Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Жандармская полуинтеллектуальность и сановная интеллигентность 8 страница




Глава 4. ПОКОЛЕНИЯ РАЗНОЧИННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

XIX столетия: от духовного аристократизма декабристов и славянофи­лов до антигосударственного анархизма и церковного нигилизма раз­ночинцев.

Определение интеллигентности Л. Н. Толстого затрудняется тем, что этическое самоопределение не оставалось постоянным в течение его продолжительной жизни. Его духовная эволюция складывается из трех этапов: снобизм — скептицизм — гуманизм. Снобизм молодого Толсто­го обусловлен его индивидуализмом, приоритетным интересом к своему «Я», своей «самости». С предельной честностью, даже беспощадностью он исследовал замысловатые движения своей души и исповедовался в них сначала в дневниках, а затем в художественных произведениях. «Толстовский индивидуализм означал, что он был убежден, возможно, даже сверхубежден, в универсальной значимости своего личного опыта», — пишет канадская исследовательница Донна Орвин, видя в этом «один из источников его величия как писателя»1. Учителем Толстого в самопозна­нии своего «Я» был Руссо, медальон с портретом которого он носил на шее в 15 лет и произведения которого перечитывал всю жизнь. Руссо учил правдивости, естественности, толерантности, — короче говоря, интелли­гентности в нашем понимании этого слова. Учение Руссо соответствова­ло критериям рационализма, доводам разума, что было для Толстого чрезвычайно важно. Другим источником формирования мировоззрения будущего писателя было Евангелие. Таким образом, автора «Севастополь­ских рассказов», «Казаков», «Войны и мира», «Анны Карениной» можно квалифицировать как интеллигента-сноба (рационализм + эгоизм + то­лерантность + благоговение перед культурой).

В конце 1870-х годов, в расцвете творческих сил, в зените славы и успеха Л. Н. Толстой пережил глубокий духовный кризис. Перед ним возник вопрос: «Есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничто­жился бы неизбежно предстоящей мне смертью?» Рационально проана­лизировав ситуацию, сноб Толстой пришел к выводу, что «жизнь есть бессмысленное зло» и самый разумный выход — самоубийство. Но его смутило, что почему-то самоубийство вовсе не влечет людей, верующих в Бога. Толстой же не мог принять догматическую веру, потому что она неразумна. В своей «Исповеди» он повествует о муках скептицизма, об «искании Бога», которому посвятил несколько лет (1879-1882). В резуль­тате он все-таки обнаружил Бога, но не в церковной ограде, и, предпочтя миссию не художника слова, а религиозного философа, изложил свое кредо в трактате «В чем моя вера?» (1884). Теперь интеллигента-скепти-

1 Орвин Д. Т. Искусство и мысль Толстого. 1847-1880. СПб., 2006. СИ.


4.1. ПОРЕФОРМЕННОЕ ПОКОЛЕНИЕ                                                                                                                      437

ка сменил интеллигент-проповедник, исповедующий гуманистическое учение, названное его последователями толстовством.

Гуманизм религиозной проповеди Толстого определялся двумя осно­вополагающими принципами: альтруистический принцип личного само­совершенствования в духовном и нравственном отношении (любовь к Богу и ближнему своему) и толерантный принцип честного труда, се­мейного согласия, непротивления злу насилием. Согласно нашей фор­муле оба принципа объединяются в принцип интеллигентности, в соот­ветствии с которым подлинный толстовец — интеллигент-гуманист с христианским самоопределением. Разумеется, и сам Л. Н. Толстой в последние четверть века своей жизни предстает перед нами как интел­ лигент-гуманист. Гуманистический пафос проповеди великого писателя нашел отклик в среде интеллигенции пореформенного поколения: тол­стовские колонии возникли в России и за рубежом (например толстовская ферма Ганди в Южной Африке), но организационного оформления тол­стовство не получило. Последователи Толстого отрицали как государ­ственное, так и революционное насилие, признавая только ненасиль­ственные методы социальных преобразований. Их идеал — духовный переворот, совершающийся в сознании людей, в их религиозном само­определении, а не революционное перераспределение материальных благ. Поэтому толстовцы не подчинялись государству как институту, основан­ному на насилии, отказывались от несения военной службы, но вместе с тем осуждали практику революционного террора, ведущую к жестокой реакции власти, признавая в качестве средства политической борьбы только мирное неповиновение.

Религиозное учение Л. Н. Толстого подверглось отрицанию и осуж­дению с противоположных сторон. В феврале 1901 года Святейший Синод РПЦ, «имев суждение о графе Льве Толстом и его противохри-стианском и противоцерковном лжеучении», признал, что «Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею». После этого решения религиозные произведения отрешенного от церкви графа в России не печатались, а сторонники его подвергались полицейскому преследованию.

В январе 1911 года В. И. Ленин оценил историческую роль Л. Н. Тол­стого следующим образом: «Учение Толстого, безусловно, утопично и, по своему содержанию, реакционно в самом точном и в самом глубоком значении этого слова... В наши дни всякая попытка идеализации учения Толстого, оправдания или смягчения его "непротивленства", его апелля­ций к "Духу", его призывов к "нравственному самоусовершенствованию", его доктрины "совести" и всеобщей "любви", его проповеди аскетизма


438


Глава 4. ПОКОЛЕНИЯ РАЗНОЧИННОЙ ИНТЕЛЛИГЕН1_1ИИ


4.2. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ПОКОЛЕНИЕ


439


 


и квиетизма и т. п. приносит самый непосредственный и самый глубокий вред»1. Приговор вождя революции оставался в силе в течение 80 лет.

В 2001 году правнук писателя В. Толстой обратился к патриарху Алексию II с просьбой о снятии отлучения с JI. Н. Толстого. Он получил отказ, аргументированный следующим образом: «И сейчас еще есть почитатели Толстого-махатмы, и сейчас его наполненные духовным ядом "откровения" отравляют умы несчастной, лишенной национальных кор­ней и не нашедшей Бога нашей интеллигенции... Может быть, Толстой, его "евангелие", его "проповедь" безбожия и стали одной из причин ка­тастрофы России в XX веке. Тогда осознание толстовской лжи поможет нам избежать будущих бед. Да поможет нам Бог!»2 Думаю, что Святейший Патриарх напрасно возложил на интеллигента-гуманиста Льва Толстого вину за «катастрофу России в XX веке», ибо эта катастрофа заключалась в разгуле насилия, а не в смиренном непротивлении злу. Толстовство не противоречит альтруистической толерантности христианства, и именно поэтому оно, как справедливо отметил Патриарх, не утратило своей привлекательности и в наши дни.

Особенность пореформенного поколения интеллигенции состоит в том, что оно впервые в русской истории начало выполнение прикладной функции гражданского самоопределения. В разделе 1.2.2 было введено понятие о сущностной и прикладных функциях интеллектного слоя и образующих его виртуальных групп интеллигентов и интеллектуалов. Сущностная функция была определена как коммуникационное управле­ние общественным сознанием (социально-культурная деятельность), которое осуществляется не абстрактно, а с целью выполнения конкретных прикладных функций. Прикладные функции соответствуют четырем видам самоопределения социального субъекта: гражданское, религиозное, профессиональное, этическое. Предыдущие поколения интеллигентов и интеллектуалов обеспечивали религиозное, профессиональное, этическое самоопределение, гражданское же самоопределение, то есть идентифи­кация личности с той или иной политической силой, лояльной или оппо­зиционной по отношению к государственной власти, никем не направля­лось. Точнее, его заменяло сословное самоопределение, диктуемое про­исхождением, а не вырабатываемое личностью. В пореформенной России сословное общество стало трансформироваться в общество гражданское, и интеллектный слой в соответствии со своим функциональным назна-

1  Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 20. С. 103-104.

2  За что Лев Толстой был отлучен от Церкви: сб. ист. док. / под ред. Е. О. Фоминой.
М., 2006. С. 5-6.


чением взял на себя разработку консервативной, либеральной и радикаль­ной идеологии.

Эти идеологии воплощались в виде эстетически привлекательных мифологических произведений и утопических проектов. Их авторами были творчески одаренные новаторы, озабоченные благом России и все­го человечества. Эти произведения ума и таланта я склонен считать выс­шими достижениями русской интеллигенции пореформенного периода. К этим достижениям относятся консервативный проект «единения во Христе» Ф. М. Достоевского и теологическая утопия «Вселенской церк­ви» В. С. Соловьева. Не менее значимы мифологические образы «новых людей» и «критически мыслящих личностей», разработанные Н. Г. Чер­нышевским и П. Л. Лавровым. Сыграли свою роль мрачная романтика терроризма и печальная эстетика безвременья. Осмотрительных либера­лов-правоведов привлекала утопическая цель: мирным, ненасильственным путем сгладить существующие противоречия и создать разумный обще­ственный порядок; анархиствующий граф Толстой противопоставил им гуманистическую проповедь «непротивления злу насилием».

А чем ответила лучшим людям эпохи государственная власть? Само­держец-освободитель, исходя из аксиомы «никому из моих верноподдан­ных не предоставлено предупреждать мои непрерывные о благе России попечения», игнорировал общественное мнение и реформировал общество по собственному усмотрению. Жаль императора-квазигуманиста! Сме­нивший его «миротворец» видел в интеллигентах главных врагов престо­ла и государства, подлежащих безусловному искоренению. Увы, полуин­теллектуалам не дана спасительная мудрость... Государственная програм­ма экономического, политического, социально-культурного развития Российской империи отсутствовала, и никто не задумывался над причи­нами революционного брожения в обществе и наиболее безболезненных способах его успокоения. За бездарность и глупость рано или поздно приходится расплачиваться. Следующее поколение интеллигенции, не­даром названное нами «революционным», предъявило страшный счет 300-летнему дому Романовых.

4.2. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Революционному поколению интеллигенции принадлежит особая роль в истории России. Оно явилось не просто свидетелем, а главным дей­ствующим лицом двух кардинальных событий XX столетия. Первое —


440


Глава 4. ПОКОЛЕНИЯ РАЗНОЧИННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНиИИ


4.2. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ПОКОЛЕНИЕ


441


 


Серебряный век русской культуры, отмеченный непревзойденным кар­навалом литературы и искусства и уникальным религиозно-философским ренессансом. Второе — Великая Октябрьская социалистическая рево­люция и образование СССР, представляющие собой не только коренной переворот русской жизни, но и потрясения всемирно-исторического масштаба. Такой интенсивности истории, такого стремительного бега исторического времени не знали ни предыдущие, ни последующие поколения. Одну — православно-самодержавную, нехотя модернизи­рующуюся цивилизацию, сменила другая — социалистическая, искус­ственно конструируемая цивилизация. Эта смена происходила не на театральных подмостках, а в разумах и душах интеллигентов и интел­лектуалов этого рокового, революционного поколения. Об этих людях, своих современниках, пророчески писал Александр Блок в сентябре 1914 года:

Рожденные в года глухие

Пути не помнят своего.

Мы — дети страшных лет России —

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть? От дней войны, от дней свободы — Кровавый отсвет в лицах есть.

И пусть над нашим смертным ложем Взовьется с криком воронье, — Те, кто достойней, Боже, Боже, Да узрят царствие твое!

Хронологические фазы жизненного цикла поколения (табл. 2.1) оп­ределены исходя из следующих соображений. Десятилетие восхода (1894-1904) предопределено не столько сменой царствующих особ (вступление на престол молодого Николая II породило иллюзорные ли­беральные надежды, которые он быстро рассеял), сколько распростране­нием в обществе романтического «чувства чрезвычайности», о котором С. А. Венгеров написал: «С середины 1890-х годов все определенно со­знавали, что начинается нечто совсем новое, небывалое в русской жизни»'. Романтические устремления вызвали существенные, можно сказать, ре-

1 Русская литература XX века... Т. 1. С. 34.


волюционные преобразования в этико-эстетическом мировоззрении культурной элиты. Критический реализм, господствовавший с пушкин-ско-гоголевского времени, начал вытесняться другим эстетическим стилем, получившим название модерн и распространившимся в литера­туре, изобразительном искусстве, музыке, архитектуре, театре. Трубаду­рами новых веяний в середине 1890-х выступили Д. Мережковский, В. Брюсов, другие «старшие символисты», вскоре ставшие признанными мэтрами. На стыке веков пробудился интерес к мистике, идеализму, ре­лигии, которыми прежняя интеллигенция пренебрегала. Возродилась активная революционная деятельность социал-демократов и эсеров-тер­рористов. В 1903 году образовалась ленинская «партия нового типа» — партия большевиков — детище субкультурной квазиинтеллигенции. За­вершает фазу восхода 1904 год — прелюдия Первой русской революции, ставшей первым испытанием зрелости революционного поколения.

Расцвет поколения знаменуют две временные вехи: 1905 и 1922 годы. Между этими датами — дионисийско-аполлоническое празднество Се­ребряного века, безумная мировая война, три революции, Гражданская война, разруха, белый и красный террор, эмиграция. Осенью 1922 года на пароходах «Пруссия» и «Обербургомистр Хакен» отправились в из­гнание более 60 русских мыслителей, политических деятелей, ученых, инженеров, писателей, кооператоров — героев Серебряного века. Мас­совая депортация инакомыслящей интеллигенции была тщательно спла­нированной руководством компартии идеологической акцией, означавшей конец революционного свободомыслия1.

Мыслителей-эмигрантов жестоко мучил вопрос: кто виноват? И. А. Иль­ин отвечал: «Русской интеллигенции есть над чем задуматься. <...> это она вела и она привела Россию к революции» (курсив мой. — А. С.)1. С Ильиным солидарны многие современники и потомки. Так, Ф. А. Сте-пун риторически вопрошал: «Кто же осуществил русскую революцию? Правилен только один ответ: революционная интеллигенция, рожденная духом петровских преобразований»3. Должен признаться, что я не считаю этот ответ правильным. «Закат печальный» революционного поколения связан с торжеством большевизма, утопией мировой коммунистической революции и становлением сталинского тоталитаризма. 1938 год — год

1 Высылка вместо расстрела. Депортация интеллигенции в документах ВЧК-ГПУ.
1921-1923 / сост. В. С. Христофоров. М, 2005.

2 Ильин И. А. О русской интеллигенции // Интеллигенция. Власть. Народ: антология.
М., 1993. С. 275.

3 Степун Ф. А. Пролетарская революция и революционный орден русской интеллиген­
ции//Там же. С. 291.


442


Глава 4. ПОКОЛЕНИЯ РАЗНОЧИННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ


4.2. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ПОКОЛЕНИЕ


443


 


последнего — бухаринско-рыковского процесса, означавшего уход из жизни последних большевиков-квазигуманистов. В эмиграции сохрани­лись отсветы Серебряного века вплоть до 1950-х годов.

4.2.1. Статистика интеллектного слоя

Интеллигенция — разумная, образованная, умственно развитая часть жителей.

В. Даль. Толковый словарь

Судя по Всеобщему на 1916 год русскому календарю, в Российской империи, несмотря на участие в мировой войне, складывалась весьма благоприятная демографическая ситуация: общая численность населения на 1 января 1916 года составляла 184 млн душ (в 1913-м — 165,7 млн; в 1897-м — 125,6 млн), из них 65,5 % были русскими, более половины — моложе 21 года; на 1 тысячу человек в Европейской России в год рожда­лось 45 человек, умирало 28 человек, ежегодный естественный прирост составлял 1,8 %; каждый год заключалось 8 браков на 1 тысячу жителей. Социально-культурные показатели были не столь радужными. Грамотны­ми считались менее половины взрослого населения (в 1897 г. — 26,3 %), правда, в городах Европейской России грамотными были 80 % мужчин и 61 % женщин; на селе — 53,2 % мужчин и 22,6 % женщин1.

Ежегодно призывались в армию 1,3 млн, из которых 32 % признавались негодными к военной службе или получали отсрочку, а из 10 тысяч ново­бранцев не умели писать 6 ПО, в то время как в Италии их было 3072, во Франции — 346, в Англии — 100, в Германии — всего 4 человека2. Православных церквей насчитывалось 53 546, водопровод был в 219 го­родах, канализация — в 65, телеграф — в 32, библиотеки — в 240, чи­тальни — в 37, типографии — в 684, стационарные театры — в 199, клубные и иные сцены — в 478 городах. На 100 тысяч жителей по всей России приходилось 13 врачей (в Средней Азии — 3), 16 фельдшеров и 17 повивальных бабок. В довоенном 1913 году один автомобиль прихо­дился на 20 тысяч жителей, ежегодное потребление 40-градусного вина — 0,66 ведра на человека.

1 Мельконин С. Грамотность дореволюционной России. 1756-1917 // История СССР.
1985. № 1.С. 150.

2 В 1909 году морское и военное ведомства России с целью «поднятия нравственности
и образовательного уровня нижних чинов» увеличили средства на просвещение каждого
штатного рядового с 10 до 20 копеек в год (Пархоменко Т. А. Культура России и просвеще­
ние народа во второй половине XIX — начале XX века. М., 2001. С. 31).


Зато по выпуску книг еще в 1890 году Россия стала третьей страной в мире (после Германии и Франции), а в 1908-м заняла третье место по тиражам изданий (после Германии и Японии). В начале XX столетия в Российской империи сформировалась довольно большая и структурно сложная система народного образования. В зависимости от собственни­ка различались государственная подсистема во главе с Министерством народного просвещения и децентрализованная общественная подсистема школьного и внешкольного образования.

Государственная школа включала в 1913 году более 120 тысяч началь­ных (низших) школьных учреждений (40 тысяч церковно-приходских, 80 тысяч казенных и 2 тысячи школ других ведомств). Однако всеобще­го начального образования не было, в школах учились лишь 20 % детей школьного возраста. Среднее образование давали 500 мужских гимназий, более 300 реальных и около 200 коммерческих училищ, а также 990 жен­ских гимназий, из которых 44 % были частными. Высшая государствен­ная школа в 1913/14 учебном году насчитывала 63 вуза (более 71 тысячи студентов), в том числе 10 университетов, где обучались ровно половина студентов. Особенно стремительно развивалось техническое образование, выпускавшее до 18 тысяч инженеров в год.

Негосударственная школа дополняла казенное высшее образование. В том же 1913/14 учебном году было 54 общественных и частных вузов, где обучались более 52 тысяч студентов, в том числе 18 высших универ­ситетских курсов и 5 университетских заведений для мужчин и для женщин.

В целом по России к 1 января 1914 года насчитывалось 8,9 млн уча­щихся, из которых 82 % — ученики начальных и низших школ; 6 % — уча­щиеся государственных средних общеобразовательных и специальных учебных заведений; 10 % — учащиеся негосударственных средних учеб­ных заведений; 0,8 % — студенты вузов1.

Рост системы учебных заведений, естественно, сопровождался ростом педагогической интеллигенции. Если в конце XIX века насчитывалось около 60 тысяч учителей начальных школ — народных учителей, то в 1914 году их стало 130 тысяч. В средних школах работало 30 тысяч учителей, а профессорско-преподавательский корпус в 1913/14 учебном году вырос до 4500 человек. Имущественное расслоение педагогов про­исходило в зависимости от типа учебного заведения. Профессура при­ближалась к крупной буржуазии, материальное положение учителей

1 Россия. 1913 год: статистико-документальный справочник / ред.-сост. А. М. Анфимов, А. П. Корелин. СПб., 1995. С. 326.


444                                                                       Глава 4- ПОКОЛЕНИЯ РАЗНОЧИННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

гимназий и реальных училищ соответствовало среднему чиновничеству (повышение окладов через 5 лет; государственная пенсия). Народный учитель по-прежнему оплачивался хуже всех и по штатам Министерства народного просвещения, и по земским ставкам. Он с трудом мог содержать семью; не случайно только 30 % народных учителей состояли в браке.

Борясь с неграмотностью, правительство довольно щедро финанси­ровало государственную школу: дотации по Министерству просвещения с 1900 по 1913 год возросли почти в 5 раз, составив в последний год 14,6 % бюджетных расходов. Одновременно на организацию различных курсов, чтений, народных домов, торговых классов и тому подобного значитель­ные суммы выделяли министерства финансов, земледелия, торговли и промышленности. Не меньшую щедрость проявлял молодой российский капитализм; некоторые предприниматели-благотворители вкладывали миллионы рублей в строительство школ, больниц, богаделен; при заводах и фабриках открывались вечерние школы, библиотеки, читальни, даже кружки-студии и театры.

Совместными усилиями государства, земства и общественности на стыке веков была создана относительно широкая сеть внешкольных культурно-просветительных учреждений, преследующая цели просве­щения взрослого населения и подготовки кадров для индустриального производства, а также улучшения нравов путем организации культурно­го досуга, развития технического и художественного творчества учащих­ся. Учреждениями внешкольного образования были библиотеки, клубы, музеи, воскресные школы, народные дома, народные университеты, на­родные театры; вносили свою лепту инициируемые интеллигенцией различные общественные организации и добровольные общества (обще­ства трезвости, общества любителей духовного просвещения и т. п.). Таким образом происходила демократизация образования, науки, искус­ства, расширение их доступности для народных масс.

Надо заметить, что вечерние школы и народные университеты часто использовались радикальной интеллигенцией для политического про­свещения и пропаганды революционных взглядов. Правительство, ко­нечно, боролось с пропагандистами, а либеральная буржуазия, которой принадлежало большинство учреждений культуры, не обращала на них внимания.

Усилия просветителей народа не пропали даром. Народные массы, для которых пробил час «великого ученичества», активно и жадно учились, используя ресурсы быстро развивающейся системы внешкольного об­разования. Самообразование стало модой и общественной традицией. В Москве в 1895 году была создана Комиссия по организации домашне-


 

445

4.2. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ПОКОЛЕНИЕ

го чтения, издававшая рекомендательные программы чтения по различным наукам и популярные брошюры. Программы дифференцировались по категориям читателей: не получившие регулярного среднего образования, окончившие среднюю школу, выпускники высшей школы, желающие восполнить пробелы и приобрести новые знания. Во многих городах России, даже в тех, где не было высших учебных заведений, создавались научные общества, объединявшие учителей, врачей, инженеров, другие группы профессиональной интеллигенции. Подчеркну, что во всех вне­школьных инициативах охотно и безвозмездно участвовали профессора вузов, научные светила, популярные артисты и литераторы. Как отмеча­ет историк отечественной культуры, «на рубеже XIX и XX веков в России складывалась новая среда обитания, в которой культура и просвещение являлись уже неотъемлемой частью жизни самых широких кругов насе­ления, достоянием всех слоев российского общества, а не только соци­альным признаком исключительно привилегированного сословия, как то было еще совсем недавно»1. Я позволю себе назвать этот процесс интел- лигентизацией народных масс2.

Об интеллигентизации свидетельствует появление еще в XIX столетии многочисленных представителей «предпринимателей-интеллигентов», «рабочей интеллигенции», наконец, «крестьянской интеллигенции». К предпринимателям-интеллигентам относятся купцы, иногда — ари­стократы, которых к служению культуре и меценатству побуждала личная бескорыстная увлеченность искусством. Назову общеизвестные имена: Павел и Сергей Третьяковы, Савва Мамонтов, Савва Морозов, Алексей Бахрушин, Мария Тенишева. Все они, бесспорно, являются интеллиген­ тами-гуманистами и полностью соответствуют формуле интеллигент­ности. Нельзя не отметить, что в России нет ни одной крупной картинной галереи или областной библиотеки, в фонды которых не были бы вклю­чены безвозмездно переданные частные коллекции.

Рабочую интеллигенцию образовывали высококвалифицированные рабочие, которые посещали политические кружки и культурно-просве­тительные школы, много читали, но не изменяли род своих занятий. (Один из них — меньшевик К. А. Гвоздев даже вошел в августе 1917 г. в состав Временного правительства.)

1   Пархоменко Т. А. Указ. соч. С. 148-149.

2   Используется также термин «обинтеллигентивание» для обозначения стремления
купеческих сыновей к научной или артистической карьере (Захаров В. Обинтеллигентива­
ние российского купечества в конце XIX — начале XX века // Интеллигенция России:
традиции и новации: тез. докл. Межгос. науч.-теорет. конф. Иваново, 1997. С. 88-90).


446


Глава Л. ПОКОЛЕНИЯ РАЗНОЧИННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНиИИ


4.2. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ПОКОЛЕНИЕ


447


 


О крестьянской интеллигенции проникновенно сказал в своей мемуарно-исповедальной книге «Смех за левым плечом» Владимир Солоухин: «В России к моменту ее сокрушения верхний слой крестьянства начал активно, я бы сказал, плодотворно прорастать побегами в вышенаходящий-ся слой российской интеллигенции, российской культуры. Есенин, Клюев, Шаляпин, Корин, Соколов-Микитов — не единственные примеры»1.

Предпринимательская, рабочая, крестьянская интеллигенция пред­ставляет собой непрофессиональную интеллигенцию, коль скоро ее представители не расстаются со своим основным занятием. Основной состав интеллектного слоя революционного поколения образует интел­лигенция профессиональная; количественная характеристика этого по­коления в сопоставлении с предыдущим, пореформенным поколением, приведена в табл. 4.2. Уместно заметить, что данные табл. 4.2 значитель­но отличаются от показателей, приведенных в Большой советской энцик­лопедии (3-е изд. М., 1972. Т. 10). Там сказано, чтов 1897 году российская интеллигенция насчитывала 870 тысяч, а в 1917 году — 1,5 млн человек. Расхождение объясняется тем, что в соответствии с социально-экономи­ческой трактовкой советские энциклопедисты считали интеллигентами всех работников нефизического труда, имевших какое-либо образование выше начального. В интеллигенты зачислялись дьячки, учителя начальных классов, гувернеры, фельдшера, унтер-офицеры, артисты провинциальной сцены, канцелярские служащие и т. д. Мы же ориентируемся на высший интеллектный диапазон, как правило, состоящий из высокообразованных и креативных личностей.

Таблица 4.2 Сопоставление профессиональных групп двух поколений

 

 

 

Профессиональные группы

Пореформенное поколение Революционное поколение

s

5

CL

га (-s

Я

h

Духовенство Педагоги Литераторы и ученые Служители искусства Книжно-журнальное дело 12 000 20 000 3000 900 4200 15 500 34 500 6700 1800 6500
Всего гуманитариев 40 100 65 000

S Е

А

Аз Н

н

Из

Ь О

X

Государственная бюрократия Офицерство и генералитет Юристы Инженеры, агрономы, предприниматели Медики Ученые естественных наук 30 000 4000 9000 18 900 17 000 1500 40 000 6000 20 000 50 000 ЗЗООО 4000
Всего негуманитарисв 80 400 153 000

Итого профессиональной интеллигенции

120 500 218 000

' Солоухин В. А. Смех за левым плечом. Франкфурт-на-Майне, 1988. С. 113.


Сопоставление количественных показателей профессиональных групп пореформенного и революционного поколений показывает, что за 20 лет общее количество профессиональной интеллигенции увели­чилось в России в 1,82 раза. Особенно сильно выросли инженерный корпус, юридическая корпорация, педагогическая и медицинская интел­лигенция, что объясняется спросом на специалистов этих квалификаций в капитализирующейся России. Если соотнести интеллектный слой с населением в целом (1913 г.), окажется, что он составлял не 0,1 %, как бы­ло в 1897 году, а 0,132 %. Трудно сказать, означает ли этот рост интел-лигентизацию, то есть увеличение числа интеллигентов, или интеллек­туализацию, то есть увеличение количества интеллектуалов. Чтобы об­наружить тенденции в этической ориентации революционного поколения, обратимся к культурной элите, задававшей тон в духовной жизни.

4.2.2. Серебряный век

Мы — плененные звери, Голосим, как умеем, Глухо заперты двери, Мы открыть их не смеем... Ф. Сологуб

Авторство термина «Серебряный век» применительно к социально-культурной эпохе конца XIX — начала XX века в дореволюционной России еще недавно приписывалось Н. А. Бердяеву, хотя сам он в своих публикациях предпочитал говорить о «русском духовно-культурном ре­нессансе», или А. А. Ахматовой, написавшей в «Поэме без героя»:

И серебряный месяц ярко Над Серебряным веком стыл.

Ныне приоритет отдается либо Николаю Оцупу, либо Иванову-Разум­нику'. Можно предположить, что для выпускников классических гимна­зий была действенна ассоциация золотой век — серебряный век Римской империи. Золотым веком считался период от императора Августа до императора Домициана, когда творили Вергилий, Гораций, Овидий, ис­торик Ливии и архитектор Витрувий. Затем наступил серебряный век, связанный с именами сатирика Ювенала, лирика Стация, историка Таци­та, архитектора Аполлодора, творческий гений которых, по мнению по­томков, уступал гениальности их предшественников. Творческая элита

1 Тух Б. И. Путеводитель по Серебряному веку. М., 2005. С. 4.


448


Глава 4. ПОКОЛЕНИЯ РАЗНОЧИННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ


4.2. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ПОКОЛЕНИЕ


449


 


начала XX века, называя свое время «серебряным», подчеркивала свою преемственность с «золотом» Пушкина и Грибоедова и вместе с тем соб­ственное своеобразие. Античный образ получал актуальное значение.

В 1962 году в Мюнхене вышла книга С. К. Маковского «На Парнасе Серебряного века»1, придавшая термину культурно-исторический статус. С 1890-х годов хрононим «Серебряный век» получил широкое распро­странение в отечественной культурологии, философии, искусствознании, литературоведении. Однако сущность феномена Серебряного века осмыс­ливалась по-разному, и даже продолжительность его остается неопреде­ленной. Есть и скептики, утверждающие, что «серебряный век» — «бессо­держательный термин, по ошибке возникший (отечественного модерниз­ма он никак не объясняет) и по недоразумению сохранившийся за русской культурой конца XIX — начала XX в.»2. Мне доводы скептиков убедитель­ными не показались, поэтому я не отказываюсь от этого термина.

Сущность феномена Серебряного века двоякая: с культурологической позиции он видится как особый период (этап) в истории русской культу­ры, с социологической позиции Серебряный век — это время расцвета очередного поколения русской интеллигенции, пришедшего на смену пореформенному поколению, которому я присвоил имя «революционное», поскольку ему пришлось стать участником и свидетелем коренных, ре­волюционных преобразований во всех сферах российского общества. Социально-культурные особенности Серебряного века видятся в следу­ющем:

1. Исключительный взлет духовной энергии, пассионарности в России на рубеже XIX-XX веков. По словам исследователя феномена таланта в русской культуре В. Ф. Овчинникова, «Серебряный век — сияние России во всех областях творческой деятельности, пик в эволюции генерации таланта и гениальности в русской культуре. (И кто знает, повторится ли он хотя бы в отдаленной от нас исторической перспективе.)»3 Н. А. Бер­дяев вспоминал: «Только жившие в то время знают, какой творческий подъем был у нас пережит, какое влияние духа охватило русские души... Много дарований было дано русским людям начала века»4. По расчетам В. Ф. Овчинникова, в науке, искусстве, техническом творчестве револю-

1 Сейчас эта книга воспоминаний стала доступна отечественному читателю: Маков­
ский С. К.
Портреты современников. На Парнасе Серебряного века. Художественная кри­
тика. Стихи. М., 2000.

2 Мильдон В. И. Русский Ренессанс, или Фальшь Серебряного века // Вопросы филосо­
фии. 2005. № 1.С. 46.

3 Овчинников В. Ф. Феномен таланта в русской культуре. Калининград, 1999. С. 260.

4 Бердяев Н. А. Русская идея // Вопросы философии. 1990. № 2. С. 135-136.


ционное поколение дало в три раза больше «творческих имен», чем пушкинско-гоголевское, и в два раза больше, чем пореформенное (с. 267). Эти «творческие имена» образовали интеллектную элиту революцион­ного поколения, о которой А. Блок сказал:

Мы любим вес — и жар холодных чисел, И дар божественных видений, Нам внятно все — и острый галльский смысел, И сумрачный германский гений.

Символично, что поэтическая гипербола нашла свое реальное вопло­щение в «русском Паскале» (В. В. Розанов) — священнике Павле Фло­ ренском (1882-1943), который, кроме выдающихся трудов богословско-философского содержания, имел публикации по электротехнике, химии, астрономии, оптике, математике (участвовал в нескольких разделах Боль­шой советской технической энциклопедии), мог с полным знанием дела писать по вопросам медицины, психопатологии, истории искусств, архео­логии, оккультных наук, истории дамских мод и генеалогии дворянских родов. О. Павел знал несколько европейских и восточных языков, на древнееврейском, греческом и латинском языках читал и писал без слова­ря, в начале века печатал в журналах стихи и даже выпустил сборник стихов «В вечной лазури». Конечно, П. А. Флоренский — человек исклю­чительных дарований, но он вряд ли смог бы их раскрыть со столь удиви­тельной широтой, если бы он не был современником Серебряного века.

2. Плюрализм и разнообразие духовных течений и субкультур, распре­
деленных в частично пересекающихся и взаимодействующих социально-
культурных сферах:

а) сфера «новой», модернистской гуманитарной культуры, прежде
всего — художественная литература, искусство, философия;

б) сфера естественных, точных и прикладных наук; академическая
история, филология, право;

в) политическая сфера, где формальной государственной власти про­
тивостояли либеральные течения (земские лидеры, конституционные
демократы, политическое масонство) и субкультуры подпольной России
(эсеры, социал-демократы, анархисты);

г) сфера «старой» гуманитарной культуры — критический реализм,
позитивистская философия, народничество, жанровая живопись, класси­
ческая музыка и т. п.

3. Новая гуманитарная элита (символисты прежде всего) определила
неповторимый облик Серебряного века, его панэстетизм — «представ­
ление об эстетическом как о глубинной сущности мира, как о его высшей


450


Глава 4. ПОКОЛЕНИЯ РАЗНОЧИННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ


4.2. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ПОКОЛЕНИЕ


451


 


ценности и наиболее активной преобразующей силе бытия»1. Панэстетизм отдает приоритет чистой Красоте по сравнению с этическими (Добро, Справедливость) и рационалистическими ценностями (Истина, Разум).

Есть одна только вечная заповедь — жить

В красоте, в красоте, несмотря ни на что.

Д. Мережковский

А я всегда, неизменно Молюсь неземной красоте. В. Брюсов

«Красота — вот наша религия!» — восклицал М. Врубель. Отсюда следует, что искусство выше действительности, потому что в нем ярче выражено эстетическое начало. Постичь сущность мира невозможно средствами позитивной науки, это можно сделать лишь путем познания «идей-образов», прекрасных символов, намекающих на строение миро­вого универсума. Художественное познание мира неразрывно связано с творческим его преобразованием. Панэстетизм включает «жизнестрое-ние» — построение жизни по заповедям и при помощи искусства.

4. Из панэстетического подхода к пониманию и преобразованию
действительности вытекают три следствия.

4.1. Категорический отказ от народнических идей «служения народу», «просветительной миссии», вместо «народопоклонства» — служение вечным идеалам красоты и гармонии.

4.2. Служение «вечным идеалам» ведет к десекуляризации мировоз­зрения, к «богоискательству», «богостроительству», формированию «нового религиозного сознания», иногда — к сектантству и оккультизму, вписавшимся в религиозно-философский ренессанс Серебряного века.

4.3. Поскольку служение идеалам красоты есть свободное индивиду­альное творчество, торжествует индивидуализм, культ свободы мысли и действия, осуждение коллективизма и догматизма. Не случайно Ф. Ниц­ше был «властителем дум» культурной элиты начала века2.

5. Ощущение общечеловечности культуры Серебряного века, о чем
свидетельствуют сакрально-мифологические символы: София у В. Со-

1 Минц 3. Г. Блок и русский символизм // Литературное наследство. Александр Блок.
Новые материалы и исследования. М., 1980. Кн. 1. С. 100.

2 В. Брюсов неплохо раскрыл эту особенность панэстетического мировоззрения:

Неколебимой истине              Хочу, чтоб всюду плавала

Не верю я давно,                    Свободная ладья,

И все моря, все пристани         И Господа, и дьявола

Люблю, люблю равно.            Хочу прославить я.


ловьева, Дионис у Вяч. Иванова, Аполлон у художников «Мира искусст­ва», Прекрасная Дама у Блока и другие, а также обращение к эпохам раннего христианства, французского абсолютизма, рыцарства и т. д. Вместе с тем культурной элите было не чуждо переживание «судьбы России», «русской идеи», загадочности национального характера (Н. Бер­дяев, А. Блок, В. Розанов). Древнерусские песнопения и фольклорные мотивы включают в свои произведения С. Рахманинов, С. Прокофьев, А. Гречанинов, И. Стравинский; к сказочным и былинным сюжетам об­ращаются В. Васнецов. М. Врубель, Н. Рерих.

6. Безнадежное стремление к недостижимой трансцендентности, непримиримость прекрасного и безобразного, божественного и дьяволь­ского в личной и общественной жизни порождали пессимизм, апокалип­сические настроения, ощущение катастрофичности времени, обречен­ности на гибель творческого индивида и созданной им культуры.

Бесследно все сгинет, быть может, Что ведомо было одним нам; Но вас, кто меня уничтожит, Встречаю приветственным гимном! В. Брюсов

Обобщая перечисленные особенности, можно сформулировать сле­дующее определение: Серебряный век — русское культурно-истори­ ческое понятие, отражающее духовный расцвет гуманитарной мо­дернистской интеллигенции в период 1890-1917 годов1. Серебряного века не было в экономике, политике, революционном движении, естест­венных науках. Он был только в художественно-литературно-философ­ ской сфере (сфера А), где, в отличие от остальных социально-культурных сфер, он носил взрывной характер.

Гуманитарная культура (сферы А и Г) включает четыре социально-культурных института: литература, искусство, наука, религия. В этих институтах модернистские веяния Серебряного века проявлялись по-разному:

литература, особенно поэзия, стала краеугольным камнем в фун­даменте Серебряного века;

1 Я указываю дату 1917 год, чтобы подчеркнуть, что в Советской России началась другая, вовсе не «серебряная» культурно-историческая эпоха. Культурное наследие Сереб­ряного века, конечно, сохранилось не только в виде публикаций и произведений искусства, но и в живой памяти современников вплоть до середины прошлого века. Но это были тени и отголоски прекрасного прошлого, а не живое его продолжение. Так же воспоминания о скончавшемся человеке не есть продолжение его биографии.


452





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 166 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2565 - | 2225 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.