Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Од­на до­рога в раз­ные сто­роны




 

Пись­мо в ре­дак­цию: Ес­ли хрис­ти­ан­ские за­пове­ди — это оп­ре­делен­ная сис­те­ма нравс­твен­ных тре­бова­ний, то по­чему нель­зя прос­то жить по этой сис­те­ме, по­чему обя­затель­но счи­та­ет­ся, что нуж­но ве­рить в Бо­га, хо­дить в цер­ковь, мо­лить­ся, пос­тить­ся?.. Ведь в сущ­ности, ни­чего но­вого в хрис­ти­ан­ской нравс­твен­ности нет, все это се­год­ня зна­ет лю­бой нор­маль­ный че­ловек. Ког­да на ин­тернет-фо­румах я чи­таю по­леми­ку хрис­ти­ан с ате­ис­та­ми, у ме­ня по­рой воз­ни­ка­ет ощу­щение, буд­то ве­ру­ющие лю­ди «при­вати­зиро­вали» са­мо по­нятие нравс­твен­ности и от­ка­зыва­ют не­веру­ющим в воз­можнос­ти сле­довать доб­ру и из­бе­гать зла. А я знаю мно­гих лю­дей, ко­торые всю свою жизнь про­жили очень чес­тно и по­рядоч­но, но в Бо­га при этом не ве­рят. И ут­вер­ждать, буд­то ате­ист не мо­жет быть нравс­твен­ным че­лове­ком — нес­пра­вед­ли­во.

Илья Сер­ге­евич, г. Тор­жок

Рож­денные в СССР

По­леми­зируя с ате­ис­та­ми, хрис­ти­ане не­ред­ко при­водят в ка­чес­тве ар­гу­мен­та из­вес­тный те­зис Дос­то­ев­ско­го «Ес­ли нет Бо­га, зна­чит все доз­во­лено», имея при этом в ви­ду, что единс­твен­ный ис­точник и га­рант нравс­твен­но­го по­веде­ния в че­лове­ке — его ве­ра. Но это не сов­сем пра­виль­ное по­нима­ние и упот­ребле­ние слов клас­си­ка.

Де­ло в том, что Фе­дор Ми­хай­ло­вич Дос­то­ев­ский пи­сал свои ро­маны в кон­це XIX ве­ка, ког­да рус­ское об­щес­тво еще жи­ло в рус­ле ре­лиги­оз­ной тра­диции, не­отъ­ем­ле­мой частью ко­торой бы­ла нравс­твен­ность. В те вре­мена че­ловек, ут­ра­тив­ший ве­ру в Бо­га, дей­стви­тель­но ока­зывал­ся пе­ред серь­ез­ным соб­лазном: от­вернув­шись от ре­лигии, от­ме­нить для се­бя и все нравс­твен­ные ог­ра­ниче­ния, ко­торые в этой ре­лигии со­дер­жа­лись. Опи­сывая судь­бу нес­час­тно­го Ива­на Ка­рама­зова, Дос­то­ев­ский очень убе­дитель­но по­казал тра­гедию хрис­ти­ани­на, по­теряв­ше­го свою ве­ру.

Но в жиз­ни сов­ре­мен­но­го че­лове­ка со­от­но­шение его ре­лиги­оз­ности и нравс­твен­ности выг­ля­дит сов­сем по-дру­гому. Ны­неш­ний ате­ист в прин­ци­пе не мо­жет нравс­твен­но дег­ра­диро­вать из-за ут­ра­ты ве­ры в Бо­га, пос­коль­ку ве­ры этой ни­ког­да не имел. Нес­коль­ко по­коле­ний со­вет­ских лю­дей бы­ли вос­пи­таны в об­щес­тве, где тра­дици­он­ным от­но­шени­ем к ре­лигии ста­ло во­инс­тву­ющее без­бо­жие. Мысль о том, что «Бо­га нет», вби­валась в соз­на­ние граж­да­нина СССР бук­валь­но с дет­са­дов­ско­го воз­раста. В та­ких ус­ло­ви­ях ре­лигия ни­как не мог­ла быть ос­но­вой нравс­твен­но­го по­веде­ния че­лове­ка. И все же лю­ди лю­били друг дру­га, соз­да­вали семьи, вос­пи­тыва­ли де­тей, объ­яс­няя им, что нуж­но по­могать друг дру­гу, что нель­зя оби­жать сла­бого, ло­мать де­рев­це и му­чить кош­ку. Не­веру­ющие вра­чи са­мо­от­вержен­но бо­ролись за жизнь па­ци­ен­тов, а не­веру­ющие ми­лици­оне­ры и по­жар­ные по­рой жер­тво­вали собс­твен­ной жизнью ра­ди спа­сения ближ­не­го.

В со­вет­ский пе­ри­од ис­то­рии на­шей стра­ны боль­шинс­тво ее жи­телей не име­ло ве­ры, но в нравс­твен­ном от­но­шении жизнь этих не­веру­ющих лю­дей мог­ла быть очень вы­сокой. И с хрис­ти­ан­ской точ­ки зре­ния, в этом нет ни­чего уди­витель­но­го или па­радок­саль­но­го. Пре­подоб­ный Ав­ва До­рофей пи­сал: «Ког­да Бог сот­во­рил че­лове­ка, Он все­ял в не­го неч­то Бо­жес­твен­ное, как бы не­кото­рый по­мысл, ко­торый прос­ве­ща­ет ум и по­казы­ва­ет ему, что доб­рое, и что злое, — сие на­зыва­ет­ся со­вестью, а она есть — нравс­твен­ный за­кон».

Да, ате­ист не ве­рит в Бо­га, не ве­рит в сот­во­рение че­лове­ка Бо­гом, и, ко­неч­но же, не мо­жет ве­рить, что нравс­твен­ное чувс­тво бы­ло вло­жено в на­ше ес­тес­тво Твор­цом. Но са­мо-то нравс­твен­ное чувс­тво из-за это­го не­верия ни­куда у не­го не де­валось, оно су­щес­тву­ет в нем точ­но так же не­зави­симо от его ре­лиги­оз­ных воз­зре­ний, как, нап­ри­мер, спо­соб­ность ду­мать или го­ворить.

Че­ловек мо­жет не ве­рить в ме­те­оп­рогноз. Но, ус­лы­шав по ра­дио штор­мо­вое пре­дуп­режде­ние, он, ско­рее все­го, от­ме­нит зап­ла­ниро­ван­ную мор­скую про­гул­ку, нев­зи­рая на все свое скеп­ти­чес­кое от­но­шение к пред­ска­зани­ям по­годы. Так и со­весть, по­доб­но при­ем­ни­ку, нас­тро­ен­но­му на нуж­ную вол­ну, пре­дуп­режда­ет че­лове­ка о без­нравс­твен­ности тех или иных его пос­тупков, да­же ес­ли тот не зна­ет и не же­ла­ет знать, от­ку­да при­ходит к не­му этот сиг­нал. Чувс­тво люб­ви и сос­тра­дания, от­вра­щение ко лжи, во­ровс­тву и на­силию, прос­тое же­лание доб­ра дру­гим лю­дям — все это при­сутс­тву­ет в каж­дом из нас, не­зави­симо от на­ших ре­лиги­оз­ных убеж­де­ний, и хрис­ти­анс­тво ни­ког­да не ут­вер­жда­ло об­ратно­го. В Но­вом За­вете апос­тол Па­вел пря­мо го­ворит, что нравс­твен­ный за­кон яв­ля­ет­ся свой­ством при­роды че­лове­ка: …сла­ва и честь и мир вся­кому, де­ла­юще­му доб­рое… ибо ког­да языч­ни­ки, не име­ющие за­кона, по при­роде за­кон­ное де­ла­ют, то, не имея за­кона, они са­ми се­бе за­кон: они по­казы­ва­ют, что де­ло за­кона у них на­писа­но в сер­дцах, о чем сви­детель­ству­ет со­весть их и мыс­ли их, то об­ви­ня­ющие, то оп­равды­ва­ющие од­на дру­гую (Рим 2:10–15).

Хрис­ти­ане на­зыва­ют со­весть гла­сом Бо­жи­им в ду­ше че­лове­ка, ко­торый сам, быть мо­жет, и не ве­рит в Бо­га, но при этом, по сло­вам апос­то­ла, тво­рит доб­ро, по­тому что слы­шит Его по­веле­ния в собс­твен­ной со­вес­ти. «Без­божный» и «бес­со­вес­тный» — вов­се не си­нони­мы, а нравс­твен­ность сов­сем не обя­затель­но яв­ля­ет­ся следс­тви­ем ре­лиги­оз­ности.

И сло­ва «…ес­ли Бо­га нет, зна­чит, все доз­во­лено», не­ос­то­рож­но ска­зан­ные хрис­ти­ани­ном в ад­рес сво­их не­веру­ющих ро­дите­лей или прос­то лю­дей, еще не при­шед­ших к ве­ре, се­год­ня впол­не мо­гут ока­зать­ся не бла­гочес­ти­вым ар­гу­мен­том в спо­ре, а са­мым обык­но­вен­ным хамс­твом.

Но в та­ком слу­чае, чем же от­ли­ча­ет­ся хрис­ти­ан­ская жизнь по Еван­ге­лию от нравс­твен­ности не­веру­юще­го че­лове­ка?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-04-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 246 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2406 - | 2286 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.029 с.