Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Жест – это любое телодвижение человека, но чаще под жестами понимаются движения рук. В ораторской речи чаще используются жесты указательные, регулирующие, изобразительные.




К указательным жестам относятся жест-указание на себя, сопровождающий местоимения «я», «мы»: кисть руки с вытянутыми пальцами направляется к груди; жест-указание на адресата: «открытая рука» направляется к аудитории.

К регулирующим жестам, направленным на регуляцию процесса слушания, относятся жест-«внимание»: поднятая рука, согнутая в локте.

Изобразительные жесты призваны подчеркивать (усиливать) сказанное или дополнять рисуемую словесно картину. К ним относятся, например, жест со значением «обобщение», «множество», «целое»: руки в воздухе рисуют шар; жесты со значением «суть», «главное», «основное»: обращенные кверху пальцы руки сближаются «щепоткой» или указательный палец поднят вверх.

Считается, что в основном жесты, используемые во время публичного выступления, необходимо делать выше пояса. Жесты ниже пояса воспринимаются как выражение неуверенности, растерянности, локти не следует прижимать слишком близко к туловищу, жестикулировать лучше обеими руками. Естественные жесты придают естественность речи. Лучше вообще не использовать жесты, если они выглядят искусственно.

12.8. Успешная ораторская речь – результат не только мастерства оратора, но и должной подготовки. Приемов подготовки устного публичного выступления очень много. Они представляют собой комбинацию продумывания, записей, репетиции, то есть проговаривания. Эта комбинация зависит от жанра публичного выступления, индивидуальности оратора.

Многие при подготовке предпочитают писать свои речи от начала до конца. Для других такой способ не годится: он их сковывает. Это относится в основном к опытным ораторам, ораторам, склонным к импровизации. Известный судебный деятель П.С. Пороховщиков в книге «Искусство речи на суде» высказывает любопытное суждение по этому поводу:

«Знайте, читатель, что не исписав несколько сажен или аршин бумаги, вы не скажете сильной речи… Если только вы не гений, примите это за аксиому и готовьтесь к речи с пером в руке… Остерегайтесь импровизации. Отдавшись вдохновению, вы можете упустить существенное и даже важнейшее».

Начинающие ораторы, как правило, не только записывают текст речи, но и отмечают знаками интонационные элементы, с помощью которых выделят те или иные слова или выражения – чаще всего это паузы, логические ударения, темп.

 При подготовке к устному публичному выступлению необходимо продумывать, кому будет адресована речь, какова цель вашего выступления, о чем в целом будет ваша речь, что главное хотите сказать, какие аргументы хотите использовать: факты, примеры, начало и заключение своей речи.

Если вы не склонны писать речи от начала до конца, чувствуете уверенность или считаете, что в таком случае будете прикованы к листку бумаги, можете записать ключевые слова, основные мысли, яркие выражения, необходимые цитаты. Как показывает практика, порой нужно записать и фразы перехода от одной мысли к другой. Лучше вести запись на отдельных листках – так легче будет в случае надобности их комбинировать, а при произнесении речи ими удобнее пользоваться.

Как правило, подготовка к такому выступлению рассредоточена и занимает несколько дней. Время от времени можно заранее произнести или всю речь, или отдельные ее фрагменты.

Известно, какую психологическую нагрузку испытывает оратор, предвидя выступление. Волнение перед публичной речью – явление обычное и свойственно даже бывалым ораторам. Оно помогает выглядеть взволнованным, заинтересованным, создать необходимый в ораторской речи пафос.

В многочисленных риторических пособиях содержится немало любопытных рекомендаций по поводу снятия чрезмерного психологического напряжения. Приведем некоторые.

1. Сконцентрируйтесь на содержании речи, а не на себе.

2. Не готовьтесь в день выступления.

3. За час-полтора до выступления не занимайтесь непривычными для вас делами.

12.9. Успех ораторской речи во многом зависит от того, насколько речь соответствует стилю, необходимому в данной речевой ситуации и потому ожидаемому слушателями, насколько индивидуально воплощается этот стиль, то есть от того, насколько проявляется индивидуальный стиль оратора.

Уже в античной риторике вопрос об индивидуальном стиле речи волновал как ораторов, так и теоретиков ораторского искусства. Так, Дионисий Галикарнасский, изучая законы соединения слов, замечает:

«… каждый из нас имеет особенный склад не только в наружности, но и в соединении слов. Хорошим примером может служить живопись: как все художники берут одни и те же краски, но смешивают их по-разному, совершенно так же и в нашей речи, как художественной, так и всякой иной, мы пользуемся одними и теми же словами, но слагаем их в совсем не одинаковые соединения»33.

Высказанное положение подкрепляется у Дионисия описанием индивидуальных стилей античных ораторов. Стили описывались путем характеристики речевых средств – слов, тропов, фигур, которые использовались ораторами.

Эту мысль развивает позже Цицерон в трактате «Оратор», утверждая, что каждый оратор к достижению одной и той же цели может прийти своим собственным путем: «Одни изощряются в спокойствии и плавности и как бы чистоте и прозрачности своего рода речи, другие, пользуясь жесткими и строгими словами, стремятся к своеобразной скорбности «слога»34. По убеждению Цицерона, в процессе обучения оратор должен выбрать себе подходящий образец и упражняться в нем.

В отечественных трудах по красноречию конца XVIII - начала XIX вв. само слово «стиль» понимается как индивидуальная манера оратора или писателя. В «Общей риторике» Н.Ф. Кошанского мы найдем трактовку понятия «частный слог», в основе которой лежит понимание зависимости стиля от личности автора речи.

В современной риторике понятие «индивидуальный стиль речи» связано с личностью оратора, особенностями его мышления и восприятия, степенью владения языком и риторическими знаниями.

Индивидуальный стиль оратора – это индивидуальная манера, которая проявляется в построении речи, выборе приемов воздействия, выразительных средств языка – тропов и фигур речи, интонации, жестикуляции и т.п.

Индивидуальный стиль, воплощающий эталонную модель (речевой идеал) оратора, весьма эффективно влияет на аудиторию. «Самое драгоценное для оратора – его индивидуальность, лелейте ее и берегите», - такой совет дает автор книги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» Д. Карнеги. Необходимо постоянно работать над совершенствованием своего индивидуального стиля. Эта работа заключается в изучении риторических рекомендаций, литературы, в выборе и «пробе» перечисленных выше риторических средств, постоянном анализе чужих публичных выступлений, самонаблюдении и оценивании собственных выступлений. Простейшая схема риторического анализа включает ответы на следующие вопросы:

1. Что хотел сказать оратор?

2. Что сказал?

3. Что сказал ненамеренно?

Более сложная схема риторического анализа включает работу над выделением всех риторических средств воздействия, используемых оратором для достижения поставленной цели, оценку силы и уместности этих средств и т.п.

 

ЗАДАНИЯ К РАЗДЕЛУ

111. Пользуясь теоретическим материалом главы, составьте «Памятку оратора».

112. Определите, на какую из тем может быть произнесена ораторская речь. Ответ обоснуйте.

1. Кастрюлькины секретики.

2. Салонная живопись.

3. «За» и «против» компьютера.

4. Питание и группа крови.

5. Надо ли читать классическую художественную литературу современному человеку?

6. Никто не забыт, ничто не забыто.

7. Потомки древнего глагола.

8. Ложь во спасение: хорошо или плохо?

9. Смертная казнь в России: за и против.

10.  Хвалебное слово парте.

11.  Речь о положении крестьян и праве собственности на землю.

 Выберите одну из отмеченных вами тем, сформулируйте свою позицию, подберите аргументы, подготовьте и произнесите речь в защиту своей точки зрения.

113. Определите, к какому роду ораторской речи относятся приведенные ниже тексты. Ответ обоснуйте. Определите цель и тему каждой речи. Какие риторические средства воздействия в них использованы?

1.«В настоящее время государство у нас хворает. Самой больной, самой слабой частью, которая хиреет, которая увядает, является крестьянство. Ему надо помочь <…> Господа, нельзя укрепить больное тело, питая его вырезанными из него самого кусками мяса, надо дать толчок организму, создать прилив питательных соков к больному месту, и тогда организм осилит болезнь; в этом должно, несомненно участвовать все государство, все части государства должны прийти на помощь той его части, которая в настоящее время является слабейшей. <…> Мысль о том, что все государственные силы должны прийти на помощь слабейшей его части, может напоминать принципы социализма, но если это принцип социализма, то социализма государственного, который применялся не раз в Западной Европе и приносил реальные и существенные результаты. У нас этот принцип мог бы осуществиться в том, что государство брало бы на себя уплату части процентов, которые взыскиваются с крестьян за предоставленную им землю. <…>

В западных государствах на это потребовались бы десятилетия. Мы предлагаем вам скромный, но верный путь. Противникам государственности хотесь бы избрать путь радикализма, путь осовбождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!»).

2.«О батарея! Тебе подвластны этажи, комнаты, подвалы. Ты пронизываешь все пространство помещений. Летом, когда солнце прогревает всю землю, ты холодна, как айсберг. Зимой же, когда и вьюги, и метели приходят на смену летнему теплу, твое тело начинает пылать жаром, даруя тепло всему живому. Как приятно зайти с морозной улицы в аудиторию, приложить озябшие руки к твоим рифленым стенкам и чувствовать, как тепло заполняет все клетки замерзшего организма! Живи еще много лет без горестей и бед!».

114. Напишите и произнесите похвальное слово любому неодушевленному предмету, окружающему вас в учебной аудитории.

115. Какой из аргументов убедительнее доказывает тезис «Русский язык популярен во всем мире». Обоснуйте свою точку зрения.

1. Известный русский ученый М.В. Ломоносов писал: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языков».

2. «В 1924 году, выступая на заседании Лондонского королевского общества, его президент химик П.Уинни призвал изучать русский язык.

- Я советую сделать это по двум причинам, - говорил он. – Прежде всего для того, чтобы получить доступ к той сокровищнице знаний, которая называется «Журналом Русского физико-химического общества». Но есть и причина более сентиментального свойства: первую научную грамматику русского языка составил наш коллега – химик Михаил Ломоносов»(Из журнала «Наука и жизнь»).

116. Подготовьте и произнесите в аудитории речь на тему «За что я люблю родной язык». Смогут ли вам помочь приведенные выше аргументы? Какие аргументы вы приведете еще? Как будете поддерживать внимание аудитории? Какие тропы и риторические фигуры вы используете? Какие жесты помогут вам воздействовать на аудиторию?

      117. Прочитайте русские народные пословицы и поговорки. Как вы их понимаете? Какие из них можно отнести к оратору и ораторской речи?

Тому всегда худое слово, кто хвалит злого.

Тому великий стыд, кто языком льстив.

Не все по затылку, но и по головке.

Говорит прямо, а делает криво.

Кого не любят, того и не слушают.

Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

На великое дело – великое слово.

На словах – князь, а на деле грязь.

Не бей кулаком, ударь словом.

Не болтай наугад – клади слово в лад.

Слов много, да складу нет.

Хорошую речь хорошо и слушать.

Тот дурак, кто говорит не так.

Где слова привета, там улыбка для ответа.

От ласкового слова в избе теплее.

Выберите одну из пословиц в качестве темы публичного выступления в аудитории. Организуйте в аудитории конкурс на лучшее выступление. Выберите жюри, определите, по каким критериям вы будете оценивать оратора и его речь.

 

ОБОБЩАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

        118. Определите, какие нормы русского литературного языка нарушены в следующих высказываниях? Исправьте ошибки.

1. Мне абсолютно нечего одеть сегодня на вечер. 2. Ну, если вам так хочется, что я виновный за все, что происходит, - я вам считаю, что я виновен. И что тогда? 3. Я не собираюсь возбуждать никаких уголовных дел.., но я доведу до конца те негативные вопросы, которые были совершены администрацией. 4. Я думаю, что нашему президенту кто-то подкладывает очень серьезную медвежью услугу. 5. Я очень большую роль возлагал на эту встречу. 6. Вы знаете, что И.Х. совершенно профессионально вращается в области мужчин, которые вершат нашими судьбами. 7. Я испытал ощущение очищения и недопущения в Совет Федерации тех лиц, которые себя скомпрометировали. 8. Я не исключаю, что и сегодня подслушивают и подсматривают и меня и вас. 9. Я вдовец, она тоже женщина хорошая. У нее там племянник и погода хорошая. 10. Мы готовимся к Восьмому марту. 11. Тираж составляет около тридцать одного миллиона экземпляров. 12. При продаже сада он удовольствовался полторы тысячей рублей. 13. Эти показатели были достигнуты нами в двухтысяча четвертом году. 14. Пятеро студентов и трое студенток принимало участие в смотре художественной самодеятельности.

119. Внимательно прочитайте фрагмент рассказа М. Зощенко; выделите примеры вариантов норм и отступления от норм (характеризуя варианты и ошибки в соответствии с типологией норм). С какой целью автор допускает нарушение норм литературного языка?

А еще сообщаю, как я есть честный гражданин, что квартира №3 тоже подозрительная по самогону, в каковой вкладывают для скусу, что ли, опенки или, может быть, пельсинные корки…

А сама вредная гражданка заставляет ждать потребителя на кухне и в помещение, чисто ли варят, не пущает. А в кухне ихняя собачонка, системы пудель, набрасывается на потребителя и рвет ноги. Эта пудель, холера ей в бок, и меня ухватила за ноги. А когда я размахнулся посудой, чтоб эту пудель, конечно, ударить, то хозяйка, тую посуду вырвавши, кричит:

– На, говорит, идол, обратно деньги, не будет тебе товару, ежели ты бессловесную животную посудой мучаешь <···>

  А гражданка выкинула мне деньги вперед, каковые упали у плите, а ихняя пудель насуслила их и не подпускает. Хушь плачь…   (Честный гражданин. Письмо в милицию).

120. Прочитав внимательно текст, ответьте на следующие вопросы:

Похожи ли речевые традиции англичан и русских?

В чем, по-вашему, заключаются достоинства и недостатки описанной речевой стратегии? 

 Какое речевое поведение для жанра «легкой» беседы избираете вы?

Какие изобразительно-выразительные средства использованы в тексте?  

К какому функциональному стилю вы отнесете данный текст?

  Англичане придерживаются правила «не быть личным», то есть не выставлять себя в разговоре, не вести речи о себе самом, о своих делах, профессии. Более того, считается дурным тоном неумеренно проявлять собственную эрудицию и вообще безапелляционно утверждать что бы то ни было (если одни убеждены, что дважды два – четыре, то у других на сей счет может быть иное мнение).

  На гостя, который страстно отстаивает свою точку зрения за обеденным столом, в лучшем случае посмотрят как на чудака-эксцентрика, а в худшем – как на человека плохо воспитанного. В Англии возведена в культ легкая беседа, способствующая приятному расслаблению ума, а отнюдь не глубокомысленный диалог и тем более не столкновение противоположных взглядов. Так что расчеты блеснуть знаниями и юмором в словесном поединке и завладеть общим вниманием не сулят лавров. Каскады красноречия разбиваются об утес излюбленной английской фразы: «Вряд ли это может служить подходящей темой для разговора!» (В. В. Овчинников).

121. Определите стиль текстов. Какие языковые средства обеспечивают логичность речи? Как можно оценить текст с точки зрения богатства речи? Какие изобразительно-выразительные средства в нем использованы? С какой целью?

  1. … язык так же независим от речи, как правила шахматной игры – от разыгрывания той или иной партии двумя соперниками. Язык – это правила лингвистической игры, то есть правила передачи и приема сообщений с помощью некоторой системы знаков. Все носители данного языка обязаны в своей языковой практике подчиняться этим правилам, если они хотят быть участниками эффективного общения. (Ю. Д. Апресян)

1. Зеркало, отражая предмет внешнего мира, остается само неизменным и равным себе. Оно не хранит, не вбирает в себя никаких отражений вещей. Слово – тоже отображающее устройство, но природа его другая. Оно существует лишь постольку, поскольку оно функционирует, то есть отображает нечто внешнее по отношению к себе. При этом оно отображает избирательно. Значение слова как языкового знака и есть его избирательная способность отображать какие-то определенные «вещи». (М. И. Черемисина)

 122. Докажите, что перед вами текст. Как проявляются в нем его основные признаки? Кратко сформулируйте тему текста.

   Что вы знаете хуже трусости?

       Большинство моих корреспондентов ответили, что нет ничего отвратительнее трусости. Но вот вскрываю один конверт и читаю: «Хуже трусости – отсутствие совести».

   Эти слова буквально пронзили меня. Как верно, как метко сказано! В этих словах – истинная правда. Что толку в бесстрашии, в беззаветной храбрости, если за ними не стоит совесть?

   Честность, совестливость, добросердечие – вот главное, что должны мы ценить в человеке. Такой человек не может быть трусом.

   А самый дурной человек – человек бессовестный, бесчестный, ненавидящий людей. Пусть он храбр, но его храбрости цена копейка. Это храбрость зверя, а не человека. Думать по-другому – значит глубоко заблуждаться. (По Л. Пантелееву).

123. Прочитав следующий фрагмент, докажите, что перед вами текст. Определите его функционально-смысловой тип. Какие изобразительно-выразительнные средства используются для создания портрета?

Это был чрезвычайно живописный старик высокого роста, с массивной головой, окаймленной совсем белыми густыми кудрями. Лицо его, с правильным строгим профилем, с седыми взъерошенными бровями и с глубокой продольной складкой, пересекающей почти снизу доверху весь его высокий лоб, могло бы показаться суровым, почти жестким на вид, если бы оно не освещалось такими добрыми, простодушными глазами, какие бывают только у ньюфаундлендских собак да у малых детей (С.В. Ковалевская. Воспоминания детства).

124. Прочитайте тексты, посвященные выдающемуся лингвисту двадцатого века Александру Александровичу Реформатскому, а также фрагменты из воспоминаний самого Реформатского. Определите стиль каждого из них. Как во втором тексте характеризуется речевая деятельность А.А.Реформатского? Выделите в данном тексте средства выразительности речи. Можно ли использовать компоненты текстов для составления сообщения в жанре “Рассказ об ученом”? Выступите с таким сообщением.

1. Реформатский Александр Александрович. (1900-1978), языковед доктор филологических наук. Один из основоположников московской фонологической32 школы. Труды по фонологии, морфонологии, семиотике, прикладной лингвистике, орфографии33.

 

2.                                     Александр Александрович Реформатский

                                                         (1900-1978)

Александр Александрович Реформатский – выдающийся языковед. Филологам он известен прежде всего как автор вузовского учебника “ Введение в языкознание”, по которому они учились. И преподаватели, и студенты знают: если готовиться “ по Реформатскому”, то экзамен сдашь хорошо.

Яркая, колоритная индивидуальность А.А. Реформатского проявлялась во всем: писал ли он научные работы, выступал ли с кафедры или сидел с гостями за столом.

Знаток русской культуры, истории, русского быта, страстный охотник, заядлый шахматист, тонкий ценитель музыки, мастер стихотворного шутливого экспромта, А.А. Реформатский был прежде всего лингвистом. И во всех своих увлечениях лингвистом оставался: слушая оперные арии, он замечал особенности произношения, которые требовали лингвистических объяснений;размышления над охотничьими терминами помогали ему в понимании лингвистической сущности термина вообще.

По собственному признанию Александра Александровича, он всю жизнь был влюблен в лингвистику, в слово, даже в фонему.

…Научные интересы А.А. Реформатского чрезвычайно разнообразны: ему принадлежат работы (во многом новаторские) по фонетике, теоретическим вопросам грамматики, машинному переводу, истории языкознания. И вот что замечательно: в каждой из этих отраслей Александр Александрович брался за решение самых трудных и сложных проблем языкознания.

  А.А. Реформатский был прекрасным педагогом, лектором, пропагандистом лингвистики. Он умел увлечь слушателей предметом своих лекций, своим темпераментом, живым и сочным русским словом. В его лекциях в еще большей степени, чем в научных работах, “совмещалось несовместимое”: строгое научное рассуждение, каламбур, парадоксальное столкновение фактов, экскурс в далекие от лингвистики области, строки из стихов любимого поэта, шутка, афоризм… И все это освещенное душевным огнем, пронизанное страстностью, не оставлявшей в слушателях места равнодушию. 34

   3. Александр Александрович Реформатский – видный ученый-языковед, представитель московской лингвистической школы, известный своими научными исследованиями, преподавательской деятельностью, лекторским мастерством. Из-под его пера вышло немало работ по разным проблемам лингвистики, и среди них неоднократно переиздававшаяся книга “Введение в языковедение”. По ней вступали и продолжают вступать на профессиональную стезю многие поколения филологов.

Почитателей Реформатского привлекал в его натуре языковой дар, раскрывающийся во всех сферах – научной и бытовой, письменной и устной, публичной и частной. Если вслед за Иосифом Бродским считать, что лучшее, чем обладает каждая нация, это ее язык, то придется признать, что Реформатский удачно определил направление своих занятий. Лингвистика оказалась для него областью избранной и верховной, в ней сфокусировалось многое: и дарование ученого, и бесспорные потенции личного словесного творчества.

Реформатский в последние свои годы писал: “ Я жизнь прожил не без волнений, но, в общем, удачно. “ Кривая” меня много раз вывозила! А люди кругом были замечательные!”.

К этим замечательным людям и относится герой предлагаемых мемуарных зарисовок, Дмитрий Николаевич Ушаков, известный неутомимой работой на языковом поприще, увенчанной изданием знаменитого “ Толкового словаря русского языка”.35          

 4. Впервые лично я увидал Д.Н. в университетской, большим амфитеатром, аудитории на знаменитом и традиционном его “просеминарии” по русскому языку, где молодые лингвисты получали гораздо большее крещение, чем на лекциях по “ Введению в языковедение”, которые читал очень учено, но не слишком увлекающе высокообразованный В.К.Поржезинский.

Здесь, у Д.Н. на просеминарии, говорилось обо всех языковедных вопросах; их ставил и сам Д.Н., ставили и наиболее “храбрые” из студентов. Лучшей школы для начинающих лингвистов трудно себе представить. Тут были и случаи прямых и переносных значений, и народные этимологии (“ Дрова-то выложены с проблемами”), и грамматические случаи “у куме” и “вода пить”, и вопрос о “г” фрикативном в русском литературном языке… Тут было и сходство и различие языков, и звуки и буквы, и “вещественное и формальное значение”. Это было незабываемое “введение в науку о языке” и на живом, нам понятном материале! И все это – как бы играя, в манере беседы и “рассказов кстати”, причем любую ересь “храброго” первокурсника Д.Н. переносил удивительно уважительно. 36

125. Представьте речевые ситуации, соответствующие приведенным схемам. Опишите эти ситуации. Каким стилем следует воспользоваться в каждой из них?

1) Речевая ситуация: собеседников много, обстановка официальная, цель – убеждение.

2) Речевая ситуация: собеседников много, обстановка официальная, цель – сообщение.

Сравните речевые ситуации. Как изменится характер речи, если изменить один из компонентов: а) адресат речи, б) условия общения, в) цель общения?

         126. К какому стилю следует отнести данный текст?                                                        Аргументируйте свою точку зрения. Выделите и объясните нарушение норм    литературного языка. Какие коммуникативные качества речи отсутствуют в тексте?

Страшную, дикую картину представляют сейчас во многих местах тульских засек их гордость – дубы. Они усыхают группами и по одиночке. Так же, как впрочем и вязы – деревья, уже ставшие экзотическими. А все из-за того, что в погоне за «кубиками» для государства лесная охрана на местах начисто забыла о своих прямых обязанностях. А она, кроме сбережения насаждений, должна еще заботиться и обо всей фауне. И как знать, если бы лесники следили за муравейниками, больше сооружали скворечников, синичников, и других искусственных гнездовий для птиц – то в таком массовом количестве гибели дуба и других пород, которые впору в Красную книгу вносить, могло и не быть. А при нынешней системе ведения лесного хозяйства в России у лесника, с утра до вечера занятого только рубками, до ухода за молодыми посадками руки не доходят, а до профилактики лесных болезней и тем паче. И если вдруг вспыхивает какая-нибудь болезнь или происходит нашествие вредителей вроде дубовой зеленой листовертки, то тут стража леса и «лапки кверху» (А. Чернов. Там, где шумели дубравы).

127. Прочитайте текст. Определите его стилевую принадлежность. Какая мысль доказывается в нем? С помощью каких аргументов? Какие тропы и фигуры речи использует автор? Чем достигается точность и логичность текста?

  «Под ораторским искусством мы подразумеваем способность говорить убедительно. Разумеется, этому искусству можно научиться. Однако не сделайте вывода, что можно научиться говорить по учебнику красноречия. Сколько бы вы ни читали руководств и «школ плавания», вы не научитесь плавать, если смело не опуститесь в воду. Книга, руководство даст вам лишь некоторые советы, предостережет от лишних ошибок, упростит ваше обучение, но обучение-то это должно идти на фактических ошибках. То же в области искусства речи. Смелость, решительность, настойчивость в выступлениях, обдумывание этих выступлений, подготовка к ним, наблюдения чужих выступлений – вот лучшая школа ораторства. Школой красноречия может быть лишь жизнь, практика, а книга – только пособие, освещающее эту жизнь и практику. Любовь к делу, внимание к нему и труд – залог успеха и в любом искусстве…»      (Миртов А.В.)

   128. В данной таблице приведены некоторые жанры каждого из функциональных стилей. Дополните перечень.

 

Функциональные стили Жанры
Научный стиль Учебник, лекция, …
Официально-деловой стиль Протокол, …
Публицистический стиль Репортаж, информационная заметка, …
Художественный стиль Сонет, рассказ, …
Разговорный стиль Личное письмо, …

 

 

     129. Прочитайте фрагмент и докажите, что это текст. Выделите ключевые слова. Определите стиль и жанр текста. Какими средствами достигается в тексте точность, логичность, выразительность речи. Почему последнее предложение вынесено в абзац?

 Итак, э к о л о г и я к у л ь т у р ы!

Есть большое различие между экологией природы и экологией культуры, к тому же весьма принципиальное.

До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязненные реки и моря, можно восстановить лесе, поголовье животных, конечно, если не перейдена известная грань, если не уничтожена та или иная порода животных целиком, если не погиб тот или иной вид растенийэ Природа при этом сама помогает человеку, ибо она «живая». Она обладает способностью к самоочищению, к восстановлению нарушенного человеком равновесия.

Иначе обстоит дело с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно.

«Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью. Техника, которая сама является продуктом культуры, служит иногда в большей степени умерщвлению культуры, чем продлению ее жизни. Даже сами реставраторы, руководствуясь своими собственными, недостаточно проверенными теориями или современными представлениями о красоте, становятся иногда в большей степени разрушителями, чем охранителями памятников прошлого. Уничтожают памятники и градостроители, особенно если они не имеют четких и полных исторических знаний. На земле становится тесно для памятников не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают старые места, обжитые и оттого кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей.

Чтобы сохранить памятники культуры мало только платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной.

А для этого нужны знания – и краеведческие, и более глубокие, объединяемые в особую научную дисциплину – экологию культуры. (По Д.С Лихачеву)

130.-???????????

 

 

Рекомендуемая литература

1. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М.: Высшая школа, 1988.

2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993.

3. Горбачевич К.С. Изучение норм русского литературного языка. – Л.: Просвещение, 1971.

4. Горбачевич К.С. Нормы современного литературного языка. – М.: Просвещение, 1989.

5. Дерягин В.Я. Беседы о русской стилистике. – М.: Знание, 1978.

6. Кохтев Н.Н. Риторика: Учебное пособие для учащихся 8 – 11 классов учебных заведений с углубленным изучением гуманитарных предметов, а также лицеев и гимназий. – М.: Просвещение, 1997.

7. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева.– М.: Издательство НОРМА, 2002.

8. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений. М.: Просвещение, 1996.

9. Риторика. 9 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы / Под ред. Т.А. Ладыженской.– м.: Издательский дом «С-инфо»; Издательство «Баласс», 1999.

10. Риторика. 10 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы / Под ред. Т.А. Ладыженской.– м.: Издательский дом «С-инфо»; Издательство «Баласс», 2002.

11. Русская разговорная речь (Фонетика. Морфология. Лексика. Жест). М.: Наука, 1983.

12. Сиротинина О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о разговорной речи. М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.

Словари

Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М., 1989.

Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. – М., 1974.

Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. – М., 1994.

Большой толковый словарь / Под ред. С.А. Кузнецова. – СПб., 1998.

Горбачевич К.С. Русский синонимический словарь. – СПб., 1992.

Граудина Л.Н., Ицкович Н.А. Катлинская Л. Н. Грамматическая правильность русской речи: Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. – М.: Наука, 1976.

Лемов А.В. Школьный лингвистический словарь: Термины. Понятия. Комментарии.- М., 2006.

Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. – М., 1984.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1999.

Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1983 и след. изд.

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М., 1999.

Современный словарь иностранных слов. – М., 1992.

Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения. / Под ред.Г, Н. Скляревской.– СПб., 1998.

Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И. Молоткова. – 1987 и след. изд.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………………………… 3

1. ЯЗЫК И РЕЧЬ. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ И КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ……………...……………………..4

Задания к разделу………………………………………………………...……8

2. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ И РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ……………..…13

Задания к разделу ……………………………………………………………18

3. ФОРМЫ РЕЧИ. ДИАЛОГ И МОНОЛОГ…………………………….….24

Задания к разделу…………………………………………………………….29

4. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ. ОПИСАНИЕ. ПОВЕСТВОВАНИЕ. РАССУЖДЕНИЕ ……………………………………31

Задания к разделу…………………………………… ……………………...38

5. ЯЗЫКОВАЯ НОРМА. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ НОРМ. НОРМЫ И КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ….……………………….….40

Задания к разделу………………………………………………………….....59

6. ПОНЯТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СТИЛЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЕЙ…………………………………….……65

7. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ ……………………………………….…………...….67

Задания к разделу …………………………………………………………....78

8. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ ……………………………………84

Задания к разделу…………………………………………………………….90

9. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ………………………………………...91

Задания к разделу………………………………………………………..…...94

10. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ………………………………………….95

Задания к разделу……………………………………………………….…....98

11. РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ.

РОЛЬ РАЗГОВОРНЫХ СРЕДСТВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ СТИЛЕ И ПУБЛИЦИСТИКЕ……………………………………………………..……100

Задания к разделу………………………………………………………...…107

12. ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ. ЭТАПЫ ЕЕ СОЗДАНИЯ, СТРУКТУРА. УСЛОВИЯ УСПЕХА ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ…………………………..…108

Задания к разделу………… ……………………………………...……...…122

Обобщающие упражнения………………………………………….………124                        


16 К научной информации относится все, что входит в систему знаний о закономерностях (устойчивых связях и взаимозависимостях явлений) в развитии природы, общества и мышления.

17 Русская речь, 1998, № 3.

18 В целях пояснения признаков научной речи представим данный фрагмент с нумерацией абзацев.

19 Максимов Л.Ю. Народная этимология и ее стилистические функции // Русский язык в школе. 1982. № 3. С.56-66.

20 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 2 т. М., 1976. Т. II. С.185.(Сноска Л.Ю. Максимова.)

21 Там же. (Сноска Л.Ю. Максимова.)

22 Термин “ложная этимология” уместен только в методике обучения орфографии, а именно в тех случаях, когда этимологизирование приводит учеников к неверному пониманию состава слова, что ведет к ошибкам типа “винтилятор” (от винт), гостроли (от гость) и т.п. См. об этом: Покровский Л.Л. Ложная этимология как одна из причин орфографических ошибок // РЯШ. 1981. № 2. (Сноска Л.Ю. Максимова.)

23 По утверждению В. Пизани, этот термин был введен Е. Ферстманном в середине прошлого века (1854 г.) и затем калькирован во многих европейских языках, в том числе и русском; см.: Пизани В. Этимология. М., 1956. С.133. (Сноска Л.Ю. Максимова.)

24 Крушевский Н. Об “аналогии” и “народной этимологии” // Рус. филологический вестник. Варшава, 1878. Т.II. (Сноска Л.Ю. Максимова.)

25 Панов М.В. и др. Русский язык: Учеб. для 5-го класса средней школы. М., 1999.

26 М.В. Панов. Язык и речь // Энциклопедический словарь юного филолога. М.1984. С.338.

27 Одинцов В.В. Искусство слова: ораторская речь и художественная литература// Вопросы лекционной пропаганды. М., 1981, с. 77.

28 Панов М.В. Русская фонетика. М., 1967. с.4.

29 Вл. Карцев. Приключения великих уравнений. М., 1970. С. 292

30 Намеренное использование многозначности для создания игры смыслов называют каламбуром. Каламбур - один из самых известных видов языковой игры.

31 Парономазия – стилистический прием, состоящий в намеренном сближении слов, имеющих звуковое сходство.

32 Текст письма приведен в сокращении. См. учебник для вузов «Культура русской речи» под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева, М., 2002. С. 313.

33 Цит. по кн.: «Античные теории языка и стиля». М., 1936. С. 203.

 

34 Цит. по кн.: «Три трактата об ораторском искусстве», 1972. С.344.

32 Фонология – раздел языкознания, изучающий различия и тождества звуковых элементов языка (Большой энциклопедический словарь. Языкознание. М., 1998. С. 555).

33 Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. Т.2. М., 1991. С.236.

34 Энциклопедический словарь юного филолога.

35 М.А. Реформатская. А.А. Реформатский // Новый мир, 2002. №2.

36 Реформатский А.А. Из “дебрей” памяти // Новый мир, 2002.№2.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 825 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2376 - | 2051 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.