Эмоциональность, свойственная разговорным текстам, в художественных произведениях представлена самыми разными средствами, например эмоциолнально-оценочными словами с суффиксами – очк-, -чик-, -ишк-, -к-, -оват-, еват-, приставками:
Пойдем сейчас в шахматишки сыграем (В.Шукшин).
Понимаешь: положить груздочков солененьких, нарезать тоненько крымское яблоко и один помидорчик и накрошить туда головку лука, картофеля вареного, свеклы и огурчиков (А.И. Куприн).
А ну-ка, Стаканыч, дай-ка попробовать, что ты там накулинарил? (А.И. Куприн).
Разговорные элементы помогают “двигать сюжет”. Например, выразительны случаи употребления одного наклонения в значении другого. Такие формы отличаются живостью, непринужденностью. В значении изъявительного (1) или условного (2) наклонения могут выступать формы 2 лица повелительного наклонения.
1. Вот с и д и с этим старьем, - думала я, -нечего сказать, веселый ужин.
(Н.Тэффи. Зеленый черт).
2. Б у д ь она дома, она бы заплакала, а здесь нельзя.
(Н. Тэффи. Приготовишка).
Разговорные элементы в авторской речи создают впечатление персонального обращения к конкретному читателю, выполняют функцию интимизации повествования, но они не столь частотны, как в речи персонажей.
Широко используются разговорные элементы в публицистике. В публицистическом стиле разговорные элементы служат экспрессивным средством, создают характер доверительности, близости газеты к читателю. Характерным является употребление разговорных лексических единиц (чтиво, живьем, контачить, навороченный), эмоционально и экспрессивно окрашенных конструкций: восклицательных и вопросительных предложений, предложений с обращениями, с именительными темы, расчлененных конструкций.
ЗАДАНИЯ К РАЗДЕЛУ
104. Можно ли понять следующий отрывок вне ситуации? Что могут обозначать в них местоимения, местоименные наречия, что пропущено? Попробуйте “восстановить” текст.
А. - Сегодня нельзя было в этом/ нам же потом туда идти//
Б. - Ой /я забыла //Вчера не успела приготовить/ а сегодня проспала//
105. Какое явление, присущее разговорному стилю, отражается в следующем отрывке из рассказа Н.А. Тэффи “Причины и следствия”:
Получила тетка Александра второе письмо про пикник и обиделась.
- И все-то у них дурь в голове! Пикники да микники! Нет, чтобы о старухином здоровье толком порасспросить.
Тетка знала, что такого слова нет – “микники”, но, как старуха богатая, позволяла порой себе много лишнего.
106. Определите по началу жанр письма:
Уважаемые господа! Предлагаем вам новую форму сотрудничества...
107. Употребляете ли вы в неофициальной переписке следующие выражения: разрешите.., убедительно прошу рассмотреть..., этим письмом мы подтверждаем, что..., позвольте.., просим принять поздравления..., нижеподписавшийся, вышеупомянутый, благодарю Вас за любезное приглашение, высокоблагородие?
Можно ли, читая письмо, определить, каковы отношения автора и адресата речи?
108. Прочитайте отрывок из разговора персонажей повести Л.Улицкой “Веселые похороны”. Выделите сигналы разговорности и определите их функции.
Валентина разложила сандвич на две половинки.
- Ты что! Ты что! Кто ж так ест! Американцы тебя не поймут. Это святое: разевай рот пошире и смотри, чтоб кетчуп не капал. – Он ловко обкусил выпирающую начинку сандвича. – Жизнь здесь простая, законов всего несколько, но их надо знать.
-Какие законы? - спросила Валентина, послушно сложив вместе две разобранные было половинки.
-Вот этот, считай, первый. А второй – улыбайся! – И он улыбнулся с набитым ртом.
109. Перед вами отрывок из рассказа Н. Толстой “Инспектор русского языка”. Автор приводит выдержки из учебника, по которому шведские школьники изучают русский язык. Тема: “Обед Ивана”
Удачно ли воспроизведена авторами учебника разговорная речь? Попробуйте переработать диалог, учитывая признаки разговорной речи.
ИВАН: Что это?
ТАМАРА: Это твой суп.
ИВАН: Запах хорош. Что это за суп?
ТАМАРА: Суп называется борщ.
ИВАН: Будет ли горячее?
ТАМАРА: Да, сосиски в соусе. Приятного аппетита.
110. В отрывке из статьи, опубликованной в газете, найдите разговорные элементы и определите их функции.
Однажды летом пожаловал в гости шмель. Я пил чай. И надо ж, с городского двора, через форточку прочувствовал этот летун запах варенья. Влетел – и сразу к банке... Я застыл с разинутым ртом, наблюдая за щеголем в бархатной куртке. Его увидеть у городского дома – уже событие, а тут явился чаевничать.
Я зачерпнул ложкой варенья – ешь сколько хочешь! Шмель с аппетитом ел и так угваздался, что не мог улететь. Пришлось в ванне его аккуратно помыть, обсушить и увидеть с радостью: полетел! (В. Песков. Комсомольская правда. 2002. 5 апреля).
ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ.
Красноречие есть нечто такое,
что дается труднее, чем это кажется,
и рождается из очень многих знаний и стараний.
Марк Туллий Цицерон.
12.1. Термин «ораторская речь» существует давно, и на протяжении всего периода своего существования значение его изменялось, поэтому однозначный ответ на вопрос о том, что есть ораторская речь сегодня и какую ораторскую речь можно назвать действительно ораторской, дать не так просто. Обратимся к истории.
Искусство красноречия, или ораторское искусство, как и наука об этом искусстве – риторика, зародилось в Древней Греции в 5 веке до н.э. Афинский полис того времени представлял собой демократическую форму правления: народ (свободные граждане) принимал самое активное участие в управлении государством через народное собрание. Кроме того, существовали совет избранных и суд. Свободный гражданин имел право и действительную возможность выступать публично как в собрании с различными предложениями, так и в качестве обвинителя, защитника, судьи с соответствующей ситуации и моменту речью. В данном случае он выступал в качестве оратора. Многие знаменитые древнегреческие ораторы того времени, а позднее и Древнего Рима, были политическими деятелями, например Перикл, Демосфен, Цицерон. Вот почему свободный гражданин должен был владеть искусством ораторского выступления. И чем выше была степень ораторского мастерства, тем вероятнее была победа на политических форумах, в советах, судах. Неудивительно, что риторическому искусству придавалось самое большое значение, а риторика была одним из главных предметов обучения будущих ораторов. Сама риторика понималась не просто как наука и искусство красноречия, а как искусство управления государством.
Предметом и заботой риторики того времени была такая публичная речь, которая звучала на политических совещаниях, в суде, в совете, на народных собраниях. Так, Аристотель в своей «Риторике» подробно останавливается на таких видах ораторской речи, как речь совещательная, обвинительная, защитительная и др. Известный древнегреческий теоретик риторики Менандр Лаодикейский всю риторику разделял на три части, или вида: речи судебные, о делах общественных, государственных и частных; речи о делах в народных собраниях и советах; речи торжественные.
Основная задача ораторской речи - убеждение в своей правоте, воздействие не только на мысли, но и, главное, на чувства и волю слушателей. Риторика древних была пронизана рекомендациями относительно того, как готовиться к публичному выступлению, держаться перед публикой, воздействовать на слушателей, располагать аргументы, «пользоваться голосом для выражения любой страсти» (Аристотель), вырабатывать свой индивидуальный стиль и т.п.
Со временем - со сменой эпох и стилей - менялись условия общения, представление о нормах и стиле публичного выступления, менялись и сами формы и виды публичных речей, внедрялись новые публичные речевые жанры с несколько иными задачами (научить, развлечь и др.). Термин «ораторская речь» прочно был связан с искусством красноречия и наукой риторикой, он был неотъемлемой частью большинства учебников риторики. Но по мере понимания риторики как науки и искусства эффективного общения (не только на публику и не только устного, но и письменного), как «целесообразной, гармонизирующей, воздействующей речи» (не только в суде и политических собраниях, но и в других важных сферах человеческой деятельности), по мере обогащения риторики новыми формами и видами речи, ораторская речь стала занимать определенное место среди этих форм и видов речи.
Для современной риторики ораторская речь – это речь публичная, то есть обращенная к многочисленной аудитории, отличающаяся убежденностью, желанием воздействовать не только на ум, но и на чувства и волю слушателей. Важной особенностью ораторской речи является ее обращенность к общественно значимым, актуальным вопросам, темам, отсюда ее особая эмоциональная насыщенность, оценочность, ни с чем не сравнимый пафос (страстное воодушевление, подъем). Таким образом, ораторская речь – речь устная, публичная, публицистическая, монологическая, эмоциональная. Не следует смешивать понятия «ораторская речь» и «функциональный стиль». В основу ораторской речи может быть положен текст научного, публицистического стилей, их разновидностей и жанров.
Приведенная ниже схема знакомит с основными родами ораторской речи.
Ораторская речь
Торжественная Политическая Судебная
(хвалебная, (совещательная) (обвинительная,
приветственная, защитительная и
напутственная) т.п.)