Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Особенности пореформенного развития России.




Реформы середины XIX столетия положили начало этапу капитали­стической модернизации страны по западному образцу. Перед Россией стоя­ла проблема коренного обновления и усовершенствования важнейших сфер жизни, перехода к индустриальному обществу такого типа, который уже ут­вердился в передовых странах Европы и Северной Америке (странах перво­го эшелона капитализма). Осуществляя вариант догоняющей модернизации, Россия на рубеже XIX-XX веков должна была решить комплекс задач. В сфере народного хозяй­ства речь шла о создании индустриальной структуры экономики; о форми­ровании новой инфраструктуры; о переходе к системе рыночных отноше­ний. В области политических отношений стояла задача либерализации и де­мократизации общественных структур, создания институтов правового го­сударства. Однако продвижение вперед в решении этих вопросов шло сложно и противоречиво.

 

      Экономическая и политическая отсталость стра­ны, необъятные просторы, пестрый этнический состав, многоукладность, низкий уровень культуры порождали серьезные трудности. Кроме того, в силу особенностей обществ второго эшелона капитализма, к которым отно­силась Россия, модернизация встречалась здесь с особыми препятствиями. Догоняющий характер развития порождал скачкообразность, разрыв между различными структурами общества, диспропорции. Процесс капиталистиче­ского развития форсировался, что приводило к значительному социальному напряжению, общественным противоречиям и конфликтам. Особенностью Российской модернизации был ее " верхушечный " характер. Основной си­лой, обеспечивающей развитие общества по капиталистическому пути, было государство. Однако, будучи по своему социальному происхождению и со­циальным симпатиям силой далеко не буржуазной, оно не способно было к последовательным шагам. Процесс модернизации шел с хроническим отста­ванием и запозданием по отношению к требованиям времени, шаг вперед сменялся шагами попятного движения, на смену реформам шли контрреформы. Осуществляя модернизацию, власть одновременно стремилась к расши­рению своих прерогатив, к сохранению полноты самодержавья, не желала допускать уступок конституционным настроениям. Ответом на это был рост оппозиционных настроений в обществе. В результате этап капиталистиче­ской модернизации России ознаменовался сменяющей друг друга чередой реформ и революционных всплесков.

           Реформы 60-70х гг. вызвали резкое ускорение процесса капитализа­ции российской экономики. За сорок пореформенных лет страна добилась результатов, которых передовые государства добивались столетиями. Рос­сия завершила промышленный переворот, высокими темпами росла тяжелая индустрия, объем промышленного производства увеличился за эти годы в 7 раз; высокими темпами осуществлялось железнодорожное строительство; росла товарность сельского хозяйства.

          К 1900 г. Россия по абсолютным объ­емам промышленного производства вышла на пятое место в мире. Положение запоздавшей и догоняющей страны позволило России ис­пользовать опыт передовых стран, видоизменяя и сокращая необходимые этапы развития. В результате аналогичные с Западом процессы протекали в своеобразной форме. В отличие от традиционной европейской последова­тельности развития, в соответствии с которой аграрный переворот был след­ствие буржуазных революций и предшествовал промышленному переворо­ту, в России промышленный переворот развернулся за 20 лет до буржуазной революции, а аграрный переворот так и не завершился. Интенсивное строи­тельство железных дорог в России, развернувшееся сразу после отмены кре­постного права, скорее открывало промышленный переворот, чем заверша­ло его, как это было на Западе. В иной последовательности, чем на Западе, происходило в России формирование кредитной системы. Она начала скла­дываться путем создания крупных банков, а рост средних и мелких учреж­дений, с которых начиналось развитие кредитной системы на Западе, при­шелся на более позднее время. Специфическим для России был ускоренный рост некоторых отрас­лей тяжелой промышленности и железнодорожного строительства путем прямого государственного вмешательства (таможенное покровительство, протекционизм, государственные заказы по ценам выше рыночных, субси­дии), а также путем широкого привлечения иностранного капитала. Характерным для России рубежа XIX-XX вв. была высокая концентрациями мо­нополизация производства, сращивание банковского капитала с капиталом промышленным как результат финансирования банками российской про­мышленности.

         Одним из руководителей финансовой и экономической поли­тики России, сыгравших важную роль в осуществлении промышленной мо­дернизации страны, был С.Ю. Витте. Проведенная им в 1897 г. финансовая реформа обеспечила переход страны на золотое обращение, укрепила пози­ции рубля и обеспечила его конвертируемость. Витте последовательно про­водил политику утяжеления структуры промышленности и с этой целью широко шел на заграничные займы, смело ставил вопрос о переходе на пря­мые иностранные инвестиции, шел на введение серии косвенных налогов. Западный капитализм сумел вооружить Россию приемами и средст­вами для рывка вперед, для обновления. Однако это обновление коснулось далеко не всех сфер народного хозяйства. В экономике страны имелись ог­ромные диспропорции. Наряду с современными фабриками и заводами су­ществовали тысячи предприятий, находившихся на мануфактурной стадии. Весьма высок был удельный вес докапиталистических форм промышленно­сти. Сохранившиеся после реформы 1861 г. помещичье землевладение и общинный уклад сдерживали развитие капиталистических отношений в аг­рарном секторе. Крепостнические помещичьи хозяйства, хотя и перерастали постепенно в буржуазные, но процесс этот шел медленно и трудно. Прикре­пление к общине, круговая порука, малоземелье тормозили процесс форми­рования крестьян-собственников. Община же нищала и деградировала. В значительно меньшей степени, чем крупные промышленные цен­тры, модернизацией была затронута провинция. Некоторые окраинные на­роды, входившие в состав России, едва начинали втягиваться в капитали­стические отношения. Таким образом, капиталистическая эволюция затра­гивала далеко не все население страны. В результате в России произошло своеобразное наложение друг на друга разных исторических эпох. Новые отношения, новые противоречия, новые стандарты мышления и модели по­ведения складывающегося капитализма накладывались на отношения и неустраненные противоречия, представления и нормы традиционного фео­дального общества. Характер складывающегося в России капитализма в значительной степени определялся многочисленными пережитками феода­лизма. Специфика экономического развития пореформенной России поро­дила и специфику развития социальных и политических процессов. Менялся социальный облик старых докапиталистических классов. Экономическая роль поместного дворянства, медленно, перестраивающего свое хозяйство на капиталистический лад, постепенно снижалась. В то же время в социальной жизни, в сфере государственного управления представители дворянства - прежде всего владельцы крупных латифундий - сохраняли ведущую роль. Внутри старого патриархального крестьянства под влиянием развития капи­тализма шел процесс расслоения, сдерживаемый, однако, глубокими пере­житками крепостничества в правовом положении этого класса пореформен­ной России.

        Капиталистическая модернизация вызвала ускорение темпов роста торговой и промышленной буржуазии, значение которой в экономической жизни страны возрастало вместе с развитием капитализма. Постепенно уве­личивалась и роль буржуазии в общественно-политической жизни. Но по сравнению с дворянством ее социальная роль была значительно меньшей. Русская буржуазия вследствие насаждения капитализма " сверху " медленно консолидировалась в класс, предпочитая своим общеклассовым интересам групповые, политике дальнего прицела политику сиюминутных выгод.

        Ре­зультатом промышленного переворота было формирование нового общест­венного класса - промышленного пролетариата.

        Концентрация производства в России, жестокая эксплуатация периода первоначального накопления ка­питала ускорили консолидацию пролетариата в масштабах всей страны. Формирующийся из крестьянства, воспитанного в духе общинного коллективизма, этот класс легко поддавался организации. В связи с этим российский пролетариат раньше, чем буржуазия, появился на политической арене.

           Своеобразие социальной структуре страны придавала разночинская интеллигенция, которая в отличие от прежней, дворянской, не принадлежа­ла к господствующей верхушке и не имела доступа к политической власти. В результате он начал утрачивать свое влияние, не сумев противо­стоять контрреформам. Укреплению либерализма в пореформенной России мешало запо­здалое развитие политической активности буржуазии. Главной опорой в борьбе за дальнейшие реформы в этих условиях становились земские уч­реждения, а носителем идей либерализма представители поместного дво­рянства, игравшие важную роль в органах земского и городского само­управления. Для земского либерального движения пореформенного периода был характерен процесс медленной эволюции в сторону выдвижения более смелых политических требований, побуждающих самодержавие к даль­нейшим шагам по пути реформирования страны, расширения прав и сво­бод личности, местного самоуправления. Однако при этом самодержавие признавалось положительным явлением русской жизни. Глубокие социально-экономические сдвиги, происходившие в стра­не в конце XIX - начале XX в, предопределили образование нового консти­туционалистского направления в либеральном движении. Раскол движения положил начало вытеснению дворянского либерализма неолиберализмом, в котором все громче звучали голоса представителей российской буржуаз­ной интеллигенции (П. Струве, П. Милюкова, В. Набокова, П. Новгородцева, С. Муромцева и др.).

            Интеллигенция внесла существенный вклад в даль­нейшее развитие либеральной доктрины (развитие идеи правового госу­дарства), обогатила либеральную политику элементами демократизма и со­циального реформаторства. Идеологи нового либерализма, выступая за бо­лее высокие темпы и эффективность капиталистической модернизации, остро осознавали возрастающее несоответствие между потребностями раз­вития страны и отжившим свой век царским самодержавием, глубину со­циальной поляризации общества. Следствием этого стал переход от защи­ты самодержавия к пропаганде идей конституционной демократии (кон­ституционной монархии с всеобщим избирательным правом; осуществле­ния всего комплекса демократических свобод), выдвижение ряда экономи­ческих и социальных требований в поддержку рабочих и крестьян. Одновременное развитие либерализма с набиравшим силу социал-демократическим движением, теоретической основой которого был мар­ксизм, обусловило влияние революционного социализма и на выработку концептуальных идей неолиберализма, и на характер его социально-политических требований. Это было связано с одинаковым видением и не­олибералами, и социал-демократами коренных противоречий современно­го им капитализма. Однако пути и методы разрешения этих противоречий представлялись совершенно по-разному. Отрицая любые формы револю­ционного экстремизма, неолиберальная интеллигенция видела задачу рос­сийского либерализма в том, чтобы помочь России найти средний путь по­литического развития, удачно проскользнуть между реакцией и революци­ей, прийти к идеалам социальной справедливости только демократическим путем на основе правового государства.

          Либеральная интеллигенция стала ядром оформившейся в начале XX в. (1903 г.) неолиберальной организации "Союза освобождения", теоретическая и практическая деятельность которой усиливала процесс даль­нейшей европеизации российского либерализма.  

        С середины XIXстолетия в России набирает силу и революцион­но-демократическое движение. Основным носителем революционно-демократического мировоззрения становится разночинская интеллиген­ция. Не имея из-за своего происхождения доступа к власти, возможно­сти заниматься законной политической деятельностью, разночинская интеллигенция оказалась той средой, в которой интенсивно начали рас­пространяться революционные идеи, готовиться кадры революционе­ров.

         Признанными вождями революционно-демократической интелли­генции конца 50 - начала 60-х годов XIX в. были А.И. Герцен и Н.Г. Чер­нышевский - теоретики русского общинного социализма, заложившие основы народничества. Идеи Герцена "права крестьян на землю", "уравнительного раздела земли", "использования общинного принципа для социалистического строительства", "освобождения общины от уду­шающего ига власти" получили дальнейшее развитие в трудах Н.Г.Черны­шевского, тоже рассматривавшего общинную организацию, соединяю­щую личные интересы с общественным характером производства, как исходный пункт будущего социалистического строя. Теоретики кресть­янского общинного социализма обосновали возможность отличного от Западной Европы некапиталистического развития России от крестьян­ской общины до социализма. Этот путь, по их мнению, совсем не обязательно должен был сопро­вождаться революционными потрясениями. Однако теория общинного со­циализма была воспринята разночинской интеллигенцией, особенно ее ра­дикальными слоями, как призыв к революционному действию. Свою цель они видели в освобождении России от самодержавия и деспотизма путем социальной революции, которая и обеспечит благоприятные условия пере­растания общинного строя в социалистический. Стремление интеллиген­ции к защите народа, ее преклонение перед народом, осознание "вины" и неоплатного "долга" образованных слоев общества перед народом, закре­пили и за идеологией, и за движением разночинской интеллигенции назва­ние народничества.

          В 60-е годы народники начинают революционную пропаганду, соз­дают первые кружки, тайные общества. Их традиции продолжают револю­ционеры 70-х годов.

         В революционном народничестве 70-х годов сущест­вовали различные течения: бунтарское, пропагандистское, заговорщиче­ское, представленные именами М. Бакунина, П. Лаврова и П. Ткачева.

            Раз­деляя теоретические взгляды своих предшественников, новые идеологи народничества сосредоточили свое внимание на осмыслении конкретных путей осуществления социальной революции, роли революционной интел­лигенции и народа в этом процессе, формах будущего политического уст­ройства. Теоретическая деятельность рассматривалась народниками как подготовительная деятельность, предшествующая пропаганде среди кре­стьянства.

            Массовый характер такая пропаганда приобрела в середине 70-х годов, когда революционная молодежь предприняла хождение в народ.

           Резуль­таты движения оказались ничтожными: крестьяне остались равнодушными к призывам революционеров. Неудачи хождения в народ привели к перелому и в практике, и в сознании революционной части народников, кото­рые перешли к созданию тайных революционных организаций, к полити­ческой борьбе, тактике индивидуального террора, рассчитывая с его помо­щью дезорганизовать правительство и вызвать революционный взрыв.

        Убийство Александра II (1 марта 1881 года) обернулось казнью главных организаторов покушения, многочисленными арестами, разгромом рево­люционной организации "Народная воля". Революционное народничество вступило в полосу глубокого кризиса.

         Кроме сторонников исключительно насильственных революцион­ных мер, среди народников были и приверженцы мирного, эволюционного пути развития России (либеральное народничество ). В 70-е годы (в период господства революционного народничества) это течение не играло замет­ной роли. Однако сделалось преобладающим в 80-90-х годах, когда рево­люционное народничество переживало глубокий идейный кризис и эволю­ционировало в либеральное течение, выступившее за мирный прогресс в рамках законности.

Разгром "Народной воли", тем не менее, не ликвидировал народо­вольческого течения в русской общественной жизни.

 Подпольные лево­радикальные кружки и группы пытались объяснить причину неудач не доктринальными построениями, а ошибочной практикой, чтобы в даль­нейшем продолжить героические традиции семидесятников и "Народной воли". Из остатков этих народовольческих групп в начале XX в (рубеж 1901-1902гг) образовалась партия социалистов-революционеров (эсеров), ставшая партией крестьянской демократии.

Теоретическая платформа этой партии складывалась путем соединения неонародничества с отдельными положениями марксизма.

Для террори­стической борьбы при партии эсеров была создана специальная боевая организация, "прославившаяся" в начале XX столетия серией громких террористических актов.

В условиях кризиса революционного народничества в русском ре­волюционном движении утверждается новое марксистское течение, свя­занное с именем Г.В. Плеханова (бывшего народника, тайно выехавшего за границу в 1880 г.). Изучение Плехановым марксизма; знакомство с запад­ноевропейским рабочим движением; анализ перемен в социально-экономическом строе России, происшедших со времени крестьянской ре­формы: переосмысление опыта русского революционного движения при­вели его к пересмотру своих прежних теоретических установок. Плеханов приходит к выводу об ошибочности народнической доктрины о некоем самобытном, некапиталистическом пути развития России; утверждается в мысли, что капитализм представляет собой необходимый этап эволюции человечества. Он по-прежнему считает, что социализм неизбежен, но путь к нему лежит не через крестьянскую общину, а через революционную борьбу пролетариата, который придет к политической власти в результате социалистической революции.

Марксистское течение получило оформление с момента создания Плехановым группы "Освобождение труда" (1883 г.), приступившей к про­паганде и распространению марксизма, к разработке программных поло­жений российской социал-демократии. В 80-90 -е годы в разных городах России возникают социал-демократические кружки и группы, марксист­ские положения увлекают социалистически ориентированную интеллиген­цию. Распространение марксизма в России явилось следствием процесса модернизации страны, утверждения в сознании интеллектуальной элиты общества необходимости следования западно-европейской модели истори­ческого развития. Распространение марксизма отражало процесс европеи­зации русской общественной мысли. Среди сторонников марксизма в этот период оказались и представи­тели утверждающейся социал-демократии, и будущие либералы - "легальные марксисты", позже порвавшие с социал-демократией. Однако марксизм ими воспринимался по-разному. Если первые абсолютизировали революционно-политическую сторону марксизма, брали на вооружение идею неизбежной социалистической революции и установление диктатуры пролетариата, то вторые увлекались философией экономического материа­ лизма, реформистской стороной марксизма.

Утверждение в России воинствующего марксизма, начало кото­рому положил Плеханов, продолжил В.И. Ленин. Став марксистом, признав тезис о рабочем классе как основной преобразующей силе об­щества, Ленин сыграл огромную роль в распространении марксизма, в его соединении с рабочим движением, в создании российской социал-демократии. В результате его целенаправленной работы по сплочению разрозненных социал-демократических кружков и групп была создана российская социал-демократическая рабочая партия - РСДРП (процесс формирования партии, охвативший 1898-1903гг, завершился на II съез­де РСДРП). Свою ближайшую цель эта партия видела в свержении ца­ризма и установлении демократической республики; конечную - в уста­новлении диктатуры пролетариата и построении социалистического общества. Однако с самого начала в РСДРП возникли две фракции - крайне левых радикалов (большевиков), изначально нацеленных на захват власти, и умеренных марксистов (меньшевиков), ориентировавшихся на опыт за­падных социалистических партий. Таким образом, в начале ХХ века почти одновременно в России воз­никли две партии социалистической ориентации - социалистов-революционеров и социал-демократов, выступавших за насильственное разрушение старого политического и социального порядка, за построение социалистического общества. Однако эти партии принципиально различа­лись своим видением хода революционной борьбы, реализации социали­стического идеала, да и сам социализм понимали абсолютно по-разному.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 354 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2613 - | 2186 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.