Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Жандармская полуинтеллектуальность и сановная интеллигентность 14 страница




Глава 5. ПОКОЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕН1_1ИИ

отличалось интимно-лирической взволнованностью, подкупающей от­кровенностью, эмоциональной свежестью. Театрализованные выступле­ния в концертных залах и на стадионах Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Булата Окуджавы, позже — Вла­димира Высоцкого, Юрия Визбора и других бардов вызывали озабочен­ность властей, потому что они вырывались за предписанные нормы то­талитарного искусства и были как бы оппозиционным вызовом. Именно вызовом, а не призывом к действию, поэтому оппозиционность шести­десятничества была игровой, а не террористической.

Легендарным питомником возрождающейся интеллигентности были «интеллигентские кухни» в стандартных «хрущевках», где умные, а глав­ное — честные интеллигенты, назло бдительному КГБ, обсуждали сам­издат, вели бесконечные споры о правде, справедливости, России. Юлий Ким воспел их в своем бардовском творчестве:

И кабак для заезжего ухаря, И бездомному барду ночлег — Одним словом, московская кухня: Десять метров на сто человек.

Чай, стихов при огарке мигающем Перечитано-слушано всласть, Чай, гитара Высоцкого с Галичем Тоже здесь, а не где, завелась.

Итак, в фазе восхода поколения молодые шестидесятники были фак­тически верными продолжателями дела отцов и не выходили за пределы игровой фронды. Однако после августа 1968 года, когда советские танки уничтожили Пражскую весну, наступил период зрелости, фаза расцвета поколения шестидесятников, когда начал проявляться их творческий потенциал, требующий критического переосмысления коммунистической идеологии. 1970-е годы стали свидетелями конфликта стареющих отцов и мужающих детей. Героические отцы в лице консервативной геронто­кратии, располагавшей мощным идеологическим аппаратом и репрессив­ными органами, со второй половины 1960-х стали грубо ограничивать свободное развитие духовной жизни страны (после травли Б. Л. Пастер­нака последовали судебные процессы И. Бродского, А. Синявского и Ю. Даниэля). Реакция духовно активных шестидесятников была не­однозначной: ее представляли, во-первых, конформисты, внешне поддер­живавшие власть, во-вторых, диссиденты, открыто протестовавшие против возрождения сталинизма.


5.2. ПОКОЛЕНИЕ СОВЕТСКИХ ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ                                                                                       599

Суть конформизма хорошо раскрывает обличительный миф о двойном сознании советской интеллигенции. Этот миф впервые прозвучал в сам-издатовских статьях писателя и философа-шестидесятника В. Ф. Корме-ра (1939-1986) в конце 1960-х годов. В 1990-е годы его философские произведения были опубликованы журналом «Вопросы философии» (1989. № 9; 1991. № 1) и изданы отдельной книгой1. «Двойное сознание интеллигенции» В. Ф. Кормер определял как «такое состояние разума, для которого принципом стал двойственный, взаимопротиворечивый, сочетающий взаимоисключающие начала этос, принципом стала опро­вергающая самое себя система оценок текущих событий, истории, социу­ма». Двойственный этос интеллигенции образовался потому, что комму­нистическая идеология — ее создание, никакой другой идеологии русская интеллигенция не создала, и «политика партии как была, так и остается овеществленной мыслью интеллигенции». Получается, что интеллиген­ция является «виновницей всех несчастий страны за всю историю совет­ской власти», «она причастна ко злу, к преступлению» и у нее «нечиста совесть». Отсюда следует, что «на всем бытии интеллигенции лежит отпечаток всепроницающей раздвоенности. Интеллигенция не принима­ет советской власти, отталкивается от нее, порою ненавидит, и, с другой стороны, меж ними симбиоз, она питает ее, холит и пестует; интеллиген­ция ждет крушения советской власти, надеется, что это крушение все-таки рано или поздно случится, и, с другой стороны, сотрудничает тем временем с ней; интеллигенция страдает, оттого что вынуждена жить при советской власти, и вместе с тем, с другой стороны, стремится к благо­получию». Короче говоря, «бытие интеллигенции болезненно для нее самой, иррационально, шизоидно». Поистине советская интеллигенция воплотила в жизнь максимы антиутопии Дж. Оруэлла«1984»: «Любовь — это ненависть», «Свобода — это рабство», «Мир — это война»2.

Мифическая преувеличенность «двойного сознания» обнаруживает­ся, как только мы попытаемся найти реальных носителей, как формули­рует философ Кормер, «дуализма самого познающего субъекта», «субъ­екта с раздвоенным этосом». Обратимся к галерее социальных портретов, нарисованных социологами-шестидесятниками (см. выше). «Активные адепты существующего в стране строя» (класс А) явно не страдают ненавистью к советской власти, а, напротив, готовы честно ей служить, «питать ее, холить и пестовать». «Безразличные конформисты» (класс Б) сотрудничают с властью ради своего мещанского благополучия, как

1   Кормер В. Ф. Двойное сознание интеллигенции и псевдокультура. М, 1997.

2   Там же. С. 224-226.


600


Глава 5. ПОКОЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ


5.2. ПОКОЛЕНИЕ СОВЕТСКИХ ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ


601


 


сотрудничали бы с любой другой платежеспособной системой, и никаких угрызений совести не испытывают, тем более что к созданию коммуни­стической идеологии они отношения не имеют. В классе В «Нонконфор­мисты» обнаруживаются, наконец, противники коммунистических идеалов и советского режима, которые действительно их ненавидят, желают их крушения и страдают из-за того, что вынуждены жить в Советской стра­не. Я имею в виду интеллектуальную оппозицию советского строя.

Интеллектуальная оппозиция отчетливо делится на две части: а) дис­сиденты, противостоящие власти с открытым забралом, подобно право­защитникам и демонстрантам, авторам и издателям самиздата; б) «внут­ренние эмигранты», маскирующиеся антисоветчики. Первых нелепо упрекать в том, что они «холят и лелеют» тоталитаризм, а вот у вторых можно обнаружить признаки раздвоения личности. Так, один из экспер­тов ЦК КПСС А. С. Ципко в 2005 году жаловался: «Сама необходимость для интеллигентного человека делать из себя дурака и повторять слова о неизбежной победе коммунизма, о преимуществах социалистической экономики над капиталистической, о "загнивании капиталистического Запада" была страшной мукой для миллионов людей»1.

Замаскированная оппозиционность была весьма распространена в среде творческой интеллигенции — литераторов, художников, музы­кантов, режиссеров и актеров, которые болезненно ощущали путы социа­листического реализма и цензурные ограничения. По словам одного из исследователей художественного андерграунда, «многие самобытные мастера были вынуждены десятилетиями вести двойную жизнь, выстав­ляя напоказ произведения, выполненные в духе официальных требований, и скрывая в мастерской плоды свободных творческих исканий»2. Несом­ненно, что для талантов, жаждущих свободной самореализации, для интеллигента А. С. Ципко и подобных ему этически чистоплотных функ­ционеров «двойное сознание» было «страшной мукой», но нет никаких оснований приписывать эту муку миллионам людей. «Двойное сознание» представляет собой этическую модель конформиста, сочетающую эгоизм, толерантность и отрицание господствующей культуры. Кроме этой мо­дели существуют еще семь интеллектно-этических моделей, которые В. Ф. Кормер не учитывает.

Миф о «двойном сознании» дополняет столь же обличительный миф о глупых невеждах, «образованцах», узурпировавших высокое звание

1 Ципко А. С. Головокружение от перестройки // Литературная газета. 2005. 19-25 янв.

2 Северюхин Д. Новый художественный Петербург: краткий исторический очерк //
Новый художественный Петербург: справ.-аналит. сб. СПб., 2004. С. 13.


интеллигента. Воспроизведу несколько цитат: «Созданный коммунисти­ческим режимом образованный слой, известный как "советская социа­листическая интеллигенция", отличается в целом низким качественным уровнем... Вся масса рядовых членов этого слоя стояла много ниже не только дореволюционных специалистов, но и современных им иностран­ных»; «Не менее чем на треть советская интеллигенция состояла из лиц без требуемого образования»; «Вместо небольшого по численности, но компетентного дореволюционного интеллектуального слоя в результате массовой "интеллигентизации" получили низкоквалифицированную, но преданную властям генерацию служащих»; «Общекультурный уровень, обеспечиваемый советским образованием, уровень гуманитарной куль­туры был не только ниже всякой критики, но явился, скорее, величиной отрицательной, ибо культура заменялась политграмотой»; «Советская интеллигенция понятия не имела о личном и корпоративном достоинстве»; «Образованный слой не только не имел привилегированного статуса, но считался социально неполноценной и политически подозрительной про­слойкой, нуждающейся в постоянном воспитании со стороны пролета­риата»1. Я отношу подобную антисоветскую демагогию к негативной мифологии, потому что она голословна и бездоказательна, как и всякий миф, рассчитанный на веру, а не на критический разум. Если героическое поколение советской интеллигенции действительно, как говорилось в разделах 5.1.3 и 5.1.4, страдает упрощенным и даже инфантильным само­сознанием, то шестидесятников упрекать в невежестве и нравственной неполноценности никак нельзя. В противном случае нет социальной базы для движения диссидентства. Диссиденты были немногочисленны, но именно они спасли честь русской интеллигенции в 1970-е годы. По­этому о них нельзя не сказать особо.

5.2.2. Диссидентство как проявление шестидесятничества

Виноградную косточку в теплую землю зарою, И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву, И друзей созову, на любовь свое сердце настрою. А иначе зачем на земле этой вечной живу?

Б. Окуджава

Диссидентство не было единым социально-культурным движением, подобным, допустим, народничеству XIX века. Диссидентские группы не имели общих целей, идеалов, мифов, их ничто не объединяло, кроме

1 Волков С. В. Указ. соч. С. 83-112.


602


Глава 5. ПОКОЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ


5.2. ПОКОЛЕНИЕ СОВЕТСКИХ ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ


603


 


непримиримой оппозиционности к советскому строю. В рядах диссиден­тов были эмигрантские группы евреев и немцев, желающие покинуть страну, были прибалтийские, украинские, закавказские националисты, были сектанты-баптисты, пятидесятники, кришнаиты. В составе этих групп можно обнаружить интеллектуально развитые личности, но считать эти группы интеллигентскими нельзя. Интеллигентское ядро диссидент­ства образовали, во-первых, правозащитники, объединявшие либералов-западников и патриотов-почвенников; во-вторых, литераторы и худож­ ники, отвергающие социалистический реализм; в-третьих, прогрессивные православные священнослужители, такие как А. Мень, С. Желудков, Г. Якунин; в-четвертых, ортодоксальные марксисты-ленинцы вроде братьев Роя и Жореса Медведевых. Все они выступали против реабили­тации Сталина, за демократию, интеллектуальную свободу и гласность, осуждали политические репрессии, и самое главное — все они соответ­ствовали формуле интеллигентности и опирались на социальную базу в лице интеллигентов-шестидесятников. В качестве признанных авторите­тов, точнее говоря — пророков интеллигентского диссидентства призна­вались А. Д. Сахаров и А. И. Солженицын'.

Сказанное подтверждает в одном из интервью известный правозащит­ник С. А. Ковалев: «Диссидентство — не движение, а целый спектр движений, гонимых религиозных конфессий, художественных школ, литературных направлений, великое множество человеческих судеб и отдельных "диссидентских" поступков. Общим было лишь омерзение, внушаемое так называемой "советской действительностью", осознание (или ощущение) собственной нравственной несовместимости с нею, невозможность прожить жизнь, постоянно покоряясь этой тупой и недоб­рой силе. И, пожалуй, вот еще что было общим: понимание того, что столь же глупо и безнравственно противопоставлять этой силе насилие во всех его формах. Нашим делом было слово не потому, что политический тер­роризм или призывы к политической революции были в Советском Сою­зе невозможны, а потому, что сама мысль об этом была для нас отврати­тельна»2.

На мой взгляд, очень хорошо рассказал о сути диссидентства А. Д. Си­нявский, в 1966-1971 годах отбывавший свой срок в Дубравлаге под Потьмой. Основываясь на личном опыте, он отметил следующие особен­ности:


а) диссиденты в своем прошлом чаще всего «очень идейные советские
люди с революционными идеалами», это «дети советской системы»,
«порождение самого советского общества послесталинской поры, а не
какие-то чужеродные в этом обществе элементы и не остатки какой-то
старой, разбитой оппозиции»; в связи с этим «нельзя назвать диссиден­
тами Пастернака, Мандельштама или Ахматову, поскольку они связаны
с дореволюционными традициями русской культуры»;

б) диссиденты — «не политическая оппозиция, которая борется за
власть»; они заметно отличаются от русских революционеров прошлого
тем, что «политический акцент в диссидентстве вообще притушен и на
первый план выдвигаются интеллектуальные и нравственные задачи»;

в) у диссидентов «детская вера в справедливость коммунизма уступа­
ет место индивидуальному разуму и голосу собственной совести; поэто­
му диссидентство — это, прежде всего, движение интеллектуальное, это
процесс самостоятельного и бесстрашного думанья», связанный «с чув­
ством моральной ответственности, которая лежит на человеке и застав­
ляет его независимо мыслить, говорить и писать без оглядки на стандар­
ты и подсказки государства»1.

Побуждающим стимулом для перерастания игровой оппозиционно­сти, выражающейся в бардовской песне и беззлобном пародировании, в диссидентское движение «ненасильственного сопротивления» послу­жило морально-нравственное начало: эмоциональный протест против тотальной лжи, вопиющей глупости, произвола и насилия правящего режима. Отсюда — призыв «жить не по лжи», требование соблюдения прав человека и свобод, провозглашенных еще в сталинской конституции 1936 года. В ответ власть объявила правдолюбивым интеллигентам бес­компромиссную войну на уничтожение с использованием тюрем, испра­вительных колоний, спецпсихбольниц, не говоря об увольнениях с рабо­ты, шумных кампаниях дискредитации и т. д. Почему? Ведь диссиденты протестовали только словом, они принципиально воздерживались от насилия, не требовали смены режима, а их преследовали как уголовных преступников и террористов.

Дело в том, что в диссидентской этике тоталитаризм увидел угрозу для своего существования. Выступая за утверждение гуманизма, соци­альной справедливости, либерально-демократических свобод, разоблачая лживость коммунистической идеологии и осуждая государственное на­силие, диссиденты подрывали устои тоталитарной системы, основанной


 


1   Многозначительно название книги: Медведев Ж., Медведев Р. Солженицын и Сахаров.
Два пророка. М., 2004.

2   Диссиденты о диссидентстве // Знамя. 1997. № 9. С. 178-179.


1 Синявский А. Д. Диссидентство как личный опыт // Синтаксис. 1985. № 15. С. 134, 135.


604


Глава 5. ПОКОЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ


5.2. ПОКОЛЕНИЕ СОВЕТСКИХ ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ


605


 


на безропотном подчинении масс, идеологизации общественной жизни, псевдорелигиозном культе вождей, всемогущем репрессивном аппарате. Поэтому они рассматривались властью не как безобидные поборники альтруизма, толерантности и культуры, а как опасные политические противники. Можно сказать, что столкнулись две антагонистические этики: этика интеллектуалов-тоталитаристов, соответствующая формуле интеллектуальности, и этика интеллигентов-диссидентов, соответству­ющая формуле интеллигентности. Получается, что диссидентское дви­жение, вопреки своим первоначальным намерениям и заявлениям, пред­ставляло собой не морально-нравственное течение, а ненасильственное этико-политическое сообщество. Это сообщество по интеллектуально-этическому облику подобно этико-политической субкультуре народников XIX века, хотя их цели, идеологии, культурно-образовательный уровень значительно отличаются.

Хронологические рамки диссидентского движения охватывают 1959-1989 годы, то есть ровно 30 лет. Это тридцатилетие можно разделить на этапы:

1. Этап становления: 1959-1968. Становление диссидентства связано с самиздатом, который стал неизменным спутником диссидентов-интел­лигентов. Самиздат, по словам В. Буковского, — «это такой литературный процесс, когда сам сочиняю, сам цензурирую, сам издаю, сам распростра­няю, сам и отсиживаю за это»1. Согласно легенде термин «самиздат» ввел в оборот поэт Николай Глазков, пародируя советские канцеляризмы «Го­сиздат», «Политиздат», «профиздат» и т. д. Использовались две формы реализации самиздата: машинописная—для прозы, поэзии, публицистики и магнитофонная — для распространения главным образом бардовских песен.

В 1959 году Александр Гинзбург выпустил первый номер машино­писного литературного журнала «Синтаксис». До ареста в 1960 году он успел выпустить еще два номера журнала. Несмотря на репрессии, сам-издатовская журналистика быстро набирала темпы, и в начале 1960-х годов выходило пять самиздатовских журналов. В самиздате возродился интел­лигентский литературоцентризм, изведенный советской властью. Содер­жание самиздата составили:

— поэзия Серебряного века— О. Мандельштам, Н. Гумилев, М. Цве­таева, Б. Пастернак и др.;

— романы и повести М. Булгакова, В. Гроссмана, А. Платонова, А. Сол­женицына, В. Максимова, Е. Гинзбург, В. Шаламова и др.;

1 Буковский В. И возвращается ветер... Нью-Йорк, 1978. С. 126.


 

— диссидентская публицистика А. Амальрика, Г. Померанца, И. Ша-фаревича, А. Сахарова, А. Солженицына и др.;

— записи судебных процессов, изобличающие неправосудие совет­ского суда.

Самиздат дополняли произведения «тамиздата», нелегально достав­ляемые в СССР. Первым прецедентом тамиздата была публикация в 1957 году в Милане романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго». Участие в самиздате и тамиздате рассматривалось как «антисоветская агитация и пропаганда» или (другая статья) как «изготовление и распространение документов, порочащих советский государственный и общественный строй», и каралось многолетним заключением в исправительно-трудовых колониях строгого режима с последующей ссылкой.

2. Этап зрелости и признания: 1968-1979. С 1968 года диссидентство приобрело контуры широкого оппозиционного движения, получившего сочувственный отклик в среде советской интеллигенции и поддержку из-за рубежа. С апреля 1968 года стала выходить самиздатовская «Хро­ника текущих событий», которая информировала о положении в лагерях, тюрьмах, психиатрических лечебницах, арестах, судах, приговорах в де­сятках городов страны. Редакторов «Хроники» периодически арестовы­вали, но ее издание продолжалось до 1983 года. Помимо «Хроники» в самиздате циркулировали около десятка периодических изданий различ­ной идейной направленности. Самиздат перестал быть коммуникацион­ным каналом сравнительно узкого круга убежденных антисоветчиков. Он был востребован массой советской интеллигенции. Машинописная копия или фотокопия самиздатовской публикации прочитывалась десят­ками, иногда и сотнями людей, зачитывалась до дыр.

25 августа 1968 года всеобщее внимание привлекла демонстрация на Красной площади семи правозащитников, протестовавших против втор­жения советских войск в Чехословакию. О растущей политической ак­тивности и мужественном самоутверждении диссидентства в 1970-е годы свидетельствует организация легальных правозащитных групп, таких как Инициативная группа защиты прав человека в СССР (1969), Комитет прав человека (1970), в который вошел А. Д. Сахаров, Московская Хельсинк­ская группа (1976), взявшая на себя контроль за соблюдением в СССР Заключительного акта совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в части прав человека.

Хочу подчеркнуть, что лидерами диссидентства были люди гуманные и бескорыстные, интеллектуально зрелые, творчески активные, владеющие высотами современной науки, литературы, культуры, короче говоря —■ в полной мере соответствующие формуле интеллигентности. А. Д. Сахаров


606


Глава 5. ПОКОЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЫИИ


5.2. ПОКОЛЕНИЕ СОВЕТСКИХ ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ


607


 


и А. И. Солженицын в представлении не нуждаются. Но кроме них в рядах диссидентов оказались член-корреспондент Академии наук СССР мате­матик И. Р. Шафаревич, выдающиеся логики А. А. Зиновьев и А. С. Есе-нин-Вольпин, замечательные литературоведы и писатели Л. 3. Копелев и А. Д. Синявский, генерал-майор, кандидат военных наук П. Г. Григо-ренко, талантливые поэты и писатели А. А. Галич, Ю. О. Домбровский, Н. М. Коржавин, В. П. Некрасов, Л. К. Чуковская и многие другие пред­ставители культурной элиты.

Нельзя не обратить внимания на то, что в авангарде диссидентского движения были представители старшего, героического поколения, роди­вшиеся в 1919-1925 годах. Многие участвовали в Великой Отечественной войне, все они сделали неплохую карьеру и были вполне благополучны­ми, хорошо обеспеченными и уважаемыми в советском обществе людьми: академиками, профессорами, популярными писателями, кинематогра­фистами. Почему они бросили отчаянный вызов всемогущему тоталита­ризму, добровольно выбрав долю узников и изгоев? Потому что не могли жить по лжи, а не по совести, потому что были чужды «двойному созна­нию», приписанному интеллигенции В. Ф. Кормером. Их увлек тот без­рассудный моральный зов, который знаком русской интеллигенции со времен декабризма и народничества и который не понятен рациональным приобретателям-интеллектуалам.

Шестидесятники, конечно, также внесли свой вклад в диссидентское движение. Книги Андрея Амальрика «Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?», Владимира Буковского «И возвращается ветер...», Анатолия Марченко «Мои показания» вошли в золотой фонд самиздата, встав рядом с «Архипелагом ГУЛАГ» А. И. Солженицына. Писатели, художники и музыканты поколения шестидесятников стали создателями андеграунда, так называемой «второй культуры», которая отвергла рамки официально насаждаемого стиля социалистического реализма. В изобразительном искусстве распространился пародийный соцарт, представлявший собой «игру с идеологией», где доводились до абсурда и комической бессмыслицы официальные нормативы. Звездой нефор­мальной музыкально-поэтической сцены стал Владимир Высоцкий — ку­мир советской интеллигенции 1970-х годов.

Диссидентское движение завоевало международное признание и ав­торитет. Об этом свидетельствует присуждение в 1970 году Нобелевской премии в области литературы А. И. Солженицыну, а в 1975-м — Нобе­левской премии мира А. Д. Сахарову. Советский тоталитаризм не мог примириться с подобным потрясением своих устоев, и перед КГБ, воз­главлявшимся Ю. В. Андроповым, была поставлена задача положить конец диссидентству в СССР.


3. Этап победоносной эмиграции: 1979-1989. Это последний этап диссидентства, который начался с вытеснения его за пределы советского общества, а закончился триумфальным возвращением в эпоху горбачев­ской перестройки. В середине 1970-х годов советские спецслужбы пере­шли в решительное наступление. Большинство лидеров диссидентства добровольно или вынужденно покинули страну, пополнив собой третью волну эмиграции, которую по праву можно назвать «диссидентской». Оставшиеся оказались в колониях или ссылках, были лишены возмож­ности выступать публично. У заместителя председателя КГБ генерала С. Цвигуна были основания для того, чтобы громогласно заявить: «мас­кировавшиеся под "правозащитников" и "поборников демократии" анти­общественные элементы ныне разоблачены и обезврежены»'.

Центр правозащитного движения переместился в западные страны, где энергично действовали высланные из страны диссиденты, как правило, не без помощи ЦРУ и других разведцентров. Крупнейшими русскоязычными издательствами были «Посев» (Франкфурт-на-Майне), ИМКА-Пресс и «Третья волна» (Париж), «Эрмитаж» (США), а также около десятка менее крупных книгоиздательских фирм. В 1970-1980-е годы за пределами Советского Союза издавались около 25 журналов и газет на русском язы­ке2. Кроме того, эмигрантов «третьей волны» приглашали к сотрудничеству радиостанции «Голос Америки», «Свобода», «Би-би-си». Таким образом голос изгнанных диссидентов постоянно слышался на родине.

Перебравшиеся за рубеж совестливые интеллигенты не образовали дружной семьи единомышленников. Они были едины в отрицании совет­ского строя и коммунистической доктрины, но расходились в определении конечной цели своей борьбы — будущего России. В середине 1970-х го­дов четко обозначились два противоположных течения: 1) национально- религиозное, патриотическое во главе с А. И. Солженицыным, который опубликовал в самиздате в 1974 году «Письмо вождям Советского Союза», где с присущей ему категоричностью провозгласил свою кон­цепцию; 2) глобально-либеральное, западническое, идеологию которого еще в 1968 году академик Сахаров изложил в трактате «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», по­лучившем широкое распространение в самиздате.

Полемика между патриотами-русофилами и западниками-космополита­ми известна русской интеллигенции с середины XIX века и продолжается

1 Цвигун С. О происках империалистических разведок // Коммунист. 1981. № 14. С. 98.

2 Более подробно: Базанов П. Н., Шомракова И. А. Книга русского зарубежья: Из ис­
тории книжной культуры XX века: учеб. пособие. СПб., 2003.


608


Глава 5. ПОКОЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ


5.2. ПОКОЛЕНИЕ СОВЕТСКИХ ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ


609


 


до сих пор. В среде эмигрантов «третьей волны» эта полемика обострилась до скандальных форм. А. Д. Синявский в «Открытом письме А. Солже­ницыну» упрекает адресата в «нетерпимости и фанатизме», в «авторита­ризме», в «позе духовного жандарма», который «травит третью эмиграцию» за то, что она не покаялась в грехах своих и т. д.1 Безотрадную картину «нравственной невменяемости», «обложного предательства», «непомер­ного тщеславия и честолюбия», а порой — чванства и хамства, обнару­жившихся в среде русских диссидентов-эмигрантов в 1970-е годы, рису­ет в своих мемуарах В. В. Белоцерковский, хорошо знавший эту среду2. Возможно, что третья эмиграция, погрузившись в свои «семейные дряз­ги», постепенно омещанилась и утратила бы благородную интеллигент­ность. К счастью, этого не произошло. Тот же Белоцерковский, «глядя из сегодняшнего дня» и не отказываясь от суровой критики, тем не менее «однозначно» утверждает: «диссидентство представляло лучшую часть советского общества!» (с. 171).

5.2.3. Перестройка — лебединая песня шестидесятников

Вывод о приоритете в наш век общечеловече­ских интересов и ценностей стал, по сути дела, сердцевиной нового мышления.

М. Горбачев

В 1985 году М. С. Горбачев, по возрасту и духовному складу относя­щийся к шестидесятникам, инициировал перестройку, провозгласив «новое мышление», многие положения которого перекликались с мыс­лями, высказанными в трактате А. Д. Сахарова. Возникает вопрос: мож­но ли диссидентство считать непосредственной причиной горбачевской перестройки? Нет, жесткой причинно-следственной связи между дисси­дентами и «прорабами перестройки» проследить нельзя. Но между ними есть родственная связь: и те, и другие вышли из шестидесятничества, из его игровой оппозиционности по отношению к советской власти. Они — представители одного поколения русской интеллигенции, это — род­ные братья. Но характеры у них разные. В галерее социальных портретов молодых шестидесятников, представленной в начале параграфа, прорабы перестройки — это сохранившие юношеский задор активисты, револю-

1  Синявский А. Д. Открытое письмо А. Солженицыну // Синтаксис. 1991. № 31.
С. 159-162.

2  Белоцерковский В. В. Путешествие в будущее и обратно. Повесть жизни и идей: в 2 кн.
М., 2005. Кн. 2. С. 134-193.


ционеры и романтики (класс А), а диссиденты относятся к классу В.2 убежденных нонконформистов. Но и тех, и других невозможно исключить из истории русской интеллигенции, потому что они в равной мере раз­делили трагедию поколения шестидесятников между собой. Последним актом этой трагедии стала перестройка — лебединая песня шестидесят­ников.

Появление Михаила Сергеевича Горбачева (родился в 1931 г.) на посту Генерального секретаря КПСС — чистая случайность, непредска­зуемая ирония российской истории. Шестидесятники совершенно не­ожиданно получили щедрый шанс для самореализации: в марте 1985 года в Кремле оказался, конечно, не диссидент, а анкетно чистый партийный функционер, но все-таки выпускник МГУ, знакомый с шестидесятниче­ством не понаслышке, безукоризненный советский интеллигент, человек образованный, творческий, энергичный, моложавый, почти полная про­тивоположность геронтократам типа Брежнева или Черненко. Двадцати­летний духовный застой привел страну в предкризисное состояние, не­обходимость масштабных реформ в народном хозяйстве и общественной жизни была давно ясна интеллектуальной элите, и в первую очередь — но­вому лидеру страны. Хотя у М. С. Горбачева не было глубоко продуман­ной и тщательно взвешенной программы преобразований, он смело взялся за дело, формируя на ходу команду единомышленников-шести­десятников. Впоследствии он чистосердечно признавался от лица своего поколения: «Трудность здесь возникала в первую очередь для тех, кто предпринял пересмотр сложившихся взглядов. Ведь и они были детьми своего времени. С первых своих шагов, начиная со школы, они впитыва­ли в себя основы официальной идеологии. Правда, все они прочувствова­ли XX съезд, глубоко пережили прозвучавшее из уст Н. С. Хрущева ра­зоблачение сталинизма. Это были те, кого потом называли "шестидесят­никами". Но освобождение от идейных оков в 50-е годы далеко не было полным. Борьба внутри себя, в глубине собственного сознания — вот чем был процесс этого освобождения для тех, кто его начинал и осуществлял»1. Я думаю, что Горбачев имеет в виду этическое самопреобразование: замену этики советского интеллектуала этикой русского интеллигента, ведь именно этическое самоопределение является отличительной осо­бенностью интеллигента2.

1   Горбачев М. С. Размышления о прошлом и будущем. М., 1998. С. 179-180.

2   Интересно, что эмигранты-диссиденты с симпатией и надеждой отзывались о «коман­
де Горбачева». Они отмечали, что Горбачев и его помощники не запятнаны кровью, не
принимали участия в репрессиях, они унаследовали советскую власть «уж какая она ни на
есть, и пытаются по мере возможности ее исправить». Кроме того, «нынешние вожди в


610


Глава 5. ПОКОЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ


5.2. ПОКОЛЕНИЕ СОВЕТСКИХ ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ                                                                                        61 1


 


Перестройка замышлялась как коренное обновление одряхлевшего советского строя. Не случайно М. С. Горбачев и его команда отважно щеголяли революционной фразеологией, сравнивая перестройку с Ок­тябрем. Однако интеллигент Горбачев был не революционером ленинской школы, а скорее оппортунистом. Об этом свидетельствуют его заявления типа: «С моей точки зрения, оптимальной формой общественного разви­тия, соответствующей интересам граждан, является эволюционное рефор­мирование общества, когда возникнет необходимость перемен»1. К сожа­лению, тактика оппортунистического реформирования, принятая Горба­чевым, оказалась ошибочной. Различаются три этапа «перестроечного процесса»:

Первый этап (1985-1986) был многообещающим. Новое политическое мышление, провозглашенное М. С. Горбачевым2, понималось как «под­линно научная идеология социализма конца XX века». Во внешней по­литике новое мышление отличалось толерантностью, отказом от нацио­нального эгоизма, приверженностью общечеловеческим культурным нормам и ценностям, то есть интеллигентностью. Прекрасными плода­ми интеллигентного внешнеполитического курса стали международная разрядка и окончание холодной войны, хотя афганская авантюра продол­жалась еще четыре года. Во внутренней политике успехи были гораздо скромнее.

Генеральный секретарь и его окружение для построения «социализма с человеческим лицом» использовали привычные командно-администра­тивные методы, которые только усугубляли экономические и социальные проблемы страны (характерный пример — дурацкая антиалкогольная кампания). Партийный аппарат скептически воспринимал гуманистиче­ские призывы генерального секретаря к демократической перестройке партийной работы, к плюрализму, гласности, альтернативным выборам и т. п. Благие намерения интеллигентных реформаторов воплотились в красноречивые, но утопические программы. Важно подчеркнуть, что перестройка затевалась вовсе не для того, чтобы своекорыстно конвер-

среднем гораздо более образованы. Юридический факультет МГУ, который окончил Гор­бачев, дает гораздо лучшее образование, чем церковноприходская школа в деревне Кали-новке, где учился Хрущев. Судя по тому, что и как говорит о культуре горбачевский идеолог Александр Яковлев, он наверняка прочитал больше серьезных книг, чем А. Жданов, Л. Ильи­чев и М. Суслов, вместе взятые» (Вишневская Ю. Надежды маленький оркестрик под управлением // Синтаксис. 1987. № 17. С. 94-95).

1 Горбачев М. С. Указ. соч. С. 16.

2 Горбачев М. С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира.
М., 1987.


тировать власть в собственность. По свидетельству А. С. Ципко, «Миха­ил Горбачев, и Вадим Медведев, и Александр Яковлев, как типичные представители партийной советской интеллигенции, выше всего ставили идейные, моральные мотивы»1. Интеллигентское этическое самоопреде­ление делает им честь, но оно не оправдывает утопичность их замыслов. Вместе с тем очевидно, что если бы шестидесятники в партийном руко­водстве КПСС не начали рискованную перестройку, то не было бы ника­ких серьезных изменений в Советском Союзе, хотя всем было ясно, что «так жить нельзя».

Разочарованная в бездарном начетничестве официальной идеологии, советская интеллигенция с энтузиазмом откликнулась на горбачевские лозунги ускорения, перестройки, нового мышления, гласности, демокра­тии. Никто не задумывался об утопичности этих лозунгов, которая состо­яла в том, что построить «социализм с человеческим лицом» предпола­галось, не меняя радикально отношений собственности, экономического и политического устройства страны. Наступила, так сказать, «вторая молодость» шестидесятничества, которая оказалась недолговечной.

Второй этап (1987-1988) можно назвать периодом проб и ошибок. Реально, а не утопически мыслившим реформаторам было понятно, что требуется «решительная демократизация экономических и политических отношений, очищение общества от чуждых социализму явлений, честное и открытое обсуждение предыдущей истории и современного состояния страны»2. В экономической сфере нужно ограничить всевластие плановой системы и волюнтаризм министерств, децентрализовать управление экономикой, ввести производственное самоуправление, поощрить коопе­ративные и семейные формы мелкого предпринимательства, развить конкуренцию между товаропроизводителями и т. п. В социальной сфере: отменить номенклатуру ответственных работников, пользующихся осо­быми правами и привилегиями; снять социальные перегородки, отделя­ющие руководящие кадры от массы трудящихся; устранить бюрократи­зацию общественных отношений. В идеологической сфере: устранить опеку партийных органов над хозяйственной деятельностью предприятий, изжить формализм, разрыв слова и дела, усилить гласность и активизи­ровать средства массовой информации. В этих требованиях не звучат предложения о частной собственности, рыночной экономике, об отмене цензуры, свободе предпринимательства, но и без этого их либерально-

1 Ципко А. Указ. соч.

2 Заславская Т. О стратегии социального управления перестройкой // Иного не дано:
Судьбы перестройки. Вглядываясь в прошлое. Возвращение к будущему / под общ. ред.
Ю. Н. Афанасьева. М., 1988. С. 35.


612


Глава 5. ПОКОЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ


5.2. ПОКОЛЕНИЕ СОВЕТСКИХ ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ


613


 


демократическая, антисоциалистическая направленность была достаточ­но очевидна для консервативной партократии.

М. С. Горбачеву пришлось в социально-экономической области по­стоянно преодолевать оппозицию партийных консерваторов, и здесь достижения были незначительны. Правда, ему удалось провести в жизнь законы о государственной приемке продукции, государственном заказе, выборности руководителей предприятий и другие, но результатом этих новаций было усиление недовольства трудящихся и дальнейшее падение популярности генсека. Увеличивался дефицит товаров народного потреб­ления, и росло недовольство населения бестолковой перестройкой. Но были и несомненные успехи. Исчез унизительный страх перед возмож­ностью незаконных действий карательных органов. В 1987 году была объявлена политическая амнистия и принят курс на создание много­укладной экономики. Весьма успешной перестроечной акцией, завоева­вшей Горбачеву добрую память в среде русской интеллигенции, было раскрепощение периодики и возвращение читателям репрессированной литературы.

Возродился традиционный интеллигентский литературоцентризм. Ослабление цензурных уз позволило не только широко обсуждать ста­линские преступления, но и разоблачать аморальность советского тота­литаризма, критиковать коммунистическую идеологию и КПСС (пока еще не развенчивая культ В. И. Ленина, К. Маркса и Ф. Энгельса). Совет­ская гуманитарная интеллигенция с азартом неофитов внимала обвини­телям и ниспровергателям вчерашних кумиров, в роли которых выступали их непримиримые политические противники (А. Авторханов, А. Амальрик, В. Буковский и др.), здравомыслящие ученые-публицисты (Ю. Карякин, А. Нуйкин, В. Селюнин, Н. Шмелев и др.), писатели-постмодернисты (В. Войнович, С. Довлатов, Э. Лимонов и др.). Особым успехом у совет­ского читателя пользовалась так называемая «возвращенная литература» — произведения талантливых мастеров русской литературы, не вписавшихся в рамки социалистического реализма (А. Ахматова, И. Бунин, М. Булгаков, Н. Гумилев, Б. Пастернак, А. Платонов, А. Рыбаков и др.).

Интеллигентские идеалы и ценности молодых шестидесятников в конце 1980-х годов были дискредитированы, заклеймены и отвергнуты. Практически все покорно с этим согласились. Более того, постаревшие шестидесятники сменили роль ироничных фрондеров на роль суровых мстителей и судей. Такая трансформация была естественной для нонкон­формистов, особенно для диссидентов, имеющих личные счеты с советской властью (класс В), ее можно понять в случае безразличного класса Б, но она была противоестественной для активных адептов (класс А). Однако


последние, демонстрируя гибкость диалектического мышления, не отста­вали от остальных сверстников, низвергая прежние символы веры. По сути дела обнаружилась ранее скрытая трагедия поколения, которая до­стигла своей кульминации на завершающем этапе перестройки.

Третий этап (1989-1991) — апофеоз шестидесятничества и крах советского тоталитаризма. Мечты молодых шестидесятников о свобо­де слова, жизни не по лжи, свободе самореализации, как и диссидентские требования демократии, деидеологизации, политического плюрализма, начали на глазах воплощаться в действительность. Весной 1989 года прошли первые альтернативные выборы в Верховный Совет СССР, когда партийные функционеры потерпели сокрушительное поражение. С 1 сентября 1989 года в вузах перестали преподавать марксизм-ленинизм. Весной 1990-го вновь избранный демократический Верховный Совет СССР отменил шестую статью Конституции СССР о КПСС как руково­дящей силе общества. В июле 1990 года состоялся XXVIII съезд КПСС, на котором произошел раскол, положивший конец ленинской партии. Демократическое шестидесятничество, вооруженное неукротимым духом свободы, правды, справедливости (я бы сказал — духом интеллигентно­сти), победило обветшавший советский тоталитаризм и административно-командную систему в целом. Какой восторг! Можно было бы поздравить и неутомимых прорабов перестройки, и непримиримых диссидентов-эмигрантов, если бы им удалось принести благополучие и счастье мно­гострадальному советскому народу. К сожалению, этого не случилось.

Третий этап перестройки характеризуется нарастанием кризисных явлений. Межнациональные столкновения (Карабах, Фергана) перера­стают в локальные войны, национальные фронты прибалтийских респуб­лик объявляют советскую власть оккупационной, демонстрации и заба­стовки вспыхивают повсеместно. Сепаратистские настроения распро­странялись как эпидемия заразного недуга. Нищающий народ роптал, а добровольный выход из рядов КПСС стал массовым. Президент Горба­чев все больше утрачивал контроль над событиями в стране. 12 июня 1991 года президентом России был избран Б. Н. Ельцин, несмотря на противодействие центральной власти.

Предпринятый в августе 1991 года консервативными антигорбачев-скими силами путч подтолкнул СССР к распаду. В декабре 1991 года первый и последний президент Советского Союза, «архитектор пере­стройки» М. С. Горбачев сложил с себя полномочия главы государства. Эпопея перестройки завершилась катастрофически. Она обернулась не созиданием, а разрушением, развалом сначала идеологии, потом партии, потом народного хозяйства, потом советского государства. Интеллигента


614


Глава 5. ПОКОЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ


5.3. ПОКОЛЕНИЕ ВОСЬМИДЕСЯТНИКОВ


615


 


Горбачева сменил в Кремле другой шестидесятник — Борис Николаевич Ельцин (1931-2007). Он был далек от интеллигентской гуманности, предпочитая волевой и решительный прорыв в неведомое будущее. В отличие от Горбачева, Ельцин в качестве своих советников и помощ­ников избрал не ровесников-шестидесятников, а интеллектуальных ли­деров следующего поколения, поколения восьмидесятников (Е. Т. Гайдар, А. Б. Чубайс, С. М. Шахрай, А. Н. Шохин и др.). Ельцинское правление в 1991-1999 годах — бесславный закат поколения шестидесятников. Одновременно это было время начала господства восьмидесятников, ценностные ориентации которых существенно отличались от смысложиз-ненных установок их отцов.

5.3. ПОКОЛЕНИЕ ВОСЬМИДЕСЯТНИКОВ

Культурная революция, задуманная большевиками во времена безум­ного разгула Гражданской войны, принесла наконец свои обильные, даже слишком обильные плоды. Поколение восьмидесятников — самое обра­ зованное, самое умственно развитое поколение советской интеллигенции. Если образовательно-культурный уровень героического поколения, про­шедшего рабфаки и коммунистические вузы, оставлял желать лучшего, то к 1970 году высшее и среднее образование было у 95 млн работающих (65,3 %), а в 1987-м — у 164 млн (88,9 %) всех работников1.

Надо отметить, что рост численности студентов вузов шел форсиро­ванными темпами все советские годы. С. В. Волков приводит следующую статистику: 1918год — 60 тысяч студентов; 1920-й — 207 тысяч; 1930-й — 287,9 тысячи; 1940-й — 811,7 тысячи (рост за десять лет индустриали­зации и реконструкции в 2,8 раза!); 1950-й — 1247,4 тысячи; 1960-й — 2396,1 тысячи (рост за десятилетие почти в два раза!); 1970-й — 4580,6 ты­сячи (опять рост почти в два раза); 1980-й — 5235,2 тысячи (стало ощущаться перепроизводство специалистов с высшим образованием и нехватка рабочих); наконец, 1990-й — 5161,6 тысячи2. Причем, начиная с 1950-х годов, среди студентов постоянно возрастает доля интеллигентов во втором поколении, то есть выходцев из семей служащих: если в конце 1960-х их было 30-40 %, а в конце 1980-х — более 60 %. Ясно, что их интеллектный уровень был выше, чем детей рабочих и крестьян.

1  Филиппов Ф. Р. От поколения к поколению: социальная подвижность. М., 1989.

2  Волков С. В. Указ. соч. С. 28.


Динамика роста численности разных профессиональных групп в 1940-1985 годах представлена в табл. 5.1.

Таблица 5.1 Численность профессиональных групп (в тыс.)

 

Профессиональные группы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 171 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2464 - | 2389 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.