Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Суть восьмидесятничества — утилитаризм и дегуманизация 2 страница




В. Ерофеев считает себя «постгуманистом» и видит свою задачу в том, чтобы ниспровергнуть концепцию homo sapiens, восходящую к эпо­хе Просвещения, и разоблачить гуманистическую идеализацию человека. Он пишет: «Советская и антисоветская литература состязались в гумани­стических прыжках. Между тем именно при советской власти человек, то есть субъект гуманизма, показал, на что он способен. Продемонстрировав чудеса подлости, предательства, приспособленчества, низости, садизма, распада и вырождения, он, выяснилось, способен на все... Как бы то ни было, русская литература конца XX века накопила огромное знание о зле. Мое поколение стало рупором зла, приняло его в себя, предоставило ему огромные возможности самовыражения. Чтобы выразить силу зла, в рус­скую литературу пришло поколение далеко не слабых писателей»'.

Произведения литераторов-постмодернистов переполнены злыми и отвратительными персонажами, которые не всегда являются продукта­ми болезненной фантазии автора. С этими персонажами соперничают социальные типы, выявленные серьезными социологами. Показательна предложенная Ж. Т. Тощенко типизация «парадоксальных людей», клич­ки которых говорят сами за себя:

хищники, обладающие неуемной жаждой наживы, навыками гра­бежа государственного имущества и лишенные этических принципов, что оправдывается рационалистичностью, умением организовать дело, добиться максимальной прибыли;

мародеры, неразборчивые в средствах и жадные приобретатели материальных или духовных ценностей, оставшихся без хозяйского при­смотра;

мутанты — советские идеологические работники, сменившие свои взгляды на прямо противоположные и яростно критикующие преж­нюю идеологию; к ним примыкают шатуны, блуждающие по всему по­литическому спектру от одной партии к другой;

хамелеоны, всегда лояльные по отношению к власти царедворцы, какой бы эта власть ни была;

холуи — образованные люди, готовые за соответствующую плату на все виды прислуживания сильным мира сего по принципу: «Чего из­волите?»;


демагоги, свободно мешающие правду и ложь, намеренно извра­щающие факты для обработки массовых аудиторий в своих целях1.

Таковы лики интеллектно-этической, точнее — интеллектуально-безнравственной элиты поколения восьмидесятников. Действительно, нет оснований ожидать появления великих писателей, мыслителей, уче­ных... Тем более что по сути дела отсутствует интеллигентская, не интеллектуальная элита. Конечно, можно найти среди восьмидесятников образованных людей с повышенной креативностью и альтруистическим, культуроцентристским этическим самоопределением. Например, неод­нократно цитированный мной Ю. М. Поляков. Но их так мало, что труд­но говорить об элитарном интеллигентском слое этого поколения. В за­ключение оглянемся еще раз на элиту господствующего ныне поколения, которая дает повод и для радости, и для печали.

Радость заключается в том, что в постсоветской России сложились мощные экономические и политические элиты. Я надеюсь, что в будущем они сыграют решающую роль в преодолении системного кризиса. В на­стоящее же время новоявленные элиты не пользуются авторитетом и уважением ни со стороны интеллигенции, ни со стороны обнищавших народных масс. Это общественное мнение поэт Андрей Дементьев отче­канил четверостишием:

Вчерашние клерки пробились во власть. Дремучие неучи стали элитой. Теперь не властители дум знамениты, А те, кто Россию успел обокрасть.

Не могу сказать, что в этих чеканных строках нет поэтического пре­увеличения. Современная российская элита весьма порочна, это верно, но она довольно образованна, и «дремучие неучи» в ней практически отсутствуют. Печалит деградация интеллектно-этической элиты. Вряд ли она сыграет конструктивную роль в разрешении стоящих перед страной проблем. Другое дело массовая профессиональная интеллигенция — от­цы и матери постсоветских студентов, способные передать своим детям спасительное пламя духа русской интеллигенции.

Теперь обратим внимание на те интеллектно-этические изменения, которые отличают поколение восьмидесятников от поколения шести­десятников. Эти изменения, разумеется, просматриваются в ликах вось­мидесятников, обрисованных выше, но сейчас сформулируем и охарак­теризуем их в явной форме. Вот они:


 


1 Ерофеев В. Время рожать. Предисловие // Время рожать: сб. / сост. В. В. Ерофеев. М., 2001. С. 9; 29-30.


' Тощенко Ж. Т. Парадоксальный человек. М, 2001. С. 316-320.


636


Глава 5. ПОКОЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ


53. ПОКОЛЕНИЕ ВОСЬМИДЕСЯТНИКОВ


637


 


дегуманизация и этический вакуум;

— ирония как форма мировосприятия;

— утилитаризм как принцип жизнедеятельности.

Этико-культурологический идеал, вытекающий из формулы интелли­гентности, является отличительной особенностью шестидесятничества, для которого приоритетными ценностями были бескорыстный альтруизм, забота об общественном благополучии, презрение к пошлости и насилию, благоговение перед культурой. В постсоветской России произошла де­вальвация традиционных интеллигентских ценностей, которая травми­ровала не только престарелых шестидесятников, но и воспитанных в советских школах восьмидесятников. Например, один из травмированных интеллигентов с недоумением восклицал: «Мы всегда знали, что беско­рыстный труд ценнее, чем оплаченный. Что человек, работающий не для себя, не для заработка, должен пользоваться уважением в обществе. Что если кто-то посвящает свою жизнь служению бескорыстному, он должен быть выше в глазах общества, чем тот, кто стремится разбогатеть... Нас объединяли какие-то другие, небуржуазные ценности, которые мы пере­дали своим детям, внушая им, что не в деньгах счастье, что не богатством измеряется благополучие и достоинство человека. Но уже сейчас дети некоторых наших знакомых на такие родительские наказы отвечают ус­мешкой, недоверием, а то и грубостью: мол, это вы, дураки, ничего не нажили, а мы поумнее вас»1. Авторитетный социолог Н. Е. Покровский подтверждает: «В наши дни профессор университета — профессия весь­ма сомнительного престижа (не мог никуда "по делу" устроиться, вот и работает профессором). То же касается любой другой "умной" профессии в искусстве, науке, медицине, школьной педагогике»2.

Не хочется радостно приветствовать избавление России от гумани­стической интеллигентности и присоединяться к злословию «постгума­ниста» Виктора Ерофеева: «Переход от "шестидесятничества" к новой волне в культуре выражается, прежде всего, в резком ухудшении мнения о человеке. Крушение гуманизма (как казенного, так и "подлинного") запечатлелось в здоровом скептицизме, в понимании того, что зло в че­ловеке лежит глубже, по словам Достоевского, чем это кажется лекарям-социалистам и убежденным демократам, совсем глубоко, на самом дне, откуда ласково взирает на нас входящий в моду маркиз де Сад»3. Однако

1 Розовская И. Реформа без героя, или Еще одно размышление на тему «Кому на Руси
жить» // Знание — сила. 1990. № 8. С. 31.

2 Покровский Н. Е. Указ. соч. С. 35.

3 Ерофеев В. Крушение гуманизма № 2 // Ерофеев В. Страшный суд: Роман. Рассказы.
Маленькие эссе. М., 1996. С. 442.


поневоле приходится признать, что дегуманизация — сущностная черта поколения восьмидесятников. Что компенсирует этический вакуум? Ирония! Ироническое отношение к реальному миру — другая сущност­ная черта поколения восьмидесятников. Я бы даже назвал его ироническим поколением русской интеллигенции. Что же такое ирония?

Ирония в толковых словарях трактуется как «насмешливая похвала, одобрение, выражающее порицание», «похвала, которая хуже брани» (В. И. Даль, 1881); «тонкая и вместе несколько колкая насмешка», «назвать злодея ангелом — значит иронизировать» (Ф. Ф. Павленков, 1905); «тон­кая, скрытая насмешка», «стилистический оборот, фраза, слово, в которых преднамеренно утверждается противоположное тому, что думают о лице или предмете» (Институт лингвистических исследований РАН, 1998).

Почему ирония стала так популярна во времена дряхлеющего совет­ского тоталитаризма? Ю. М. Поляков поясняет: «Отличительная черта моего ровесника — ирония. Блистательный щит иронии! Мы закрывались им, когда на нас обрушивались грязепады выспреннего вранья, и, может быть, поэтому не окаменели»1. Поистине щит иронии был необходим, потому что в 1980-е годы взрослеющей советской молодежи по крайней мере трижды пришлось пережить болезненное разочарование. Во-пер­вых, разочарование в коммунистических идеалах, знакомых со времен золотого детства; во-вторых, разочарование в юношеском увлечении — интеллигентских иллюзиях горбачевской перестройки; в-третьих, разо­чарование в блистательных демократах, алчущих личного обогащения. В чем же все-таки привлекательность и сила иронии? Была ли она зна­кома шестидесятникам и героическому поколению советских интеллек­туалов?

Недавно на русский язык было переведено философско-психологи-ческое эссе французского мыслителя Владимира Янкелевича (1903-1985), посвященное роли иронии в европейской культуре с Античности до наших дней2. Янкелевич очень серьезно, в духе классической филологии изучил разные ипостаси иронии. Обратимся за разъяснениями к вдумчивому и эрудированному автору, сохраняя его изысканно-старомодную манеру выражения.

В отличие от словарных толкований, зачастую отождествляющих иронию и насмешку, В. Янкелевич представляет иронию как очень слож­ное, противоречивое, амбивалентное явление. Он соглашается с тем, что ирония, строго говоря, есть псевдология, то есть «лжевысказывание»,

1   Поляков Ю. М. Указ. соч. С. 218.

2   Янкелевич В. Ирония. Прощение: пер. с фр. М., 2004. С. 5-140.


638


Глава 5. ПОКОЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ


5.3. ПОКОЛЕНИЕ ВОСЬМИДЕСЯТНИКОВ


639


 


потому что ей «свойственно думать одно, а говорить другое» (с. 29). Но ирония вовсе не злонамеренная ложь, пытающаяся сбить свою жертву с пути истинного. Напротив, она побуждает к умственному движению, помогает проникнуть в задние мысли, читать между строк, понимать с полуслова. «Ирония — вознесение, ложь — притяжение к земле. Ложь — тяжела, она привязывает камень к шее жертвы, чтобы утопить ее, ирония же протягивает шест тому, кого она вводит в заблуждение» (с. 48). Отсю­да следует, замечу я, что в условиях тоталитарной идеологии люди, же­лающие «жить не по лжи» (А. И. Солженицын), не могут пренебрегать иронией. Замечательное свойство иронии в том, что она не может быть оружием лжи, она служит только правде.

В иронии разум «обнаруживает свою самую скрытую и существенную правду», которая «навсегда заглушает и рев одержимых манией величия, и трели обезумевших певцов» (с. 71). «Ирония губительна для всякой иллюзии. Она повсюду раскидывает и ткет паутину, куда попадаются педанты, честолюбцы, гордецы... Ирония постоянно подвергает сомнению сакральные предпосылки, своими нескромными вопросами она разру­шает всякую определенность, неустанно оживляет и обновляет решение всех проблем, ежесекундно смущает и расстраивает напыщенный "свя­щеннодействующий" педантизм, уже готовый было утвердиться в своем ограниченном самодовольстве» (с. 137).

Получается, добавлю я, что иронизирующий человек в тоталитарном государстве — нонконформист и потенциальный диссидент. В подтверж­дение этого вывода процитирую высказывание российского культуроло­га Н. Н. Суворова по поводу силы иронии: «С помощью иронии можно осуществить наиболее продуктивную интеллектуальную диверсию и уничтожить сложившиеся стереотипы массового и индивидуального сознания. Ирония, как смертельный вирус, способна изнутри разложить любую интеллектуальную структуру и добиться более продуктивных результатов, чем террористический акт. Власть же неспособна к юмору, и потому не в силах противодействовать иронической агрессии»'.

Ирония — обоюдоострое оружие, требующее осторожного обраще­ния. Мне кажется, что расчетливым интеллектуалам, в том числе совет­ским «внутренним эмигрантам», можно адресовать следующие слова В. Янкелевича: «Слишком уверенный в своем собственном безразличии иронизирующий искушает самого себя», он становится «искренним лжецом» и «напоминает тех провокаторов и агентов, которые настолько

' Суворов Н. Н. Элитарное и массовое сознание в культуре постмодернизма. СПб., 2004. С. 231.


вошли в свою роль, что уже сами не знают, на кого работают, на полицию или на революционеров», и поэтому «начинают обманывать всех» (с. 109). Тем не менее ирония очень удобная и полезная вещь, если пользоваться ею осторожно и осмотрительно. Ирония избавляет нас от излишне тра­гического восприятия событий, она развивает в нас «иммунитет ко всякой экзальтации и чрезмерно чувствительным терзаниям». Иронии свой­ственна гибкость, она избегает «узости и искажений, которые привносят­ся непримиримым пафосом», она «против нетерпимости крайнего фана­тизма».

Ирония многообразна и многолика. Важно различать жестокую, пес­ симистическую иронию, когда иронизирующий желчен, презрителен, агрессивен, и иронию юмористическую, представляющую собой воистину «улыбку разума», а не упрек или суровый сарказм. Пессимистическая ирония смыкается с цинизмом, который есть «не что иное, как исступлен­ная, неистовая ирония, которая забавляется тем, что эпатирует обывателей» (с. 11). В то время как пессимистическая ирония презирает глупое чело­вечество, обращается с ним «как с трупом», юмор проявляет сочувствие к объекту насмешки, он оказывается его тайным соучастником, чувству­ет свою близость к нему.

Ирония — давний спутник человечества, она — дитя зрелого разума. «История человеческой мысли прошла через несколько оазисов иронии, эпохи схоластической жизни сменялись эпохами свободных насмешек, когда человеческая мысль набирала дыхание и отдыхала от угнетавших ее тяжеловесных систем; поколения любителей иронии время от времени уступали место поколениям почитателей серьезного, подобно тому, как в обычной жизни каждого человека чередуются трагическое и легкомыс­ленное» (с. 7). По-моему, это очень верное наблюдение, которое можно распространить на историю советской интеллигенции. Более того, берусь утверждать, что иронияисповедь поколения, потому что она представ­ляет собой признание и покаяние в грехах.

Героическое поколение, несомненно, поколение серьезное, угнетенное тяжеловесной идеологией, но не греховным корыстолюбием. Ему свой­ственна простая и наивная вера в светлое будущее, готовность к самоот­верженной борьбе и труду, а не к шутливому рефлектированию. Говоря словами французского мыслителя, об этом поколении можно сказать, что оно вело «жизнь простую и чистую, не задающую излишних вопросов и доверяющую ощущениям собственных органов», его сознание исполнен-но «наивным энтузиазмом, сумасшедшими надеждами, неискоренимыми иллюзиями», которые просто провоцировали иронический интеллект. Интеллектуальная ирония отчетливо просматривается в произведениях


640


Глава 5. ПОКОЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ


5.3. ПОКОЛЕНИЕ ВОСЬМИДЕСЯТНИКОВ


 


М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Д. Хармса, Н. Олейникова, но она была чужда пафосу социалистического реализма, нашедшему выражение в идее бесконфликтности, которая была провозглашена маститыми ли­тераторами 1940-х годов.

Поколение шестидесятников одухотворено «рождающейся иронией, улыбкой разума и духа». Ирония шестидесятников — это юмористическая интеллигентская ирония, зачастую добродушная, но не лишенная скрытой насмешки. Она неизменно остается «врагом педантов, честолюбцев, гор­децов». Как сказал бы В. Янкелевич, «она использует во всем фигуру умолчания, но именно в этом и заключается ее способ ничего не упускать и ни о чем не умалчивать» (с. 68). Символами иронического шестидесят­ничества, на мой взгляд, могут служить Аркадий Райкин и жизнерадостный Клуб веселых и находчивыхКВН, придуманный остроумными студен­тами 1960-х годов. Иронизирующие шестидесятники оправдывали харак­теристику иронии как «великого искусства и высшей свободы, самой дьявольской, интеллигентной (!) и смелой» (с 55). Они «взяли на себя риск вести тяжбу с добродетелью, хвалить глупость и недостатки», но при этом они не утратили безобидной пассивности юмористической иронии.

Иронической прозе В. Аксенова, В. Войновича и некоторых других нонконформистов иногда удавалось преодолеть цензурные рогатки, но это случалось не часто и не без содержательных потерь. Пространством формирования неподцензурной иронии в 1970-е годы стал андерграунд, где циркулировал самиздат и звучали песни А. Галича, Ю. Алешковского, В. Высоцкого, Ю. Кима, Е. Клячкина, Ю. Визбора, Б. Окуджавы. Испо­ведальными памятниками шестидесятничества стали «Прогулки с Пуш­киным» А. Д. Синявского (Абрама Терца), «Пушкинский дом» А. Г. Би-това, «Москва — Петушки» Венедикта Ерофеева. Эти произведения, по мнению нынешних литературоведов, были предтечей литературно-худо­жественного стиля постмодернизма, ставшего выражением не юмори­стической, а пессимистической иронии восьмидесятников. Впрочем, пессимистические нотки слышатся и в юморесках старшего поколения. Например, искусный мастер иронии Игорь Губерман написал в своих «Гариках на каждый день»:

В нашем климате, слезном и сопельном, исчезает, почти забываемый, оптимизм, изумительный опиум, из себя самого добываемый.

По мнению Янкелевича, «с помощью шуток можно отвергать уста­ревшие антитезы, отпускать остроты относительно "бессмертных


641

истин". Однако потешаться над каким-нибудь вопросом — не значит решать его! Остроумцы изобретают множество предлогов для того, чтобы не выбирать, для того, чтобы отвергать все крайние решения. Юморист таким образом обрекает себя на поражение» (с. 119). Да, мы знаем о трагической судьбе шестидесятников, это поколение нельзя назвать «юмористическим», но тем не менее их ирония была интел­лигентной!

Теперь определим, можно ли иронию восьмидесятников назвать интеллигентной. Как было сказано, для юных восьмидесятников ирония стала защитной броней, но затем в травмированном перестройкой об­ществе превратилась в оружие агрессивного, порой — циничного от­рицания. Рациональные эгоисты-приобретатели, отбросив этические ценности русской интеллигенции, успешно использовали в жизненной борьбе жестокую иронию, чреватую пессимистическим разочаровани­ем. Они достигли своей цели. Можно сказать, что беспощадная ирония восьмидесятников нокаутировала одряхлевшую коммунистическую идеологию. Беда в том, что ирония хорошо служит разрушению, а не созиданию. «Ирония слишком трезва и здрава для того, чтобы действо­вать. Поскольку ирония пренебрегает дерзкой храбростью первичной воли, первичного гнева и первичного движения, то она никогда ничего не станет предпринимать и обрекает сама себя на бесплодие... Пресы­щенная и слишком щепетильная ирония не верит больше ни во что, ничто не стоит труда, и мир есть только суета» (с. 116). Я думаю, что пресыщение иронической рефлексией, отбивающее охоту к серьезной общественной деятельности, — отличительная черта восьмидесятни-чества, позволяющая назвать это поколение ироническим, имея в виду не добродушно-снисходительный интеллигентский юмор шестидесят­ников, а язвительную «насмешку горькую обманутого сына над промо­тавшимся отцом».

Возможно, эта «насмешка горькая» питает пессимизм иронического поколения, который звучит в произведениях постмодернистов, ставших элитой постсоветского литературного движения. Ироническое воспева­ние дегуманизации литературы и культа зла, конечно, не имеет ничего общего с русской интеллигентностью. Это излюбленная игра западных |Интеллектуалов, последователей Ш. Бодлера и Ф. Ницше. Поэтому пост­модернизм, захвативший сейчас господствующие позиции в элитарной литературе и искусстве, означает вытеснение интеллигентности шести-есятников злой иронией восьмидесятников. Остается надеяться, что остсоветское поколение будет более серьезным и альтруистичным, чем еспощадно иронизирующие отцы-восьмидесятники.


642


Глава 5. ПОКОЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ


5.3. ПОКОЛЕНИЕ ВОСЬМИДЕСЯТНИКОВ


643


 


Обобщая сказанное, динамику иронических настроений в поколениях русской интеллигенции можно увязать со сменой эстетических стилей и представить в виде следующей схемы:

— героическое поколение советских интеллектуалов — господство весьма серьезного социалистического реализма с отдельными вкрапле­ниями юмористической иронии;

— шестидесятники —размывание норм социалистического реализма и возрождение интеллигентской эстетики модернизма, сопровождаемой юмористической иронией с вкраплениями иронии пессимистической;

— восьмидесятники-интеллектуалы — господство постмодернизма и пессимистической иронии.

Теперь очевиден ответ на вопрос, можно ли иронию восьмидесятни­ков считать интеллигентной? Конечно, нет! Таким образом, подтвержда­ется весьма важный факт: шестидесятничество включает интеллигентность как существенный и необходимый признак, а восьмидесятничество ори­ентировано на эстетику интеллектуализма.

Утилитаризм представляет собой принцип оценки всех явлений ис­ключительно с точки зрения их полезности, пригодности служить сред­ством для достижения какой-либо цели. Этот принцип, философски обоснованный И. Бентамом (1748-1832), до последнего времени казался чуждым русской духовности и сочувствия не вызывал. Но в постсоветские времена утилитаризм привлек внимание наших теоретиков, потому что, как оказалось, он является сущностной чертой поколения восьмидесят­ников, да и других поколений россиян, включая советские поколения. Я буду опираться на теорию утилитаризма, развиваемую в публикациях А. С. Ахиезера и Е. Н. Ярковой1. С точки зрения этой теории получается, что причина психической травмы восьмидесятников заключается в вы­нужденной замене привычного коллективистского самоопределения новым утилитарным самоопределением.

Коллективистское самоопределение во многом подобно традицион­ному самоопределению, которым оперируют названные авторы. Восьми­десятники, воспитанные в социалистическом мире, воспринимали его как заданное жизненное условие («мир — условие») и жизненную стра­тегию понимали как адаптацию к этому миру. Суть этой адаптации со­стояла не в инициативной самореализации, а в послушном и неукосни­тельном следовании авторитетным традициям, принятым в этом мире.


Образцами служили люди героического поколения, строители социализ­ма и победители врагов советской власти. Социалистическая этика отри­цает личностную автономию и осуждает индивидуализм, она подчиняет волю индивида воле социалистического коллектива. Отрицаются и осуж­даются также утилитаристские (мещанские) склонности к личному приобретательству, обогащению, потреблению. В лице верховной власти утверждается патернализм, гарантирующий социальную справедливость, защиту интересов каждого, равенство всех и социальное обеспечение нуждающихся. Сказанное дополняют слова академика Т. И. Заславской: «Характерными чертами советских людей были патерналистский тип сознания, слабая ценность самостоятельности, независимости и личной инициативы. Большинство проявляло слабый интерес к новациям, само­организации, самоуправлению, отчужденно воспринимало разные начи­нания власти и общественные инициативы»1. Нетрудно привести другие авторитетные высказывания в том же духе.

Утилитарное самоопределение воспринимает мир как средство, предназначенное для удовлетворения человеческих потребностей и желаний («мир — средство»). Практическая этика утилитаризма проти­воположна коллективистской этике. Вместо патерналистских предписа­ний и социальных традиций признается единственно принцип полезно­сти («истинно то, что полезно»); вместо установок на подчинение кол­лективным интересам — самоограничение и умеренность притязаний. Утилитаризм санкционирует в качестве терминальных ценностей успех, удовольствие, благополучие, которые желательно приобрести здесь и сейчас. Не признаются абсолютные этические нормы, человек произ­вольно выбирает средства и методы достижения своих целей, которые могут варьироваться от конформизма и соглашательства до откровенно­го цинизма.

А. С. Ахиезер различает две формы утилитаризма: умеренную и раз­витую. Умеренный утилитаризм ориентируется на приобретение уже готовых продуктов путем захвата, грабежа, ростовщичества, мошенни­чества. Я бы сказал, что «умеренный утилитаризм» — это не что иное, как «дикий капитализм». Важнейшей приметой проснувшегося духа утилитаризма является жажда наживы. Развитой утилитаризм не чужд этой жажде, но он удовлетворяет ее путем создания новых благ, повыше­ния эффективности производства, новаторства и творческого предприни­мательства.


 


1 Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России): в 2 т. Новосибирск, 1997-1998; Яркова Е. Н. Утилитаризм как тип культуры: концептуальные параметры и специфика России. Новосибирск, 2001.


' Заславская Т. И. Современное российское общество: Социальный механизм транс­формации. М., 2004. С. 174.


644


Глава 5. ПОКОЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕШИИ


5.3. ПОКОЛЕНИЕ ВОСЬМИДЕСЯТНИКОВ


645


 


Коллективистское самоопределение и индивидуалистическое утили­тарное самоопределение несовместимы, отсюда — та психическая трав­ма, жертвой которой стали многие восьмидесятники. Мы уже обращали внимание на раскол поколения на тех, кому трудно адаптироваться в новых условиях, и тех, кто успешно процветает. Первых естественно отнести к коллективистам, вторых — к «умеренным» утилитаристам, ибо источником их процветания была приватизация социалистической соб­ственности, то есть узаконенный властью грабеж. Поскольку эффектив­ного производства новых материальных благ российским предпринима­телям наладить пока не удается, современная Россия находится во власти «умеренного» утилитаризма. Действительно, экономическая эли­та наживает свои миллионы не в сфере постиндустриальных технологий, а в банковском деле (ростовщичество), торговле, распродаже полезных ископаемых. К сожалению, прогнозисты не обещают скорого наступления «развитого» утилитаризма: «В России в настоящее время отсутствуют условия не только для расширенного, но даже для простого воспроиз­водства научного и технологического потенциала... Поэтому в средне­срочной перспективе (до середины следующего десятилетия) следует ожидать сохранения негативных тенденций его сокращения»1. В итоге получается следующая грубая схема:

— шестидесятники — господство коллективистского самоопределения при вкраплениях замаскированного утилитарного сознания;

— восьмидесятники — господство умеренного утилитаризма в созна­нии интеллектуальной элиты при стойко сопротивляющемся коллекти­визме в сознании интеллигенции;

— постсоветское поколение — зарождение на базе постиндустриаль­ного производства развитого утилитаризма в присутствии остальных видов самоопределения.

Из этой схемы вытекает, что если суть шестидесятничества заключа­ется в возрождении духа русской интеллигентности, то суть восьми-десятничества состоит в ироническом отрицании интеллигентности ради принципа утилитаризма. Но не все поколение восьмидесятников охвачено этой сутью. Есть интеллигенты, не спешащие расстаться со своей интеллигентностью. Фактически они являются хранителями ин-теллектно-этических идеалов шестидесятничества в среде утилизиру­ющихся современников.

1 Наука и высокие технологии на рубеже третьего тысячелетия. Социально-эконо­мические аспекты развития / рук. авт. кол. В. Л. Макаров, А. Е. Варшавский. М, 2001. С. 627.


5.3.3. Хранители русской интеллигентности

Пока русская классическая литература доступ­на, пока она печатается, библиотеки работают и для всех раскрыты, в русском народе всегда будут силы для нравственного самоочищения.

Д. Лихачев. Об интеллигенции

В 2005-2007 годах нами было проведено исследование жизненных ожиданий и притязаний гуманитариев-восьмидесятников, занятых в социально-коммуникационной сфере (более 200 человек). Удалось выявить следующие типичные смысложизненные цели:

A. Семейное счастье: «Вырастить детей достойными, образованными,
трудолюбивыми, чтобы они могли многого добиться в этой жизни»; «Моя
цель в жизни — вырастить достойного сына, чтобы он был порядочным,
умным и опорой в старости. Я стараюсь сделать все, что возможно, для
этого». У подавляющего большинства женщин семья — приоритетная
ценность, за которой следуют хорошая работа, успешная карьера, само­
развитие и самосовершенствование, верные друзья.

Б. Успешная служебная карьера: получить образование и найти ин­тересную и достойно оплачиваемую работу с тем, чтобы «смотреть на окружающий мир глазами, полными надежды и уверенности в завтраш­нем дне»; «Хочу совершить головокружительную карьеру, чтобы муж и дети гордились мной»; «Моя цель — стать отличным специалистом свое­го дела»; «Мои ценностные ориентиры: личное достоинство, материаль­ный достаток, предприимчивость, свобода».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 304 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2268 - | 2218 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.