Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Большое значение для достижения успеха имеет интонация речи оратора.




 «Произнесение – единственный владыка слова. Без него и наилучший оратор никуда не годится, а посредственный, в нем сведущий, часто может превзойти наилучших». Это высказывание Демосфена, процитированное в своем знаменитом риторическом труде «Три трактата об ораторском искусстве» Марком Туллием Цицероном, убедительнее всего подчеркивает значимость умения произносить речи.

Ораторская речь – речь устная, слышимая, поэтому только умелое использование оратором интонации как средства воздействия на аудиторию способно принести желаемый результат.

Какова же должна быть интонация ораторской речи и каким образом она способна приковывать внимание слушателей?

Интонация – это сложный комплекс элементов. К интонационным элементам относятся пауза, логическое ударение, громкость, мелодика, диапазонная высота, темп, эмфатическая долгота, тембр.

Пауза – это перерыв в речи. Для оратора пауза не только средство членения речевого потока, совпадающего с логико-смысловым членением речи, но и средство управления вниманием слушателей, риторический прием. Во-первых, пауза, использованная в неожиданном месте, может  создать впечатление раздумий оратора, сиюминутности рождения мысли, а это всегда интересно. Во-вторых, с помощью паузы выделяется важное в речи – это одно из средств акцентирования внимания.

Логическое ударение – это произвольное выделение одного из компонентов высказывания. Умелое использование логического ударения помогает слушателям ориентироваться в содержании речи, отделять важное от неважного.

Громкость – сила произнесения. Для ораторской речи характерна повышенная громкость. Во всяком случае она должна быть достаточной, чтобы оратора слышала вся аудитория, а не только сидящие впереди. Повышенная громкость свидетельствует о наиболее важном в речи оратора, эмоциональном состоянии говорящего, побудительном тоне речи. Все это имеет отношение к ораторской речи, но повышенная монотонная громкость может восприниматься негативно. Громкость в течение речи должна меняться. Лучше начинать со средней громкости, чтобы потом иметь возможность ее варьировать, повышать или понижать.

  Мелодика –это изменение высоты тона при произнесении. Разные мелодические фигуры говорят о характере высказывания, своего рода дают сигнал слушающему, как реагировать. Например, восходящий тон сигнализирует о незавершенности высказывания, о вопросительном характере фразы, нисходящий - об утвердительном значении фразы. Восходящая мелодика подводит к важному в речи, а нисходящая часто маркирует это важное.

  Диапазонная высота – это высота основного тона высказывания по отношению ко всему диапазону голоса. Фраза может быть произнесена в верхней, средней и нижней высоте, и это будет говорить о многом. Например, средняя высота – о нейтральном характере информации, спокойствии оратора, высокая – чаще о подчеркнуто важной информации, об эмоциях радости, удивления, нижняя – об эмоциях гнева или презрения.

Темп – это скорость протекания речи. Есть общие требования к темпу ораторской речи: темп должен быть средним, в целом неторопливым. Однако варьирование темпа также забота оратора, так как темп играет важную роль в разграничении важной и второстепенной информации, в привлечении внимания. Как правило, темп замедляется на важных словах, незнакомых словах, новых терминах. Убыстренный темп может быть использован на словах, не имеющих основной смысловой нагрузки, воспроизводящих известное, при изображении стремительности действий.

Эмфатическая долгота - увеличение длительности одного или нескольких звуков в слове. Это одно из средств создания эмоциональности речи. Растягивание слогов в совокупности с повышением мелодики характерно для эмоции радости, удивления, нежности, а в совокупности с низкой диапазонной высотой – презрения.

Тембр – окраска голоса, характер его звучания. Различают природный тембр, окраску голоса отдельного человека, зависящую от строения речевого аппарата, и интонационный тембр – тот, который говорящий использует намеренно, выражая какие-либо эмоции или экспрессию. Различают тембр угрожающий, нежный, радостный, гневный и т.д. Тембр – один из тех элементов, который воспринимается сразу, с момента произнесения первых слов и имеет особенность вызывать определенную реакцию у слушателей. Так, «сухой», «стальной» тембр вызывает неприятие у аудитории, и, напротив, «светлый», «теплый» тембр располагает к себе слушателей. 

12.7. Ораторская речь – это речь, зрительно воспринимаемая. Слушатели обращают внимание на позу оратора, его жесты и мимику. Интересно, что у слушателей непроизвольно происходят те же мышечные ощущения, что и у оратора во время речи. Если говорящий находится в состоянии эмоциональной напряженности, его поза, мимика об этом говорят, слушателей, соответственно, охватывает такое же ощущение. Все это подтверждает, насколько важно для оратора владеть мимикой, жестикуляцией.

Для многих начинающих ораторов является проблемой поведение во время речи. Некоторым мешают скованность в движениях, боязнь жестикулировать. В результате создается неблагоприятное впечатление об ораторе, неестественность и зажатость мешают установлению контакта.

Во время выступления не рекомендуется все время стоять на одном и том же месте. Такие движения, как приближение к аудитории, спуск в зал, способны привлечь внимание слушателей, повысить доверие к выступающему.

Походка оратора многое говорит о нем как личности. Наиболее благоприятно действует на аудиторию размеренная походка с приподнятым подбородком. Не следует при ходьбе держать руки в карманах, раскачиваться.

Опытный оратор намеренно избегает так называемые позы закрытости (скрещенные на груди руки) и позы доминирования (опора руками о стол, скрещенные сзади ладони), зная об их негативном воздействии.

Не менее важное значение имеет взгляд оратора. Исключается взгляд в пол, в потолок. Взгляд оратора, доброжелательный, открытый, должен быть устремлен на слушателей. Их это заставляет слушать более активно. В процессе речи желательно переводить взгляд, не останавливаясь долго на ком-либо, иначе внимание переключится на того, на кого так пристально смотрит оратор. Отрыв взгляда от аудитории может свидетельствовать об обдумывании какой-то мысли, но злоупотреблять таким приемом долго не стоит.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 493 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2258 - | 2106 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.