Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Без­нравс­твен­ность на ос­тро­ве




Су­щес­тву­ет из­вес­тный со­физм: что от­ра­жа­ет зер­ка­ло, ког­да в не­го ник­то не смот­рит? От­вет на за­гад­ку па­радок­са­лен и прост — ос­тавлен­ное без прис­мотра зер­ка­ло во­об­ще ни­чего не от­ра­жа­ет, пос­коль­ку сам про­цесс от­ра­жения пред­по­лага­ет на­личие:

1. объ­ек­та,

2. от­ра­жа­ющей по­вер­хнос­ти,

3. субъ­ек­та, вос­при­нима­юще­го это от­ра­жение.

 

С нравс­твен­ностью де­ло об­сто­ит по­хожим об­ра­зом — по­веде­ние че­лове­ка мо­жет быть нравс­твен­ным или без­нравс­твен­ным лишь по от­но­шению к ко­му-ли­бо. Для нравс­твен­ной оцен­ки че­лове­чес­ких пос­тупков ну­жен кто-то, кто смо­жет дать им та­кую оцен­ку со сто­роны. Имея в ви­ду этот факт, от­ли­чие меж­ду ате­ис­ти­чес­кой и хрис­ти­ан­ской мо­ралью уви­деть сов­сем нет­рудно.

Пред­по­ложим, в ре­зуль­та­те ко­раб­лекру­шения че­ловек ока­зал­ся выб­ро­шен на не­оби­та­емый ос­тров, где кро­ме не­го нет ни од­ной жи­вой ду­ши. Мо­жет ли он в та­ких ус­ло­ви­ях со­вер­шить без­нравс­твен­ный пос­ту­пок? В прин­ци­пе — да, мо­жет, но при од­ном неп­ре­мен­ном ус­ло­вии: для это­го он обя­затель­но дол­жен быть ве­ру­ющим че­лове­ком. Стран­но зву­чит? Но ведь ве­ру­ющий всег­да осоз­на­ет се­бя в при­сутс­твии Бо­жи­ем, сле­дова­тель­но, да­же пол­ное оди­ночес­тво вов­се не ос­во­бож­да­ет его от нравс­твен­ных обя­зан­ностей пе­ред Бо­гом, ко­торые он мо­жет соб­лю­дать или на­рушить. Он мо­жет, нап­ри­мер, ра­довать­ся сво­ему спа­сению и бла­года­рить за не­го Бо­га. А мо­жет, нап­ро­тив, — ра­зуве­рить­ся в том, что Бог лю­бит его, впасть в уны­ние, окон­ча­тель­но от­ча­ять­ся и да­же по­кон­чить с со­бой.

А вот для ате­ис­та в по­доб­ной си­ту­ации без­нравс­твен­ное по­веде­ние ока­жет­ся поп­росту не­воз­можным, пос­коль­ку са­мо по­нятие нравс­твен­ности при от­сутс­твии от­но­шений с дру­гими людь­ми те­ря­ет для не­го вся­кое ос­но­вание.

При­мер с не­оби­та­емым ос­тро­вом, ко­неч­но же, все­го лишь — ал­ле­гория. Но раз­ве в на­шей пов­седнев­ной жиз­ни все мы — и ате­ис­ты, и хрис­ти­ане — не ока­зыва­ем­ся то и де­ло в си­ту­аци­ях, ког­да нравс­твен­ную оцен­ку на­шим пос­тупкам дать прос­то не­кому? И там, где хрис­ти­анин зна­ет, что лю­бое его дви­жение ви­дит Гос­подь, не­веру­ющий че­ловек мо­жет счи­тать се­бя аб­со­лют­но сво­бод­ным от чь­его-ли­бо взгля­да и кон­тро­ля. Что же мо­жет пос­лу­жить ос­но­вани­ем для нравс­твен­но­го вы­бора ате­ис­та в си­ту­ации, ког­да он со­вер­шенно точ­но зна­ет, что ник­то и ни­ког­да, ни при ка­ких об­сто­ятель­ствах не уз­на­ет о его пос­тупке?

Сос­та­витель зна­мени­того «Тол­ко­вого сло­варя жи­вого ве­лико­рус­ско­го язы­ка» Вла­димир Даль пи­сал: «Хрис­ти­ан­ская ве­ра зак­лю­ча­ет в се­бе пра­вила са­мой вы­сокой нравс­твен­ности. Нравс­твен­ность ве­ры на­шей вы­ше нравс­твен­ности граж­дан­ской: вто­рая тре­бу­ет толь­ко стро­гого ис­полне­ния за­конов, пер­вая же ста­вит судь­ею со­весть и Бо­га».

Ко­неч­но же, и не­веру­ющий че­ловек мо­жет, как уже бы­ло на­писа­но ра­нее, сле­довать го­лосу собс­твен­ной со­вес­ти. Но ес­ли со­весть вос­при­нима­ет­ся им как од­но из дви­жений его собс­твен­ной пси­хики, то по­чему бы ему прос­то не на­учить­ся уп­равлять ею в со­от­ветс­твии со сво­ими нуж­да­ми точ­но так же, как он уп­равля­ет сво­ей во­лей, же­лани­ями, ра­зумом?

А вот ес­ли он все же счи­та­ет, что пе­ред собс­твен­ной со­вестью у не­го есть не­кие мо­раль­ные обя­затель­ства, зна­чит, он уже пред­по­лага­ет, пус­кай и не­осоз­нанно, на­личие внеш­не­го по от­но­шению к се­бе ис­точни­ка нравс­твен­ной оцен­ки сво­их пос­тупков. От та­кого по­нима­ния со­вес­ти до ве­ры в Бо­га дис­танция сов­сем не­боль­шая, и мно­гие ве­ру­ющие лю­ди приш­ли к Хрис­ту имен­но этим пу­тем.

За­мах и удар

Боль­шинс­тво нравс­твен­ных сис­тем, в ко­неч­ном сче­те, сво­дят­ся к так на­зыва­емо­му зо­лото­му пра­вилу эти­ки: не де­лай дру­гим то­го, че­го не же­ла­ешь се­бе. И ес­ли че­ловек не уби­ва­ет, не во­ру­ет, не из­ме­ня­ет же­не и не про­пива­ет зар­пла­ту, то его об­раз жиз­ни с дос­та­точ­ным ос­но­вани­ем мож­но счи­тать нравс­твен­ным, пос­коль­ку нравс­твен­ность оп­ре­деля­ет­ся ис­клю­читель­но че­рез дей­ствия. Ведь нель­зя же уп­рекнуть ко­го-ли­бо в без­нравс­твен­ности за не­хоро­шие мыс­ли, же­лания или чувс­тва, ко­торые он ни­как не вы­ража­ет. Но, ока­зыва­ет­ся, имен­но этот, не­види­мый для пос­то­рон­них глаз пласт че­лове­чес­ко­го бы­тия хрис­ти­ане как раз и приз­ва­ны воз­де­лывать в се­бе преж­де все­го — по­тому что лю­бой без­нравс­твен­ный пос­ту­пок сна­чала соз­ре­ва­ет в че­лове­чес­кой ду­ше. Еван­ге­лие пря­мо сви­детель­ству­ет об этом сло­вами Хрис­та: Ибо из­внутрь, из сер­дца че­лове­чес­ко­го, ис­хо­дят злые по­мыс­лы, пре­любо­де­яния, лю­боде­яния, убий­ства, кра­жи, ли­хо­имс­тво, зло­ба, ко­варс­тво, не­пот­ребс­тво, за­вис­тли­вое око, бо­гохуль­ство, гор­дость, бе­зумс­тво, — все это зло из­внутрь ис­хо­дит и ос­квер­ня­ет че­лове­ка (Мк 7:21–23).

Уда­ру пред­шес­тву­ет за­мах, зло­му де­лу — со­от­ветс­тву­ющее ус­тро­ение сер­дца. И ес­ли не ос­та­новить в се­бе зло на этом, внут­реннем эта­пе, оно мо­жет выр­вать­ся на­ружу уже в ви­де без­нравс­твен­но­го пос­тупка или прес­тупле­ния. А мо­жет и не выр­вать­ся, но са­мому че­лове­ку от это­го не ста­нет нам­но­го лег­че, ибо не вся­кое зло нап­равле­но вов­не, на дру­гих лю­дей. Ну, к при­меру, ка­кая бе­да ок­ру­жа­ющим от чь­ей-то за­вис­ти? Они мо­гут и не знать о ней вов­се, а вот сам этот нес­час­тный прос­то зе­лене­ет от од­них толь­ко мыс­лей о чу­жом пре­ус­пе­янии и мед­ленно уби­ва­ет се­бя собс­твен­ной страстью. То же са­мое мож­но ска­зать о гор­дости или об уны­нии. Уны­ва­юще­го или гор­до­го че­лове­ка нель­зя наз­вать без­нравс­твен­ным, пос­коль­ку он не при­носит вре­да ни­кому, кро­ме се­бя са­мого. Но, с хрис­ти­ан­ской точ­ки зре­ния, уны­ние и гор­дость — са­мые тя­желые гре­хи, по­тому что имен­но они от­ни­ма­ют у че­лове­ка са­му воз­можность об­ра­тить­ся к Бо­гу за ис­це­лени­ем.

Нет­рудно за­метить, что ни о ка­кой нравс­твен­ности речь в этих слу­ча­ях не идет. Все это от­но­сит­ся уже сов­сем к дру­гой об­ласти на­шего бы­тия — к сфе­ре дей­ствия че­лове­чес­ко­го ду­ха, к ду­хов­ности. От­ли­чие од­но­го от дру­гого хо­рошо по­яс­ня­ют сло­ва Хрис­та, об­ра­щен­ные к уче­никам: Вы слы­шали, что ска­зано древ­ним: не пре­любо­дей­ствуй. А Я го­ворю вам, что вся­кий, кто смот­рит на жен­щи­ну с вож­де­лени­ем, уже пре­любо­дей­ство­вал с нею в сер­дце сво­ем (Мф 5:27–28).

Оче­вид­но, что пре­любо­де­яние (суп­ру­жес­кая из­ме­на) — пос­ту­пок, ко­торо­му мож­но дать со­от­ветс­тву­ющую оцен­ку в ка­тего­ри­ях нравс­твен­ности. Но че­ловек мо­жет вес­ти и впол­не бла­гоп­ристой­ный об­раз жиз­ни, а вот в мыс­лях сво­их пре­давать­ся са­мым раз­но­об­разным ви­дам раз­вра­та. И в этом слу­чае ни­каких об­ви­нений в без­нравс­твен­ности предъ­явить ему уже не­воз­можно, ведь он не де­ла­ет ни­чего пло­хого, а чу­жая ду­ша, как из­вес­тно, — по­тем­ки. Тем не ме­нее, с точ­ки зре­ния хрис­ти­ан­ской ду­хов­ности, та­кой че­ловек на­ходит­ся в ги­бель­ном сос­то­янии. И да­же са­мое бе­зуп­речное в нравс­твен­ном от­но­шении по­веде­ние не при­несет ему ни­какой поль­зы, ес­ли он не на­ведет по­рядок в сво­ей ду­ше и не прек­ра­тит свои по­хаб­ные ме­дита­ции.

Злые мыс­ли ка­лечат че­лове­чес­кое сер­дце так же, как и злые пос­тупки. А то, что ос­та­ет­ся не­види­мым для лю­дей, не­воз­можно скрыть от Бо­га. По­это­му хрис­ти­анс­тво при­зыва­ет лю­дей не прос­то к из­ме­нению по­веде­ния, но преж­де все­го — к пе­реме­не ума и сер­дца, к из­ме­нению нап­равле­ния мыс­лей, чувств и же­ланий. В хрис­ти­ан­ской ас­ке­тике та­кая пе­реме­на на­зыва­ет­ся по­ка­яни­ем, а путь к не­му ле­жит толь­ко че­рез ис­полне­ние за­пове­дей.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-04-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 275 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2395 - | 2152 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.