–на торжествах, –на собраниях, –в суде
–юбилеях –форумах,
–в парламенте и т.д.
Задача речи: Задача речи: Задача речи: хвалить что-то склонять к чему-то, защищать,
или кого-то, отклонять оправдывать,
приветствовать обвинять кого-
12.2. Многое из того, что накопила риторика, изучая ораторскую речь, используется с успехом и сейчас как мастерство публичного выступления, искусство аргументации.
Это относится и к процессу создания ораторской речи, и к ее структуре, и к языку и стилю ораторских выступлений, и к условиям успеха оратора.
Этапы создания ораторской речи намечали путь от замысла оратора к слову, воплощающему этот замысел, и составляли так называемый классический риторический канон.
Изобретение
На этом этапе осмысливается задача речи, продумывается тема и содержание речи, подбираются аргументы, выбирается общее направление речевого поведения. (В античной риторике существовало учение об общих местах, «топах», или «топосах», с помощью которых можно изобретать мысли. Топы – это своеобразные смысловые модели речи. Сравните, топ «Род и вид», «Определение», «Сравнение» и др.)
Расположение
На этом этапе «изобретенные» мысли, содержание речи, весь отобранный материал располагается в определенной последовательности с учетом ситуации, логики, силы аргументов и т.д. (В античной риторике для каждого рода речей предписывалась своя композиция - структурная последовательность содержания. Существовала и общая схема, с которой познакомимся ниже.)
Выражение, или украшение
Это этап «облечения мысли в слова». Отбор слов и выражений определяется общим замыслом оратора, ситуацией речи, характером аудитории, индивидуальностью самого оратора. (В античной риторике оформилось учение о выразительных средствах – тропах и фигурах, с помощью которых украшались «изобретенные» и «расположенные» мысли. По М.В. Ломоносову, украшение «есть изобретенных идей пристойными и избранными речениями изображение. Состоит в чистоте стиля, в течении слова, в великолепии и силе оного».)
Запоминание
Это этап подготовки к произнесению речи. (В античной риторике были разработаны приемы запоминания написанного и подготовки к выступлению. Подробнее об этом ниже.)
Произнесение
Это этап превращения задуманного в звучащее слово. (В античной риторике давались рекомендации относительно того, как пользоваться голосом, интонацией, какие использовать жесты, какова должна быть мимика, поза выступающего перед публикой оратора.
12.3. Обратимся к структуре ораторской речи. Традиционно она включала пять частей: вступление, повествование, подтверждение, опровержение, заключение. Каждая часть отвечала определенным требованиям и преследовала свои задачи. Так, во вступлении оратор ставил задачу установить контакт со слушателями, вызвать интерес, овладеть вниманием аудитории.
Повествование (в данном случае имеется в виду структурно-смысловая часть ораторской речи) содержало факты, яркие примеры, связанные с темой выступления.
Подтверждение включало тщательно отобранные аргументы, представленные в системе. Мастерство аргументации являлось важным условием успеха ораторской речи. Это мастерство оттачивалось годами. Еще Аристотель определял риторику как искусство находить способы убеждения, иными словами, находить и выстраивать аргументы. Так, универсальным, беспроигрышным считался Гомеров порядок аргументов: вначале приводятся сильные аргументы, затем - средние, в конце - самый сильный аргумент.
Опровержение составляло не менее значимую часть ораторской речи, так как представляло собой ответ на аргументы противника. Умелый оратор избирал направление «главного удара», опровергая слабые аргументы оппонента.
В заключении речи оратор обязательно делал вывод, усиливал интерес к предмету речи, тем самым закреплял созданное им впечатление о речи и о себе.
Цицерон впоследствии предложил более простую композиционную схему ораторской речи: вступление, основная часть, заключение.
В настоящее время сама ораторская речь претерпела ряд изменений: не всегда соблюдается жесткая структура, стиль ораторских выступлений вряд ли сохранил черты стиля древности, однако многое из наработанного риторикой прошлого актуально и сейчас. Кроме того, современная риторика, опираясь на достижения речеведения, психологии и других смежных наук, продолжает поиск наиболее оптимальных средств речевого взаимодействия с аудиторией, исследует условия успеха ораторской речи, вооружает знаниями о нормах речевого поведения во время публичного выступления.
12.4. Тому, чья будущая профессиональная деятельность тесно связана с речью и предполагает владение мастерством публичного выступления, следует помнить о тех трудностях, которые сопровождают выступающего с речью перед аудиторией, то есть оратора в широком смысле этого слова.
Во-первых, оратор находится один на один с аудиторией, на него устремлены взоры слушателей, он в центре внимания. Начав выступление с определенной целью, он уже не имеет возможности отказаться от него, прервать свою речь, не выполнив поставленной задачи.
Во-вторых, в сознании каждого слушателя и аудитории в целом заложено определенное представление о том, каким должен быть идеальный оратор, как он должен выглядеть, говорить, держаться во время речи. Соответствие или несоответствие индивидуального речевого поведения и речевого имиджа идеальному влияет на восприятие оратора аудиторией. По речевому поведению говорящего составляют мнение о нем как о человеке и специалисте.
Условия успеха ораторской речи многообразны, тем более что у каждого они могут быть свои, зависящие от индивидуальности оратора. Но, как мы уже заметили, восприятие оратора зависит от того, какой имидж он собой являет, соответствует ли речевому идеалу оратора.
Речевой идеал оратора – это система качеств личности оратора и требований к речевому поведению оратора, благодаря которым возможен и осуществляется культивируемый обществом тип оратора и ораторского выступления. Для отечественного речевого идеала характерны такие черты, как уважение к аудитории, доброжелательность и дружелюбие, отсутствие многословия и грубости.
Важное условие успеха оратора и составляющая речевого идеала – глубокое и всестороннее знание предмета речи. Речь достигнет успеха, если говорящий демонстрирует осведомленность в том, о чем он говорит. Высокая степень профессиональной компетентности – составляющая часть благоприятного имиджа оратора. Это не значит, что оратор должен делать вид, что знает предмет речи досконально - он его действительно должен знать. Скрыть от аудитории некомпетентность практически невозможно: не следует недооценивать аудиторию. В случае незнания каких-то деталей, лучше в этом тактично признаться, это не так снизит доверие, как ложь, раскрытая аудиторией. Еще в древнем кодексе оратора значились такие заповеди: «не лгать», «не бояться правды», «быть нравственным».
Ораторская речь – это не просто монолог, это диалогизированный монолог, естественный в своей разговорной тональности, содержащий средства привлечения внимания и установления контакта с аудиторией, приемы поддержания внимания и интереса слушателей. Успех ораторской речи зависит от того, насколько оратор владеет разнообразными риторическими приемами взаимодействия с аудиторией, интонацией, мимикой, жестами.
Ораторская речь – это речь убеждающая, в которой часто выдвигается и обосновывается различными способами определенная мысль – тезис, а также содержатся анализ и оценка определенных фактов. Умение подбирать и выстраивать аргументы – одно из важных риторических умений оратора.
Успех ораторской речи зависит от четко сформулированного тезиса и убедительных аргументов. Кроме того, отобранные аргументы нужно уметь располагать с учетом ситуации и характера аудитории. Из общих требований к подбору аргументов следует помнить о том, что аргументы должны быть:
- правдивы
- доступны
- опираться на авторитетные источники
- разделять общепринятые представления о добре, чести, справедливости.
Приведенная схема иллюстрирует виды аргументов.
Аргументы