Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Что мы зна­ем друг о дру­ге?




Па­радокс гре­ха осуж­де­ния зак­лю­ча­ет­ся в том, что взяв­шись су­дить о не­дос­татках и гре­хах дру­гого че­лове­ка мы на са­мом де­ле су­дим се­бя, хо­тя, как пра­вило, да­же не по­доз­ре­ва­ем об этом. Осуж­дая ко­го-ли­бо, мы ус­та­нав­ли­ва­ем не­кий уро­вень нравс­твен­ной оцен­ки че­лове­чес­ко­го по­веде­ния, ни­же ко­торо­го и са­ми не име­ем пра­ва опус­кать­ся. Ска­жем, осу­див в ду­ше гру­би­яна-на­чаль­ни­ка ору­щего на под­чи­нен­ных по по­воду и без по­вода, мы тем са­мым, и для се­бя оп­ре­деля­ем ка­тего­ричес­кую не­допус­ти­мость по­доб­но­го по­веде­ния. Од­на­ко, вер­нувшись с ра­боты до­мой, мо­жем тут же сор­вать на­копив­ши­еся за день раз­дра­жение и ус­та­лость на ни в чем не по­вин­ных родс­твен­ни­ках. И по­это­му осуж­де­ние, ко­торое днем бы­ло ад­ре­сова­но на­ми нес­держан­но­му на­чаль­ни­ку, те­перь с пол­ным пра­вом дол­жно быть упот­ребле­но по от­но­шению к нам са­мим. Так про­яв­ля­ет се­бя уди­витель­ный за­кон ду­хов­ной жиз­ни, ко­торый пре­подоб­ный И­оанн Лес­твич­ник фор­му­лиро­вал сле­ду­ющим об­ра­зом: Ес­ли в са­мом де­ле ис­тинно, что …ка­ким су­дом су­дите, та­ким бу­дете су­димы (Мф 7:2), то ко­неч­но, за ка­кие гре­хи осу­дим ближ­не­го, те­лес­ные или ду­шев­ные, в те впа­дем са­ми; и ина­че не бы­ва­ет.

При­чина та­кой жес­ткой за­виси­мос­ти прос­та: в дру­гом че­лове­ке мы мо­жем опоз­нать и осу­дить лишь те гре­хов­ные нак­лоннос­ти, ко­торые уже есть в нас са­мих. Мы не ви­дим ду­ши че­лове­ка, не зна­ем его внут­ренне­го ми­ра, по­это­му очень час­то при­писы­ва­ем чу­жим пос­тупкам то зна­чение, ко­торое нам под­ска­зыва­ет наш собс­твен­ный гре­хов­ный опыт. Так, нап­ри­мер, уви­дев че­лове­ка, вхо­дяще­го сре­ди но­чи в круг­ло­суточ­ный ма­газин, бан­дит мо­жет при­нять его за сво­его кол­ле­гу, ко­торый соб­рался ог­ра­бить эту ла­воч­ку. Пь­яни­ца, гля­дя на это­го же поз­дне­го по­купа­теля, ре­шит, что тот при­бежал за оче­ред­ной пор­ци­ей вы­пив­ки.

А лю­битель амур­ных прик­лю­чений по­дума­ет, что этот че­ловек соб­рался к лю­бов­ни­це и хо­чет ку­пить по до­роге торт и цве­ты. Каж­дый су­дит о нем в ме­ру сво­их пред­став­ле­ний, обус­ловлен­ных их собс­твен­ным на­выком к то­му или ино­му ви­ду гре­ха. А че­ловек-то все­го-нав­се­го при­шел ку­пить мо­лока для боль­ной доч­ки…

Так че­го же он сто­ит, та­кой наш суд? Ведь все, что мы мо­жем знать друг о дру­ге, по боль­шо­му сче­ту ук­ла­дыва­ет­ся в эту пе­чаль­ную схе­му: мы ви­дим лишь внеш­ность чу­жих дел, но со­вер­шенно не пред­став­ля­ем се­бе их смыс­ла и внут­ренней мо­тива­ции. Наб­лю­дая чу­жие пос­тупки, мы на­ив­но пы­та­ем­ся по ним дать спра­вед­ли­вую оцен­ку че­лове­ку и его де­лам. Но не так су­дит Бог, ко­торый смот­рит не на де­ла, а на сер­дце че­лове­ка, зна­ет все об­сто­ятель­ства его жиз­ни, дви­жения его ду­ши, и сов­сем по-дру­гому оце­нива­ет да­же то, что, вне вся­кого сом­не­ния, яв­ля­ет­ся гре­хом в на­ших гла­зах.

Очень хо­роший при­мер, по­яс­ня­ющий как это мо­жет быть, при­водит в сво­их по­уче­ни­ях пре­подоб­ный Ав­ва До­рофей, хрис­ти­ан­ский под­вижник жив­ший в седь­мом ве­ке. Он рас­ска­зыва­ет, как на не­воль­ничь­ем тор­ге бы­ли выс­тавле­ны на про­дажу две сов­сем ма­лень­ких де­воч­ки, и од­ну из них ку­пила бла­гочес­ти­вая хрис­ти­ан­ка, меч­та­ющая вос­пи­тать ее в чис­то­те и бла­го­уха­нии свя­тых за­пове­дей Хрис­то­вых.

Дру­гую ма­лыш­ку ку­пила раз­врат­ная блуд­ни­ца, с тем, что­бы на­учить ее сво­ему мер­зко­му ре­мес­лу. И, ко­неч­но, же, пер­вая де­воч­ка вы­рос­ла чис­той ду­шой и те­лом, бо­голю­бивой и ис­полнен­ной вся­чес­ких доб­ро­дете­лей. А вто­рая… Вто­рую ее злая нас­тавни­ца сде­лала ору­ди­ем дь­яво­ла, на­учив са­мым изыс­канным и гряз­ным ви­дам раз­вра­та.

И вот, Ав­ва До­рофей вос­кли­ца­ет: «Обе бы­ли ма­лы, обе про­даны, не зная са­ми, ку­да идут, и од­на ока­залась в ру­ках Бо­жи­их, а дру­гая впа­ла в ру­ки ди­аво­ла. Мож­но ли ска­зать, что Бог рав­но взы­щет как с од­ной, так и с дру­гой? Как это воз­можно! Ес­ли обе впа­дут в блуд или в иной грех, мож­но ли ска­зать, что обе они под­вер­гнут­ся од­но­му су­ду, хо­тя и обе впа­ли в од­но и то же сог­ре­шение?

Воз­можно ли это? Од­на зна­ла о Су­де, о Царс­твии Бо­жи­ем, день и ночь по­уча­лась в сло­вах Бо­жи­их; дру­гая же, нес­час­тная, ни­ког­да не ви­дала и не слы­шала ни­чего доб­ро­го, но всег­да, нап­ро­тив, все сквер­ное, все ди­аволь­ское; как же воз­можно, что­бы обе бы­ли су­димы од­ним су­дом?

Итак, ни­какой че­ловек не мо­жет знать су­деб Бо­жи­их, но Он один ве­да­ет все и мо­жет су­дить сог­ре­шения каж­до­го, как Ему Еди­ному из­вес­тно».

«…О, ху­до он сде­лал»

«Не­навидь грех, но лю­би греш­ни­ка» — вот прин­цип пра­вос­лавной ас­ке­тики, не поз­во­ля­ющий отож­дест­влять че­лове­ка с его злы­ми де­лами. Но да­же не­нависть к чу­жому гре­ху мо­жет ока­зать­ся ду­хов­но опас­ной, а тот, кто вни­матель­но рас­смат­ри­ва­ет по­веде­ние дру­гих, и сам рис­ку­ет че­рез осуж­де­ние гре­хов­ных пос­тупков не­замет­но для се­бя впасть в осуж­де­ние то­го, кто их со­вер­ша­ет. В Древ­нем Па­тери­ке упо­мина­ет­ся по­учи­тель­ный слу­чай по­доб­но­го ро­да.

 

Один ста­рец свя­той жиз­ни, уз­нав о не­ко­ем бра­те, что он впал в блуд, ска­зал: «О, ху­до он сде­лал». Че­рез не­кото­рое вре­мя Ан­гел при­нес к не­му ду­шу сог­ре­шив­ше­го и ска­зал: «Пос­мотри, тот, ко­го ты осу­дил, умер; ку­да же при­кажешь по­мес­тить его — в Царс­тво, или в му­ку?» Пот­ря­сен­ный этим свя­той ста­рец все ос­тавше­еся вре­мя сво­ей жиз­ни про­вел в сле­зах, по­ка­янии и без­мерных тру­дах, мо­лясь, что­бы Бог прос­тил ему этот грех.

 

Ста­рец осу­дил не бра­та, а лишь его пос­ту­пок, но Гос­подь по­казал ему не­допус­ти­мость да­же та­кого, ка­залось бы, спра­вед­ли­вого и пра­вед­но­го су­да.

Грех дос­то­ин не­навис­ти, но каж­до­му, же­ла­юще­му сво­его спа­сения не­об­хо­димо на­учить­ся не­нави­деть грех, преж­де все­го — в се­бе са­мом. О чу­жих же гре­хах и о пра­виль­ном от­но­шении к ним Ав­ва До­рофей пи­сал сле­ду­ющее: «Дей­стви­тель­но слу­ча­ет­ся, что брат пог­ре­ша­ет по прос­то­те; но име­ет од­но доб­рое де­ло, ко­торое угод­но Бо­гу бо­лее всей жиз­ни, — а ты су­дишь, и осуж­да­ешь его, и отяг­ча­ешь ду­шу свою. Ес­ли же и слу­чилось ему прет­кнуть­ся, по­чему ты зна­ешь, сколь­ко он под­ви­зал­ся и сколь­ко про­лил кро­ви сво­ей преж­де сог­ре­шения? Те­перь сог­ре­шение его яв­ля­ет­ся пред Бо­гом, как бы — де­ло прав­ды. Ибо Бог ви­дит труд его и скорбь, ко­торые он, как я ска­зал, подъ­ял преж­де сог­ре­шения, и — ми­лу­ет его. А ты зна­ешь толь­ко сие сог­ре­шение, и тог­да как Бог ми­лу­ет его, ты — осуж­да­ешь его и гу­бишь ду­шу свою. По­чему ты зна­ешь, сколь­ко слез он про­лил о сем пред Бо­гом? Ты ви­дел грех, а по­ка­яния его не ви­дел».

Син­дром Па­ников­ско­го

Да­же очень гряз­ный че­ловек мо­жет по­чувс­тво­вать се­бя чис­тым и оп­рятным, ес­ли встре­тит бе­дола­гу, еще бо­лее гряз­но­го и не­ряш­ли­вого, чем он сам. Бе­да в том, что на­ша пов­режден­ная гре­хом при­рода все вре­мя стре­мит­ся к са­мо­ут­вер­жде­нию за счет приз­на­ния дру­гого че­лове­ка бо­лее низ­ким, пло­хим, гре­хов­ным. И еще од­на ла­зей­ка для это­го боль­но­го стрем­ле­ния очень час­то ви­дит­ся нам в сло­вах Но­вого За­вета об об­ли­чении гре­ха:

«Ис­пы­тывай­те, что бла­го­угод­но Бо­гу, и не учас­твуй­те в бес­плод­ных де­лах ть­мы, но и об­ли­чай­те. Ибо о том, что они де­ла­ют тай­но, стыд­но и го­ворить» (Еф 5:10–12).

 

Ка­залось бы, вот — пря­мая сан­кция на осуж­де­ние чу­жих гре­хов, под­креп­ленная ав­то­рите­том Свя­щен­но­го Пи­сания. Од­на­ко, не сто­ит то­ропить­ся с вы­вода­ми. Преж­де чем прис­ту­пить к об­ли­чению злых дел, всем стре­мящим­ся к по­доб­но­го ро­да де­ятель­нос­ти сле­дова­ло бы сна­чала оз­на­комит­ся с мыс­ля­ми ду­хов­но опыт­ных под­вижни­ков по это­му по­воду:

«Об­ма­нутые лож­ным по­няти­ем о рев­ности, неб­ла­гора­зум­ные рев­ни­тели ду­ма­ют, пре­дава­ясь ей, под­ра­жать свя­тым от­цам и свя­тым му­чени­кам, за­быв о се­бе, что они, рев­ни­тели, — не свя­тые, а греш­ни­ки. Ес­ли свя­тые об­ли­чали сог­ре­ша­ющих и не­чес­ти­вых, то об­ли­чали по по­веле­нию Бо­жию, по обя­зан­ности сво­ей, по вну­шению Св. Ду­ха, а не по вну­шению страс­тей сво­их и де­монов. Кто же ре­шит­ся са­моп­ро­из­воль­но об­ли­чать бра­та или сде­лать ему за­меча­ние, тот яс­но об­на­ружи­ва­ет и до­казы­ва­ет, что он счел се­бя бла­гора­зум­нее и доб­ро­детель­нее об­ли­ча­емо­го им, что он дей­ству­ет по ув­ле­чению страстью и по оболь­ще­нию де­мони­чес­ки­ми по­мыс­ла­ми».

Свя­титель Иг­на­тий (Брян­ча­нинов)

«Прав­ду го­ворить де­ло хо­рошее, ког­да нас при­зыва­ет к то­му обя­зан­ность или лю­бовь к ближ­не­му, но сие де­лать на­доб­но, сколь воз­можно, без осуж­де­ния ближ­не­го и без тщес­ла­вия и пре­воз­но­шения се­бя, как буд­то луч­ше дру­гого зна­юще­го прав­ду. Но при том на­доб­но знать лю­дей и де­ла, что­бы вмес­то прав­ды не ска­зать уко­риз­ны и вмес­то ми­ра и поль­зы не про­из­вести враж­ды и вре­да».

Свя­титель Фи­ларет (Дроз­дов)

Нет­рудно за­метить, что два ав­то­ритет­ней­ших учи­теля на­шей Цер­кви, жив­шие во вто­рой по­лови­не 19 ве­ка, не­зави­симо друг от дру­га выс­ка­зыва­ют прак­ти­чес­ки од­ну и ту же мысль: не сто­ит об­ли­чать греш­ни­ков, ес­ли толь­ко ты не был спе­ци­аль­но приз­ван к это­му Бо­гом и не очис­тил свое сер­дце от страс­тей. Но ес­ли об­ра­тить­ся к древ­ним От­цам, то их мне­ние по дан­но­му по­воду бу­дет еще бо­лее ка­тего­рич­ным:

Ни­кому не выс­тавляй на вид ка­ких-ли­бо его не­дос­татков, ни по ка­кой при­чине. …Не уко­ряй бра­та сво­его, хо­тя бы ты ви­дел его на­руши­телем всех за­пове­дей, ина­че и сам впа­дешь в ру­ки вра­гов сво­их.

Пре­подоб­ный Ан­то­ний Ве­ликий

Пок­рой сог­ре­ша­юще­го, ес­ли нет те­бе от се­го вре­да: и ему при­дашь бод­рости, и те­бя под­держит ми­лость Вла­дыки тво­его.

Пре­подоб­ный Иса­ак Си­рин

Ни­кого не уко­ряй, ибо не зна­ешь, что слу­чит­ся с са­мим то­бою. …Из­ре­ки сло­во уте­шения ду­ше не­ради­вой, и Гос­подь под­кре­пит сер­дце твое.

Пре­подоб­ный Еф­рем Си­рин

Од­нажды бра­тия спро­сили пре­подоб­но­го Пи­мена Ве­лико­го: «Ав­ва, сле­ду­ет ли, ви­дя сог­ре­шение бра­та, умол­чать и пок­рыть грех его?» — «Сле­ду­ет, — от­ве­чал пре­подоб­ный Пи­мен. — Ес­ли пок­ро­ешь грех бра­та, то и Бог пок­ро­ет твой грех».

— Но ка­кой же от­вет ты дашь Бо­гу, что, уви­дев сог­ре­ша­юще­го, не об­ли­чил его? — сно­ва спро­сили у не­го. Он от­ве­чал: «Я ска­жу: «Гос­по­ди! Ты по­велел преж­де вы­нуть брев­но из сво­его гла­за, а по­том из­вле­кать су­чок из гла­за бра­та — я ис­полнил по­веле­ние Твое».

И ес­ли в воп­ро­се об­ли­чения греш­ни­ков мы не по­жела­ем упо­доб­лять­ся Пи­мену Ве­лико­му, то с боль­шой сте­пенью ве­ро­ят­ности рис­ку­ем упо­добить­ся Ми­ха­илу Са­мю­эле­вичу Па­ников­ско­му, ко­торый, об­ли­чая бух­галте­ра Бер­ла­гу, ти­хо ра­довал­ся то­му, что на све­те есть лич­ности еще бо­лее жал­кие и нич­тожные, чем он сам.

То, что труд­нее все­го

Ког­да ду­шев­но­боль­ной че­ловек на выс­тавке об­лил кис­ло­той и из­ре­зал но­жом по­лот­но Рем­брандта, ни­кому не приш­ло в го­лову усом­нить­ся в ху­дожес­твен­ных дос­то­инс­твах изу­родо­ван­ной кар­ти­ны. Все по­нима­ли, что да­же в та­ком, пов­режден­ном ви­де, она все рав­но ос­та­ет­ся вы­да­ющим­ся тво­рени­ем ве­лико­го ху­дож­ни­ка. По­это­му ее не выб­ро­сили на свал­ку, а бе­реж­но от­рестав­ри­рова­ли, ста­ра­ясь сох­ра­нить уце­лев­шие фраг­менты и вос­ста­новить унич­то­жен­ные. Та­кое тре­пет­ное от­но­шение к про­из­ве­дению ис­кусс­тва по­нят­но да­же нес­пе­ци­алис­ту и не тре­бу­ет осо­бых ком­мента­ри­ев.

Но ведь точ­но так же и лю­бой че­ловек яв­ля­ет­ся вы­да­ющим­ся тво­рени­ем Бо­жи­им, хо­тя и пов­режден­ным гре­хом и дь­яво­лом, но все же — прек­расным и чис­тым в сво­ей ос­но­ве. И да­же тот факт, что че­ловек сам ка­лечит се­бя собс­твен­ны­ми гре­хами, не мо­жет слу­жить ос­но­вани­ем для его осуж­де­ния. Мож­но ли осуж­дать без­но­гого ин­ва­лида за его увечье, да­же ес­ли со­вер­шенно точ­но зна­ешь, что но­ги он от­мо­розил спь­яну? На­вер­ное, мож­но, но толь­ко в том слу­чае, ес­ли у са­мого осуж­да­юще­го от­мо­роже­но сер­дце.

Пре­подоб­ный И­оанн Лес­твич­ник пи­сал: «Ес­ли бы ты уви­дел ко­го-ли­бо сог­ре­ша­юще­го да­же при са­мом ис­хо­де ду­ши из те­ла, то и тог­да не осуж­дай его; ибо суд Бо­жий не­из­вестен лю­дям. Не­кото­рые яв­но впа­дали в ве­ликие сог­ре­шения, но боль­шие доб­ро­дете­ли со­вер­ша­ли втай­не; и те, ко­торые лю­били ос­ме­ивать их, об­ма­нулись, го­ня­ясь за ды­мом и не ви­дя сол­нца».

К со­жале­нию, в ми­ре очень мно­го зла. По­это­му го­нять­ся за ды­мом чу­жих гре­хов мож­но всю жизнь, но ведь сов­сем не для это­го она бы­ла нам да­на.

В сказ­ке фран­цуз­ско­го лет­чи­ка Ан­ту­ана Эк­зю­пери оди­нокий ко­роль го­ворит Ма­лень­ко­му Прин­цу уди­витель­ные сло­ва: «…су­ди сам се­бя. Это са­мое труд­ное. Се­бя су­дить ку­да труд­нее, чем дру­гих. Ес­ли ты су­ме­ешь пра­виль­но су­дить се­бя, зна­чит, ты по­ис­ти­не мудр». Хрис­ти­анс­тво при­зыва­ет лю­дей имен­но к та­кой муд­рости — на­учить­ся осуж­дать лишь собс­твен­ные гре­хи, ос­тавляя чу­жие ошиб­ки и не­совер­шенс­тва пра­вед­но­му и ми­лосер­дно­му су­ду Бо­жию.

 

 

За­чем сов­ре­мен­но­му че­лове­ку хрис­ти­анс­тво?

В по­ис­ках люб­ви

 

Пись­мо в ре­дак­цию: Гос­подь го­ворил, что есть за­поведь — воз­лю­би Гос­по­да и ближ­не­го как са­мого се­бя. А ес­ли че­ловек не уме­ет лю­бить ни ближ­них, ни се­бя, ну нет у не­го та­кого опы­та, ес­ли он вы­рос во враж­дебной сре­де, сре­ди не­навис­ти и ко­рыс­ти?… Не бы­ло та­кого опы­та в род­ной семье, где все друг дру­га не­нави­дели или ис­поль­зо­вали, не бы­ло его и по­том, (так сло­жилось, дол­го рас­ска­зывать)… Как же это­му на­учить­ся? И воз­можно ли на­учить­ся лю­бить, ес­ли не по­нима­ешь, что это оз­на­ча­ет? Как за­поведь эту ис­полнить, ес­ли этот гла­гол ни о чём не го­ворит…

Три бан­кро­та

Как это ни пе­чаль­но приз­на­вать, но нес­по­соб­ность лю­бить яв­ля­ет­ся об­щим ди­аг­но­зом для все­го че­лове­чес­тва. Что­бы убе­дить­ся в этом, сов­сем не­обя­затель­но заг­ля­дывать в ду­шу всем и каж­до­му. Да­же са­мый по­вер­хностный взгляд на ис­то­рию лю­бого на­рода, да и на ми­ровую ис­то­рию в це­лом, при­водит к не­уте­шитель­но­му вы­воду: лю­ди го­раз­до бо­лее склон­ны оби­жать и му­чить друг дру­га, чем — лю­бить. Вой­ны, ре­волю­ции, кро­вавые меж­до­усо­бицы, убий­ства, на­силие… На этом ис­то­ричес­ком фо­не сам раз­го­вор о люб­ви к ближ­не­му мо­жет по­казать­ся лишь не­кой воз­вы­шен­ной иде­ей, так и не осу­щест­влен­ной на прак­ти­ке.

Но не од­на толь­ко ис­то­рия да­ет по­вод к по­доб­но­му пес­си­миз­му.

Ли­тера­тура так­же пред­став­ля­ет нам це­лый ряд ге­ро­ев, чья нес­по­соб­ность лю­бить яв­ля­ет­ся их глав­ной ху­дожес­твен­ной ха­рак­те­рис­ти­кой.

Тут и мо­лодой по­веса Ев­ге­ний Оне­гин, с хо­лод­ной лег­костью от­вер­гший ис­крен­нее и чис­тое чувс­тво про­вин­ци­аль­ной де­вуш­ки, а пос­ле — не­весть с че­го вдруг зас­тре­лив­ший сво­его луч­ше­го дру­га. Тут и от­важный Гри­горий Алек­сан­дро­вич Пе­чорин, с по­мощью не­хит­рой, но под­лой ин­три­ги по­хитив­ший нес­час­тную чер­кес­скую княж­ну, ко­торая на­до­ела ему спус­тя че­тыре ме­сяца и вы­нуж­де­на бы­ла сво­ей жизнью зап­ла­тить за ро­ман­ти­чес­кие за­бавы ску­ча­юще­го ис­ка­теля прик­лю­чений.

Но ес­ли от­сутс­твие спо­соб­ности к люб­ви у этих двух ге­ро­ев рус­ской ли­тера­туры еще мож­но как-то по­пытать­ся объ­яс­нить схо­жестью их ха­рак­те­ров и об­щей нак­лонностью к ску­ке, то тре­тий пер­со­наж, ко­торо­го хо­телось бы упо­мянуть в этой свя­зи, нап­рочь вы­вали­ва­ет­ся из по­доб­но­го объ­яс­не­ния.

Жиз­не­радос­тный про­хин­дей Ос­тап Бен­дер — ки­пучий, де­ятель­ный и сов­сем нес­клон­ный к са­моко­панию, как это ни стран­но, в от­но­шени­ях с жен­щи­нами с точ­ностью пов­то­ря­ет «под­ви­ги» сво­их ли­тера­тур­ных пред­шес­твен­ни­ков, упо­мяну­тых вы­ше. Сна­чала, по­доб­но Пе­чори­ну (влю­бив­ше­му в се­бя Ме­ри, а за­тем, бро­сив­ше­му ее), Ве­ликий Ком­би­натор по­зор­но убе­га­ет от по­любив­шей его до­чери ста­рого ре­бус­ни­ка, а пос­ле, (как и проз­ревший к кон­цу ро­мана Оне­гин), бе­зус­пешно пы­та­ет­ся на­пом­нить ос­тавлен­ной им де­вуш­ке о ее бы­лой люб­ви.

Два са­мых из­вес­тных ли­тера­тур­ных ме­лан­хо­лика и ве­селый жу­лик ока­зались уди­витель­но по­хожи в сво­ей нес­по­соб­ности лю­бить. В чем же тут де­ло? По­чему столь раз­ные ти­пы лю­дей в важ­ней­шей сфе­ре сво­его бы­тия ока­зыва­ют­ся так оди­нако­во и фа­таль­но не­сос­то­ятель­ны­ми?

Рас­суждать об этом с раз­личных то­чек зре­ния мож­но до­воль­но дол­го. Од­на­ко ес­ли об­ра­тить­ся к хрис­ти­анс­тву, от­вет на та­кой воп­рос най­ти сов­сем нес­ложно.

Как те­ря­ют лю­бовь

В Еван­ге­лии Хрис­тос яс­но го­ворит, что по­теря люб­ви яв­ля­ет­ся пря­мым следс­тви­ем ук­ло­нения че­лове­ка от ис­полне­ния за­пове­дей Бо­жи­их: …по при­чине ум­но­жения без­за­кония, во мно­гих ох­ла­де­ет лю­бовь (Мф 24:12). Здесь очень важ­но уточ­нить, что са­мо сло­во «без­за­коние» в от­но­шении за­пове­дей име­ет не юри­дичес­кий смысл по прин­ци­пу: ты на­рушил за­кон, Бог те­бя за это на­кажет. Хрис­ти­анс­тво го­ворит сов­сем о дру­гом, ду­хов­ном за­коне, ко­торый пра­виль­нее бы­ло бы со­пос­та­вить с за­кона­ми фи­зики, хи­мии, би­оло­гии и лю­бой дру­гой ес­тес­твен­ной на­уки. Ведь ес­ли че­ловек на­рушая за­коны собс­твен­но­го ес­тес­тва по­пыта­ет­ся сесть на рас­ка­лен­ную пли­ту, ли­зать же­лезо на мо­розе или пить сер­ную кис­ло­ту, то вряд ли ко­му-ли­бо при­дет в го­лову наз­вать пе­чаль­ные, но впол­не ес­тес­твен­ные пос­ледс­твия та­кого без­за­кония — на­каза­ни­ем Бо­жи­им. То же са­мое про­ис­хо­дит, ког­да че­ловек пре­неб­ре­га­ет ду­хов­ны­ми за­кона­ми сво­его бы­тия. В сущ­ности, все за­пове­ди Еван­ге­лия как раз и яв­ля­ют­ся та­кими за­кона­ми, в ко­торых да­ны вов­се не ка­кие-то фор­маль­ные и внеш­ние по от­но­шению к че­лове­ку тре­бова­ния. Нет, в за­пове­дях Гос­подь лишь от­кры­ва­ет нам прин­ци­пы здо­рово­го су­щес­тво­вания на­шей ду­хов­ной при­роды, не­кую нор­му че­ловеч­ности, при соб­лю­дении ко­торой че­ловек не бу­дет вре­дить собс­твен­но­му ес­тес­тву. Ну, в са­мом де­ле, раз­ве вы­зовет у ко­го-то про­тест ут­вер­жде­ние о том, нап­ри­мер, что за­висть или оби­да на­носят вред, преж­де все­го — са­мому че­лове­ку? Или, что гнев­ли­вый че­ловек сам се­бе уко­рачи­ва­ет жизнь? Да лю­бая, да­же са­мая да­лекая от хрис­ти­анс­тва пси­холо­гичес­кая шко­ла бе­зого­вороч­но под­твер­дит се­год­ня ис­тинность этих мыс­лей! Сло­ва «грех» и «без­за­коние» в Еван­ге­лии оз­на­ча­ют на­руше­ние прин­ци­пов нор­маль­но­го че­лове­чес­ко­го су­щес­тво­вания, ко­торое не­из­бежно вле­чет за со­бой стра­дание, раз­ру­шение, смерть.

В сущ­ности, все за­пове­ди лишь вы­яв­ля­ют раз­личные гра­ни глав­но­го при­зыва Еван­ге­лия, ко­торый, на­вер­ное, из­вестен лю­бому куль­тур­но­му че­лове­ку …лю­бите друг дру­га (Ин 34:13). Ведь на то­го, ко­го лю­бишь, не ста­нешь гне­вать­ся, ему не бу­дешь за­видо­вать, прос­тишь ему лю­бую оби­ду и ни­ког­да не возь­мешь­ся его осуж­дать. Та­ким об­ра­зом, в за­пове­дях из­ло­жены не ка­кие-то, пус­кай воз­вы­шен­ные, но от­вле­чен­ные ис­ти­ны, а — прин­ци­пы де­ятель­но­го про­яв­ле­ния той са­мой люб­ви, ко­торой нам так не хва­та­ет в на­шей жиз­ни. Но что же про­ис­хо­дит, ес­ли че­ловек на­руша­ет эти прин­ци­пы? Об этом нет­рудно до­гадать­ся по не­хит­рой ана­логии: а что бы­ва­ет, ког­да че­ловек на­руша­ет за­коны фи­зики и пы­та­ет­ся раз­жечь кос­тер по­силь­нее, усер­дно по­ливая его во­дой? От­вет оче­виден: огонь по­гас­нет. Ров­но то же са­мое про­ис­хо­дит и с лю­бовью в сер­дцах тех лю­дей, ко­торые нор­мой сво­ей жиз­ни сде­лали на­руше­ние за­кона люб­ви, то есть — грех.

И ес­ли вни­матель­но рас­смот­реть ли­тера­тур­ные ис­то­рии жиз­ни Оне­гина, Пе­чори­на и Ос­та­па Бен­де­ра, то при­чину их нес­по­соб­ности к люб­ви уви­деть сов­сем нес­ложно.

Так, по сло­вам Пуш­ки­на, бед­ный Ев­ге­ний са­мые чис­тые и ес­тес­твен­ные по­рывы мо­лодос­ти пот­ра­тил на блуд­ные по­хож­де­ния и бес­ко­неч­ные лю­бов­ные ин­триж­ки

…в пер­вой юнос­ти сво­ей
Был жер­твой бур­ных заб­лужде­ний
И не­обуз­данных страс­тей.

За во­семь лет та­кой бес­по­рядоч­ной жиз­ни Оне­гин до­вел се­бя до весь­ма пе­чаль­но­го сос­то­яния, ког­да жен­щи­на пе­рес­та­ла быть для не­го тай­ной, же­лан­ной целью и ра­дос­тным от­кры­ти­ем:

В кра­савиц он уж не влюб­лялся,
А во­лочил­ся как-ни­будь;
От­ка­жут — ми­гом уте­шал­ся;
Из­ме­нят — рад был от­дохнуть.
Он их ис­кал без упо­енья,
А ос­тавлял без со­жаленья,
Чуть пом­ня их лю­бовь и злость.

Еще страш­нее выг­ля­дит внут­ренняя жизнь Пе­чори­на, вер­нее, то, что он сам сде­лал с этой сво­ей жизнью. Ведь не так уж и ли­цеме­рит Гри­горий Алек­сан­дро­вич, ког­да, ри­су­ясь пе­ред княж­ной Мэ­ри, про­гова­рива­ет свое жиз­ненное кре­до: «Я был го­тов лю­бить весь мир, — ник­то ме­ня не по­нял: и я вы­учил­ся не­нави­деть». Здесь ге­рой чес­тно приз­на­ет лю­бовь ко все­му ми­ру — нор­маль­ным сос­то­яни­ем здо­рово­го, не­ис­порчен­но­го че­лове­ка. Прав­да, ви­ну за ут­ра­ту им это­го здо­рово­го сос­то­яния Пе­чорин пы­та­ет­ся пол­ностью пе­рело­жить на ок­ру­жа­ющих. Но путь этот ту­пико­вый и бес­плод­ный. Ведь ес­ли мою ду­шу ис­ка­лечи­ли дру­гие лю­ди, зна­чит, и при­водить ее в по­рядок дол­жен не я, а они. Собс­твен­но, та­кой вы­вод и де­ла­ет Лер­монтов­ский ге­рой: «…ес­ли б все ме­ня лю­били, я в се­бе на­шел бы бес­ко­неч­ные ис­точни­ки люб­ви». Пос­та­вив спо­соб­ность к люб­ви в за­виси­мость от нравс­твен­ности ок­ру­жа­ющих, Пе­чорин пол­ностью от­сек для се­бя воз­можность ис­це­ления, и при­шел в по­ис­ти­не ужас­ное сос­то­яние, ког­да стра­дания дру­гого че­лове­ка, да и са­ма жизнь его, ста­новят­ся лишь за­бавой, топ­ли­вом для эмо­ций, хоть как-то те­ребя­щих ле­дяное сер­дце «Ге­роя на­шего вре­мени»:

«А ведь есть не­объ­ят­ное нас­лажде­ние в об­ла­дании мо­лодой, ед­ва рас­пустив­шей­ся ду­ши! Она как цве­ток, ко­торо­го луч­ший аро­мат ис­па­ря­ет­ся навс­тре­чу пер­во­му лу­чу сол­нца; его на­до сор­вать в эту ми­нуту и, по­дышав им до­сыта, бро­сить на до­роге: авось кто-ни­будь под­ни­мет! Я чувс­твую в се­бе эту не­насыт­ную жад­ность, пог­ло­ща­ющую все, что встре­ча­ет­ся на пу­ти; я смот­рю на стра­дания и ра­дос­ти дру­гих толь­ко в от­но­шении к се­бе, как на пи­щу, под­держи­ва­ющую мои ду­шев­ные си­лы. Сам я боль­ше не спо­собен бе­зумс­тво­вать под вли­яни­ем страс­ти; чес­то­любие у ме­ня по­дав­ле­но об­сто­ятель­ства­ми, но оно про­яви­лось в дру­гом ви­де, ибо чес­то­любие есть не что иное как жаж­да влас­ти, а пер­вое мое удо­воль­ствие — под­чи­нять мо­ей во­ле все, что ме­ня ок­ру­жа­ет; воз­буждать к се­бе чувс­тво люб­ви, пре­дан­ности и стра­ха — не есть ли пер­вый приз­нак и ве­личай­шее тор­жес­тво влас­ти? Быть для ко­го-ни­будь при­чиною стра­даний и ра­дос­тей, не имея на то ни­како­го по­ложи­тель­но­го пра­ва, — не са­мая ли это слад­кая пи­ща на­шей гор­дости? А что та­кое счастье? На­сыщен­ная гор­дость».

Счастье как — на­сыщен­ная гор­дость! Бед­ный Пе­чорин… Ес­ли бы он толь­ко знал, что гор­дость в прин­ци­пе не­насы­ща­ема и ни­ког­да не удов­летво­рить­ся тем сос­то­яни­ем, в ко­тором на­ходит­ся че­ловек, сколь бы вы­соко он не воз­несся. По уче­нию Цер­кви, нет бо­лее страш­но­го на­руше­ния за­кона люб­ви, чем гор­дость, мед­ной сте­ной от­де­ля­ющая че­лове­ка от все­го ми­ра, от дру­гих лю­дей и от Са­мого Бо­га. Что­бы убе­дить­ся в ис­тиннос­ти это­го ут­вер­жде­ния, дос­та­точ­но прос­то пе­речи­тать страш­ные стро­ки из днев­ни­ка Пе­чори­на, при­веден­ные вы­ше.

Ну а не­уто­мимый охот­ник за де­неж­ны­ми зна­ками, Ос­тап Бен­дер, ли­шил се­бя спо­соб­ности к люб­ви иным ме­тодом, прав­да, не ме­нее раз­ру­шитель­ным, чем блуд или гор­дость. На что же этот сим­па­тич­ный ли­тера­тур­ный ге­рой пот­ра­тил весь пыл сво­ей энер­гичной на­туры, ку­да упот­ре­бил та­лан­ты, ко­торы­ми так щед­ро на­дели­ли его ав­то­ры? Об этом, луч­ше все­го ска­зал сам Ве­ликий Ком­би­натор в пре­тен­ци­оз­ной эпи­тафии са­мому се­бе: «Он лю­бил и стра­дал. Лю­бил день­ги и стра­дал от их не­дос­татка». Впол­не от­кро­вен­ный и точ­ный ди­аг­ноз. Лю­бовь к день­гам в хрис­ти­ан­ской тра­диции но­сит наз­ва­ние среб­ро­любия. А о том, ка­кую раз­ру­ху про­из­во­дит среб­ро­любие в ду­ше че­лове­ка пря­мо ска­зано в од­ном из пос­ла­ний апос­то­ла Пав­ла: А же­ла­ющие обо­гащать­ся впа­да­ют в ис­ку­шение и в сеть и во мно­гие без­рассуд­ные и вред­ные по­хоти, ко­торые пог­ру­жа­ют лю­дей в бедс­твие и па­губу; ибо ко­рень всех зол есть среб­ро­любие, ко­торо­му пре­дав­шись, не­кото­рые… са­ми се­бя под­вер­гли мно­гим скор­бям. (1 Тим 6:9-10)

В эту ко­рот­кую ци­тату пол­ностью ук­ла­дыва­ет­ся вся тра­гико­мичес­кая ис­то­рия Ос­та­па Бен­де­ра. Ис­то­рия че­лове­ка, ко­торый в по­гоне за день­га­ми рас­тра­тил свои мно­гочис­ленные спо­соб­ности и энер­гию мо­лодос­ти, не соз­дал семьи, не при­об­рел дру­зей… И да­же день­ги, ко­торые он, в кон­це кон­цов, су­мел по­лучить, не сог­ре­ли его ду­шу и не при­нес­ли счастья. По­тому что не мо­жет стать счас­тли­вым тот, кто не спо­собен лю­бить.

Ко­неч­но, все эти ге­рои не бо­лее, чем плод пи­сатель­ской фан­та­зии. Но ведь в том и при­тяга­тель­ность нас­то­ящей ли­тера­туры, что в рас­ска­зе о вы­мыш­ленных ге­ро­ях она по­казы­ва­ет нам та­кие сос­то­яния че­лове­чес­кой ду­ши, на ко­торые уже впол­не ре­аль­но от­зы­ва­ет­ся на­ше сер­дце, на­ша со­весть, наш жиз­ненный опыт. И ес­ли быть с со­бой до кон­ца чес­тным, то мно­гое из то­го, что ли­шило люб­ви Оне­гина, Пе­чори­на и Ос­та­па Бен­де­ра мы в той или иной ме­ре най­дем и в сво­ей жиз­ни.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-04-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 370 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2225 - | 2154 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.