, никогда не признаваемые подозрительными современниками. Неверие в собственность, нажитую нечестно. Зуд передела. Горечь во рту — основной привкус родины. Неспособность заставить страну работать на себя. Неспособность преодолеть извечную отчужденность государства от человека. Бесконечное нытье. Словоблудие диссиды. Мартиролог. Бесконечный сволочизм русской жизни»2.
В этих заявлениях есть немало правды, но есть и ложь. Да, действительно, 1970-е годы, когда происходило взросление поколения восьмидесятников, можно назвать «глухими» в том отношении, что правящие страной престарелые лидеры героического поколения были «глухими» к требованиям времени и упрямо противились какой-либо модернизации советского строя. Не случайно это десятилетие принято клеймить эпитетами «застой», «безвременье», «маразм». «Глухота» героических геронто-кратов заключалась в том, что они не слышали ни сигналов бедствия, подаваемых обветшавшей системой «реального социализма» брежневского типа, ни грозной поступи научно-технического прогресса, раздающейся за рубежом. Воспитанные в суровой сталинской школе семидеся-
1 Поляков Ю. М. Томление духа // Поляков Ю. М. Россия в откате: пьесы, публицисти
ка. М, 2004. С. 217-218.
2 Ерофеев В. Энциклопедия русской души. М., 2005. С. 57.
тилетние ветераны, заседавшие в Политбюро ЦК КПСС, любые изменения воспринимали как вражеский ревизионизм, разрушающий устои марксизма-ленинизма. Они рассматривали судебные расправы с диссидентами как проявление социалистического гуманизма и заботливо оберегали пытливую молодежь от буржуазных соблазнов, неустанно латая сталинский «железный занавес». Им хотелось, чтобы в сознании поколения восьмидесятников, учившихся в советских школах и вузах, закреплялись те же коммунистические стереотипы, которые были известны их отцам и дедам. Отсюда — ощущение застоя, неподвижности исторического времени, с которым вовсе не желало мириться молодое поколение.
Духовное единство отцов и детей, украшавшее 1960-е годы, в 1970-е распалось, как гнилая ткань. Дети не слышат поучений родителей, родители не слышат пожеланий детей, — пожалуй, такое время можно назвать «глухим», но ведь глухие — жизнеспособные люди. Главная опасность глухоты, поразившей руководство социалистической сверхдержавы, заключалась в том, что она обрекала страну на деинтеллектуа-лизацию, а молодежь — на олигофрению, то есть умственную отсталость, слабоумие. Здесь начинает проявляться не застой, а скорее, как выразился В. Ерофеев, «бесконечный сволочизм русской жизни». Что я имею в виду?
Загнивающий капитализм, скрытый от советских людей за «железным занавесом», в 1970-е годы под влиянием научно-технической, точнее — интеллектуальной революции начал преобразовываться то ли в постиндустриальное, то ли в информационное общество, то ли в общество знаний. Новая цивилизационная ступень противопоставлялась доиндустриаль-ному (аграрному) и индустриальному обществам по следующим критериям: основным производственным ресурсом объявляются знания и информация, тогда как в доиндустриальном обществе были дары природы, а в индустриальном — энергия и полезные ископаемые; в производственной деятельности главенствуют не добыча сырья и изготовление изделий, а обработка и управление; превалируют наукоемкие технологии, в отличие от трудоемких и капиталоемких технологий на предыдущих стадиях. Вырисовываются ступени прогресса человеческой цивилизации: доиндустриальное общество — взаимодействие с природой; индустриальное — преобразование природы; постиндустриальное — взаимодействие между людьми.
Нельзя не отдать должное героическому поколению: оно выполнило свою цивилизационную миссию — завершение индустриализации России. Ценой огромных жертв и безумного перенапряжения сил оно добилось
618
Глава 5. ПОКОЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
5.3. ПОКОЛЕНИЕ ВОСЬМИДЕСЯТНИКОВ
619
всемирно-исторических успехов. Ракетно-ядерный паритет с США, освоение космического пространства, лидерство во многих областях науки и техники, колоссальная система народного образования и просвещения, превосходное искусство, замечательные спортивные победы — об этом невозможно забыть! Известна всем и оборотная сторона блестящей медали: постоянный дефицит жилья и продуктов потребления, низкая производительность труда, невысокая культура быта и производства и т. д. Главный грех героических отцов, на мой взгляд, состоит в том, что они, находясь в фазе заката и даже позже, вплоть до 1985 года, не расставались с господствующим положением в обществе и не передавали эстафету цивилизационного прогресса своим сыновьям-шестидесятникам.
Сыновья же давно уже слышали «зов времени». Один из шестидесятников, академик Л. И. Абалкин вспоминает: «Необходимость радикального обновления социально-экономической модели, сложившейся в стране, стала все более отчетливо осознаваться интеллектуальной элитой нашего общества уже в начале 60-х годов... Начавшаяся научно-техническая революция и во многом завершившийся индустриальный этап настойчиво диктовали необходимость существенного обновления хозяйственного механизма»1. О трагических для страны последствиях интеллектуального застоя и догматического насилия не уставали говорить диссиденты. Не случайно знаменитый самиздатовский трактат А. Д. Сахарова назывался «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» (1968). В этом трактате мудрый академик показывает, что нельзя довольствоваться успехами в индустриальном производстве, в выплавке чугуна и стали, когда отстают наукоемкие постиндустриальные отрасли, что продолжающееся противостояние социализма и капитализма может иметь гибельные последствия для всего человечества, что необходимы демократизация и демилитаризация советского общества.
Таково было «глухое время» брежневского застоя, названное услужливой пропагандой «развитым социализмом», время счастливого пионерского детства поколения восьмидесятников. Комсомольская юность этих ребят была не менее увлекательной: она совпала с романтической эпохой горбачевской перестройки. Идея перестройки и «нового мышления» решительно отвергала геронтократический застой и, казалось бы, отвечала вызову постиндустриальной цивилизации. Одним из главных аргументов в пользу «нового мышления» была ссылка на научно-технический
прогресс, на опасность использования достижений науки и техники не во благо человечества, а для изготовления средств истребления людей, для разработки оружия массового уничтожения. Привлекательной чертой перестроечной идеологии был ее гуманизм, альтруистическая озабоченность глобальными общечеловеческими, а не локально-национальными или классовыми проблемами, стремление к миру и диалогу со всеми народами.
Перестройку нельзя назвать «глухим временем» отечественной истории. М. С. Горбачев говорил о нравственно-этических преобразованиях: «Нужна новая революция в сознании. Только на этой основе сложится новая культура и новая политика, адекватные вызову времени. Точкой опоры в этом испытании, в решении этой всемирно-исторической задачи станут вечные моральные заповеди, простые законы нравственности и человечности, как их называл Маркс»1. Это была эпоха гласности и свободы слова, неистощимого красноречия и неутолимой жажды правды, эпоха пробуждения, возрождения, брожения беспокойного духа русской интеллигентности после анабиоза советских десятилетий. Этот дух не мог не увлечь воображение прилежных учеников советской школы, поколение которых находилось в фазе восхода в середине 1980-х годов. Если отцы-шестидесятники стали лидерами перестройки, то сыновьям-восьмидесятникам досталась роль ее социальной базы. Старшее поколение видело в перестройке революцию в идеологии, экономике, политике, а молодое воспринимало ее в этико-эстетическом плане, как победу «добра и красоты» над «злом, насилием, уродством». По данным социолога 3. В. Синкевич, ключевые понятия перестройки трактовались молодежью так:
— перестройка — это «очищение», «оздоровление», «прозрение», «покаяние», «жизнь по совести», «возвращение к принципам истинного социализма», «когда все коммунисты будут, как при Ленине»;
— демократия — это «воспитание свободой», «уважение интересов каждой личности», «справедливость», «честность», «доверие народу», «ответственность каждого за будущее страны»;
— гласность — «боль сердца за все дела», «условие нравственной жизни людей», «право каждого знать и говорить правду», «умение выслушать другого».
Молодые восьмидесятники стали свидетелями борьбы консерваторов и прорабов перестройки, демократов и патриотов, формалов и неформалов — сначала в телеэфире, а в августе 1991 года на улицах Москвы.
' Абалкин Л. И. Россия: поиск самоопределения: очерки. М., 2002. С. 193.
1 Горбачев М. С. Размышления о прошлом и будущем. С. 202.
620
Глава 5. ПОКОЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
5.3. ПОКОЛЕНИЕ ВОСЬМИДЕСЯТНИКОВ
621
Кто-то из восьмидесятников защищал Белый дом от танков ГКЧП, многие радовались уходу незадачливого Горбачева, некоторые надеялись на твердую руку демократа Ельцина, почти все сокрушались по поводу распада «нерушимого Союза республик свободных» и буквально всех потрясла «шоковая терапия» решительного Гайдара. Так или иначе, но участие в российской драме последних лет XX столетия стоило восьмидесятникам культурной травмы, наложившей отпечаток на менталитет поколения.
Понятие «культурная травма» введено в научный оборот польским социологом Петром Штомпкой. Согласно его «теории культурной травмы», реформы и трансформации в современном обществе неизбежно приводят к девальвации накопленного людьми жизненного капитала — знаний, привычек, ценностных ориентации. Общественное сознание оказывается расколотым, дезориентированным1. В результате происходит утрата идентичности, которую большинство восьмидесятников формулирует однозначно: «мы получили воспитание при застойном социализме, а взрос леть нам выпало при диком капитализме». Вот более развернутые суждения «детей перестройки», полученные во время наших опросов (в них приняли участие 62 библиотекаря).
«Я родилась в 1971 году. Перестройка подействовала на нас магическим образом. Мы читали все подряд: публицистику, воспоминания, "возвращенную литературу". Помню до сих пор то пьянящее чувство свободы и торжества. Хотя жить было трудно, голодно, но ужасно весело. Нам казалось, что теперь, когда рухнул тоталитаризм, горы можно свернуть. А потом настала пора неуверенности, безденежья, безработицы, бандитского беспредела»; «У нас было прекрасное и действительно безоблачное детство. Мы знали, что милиционер всегда стоит на страже порядка, а защищать Родину — почетная обязанность. Нам всем пришлось приспосабливаться к новой жизни, ведь те идеалы, в которые мы верили, оказались развенчаны»; «Моему поколению пришлось нелегко в этой жизни. Мы с восторгом приняли перестройку, мы поддержали первого президента России, а потом горько разочаровались в нем. В годы повального дефицита мы растили маленьких детей, выстаивая часами в огромных очередях за продуктами питания. Мы многое умели делать своими руками. Помню, как шила одежду и даже курточки для старшего сына».
Культурная травма проявляется в отчуждении от общества и государства, в ощущении личной беззащитности и ненужности перед агрессив-
1 Ядов В. А. Проблемы российских трансформаций. СПб., 2006. С. 31-32.
ным наступлением дегуманизации и деинтеллигентизации. «Мы верили, что нужно еще чуть-чуть потерпеть, и все изменится, Но перемен не было видно. Постепенно мы перестали верить власти, которая не защищала наших интересов. И народ был вынужден защищать себя сам. Появились решетки на окнах, железные двери. Так мы отгородились не только от государства, но и друг от друга»; «Нашему поколению очень трудно перестраиваться. В нас оставалось много социалистических черт — безынициативность, следование по накатанному пути, поэтому нам плохо удавалось подстраиваться под новый темп жизни. Мы прежде всего задумывались, как бы не навредить соседу»; «Для нового общества поклонения "золотому тельцу" и культа денег мое поколение, по крайней мере близкие мне по духу люди, — не нужны».
Результатом «культурной травмы» стал нравственный раскол поколения восьмидесятников, о котором часто упоминали наши респонденты: «Мое поколение попало в очень сложный исторический период. Начиная с детства и по сей день, мы подвергаемся постоянным реформам, что в общем-то не очень хорошо сказывается на нашем здоровье, как моральном, так и физическом. Те, кто посильнее, нашли себя в этой жизни, но очень многие сломались, опустили руки»; «Мое поколение разделилось на целеустремленных предпринимателей и тех, для кого важнее духовная жизнь»; «Мое поколение разделилось на два лагеря. Первые боролись за выживание и достигли, если не богатства, то хотя бы нормальной жизни. Вторые опустили руки, так как достижение цели требовало больших усилий, и превратились в тунеядцев, наркоманов»; «Чтобы выжить, приходится адаптироваться к этому жестокому миру, а это не у всех получается. Одни, плюнув на весь культурный и моральный багаж, окунулись в мир бизнеса и наживы, и в этом преуспели. Другие — либо опускаются на дно, либо где-то прозябают. Многие потянулись к религии, но идти к Богу без Бога в душе — это тупик».
Поколение восьмидесятников в целом выглядит так: верхний диапазон интеллектного слоя антагонистически расколот на гуманистов-интеллигентов и технократов-интеллектуалов; нижние диапазоны заполнены бывшими homo soveticus, развратившимися в условиях «развитого социализма». Известный социолог Ю. А. Левада описывал последних следующим образом: «Ограниченность притязаний, долготерпение и приспособляемость к обстоятельствам, сочетающиеся с вынужденным двоемыслием и лукавством. Такой человек априорно не доверяет власти, безразличен к ее политике, не склонен к открытому отстаиванию своих интересов и предпочитает тихий саботаж не соответствующих его интересам властных решений. Сознание этого человека несет отпечаток
622
Глава 5. ПОКОЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
5.3. ПОКОЛЕНИЕ ВОСЬМИДЕСЯТНИКОВ
623
многовекового рабства, проявляющийся в низком самоуважении, пренебрежении к законам, вороватости, склонности работать спустя рукава, готовности к подчинению силе, подхалимству и пр.»1. Ясно, что некоторые из этих черт должны обнаруживаться у профессиональной интеллигенции.
Другие социологи обратили внимание на следующие особенности восьмидесятников, «детей или жертв перестройки», которым в наши дни 35-45 лет: «синдром ностальгии по прошлому», «синдром раннего разочарования» и вместе с тем «самопрезентация активного, деятельного, предприимчивого социального субъекта, который успешно приспособился к пореформенному времени»2. Проиллюстрирую эти выводы оптимистическими оценками наших респондентов: «В трудные времена мы нашли в себе силы, чтобы начать жить по-новому, оставаясь порядочными людьми»; «Мы более созидатели, чем разрушители»; «Мне нравится мое поколение, и я не променяла бы свое детство и юность на другое время. Я застала свою страну большой и великой, и хочу, чтобы она вновь была бы великой, несмотря на территориальные потери». Пессимисты более критичны: «Люди моего поколения достаточно разрознены, нет единства и нет управляющей и всеобъемлющей цели, каждый сам по себе»; «У моих сверстников некоторые отрицательные черты превратились в достоинства. В условиях современной конкуренции "хождение по головам" — норма жизни, а клевета, зависть, хвастовство — ценнейшие качества. Некоторые скажут, что это — инстинкт самосохранения, а на самом деле — потеря чести и совести».
Эмоциональные высказывания наших респондентов хорошо согласуются с результатами социологических исследований, проведенных на излете перестройки3. Ученые-социологи диагностировали переживаемую современниками культурную травму как десоциализацию, утрату иден тичности, социальную дезинтеграцию, аномию. Как отразились эти испытания на русской интеллигентности, которая, напомню, возродилась в поколении шестидесятников?
1 Левада Ю. А. От мнений к пониманию. М., 2000. С. 467-549.
2 Семенова В. В. Современные концепции и эмпирические подходы к понятию «поко
ление» в социологии // Отцы и дети: Поколенческий анализ современной России / сост.
Ю. Левада, Т. Шанин. М., 2005. С. 100-102.
3 Ценности социальных групп и кризис общества: сб. ст. / отв. ред. Н. И. Лапин.
М., 1991.
|
|
|
|
Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 155 | Нарушение авторских прав
Лучшие изречения:
Студент всегда отчаянный романтик!
Хоть может сдать на двойку романтизм.
© Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...