Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Син­дром рас­ши­рен­но­го эго­из­ма




Ну вот, по­хоже, и най­де­ны нуж­ные сло­ва: лю­бовь — как жер­твен­ность, спо­соб­ность к са­мо­от­да­че. Ка­залось бы — вот оно, хрис­ти­ан­ское по­нима­ние люб­ви! Но и тут нас под­сте­рега­ют скры­тые опас­ности. Ока­зыва­ет­ся, жер­твен­ность впол­не воз­можна и при от­сутс­твии люб­ви к ближ­не­му. Не зря ведь апос­тол Па­вел пре­дос­те­рега­ет хрис­ти­ан от по­доб­но­го пе­реко­са в вос­при­ятии Еван­ге­лия: … ес­ли я раз­дам все име­ние мое и от­дам те­ло мое на сож­же­ние, а люб­ви не имею, нет мне в том ни­какой поль­зы. (1 Ко­ринф 13:3)

Воз­ни­ка­ет за­коно­мер­ный воп­рос: а что же, собс­твен­но, мо­жет стать для ме­ня при­чиной са­мопо­жер­тво­вания, ес­ли не моя лю­бовь к ближ­не­му? От­вет на это — те­ма для от­дель­но­го боль­шо­го раз­го­вора, по­это­му ог­ра­ничим­ся здесь лишь од­ним его ас­пектом, ко­торый мож­но бы­ло бы ус­ловно наз­вать — син­дро­мом рас­ши­рен­но­го эго­из­ма.

Де­ло в том, что, вкла­дыва­ясь в объ­ект сво­ей люб­ви, от­да­вая ему си­лы, вре­мя, жер­твуя ра­ди не­го ка­кими-то удо­воль­стви­ями, че­ловек по­тихонь­ку на­чина­ет лю­бить в нем имен­но этот свой вклад, или точ­нее — се­бя са­мого в лю­бимом. В ито­ге по­луча­ет­ся та­кая вот рас­ши­рен­ная лю­бовь к се­бе, пусть да­же в нее бу­дут вклю­чены мой муж, или моя же­на, мои де­ти, или моя со­бака. Но в цен­тре по­доб­но­го от­но­шения всег­да бу­дет этот злос­час­тный об­щий зна­мена­тель — «мое». Та­кая лю­бовь мо­жет прев­ра­тить­ся в гор­дость, от­де­ля­ющую нас и на­ших лю­бимых от ос­таль­но­го ми­ра, и уни­чижа­ющую все, что на­ходит­ся за этой гра­ницей.

Убе­дитель­ный при­мер та­кого рас­ши­рен­но­го эго­из­ма, при­нима­емо­го за лю­бовь мож­но уви­деть в зна­мени­той сказ­ке фран­цуз­ско­го во­ен­но­го лет­чи­ка Эк­зю­пери, ког­да Ма­лень­кий Принц объ­яс­нял ни­чей­ным ро­зам, в чем их от­ли­чие его лю­бимо­го цвет­ка: «Вы ни­чуть не по­хожи на мою ро­зу, вы еще нич­то… Вы кра­сивые, но пус­тые, ра­ди вас не за­хочет­ся уме­реть. Ко­неч­но, слу­чай­ный про­хожий, пог­ля­дев на мою ро­зу, ска­жет, что она точ­но та­кая же, как вы. Но мне она до­роже всех вас. Ведь это ее, а не вас я по­ливал каж­дый день. Ее, а не вас нак­ры­вал стек­лянным кол­па­ком. Ее за­гора­живал шир­мой, обе­регая от вет­ра. Я слу­шал, как она жа­лова­лась и как хвас­та­ла, я прис­лу­шивал­ся к ней, да­же ког­да она умол­ка­ла. Она — моя.»

Ло­гика Ма­лень­ко­го Прин­ца здесь пре­дель­но яс­на: чем боль­ше са­мого се­бя вкла­дыва­ешь в то, что лю­бишь, тем боль­ше ос­но­ваний счи­тать это — сво­им. А все ос­таль­ное мож­но спо­кой­но счи­тать — «ни­чем», пос­коль­ку оно ведь еще ничье. Не­уди­витель­но, что бед­ные ро­зы сму­тились, ус­лы­шав эту дек­ла­рацию люб­ви-собс­твен­ности. Ко­неч­но, Ма­лень­кий Принц — уди­витель­но свет­лый и доб­рый ге­рой, по­жалуй, да­же один из са­мых свет­лых во всей ми­ровой ли­тера­туре. Но в дан­ном слу­чае, его по­нима­ние люб­ви, к со­жале­нию, не очень силь­но от­ли­ча­ет­ся от жиз­ненной фи­лосо­фии ге­нераль­ско­го ден­щи­ка — пер­со­нажа од­но­го из очер­ков Н. Лес­ко­ва. Этот ден­щик де­лил че­лове­чес­тво на две не­рав­ные час­ти. К од­ной он от­но­сил се­бя и сво­его ба­рина, к дру­гой — всю про­чую сво­лочь.

По­доб­ным об­ра­зом и «лю­бовь-собс­твен­ность» зас­тавля­ет че­лове­ка ав­то­мати­чес­ки де­лить весь мир на «мы» и «они». И тог­да, чем бы он ни жер­тво­вал во имя по­доб­ной люб­ви, эта жер­тва не­из­бежно бу­дет при­несе­на им лишь се­бе са­мому.

Хрис­ти­анс­тво пред­по­лага­ет со­вер­шенно иной прин­цип от­но­шения к ок­ру­жа­ющим, ког­да ос­но­вани­ем для люб­ви к ближ­не­му яв­ля­ет­ся вов­се не на­ша собс­твен­ная ме­ра жер­твен­ности по от­но­шению к не­му, а без­мерность жер­твы Хрис­та за все че­лове­чес­тво. Что­бы эта мысль ста­ла бо­лее по­нят­ной, мож­но рас­смот­реть ее на все том же при­мере от­но­шения ге­роя сказ­ки Эк­зю­пери к чу­жим ро­зам. Ма­лень­кий Принц по-дет­ски на­ив­но оп­ре­делил их как «нич­то», пос­та­вив ничь­им цве­там в уп­рек тот факт, что ра­ди них еще ник­то ни­чем не по­жер­тво­вал. Но хрис­ти­ане зна­ют, что Хрис­тос пос­тра­дал за каж­до­го че­лове­ка. Сле­дова­тель­но — каж­дый из лю­дей — Его, по­тому что для Бо­га нет бес­при­зор­ных цве­тов. Хрис­ти­ане приз­ва­ны в каж­дом че­лове­ке ви­деть Хрис­та, по­читать об­раз Бо­жий в лю­бом слу­чай­ном встреч­ном. А уж при та­ком ми­ровоз­зре­нии раз­де­ление лю­дей на сво­их и чу­жих по ка­кому-ли­бо приз­на­ку ста­новит­ся поп­росту не­воз­можным де­лом. Вот как пи­шет об этой «не­раз­борчи­вос­ти» хрис­ти­ан­ской люб­ви свя­титель Иг­на­тий Брян­ча­нинов:

«И сле­пому, и про­кажен­но­му, и пов­режден­но­му рас­судком, и груд­но­му мла­ден­цу, и уго­лов­но­му прес­тупни­ку, и языч­ни­ку ока­жи поч­те­ние, как об­ра­зу Бо­жию. Что те­бе до их не­мощей и не­дос­татков! Наб­лю­дай за со­бою, что­бы те­бе не иметь не­дос­татка в люб­ви».

Нас­трой­ка ду­ши

На расс­тро­ен­ном ро­яле са­мый вы­да­ющий­ся ис­полни­тель всех вре­мен и на­родов не смо­жет тол­ком сыг­рать да­же ба­наль­но­го «Чи­жика-пы­жика». Все его мас­терс­тво, весь об­ширный ре­пер­ту­ар, экс­прес­сия и вы­рази­тель­ность иг­ры ока­жут­ся бес­по­лез­ны­ми, ес­ли инс­тру­мент не бу­дет дол­жным об­ра­зом нас­тро­ен.

То же са­мое впол­не спра­вед­ли­во и в от­но­шении че­лове­чес­кой ду­ши, так­же нуж­да­ющей­ся в пра­виль­ной нас­трой­ке, без ко­торой все на­ши мыс­ли, сло­ва и дей­ствия мо­гут ока­зать­ся фаль­ши­выми, слов­но му­зыка из расс­тро­ен­но­го ро­яля. Хрис­ти­ан­ская лю­бовь к ближ­не­му это не чувс­тво, и да­же не дей­ствие, а ско­рее — имен­но та­кая нас­трой­ка или ус­тро­ение че­лове­чес­кой ду­ши, ког­да в ней жи­вет пос­то­ян­ная го­тов­ность от­нестись к лю­бому че­лове­ку, как к Са­мому Хрис­ту. Ведь дис­танция меж­ду эти­кой в от­но­шени­ях с Бо­гом и эти­кой меж­че­лове­чес­ких от­но­шений в хрис­ти­анс­тве прак­ти­чес­ки све­дена к ну­лю сло­вами Хрис­та: …так как вы сде­лали это од­но­му из сих брать­ев Мо­их мень­ших, то сде­лали Мне (Мф 25:40). Каж­дый че­ловек, сколь бы ни был он плох и неп­ри­ятен нам, приз­ван к бы­тию Бо­гом, лю­бим Им, не­сет в се­бе Его об­раз. И для же­ла­ющих ис­полнить хрис­ти­ан­скую за­поведь о люб­ви к ближ­не­му, преж­де все­го, не­об­хо­димо так нас­тро­ить свои ум и сер­дце, что­бы в лю­бом че­лове­ке за все­ми его ин­ди­виду­аль­ны­ми не­совер­шенс­тва­ми ви­деть этот об­раз Бо­жий, пом­нить о том, что он — та­кое же лю­бимое Бо­гом соз­да­ние, как и ты сам. Лишь на поч­ве та­кого ус­тро­ения ду­ши спо­соб­на про­рас­ти та лю­бовь, о ко­торой го­ворит Еван­ге­лие. Прак­ти­чес­кий же ре­цепт по­доб­ной нас­трой­ки мож­но уви­деть в тво­рени­ях свя­тых От­цов, всю свою жизнь упот­ре­бив­ших на ос­во­ение этой неп­ростой на­уки — лю­бить ближ­не­го:

«Воз­да­вай поч­те­ние ближ­не­му как об­ра­зу Бо­жию, — поч­те­ние в ду­ше тво­ей, не­види­мое для дру­гих, яв­ное лишь для со­вес­ти тво­ей. Де­ятель­ность твоя да бу­дет та­инс­твен­но со­об­разна тво­ему ду­шев­но­му нас­тро­ению. Воз­да­вай поч­те­ние ближ­не­му, не раз­ли­чая воз­раста, по­ла, сос­ло­вия, — и пос­те­пен­но нач­нет яв­лять­ся в сер­дце тво­ем свя­тая лю­бовь. При­чина этой свя­той люб­ви — не плоть и кровь, не вле­чение чувств, — Бог».

Свя­титель Иг­на­тий (Брян­ча­нинов)

В чем же та­кое ду­шев­ное ус­тро­ение дол­жно быть вы­раже­но на прак­ти­ке, объ­яс­ня­ет дру­гой свя­той — Ав­ва До­рофей:

«Не де­лай зла ближ­не­му, не огор­чай его, не кле­вещи, не злос­ловь, не уни­чижай, не уко­ряй, и та­ким об­ра­зом нач­нешь пос­ле ма­ло-по­малу и доб­ро де­лать бра­ту сво­ему, уте­шая его сло­вами, сос­тра­дая ему или да­вая ему то, в чем он нуж­да­ет­ся; и так, под­ни­ма­ясь с од­ной сту­пени на дру­гую, дос­тигнешь с по­мощью Бо­жи­ей и вер­ха лес­тни­цы. Ибо, ма­ло-по­малу по­могая ближ­не­му, ты дой­дешь до то­го, что ста­нешь же­лать и поль­зы его, как сво­ей собс­твен­ной, и его ус­пе­ха, как сво­его собс­твен­но­го. Сие и зна­чит воз­лю­бить ближ­не­го сво­его, как са­мого се­бя».

Вот, собс­твен­но, и все. Нет­рудно уви­деть, что ни­каких сверхъ­ес­тес­твен­ных ухищ­ре­ний и не­ис­полни­мых тре­бова­ний здесь нет. И преж­де все­го нуж­но учить­ся так лю­бить са­мых близ­ких сво­их лю­дей — му­жа, же­ну, де­тей, ро­дите­лей… Не по­тому, ко­неч­но, что они — на­ши родс­твен­ни­ки. Прос­то имен­но с ни­ми мы об­ща­ем­ся го­раз­до боль­ше, чем с ос­таль­ным че­лове­чес­твом, и где же еще ос­ва­ивать хрис­ти­ан­скую лю­бовь к ближ­не­му, как не в собс­твен­ной семье? Глу­по учить­ся люб­ви к вра­гам, так и не на­учив­шись лю­бить свою ба­буш­ку.

Ко­неч­но, здесь опи­сано лишь са­мое на­чало стя­жания люб­ви к ближ­не­му. Путь ее со­вер­шенс­тво­вания бес­ко­нечен, пос­коль­ку че­ловек приз­ван упо­добить­ся в ней Бо­гу. Но без это­го дра­гоцен­но­го на­чала весь ос­таль­ной путь ока­жет­ся для нас без­на­деж­но зак­рыт.

 

 

Всег­да ра­дуй­тесь!

 

Пись­мо в ре­дак­цию: Здравс­твуй­те. Ко мне час­то по­пада­ет ваш жур­нал че­рез зна­комых, ко­торые хо­дят в цер­ковь. В ап­рель­ском но­мере «Фо­мы» был оп­рос, где лю­ди го­вори­ли о фра­зе «Всег­да ра­дуй­тесь!» Бы­ло очень ин­те­рес­но чи­тать их мне­ния, по­тому что лич­но для ме­ня мно­гое в этой те­ме сом­ни­тель­но и проб­лемно. И они ме­ня не убе­дили, по­тому что сам я в хра­ме, сре­ди ве­ру­ющих ви­жу сов­сем дру­гое. На­лицо боль­шое не­со­от­ветс­твие меж­ду свя­щен­ны­ми тек­ста­ми и ре­аль­ной жизнью.

Ког­да я при­хожу в храм, то не ви­жу там тех са­мых по-хрис­ти­ан­ски ра­дос­тных лю­дей. На­обо­рот, все ка­кие-то хму­рые, да­же мрач­ные. По­доз­ри­тель­но смот­рят на те­бя, слов­но ты де­ла­ешь что-то не так — а ты прос­то сто­ишь. И, кста­ти, не пред­став­ляю, как мож­но выс­то­ять три с лиш­ним ча­са бо­гос­лу­жения с ра­достью. Сна­чала мне в хра­ме нор­маль­но, но по­том ста­новит­ся душ­но, тя­жело, и уже ми­нут че­рез со­рок ос­та­ет­ся толь­ко ус­та­лость: ког­да же это все за­кон­чится? Но все рав­но выс­та­иваю. Мо­жет, сто­ило бы петь или тан­це­вать, как это, ка­жет­ся, прак­ти­ку­ет­ся в про­тес­тантиз­ме? По­тому что сто­ять, пе­реми­на­ясь с но­ги на но­гу, — это ра­дос­ти не при­бав­ля­ет. А улыб­ки на ли­цах ве­ру­ющих лю­дей я ви­дел, толь­ко на Крес­тном хо­де на Пас­ху. Но это бы­ва­ет толь­ко раз в го­ду! А в ос­таль­ное вре­мя, сколь­ко ни наб­лю­дал, лю­ди оза­боче­ны сво­ими проб­ле­мами. И воз­ни­ка­ют воп­ро­сы: а ту­да ли я по­пал и нуж­но ли мне во­об­ще та­кое?

Или взять мо­их пра­вос­лавных зна­комых. Од­ни жа­лу­ют­ся, как не­лег­ко да­ет­ся им пост. Дру­гие на­зыва­ют се­бя пра­вос­лавны­ми, ве­дут цер­ковную жизнь, но час­то осуж­да­ют дру­гих, ру­га­ют­ся по ме­лочам. И при этом аб­со­лют­но уве­рены в сво­ей пра­воте! Третьи пе­режи­ва­ют, как бы не впасть в грех: в ве­ре сплош­ные «нель­зя», и «наш мир по­лон ис­ку­шений». То есть лю­ди ис­пы­тыва­ют не столь­ко хрис­ти­ан­скую ра­дость, сколь­ко уны­ние или оз­лоблен­ность. Из­ви­ните, мо­жет я не прав, но мне это на­поми­на­ет ма­зохизм у од­них и же­лание «отор­вать­ся» на дру­гих за свои проб­ле­мы у вто­рых. Мо­жет быть, они счи­та­ют, что спа­сение ду­ши про­ис­хо­дит от очень силь­ных стра­даний? Или уве­рены, что раз са­ми ве­ру­ющие, то мо­гут смот­реть на дру­гих свы­сока и су­дить? Но где же здесь ра­дость?

С ува­жени­ем, Алек­сандр

Злая ра­дость

Ес­ли по­пытать­ся оп­ре­делить од­ной фра­зой — что дви­жет каж­дым че­лове­ком во всех его пла­нах, де­лах, ре­шени­ях и пос­тупках, то от­вет бу­дет пре­дель­но прос­тым: стрем­ле­ние к ра­дос­ти. На нее мы всег­да на­де­ем­ся, ее ждем, все мыс­ли на­ши, все че­лове­чес­кие дей­ствия бук­валь­но про­пита­ны этим ожи­дани­ем. По са­мому боль­шо­му сче­ту, у лю­дей нет дру­гих це­лей в жиз­ни. И ког­да бе­да при­ходит к нам на по­рог, пе­режить ее по­мога­ет лишь на­деж­да на бу­дущую ра­дость.

Но ес­ли все стре­мят­ся к ра­дос­ти, от­ку­да же вок­руг столь­ко го­ря и стра­дания? По­чему лю­ди оби­жа­ют друг дру­га, за­чем жад­ни­ча­ют, злят­ся, уны­ва­ют?… В по­ис­ках ра­дос­ти, че­лове­чес­тво тра­тит ко­лос­саль­ные уси­лия, но — увы, ее не ста­новит­ся в на­шей жиз­ни боль­ше. Проб­ле­ма в том, что са­мо по­нятие — ра­дость не име­ет в се­бе яс­но вы­ражен­но­го нравс­твен­но­го смыс­ла. Это все­го лишь сос­то­яние глу­боко­го внут­ренне­го удов­летво­рения, а вот чем че­ловек мо­жет быть удов­летво­рен — это уже сов­сем дру­гой воп­рос. Мож­но ра­довать­ся рож­де­нию ре­бен­ка, бо­гато­му уро­жаю, хо­рошей по­годе, теп­лу ды­хания лю­бимо­го че­лове­ка на сво­ем пле­че… В обы­ден­ном по­нима­нии ра­дость по­чему-то всег­да пред­став­ля­ет­ся нам как — неч­то доб­рое, свет­лое и хо­рошее.

На са­мом же де­ле ра­дость бы­ва­ет глу­боко без­нравс­твен­ной. Че­ловек мо­жет ис­крен­не ра­довать­ся злу, и, что са­мое пе­чаль­ное — ни­чуть не тя­готить­ся этим. При­чем, речь идет сов­сем не о кри­мина­ле, не об от­кро­вен­но страш­ных и мер­зких ве­щах. В том и бе­да, что зло, как ис­точник ра­дос­ти, ста­ло пов­седнев­ным фо­ном на­шей жиз­ни, ко­торый мы уже поч­ти не за­меча­ем.

Ког­да на рин­ге бок­сер-тя­жело­вес от­прав­ля­ет сво­его со­пер­ни­ка в но­ка­ут, мил­ли­оны те­лез­ри­телей при­ходят в бур­ный вос­торг, и да­же не за­думы­ва­ют­ся о том, что ра­ду­ют­ся чу­жой чер­пно-моз­го­вой трав­ме. Ра­ботя­ге, с ра­достью выг­ре­ба­юще­му из иг­ро­вого ав­то­мата пя­тируб­ле­вые мо­неты, не при­ходит в го­лову, что его вы­иг­рыш пол­ностью оп­ла­чен день­га­ми из кар­ма­на та­ких же бе­долаг, как и он сам. Пред­при­нима­тель, сде­лав­ший сос­то­яние на тор­говле си­гаре­тами и вод­кой, прек­расно зна­ет о том, ка­кой вред на­носит его то­вар здо­ровью ку­риль­щи­ков и пь­яниц. И это зна­ние нис­коль­ко не ме­ша­ет ему ра­довать­ся по­лучен­ной при­были — впол­не за­коно­пос­лушный на­логоп­ла­тель­щик рад сво­ему ком­мерчес­ко­му ус­пе­ху. А еще есть ста­рый прин­цип: — «у со­седа ко­рова сдох­ла — пус­тя­чок, а при­ят­но!». Есть, в кон­це кон­цов, да­же сло­во та­кое в рус­ском язы­ке — зло­радс­тво. И ес­ли че­ловек все свои си­лы упот­ре­бит на дос­ти­жение та­кой вот злой ра­дос­ти, ни­како­го счастья это ему, ко­неч­но, не при­несет.

Но бы­ва­ет и так, что лю­ди те­ря­ют спо­соб­ность ра­довать­ся да­же бе­зус­ловно хо­рошим и доб­рым ве­щам. Ни­чего пло­хого вро­де бы не про­ис­хо­дит — де­ти здо­ровы, кры­ша над го­ловой име­ет­ся и да­же де­нег впол­не дос­та­точ­но для без­бедной жиз­ни. Все есть для ра­дос­ти, а вот са­ма ра­дость ку­да-то уш­ла и где ее ис­кать — со­вер­шенно не­понят­но. Та­кую проб­ле­му да­же на нравс­твен­ном уров­не ре­шить прак­ти­чес­ки не­воз­можно, по­тому что этот, по­теряв­ший свою ра­дость че­ловек жи­вет впол­не нравс­твен­но. Прос­то ему нуж­ны но­вые смыс­лы сво­его су­щес­тво­вания, нуж­на ка­кая-то иная, не­из­вес­тная по­ка еще ра­дость, ко­торая сво­им теп­лом сог­ре­ла бы его ду­шу и ос­та­лась там нав­сегда. И тог­да, в по­ис­ках этой но­вой ра­дос­ти, че­ловек при­ходит в Цер­ковь.

То, что нель­зя от­нять

Цер­ковь дей­стви­тель­но пред­ла­га­ет нам ра­дость, ко­торая прин­ци­пи­аль­но от­ли­ча­ет­ся от все­го, что мог­ло бы ра­довать че­лове­ка за ее пре­дела­ми. Де­ло в том, что все на­ши зем­ные ра­дос­ти крат­ки, не­ус­той­чи­вы и не­из­бежно об­ре­чены ког­да-ни­будь за­кон­чить­ся. Бо­лез­ни, ста­рость, внеш­ние об­сто­ятель­ства жиз­ни от­ни­мут все, что уте­шало ког­да-то на­ше сер­дце. И да­же ес­ли судь­ба бу­дет к че­лове­ку бла­гос­клон­на, он не рас­те­ря­ет дру­зей, сох­ра­нит лю­бовь, ра­зовь­ет в се­бе мно­гочис­ленные та­лан­ты и ста­нет са­мым бо­гатым в ми­ре, все рав­но — на пос­леднем по­воро­те его жиз­ненно­го пу­ти смерть без­жа­лос­тно от­бе­рет у не­го все это зем­ное счастье. Од­на лишь мысль о та­кой пер­спек­ти­ве спо­соб­на от­ра­вить су­щес­тво­вание са­мого за­яд­ло­го оп­ти­мис­та. А ведь из­бе­жать это­го то­таль­но­го бан­кротс­тва еще ни­кому не уда­валось. И мно­го ли сто­ит ра­дость, нас­лажда­ясь ко­торой все вре­мя при­ходит­ся чувс­тво­вать се­бя Зо­луш­кой на ба­лу и пом­нить, что тай­мер вклю­чен на об­ратный от­счет?

Оче­вид­но, что неп­ре­ходя­щей цен­ностью для че­лове­ка яв­ля­ет­ся лишь та ра­дость, ко­торую у не­го не смо­жет от­нять да­же смерть. Имен­но та­кое сок­ро­вище и пред­ла­га­ет Цер­ковь всем, кто жаж­дет отыс­кать его сре­ди жи­тей­ской ку­терь­мы. Сок­ро­вище это — ра­дость о Хрис­те. О Бо­ге, Ко­торый лю­бит нас нас­толь­ко, что ра­ди на­шего спа­сения воп­ло­тил­ся, про­шел че­рез не­мыс­ли­мые стра­дания, умер на крес­те и со­шел в ад, что­бы вы­вес­ти от­ту­да ду­ши всех, кто го­тов был при­нять это спа­сение.

Эту ра­дость не­воз­можно об­рести вне Цер­кви, пос­коль­ку ра­довать­ся о рас­пя­том и Вос­крес­шем Хрис­те спо­соб­ны лишь хрис­ти­ане, счи­та­ющие Его сво­им Бо­гом.

Но по­чему же во вре­мя Бо­гос­лу­жения в пра­вос­лавных хра­мах эту ра­дость так неп­росто уви­деть? Сос­ре­дото­чен­ные лю­ди со стро­гими ли­цами нес­коль­ко ча­сов под­ряд не­под­вижно сто­ят пе­ред ико­нами. Ра­дость тут, как-то не осо­бен­но бро­са­ет­ся в гла­за, и сто­рон­ний наб­лю­датель мо­жет по­думать что хрис­ти­ане — лю­ди уны­лые и скуч­ные. А меж­ду тем, при­чины этой сдер­жаннос­ти ве­ру­ющих лю­дей во вре­мя Цер­ковной служ­бы очень лег­ко по­нять, ес­ли вспом­нить зна­чение са­мого сло­ва — «служ­ба». Ведь слу­жить, зна­чит — доб­ро­совес­тно вы­пол­нять взя­тые на се­бя обя­затель­ства, быть вер­ным сво­ему дол­гу. Слу­жить, зна­чит — тру­дить­ся. И Цер­ковные служ­бы ни­чуть не вы­пада­ют из это­го об­ще­го оп­ре­деле­ния. Прос­то нуж­но по­нять: в чем смысл мо­лит­венно­го тру­да хрис­ти­ан, что та­кое — труд, и мо­жет ли труд быть ис­точни­ком ра­дос­ти в прин­ци­пе.

От­ку­да взял­ся труд

В ки­нофиль­ме «Фор­му­ла люб­ви» есть лю­бопыт­ный эпи­зод: де­ревен­ский куз­нец Сте­пан, раз­ло­мав вдре­без­ги ка­рету гра­фа Ка­ли­ос­тро, ут­вер­жда­ет что к ко­лесам спод­ручней про­бирать­ся че­рез кры­шу. И ци­тиру­ет при этом ла­тин­скую по­говор­ку: труд — уже сам по се­бе есть нас­лажде­ние.

Мысль фор­маль­но кра­сивая, од­на­ко вряд ли этот афо­ризм ро­дил­ся в го­лове рим­ско­го кресть­яни­на или ра­ба. Ско­рее уж нас­лажде­ние в тру­де на­ходил ка­кой-ни­будь ан­тичный пред­шес­твен­ник гра­фа Тол­сто­го — пат­ри­ций, вы­ращи­вав­ший на до­суге ка­пус­ту для собс­твен­но­го удо­воль­ствия.

В цер­ковно-сла­вян­ском язы­ке сло­во труд яв­ля­ет­ся од­ним из обоз­на­чений бо­лез­ни, стра­дания. И это впол­не со­от­ветс­тву­ет биб­лей­ско­му по­нима­нию тру­да. По хрис­ти­ан­ско­му ве­ро­уче­нию са­ма не­об­хо­димость тру­дить­ся в по­те ли­ца сво­его, рав­но — как и связь тру­да со стра­дани­ем, ока­зались для че­лове­ка пря­мым следс­тви­ем его гре­хопа­дения. Это, ко­неч­но же, не оз­на­ча­ет, буд­то че­ловек был соз­дан для бла­жен­но­го без­делья, а по­том ут­ра­тил это «счастье». Прос­то то твор­ческое учас­тие в пре­об­ра­зова­нии ли­ца Зем­ли, к ко­торо­му пер­вые лю­ди бы­ли приз­ва­ны Бо­гом, дей­стви­тель­но бы­ло ра­дос­тным и не пред­по­лага­ло ка­ких-ли­бо бо­лез­ненных про­яв­ле­ний. А вот труд в сов­ре­мен­ном по­нима­нии это­го сло­ва по­явил­ся лишь пос­ле то­го как че­ловек от­пал от сво­его Соз­да­теля, ре­шив жить по сво­ей во­ле. И сра­зу же стол­кнул­ся с не­об­хо­димостью в по­те ли­ца воз­де­лывать зем­лю, ко­торая ста­ла взра­щивать ему сор­ня­ки вмес­то зла­ков и вмес­то ра­дос­ти, пи­тать его скорбью. Бог из­на­чаль­но пре­дос­та­вил че­лове­ку все бла­га это­го ми­ра да­ром. Но пос­ле гре­хопа­дения, че­ловек ока­зал­ся вы­нуж­ден при­лагать ог­ромные уси­лия для до­бычи ми­зер­ных кру­пиц это­го от­вер­гну­того им Божь­его да­ра. Так по­явил­ся труд — бо­лез­ненный ре­зуль­тат раз­ры­ва свя­зи че­лове­ка с Бо­гом. И мо­лит­венный труд хрис­ти­ан так­же яв­ля­ет­ся следс­тви­ем это­го раз­ры­ва, хо­тя и пря­мо нап­равлен на его пре­одо­ление. Но что же ме­ша­ет ве­ру­юще­му че­лове­ку спо­кой­но об­ра­щать­ся в мо­лит­ве ко Хрис­ту?

Это лег­ко по­нять, ес­ли прий­ти на служ­бу в бли­жай­ший храм и по­пытать­ся сос­ре­дото­чить свое вни­мание на мо­лит­вах, ко­торые чи­та­ет свя­щен­ник или по­ет хор. Сра­зу мож­но убе­дить­ся, что наш ум ка­тего­ричес­ки от­ка­зыва­ет­ся ра­ботать в этом нап­равле­нии. В го­лове тут же на­чина­ют ро­ить­ся мыс­ли, ни­чего об­ще­го с Бо­гос­лу­жени­ем не име­ющие. Хор по­ет: «Гос­по­ди, по­милуй», мы усер­дно крес­тимся, кла­дем пок­ло­ны, но ду­ма­ем при этом… о но­вом филь­ме, о ре­мон­те квар­ти­ры, о том, что де­тей нуж­но ле­том от­везти к мо­рю. По­том ло­вим се­бя на этих мыс­лях и сно­ва пы­та­ем­ся сос­ре­дото­чит­ся. И, поч­ти тут же, под пе­ние слов «… От­ло­жим все зем­ные по­пече­ния» об­на­ружи­ва­ем, что в го­лове по преж­не­му — зим­няя ре­зина для ма­шины, чей-то про­шед­ший день рож­де­ния, зав­траш­няя пла­нер­ка… Ко­роче, там все что угод­но, кро­ме мо­лит­вы.

Но по­чему так по­луча­ет­ся? Ведь, ка­залось бы — че­ловек при­шел к Бо­гу, соз­на­тель­но при­шел, с же­лани­ем. От­ку­да же эта рас­се­ян­ность?

Раз­ру­ха внут­ри нас

Хрис­ти­ан­ская ан­тро­поло­гия рас­смат­ри­ва­ет в че­лове­чес­ком ес­тес­тве три его ос­новные час­ти — дух, ду­шу, те­ло. О том, что та­кое те­ло сов­ре­мен­но­му че­лове­ку объ­яс­нять не на­до. Это — са­мая изу­чен­ная сфе­ра на­шей при­роды. С ду­шой де­ло об­сто­ит нес­коль­ко слож­нее. На­ука, нап­ри­мер, до­воль­но дол­го ут­вер­жда­ла, буд­то ду­ши в че­лове­ке во­об­ще нет. Меж­ду тем, хрис­ти­ан­ское ми­ровоз­зре­ние под­ра­зуме­ва­ет, что и са­ма на­ука яв­ля­ет­ся лишь ре­зуль­та­том ду­шев­ной де­ятель­нос­ти че­лове­ка. Так что же это та­кое — на­ша ду­ша?

Воп­ре­ки рас­простра­нен­но­му мне­нию, хрис­ти­анс­тво не рас­смат­ри­ва­ет ду­шу, как не­кое са­модос­та­точ­ное на­чало — воль­ную пти­цу, то­мящу­юся в клет­ке гру­бой пло­ти. Прос­то в хрис­ти­ан­ском по­нима­нии че­лове­ка су­щес­тву­ет оп­ре­делен­ная и­ерар­хия ду­ха, ду­ши и те­ла меж­ду со­бой. И в этой и­ерар­хии ду­ша, дей­стви­тель­но сто­ит вы­ше, чем те­ло. Но — не бо­лее то­го. Те­ло не мо­жет жить без ду­ши, но и ду­ша без те­ла не мо­жет счи­тать свое су­щес­тво­вание пол­но­цен­ным. Ка­кую же роль вы­пол­ня­ет ду­ша в ес­тес­тве че­лове­ка?

Фе­офан Зат­ворник го­ворил: «…ду­ша вся об­ра­щена ис­клю­читель­но на ус­тро­ение на­шего вре­мен­но­го бы­та — зем­но­го. И поз­на­ния ее все стро­ят­ся толь­ко на ос­но­вании то­го, что да­ет опыт, и де­ятель­ность ее об­ра­щена на удов­летво­рение пот­ребнос­тей вре­мен­ной жиз­ни, и чувс­тва ее по­рож­да­ют­ся и дер­жатся толь­ко из ее сос­то­яний и по­ложе­ний ви­димых. Что вы­ше се­го, то — не ее де­ло».

Го­воря сов­ре­мен­ным компь­ютер­ным язы­ком, ду­ша — это не­кий ком­плекс прог­рамно­го обес­пе­чения нор­маль­ной жиз­ни те­ла. И в та­ком ка­чес­тве она есть не толь­ко у че­лове­ка, но и у всех пред­ста­вите­лей жи­вот­но­го ми­ра. При­веден­ную вы­ше мысль свя­тите­ля Фе­офа­на о ду­ше, впол­не за­коно­мер­но мож­но от­нести к со­баке, или кош­ке. И от­ли­ча­ет че­лове­ка от жи­вот­ных вов­се не ду­ша, а тре­тий, са­мый уди­витель­ный ком­по­нент че­лове­чес­кой при­роды — дух.

Дух, по сло­вам свя­тите­ля Фе­офа­на, «…это та си­ла, ко­торую вдох­нул Бог в ли­цо че­лове­ка, за­вер­шая сот­во­рение его. Все ро­ды су­ществ на­зем­ных из­во­дила по по­веле­нию Бо­жию зем­ля. Из зем­ли изош­ла и вся­кая ду­ша жи­вых тва­рей. Ду­ша че­лове­чес­кая хо­тя и сход­на с ду­шою жи­вот­ных в низ­шей сво­ей час­ти, но в выс­шей она нес­равнен­но пре­вос­ходнее ее. Дух, вдох­ну­тый Бо­гом, со­четав­шись с нею, столь­ко воз­вы­сил ее над вся­кою не­чело­вечес­кою ду­шою. …Дух, как си­ла от Бо­га ис­шедшая, ве­да­ет Бо­га, ищет Бо­га и в Нем од­ном на­ходит по­кой.»

Имен­но в че­лове­чес­ком ду­хе жи­вет со­весть — как не­кое выс­шее зна­ние за­конов бы­тия. Дух че­лове­ка хра­нит па­мять о Бо­ге, от ко­торо­го этот дух изо­шел. А са­мое глав­ное — дух стре­мит­ся к Бо­гу, жаж­дет Бо­га и ни­чем иным не уто­ля­ем в этой жаж­де. Бла­года­ря со­чета­нию с ду­хом, на­ша ду­ша мо­жет ра­довать­ся кра­соте ми­ра, ви­деть в ближ­нем не прос­то го­мо са­пи­ен­са, а — об­раз Бо­жий, и да­же в ма­лень­кой тра­вин­ке уга­дывать ве­личие твор­ческой идеи Соз­да­теля.

Та­ким об­ра­зом, и­ерар­хия дух-ду­ша-те­ло поз­во­ляла пер­вым лю­дям вы­пол­нять свое вы­сокое пред­назна­чение — быть на­мес­тни­ками Бо­га на зем­ле. Дух спо­соб­ный об­щать­ся с Гос­по­дом, со­об­щал во­лю Бо­жию ду­ше, ко­торая че­рез те­ло по­мога­ла че­лове­ку на­илуч­шим об­ра­зом ис­полнять Бо­жий за­мысел о нем са­мом и обо всем ма­тери­аль­ном ми­ре.

Но ког­да лю­ди че­рез грех от­па­ли от сво­его Соз­да­теля, это сла­жен­ное вза­имо­дей­ствие на­руши­лось и в от­но­шени­ях те­ла, ду­ши и ду­ха нас­ту­пил ха­ос. Те­ло под­чи­нило се­бе ду­шу, зас­тавляя ее стре­мит­ся к все но­вым и но­вым нас­лажде­ни­ям, ни­чего об­ще­го не име­ющим с ес­тес­твен­ны­ми пот­ребнос­тя­ми че­лове­ка. В ду­ше, ли­шен­ной воз­можнос­ти уз­нать Бо­жию во­лю, на­чалось бес­по­рядоч­ное блуж­да­ние мыс­лей, же­ланий и пла­нов. Но са­мое раз­ру­шитель­ное дей­ствие грех про­из­вел в че­лове­чес­ком ду­хе. Ут­ра­тив связь с Бо­гом, дух, тем не ме­нее, сох­ра­нил свое стрем­ле­ние к Не­му, не на­ходя удов­летво­рения ни в чем ином. Эту не­осоз­нанную, ни­чем не­уто­лимую жаж­ду Бо­га дух со­об­щил ду­ше и те­лу, тем са­мым прев­ра­тив все пот­ребнос­ти и же­лания пад­ше­го че­лове­ка в без­донную прор­ву, сде­лав их не­удов­летво­римы­ми в прин­ци­пе.

От­сю­да — все на­ши ме­тания из край­нос­ти в край­ность, от­сю­да по­говор­ки ти­па «там хо­рошо, где нас нет» и пес­ни «… а мне всег­да че­го-то не хва­та­ет, зи­мою — ле­та, осенью — вес­ны». Этот внут­ренний раз­лад че­лове­чес­ко­го ес­тес­тва и есть при­чина рас­се­ян­ности на­ших мыс­лей на Бо­гос­лу­жении. Мы мо­жем быть сколь угод­но ис­крен­ни­ми в сво­ем стрем­ле­нии мо­лить­ся вни­матель­но, но рас­согла­сова­ние ду­ха, ду­ши и те­ла, са­ма на­ша при­рода, раз­дроб­ленная гре­хом, не да­ет нам все­цело ус­тре­мить­ся ко Хрис­ту.

И вот ве­ру­ющий че­ловек три ча­са сто­ит в хра­ме и пы­та­ет­ся соб­рать свой, рас­сы­пав­ший­ся по жи­тей­ским за­ко­ул­кам, ум в сло­ва мо­лит­вы…

Пра­во же, не сто­ит уп­ре­кать его в от­сутс­твии бур­ных про­яв­ле­ний ра­дос­ти. Он не прос­то пе­реми­на­ет­ся с но­ги на но­гу в ожи­дании кон­ца служ­бы, он — тру­дит­ся, он стре­мит­ся об­ра­тить свой дух к Бо­гу и вос­ста­новить в се­бе эту раз­ру­шен­ную и­ерар­хию ду­ха, ду­ши и те­ла. Собс­твен­но, для то­го в пра­вос­лавном Бо­гос­лу­жении и су­щес­тву­ет столь­ко пов­то­ря­ющих­ся мо­литв, что­бы че­ловек, мыс­ли ко­торо­го неп­ре­рыв­но иг­ра­ют в че­хар­ду, в ка­кой-то мо­мент все же смог, хо­тя бы на нес­коль­ко се­кунд ос­та­новить их и по­молить­ся по нас­то­яще­му.

И ес­ли хо­тя бы три ча­са жиз­ни бы­ли выр­ва­ны на­ми ра­ди Хрис­та из обыч­ной на­шей су­еты и бес­смыс­ли­цы, это — уже ра­дос­тное со­бытие. Прос­то нуж­но по­нимать, что ни­чего об­ще­го с ра­достью под­рос­тка, ве­селя­щего­ся на дис­ко­теке под ба­ноч­ку «джин-то­ника», здесь нет и быть не мо­жет.

Я хо­чу быть с То­бой

Есть ли в Цер­кви без­ра­дос­тные лю­ди? На­вер­ное, есть — а где их нет? Но ведь лю­ди и при­ходят в Цер­ковь как раз в по­ис­ках ра­дос­ти. А она не ва­ля­ет­ся там под но­гами и не про­да­ет­ся в икон­ной лав­ке. Ра­дость пра­вос­лавных — Хрис­тос, ис­точник этой ра­дос­ти — еди­нение че­лове­чес­ко­го ду­ха с Ду­хом Бо­жи­им. И ес­ли че­ловек хо­тя бы од­нажды не ощу­тил в сво­ем сер­дце это­го при­кос­но­вения Бо­жес­твен­ной люб­ви, ес­ли он за всю жизнь ни ра­зу не уви­дел за­бот­ли­вого учас­тия Бо­га в сво­ей судь­бе, то ду­хов­ная ра­дость ему, ко­неч­но, не­понят­на.

Толь­ко не про­ис­хо­дит этой встре­чи че­лове­ка с Бо­гом сов­сем не по­тому, что Бог от­вернул­ся от не­го. Бог всег­да нас лю­бит и всег­да за­ботит­ся о нас. Да­же ког­да мы гре­шим, злим­ся и уны­ва­ем, Он все рав­но нас не ос­тавля­ет. Прос­то са­ми мы пос­то­ян­но смот­рим в дру­гую сто­рону и не за­меча­ем Его люб­ви. Мы все вре­мя оза­боче­ны ка­кими-то важ­ны­ми и не­от­ложны­ми де­лами, все вре­мя то­ропим­ся ку­да-то, стре­мим­ся что-то со­вер­шить, че­го-то дос­тигнуть.

И нам ка­жет­ся, что вот-вот, еще чуть-чуть уси­лий, еще нем­ножко — и мы ста­нем счас­тли­выми! Но де­ла сде­ланы, пла­ны вы­пол­не­ны, все свер­ше­но и дос­тигну­то… А счас­тли­выми мы так и не ста­ли.

Ра­дость от этих свер­ше­ний бы­ла ко­рот­кой и ско­ро прош­ла. И что же нам ос­та­ет­ся? Толь­ко на­чать все сна­чала: стро­ить но­вые пла­ны, ста­вить пе­ред со­бой за­дачи, ус­трем­лять­ся к оче­ред­ным це­лям. Так про­ходит жизнь.

А ведь дос­та­точ­но лишь под­нять гла­за к Не­бу и про­шеп­тать: — «Гос­по­ди, мне без Те­бя оди­ноко и пло­хо, я хо­чу быть с То­бой, по­моги мне уви­деть Твою лю­бовь!» Мож­но ска­зать это как-то ина­че, сло­ва мо­гут быть сов­сем дру­гими. Слов во­об­ще мо­жет не быть. Но ес­ли из сер­дца че­лове­ка выр­вался та­кой при­зыв, Гос­подь неп­ре­мен­но на не­го от­зо­вет­ся. Ник­то не зна­ет, ка­ким имен­но бу­дет этот от­вет. Но че­ловек обя­затель­но по­чувс­тву­ет, что Бог при­кос­нулся к его ду­ше, что Бог дей­стви­тель­но лю­бит его. И тог­да уди­витель­ная ра­дость от это­го при­кос­но­вения Бо­жес­твен­ной люб­ви, со­вер­шенно иная, не­похо­жая на все зем­ные ра­дос­ти, уже ни­ког­да не ос­та­вит та­кого че­лове­ка. Это и есть та са­мая ра­дость к ко­торой при­зыва­ет хрис­ти­ан Апос­тол Па­вел сло­вами «Всег­да ра­дуй­тесь!».

Толь­ко не нуж­но счи­тать, буд­то для то­го, что­бы ра­дость о Хрис­те ни­ког­да не по­кида­ла нас, дос­та­точ­но од­ной лишь фор­маль­ной при­над­лежнос­ти к Цер­кви. Пра­вос­лавные так же как и все ос­таль­ные лю­ди на Зем­ле мо­гут ук­ло­нить­ся в су­ету зем­ных за­бот, ув­лечь­ся де­лами, уче­бой, или лич­ной жизнью нас­толь­ко силь­но, что все эти хло­поты вы­ходят в их жиз­ни на пер­вый план, зас­ло­няя со­бою Хрис­та. И тог­да ду­хов­ная ра­дость ухо­дит из на­шего сер­дца.

По­это­му, рас­суждая о сло­вах «Всег­да ра­дуй­тесь!» нель­зя за­бывать, что сра­зу пос­ле них в Но­вом за­вете сле­ду­ет еще од­но нас­тавле­ние: — «Неп­рестан­но мо­литесь(1Фес. 5:17)». Не рас­те­рять эту ра­дость о Хрис­те мож­но толь­ко вни­матель­но наб­лю­дая за сво­им сер­дцем, что­бы оно не на­чало ра­довать­ся зем­ным бла­гам бо­лее, чем Хрис­ту. Луч­ший спо­соб для это­го — мо­лит­ва. А мо­лит­ва, это всег­да — труд. Хрис­ти­анин всег­да ра­ду­ет­ся, толь­ко в том слу­чае, ес­ли неп­рестан­но мо­лит­ся, т. е. — пом­нит о Бо­ге. И это впол­не нор­маль­но, ведь лю­бая дру­гая ра­дость в на­шей жиз­ни то­же — ре­зуль­тат при­ложен­ных уси­лий.

Но да­же ког­да на­ши гре­хи и оза­бочен­ность жи­тей­ски­ми проб­ле­мами зак­ры­ва­ют от нас на­шу ра­дость, мы все рав­но зна­ем, что она есть, она ни­куда не де­лась, и нуж­но толь­ко прор­вать­ся к ней сквозь собс­твен­ную бе­зала­бер­ность и свое расс­тро­ен­ное гре­хом ес­тес­тво.

Пред­ста­вим се­бе: оди­нокий че­ловек си­дит в пус­той ком­на­те и тос­ку­ет от­то­го, что его ник­то не лю­бит, что не про­изош­ло в его жиз­ни встре­чи с тем, кто стал бы для не­го са­мым близ­ким и до­рогим.

А дру­гой че­ловек у­ехал по де­лам из род­но­го го­рода, ос­та­вив до­ма лю­бимую же­ну. И он то­же си­дит один в гос­ти­нич­ном но­мере, ему то­же тос­кли­во и без­ра­дос­тно. Но на сто­лике пе­ред ним — фо­тог­ра­фия суп­ру­ги. И он зна­ет, что она то­же ску­ча­ет по не­му, лю­бит его и с не­тер­пе­ни­ем ожи­да­ет его воз­вра­щения до­мой.

Это — сов­сем дру­гая тос­ка, сов­сем дру­гое оди­ночес­тво. Так и ве­ру­ющим лю­дям гре­ет ду­шу да­же од­на па­мять о ра­дос­ти, ко­торую они мо­жет быть, не­ос­то­рож­но по­теря­ли. По­тому что они точ­но зна­ют, где им ис­кать эту до­рогую про­пажу.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-04-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1055 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2457 - | 2271 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.