Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Жандармская полуинтеллектуальность и сановная интеллигентность 10 страница




Глава 4. ПОКОЛЕНИЯ РАЗНОЧИННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

хороших книг. Не тот, кто накопил в себе теми или другими способами некоторый запас, хотя бы и очень большой, разных знаний». «Человеком действительно образованным» Рубакин называет не кабинетного учено­го, а того, кто не забывает о злобе дня и готов «в любой момент, в случае нужды явиться выразителем потребностей и нужд окружающей обще­ственной жизни».

2) «Умение вдумываться, оценивать, понимать окружающую действи­тельность, ориентироваться в ней в любой момент и на любом месте, не теряя самостоятельности своего мышления». Это свойство в нашей фор­муле интеллигентности называется «креативностью».

3) Особенно настойчиво народник Рубакин подчеркивал альтруизм интеллигентного человека, способного «проникнуться до самых своих основ духом общественности»: «действительно образованный и интел­лигентный человек не может быть образованным про себя и только для себя. Он — образованный для всех, он — одно из светлых явлений в том уголке, где он живет; он — источник, он — естественный распространи­тель света и вообще добра в своем уголке».

4) «Отзывчивость, способность не только видеть и понимать окружа­ющую жизнь, но и чувствовать, переживать ее, умение ставить самого себя в положение тех, с кем сталкиваешься в жизни, принимать в расчет чужие переживания». «Образованный человек, — повторяет Рубакин, — должен быть совершенно чуждым духу нетерпимости и идейной исклю­чительности, и на каждое с ним несогласное мнение он не может не смотреть прежде всего как на факт, который нужно узнать и признать как таковой». Отзывчивость в интерпретации Рубакина есть не что иное, как «толерантность», отличающая интеллигента от интеллектуала.

5) Активность, которая «заключается не в том, чтобы приспосабли­ваться к окружающей среде, а чтобы, напротив, в этой самой среде и даже в любой среде прокладывать дорогу для проявления своего ума, чувства, воли, творчества. Активность — это наступательное отношение к жизни, активность в конечном итоге сводится к умению вести свою линию, не считаясь с препятствиями, обходя их, а то и устраняя путем борьбы».

Суммируя сказанное, можно получить «формулу интеллигентности», по Рубакину, которая выглядит так: образованность + креативность + альтруизм + толерантность + активность. Расхождение с нашей формулой заключается в последнем члене: у нас — благоговейное отношение к куль­туре (Книге), у Рубакина — активное утверждение «своей линии», «борь­ба с препятствиями». Раскрывая содержание «своей линии», Н. А. Руба­кин призывает «устранить неравенство, разделяющее людей на капита-


 

487

4.2. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ПОКОЛЕНИЕ

листов и наемников»; «довольно работать на услаждение жизни тех, которым и так хорошо живется; посвятим свои знания, способности и силы тем, кому живется тяжело, у кого вся жизнь проходит в темноте, в унижении и вообще в жизненных тисках».

Подобная «активность» представляет собой не что иное, как реализа­цию политической программы народничества. Получается, что интелли­гентный человек по своему гражданскому самоопределению не может быть ни консерватором, ни либералом, а должен приобщиться к народ­никам (эсерам), которым Рубакин симпатизировал со времен студенче­ской молодости. «Формула» Рубакина неработоспособна, потому что в нее вместе с этическим самоопределением (альтруизм и толерантность) неправомерно включено гражданское самоопределение. Получается та самая эклектика, которую В. И. Ленин инкриминировал народнику-биб­лиографу: толерантность (терпимость по отношению к взглядам оппо­нентов) несовместима с активной борьбой за утверждение своей линии. Радикальные интеллигенты (большевики и эсеры), прибегавшие к наси­лию в политической борьбе, согласно нашей формуле есть не интелли­генты, а интеллектуалы.

4.2.4. Лики революционеров и контрреволюционеров

Отвергнутый царями разночинец Унес в себе рабочий пыл Петра И утаенный пламень революций: Книголюбивый новиковский дух Горячку и озноб Виссариона.

М. Волошин. Россия

Теперь вернемся к вопросу, поставленному Ф. А. Степуном, «Кто же осуществил русскую революцию?» Сам Степун уверен, что во всем ви­новата «революционная интеллигенция, рожденная духом петровских преобразований». Ответ спорный. В результате петровских преобразова­ний возник профессиональный интеллектный слой, охватываемый Та­белью о рангах, — прежде всего офицерство и чиновничество. Ясно, что не они были инициаторами революционных потрясений. Вероятно, Ф. А. Степун имел в виду радикальную субкультурную интеллигенцию — нигилистов, народников, террористов, которых, правда, Петр не создавал. Эту точку зрения разделяют многие авторы прошлого и нынешнего вре­мени. Например: «Можно смело утверждать, что без почти вековой


488


Глава 4. ПОКОЛЕНИЯ РАЗНОЧИННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ


4.2. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ПОКОЛЕНИЕ


489


 


«подготовительной работы интеллигенции "русский бунт" 1917 года не состоялся бы»1. Мы не можем уклониться от обсуждения этих утверж­дений.

Зато невозможно обсуждать всерьез обвинения, что русская «либе­рально-радикально-социалистическая интеллигенция» была орудием всемирного масонства, что она «в течение десятилетий вела ожесточенную борьбу со своим народом и началами его жизни во имя торжества масон­ского идеала объединения всех без различий рас, племен, религий, сословий, партий и культур на основе Свободы, Равенства, Братства». В итоге, делает вывод историк-эмигрант В. Ф. Иванов, революция — «не дело русского народа, а результат заговора небольшой кучки, связан­ной с иностранцами»; «Россию и народ привела к гибели воспитанная масонством либерально-радикально-социалистическая интеллигенция»2. О роли масонов в подготовке Февральской революции, об их участии во Временном правительстве имеется обширная литература, но она не име­ет отношения к русской интеллигенции. Не будем также обсуждать суб­сидирование большевистской партии германскими империалистами (антироссийский немецко-большевистский заговор) и американской финансовой олигархией3. Столь же неправдоподобна точка зре­ния советских историков, считающих, что Февральская революция — ре­зультат целенаправленных действий рабочего класса, возглавляемого своим авангардом — партией большевиков, которая повела трудящихся на штурм самодержавия и добилась победы.

На самом деле падение царизма произошло неожиданно и стихийно, его никто специально не готовил (не было заговора, плана восстания, агитаторов и т. п.). Оно совершилось 23-27 февраля как бы само собой к всеобщему удовольствию. Говорят, что спонтанное разрушение им­перии — результат ее беспочвенности: «С XVIII века дом Романовых потерял органическую связь с русским народом. Это было чужеродное растение на русской почве, расцветшее в великолепной и изолированной атмосфере Северной столицы, вначале окруженное европеизированной

1 Думный В. Люди будущего или люди без будущего? Социал-демократическая интел­лигенция России на рубеже XIX-XX столетий. М., 2003. С. 363.

1 Иванов В. Ф. Русская интеллигенция и масонство: от Петра I до наших дней. М, 1997. С. 45,50. Попутно замечу, что В. Ф. Иванов был министром внутренних дел в белогвардей­ском правительстве, сформированном в 1922 году, и знаком с «либерально-радикально-социалистической интеллигенцией» не понаслышке.

3 Саттон Э. Уолл-стрит и большевистская революция. М., 2005; Тайна Октябрьского переворота: Ленин и немецко-большевистский заговор: документы, статьи, воспомина­ния: сб. / сост. В. И. Кузнецов. СПб., 2001; и др.


аристократией, позднее многочисленной бюрократией»1. Действительно, Зимний дворец отделил себя от русской культуры непроницаемой стеной. Здесь хорошо продуманный ужин у Кюба или изделие Фаберже ценились гораздо больше, чем поэзия Блока или живопись Сомова. Но ведь народ давно привык, что помазанник Божий с его семьей — не нам чета.

Казалось бы, у российских верноподданных не было серьезных по­водов для недовольства. Экономика страны была на подъеме, промыш­ленность и торговля достигли громадного роста, в финансовом мире рубль считался устойчивой валютой, Россия располагала самой многочисленной в мире и довольно хорошо вооруженной армией. Народ постепенно бо­гател и просвещался. Серебряный век знаменовал расцвет русской куль­туры. Правда, не было конституции, и статья 1 Свода основных государ­ственных законов гласила: «Император всероссийский есть монарх са­модержавный и неограниченный. Повиноваться верховной власти его не только за страх, но и за совесть, сам Бог повелевает». Но разве плохо, когда в доме есть подлинный хозяин?

Тем не менее социальное напряжение в империи неуклонно нара­стало. Если в 1895-1900 годах бастовало чуть больше 4 тысяч рабочих, то в 1901-1904-м их было 530 тысяч, причем значительно выросло число политических стачек. Крестьяне также открыто выражали недовольство, а студенческие волнения непрерывно сотрясали университеты. Царское правительство реагировало на нарушения установленного порядка при­вычным образом: увольнения зачинщиков, арест пропагандистов, ссылки, судебные преследования. Но репрессии не помогали. Профессиональная интеллигенция вела себя вызывающе и оскорбительно. Особенно откро­венно оппозиционность самодержавию демонстрировали инженеры, медики, учителя. В 1902 году был образован нелегальный Союз народных учителей. На съездах Союза отстаивалась идея, что необходимым усло­вием реальной педагогической реформы является конституционный го­сударственный строй. Совет Петербургского политехнического институ­та выразил негодование «по поводу массового расстреливания» 9 января 1905 года и постановил торжественно похоронить студента Н. В. Савин-кина, убитого у Александровского сада. В похоронном шествии участво­вали все профессора во главе с директором А. Г. Гагариным, студенты Политехнического и Лесного институтов. В марте 1905 года был созван чрезвычайный Пироговский съезд, принявший политическую резолюцию, где говорилось, что «никакая культурная и мирная работа невозможна при существующем строе». В конце съезда выступили студенты, закончив

1 Зернов Н. М. Указ. соч. С. 183-184.


490


Глава 4. ПОКОЛЕНИЯ РАЗНОЧИННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ


4.2. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ПОКОЛЕНИЕ


491


 


свое приветствие возгласом «Долой самодержавие!» В апреле 1905 года вновь учрежденный Союз инженеров и техников огласил политическую платформу, где говорилось, что нужно думать «прежде всего не о техни­ческом прогрессе, не о рынках сбыта, не о частичных улучшениях в по­ложении рабочих, а о коренном изменении государственного строя». Выдвигались требования немедленного созыва Учредительного собрания, 8-часового рабочего дня, страхования рабочих и т. п.

Нетрудно умножить приведенные примеры. Кто провоцировал анти­правительственные выступления рабочих, крестьян, студентов, учителей, медиков, инженеров? Радикальная революционная интеллигенция? В та­ких огромных масштабах ни одна из подпольных партий действовать не могла. Виновник один — царское правительство во главе с самодержцем. В январе 1905 года началась Первая русская революция — невиданное до той поры потрясение государственных устоев. В 1905-1907 годах бастовало 4,6 млн рабочих, по другим оценкам — до 10 млн. Причем более половины стачек были политическими. В годы революции про­изошло не менее 26 тысяч крестьянских выступлений. Революционные выступления солдат, матросов, студентов не поддаются учету. В протест-ных акциях участвовали союзы профессиональной интеллигенции, земства, городские думы. Боевые отряды радикально-революционных партий оказывали вооруженное сопротивление войскам и полиции. В де­кабре 1905 года немало молодых эсеров и анархистов погибло на барри­кадах, сражаясь до конца.

Слава Богу, что благоразумный С. Ю. Витте сумел убедить упрямого самодержца подписать либеральный манифест 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка». Царь подписал его со словами «Господи, помоги нам, спаси и усмири Россию», забыв, что «спасать и усмирять» державу следует ему, самодержцу, а не Гос­поду. Как только революционная волна пошла на спад, Николай II за­нялся не анализом ее причин и углублением поневоле начатых полити­ческих реформ, а ограничением сделанных уступок (вспомним разгоны I и II Государственных дум) и ужесточением репрессий. Пышное празд­нование 300-летия династии Романовых — последний праздник в Зимнем дворце.

Вовлечение России в мировую войну — самая страшная ошибка не­задачливого императора. За имперские амбиции Николая России пришлось расплатиться миллионами жизней, разрухой, революционной смутой, гражданской войной. По сути дела российский «монарх самодержавный и неограниченный» стал военным преступником. А если бы Россия оста­лась в стороне от мировой бойни в качестве нейтральной КОНСТИТуЦИОН-


ной монархии? Тогда, может быть, дом Романовых готовился сейчас от­метить свое 400-летие. Правильно говорится: глупость — самая драго­ценная вещь, потому что за нее приходится всего дороже платить.

Осмелюсь сказать, что колоссальную Российскую империю погубила не малочисленная радикальная интеллигенция, а отсутствие интеллигент­ности в сознании ее правителей во главе с императором. Николай II (1868-1918) не обладал ни высокой образованностью1, ни креативностью. Писал он по-русски грамотно, не то что родитель; свободно говорил по-английски, владел немецким, французским и датским языками, с юных лет был театралом и меломаном, держал под рукой книги Чехова и Авер­ченко. Правда, с Львом Толстым познакомился лишь в Тобольской ссыл­ке. Не обладая тягой к творчеству, он упрямо сторонился всего нового, а шедевры Серебряного века воспринимал как нелепые интеллигентские причуды. По мнению интеллектуальных наблюдателей, Николай II обла­дал «средним образованием гвардейского полковника хорошего семей­ства», чего, конечно, маловато для российского императора.

Этическое самоопределение последнего самодержца предопределялось чрезмерной набожностью, воспитанной в нем К. П. Победоносцевым. По словам С. Ю. Витте, он был убежден, что «самим Богом создан для неограниченного управления русским народом для его блага, что он яв­ляется, таким образом, орудием Всевышнего, посредством которого Всевышний управляет Российской империей»2. В связи с этим он во время переписи 1897 года определил свой род занятий — «хозяин земли Русской». При таком самосознании для личности не существует понятий альтруизма, эгоизма, толерантности, вообще — нравственности, потому что любое его действие заведомо обладает божественной санкцией. По­этому Николай упорно противился конституционным проектам, полагаясь на «всевышнюю благодать, святым помазанием запечатлевшую призвание наше». Набожность энергично поддерживала в слабохарактерном муже его супруга Александра Федоровна, которая внушала: «Господь всегда будет с тобою и будет тебя охранять и утешать в твоих печалях. Он один может сделать то, что другие сделать не в силах... Он тебя никогда не оставит, и его благодетельная, ведущая рука будет над тобою»3.

1   Правда, обучали его лучшие университетские профессора, но никому из приглашенных
ученых не разрешалось задавать наследнику престола вопросы с целью проверки усвоения
учебного материала, так что его познания оставались для всех загадкой (Ирошников М. П.,
Процай Л. А., Шелаев Ю. Б.
Николай II. Последний российский император. СПб., 1992.
С. 154).

2   Витте С. Ю. Воспоминания: в 3 т. М., 1960. Т. 3. С. 331.

3   Дневник императора Николая П. 1890-1906/под ред. А. С. Бурдыкина. М, 1991. С. 288.


492

Глава 4. ПОКОЛЕНИЯ РАЗНОЧИННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНиИИ

Судя по дневнику царя, он защищался именем Господа от всех госу­дарственных забот. Новый 1905 год, год начала Первой русской револю­ции, он отметил смиреной записью: «Да благословит Господь наступивший год, да дарует он России победоносное окончание войны, прочный мир и тихое, безмятежное житье». Очевидно, он расценил расстрел своих вер­ноподданных у стен Зимнего дворца 9 января 1905 года как очередное проявление «воли Божией», а последовавшие затем протесты интелли­гентов — как греховное сопротивление божественной воле. Незадолго до революции 1917 года, когда приближение развязки ясно ощущалось, он обречено заметил: «На все воля Божия. Я родился 6 мая, в день помино­вения многострадального Иова. Я готов принять свою судьбу». При таком настроении поражение царской власти было неизбежным.

Гибель царизма оказалась предопределенной, потому что на троне был не творчески устремленный и волевой интеллектуал типа Петра 1, а полуинтеллектуал-фаталист с рудиментарной деспотичностью. В окружении Николая II только два министра оставили о себе память как о разумных государственных деятелях: С. Ю. Витте и П. А. Столыпин. Сергей Юльевич Витте (1849-1915) — энтузиаст железнодорожного строительства, автор удачной золотовалютной реформы, талантливый дипломат, сумевший заключить выгодный для России мир после про­игранной Русско-японской войны, инициатор Манифеста 17 октября 1905 года, показавший себя дальновидным политиком и искусным царе­дворцем. Однако консервативные придворные круги не одобряли его либеральную политику, и император-полуинтеллектуал без особых со­жалений согласился в апреле 1906 года с отставкой интеллигента-кон­ формиста Витте с поста председателя Совета министров1. В том же году толерантного разночинца Витте сменил на посту премьер-министра во­левой и решительный аристократ Петр Аркадьевич Столыпин (1862— 1911). Свою программу «умиротворения» страны, аграрного реформиро­вания и построения «Великой России» П. А. Столыпин начал реализовы-вать путем разгона Государственной думы и при помощи военно-полевых судов, «столыпинских галстуков», «столыпинских вагонов»2. Гордого премьера возмущало вмешательство Григория Распутина в государст­венные дела, и он предложил царю выгнать «святого старца» из столицы. В ответ, тяжело вздохнув, Николай II сказал: «Я с вами согласен, Петр Аркадьевич, но пусть будет лучше десять Распутиных, чем одна истери-

1 Ильин С. В. Витгс. М., 2006.

2 Столыпин. Жизнь и смерть (1862-1911): сб. / сост. Г. Сидоровнин. Саратов, 1997;
Столыпин П. А. Нам нужна Великая Россия...: полн. собр. речей в Государственной думе
и Государственном Совете. 1906-1911 гг. М., 1991.


 

493

4.2. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ПОКОЛЕНИЕ

ка императрицы»1. Об этом разговоре узнала Александра Федоровна, и отставка аристократического интеллектуала-деспота была предреше­на. Ее предупредило убийство Столыпина боевиком-эсером. В итоге самым близким и доверенным лицом для императорской семьи оказался безгра­мотный хам Распутин, обладающий чудодейственной целительной силой, а не порочной интеллигентностью.

Несчастному императору приходилось сталкиваться с интеллектуаль­ными течениями разной направленности. Среди них были его союзники и защитники, были потенциальные партнеры, были убежденные против­ники. К сожалению, получалось так, что союзники царя компрометиро­вали его бестолковым рвением, потенциальные партнеры становились противниками, а с противниками он не умел находить разумный компро­мисс. Создавалась тупиковая ситуация, вину за которую было бы неспра­ведливо возлагать только на российскую интеллигенцию. Тем более что ее представители вовсе не были «на одно лицо».

После Манифеста 17 октября 1905 года началась легализация поли­тических партий, и четко обозначились на политической арене, которой стала Государственная дума, три типичных идеологических направления: консервативно-охранительное, либерально-реформистское и радикально-революционное, зародившиеся еще в пореформенную эпоху. Каждое направление пыталось расширить свою социальную базу за счет попу­лярных в народе лозунгов, а выработку этих лозунгов, как и партийных идеологий в целом, брало на себя партийное руководство, состоящее из образованных и креативных лидеров. Партийный корпус, насчитывающий десятки и сотни тысяч членов, быстро варьировал свою численность, а немногочисленное руководство, определяющее политическое лицо пар­тии, оставалось относительно стабильным. Какого типа интеллигенты и интеллектуалы образовывали руководящий состав различных партий?

Крупнейшей консервативно-охранительной партией был черносотен­ный Союз русского народа, организованный врачом А. И. Дубровиным. В руководстве Союза были представлены юристы, инженеры, богатые предприниматели, ученые, например академик А. И. Соболевский. Общая численность черносотенного движения в 1907-1908 годах (пик движения) достигала 410 тысяч человек. Это были крестьяне, мелкие ремесленники, рабочие, которые легко поддавались на антисемитские и националисти­ческие призывы («бей жидов, спасай Россию!»).

Александр Иванович Дубровин (1855-1921) заработал солидное состояние частной практикой и пожертвовал его на создание Союза

1 Бок М. П. Воспоминания о моем отце П. А. Столыпине. Нью-Йорк, 1953. С. 331.


494


Глава 4. ПОКОЛЕНИЯ РАЗНОЧИННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ


4.2. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ПОКОЛЕНИЕ


495


 


русского народа. Он был сторонником широкого применения террора в борьбе с либеральной оппозицией и даже с реформаторами в прави­тельственных кругах. Николай II к нему благоволил и обменивался с ним телеграммами. В 1921 году Дубровин бьш расстрелян ВЧК за организацию погромов. Другой яркий представитель черносотенства — Владимир Митрофанович Пуришкевич (1870-1920), лидер фракции крайне пра­вых в Государственной думе. Во время войны выступал беспощадным обличителем бездарности, казнокрадства и некомпетентности правитель­ства. Принял непосредственное участие в убийстве Распутина. Оба ли­дера — бесспорные интеллектуалы-деспоты.

Либерально-реформистское направление представляли октябристы и кадеты. Общая численность «Союза 17 октября» в 1905-1907 годах составляла 75 тысяч человек. Трое из четырех октябристов имели высшее образование; 50 % партии составляли чиновники, 30 % — торгово-про­мышленная буржуазия, 14 % — лица свободных профессий (адвокаты, журналисты, частнопрактикующие врачи), 6 % — учителя и преподава­тели высшей школы. Рабочих и крестьян привлечь не удалось, поэтому октябристы именовали себя «господская партия». Организационно Союз был весьма рыхлым: не было ни членских взносов, ни партийных пору­чений; допускалось параллельное членство в других партиях. Лидер партии Александр Иванович Гучков (1862-1936) скорее всего относил­ся к интеллигентам-конформистам, подчиняющимся обстоятельствам, а не подчиняющим обстоятельства. В партийном интеллектом слое были представлены видные земские и общественные деятели, столичные про­фессора, деятели науки и культуры, но были и предприниматели вроде главы ювелирной фирмы К. Г. Фаберже или братьев Рябушинских.

После Манифеста 17 октября одной из первых легально учредилась конституционно-демократическая партия (кадеты) — партия русской интеллигенции во главе с профессором Павлом Николаевичем Милю­ ковым (1859-1943). К октябрю 1906 года она сделалась массовой, объ­единяющей 70-100 тысяч членов. Руководящий состав включал культур­ную элиту (ученые, профессура), разрабатывающую научно обоснованные идеологические программы. Социальную базу образовывала профессио­нальная интеллигенция — служащие земских и городских учреждений, частных предприятий (фабрик, заводов, контор), государственные чинов­ники, юристы, банковские служащие и т. п. Образовательный ценз бьш весьма высокий и превосходил уровень октябристов. По-видимому, сре­ди кадетов превалировали личности интеллигентов разного типа. Их лидер П. Н. Милюков — человек умный, с большим политическим често­любием, расчетливый политик, удивительно сочетавший «ученого докт-


ринера с политическим калькулятором» (П. Б. Струве)1. Согласно нашей типологии он — интеллигент-сноб.

В начале XX века организационно оформились несколько радикально- революционных партий: эсеры (левые и правые), большевики, меньшеви­ки, анархисты. Все партии решительно боролись за свержение само­державия, все верили в мировую революцию. Первые четыре партии объявляли своей стратегической целью построение социализма, а анархо-коммунисты — даже коммунизма. Различия состояли в методах дости­жения поставленных целей. Эсеры — наследники народничества, сто­ронники самобытности России, считали революционными силами кресть­янство, рабочих, интеллигенцию; большевики и меньшевики, согласно учению К. Маркса, видели главную революционную силу в пролетариа­те, анархисты делали ставку на всех трудящихся и угнетенных. Меньше­вики и правые эсеры предпочитали легальный и демократический путь к власти — через Учредительное собрание, они отрицали террор и экс­проприации, считая их безнравственными. Склонные к компромиссам, они практиковали соглашения с либералами и даже входили во Временное правительство. Большевики решительно ратовали за перерастание бур­жуазно-демократической революции в социалистическую и за диктату­ру пролетариата. Анархисты считали бессмысленной работу в Думе и в Учредительном собрании, так как «волю цари не дарят, парламенты ее также не дают, ее надо брать самим». Они, так же как левые эсеры, признавали террор и насилие в качестве методов политической борьбы. Во внутрипартийной жизни меньшевики и эсеры допускали фракции и свободу дискуссий, анархисты — абсолютную свободу слова, а больше­вики, ленинская «партия нового типа» утверждали необходимость дис­циплины и демократический централизм.

Партийные программы, естественно, разрабатывало руководство партий, состоящее, как правило, из профессиональных революционеров. При общности стратегических устремлений тактические расхождения между партиями определялись различиями в интеллигентности (интел­лектуальности) разработчиков программ. Характерна история партии эсеров. Признанным теоретиком партии считался Виктор Михайлович Чернов (1873-1952), мягкий и уступчивый интеллигент, сторонник легальных, правовых действий; его единомышленниками были философ Н. Д. Авксентьев и И. И. Фондаминский. Они образовали правое, можно

' Омельченко Н. А. В поисках России: Общественно-политическая мысль русского зарубежья о революции 1917 года, большевизме и будущих судьбах российской государ­ственности. СПб., 1996. С. 107.


496


Глава 4. ПОКОЛЕНИЯ РАЗНОЧИННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ


4.2. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ПОКОЛЕНИЕ


497


 


сказать, интеллигентское крыло в руководстве партии. Левое, интеллек­туальное крыло представляли А. Р. Гоц, сын московского купца-миллио­нера, активный сторонник террора (интеллектуал-квазигуманист) и старый народник, интеллектуал-нигилист М. А. Натансон'. Большим авторитетом, вплоть до его разоблачения в 1908 году, пользовался прово­катор, интеллектуал-циник Евно Азеф (1869-1918). После Февральской революции толерантное правое крыло организационно размежевалось с более радикальной фракцией (с ноября 1917г. — партией) левых эсеров, которые, как известно, вошли в большевистский Совнарком, возглавив ряд важных наркоматов. Конфронтация с большевистским руководством, убийство германского посла Мирбаха и другие акции левых экстреми­стов-интеллектуалов привели к тому, что «пасынки революции, левые эсеры ушли в небытие, оставив по себе сожаления и романтические воспоминания»2.

Социал-демократическую партию меньшевиков возглавили теоретик марксизма интеллигент-гуманист Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) и «совесть партии» Юлий Осипович Мартов (1873-1923), талантливый аналитик, считавший Октябрьскую революцию «неотвра­тимою катастрофой», непрактичный человек настроения (видимо, интел­ лигент-скептик). Интеллигентская психология меньшевиков стала при­чиной их несовместимости с большевиками в рамках РСДРП. Больше­вики руководствовались рациональными расчетами, а не этическими соображениями, и не пренебрегали принципом «цель оправдывает сред­ства». В. И. Ленин и его соратники в большинстве своем были профес­сиональными революционерами, интеллектуалами разного типа.

Теоретиком анархо-коммунизма является пытливый исследователь и бесстрашный революционер Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921). Его произведения («Анархия, ее философия, ее идеал», «Государство и его роль в истории», «Этика» и др.) привлекают глубокой гуманистич-ностью, стремлением к научному познанию общественных законов и полному раскрепощению личности (свободу индивиду!). Почему-то русская интеллигенция осталась безучастной к призывам благородного интеллигента-гуманиста. В немногочисленных рядах анархистов (в 1905— 1907 гг. — всего 5 тысяч) превалировала молодежь в возрасте 18-24 лет, с начальным образованием, по роду занятий — кустари, ремесленники, торговцы. В дальнейшем, когда сформировались анархо-синдикализм и

1 Чернов В. М. В партии социалистов-революционеров: Воспоминания о восьми
лидерах. СПб., 2007.

2 История политических партий России / под ред. А. И. Завелева. М., 1994. С. 371.


анархо-индивидуализм, гуманистический идеализм уступил место безы­дейному насилию, в том числе убийствам из удальства, грабежам с целью обогащения и наживы. В 1917 году возникли криминальные дружины «Черной гвардии», которые пришлось разоружать ВЧК1.

Временное правительство — поучительный эпизод в истории русской интеллигенции, когда волею случая у кормила государственной власти оказались интеллигентные люди (кадеты, а затем эсеры и меньшевики). К сожалению, опыт оказался неудачным. Интеллигент-сноб П. Н. Милю­ков, конформист А. И. Гучков, интеллектуал-нарцисс А. Ф. Керенский были малокомпетентны в экономических и военных делах, не замечали распада страны и армии, не имели согласованной программы действий. Они вели себя так, как будто Россию населяли политические фанатики, больше всего заинтересованные в распределении министерских портфе­лей среди разных партий. В итоге в стране возник кризис власти, которым искусно воспользовался В. И. Ленин со своей милитаризованной «пар­тией нового типа».

Установление диктатуры большевиков произошло не благодаря силе большевистской партии (в октябре 1917 г. в ее рядах состояло 350 тысяч членов, эсеры насчитывали 400-700 тысяч, меньшевики — 190 тысяч2), а из-за безответственности и бездарности Временного правительства, интеллигентской «властобоязни» политических конкурентов Ленина, пассивности основного корпуса профессиональной интеллигенции, дезориентации, усталости и безучастности широких слоев населения в городе и деревне. Большевикам досталась власть, потому что она в конце октября просто «валялась на улице».

Итак, кто же виноват в трагических для истории России событиях 1917 года? Не абстрактная «революционная интеллигенция» и не «масон­ский заговор», а недостаточная интеллигентность русского самодержавия и чрезмерная интеллигентность Временного правительства, которые сделали возможной победу интеллектуалов-большевиков. Кого право­мерно считать «революционером», а кого — «контрреволюционером»? Поскольку в 1917 году состоялись две революции — Февральская и Ок­тябрьская, состав «революционеров» и «контрреволюционеров» оказался переменным. До февраля контрреволюционный лагерь образовали мо­нархисты-консерваторы, а революционерами считались все либеральные

1 История русского анархизма представлена в работах: Ермаков В. Д. Анархистское движение в России: история и современность. СПб., 1997; Ермаков В. Д., Талеров П. И. Анархизм в истории России: от истоков к современности: библиограф, слов.-справ. СПб., 2007.

- Знаменский О. Н. Интеллигенция накануне Великого Октября. Л., 1988. С. 19.


498


Глава 4. ПОКОЛЕНИЯ РАЗНОЧИННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ


4.2. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ПОКОЛЕНИЕ


499


 


и радикальные партии — от кадетов до анархистов. В октябре подлин­ной революционной силой объявили себя большевики, установившие свою диктатуру, а прочих борцов с царским режимом, прежде всего кадетов и правых эсеров, заклеймили как контрреволюционеров по прин­ципу «кто не с нами, тот против нас». Вождями русской революции стали В. И. Ленин и его партийные соратники, а вождями контрреволюции— лидеры «белого дела», в 1920-е годы — интеллектуальная элита первой волны эмиграции. В настоящем разделе представим лики революционе­ров-большевиков, а в следующем (раздел 4.2.5) обратимся к интеллиген­там в изгнании.

Владимир Ильич Ленин (1870-1924) — герой многочисленных и противоречивых словесных портретов. Например, о его глазах остались свидетельства: «золотисто-красные... точно проколы, сделанные тонень­кой иголкой, а из них точно выскакивают синие искры» (А. И. Куприн); «необыкновенные, пронизывающие, полные внутренней силы и энергии, темно-темно-карие глаза» (Г. М. Кржижановский); «глаза у него волчьи, злые» (А. Тыркова-Вильямс); «из его глаз всегда лился искрящийся поток ума» (О. Ферстер); «глаза карие, средней величины» (жандармское опи­сание)1. Нас интересуют интеллектно-этические качества, входящие в формулу интеллигентности и позволяющие определить, к какому типу интеллигентов или интеллектуалов относится профессиональный рево­люционер и основатель советского государства В. И. Ленин. Разброс мнений здесь не столь значителен, как можно было бы ожидать, хотя разница между бесправным эмигрантом и всесильным диктатором, ко­нечно, огромна.

Оставим в стороне советскую мифологическую лениниану, где «самый человечный человек» рисуется обладателем всех человеческих достоинств и свободным от всех человеческих недостатков, и будем руководствовать­ся нашими формулами, используя по возможности объективные свиде­тельства и документы. Напомню, что формулы учитывают образованность, креативность, этическое самоопределение (альтруизм/эгоизм, толерант­ность, отношение к Культуре и Природе).

Образованность Ленина, автора экономического исследования «Раз­витие капитализма в России» (1899), философского сочинения «Материа­лизм и эмпириокритицизм» (1908), многочисленных политологических и публицистических произведений, несомненна и общепризнанна. Он был человеком книжной культуры, «литератором», как он писал в анкетах, квалифицированным книгочеем, хорошо ориентировался в отечественном

1 Логинов В. Т. Владимир Ленин. Выбор пути: Биография. М., 2005. С. 4—10.


и зарубежном библиотечном деле, умело использовал библиографические источники. Н. К. Крупская в своих воспоминаниях подробно и убедитель­но рассказывает о читательской деятельности своего мужа и замечает: «по тому, насколько налажено библиотечное дело, судил Ильич об уровне культуры; состояние библиотечного дела было для него показателем общей культурности»'. После захвата власти В. И. Ленин в 1918-1921 годах подписал около десяти декретов и постановлений Совнаркома об орга­низации книжного дела, библиотечного дела и библиографии в РСФСР. Можно смело сказать, что во главе российского государства никогда не стоял столь образованный книжник.

Владимир Ильич редко подчеркивал собственную креативность, свое творческое новаторство. Характерно суждение постороннего наблюдате­ля — английского философа Бертрана Рассела (1872-1970), встречавше­гося с Лениным в 1920 году в Москве: «Он произвел на меня впечатление крайне самоуверенного, несгибаемого ортодокса. Его сила коренится, я думаю, в его честности, мужестве и непоколебимой вере — религиозной вере в евангелие от Маркса, которая занимает то же место, что и вера христианских мучеников в Царствие Небесное, но отличается меньшим эгоцентризмом»2. Б. Рассел ошибся. Именуя себя «марксистом», Ленин не следовал догматически букве марксизма, разработанного для передо­вых капиталистических стран. Он был не ортодоксом, а модернизатором учения Маркса. Россию русский марксист относил к странам со средним уровнем развития капитализма, где сочетались «самое отсталое земле­владение, самая дикая деревня и самый передовой промышленный и финансовый капитализм». Учитывая российские условия, он разработал идеологию, получившую в 1920-е годы название ленинизм. В ленинскую доктрину вошли неизвестные Марксу идеи империализма как фазы мо­нополистического капитализма, необходимости диктатуры пролетариата, руководящей роли «партии нового типа», перспективы мировой революции. Проявлением творческого новаторства был отказ в 1920-е годы от поли­тики военного коммунизма и переход к нэпу, замена лозунга гражданской войны лозунгом гражданского мира, налаживание дипломатических и экономических отношений с капиталистическими странами. Выражая мнение соратников Ленина, Л. Д. Троцкий подчеркивал: «К дару могучей мысли у Владимира Ильича присоединяется непоколебимость воли, — и вот эти качества в соединении создают подлинного революционного

1 Крупская Н. К. Работа Ленина в библиотеках // Ленин и книга / сост. А. 3. Окороков.
М, 1987. С. 305.

2 Рассел Б. Практика и теория большевизма. М., 1991. С. 24


500


Глава 4. ПОКОЛЕНИЯ РАЗНОЧИННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ


4.2. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ПОКОЛЕНИЕ


501


 


вождя, слитого из мужественной непреклонной мысли и стальной непо­колебимой воли»1.

Альтруистическая мотивация борьбы и труда характерна для профес­сиональных революционеров. Первый зарубежный биограф В. И. Лени­на, историк-эмигрант Г. В. Вернадский (1887-1973) отмечал в 1931 году: «Исключительный фанатизм, беззаветная вера в правильность своего политического идеала — вот что давало Ленину силы идти вперед, не считаясь с мнением своих сторонников и почитателей... Вместе с непре­клонным фанатизмом Ленин обладал замечательным политическим ин­стинктом, который помогал ему чувствовать подъем и падение народных настроений»2. Критически настроенный Д. А. Волкогонов (1928-1995) признал в своей книге: «Определяющим качеством вождя была огромная, фанатичная вера в коммунистическую Утопию. Во имя ее реализации и достижения на практике Ленин не останавливался ни перед чем: терро­ром, обманом, заложничеством, полным отказом от положений и реше­ний, провозглашенных им и еще вчера казавшихся незыблемыми»3. Коммунистическую Утопию фанатик Ленин вовсе не собирался прива­тизировать для личного пользования; эта Утопия должна бьша освободить от эксплуатации всех трудящихся России, а по мере развертывания ми­ровой революции — охватить все остальные страны. Можно назвать этот замысел утопическим, но никак не эгоистическим. Если бы Ленин был обуреваем честолюбивым стремлением к личной власти, он мог бы удовлетворить эту потребность менее рискованными способами, чем амплуа профессионального революционера. Следовательно, Ленин — аль­ труист.

Толерантность. Н. А. Бердяев утверждал, что «Ленин не был дурным человеком, в нем было и много хорошего. Он был бескорыстный человек, абсолютно преданный Идее, он даже не был особенно честолюбивым и властолюбивым человеком, он мало думал о себе. Но исключительная одержимость одной идеей привела к страшному сужению сознания и нравственному перерождению, к допущению совершенно безнравствен­ных средств в борьбе»4. Другие исследователи заявляют, ссылаясь на факты и документы, что по своей жестокости Ленин стоит не ниже Ста­лина или Гитлера. Сочувствие, сострадание он называл сентиментально­стью, которой «рабочие и крестьяне нисколько не заражены», и осуждал

1  Троцкий Л. Д. О Ленине. Материалы для биографа. М., 2005. С. 119.

2  Вернадский Г. В. Ленин — красный диктатор: пер. с англ. М., 1998. С. 295.

3  Волкогонов Д. А. Ленин. Политический портрет: в 2 кн. М., 1994. Кн. 1. С. 17-18.

4  Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. Париж, 1955. С. 97.


как «не меньшее преступление, чем на войне шкурничество», как прояв­ление «иллюзий господ интеллигентиков и прочей слякоти»1. Г. В. Вер­надский еще в начале 1930-х годов пришел к заключению: «Проводя в жизнь свои планы, Ленин был безжалостен, не придавал никакой цены человеческой жизни... Если посчитать человеческие жизни, утраченные при правлении Ленина, придется поместить его в список самых ужасных тиранов, которых знала история»2. В постсоветские годы появился целый поток публикаций, разоблачающих ленинскую мифологию3. Эти публи­кации убеждают в интолерантности Ильича.

Благоговение перед культурой как общечеловеческим достоянием не было присуще вождю революции. Он видел в культуре отражение клас­совой борьбы (вспомним «Лев Толстой как зеркало русской революции») и дифференцировал ее прежде всего не по национальному, а по классо­вому принципу: дворянская культура, буржуазная культура, пролетарская культура. «В Советской рабоче-крестьянской республике, — указывал Ленин в 1920 году, — вся постановка дела просвещения должна быть проникнута духом классовой борьбы пролетариата за успешное осущест­вление целей его диктатуры»4. Пролетарская культура понималась им как культура высшего типа, как «закономерное развитие тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического обще­ства, помещичьего общества, чиновничьего общества». Он призывал молодежь «отнестись к ним критически, чтобы не загромождать ума тем хламом, который не нужен, а обогатить его знанием всех фактов, без которых не может быть современного образованного человека»5. По сути дела Ленин призвал разрушить имеющееся культурное наследие, чтобы «место расчистить», а затем из годящихся в дело обломков построить грандиозное здание «пролетарской культуры». Невольно вспоминается любимый Лениным нигилист Д. И. Писарев, который лаконично сфор­мулировал свою программу следующим образом: «Что можно разбить, то и нужно разбивать; что выдержит удар, то годится, что разлетится вдребезги, то хлам; во всяком случае, бей направо и налево, от этого

1   Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 44. С. 166-167; Т. 35. С. 197. См. также:
Латышев А. Г. Рассекреченный Ленин. М., 1996. С. 13-15.

2   Вернадский Г. В. Указ. соч. С. 301.

3   Например: Волкогонов Д. А. Указ. соч.; Латышев А. Г. Указ. соч.; Арутюнов А. А.
Досье Ленина без ретуши. Документы. Факты. Свидетельства. М., 1999; и др.

4   Ленин В. И. О пролетарской культуре // Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 41. С. 336.

5   Ленин В. И. Задачи союзов молодежи (речь на 3-м съезде РКСМ) // Там же С 298-
318.


502


Глава 4. ПОКОЛЕНИЯ РАЗНОЧИННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ


4.2. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ПОКОЛЕНИЕ


503


 


вреда не будет и не может быть»1. Подобный метод культурного строи­тельства нельзя назвать иначе, как прагматический.

Если обратиться к формуле интеллектуальности, получается: образо­ванность + креативность + альтруизм + интолерантность + потребитель­ское отношение к культуре. Эта формула соответствует фигуре интеллек­ туал-нигилист, вполне подходящий типаж для профессионального рус­ского революционера. Какие другие интеллектно-этические типы обнаруживаются в окружении Ленина?

Лев Давидович Троцкий (1879-1940) — многогранно одаренный человек, блестящий оратор, полемист и публицист, «выдающийся вождь революции» (В. И. Ленин), один из организаторов Красной армии, не­примиримый противник сталинского тоталитаризма. Он «сочетал в себе масштабный острый интеллект и приверженность революционному на­силию, способность к поразительным пророчествам и упорство в роковых заблуждениях»2. Несмотря на то что его школьный опыт ограничивался провинциальным реальным училищем, талантливый еврейский юноша путем усиленного самообразования, благодаря «тюремным университе­там» и замечательным личным способностям сумел достичь серьезных вершин в истории, литературе, политической экономии, марксизме, фи­лософии. Он настойчиво всю жизнь пополнял свои знания и в зрелые годы на вопрос, какое его любимое занятие, уверенно отвечал: «Умствен­ная деятельность: чтение, размышление и, пожалуй, писание»3. Л. Д. Троц­кого можно считать одним из самых эрудированных членов ленинского политбюро. Его всесторонняя креативность проявлялась не только в бле­стящих журналистских статьях и ораторском красноречии, но и в военно-организационной, государственно-политической деятельности, в фило-софско-идеологическом творчестве («троцкизм» как одно из направлений марксизма, теория «перманентной революции» и т. д.).

Со школьных лет в характере будущего «демона революции» развилось стремление к первенству, к превосходству над менее способными учени­ками, которое подтверждалось его успехами, вызывавшими зависть и восхищение. Осознание своей исключительности питало самоуверенный эгоизм «первого ученика», который стал отличительной чертой его неза-

1 Писарев Д. И. Схоластика XIX века // Писарев Д. И. Соч.: в 4 т. М., 1955. Т. 1. С. 135.
Позже П. Л. Лавров более изящно сформулировал эту программу: «Нигилизм не был никогда
"отрицанием всего", но он был отрицанием права чего бы то ни было или кого бы то ни было
пользоваться уважением и быть принятым в руководство без предварительной строгой кри­
тики» (Лавров П. Л. Указ. соч. С. 664-665).

2 Волкогонов Д. А. Троцкий. Политический портрет: в 2 кн. М., 1994. Кн. 1. С. 14.

3 Троцкий Л. Дневники и письма. Нью-Джерси, 1986. С. 43.


урядной личности. У него никогда не было близких друзей; ведь предпо­сылка дружбы — интеллектное равенство, которого он не встречал ни в ком. Пожалуй, он признавал более сильный интеллект лишь у Ленина, да и то после Октября. Наблюдательный Бертран Рассел в 1920 году на­писал о Троцком: «У него горящие глаза, военная выправка, искрящийся ум и магнетическое обаяние. Он очень симпатичен с прекрасными вью­щимися волосами; заметно, что он неотразим для женщин. Мне показалось, что его тщеславие даже больше, чем его любовь к власти, — это тот сорт тщеславия, который можно встретить у художника или актера. Подчас приходит в голову сравнение с Наполеоном»1. Английский философ прав: Троцкий был согласен только на первые роли в истории.

Толерантное смиренномудрие ни в коей степени не присуще револю­ционеру Троцкому, который в августе 1917 года стал членом большевист­ского ЦК. Вместе с В. И. Лениным он — один из главных руководителей Октябрьского переворота и после завоевания власти становится вторым после Ленина человеком в правительстве, занимая посты председателя Военно-революционного комитета, наркома иностранных дел (ноябрь 1917-го), наркома по военным и морским делам (март 1918-го), предсе­дателя Реввоенсовета Республики (сентябрь 1918-го). Д. А. Волкогонов заметил: «Отныне ему навсегда будут чужды социал-демократия, мень­шевизм, либерализм в социалистическом движении. Это было не пере­воплощением, а выражением подлинной сути Троцкого-революционера: непоколебимого, безжалостного, бескомпромиссного. Он стал настоящим большевиком»2. К этим словам можно добавить, что Троцкий объявил врагам большевизма «беспощадную месть и расстрел» и почитается одним из основоположников «красного террора». Ясно, что руководите­ля вооруженными силами Республики на фронтах Гражданской войны в 1918-1920 годах никак нельзя назвать толерантным интеллигентом. Л. Д. Троцкий — пример реализовавшего себя профессионального рево­люционера типа интеллектуал-деспот. Его оппонент Н. И. Бухарин — представитель революционеров-квазигуманистов большевистской фор­мации.

Николай Иванович Бухарин (1888-1938) — признанный в 1920-е годы теоретик большевизма, противопоставивший сталинской моби­лизационной программе индустриализации СССР за счет внутренних ресурсов свою более щадящую альтернативу, основанную на дальнейшем развитии нэпа: отказ от насильственной коллективизации, развитие

' Рассел Б. Указ. соч. М, 1991. С. 24-25. 2 Волкогонов Д. А. Троцкий. С. 160.


504


Глава 4. ПОКОЛЕНИЯ РАЗНОЧИННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНиИИ


4.2. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ПОКОЛЕНИЕ


505


 


рынка в плановой экономике, рост социального потребления. Историки оценивают эту антисталинскую альтернативу как «либеральный и гуман­ный вариант русского коммунизма», который, к сожалению, не осуще­ствился1.

Н. И. Бухарин родился в семье московских учителей, в четыре года он умел читать и писать, отец воспитал у него непреходящий интерес к искусству и мировой литературе, широкий круг чтения способствовал развитию самостоятельного и критического мышления (в 12 лет он, к огорчению православных родителей, объявил себя атеистом). Револю­ционные события 1905 года способствовали его сближению с большеви­ками, а на следующий год Бухарин вступил в большевистскую партию, стал пропагандистом Замоскворецкого района Москвы. Учась в Москов­ском университете, он энергично занимается политической деятельностью, и в возрасте 20 лет становится членом Московского комитета большевиков. Его несколько раз арестовывают, не один месяц он скрывается в подполье, наконец, летом 1911 года оказывается в ссылке в Архангельской губернии, откуда бежит в Германию. В течение шести лет он живет на положении политического эмигранта — профессионального революционера. Эти годы были посвящены самообразованию в области экономики, философии, социологии. Он овладевает европейскими языками и изучает новейшую немецкую, французскую, английскую литературу, регулярно сотрудни­чает в марксистской периодике, пишет свои первые книги. В полити­ческих дискуссиях Бухарин, как правило, — сторонник Ленина, но иногда он занимал самостоятельную позицию. Например, не согласился с осуждением вождя теоретических поисков А. А. Богданова. Богданов был «ищущим марксистом», стремящимся к обогащению марксизма, и его новаторский темперамент импонировал Бухарину. Сам Николай не­изменно вызывал симпатии окружающих: его открытое лицо с громадным лбом и чистыми сияющими глазами привлекало совершенной искренно­стью. В мае 1917 года Н. И. Бухарин вернулся в Москву опытным и авто­ритетным ветераном партии, одним из ближайших соратников Ильича. Образованность европейского уровня, высокие интеллектуальные способ­ности и креативность, дружелюбное отношение к товарищам, личная скромность сделали Бухарина «любимцем партии» (В. И. Ленин).

Достигнув в 1925-1928 годах высоких постов в руководстве страны, Н. И. Бухарин проявил альтруистическую озабоченность нуждами граж­дан. Он призывал товарищей-большевиков: «Нужно воспитывать в себе чувство массы, чувство связи с массами, чувство неустанной и непрерыв-

1 Коэн С. Бухарин. Политическая биография. 1888-1938. М., 1988.


ной заботы об этой массе всюду и везде... Необходимо воспитывать еще и еще чувство ответственности»1. Заслугой Бухарина является принятие ЦК ВКП(б) либерально-демократической резолюции «О политике партии в области художественной литературы» (1925), где говорилось: «Партия должна высказываться за свободное соревнование различных группиро­вок и течений в данной области. Всякое иное решение вопроса было бы казенно-бюрократическим псевдорешением». В сталинском ЦК Н. И. Бу­харин был наиболее литературно одаренным и культурно развитым дея­телем. Ему принадлежат литературоведческие публикации о Гейне, Гёте, доклад о поэзии на первом съезде советских писателей в 1934 году; он был вовсе не формально избран действительным членом Академии наук2. Хотелось бы назвать жестоко уничтоженного умного и талантливого революционера интеллигентным человеком, но это не позволяет сделать его участие в партийных склоках, когда ему изменяла не только толерант­ ность, но и простая порядочность. Он соглашался на исключение из партии, арест, ссылку своих друзей, бывших своих сторонников, с кото­рыми, по его же выражению, он «ходил в бой». Скованный партийной дисциплиной, требующей «единства партийных рядов», он не решался на открытое обличение сталинизма и даже способствовал развитию культа личности Сталина. Получается фигура интеллектуала-квазигуманиста, типичная для альтруистических политических деятелей.

Среди большевистского руководства как ленинского, так и сталин­ского созыва я не мог обнаружить интеллигентов-гуманистов. Но это не означает, что гуманистическая интеллигентность вообще была чужда русским революционерам начала XX века. Примером революционера-гуманиста может служить Александр Александрович Богданов (настоя­щая фамилия Малиновский, 1873-1928), который представляет собой необыкновенную личность в революционном поколении русской интел­лигенции. Его исключительность выражается в том, что радикальное гражданское самоопределение и непримиримую оппозиционность он сумел творчески совместить с гуманистическим этосом, являя собой очень редкий тип интеллигента-гуманиста в рядах революционеров-интеллек­туалов.

Первоначально его жизненный путь был типичным для молодых разночинцев: второй сын в многодетной семье народного учителя и усерд­ный книгочей с шести лет; казенный стипендиат в Тульской гимназии,

1 Коэн С. На крутом повороте. Бухарин и Сталин в канун «великого перелома» //
Знание — сила. 1988. № 9. С. 66.

2 Бухарин Н. И. Революция и культура. Статьи и выступления 1923-1936 годов. М.,
1993.


506


Глава 4. ПОКОЛЕНИЯ РАЗНОЧИННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ


4.2. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ПОКОЛЕНИЕ


507


 


где «злостно-тупое начальство на опыте научило бояться и ненавидеть властвующих и отрицать авторитеты»; студент Московского университе­та, арест, ссылка, приобщение к социал-демократическим кружкам, марксистская пропаганда в рабочей среде, новый арест, тюремное заклю­чение, ссылка, постоянное самообразование (в 1899 г. сумел окончить медицинский факультет Харьковского университета) и активная публи­цистическая деятельность. Осенью 1903 года примкнул к большевикам, уехал в Швейцарию к В. И. Ленину, стал одним из лидеров партии и в 1905 году был избран в большевистский ЦК, сделался профессиональ­ным революционером-подпольщиком, эмигрировал, тесно сотрудничал с Лениным, работая в редакциях большевистской печати и полемизируя с меньшевиками.

Неординарность большевика А. А. Богданова проявилась в двух ин-теллектных качествах: во-первых, широкий научный кругозор и крити­ческий склад ума (высокая эрудированность); во-вторых, разнообразные творческие способности, проявляющиеся в различных отраслях науки, философии, художественной литературе (выдающаяся креативность). Развивая марксистское учение, Богданов в 1900-е годы пишет учебные пособия «Краткий курс экономической науки», «Начальный курс поли­тической экономии», монографию «Наука об общественном сознании», излагающую основные положения исторического материализма, и другие работы, переведенные на английский и немецкий языки. Но вскоре рам­ки марксизма стали узкими для его философских новаций. Его привле­кает идея «гармонически объединить все человечество для борьбы со стихийным миром, для непрерывного развития сил», и для реализации этой идеи он пытается «неразрывно связать» идеал практики и идеал познания, установить между ними «строгую гармонию»1. Философские изыскания пытливого мыслителя воплотились в труде «Эмпириомонизм» (издан в 1904-1906 гг. в трех частях) и обзоре «Философия живого опыта» (1911). Эти изыскания были подвергнуты резкой критике со сто­роны Г. В. Плеханова и В. И. Ленина, которые увидели в них не путь построения философии современного естествознания, как полагал Бог­данов, а «реакционное субъективно-идеалистическое учение» в духе махизма (эмпириокритицизма).

Не встретивший понимания товарищей философ-гуманист отошел от активной политической борьбы и занялся культурно-просветительной деятельностью в партийных рабочих школах на Капри (1909) и в Болонье (1910). Преподавательская деятельность привела А. А. Богданова к вы-

1 Богданов А. А. Эмпириомонизм: Статьи по философии. М, 2003. С. 4.


воду, что для выполнения исторической миссии построения справедли­вого общества рабочему классу как социальному гегемону необходима особая пролетарская культура. Пролетариату чужды ценности дворян­ской или буржуазной культуры, он должен построить собственную куль­туру, свой пролеткульт. В 1911 году идеолог пролетарской культуры предлагает программу ее создания в книге «Культурные задачи нашего времени», затем появляются публикации, посвященные пролетарскому искусству и пролетарской науке.

По-видимому, творческой мысли революционера-мечтателя было тесновато в пределах научно-публицистической прозы, и он обратил­ся к жанру фантастического романа, написав две книги: «Красная звез­да» (1907) и «Инженер Мэнни» (1912). Здесь в вольной утопической манере он изложил свое понимание идеального общества, якобы сущест­вующего на Марсе. Это общество коммунистического типа, построенное политической партией, завоевавшей власть в результате мирной, ненасиль­ственной революции. В этом обществе получили высокое развитие наука и техника, изобретены космические корабли, движущиеся благодаря энергии радиоактивных материалов, есть объемный кинематограф и передача изображений на далекие расстояния (телевидение!). Большое внимание уделяется этическому воспитанию и развитию коллективизма. Богданов решительно отверг эгоистический индивидуализм; в его мар­сианском обществе личность растворяется без остатка в общественном целом. «Человек — личность, но дело его безлично», — утверждают альтруисты-марсиане и поэтому устанавливают памятники не отдельным героям, а в честь выдающихся событий, например первого путешествия на Землю. Искусство утилитарно и отождествлено с технической эстети­кой, но сохранены музеи и библиотеки. Романы А. А. Богданова застав­ляют вспомнить об «Аэлите» А. Н. Толстого, вышедшей в свет десятиле­тие спустя — в 1922 году.

Как ни странно, но в 1917 году утопическая идеология пролетарской культуры стала воплощаться в жизнь. Раскрепощение общественной инициативы после падения царизма позволило сформироваться Пролет­культу — социально-культурному движению, принявшему эту идеологию. В различных городах и районах России, на заводах и фабриках возникли ячейки Пролеткульта, ставящие целью приобщение рабочих масс к ми­ровому культурному наследию и развитие творческой активности проле­тариата. Образовалась всероссийская система учреждений Пролеткульта, включавшая рабочие университеты, политехнические курсы, научные, литературные, театральные, музыкальные изостудии, клубы и библиоте­ки, издательско-полиграфическую базу, издававшую журналы, учебно-


508


Глава 4. ПОКОЛЕНИЯ РАЗНОЧИННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНУИИ


4.2. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ПОКОЛЕНИЕ


509


 


методические материалы, различные сборники. К сентябрю 1917 года пролеткультовское движение приобрело массовый размах и охватило более 100 тысяч молодых людей, стремящихся к творческому самовыра­жению. Организационно-методическое руководство системой осуществлял Центральный комитет, в состав которого входил А. А. Богданов. Страте­гическая мысль Богданова заключалась в том, что культурная революция в пролетарской среде, культурное преобразование пролетариата должны предшествовать политической революции и захвату власти, потому что идеальное общество будущего не смогут построить некультурные строи­тели. Большевистское руководство во главе с В. И. Лениным придержи­валось противоположной стратегии: сначала власть, потом культура1. Поэтому после Октябрьского переворота началось острое противостояние между партийными органами Наркомпроса и демократическими органа­ми Пролеткульта. Борьба была неравной, и Пролеткульт был вынужден отказаться от самостоятельной культурной политики.

Осенью 1921 года А. А. Богданов покинул ряды Пролеткульта и со­средоточился на научных проблемах управления обществом. Здесь его творческий гений проявился в разработке грандиозной концепции обще­го учения о формах и законах организации природы, практики и мышле­ния, названного «Всеобщей организационной наукой» (тектологией). Основные положения тектологии были опубликованы в 1913-1922 годах в трех частях и встречены критически постреволюционной научной об­щественностью. Но были и сторонники тектологии, правильно интер­претировавшие ее суть. В частности, Н. И. Бухарин объяснял В. И. Ле­нину: «Тектология есть замена философии. Она исключает гносеологию. Ход его рассуждений таков: 1. Все можно рассматривать как системы, т. е. элементы в определенном типе связей. 2. Если это так, то можно вывести некоторые общие закономерности. 3. Тогда философия стано­вится излишней и заменяется всеобщей организационной наукой»2. Ор­ганизационно-управленческие идеи, высказанные Богдановым, получили признание лишь в 1980-е годы, когда тектология обрела статус научной

1  Философской основой точки зрения большевиков служил марксистский тезис «бытие
определяет сознание», из которого следует, что для изменения духовной культуры общества
(общественного сознания) требуется изменить экономический базис, то есть перейти от
капитализма к социализму. Кстати сказать, Л. Д. Троцкий вообще отрицал актуальность
формирования пролетарской культуры: «Пролетарской культуры не только нет, но и не
будет; и жалеть об этом поистине нет основания: пролетариат взял власть именно для того,
чтобы навсегда покончить с классовой культурой и проложить пути для культуры челове­
ческой» (Троцкий Л. Д. Литература и революция. М, 1991. С. 147).

2  Цит. по: Косичев А. Д. Философия, время, люди. Воспоминания и размышления дека­
на философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2003. С. 18.


предшественницы кибернетики. Еще один научный подвиг медика А. А. Богданова — организация первого в мире Института переливания крови. Согласно традиции врачей-альтруистов, самые опасные опыты директор Института производил на себе. Один из них случайно, а может быть, преднамеренно, оказался неудачным. В 1928 году, накануне ста­линского «великого перелома» революционера-гуманиста не стало.

К сожалению, образ автора эмпириомонизма и идеолога Пролеткуль­та был грубо обезображен. Он был представлен как злейший враг Вла­димира Ильича, политический ренегат и духовный отец бухаринской оппозиции. «Богдановско-бухаринские реакционные буржуазные теории» были объявлены в 1937 году «орудием фашистской контрреволюции против победившего в СССР социализма». Богданову были инкрими­нированы «мелкобуржуазные интеллигентские» грехи пролеткультов­ского движения в 1920-е и 1930-е годы (Пролеткульт был распущен в 1932 г.), которые состояли в культурном нигилизме — отрицание важно­сти классического культурного наследия в построении пролетарской культуры; в сепаратизме и сектантстве — отказ от партийного руко­водства культурным строительством; в ревизионизме и искажении марк­сизма-ленинизма. Нет нужды опровергать эти бессмысленные обвинения, типичные для времени сталинского тоталитаризма. Они — ядовитая грязь эпохи, которой интеллектуалы-циники и конформисты сталинской школы злобно пятнали белые одежды интеллигентов-гуманистов. По сути дела А





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 188 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2675 - | 2239 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.016 с.