ИСТОРИЯ РОССИИ
Пособие для студентов
А.А. Марьин
Ульяновск
2017
Марьин А.А. История России. Пособие для студентов, ОГБПОУ УЭМК, 2017, 143 с.
Пособие представляет собой сборник материалов по истории России, предназначенный для студентов ССУЗов
Печатается по решению Методического совета ОГБПОУ УЭМК.
Одобрено ПЦК общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин ОГБПОУ УЭМК.
Рецензент: Боднар Г.А., председатель ПЦК, преподаватель высшей квалификационной категории.
Ответственный за выпуск – заместитель директора ОГБПОУ УЭМК Крючкова Н.П.
Подписано в печать «6» сентября 2017 года.
Формат А5. Бумага писчая. Печатных листов – 4,2 п.л.
Заказ № Тираж 100 экз.
Ульяновский электромеханический колледж,
432031, г. Ульяновск, ул. Калнина, д.1.
Издательско-полиграфический центр УЭМК
А.А.Марьин, 2017г.
ОГБПОУ УЭМК
Оглавление
Предисловие …………………………………………… 4
Основной текст ………………………………………… 5
Вопросы для повторения ……………………. ……... 111
Хронология событий по истории России ……………119
Глоссарий ……………………………………………… 121
Образцы экзаменационных билетов …………………. 133
Предисловие
Сегодня мы призваны сформировать в обществе осознание важности правдивой оценки Российской истории. Если в середине XX века на первое место выдвинулись такие науки, как физика, химия, необходимые для создания ядерного щита страны, то сейчас таким щитом для защиты России от направленной против нее агрессивной пропаганды способна выступить настоящая правдивая история. Именно непредвзятое, неокрашенное ложной
идеологией изучение событий, во время которых русский народ достигал вершин своего духовного и материального расцвета или впадал в периоды ошибок и заблуждений, позволит сегодняшнему обществу сделать выводы и определить, куда двигаться дальше, как развиваться стране. И нам не помогут ни нефтедоллары, ни новые
технологии, если не произойдет модернизация нашего сознания и обращение его к исторической справедливости.
/ …из вступительного слова Василия Вадимовича Бойко-Великого, президент Русского культурно - просветительного фонда имени Святого Василия Великого/.
1 Основной текст
Средневековый период отечественной истории.
Киевская Русь, Московская Русь,
Россия (IX-XVII вв.)
Место средневековья во всемирно-историческом процессе
Отечественная историческая наука советского и частично постсоветского периода, в основе которой лежал формационный подход, рассматривала средневековый период мировой истории как историю феодального строя, феодальной общественно-экономической формации. Основой феодального строя считался такой способ производства материальных благ, при котором земля (главное средство производства) находится в собственности крупных землевладельцев, эксплуатирующих труд зависимых от них крестьян, ведущих свое хозяйство на землях, принадлежащих землевладельцам. Эти производственные отношения в итоге определяли структуру общества, характер политической и правовой надстройки, характер идеологической жизни. Такое толкование феодализма являлось основой и для определения хронологических рамок средневековья, и для его внутренней периодизации. В рамках истории средних веков (V - середина XVII вв.) выделялось три периода, отражающих основные закономерности становления, расцвета и заката феодализма. В период раннего средневековья (V - середина XI вв.) происходило формирование феодального строя. Шел процесс зарождения и развития феодальной собственности на землю, складывались классы землевладельцев и зависимых от них крестьян, сформировались народности, создавались раннефеодальные государства, на всю Западную Европу распространялось влияние католической церкви - основной идеологической силы средневековой Европы. Период классического средневековья (XI-XV вв.) характеризовался расцветом феодального способа производства; появлением и развитием городов, положивших начало формированию светской городской культуры; образованием централизованных монархий с сословным представительством. Одной из характерных черт этого периода явилось усиление эксплуатации крестьян вследствие начинающегося разложения феодализма. В результате мощные крестьянские восстания XIV-XV вв. потрясли здание западноевропейского общества. В конце второго периода в Италии, где города получили наиболее бурное развитие по сравнению с другими странами Европы, зарождается новая культура - культура Возрождения или гуманизма, отражающая взгляды ранних буржуазных элементов города. Содержание позднего средневековья (XVI - первая половина XVII вв.) состояло в разложении феодализма, возникновении и развитии предпосылок, необходимых для перехода к капиталистическому способу производства. Новое сталкивалось со старым, ломая отжившие отношения и соответствующие им институты, выливаясь в острые социальные взрывы. Позднее средневековье, это время реформации - первой крупной идеологической битвы с феодализмом, мощных крестьянских восстаний, ранних буржуазных революций.
Основной формой государства этого периода в Европе становится абсолютная монархия, поддерживая и укрепляя которую класс феодалов пытался отсрочить крах своего господства. Однако ни абсолютизм, ни начавшаяся католическая реакция не могли предотвратить крушения феодальных устоев и окончания средневековья. На смену феодальной шла капиталистическая формация. Сегодня в исторической науке формационному подходу противопоставляется цивилизационный подход к историческому процессу, в соответствии с которым основной типологической единицей истории является не формация, а цивилизация, представляющая собой сообщество людей, объединенных общественно значимыми духовными ценностями и идеалами, единым стилем творческого мышления, обобщенным образом мира. Цивилизация имеет устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике. При таком подходе в центре исторического процесса, прежде всего, оказывается не производство и его организация, а человек, его внутреннее состояние, развитие его творческих способностей, его права и свободы, окружающая его социокультурная среда, которые определяют прогресс общества, уровень его культурного, экономического и духовного развития. Поскольку среди ученых нет единства в определении хронологических рамок цивилизации средневековья, будем иметь в виду феодальную Европу V-XVI вв. (период между античностью и Реформацией), народы которой развивались сходными путями, демонстрируя общность духовных ценностей. Средневековье, таким образом, представляет собой одну из стадий в процессе становления современной европейской цивилизации. Цивилизационный подход к истории позволяет увидеть, чем жили люди средневековья, каков их менталитет; познакомиться с образом жизни, который определялся господствующей идеологией средневековья - христианством, вошедшим в души европейцев, организовавшим их сознание и бытие. Характерно, что в течение столетий средневековая Европа развивалась крайне медленно, находясь под жесткой церковно-идеологической опекой. Однако в ХН-ХШ вв. положение начинает меняться. Несмотря на то, что церковь удерживала официальное идеологическое руководство обществом, культура в Европе в этот период начинает развиваться не только помимо церкви, но частично против нее. Возрождение интереса к земному миру, к человеку, нашедшее отражение в светской, городской культуре, дает мощный импульс развитию. Начинается формирование ценностей аналогичных периоду античности, становление общества прогрессивного типа развития. Развернулся процесс рационализации сознания, начала складываться система светского образования. Проникающие с начала XIII века в Европу нормы римского права способствовали зарождению основ правового государства, государственной защиты прав личности. Развернувшаяся в XIV-XVI вв. эпоха Возрождения позволила воскресить нормы античной цивилизации с ее гуманизмом, жизнеутверждающей силой, демократическими традициями, верой в безграничные возможности человека. Огромную роль в становлении европейской цивилизации сыграла религиозная Реформация первой половины XVI века. Начавшись в Германии, она быстро распространилась на другие страны средневековой Европы.
Реформация позволила ограничить роль церкви и духовенства, разрушить этические и эстетические нормы католицизма; породила новое направление в христианстве - протестантизм, систему духовных ценностей, способствующих развитию инициативы личности. В результате идея частной собственности, жажда деятельности, стремление к личному успеху получили духовную санкцию. Реформационные процессы в массовом сознании начались раньше или протекали параллельно развитию буржуазных отношений. Реформация в этом смысле открывала эпоху, на пороге которой стояла Европа нового времени. Взгляд на историю, и в том числе на историю средневековья, с позиций формационного и цивилизационного подходов убеждают, что они не противоречат друг другу, а являются разными аспектами осмысления единого исторического процесса. Не случайно, поэтому все громче звучат голоса отечественных историков, ставящих вопрос о поиске синтеза социально-классового и общечеловеческого подходов, о разработке единой теории, дающей целостное представление об историческом процессе. Термин «цивилизация», используемый сторонниками такого синтеза, носит несколько условный характер, так как подразумевает единство формационного и цивилизационного начал.
Киевская Русь
В исторической науке существуют разные точки зрения на место России в мировом историческом процессе. В соответствии с одной из них это европейская страна, относящаяся к западному типу цивилизации. В соответствии с другой Россию следует рассматривать как вариант восточного общества. В соответствии с третьей это евразийская цивилизация, возникшая в результате своеобразного взаимовлияния Востока и Запада. Для того чтобы определиться в этом многоцветии подходов, необходимо получить целостное представление об историческом пути России. Известно, что нашими предками были восточные славяне, которые выделились как самостоятельная ветвь из славян в VI в. Славяне также как и германцы, вовлеченные в мощное миграционное движение «варварских» племен IV-VIIIвв. ("Великое переселение народов"), сыграли важную роль в ликвидации античного общества и образовании феодальной средневековой Европы. В VI в. восточные славяне, нашедшие для себя два места обитания - Карпаты и побережье Балтийского моря, начали продвигаться на север и восток, положив начало многовековой колонизации, завершившейся выходом русских к берегам Ледовитого океана на севере и берегам Тихого океана на востоке. Расселяясь по территории Русской равнины в VII-VIIIвв., восточные славяне заняли обширную область, расположенную по линии Волхов-Днепр, по которой проходил знаменитый водный путь из Скандинавии в Византию ("из варяг в греки"). В IX-X веках здесь жили племена: уличей, тиверцев, хорватов, дулебов, волынян, бужан, полян, древлян, дреговичей, северян, родимичей, вятичей, кривичей, ильменских славян. Славяне занимались земледелием и скотоводством, немаловажную роль в их жизни играло рыболовство и лесное хозяйство (звероловство, бортничество). Природно-климатические условия (низкое качество почв в лесной зоне в сочетании с коротким циклом сельскохозяйственных работ) способствовали быстрому истощению почв, порождая миграционный процесс, распашку все новых и новых земель. Непрерывное продвижение вперед предопределило в итоге общий экстенсивный характер развития страны. В VII-VIIIвв. у славян повсеместно развивалось ремесло. В результате его отделения от земледелия появились города - центры ремесла и торговли, которые также превратились в опорные пункты. Города в основном располагались вдоль греко-варяжского пути. До расселения славянских племен по Русской равнине они жили прочно спаянными родовыми коллективами. Род имел общее имущество, и все его члены были равны. Однако родовые связи начинают интенсивно распадаться по мере расселения славян в VI-VIIIвв., когда основной формой поселений становится небольшая деревня в несколько дворов, хозяйство каждого из которых ведет отдельная семья. Объединение нескольких таких семей представляло собой соседскую (территориальную) общину, члены которой индивидуально владели домом, приусадебным земельным участком и совместно пользовались пашней, пастбищами и лесами, принадлежащими общине. Необходимость выполнения трудоемких работ в определенные и строго ограниченные сроки предопределяли огромную роль общины в жизни славян и позднее русских. Не случайно, поэтому для России так характерна была устойчивость общинных институтов. Союзы соседских общин объединялись в племена, а иногда и в более крупные общности - межплеменные союзы, во главе которых стояли князья. Появление личной собственности в пределах общины создавало условия для роста имущественного неравенства среди славян. Обогащению части славян (в первую очередь племенной знати) способствовали походы на Византию и грабеж ее земель, а также торговая деятельность. В таких условиях разбогатевшая знать, опираясь на племенные органы управления, упрочивала свою власть над соплеменниками.
Складывались предпосылки формирования государства. Возникновение государства у восточных славян относится к эпохе раннего средневековья. В летописи XIIв. ("Повесть временных лет"), сообщающей о начале государственной жизни нашей страны, указывалось на варяжское происхождение правящей династии, а название державы связывалось с названием варяжского племени. Сведения о призвании славянскими племенами на княжение в Новгород Рюрика и его братьев - норманов по происхождению, выходцев из Скандинавии, с тех пор кочевали из летописи в летопись. Отряды северных германских племен, названные норманами, в VIII-X вв. воевали, торговали и разбойничали на морях и реках Западной Европы, в пределах Прибалтики и будущей России, устремляясь к Риму и Константинополю. Вполне вероятно, что славянские племена приглашали на условиях договора предводителей варяжских дружин (Рюрика, Аскольда, Дира, Рогволода и др.) для военной охраны. Однако варяжские вожди не всегда удовлетворялись этой ролью и захватывали власть над местным славянским населением. Славяне и скандинавы в VIII-IX вв. находились на одном уровне развития. В этих условиях норманы не могли принести славянам ни более высокой культуры, ни государственности, зато одностадийность развития способствовала быстрой ассимиляции пришельцев. Древнерусские летописи связывали образование государства в равной степени и с южной Русью, и с Русью северной. Очевидно, в IX веке у восточных славян сложилось два предгосударственных объединения. Одним из них стали земли полян с центром в Киеве; другим - земли ильменских славян, части кривичей, чуди и мери с центром в Новгороде. Вероятно, накануне объединения оба они возглавлялись князьями варяжского происхождения. В 882 г. новгородский князь Олег объединил север и юг, в результате чего торговый путь "из варяг в греки" оказался в одних руках, столица сместилась из Новгорода в Киев. Возникло единое государство - Киевская Русь. Вопрос о происхождении древнерусского государства и династии киевских князей породил в отечественной исторической науке многовековой спор между норманистами, доказывающими организующую роль скандинавского начала в становлении государства у славян, и антинорманистами, защищающими теорию естественного возникновения славянского государства как результата длительного общественного процесса.
В истории Киевской Руси выделяется три периода: период станов ления; укрепления и расцвета; разложения.
Первый период, хронологические рамки которого определяются IX в. - концом Х в., связан с деятельностью киевских князей - Олега, Игоря, Ольги, Святослава. В это время почти завершается процесс объединения основных восточнославянских земель. Киевскими князьями решается проблема обороны и одновременно завоевания и защиты торговых путей: ведется борьба с варяжскими дружинами, Византией и Хазарией, начинается многовековая борьба со степняками-кочевниками, орды которых непрерывным потоком вливались в южнорусские степи. Формируется система эксплуатации лично свободного населения князьями и их дружинниками, начинается переход о населения путем периодических объездов князем и его дружиной зависимых земель (полюдье) к фиксации дани и созданию административно-финансовых центров ее сбора. В Киевскую Русь проникает христианство.
Второй п ериод укрепления и расцвета Киевской Руси (конец X - начало XI веков) связан с княжением Владимира Святого (980-1015) и Ярослава Мудрого (1019-1054). Содержание этого периода состоит: в окончательном завершении объединения восточнославянских земель в рамках единого государства; в решении проблемы обороны южных и юго-восточных рубежей страны; в расширении территории государства. Период расцвета Киевской Руси характеризуется процессом дальнейшей феодализации. (Этот процесс шел медленнее, чем в Европе. Некоторые ученые полагают, что он начался только в XI в.). Возникают крупные земельные вотчины (княжеские, боярские, церковные наследственные владения); идет процесс закабаления ранее свободных крестьян. Однако основную массу сельского населения продолжают составлять свободные крестьяне - общинники, подчиняющиеся только государству и эксплуатируемые им (государственный феодализм). В рамках этого периода истории Киевской Руси принимается и утверждается единая государственная религия - христианство, в стране появляются первые письменные законы (правовым кодексом Киевской Руси стала "Русская правда"). Наиболее значимым событием этого периода, оказавшим огромное влияние на всю последующую историю страны, в значительной степени определившим особенности ее развития, явилось крещение Руси в 988 г. Принятие христианской религии, заменившей традиционные племенные, языческие верования, обеспечило духовное единство Киевской Руси, идеологически укрепило авторитет государства, подняло значение княжеской власти. Христианство по-новому организовало сознание и бытие восточнославянского общества, оказало огромное влияние на его политические и правовые отношения, дало мощный толчок развитию культуры. Принятие христианства включило Русь в систему общехристианских ценностей. Вопрос о христианизации Руси продолжает вызывать острые дискуссии. Одни историки утверждают, что принятие христианства, несмотря на Византийский вариант, сблизило Русь с христианской Европой. Другие полагают, что принятие "греческой веры" обусловило развитие Руси по византийской (восточной) модели развития.
Третий период (вторая половина XI - начало XII вв.) характеризуется усилением тенденций распада. По мере укрепления отдельных древнерусских земель, правившие ими князья из рода Рюриковичей стремились к большей самостоятельности и, опираясь на местное боярство, начинали противопоставлять себя великокняжеской власти. Одновременно начался затянувшийся на века процесс вытеснения системы горизонтального (очередного) порядка наследования власти по старшинству (от старшего брата к следующему) вертикальным порядком, обеспечивающим переход власти от отца к сыну. Решение, согласно которому каждая княжеская линия должна была наследственно владеть своим княжеством, было принято на съезде князей в 1097 г. Однако от принятия решения до его реализации прошло не одно десятилетие. Распаду страны на отдельные самостоятельные земли предшествовали многочисленные и разорительные усобицы, краткий период укрепления единства Киевской Руси при Владимире Мономахе (1113-1125) и его сыне Мстиславе (1125-1132). В течение долгого времени Киевская Русь сохраняла черты раннефеодальной монархии (верховная власть принадлежала великому киевскому князю). Однако во второй половине XI - начале XII вв. здесь по существу шел процесс перехода к новой политической системе. Древнерусское государство превращалось в своеобразную федерацию княжеств, возглавляемую киевским князем, власть которого все более слабела и приобретала номинальный характер. К середине XII в. параллельно идущий процесс укрепления отдельных княжеств и ослабления Киева привел к распаду этого формально единого государства и образованию на территории Киевской Руси ряда самостоятельных княжеств и земель. Наиболее крупными из них были: Владимиро-Суздальское, Черниговское, Смоленское, Галицко-Волынское, Полоцко-Минское, Рязанское княжества. Особый политический строй установился в Новгородской земле. История Киевской Руси позволяет говорить о самобытной и своеобразной древнерусской цивилизации, в которой в силу серединного положения Руси между Востоком и Западом в трансформированном виде проявились черты и средневековой западноевропейской, и традиционной восточной цивилизаций.