Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


В по­ис­ках ут­ра­чен­ной сла­вы




Син­дром Кул­да­рова

 

В сов­ре­мен­ном ми­ре по­нятие «тщес­ла­вие» все ме­нее вос­при­нима­ет­ся как не­гатив­ное ка­чес­тво. В ны­неш­нем сло­во­упот­ребле­нии оно мо­жет при­об­ре­тать впол­не по­ложи­тель­ное зна­чение, осо­бен­но с ого­вор­кой: здо­ровое тщес­ла­вие. Для мно­гих ху­дож­ни­ков, му­зыкан­тов, ар­тистов, спорт­сме­нов, уче­ных оно пред­став­ля­ет­ся впол­не нор­маль­ным дви­жени­ем ду­ши, ко­торое зас­тавля­ет их стре­мить­ся к все боль­ше­му со­вер­шенс­тву на из­бран­ном поп­ри­ще, при­чем прин­цип этот рас­простра­ня­ет­ся не толь­ко на твор­ческие про­фес­сии. В лю­бой сфе­ре че­лове­чес­кой де­ятель­нос­ти очень труд­но пред­ста­вить се­бе карь­ер­ный рост че­лове­ка, не име­юще­го тщес­лавных по­буж­де­ний (как пра­вило, «за­мас­ки­рован­ных» под ам­би­ции, ко­торые уж точ­но рас­це­нива­ют­ся как по­лез­ное ка­чес­тво ра­бот­ни­ка).

Но по­чему же в хрис­ти­анс­тве тщес­ла­вие рас­смат­ри­ва­ет­ся как тя­желый не­дуг че­лове­чес­кой ду­ши, ко­торый очень лег­ко в се­бе раз­вить и не­веро­ят­но труд­но вы­лечить? Ведь тщес­ла­вие, в сущ­ности — все­го лишь же­лание нра­вить­ся ок­ру­жа­ющим, пред­стать пе­ред ни­ми в луч­шем све­те. Гре­хов­ность убий­ства, во­ровс­тва или суп­ру­жес­кой из­ме­ны оче­вид­на да­же для че­лове­ка, да­леко­го от ре­лигии. Тщес­ла­вие же нам­но­го труд­нее вос­при­нимать как неч­то опас­ное и пло­хое. Хо­тя, ин­ту­итив­но и не­цер­ковные лю­ди чувс­тву­ют, что не так уж оно и хо­рошо, что есть в нем ка­кая-то двой­ствен­ность и нравс­твен­ная не­оп­ре­делен­ность. Бе­зудер­жное же­лание сла­вы мо­жет выг­ля­деть в че­лове­ке очень не­сим­па­тич­но. И как обид­чи­вы тщес­лавные лю­ди, то­же, на­вер­ное, зна­ет каж­дый, кто хо­тя бы од­нажды имел не­ос­то­рож­ность уде­лить их та­лан­там не­дос­та­точ­но вни­мания.

Так что же это та­кое — тщес­ла­вие?

Яв­ное и тай­ное

В рас­ска­зе Че­хова «Ра­дость» кол­леж­ский ре­гис­тра­тор Ми­тень­ка Кул­да­ров вос­торжен­но со­об­ща­ет род­ным, что о нем на­писа­ли в га­зете и те­перь его имя уз­на­ет вся Рос­сия. Прав­да, речь в га­зет­ной за­мет­ке шла все­го лишь о том, как он в нет­резвом сос­то­янии по­пал под из­возчичьи са­ни, пред­ва­ритель­но по­лучив ог­лоблей по лбу. Но да­же та­кая сом­ни­тель­ная по­пуляр­ность выз­ва­ла у мо­лодо­го чи­нов­ни­ка бур­ный вос­торг.

Мо­жет быть, это не са­мый ти­пич­ный слу­чай про­яв­ле­ния тщес­ла­вия, од­на­ко здесь очень хо­рошо вид­на вся его не­сос­то­ятель­ность: ведь лю­бому че­лове­ку хва­лить­ся в об­щем-то не­чем. И де­ло не в ко­мич­ности си­ту­ации, опи­сан­ной Че­ховым. Ко­неч­но, пь­яные прик­лю­чения с ло­шадью слу­ча­ют­ся да­леко не у всех, а уж хвас­тать­ся ими спо­соб­ны и вов­се нем­но­гие. Как пра­вило, лю­ди тщес­ла­вят­ся бо­лее бла­говид­ны­ми пос­тупка­ми и дос­ти­жени­ями.

Но все же каж­дый че­ловек, сколь бы вы­соко­го ни был он о се­бе мне­ния, прек­расно зна­ет, что есть в его жиз­ни та­кие фак­ты и со­бытия, ко­торые он ни за что на све­те не ос­ме­лил­ся бы вы­нес­ти на пуб­ли­ку.

Да и тот же Ми­тень­ка Кул­да­ров, по­лучи он вдруг фан­тасти­чес­кую воз­можность прос­ла­вить­ся на весь мир с ус­ло­ви­ем, что не толь­ко пь­яные вы­ход­ки, но аб­со­лют­но все его де­ла и мыс­ли ста­нут из­вес­тны ок­ру­жа­ющим, в ужа­се от­ка­зал­ся бы от по­доб­ной «сла­вы». Ведь в глу­бине ду­ши поч­ти вся­кий че­ловек зна­ет се­бе це­ну, и не­даром пре­подоб­ный ав­ва Исайя го­ворил: «…Го­ре нам, что мы, ис­полнен­ные вся­кой сквер­ны, ус­лажда­ем­ся пох­ва­лами че­лове­чес­ки­ми». Об этом же пи­сал Бо­рис Пас­тернак в из­вес­тном сти­хот­во­рении с крас­но­речи­вым наз­ва­ни­ем «Быть зна­мени­тым нек­ра­сиво»:

…По­зор­но, ни­чего не зна­ча,
Быть прит­чей на ус­тах у всех.

Тщес­ла­вие вы­нуж­да­ет че­лове­ка выс­тавлять на­показ то, что он счи­та­ет в се­бе дос­той­ным люд­ско­го по­чита­ния. Но при этом оно с та­кой же си­лой зас­тавля­ет его тща­тель­но мас­ки­ровать свои от­ри­цатель­ные ка­чес­тва, по­тихонь­ку ук­репляя в мыс­ли, что всех этих пло­хих, гре­хов­ных, страш­ных ка­честв в нем как бы и нет вов­се.

В та­ком са­мо­об­ма­не мож­но про­вес­ти всю жизнь, но пос­ле смер­ти об­ма­нывать се­бя не удас­тся уже ни­кому. Страш­ный суд, по уче­нию Цер­кви, как раз и бу­дет зак­лю­чать­ся в том, что жизнь каж­до­го че­лове­ка ока­жет­ся от­кры­та в мель­чай­ших под­робнос­тях, и та­кое «прос­лавле­ние» для мно­гих мо­жет ока­зать­ся страш­нее са­мой ужас­ной му­ки.

Нет ни­чего сок­ро­вен­но­го, что не от­кры­лось бы, и тай­но­го, че­го не уз­на­ли бы (Лк 12:2).

В по­ис­ках ут­ра­чен­ной сла­вы

У тщес­ла­вия есть од­на лю­бопыт­ная осо­бен­ность: оно все­яд­но. Топ­ли­вом для это­го кос­тра мо­жет стать аб­со­лют­но все — че­лове­чес­кие по­роки и вы­сочай­шие доб­ро­дете­ли, ни­щета и бо­гатс­тво, кра­сота и бе­зоб­ра­зие… Тщес­ла­вие воз­ни­ка­ет на лю­бой поч­ве, для не­го не су­щес­тву­ет эс­те­тичес­ких, нравс­твен­ных или ка­ких-ли­бо иных ог­ра­ниче­ний. Ес­ли мы вни­матель­но рас­смот­рим это свой­ство че­лове­чес­кой ду­ши, то с удив­ле­ни­ем об­на­ружим, что нет та­кого ка­чес­тва, ко­торым тщес­лавный че­ловек не смог хо­тя бы в ду­ше ки­чить­ся пе­ред ок­ру­жа­ющи­ми. Глав­ное — прос­ла­вить­ся, а уж ка­кого ро­да бу­дет эта сла­ва, в об­щем-то не­важ­но. Так, ар­тисты или ху­дож­ни­ки стре­мят­ся к по­пуляр­ности и приз­на­нию сво­его та­лан­та, бан­дит и убий­ца на­ходит удов­летво­рение в страш­ной мол­ве, ко­торая идет о его кро­вавых де­лах, а раз­врат­ная жен­щи­на пи­шет кни­гу о сво­их ин­тимных по­хож­де­ни­ях и ра­ду­ет­ся ее ус­пе­ху у оп­ре­делен­но­го кру­га чи­тате­лей.

Из все­го это­го мно­го­об­ра­зия нап­ра­шива­ет­ся вы­вод: оче­вид­но, жаж­да сла­вы в че­лове­ке не впол­не обус­ловле­на его нравс­твен­ным сос­то­яни­ем или ро­дом за­нятий. Ско­рее она яв­ля­ет­ся не­ким свой­ством, при­сущим са­мой че­лове­чес­кой при­роде.

Как это ни па­радок­саль­но, но в Цер­кви же­лание сла­вы име­ет по­ложи­тель­ное оп­ре­деле­ние. Хрис­ти­анс­тво ут­вер­жда­ет, что Бог сот­во­рил че­лове­ка как вла­дыку все­го ма­тери­аль­но­го ми­ра, как единс­твен­ное в ми­роз­да­нии су­щес­тво, объ­еди­няв­шее в се­бе те­лес­ное и ду­хов­ное на­чало. Он стал вен­цом тво­рения, его ук­ра­шени­ем и сле­дова­тель­но — пре­бывал в ве­ликой сла­ве до тех са­мых пор, по­ка в гре­хопа­дении не ут­ра­тил это­го ве­личия. От­пав от сво­его Соз­да­теля, че­ловек ока­зал­ся все­го лишь частью ми­ра, над ко­торым он из­на­чаль­но был приз­ван царс­тво­вать. Грех ис­ка­зил при­роду че­лове­ка, ли­шил лю­дей той сла­вы, ко­торую они по­лучи­ли от Бо­га при сот­во­рении, но имен­но та­кое бес­слав­ное его сос­то­яние Цер­ковь и счи­та­ет про­тиво­ес­тес­твен­ным. По­это­му жаж­да сла­вы и стрем­ле­ние к ее вос­ста­нов­ле­нию от­нюдь не счи­та­ет­ся в хрис­ти­анс­тве чем-то про­тиво­реча­щим че­лове­чес­кой при­роде.

Нап­ро­тив, Свя­щен­ное Пи­сание пря­мо го­ворит, что имен­но сла­ва бу­дет ито­гом пра­вед­ной жиз­ни хрис­ти­ани­на: ны­неш­ние вре­мен­ные стра­дания ни­чего не сто­ят в срав­не­нии с тою сла­вою, ко­торая от­кро­ет­ся в нас (Рим 8:18); …я, со­пас­тырь и сви­детель стра­даний Хрис­то­вых и со­учас­тник в сла­ве, ко­торая дол­жна от­крыть­ся (1 Пет 5:1).

Но по­чему же, при­зывая лю­дей к сла­ве, Цер­ковь так ка­тего­рич­но осуж­да­ет тщес­ла­вие? От­вет прост и без тру­да про­читы­ва­ет­ся в са­мом сло­ве: тщес­ла­вие — это тщет­ное стрем­ле­ние к лож­ной це­ли, нап­расный по­иск ис­тинной сла­вы там, где ее нет и быть не мо­жет.

Очень стран­ные лю­ди

Хрис­ти­ан­ская ас­ке­тика рас­смат­ри­ва­ет тщес­ла­вие как страсть, или, ина­че го­воря, как свой­ство че­лове­чес­кой при­роды, ко­торое ока­залось изу­родо­вано гре­хом до не­уз­на­ва­емос­ти и прев­ра­тилось в собс­твен­ную про­тиво­полож­ность. Вот как объ­яс­ня­ет про­ис­хожде­ние страс­тей пре­подоб­ный И­оанн Лес­твич­ник:

«Бог не есть ни ви­нов­ник, ни тво­рец зла. По­сему заб­лужда­ют­ся те, ко­торые го­ворят, что не­кото­рые из страс­тей ес­тес­твен­ны ду­ше; они не ра­зуме­ют то­го, что мы са­ми при­род­ные свой­ства к доб­ру прев­ра­тили в страс­ти. По ес­тес­тву, нап­ри­мер, мы име­ем се­мя для ча­доро­дия; а мы упот­ребля­ем оное на без­за­кон­ное сла­дос­трас­тие. По ес­тес­тву есть в нас и гнев, на древ­не­го оно­го змия; а мы упот­ребля­ем оный про­тив ближ­не­го. Нам да­на рев­ность для то­го, что­бы мы рев­но­вали доб­ро­дете­лям; а мы рев­ну­ем по­рокам. От ес­тес­тва есть в ду­ше же­лание сла­вы, но толь­ко — гор­ней».

Же­лание че­лове­ка стать луч­ше, чем он есть сей­час, жаж­да со­вер­шенс­тва, стрем­ле­ние к доб­ру — все это нор­маль­ные и здо­ровые дви­жения на­шей ду­ши. Но так же за­коно­мер­но для че­лове­ка и ожи­дание оцен­ки сво­их тру­дов, на­деж­да на то, что эта оцен­ка бу­дет по­ложи­тель­ной. Весь воп­рос лишь в том, от ко­го мы ждем этой оцен­ки и чь­им мне­ни­ем о нас мы так до­рожим? Вот здесь и про­ходит раз­де­литель­ная чер­та меж­ду воз­раста­ни­ем в доб­ро­дете­ли и страстью.

Ес­тес­твен­ная жаж­да сла­вы прев­ра­ща­ет­ся в тщес­ла­вие там, где лю­ди по сло­ву Пи­сания воз­лю­били боль­ше сла­ву че­лове­чес­кую, не­жели сла­ву Бо­жию (Ин 12:43). При этом че­ловек сов­сем не обя­затель­но до­бива­ет­ся от ок­ру­жа­ющих толь­ко пох­ва­лы. Нет, он мо­жет стре­мить­ся и к то­му, что­бы его бо­ялись, не­нави­дели или да­же сме­ялись над ним.

Тщес­лавно­го пу­га­ет лишь од­на пер­спек­ти­ва — ос­тать­ся не­заме­чен­ным, за­терять­ся в тол­пе и не по­лучить оче­ред­ной пор­ции той са­мой че­лове­чес­кой сла­вы, ко­торая ста­ла глав­ным смыс­лом его су­щес­тво­вания. Но са­ми лю­ди, мне­ни­ем ко­торых он так до­рожит, ему ма­ло­ин­те­рес­ны. По боль­шо­му сче­ту он це­нит ок­ру­жа­ющих лишь в ка­чес­тве «бла­годар­ных зри­телей» и не ис­пы­тыва­ет к ним люб­ви, не стре­мит­ся пос­лу­жить им сво­ими та­лан­та­ми.

Лю­ди нуж­ны ему толь­ко как зер­ка­ло, в ко­тором он мог бы вдо­воль по­любо­вать­ся на свое «со­вер­шенс­тво». Очень хо­рошо вы­разил это сос­то­яние са­молю­бова­ния фран­цуз­ский пи­сатель Ан­ту­ан де Сент-Эк­зю­пери в зна­мени­той сказ­ке «Ма­лень­кий принц»:

«На вто­рой пла­нете жил чес­то­любец.

— О, вот и по­чита­тель явил­ся! — вос­клик­нул он, еще из­да­ли за­видев Ма­лень­ко­го прин­ца.

Ведь тщес­лавным лю­дям ка­жет­ся, что все ими вос­хи­ща­ют­ся…

— Пох­ло­пай-ка в ла­доши, — ска­зал ему чес­то­любец.

Ма­лень­кий принц зах­ло­пал в ла­доши. Чес­то­любец снял шля­пу и скром­но рас­кла­нял­ся.

«Здесь ве­селее, чем у ста­рого ко­роля», — по­думал Ма­лень­кий принц. И опять стал хло­пать в ла­доши. А чес­то­любец опять стал рас­кла­нивать­ся, сни­мая шля­пу. Так ми­нут пять под­ряд пов­то­рялось од­но и то же, и Ма­лень­ко­му прин­цу это нас­ку­чило.

— А что на­до сде­лать, что­бы шля­па упа­ла? — спро­сил он. Но чес­то­любец не слы­шал. Тщес­лавные лю­ди глу­хи ко все­му, кро­ме пох­вал.

— Ты и в са­мом де­ле мой вос­торжен­ный по­чита­тель? — спро­сил он Ма­лень­ко­го прин­ца.

— А как это — по­читать?

— По­читать зна­чит приз­на­вать, что на этой пла­нете я всех кра­сивее, всех на­ряд­нее, всех бо­гаче и всех ум­ней.

— Да ведь на тво­ей пла­нете боль­ше и нет ни­кого!

— Ну, дос­тавь мне удо­воль­ствие, все рав­но вос­хи­щай­ся мною!

— Я вос­хи­ща­юсь, — ска­зал Ма­лень­кий принц, слег­ка по­жав пле­чами, — но что те­бе от это­го за ра­дость?

И он сбе­жал от чес­то­люб­ца».

 

Труд­но не сог­ла­сить­ся с та­ким от­но­шени­ем Ма­лень­ко­го прин­ца. В сво­ем стрем­ле­нии пон­ра­вит­ся ок­ру­жа­ющим мы прос­то не по­нима­ем, что пе­ред Бо­гом каж­дый из нас жи­вет как бы на сво­ей ма­лень­кой пла­нете, где кро­ме Не­го и нас ни­кого боль­ше нет. И все, что мы де­ла­ем, по здра­вому рас­сужде­нию мо­жет и дол­жно быть ус­трем­ле­но лишь к од­но­му ви­ду сла­вы — сла­ве от Гос­по­да, ко­торый ви­дит не толь­ко все на­ши де­ла, но и мо­тивы этих дел, все на­ши по­мыш­ле­ния и дви­жения сер­дца. А что­бы вмес­то сла­вы не под­пасть под осуж­де­ние собс­твен­ной со­вес­ти, нуж­но ста­рать­ся на­вес­ти по­рядок в са­мых ук­ромных и по­та­ен­ных угол­ках сво­ей жиз­ни, о ко­торых не зна­ет ник­то на све­те, кро­ме Бо­га и нас са­мих.

Но имен­но та­кого ус­трем­ле­ния лю­дям ка­тас­тро­фичес­ки не хва­та­ет. По точ­но­му оп­ре­деле­нию пре­подоб­но­го Мак­си­ма Ис­по­вед­ни­ка, «тщес­ла­вие есть от­ступ­ле­ние от це­ли по Бо­гу и пе­рехож­де­ние к дру­гой це­ли, про­тиво­полож­ной Бо­жес­твен­ной».

И на­ив­но бы­ло бы счи­тать, буд­то кто-то из нас пол­ностью сво­боден от это­го тяж­ко­го не­дуга ду­ши. Ведь да­же ве­личай­шие под­вижни­ки пра­вос­лавно­го мо­нашес­тва с го­речью приз­на­вали, что так и не су­мели пол­ностью из­ба­вить­ся от страс­ти тщес­ла­вия.

Вот что го­ворил об этом один из са­мых ав­то­ритет­ных ду­хов­ни­ков на­шего вре­мени ар­хи­ман­дрит И­оанн (Кресть­ян­кин):

«Гос­по­ди! Мы еще стра­да­ем тщес­ла­ви­ем, то есть тщет­ной сла­вой.

…Это столь тон­кий и от­вра­титель­ный вид ду­хов­ной гор­дости, что оно ста­ра­ет­ся быть при вся­ком доб­ром де­ле. Пос­лу­шай­те, как го­ворит об этом гре­хе свя­той И­оанн Лес­твич­ник, и кай­тесь Гос­по­ду, уз­на­вая се­бя, свое тщес­ла­вие в этих об­ра­зах:

«…ког­да, нап­ри­мер, хра­ню пост — тщес­лавлюсь, и ког­да, скры­вая пост от дру­гих, раз­ре­шаю пи­щу — опять тщес­лавлюсь бла­гора­зуми­ем. Одев­шись в кра­сивую одеж­ду — по­беж­да­юсь лю­бочес­ти­ем, и, пе­ре­одев­шись в ху­дую, опять тщес­лавлюсь. Го­ворить ли ста­ну? По­падаю во власть тщес­ла­вия. Мол­чать ли за­хочу? Опять пре­да­юсь ему. Ку­да ни по­вер­ни эту ко­люч­ку, она всег­да игол­ка­ми квер­ху».

Мы лю­бим пох­ва­лы! Ес­ли со­вес­тно, что хва­лят в гла­за, то хо­чет­ся, что­бы хва­лили нас за­оч­но и ду­мали о нас хо­рошо.

Гос­по­ди, прос­ти нас, мы все стра­да­ем этим не­дугом!»

Пе­ред ли­цом Гос­по­да

Тщес­ла­вие мо­жет про­яв­лять се­бя очень раз­но­об­разно. Иног­да эта страсть дей­ству­ет в че­лове­ке нас­толь­ко от­кры­то, что ста­новит­ся за­мет­ной да­же со сто­роны. Но го­раз­до ча­ще она бы­ва­ет скры­той, за­ву­али­рован­ной и ис­кусно пря­чет­ся под бла­гими де­яни­ями: щед­ростью, бе­зот­казностью, воз­держа­ни­ем.

Как это ни стран­но, но да­же скром­ность мо­жет стать лишь удоб­ной ли­чиной для удов­летво­рения этой страс­ти. Ведь иног­да так хо­чет­ся выг­ля­деть в гла­зах ок­ру­жа­ющих скром­ным. Лю­бое, са­мое бла­город­ное дви­жение на­шей ду­ши мо­жет ока­зать­ся под­вержен­ным раз­ру­шитель­но­му воз­дей­ствию тщес­ла­вия. А глав­ным его приз­на­ком во всех про­яв­ле­ни­ях ос­та­ет­ся все то же пред­почте­ние сла­вы че­лове­чес­кой сла­ве Бо­жи­ей.

Как же выс­тра­ивать свою жизнь, что­бы раз­ру­шить в се­бе эту тра­гичес­кую под­ме­ну цен­ностей, ка­ким об­ра­зом воз­можно че­лове­ку воз­лю­бить сла­ву Бо­жию не на сло­вах толь­ко, а и на де­ле?

Оче­вид­но, точ­но так же, как и в слу­чае со сла­вой че­лове­чес­кой. Ведь ког­да мы ищем сла­вы у лю­дей, то ча­ще все­го ста­ра­ем­ся им пон­ра­вить­ся и де­ла­ем имен­но то, че­го они ждут от нас. Зна­чит, и для то­го, что­бы пон­ра­вить­ся Бо­гу, нуж­но хо­тя бы по­пытать­ся де­лать то, че­го Он от нас ожи­да­ет. То есть — ис­полнять за­пове­ди. Ко­неч­но, не в том де­ло, что­бы жизнью по за­пове­дям мож­но бы­ло снис­кать не­кую бла­гос­клон­ность Бо­га. Гос­подь лю­бит нас, да­же ког­да мы гре­шим и жи­вем без­за­кон­но, по­тому что лю­бовь Бо­жия не­из­ме­римо силь­нее че­лове­чес­ких гре­хов и без­за­коний.

Но вот ус­во­ить се­бе эту лю­бовь, вой­ти в нее, сде­лать ее дос­тупной для сво­его пов­режден­но­го гре­хом сер­дца че­ловек мо­жет лишь сам, че­рез осоз­нанное во­левое уси­лие. По сло­ву Бла­жен­но­го Ав­густи­на, Бог спа­са­ет нас не без нас. Нам са­мим не­об­хо­димо учас­тво­вать в собс­твен­ном спа­сении, и са­мый пря­мой путь это­го учас­тия — жизнь по Еван­ге­лию. Пра­вос­ла­вие ут­вер­жда­ет, что нравс­твен­ные нор­мы, со­дер­жа­щи­еся в за­пове­дях Хрис­то­вых, при­сущи са­мой при­роде че­лове­ка и яв­ля­ют­ся та­ким же объ­ек­тивным за­коном ее нор­маль­но­го су­щес­тво­вания, как би­оло­гичес­кие, фи­зичес­кие и про­чие за­коны. И ког­да че­ловек на­руша­ет эти нор­мы, он идет на­пере­кор собс­твен­но­му ес­тес­тву, со все­ми вы­тека­ющи­ми из это­го пе­чаль­ны­ми для се­бя пос­ледс­тви­ями.

По­это­му за­пове­ди «не ук­ра­ди», «не не­навидь», «не за­видуй» сле­ду­ет по­нимать в том же смыс­ле, что и «не суй ру­ку в го­рящие уг­ли», «не ешь би­тое стек­ло», «не ли­жи же­лезо на мо­розе». То есть не нав­ре­ди се­бе.

Ес­ли че­ловек иг­но­риру­ет эти пре­дос­те­реже­ния, дан­ные в за­пове­дях, то прос­то ка­лечит се­бя собс­твен­ны­ми гре­хами. Ес­ли же ста­ра­ет­ся жить по за­пове­дям, ка­ет­ся в гре­хах, то с Бо­жи­ей по­мощью по­тихонь­ку вос­хо­дит к за­мыс­лу Соз­да­теля о нем, вос­ста­нав­ли­вая в се­бе ис­ка­жен­ный гре­хом об­раз Бо­жий.

Это и есть — под­линная сла­ва че­лове­ка, та са­мая ве­ликая сла­ва, к ко­торой мы все приз­ва­ны и ко­торая в пол­ной ме­ре вос­си­яет в нас пос­ле Вто­рого При­шес­твия.

Се­год­ня труд­но пред­ста­вить се­бе, в чем эта сла­ва бу­дет вы­раже­на кон­крет­но. Пи­сание го­ворит о ней об­разно, и об­ра­зы эти мо­гут по­казать­ся нам не­ин­те­рес­ны­ми и ма­лопо­нят­ны­ми. Бе­лые одеж­ды, паль­мо­вые вет­ви, вен­цы — все это вряд ли прив­ле­чет вни­мание сов­ре­мен­но­го че­лове­ка.

Мож­но, ко­неч­но, по­пытать­ся объ­яс­нить, что две ты­сячи лет на­зад в рим­ской им­пе­рии бе­лые одеж­ды счи­тались сим­во­лом чис­то­ты и нравс­твен­ной бе­зуп­речнос­ти кан­ди­дата на го­сударс­твен­ную дол­жность, а ве­нец яв­лялся зна­ком цар­ско­го дос­то­инс­тва, но вряд ли та­кие по­яс­не­ния сде­ла­ют эти биб­лей­ские об­ра­зы близ­ки­ми для нас. Слиш­ком мно­го ве­ков прош­ло с тех пор, слиш­ком силь­но из­ме­нил­ся мир со вре­мен Апос­толь­ской про­пове­ди.

И все же се­год­ня мож­но хо­тя бы от­части по­нять смысл гря­дущей сла­вы и ра­дос­ти, к ко­торой приз­ва­ны хрис­ти­ане. Ведь стя­жать эту сла­ву оз­на­ча­ет в сущ­ности не что иное как — стать та­ким, ка­ким те­бя за­думал Соз­да­тель. И ра­дость по­яв­ля­ет­ся от соз­на­ния, что у те­бя это все-та­ки по­лучи­лось, что ре­зуль­тат тво­их уси­лий при­ятен Ему. На­вер­ное, труд­но ска­зать об этом луч­ше ан­глий­ско­го пи­сате­ля-хрис­ти­ани­на К. С. Ль­ю­иса:

«…в Царс­тво не вой­дешь, ес­ли не бу­дешь, как ди­тя; а ре­бенок — не наг­лый, не кап­ризный, хо­роший — силь­но и от­кры­то хо­чет, что­бы его пох­ва­лили. И со­бака это­го хо­чет, и да­же не­зави­симый кот.

То, что я мно­го лет при­нимал за сми­рение, ме­шало мне по­нять са­мую сми­рен­ную, са­мую дет­скую, са­мую бла­гочес­ти­вую ра­дость — ра­дость со­баки пе­ред ли­цом че­лове­ка, ре­бен­ка пе­ред ли­цом от­ца, уче­ника пе­ред ли­цом учи­теля, тва­ри пе­ред ли­цом Гос­по­да.

Я не за­был, как страш­но она ис­ка­жа­ет­ся, как быс­тро ее заг­лу­ша­ют пле­велы тщес­ла­вия и лю­бова­ния со­бой. Но бы­ва­ет она и чис­той — хоть не­надол­го, хоть на ми­нуту, в са­мом на­чале.

И тот, кто зна­ет эту ми­нуту, мо­жет пред­ста­вить се­бе, как спа­сен­ная ду­ша уз­на­ет то, на что и на­де­ять­ся не сме­ла: Гос­подь ею до­волен. Тщес­ла­вие не гро­зит ей, она уже точ­но зна­ет ме­ру сво­ей не­мощи; миг, нав­сегда из­ле­чива­ющий ее от ощу­щения при­нижен­ности, из­ле­чива­ет ее и от гор­ды­ни.

Со­вер­шенное сми­рение ос­во­бож­да­ет от скром­ности. Ес­ли Бог на­ми до­волен, мы и са­ми в но­вом, не­похо­жем на зем­ной смыс­ле мо­жем быть до­воль­ны со­бой».

 

 

Оби­да

 

Оби­деть че­лове­ка лег­ко. Что­бы пос­тичь эту горь­кую ис­ти­ну, сов­сем не обя­затель­но быть пси­холо­гом или фи­лосо­фом. Пе­чаль­ный опыт пе­режи­вания на­несен­ной оби­ды име­ет­ся у всех лю­дей без ис­клю­чения, и каж­до­му из­вес­тно, как силь­но мо­жет ра­нить ду­шу од­но-единс­твен­ное не­доб­рое сло­во. Оби­ды прес­ле­ду­ют че­лове­ка с са­мого ран­не­го детс­тва. В пе­соч­ни­це сов­сем еще ма­лень­кий ка­рапуз до­водит до слез дру­гого ма­лыша, от­ни­мая у не­го иг­рушку или ло­мая пос­тро­ен­ный им пе­соч­ный до­мик. Оче­ред­ное по­коле­ние школь­ни­ков с ра­дос­тным сме­хом му­ча­ет обид­ны­ми клич­ка­ми сво­их од­ноклас­сни­ков, стра­да­ющих из­бы­точ­ным ве­сом, сла­бым зре­ни­ем или дру­гими фи­зичес­ки­ми де­фек­та­ми. Ну а про то, как страш­но, изощ­ренно и без­жа­лос­тно уме­ют оби­жать друг дру­га взрос­лые лю­ди, и го­ворить лиш­ний раз не хо­чет­ся. И ес­ли тон­ко ор­га­низо­ван­ный, ра­нимый че­ловек не мо­жет дать от­пор ос­кор­бле­нию, пре­датель­ству или под­лости, то единс­твен­ным ар­гу­мен­том в поль­зу собс­твен­ной пра­воты для не­го ста­новит­ся чувс­тво оби­ды.

Так по­чему же хрис­ти­анс­тво по­куша­ет­ся на этот пос­ледний оп­лот че­лове­чес­ко­го дос­то­инс­тва, по­чему оно при­зыва­ет доб­ро­воль­но от­ка­зать­ся от не­отъ­ем­ле­мого пра­ва — не про­щать бо­ли и слез то­му, кто без­жа­лос­тно вор­вался в твою жизнь и опа­лил твое сер­дце? Что за па­радок­саль­ный при­зыв зву­чит в Еван­ге­лии: …лю­бите вра­гов ва­ших, бла­гот­во­рите не­нави­дящим вас, бла­гос­ловляй­те прок­ли­на­ющих вас и мо­литесь за оби­жа­ющих вас (Лк 6:27–28)? На­вер­ное, это са­мая не­понят­ная за­поведь Хрис­та. В са­мом де­ле: ну за­чем лю­бить тех, кто те­бя не­нави­дит, оби­жа­ет и го­нит? Уж им-то, на­вер­ное, мень­ше все­го на све­те нуж­ны на­ши лю­бовь и про­щение. Так для че­го тог­да при­нуж­дать се­бя к та­кому тя­жело­му и неб­ла­годар­но­му де­лу?

По­чему нель­зя мстить сво­им обид­чи­кам, еще бо­лее-ме­нее по­нят­но: ведь ес­ли от­ве­чать злом на зло, то вряд ли это­го са­мого зла в ми­ре ста­нет мень­ше. С зас­лу­жен­ны­ми оби­дами то­же все яс­но, пос­коль­ку здесь дей­ству­ет прос­той и всем по­нят­ный прин­цип: за­рабо­тал — по­лучи и не жа­луй­ся. А вот что де­лать, ког­да те­бя оби­дели бе­зо вся­кого по­вода, ес­ли нап­ле­вали в ду­шу, рас­топта­ли и уни­зили прос­то по­тому, что так за­хоте­лось обид­чи­кам? Не­уже­ли то­же — прос­тить?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-04-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 337 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2205 - | 2093 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.