Сказанного достаточно для того, чтобы воспроизвести модель идеально го русского интеллигента по эскизу академика Лихачева. Вот эта модель:
— образованность европейского уровня, широкий общекультурный кругозор;
— креативность — бесстрашное правдоискательство, интеллектуальная независимость, свободомыслие;
— этическое самоопределение: а) совестливость, честность, правдивость; б) толерантность, осуждение насилия и террора; в) благоговение перед культурой, приобщенность к книжной культуре, русской литерату-
1 Лихачев Д. С. Интеллигенция — интеллектуально независимая часть общества //
Судьба российской интеллигенции. СПб., 1999. С. 31-32.
2 Лихачев Д. С. Тревоги совести//Лихачев Д. С. Об интеллигенции. СПб., 1997. С. 94.
ре; г) индивидуализм, самодостаточность; д) оппозиционность по отношению к деспотичной власти.
Если сопоставить получившуюся модель с формулой интеллигентности, нетрудно увидеть, что модель Д. С. Лихачева хорошо согласуется с нашей формулой, но не совпадает с ней полностью. Расхождение заключается в пунктах г) и д) этического самоопределения, которых нет в нашей формуле. Поясню причины этого расхождения.
Д. С. Лихачев постоянно повторял тезис об интеллектуальной свободе «умственно порядочного человека», о сохранении им уникальной индивидуальности, ибо «если индивидуальность исчезнет, исчезнет и интеллигенция»'. Он подчеркивал, что учитель, ученый, писатель, делающий свою работу «по заданию, в духе требований партии, государства или какого-либо заказчика с "идеологическим уклоном", — не интеллигент, а наемник»2. Подлинный интеллигент руководствуется не партийными, классовыми, сословными, профессиональными или иными коллективными интересами, а исключительно своей совестью, то есть индивидуальными ценностными ориентациями. Стало быть, интеллигент — вольный индивидуалист, «сам свой высший суд».
Нетрудно распознать западноевропейские истоки индивидуалистических взглядов Лихачева. «Европейская культура,—говорил академик, — это культура универсализма, при этом универсализма личностного характера (курсив мой. — А. С). Личность человека, его индивидуальные особенности, отличия, его талант и убеждения — более всего ценятся в европейской культуре»3. Это действительно так. Не случайно именно на Западе популярна доктрина либерализма или либертарианства4, утверждающая право каждого человека жить так, как он хочет, при условии уважения прав других людей.
Свобода интеллекта (интеллектная или интеллектуальная свобода) — необходимая предпосылка креативности, присущей как интеллигенту, так и интеллектуалу. Она подразумевается в формуле интеллигентности и в формуле интеллектуальности, поэтому нет нужды выделять ее особо. А вот либеральный индивидуализм, свободный от партийных, сословных, классовых, профессиональных уз и обязательств, привлекателен только
1 Лихачев Д. С. Сила интеллигенции — в индивидуальности // Конгресс российской
интеллигенции. СПб., 1998. С. 24.
2 Лихачев Д. С. О русской интеллигенции. С. 8.
3 Лихачев Д. С. Три основы европейской культуры и русский исторический опыт //
Лихачев Д. С. Русская культура. М., 2000. С. 46.
4 См., например: Боуз Д. Либертарианство: история, принципы, политика. Челябинск,
2004.
658
Глава 5. ПОКОЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
для интеллектуалов с эгоистической направленностью личности1. Интеллигентам-альтруистам свойственно чувство долга, ощущение личной ответственности за благосостояние других людей и своей страны. Долг, ответственность — всегда путы, всегда рамки, ограничивающие свободу индивидуального самовыражения. Индивидуализм деспотичен и эгоистичен, а не альтруистичен, поэтому он неуместен в формуле интеллигентности.
Что касается требования оппозиционности по отношению к власти, прежде всего по отношению к советскому тоталитаризму, оно не вошло в формулу, так как относится к гражданскому, а не к этическому самоопределению личности. Получается, что все сторонники советской власти, независимо от их интеллектно-этических качеств, автоматически исключаются из состава русской интеллигенции, поскольку, как утверждает академик, «интеллигенция все это время была главным врагом советской власти». Материал нашей книги показывает, что интеллигенты и интеллектуалы были как среди монархистов, эмигрантов и диссидентов, так и среди людей, лояльных по отношению к советской власти и даже среди большевиков.
Несмотря на то что модель интеллигента, построенная Дмитрием Сергеевичем, не совпала полностью с нашей формулой интеллигентности, я считаю, что его практическая научная и общественная деятельность позволяет использовать фигуру академика Д. С. Лихачева для персонификации идеала интеллигентности. Дмитрий Сергеевич Лихачев в тяжелые годы перестроек и трансформаций сделался символом русской ин теллигентности XX века, соединившей преемственность с поколением Серебряного века и почитание культурного наследия тысячелетней России, мужественное противостояние агрессивному невежеству и интеллектуальную независимость. Символ интеллигентности был необходим русским людям на излете тоталитаризма, и Д. С. Лихачев успешно выполнил свою миссию. Еще более этот символ нужен в наши дни, в условиях кризиса нравственности и культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Более десятилетия проблема русской интеллигенции активно обсуждается в нашем Университете. Образовалась целая библиотечка университетских изданий, запечатлевших постепенное, извилистое, но непрерывное движение к пониманию сути интеллигентности, судьбы российской интеллигенции, воспроизводству интеллигентских ценностей в сознании новых поколений. Промежуточные итоги этого движения воспроизведены в статьях В. Е. Триодина1 и в книгах А. С. Запесоцкого2. В ноябре 2007 года в рамках университетского Дискуссионного клуба состоялся круглый стол, посвященный теме «Интеллектуальное пространство современной России». В дискуссии, организованной Университетом совместно с научным журналом «Человек», приняли участие видные философы, культурологи, педагоги Москвы и Петербурга. Знакомство с материалами круглого стола3 показывает отсутствие значительного прогресса в понимании феномена интеллигенции. Повторялись трактовки понятия «интеллигенция» столетней давности, пущенные в оборот авторами сборника статей «Вехи» (1909), противоречиво толковались различия между интеллигентами и интеллектуалами, а неологизм «интеллектуальное пространство» не получил конструктивного использования.
Например, рождение интеллигенции датируется серединой XIX века, когда Россия «вынуждена была развивать промышленность, и поэтому ей потребовался грамотный служивый люд, каковым и явилась интеллигенция» (А. С. Дриккер). Получается, что российская интеллигенция насчитывает всего полтора столетия, не имеет исторических корней в дореформенных поколениях (о дворянских и древнерусских поколениях следует забыть) и импортирована с Запада вместе с промышленным оборудованием. Правда, на своеобразной российской почве интеллигенция
1 Практически абсолютное освобождение от социальных пут невозможно. Как справедливо отмечал В. И. Ленин, «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Поэтому абсолютная интеллектуальная свобода отдельно взятого индивида не достижима. Даже беспартийный и внеклассовый академик Лихачев, будучи человеком религиозным, не может игнорировать догматы православия, которые, конечно, ограничивают его интеллектуальную свободу.
' Триодин В. Е. Предварительные итоги (послесловие к дискуссиям о судьбе российской интеллигенции) // Судьба российской интеллигенции: материалы научной дискуссии / сост. и ред. В. Е. Триодин. СПб., 1997. Вып. 2. С. 63-86; Он же. Судьбы русской интеллигенции (размышления после дискуссии) // Магистр. 1997. № 4. С. 73-85.
2 См., например, недавно изданную книгу: Запесоцкий А. С. Культурология Дмитрия
Лихачева. СПб., 2007. С. 189-201.
3 Интеллектуальное пространство современной России: материалы круглого стола,
2 ноября 2007 г. / СПбГУП. СПб., 2008.
660
ПОКОЛЕНИЯ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНиИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
661
(народники, земские врачи, учителя) «сконструировала собственный миф о бескорыстном служении высшим идеалам и народу». Нетрудно увидеть, что автор имеет в виду разночинные этико-политические (народники) или этико-просветительные (врачи, учителя) субкультуры и присваивает им псевдоним «интеллигенция». Не удивительно, что у него «имеются большие сомнения относительно того, что возрождение интеллигенции в России имеет какие-либо перспективы». Другие участники дискуссии «профессионалов в своей области» (как импортированных, так и самобытных) относят к интеллектуалам, а интеллигентов предлагают определять по критерию совестливости — интеллигент «может быть не слишком интеллектуален, но присутствие совести — непременное условие» (М. И. Микешин). Здесь нет ни социальных, ни исторических ограничений для интеллигенции, и «не слишком интеллектуального», но правдолюбивого юродивого Московского царства можно считать интеллигентом, а интеллектуала Е. Т. Гайдара — ни в коем случае! М. С. Уваров озаглавил свое выступление «Мерцающая интеллигенция», поскольку «сегодня интеллектуалы и интеллигенты у нас все время меняются местами, перепутываются между собой». Он совершенно прав! Ведь виртуальное «интеллектуальное пространство» — область бытия интеллектуалов, а никак не интеллигентов. Интеллигенты должны обитать в «интеллигентском пространстве». Но участники дискуссии по умолчанию полагают, что интеллигенты «мерцают» в интеллектуальной среде.
Короче говоря, материалы круглого стола 2007 года лишний раз убеждают в необходимости упорядочения (в идеале — формализации) понятий, относящихся к семантическому полю «интеллект», чтобы разграничить имена и псевдонимы. Для проверки работоспособности выработанных решений нужно наложить их на историческую ретроспективу, образованную последовательностью социально-культурных поколений. Собственно говоря, решению этих задач и посвящена данная книга. Разумеется, наши методологические разработки и исторические экскурсы вовсе не исчерпывают затронутую проблематику. Разговор о существе феномена интеллигентности, о роли интеллигентов и интеллектуалов в российской истории далеко не закончен. Но самое актуальное, самое злободневное значение имеет вопрос о становлении гипотетического постсоветского поколения. Ведь будущее страны зависит от этического самоопределения интеллектной элиты общества, формирующейся сегодня в стенах вузов. Это самоопределение детерминируется, с одной стороны, традиционными интеллигентскими установками, воплощенными в классической русской литературе и искусстве, с другой — интеллектуальной (фаустов-
ской) мифологией, творцами которой выступают отечественные социологи и философы западной ориентации.
В роли культурного героя фаустовского мифа выступает интеллекту ал — специалист-профессионал, мастер своего дела, а в роли презренного трикстера — интеллигент, пренебрегающий производственными заботами и имеющий амбициозные претензии кого-то учить, просвещать, обличать, быть «совестью и честью» нации. Интеллектуалы — полезные члены индустриального и постиндустриального общества, они пользуются общественным признанием и легко инкорпорируются в состоятельный господствующий класс, превращаясь в один из устоев истеблишмента. Интеллигенты же в силу тех или иных причин, порою от них не зависящих, не используют свой интеллект должным образом, и поэтому не имеют доступа к богатству и высокому социальному статусу.
Вот понимание интеллигенции одним из мифотворцев: «Интеллигенцию как конкретно-исторический слой можно определить как группу, в деятельности которой общая, то есть идеологическая и политическая, сторона господствует над специализированной, профессиональной, а для идейной деятельности характерна гипертрофия социального критицизма над полезной профессиональной работой»'. Обобщая, можно отметить следующие привлекательные качества современного героя фаустовского мифа:
— профессионализм высокого класса, целенаправленное приобрете
ние знаний и постоянное повышение своей квалификации;
—развитое технократическое мышление, ориентированное на эффективность производства и достижение успеха;
— чувство независимости и самодостаточности, гарантированное личными достоинствами и талантами;
— критическое восприятие утопических проектов и демагогических обещаний, здоровый скептицизм;
— стремление руководствоваться здравым смыслом и трезвым расчетом, а не эмоциями милосердия, жалости, сочувствия, часто противоречащими интересам дела и др.
Не удивительно, что многим интеллектуалам присущи деспотизм, жестокость, цинизм. В связи с этим вспоминается, что апокрифическая литература рисует Иуду как самого смышленого, предприимчивого и здравомыслящего из учеников Христа2. Я не уверен, что эти интеллектуальные качества подтолкнули апостола-предателя к преступлению, но убежден, что они не были отличительной особенностью ранних
1 Фурсов А. И. Интеллигенция и интеллектуалы // Кустарев А. Нервные люди. Очерки об интеллигенции. М., 2006. С. 63.
: Книга Иуды: антология / сост. С. Ершов. СПб., 2001.
662
ПОКОЛЕНИЯ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
663
христиан и античной интеллигенции. Кстати, Жюльен Бенда (1867-1956) еще в 1927 году опубликовал книгу «Предательство интеллектуалов», где обвинял французскую интеллигенцию в том, что она изменила традициям интеллигентности, перестала признавать гуманистические ценности поколения 1848 года «с его просвещенной верой в то, что душа народа однажды преисполнится любовью и желанием справедливости». Деградировавшая интеллигенция погрузилась в корыстолюбивую мирскую суету, в патетический практицизм, поп-интеллектуализм1. Если верить Ж. Бенда, печальный «конец интеллигенции», о котором неустанно твердят постсоветские интеллектуалы, случился во Франции в начале XX века.
Творческие потенции фаустовского человека не ограничиваются профессиональным обслуживанием социальных потребностей, они простираются до претензий технократического господства над обществом. Идеология технократизма зародилась на Западе в середине XX века, у ее истоков стоят американцы Джеймс Бернхэм (1905-1987), автор книги «Менеджерская революция» (1941) и Джон Гэлбрейт (род. в 1908 г.), автор теории «нового индустриального общества». Суть этой идеологии состоит в обосновании неизбежности перехода власти от капиталистов-собственников и политиков-профессионалов к интеллектуалам, обладающим обширными научными и техническими знаниями и способностями организовать их производственное применение в личных интересах. Интеллектуалы-технократы, монополизировав научное управление обществом, получат возможность эксплуатировать рабочих, служащих, мелких товаропроизводителей.
Апологетическая мифология 1950-1960-х годов постепенно сменяется более сдержанным энтузиазмом. В 1979 году вышла в свет книга Эл-вина Гулднера «Будущее интеллектуалов и восхождение нового класса»2, где в качестве «нового класса», как и раньше, рассматриваются интеллектуалы и техническая интеллигенция. Автор указывает, что, начав с критики традиционного общества во имя разума (в духе Вольтера и Дидро), новый класс кончает тем, что высокомерно требует для самого себя не только права принимать административные решения, но и права определять нормативную основу социума, то есть нравственность. Идеология нового класса состоит в апологии профессионализма, который предопределяет политическую экономию культуры и приводит к образованию культурбуржуазии. Гулднер предсказывает, что господство культурбур-
жуазии в обществе приведет к жестокому деспотизму. Склонность нового класса к формализму в сочетании с его одержимостью «делом» ведет к пренебрежению человеческой личностью, и новая рациональность может парадоксальным образом обернуться новой «тьмой в полдень». Сообщество интеллектуалов становится, таким образом, новым эксплуататорским классом в постиндустриальном обществе.
Известны и отечественные варианты мифического технократического общества'. В отличие от западных мифов, в постсоветской мифологии в качестве антигероев выступает не только прекраснодушная народолюби-вая интеллигенция, но и сам русский народ, который по лености и дурости своей к предпринимательству не готов и рынка не приемлет. Наряду с апологетическими фаустовскими мифами существуют их антиподы, осуждающие беспощадный рационализм фаустовского человека. Проповедниками антифаустовских мифов являются современные гуманисты, уверенные в том, что «русский интеллигент — это не столько профессионал в той или иной области духовного производства, сколько тираноборец и вестник-глашатый великого исторического реванша слабых над сильными»2. Интеллигенты-гуманисты предлагают задуматься над следующими вопросами.
Кто виноват в глобальном кризисе, где скрыты его причины? Кто поставил стремящееся к благополучию, свободе и счастью человечество на грань самоуничтожения? Какая сверхъестественная сила уничтожает леса и пастбища, отравляет атмосферу, питьевую воду и Мировой океан? Почему сильные и богатые озабочены не тем, как накормить бедных и голодных, а уничтожением возможных конкурентов и противников? Чья воля извлекла из недр вещества ядерное оружие и превратила его в дамоклов меч, висящий над нашей планетой? Ответ очевиден: все это сделал фаустовский человек XX века. Смешно рассчитывать, что могильщики человечества, услышав апокалипсические увертюры, осознают свои преступные ошибки, покаются и бросятся коллективно их исправлять. «На наш век хватит», — подумает большинство из них. Кто сможет удержать человечество у края пропасти? Если не воля Божия, то только разумные, образованные, добрые интеллигенты, человеколюбивые и бескорыстные альтруисты. Найдутся ли они среди постсоветской молодежи?
Прошлое русской интеллигенции запечатлено в многочисленных трудах историков, писателей, литературоведов, публицистов, а об интелли-
1 Бенда Ж. Предательство интеллектуалов (1927) // Кустарев А. Нервные люди. Очерки
об интеллигенции. М., 2006. С. 368-374.
2 Цит. по: Кустарев А. Указ. соч. С. 335-355.
' Например: Афанасьев С. Л. Будущее общество. М, 2000.
2 Панарин А. С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. М., 1998. С. 73.
664
ПОКОЛЕНИЯ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
генции завтрашнего дня, которую представляют сегодняшние студенты, нам известно очень немного. После одной из дискуссий я обратился к своим студентам с тремя вопросами, на которые ответили около 700 человек из разных вузов:
1. Каково ваше отношение к интеллигенции?
A. Мои родители интеллигентные люди, и я хочу быть интеллиген
том — 65 %.
Б. Мои родители неинтеллигентны, но я хочу быть интеллигентом — 23 %.
B. Мои родители интеллигентны, но я не хочу быть интеллигентом —
5%.
Г. Мои родители неинтеллигентны, и я не хочу быть интеллигентом — 7 %.
2. Должны ли ваши дети быть интеллигентнее своих родителей?
A. Обязательно должны, и я буду всячески этому способствовать —
76,3 %.
Б. Совсем не обязательно, но если захотят, пусть будут — 22,2 %.
B. Интеллигентность — не лучшее качество в человеке, и незачем ее
культивировать — 1,5 %.
3. Какие социальные функции выполняет интеллигенция в России?
A. Интеллигенция — ум, честь и совесть России — 64 %.
Б. Интеллигенция — это люди, занятые умственным трудом, — 31 %.
B. Интеллигенция — бедствие и несчастье России — 5 %.
Полученные результаты показывают, что постсоветские студенты
в массе своей воспринимают интеллигентность как привлекательную ценность и хотели бы приобщиться к интеллигенции (доля потенциальных «неинтеллигентов» около 10 %). Две трети опрошенных связывают с интеллигентским званием выполнение культурно-творческих функций, и только 5 % относятся к интеллигенции отрицательно. Но опросы такого рода не могут служить опровержением пессимистического суждения, что «интеллигенция уходит». Они имеют сугубо ориентировочный характер, потому что понятия «интеллигенция» и «интеллигентность» разные респонденты наверняка понимали по-разному. Состоится или нет гипотетическое постсоветское поколение русской интеллигенции? Сможет ли интеллектная современная молодежь преодолеть фаустовские соблазны? Чтобы ответить на эти вопросы, требуются специальные исследования.
Научное издание